Если судить по одному только внешнему виду, то Fujifilm X-T10 легко принять за флагманскую модель — она довольно сильно похожа на старшую в семействе камеру X-T1, которая ощутимо дороже. Однако при оценке заявленных характеристик новинка кажется схожей с более доступной моделью X-E2, у которой и корпус не из магниевого сплава, и дисплей не наклонный, и органов управления меньше. В общем, сразу видно, что производитель попытался заполнить нишу между X-E2 и X-T1, которая была весьма внушительной. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, ведь Fujifilm вышла на рынок беззеркалок с некоторым запозданием и первые шаги сделала лишь в 2011 году, поэтому модельный ряд всё ещё трудно назвать стройным. Впрочем, Sony со своими «беззеркалками» вышла на стартовую дорожку немногим ранее, но её модельный ряд уже успел не только сформироваться, но и претерпеть существенные видоизменения. Однако вернемся к Fujifilm X-T10.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Fujifilm X-T10 |
Сенсор изображения |
23,6 мм × 15,6 мм (APS-C) X-Trans II CMOS |
Эффективное количество точек, Мп |
16,3 |
Формат сохранения изображения |
Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW Видео: MOV (H.264) |
Объектив |
Сменный объектив Fujinion Super EBC XC 16-50 mm 1:3,5-5,6 OIS II в комплекте |
Размер кадра в пикселях |
Фотокадр: L:(3:2) 4896 × 3264, (16:9) 4896 × 2760, (1:1) 3264 × 3264; M:(3:2) 3456 × 2304, (16:9) 3456 × 1944, (1:1) 2304 × 2304; S:(3:2) 2496 × 1664, (16:9) 2496 × 1408, (1:1) 1664 × 1664. Видео: до 1920 × 1080, 1280 × 720 |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте |
AUTO (с максимальным значением ISO 6400) Эквивалент ISO 200–6400 (стандартная чувствительность на выходе); Расширенный диапазон чувствительности: эквивалент ISO 100, 12800, 25600 и 51200 |
Диапазон выдержек, секунд |
Режим P: от 1/4 с до 1/4000 с Остальные режимы: от 30 с до 1/4000 с Длительная (Bulb): (макс. 60 мин.) Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/180 с или менее |
Экспозамер, режимы работы |
TTL-замеры в 256 зонах, мульти/точечная/средняя |
Экспокоррекция |
+/- 3 EV с шагом 1/3 ступени |
Встроенная вспышка |
Ведущее число 7 при ISO 200 |
Автоспуск, с |
2/10 |
Устройство хранения информации |
SD / SDHC / SDXC(UHS-II) |
ЖК-дисплей |
ЖК-дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешение 920 тыс. точек |
Видоискатель |
Цветной OLED-видоискатель с диагональю 0,39 дюйма, разрешение прибл. 2 360 тыс. точек |
Интерфейсы |
HDMI, USB, внешний микрофон |
Дополнительно |
Модуль Wi-Fi |
Питание |
Литий-ионный аккумулятор NP-W126, 8,7 Вт*ч |
Габариты, мм |
118,4 × 82,8 × 40,8 |
Масса, г |
381 (вкл. батарею и карту памяти) 331 (только корпус) |
⇡#Комплект поставки и дополнительные опции
Камеры Fujifilm из раза в раз попадают к нам на тестирование без коробки и с минимумом опций — это традиция. В случае T10 был предоставлен аккумулятор, зарядное устройство, наплечный ремень и комплектный объектив Fujinion Super EBC XC 16-50 mm 1:3,5-5,6 OIS II. Впрочем, коробочные образцы не сильно отличаются: помимо перечисленного, они имеют в комплекте дата-кабель, руководство пользователя, а также диск с дополнительным ПО и электронной версией полного руководства пользователя.
⇡#Внешний вид и удобство использования
Корпус новинки выполнен из магниевых сплавов, что в фототехнике всегда считалось признаком некой «премиальности» или по крайней мере особенного статуса. Чаще всего магниевый корпус достаётся только топовым моделям фотоаппаратов. Впрочем, T10 фактически является представителем именно дорогого сегмента «беззеркалок» — на момент тестирования за комплектацию с базовым объективом в рознице просили без малого 65 тыс. рублей. Приблизительно столько же стоят Olympus OM-D E-M5 и Panasonic DMC-G7, которые, кстати, премиального металла лишены. Корпус X-T10 довольно тонкий – всего 40,8 мм, тогда как основные конкуренты толще, а похожий на зеркалку Panasonic DMC-G7 — так и вовсе пухленький.
Примечательно и то, что T10 легче основных конкурентов. Исключением является только существенно более доступный, но схожий по характеристикам Sony ILCE-6000. Качество сборки высокое — придраться не к чему в принципе. Разве что фанатам марки стоит пореже смотреть на брюшко, где красуется наклейка Made in Thailand. На качестве сборки это совершенно не отражается, но всё же досадно, что, например, более доступная E-M1 собирается на родных японских островах, а T10 – на тайском заводе. Благодаря резиновому покрытию лицевой панели, а также небольшой рукоятке и выступу на тыльной стороне под большой палец, держать фотоаппарат довольно легко и удобно. Более того, за счет этих самых выступов с камерой удобно работать и одной рукой.
Лицевая часть T10 довольно загружена, что не характерно для большинства «беззеркалок»: тут, помимо байонета объектива, находится лицевой диск управления, светодиод индикации таймера спуска затвора (он же – подсветка автофокуса), а также пара встроенных микрофонов и трёхпозиционный переключатель режимов работы фокусировки (единичное срабатывание, следящий и ручной).
С тыла элементов тоже довольно много, но они, во-первых, рассредоточены по всей поверхности, а во-вторых, сами не слишком большого размера, так что задняя поверхность не кажется перегруженной. Итак, большую часть занимает наклонный экран, над которым находится видоискатель, дополненный датчиком приближения, регулятором диоптрий и клавишей переключения между видоискателем и дисплеем. Чуть левее разместились клавиши удаления и перехода в режим просмотра. То, что их сослали в дальний угол, не влияет на удобство использования, ведь эти кнопки нужны только в режиме просмотра, когда обе руки свободны. Правее видоискателя находятся клавиши блокировки автофокуса и автоэкспозиции, а также тыльный диск управления. Ниже нашлось место для кнопок перехода в быстрое меню, смены режима отображения дисплея, программируемой клавиши, а также четырех клавиш навигации, формирующих кольцо, по центру которого установлена кнопка входа в основное меню/подтверждения ввода.
Верхняя часть корпуса загружена настолько, что просто в глазах рябит, — неопытному пользователю потребуется время на привыкание. По центру находится «горячий башмак» — этакой вишенкой на торте из встроенной вспышки. Однако вспышка столь мала, что в сложенном состоянии совершенно не бросается в глаза. Чуть левее установлен диск выбора режима протяжки, дополненный рычажком замка вспышки. Правее установлен характерный для «беззеркалок» Fujifilm диск выдержек. Конечно, весь диапазон выдержек с шагом в треть ступени на нём уместить не удалось, поэтому производитель ограничился шагом в одну ступень, а промежуточные значения выбираются при помощи диска управления. Диск выдержек также дополнен рычажком перехода в автоматический режим установки параметров экспопары.
Двумя дисками дело не ограничивается: тут же находится диск введения экспосдвига, к сожалению, лишенный светодиодного индикатора, — если его случайно повернуть, заметить это можно только при просмотре отснятого материала. Рядом установлена катастрофически неудобная клавиша видеозаписи и кнопка спуска завтра с рычажком питания. Последняя традиционно для Fujifilm может похвастаться разъёмом для подключения механического спускового тросика. Вроде бы и атавизм, но для камеры, выполненной в стиле ретро, – чрезвычайно важный атавизм. Это как галстук к костюму – без него можно обойтись, но уже не то.
Снизу находится разъём установки на штатив, системный динамик, а также крышка отсеков для аккумулятора и карты памяти. К сожалению, механизм замка крышки не оснащён пружиной, поэтому закрывать его приходится вручную — просто захлопнуть недостаточно.
Правая боковая поверхность пустует, а слева, под пластиковой дверцей, скрыты разъёмы подключения USB- и HDMI-кабелей, а также универсальный разъём подключения внешнего микрофона и проводного пульта дистанционного управления.
⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейс
Дисплей тестируемого фотоаппарата ничем не примечателен – 3 дюйма, как у всех, наклонный, как и у конкурентов, да и разрешение стандартное – 920 тыс. точек. У тех самых конкурентов, кстати, разрешение даже немного больше (от 1037 до 1040 тыс. точек), но заметить эту разницу на 3-дюймовом экране невооружённым глазом практически невозможно. А вот сенсорного слоя, в отличие от конкурентов из лагеря Panasonic и Olympus, у героя материала нет. В остальном дисплей радует – большие углы обзора, хорошая цветопередача, приличный запас яркости и высокая контрастность. Да и защита дисплея не подкачала — даже при сильном давлении по центру экран не заливается радужными разводами. К тому же при падении на дисплей прямых солнечных лучей он остаётся легко читаемым. Да, оценить точность экспозиции в таких условиях крайне сложно, но работать всё же можно.
OLED-видоискатель обладает внушительным разрешением в 2 360 тыс. точек. Точно такое же разрешение у видоискателей фотоаппаратов Panasonic DMC-G7 и Olympus OM-D E-M5, а вот у Sony ILCE-α6000 меньше – 1 440 тыс. точек. Впрочем, тут стоит сделать оговорку: у X-T10 размер матрицы значительно меньше, чем в случае видоискателя Fujifilm X-T1, который обладает тем же разрешением, – 0,39 против 0,5 дюйма. Несмотря на это, видоискатель чрезвычайно удобен в работе. Да, это не гибридный видоискатель, тем не менее перед конкурентами он не пасует. А вот к чему можно придраться, так это к небольшому и твёрдому наглазнику — тут T10 уступает всем конкурентам, включая Sony ILCE-6000.
Меню тестируемой камеры практически не отличается от графического интерфейса других «беззеркалок» Fujifilm. Традиционно оно состоит из основного окна, быстрого меню и основного меню. В главном окне предусмотрено несколько режимов отображения служебной информации, в том числе только служебной, когда сам кадр не показывается. Быстрое меню переставляет из себя матрицу ячеек 4 × 4 с различными параметрами. Быстрый доступ к 16 параметрам – это здорово, но при его выводе визирование невозможно ни при помощи дисплея, ни при помощи видоискателя. Основное меню вполне типичное для камер Fujifilm — чего-то экстраординарного в нём нет. Анимация в меню наличествует, и пусть её немного, но отключить её нельзя. К счастью, она очень быстрая и плавная, поэтому совершенно не отвлекает от процесса съёмки. Ниже для ознакомления с графическим интерфейсом камеры приведено несколько снимков экрана
⇡#Особенности камеры
Разумеется, одна из главных особенностей камеры – это сенсор X-Trans CMOS II. На данный момент явно заметен тренд повального отказа от оптических низкочастотных фильтров. В некоторых камерах с недостатками, вызванными отсутствием низкочастотных фильтров, а именно муаром, не борются вовсе, оставляя постобработку на откуп пользователю, в некоторых камерах используется активная программная обработка, в некоторых аппаратные решения вроде микровибрации матрицы во время экспозиции. Но в Fujifilm пошли своим путём, что, впрочем, для данной компании является привычным делом. Сенсор X-Trans CMOS II отличается оригинальным цветовым фильтром с нерегулярной структурой расположения пикселей, что вовсе устраняет необходимость в использовании оптического низкочастотного фильтра. В общем, проблема муара решена, наверное, наиболее оригинальным способом.
Также стоит отметить фирменную фишку камер Fujifilm – программное расширение динамического диапазона, которое доступно не только в камерах с большим сенсором, но и в компактах. В настройках предусмотрено четыре режима его работы: DR100%, DR200%, DR400% и автоматический режим. Однако доступны данные режимы не всегда. Например, DR200% появляется при ISO 400 и выше, а DR400% работает начиная со значений чувствительности ISO 800. Конечно, воспринимать проценты буквально и ожидать расширения ДД вчетверо не стоит, но всё же толк от применения данной функции есть, что особенно заметно при съёмке объектов на фоне неба в пасмурный день либо на закате/восходе. Матёрые фотографы-плёночники, скорее всего, оценят режим моделирования плёнок Fujifilm. Примечательно, что в настройках предусмотрен режим брекетинга функции моделирования плёнки.
Нельзя не отметить возможность X-T10 снимать панорамы с довольно высоким разрешением – до 2160 × 9600 точек при вертикальном положении камеры и до 9600 × 1440 точек при горизонтальном. В плане удобства использования камера тоже хороша, ведь, во-первых, в процессе съёмки панорамы не приходится удерживать нажатой клавишу спуска, а во-вторых, вместе со строкой прогресса на экране также отображается уровень, который позволяет получить панорамы с корректной линией горизонта. Кроме того, камера совершенно нетребовательна к скорости и равномерности поворота, и даже если немного провести камеру в обратном направлении, то съёмке это не навредит, а «прогресс бар» при обратном движении будет попросту стоять на месте. При съёмке автоматических панорам важно не только удобство процесса съёмки, но и корректность склейки, и тут многое зависит от процессора, алгоритмов обработки полученных изображений и скорости серийной съёмки. Судя по всему, со всем перечисленным в камере полный порядок. Конечно, в плане создания автоматических панорам Fujifilm X-T10 пока не ровня конкурентам от Sony с функцией PanoramaSweep, но отставание уже едва заметно.
Ещё одна важная и популярная нынче особенность – это наличие модуля Wi-Fi. Использование Wi-Fi возможно не только для загрузки отснятого материала на смартфон/планшет или же ПК, но и для съёмки, причём как фото, так и видео. Более того, при помощи смартфона можно не только начинать съёмку, но и управлять различными параметрами (раскрытием диафрагмы, длительностью выдержки, чувствительностью, режимами моделирования плёнки, балансом белого, таймером и режимом работы вспышки).
Передача фото на смартфон организована весьма удобно. Для этого достаточно загрузить бесплатный софт (FUJIFILM Camera Application, FUJIFILM Photo Receiver), подсоединить смартфон к камере — и просматривать отснятый материал на большом экране, причём с возможностью масштабирования, но без сохранения в память мобильного гаджета. При необходимости возможно одновременное копирование на смартфон до 30 фото. Также Wi-Fi-модуль позволяет получать данные о местоположении со смартфона, записывая их в метатеги снимка. Других функций у Wi-Fi-модуля нет, и даже отправка снимков в социальные сети осуществляется при помощи смартфона, тогда как некоторые конкуренты способны не только справляться с этим самостоятельно (для чего необходима поддержка работы в режиме инфраструктуры), но и отправлять электронные письма (например, это умеют «беззеркалки» Samsung). Кроме возможности пересылки фото стоит отметить функцию простановки геотегов. Примечательно то, что для работы данной функции внешний GPS-модуль не требуется — его для камеры попросту и не предусмотрели. Данная функция работает только при подключении камеры к смартфону, оборудованному GPS-приёмником, с которого и снимаются данные. Подход весьма интересный, но не уникальный, ведь к подобной хитрости прибегла не только Fujifilm.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
В рекламных брошюрах производитель неустанно повторяет, что камера при включении питания готова к работе через 0,5 секунды, причём данное утверждение касается практически всех современных «беззеркалок» Fujifilm. Однако всегда имеется сноска, которая включает множество но и если. В нашем случае замер был произведён с комплектным объективом, а не с «фиксом», который указан в сноске. Сразу стоит отметить, что результат замера не совсем точный, потому как метод «зажать и держать клавишу спуска затвора при повороте рычажка» здесь не работает, поэтому при тестировании аппаратов Fujifilm приходится одной рукой многократно быстро нажимать клавишу спуска затвора, а второй рукой поворачивать рычаг питания, что никак не способствует точности. В результате данных манипуляций удалось сделать первый снимок через 1,11 секунды после поворота рычажка питания. В принципе, у родственных камер схожие показатели. Например, X-T1 и X-E2 уложились в 1,09 секунды. В общем, судя по всему, 1,1 секунды — стандартное значение для беззеркальных камер Fujifilm. И это слабенький результат, да и обещанные 0,5 секунды восхищения не вызывают, ведь множество беззеркалок справляется менее чем за треть секунды.
Скорость серийной съёмки составляет 8 кадров в секунду, что является очень хорошим результатом. Однако важна не только скорость, но и длительность серии, которую можно отснять с такой скоростью. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. Первый же замер разочаровал – при съёмке в JPEG камера отсняла на максимальной скорости лишь 13 кадров. От камеры за 65 тысяч рублей мы ждали серий подлиннее. Дальше – больше. В RAW – 9 кадров, а в RAW+JPEG на максимально доступной скорости можно снимать ровно секунду, или 8 кадров. Впрочем, даже X-T1 рекордов не ставил – 36, 22 и 22 кадра соответственно. А вот у более доступного X-E2 результаты в точности такие же, как и у героя этого материала. Видимо, у X-T10, который старательно пытается походить на младшего брата X-T1, буфер точно такой же, как у X-E2. Однако на фоне конкурентов не всё так плохо. Например, Olympus OM-D E-M5 (вторая версия данной камеры к нам в руки пока не попала) при скорости 8 кадров в секунду выдал серии длиной 12 кадров во всех форматах. Panasonic DMC-G6 (DMC-G7 к нам также пока не добрался) при скорости 7 кадров в секунду отснял 12, 7 и 7 кадров соответственно. И только более доступный Sony ILCE-6000 обошел всех – 51, 23 и 22 кадра соответственно, причём на скорости 11 кадров в секунду.
В рекламных проспектах маркетологи Fujifilm часто делают упор на скорость фокусировки, иногда заявляя, что их камера фокусируется быстрее остальных. Конечно, как это всегда бывает, со звёздочками и сносками, но всё равно заявления весьма громкие. В случае X-T10 фраз вроде «самый быстрый» нет, что не мешает говорить о 0,06 секунды, которых хватает на фокусировку. В это хотелось бы верить, ведь у X-T10 гибридный автофокус с фазовой детекцией. Однако на практике этого нет и близко, причём не нужно ничего измерять – это видно невооружённым глазом. Но мы всё-таки измерили.
Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Разумеется, предварительная фокусировка была отключена. Да, этот этот алгоритм помогает ускорить процессв реальных условиях съёмки, но для чистоты эксперимента его стоило отключить. Удивительно, но скорость фокусировки практически не зависит от фокусного расстояния. На длинном конце автоматике потребовалось 0,46 секунды, а на широком угле — на сотую секунды больше. Впрочем, такое различие можно списать на погрешность измерения. Результат, на самом деле, не так уж и плох, ведь время реакции человека на визуальный образ составляет порядка 0,4-0,5 секунды, но всё же это слишком большое отличие от заявленного. В общем, можно сколько угодно подгонять алгоритмы камеры под методику CIPA для демонстрации впечатляющих результатов, но практика всё расставляет на свои места. Да и конкуренты в лице Olympus OM-D E-M5 и Sony ILCE-6000 значительно шустрее. Первый справлялся с заданием за 0,06–0,21 секунды независимо от фокусного расстояния. Конкурент от Sony на широком угле стабильно укладывается в 0,06 секунды, а в телеположении — в 0,09 секунды. Что до фокусировки при слабом освещении, то X-T10 также не ставит рекордов и способен навестись на тестовый шаблон при освещённости 1,5 лк. Аналогичный результат показал Fujifilm X-E2, тогда как X-T1 способен справится с заданием при освещённости 0,6-0,8 лк. Sony ILCE-6000 достаточно освещённости всего 0,5 лк. Тоже не рекорд, но ощутимо лучше.
«Беззеркалки» Fujifilm весьма своеобразны, но в режиме фокусировки дадут фору многим. Во-первых, они удобны, а во-вторых, точны. Автофокус крайне редко подводит и всегда наводится на тот объект, на который требуется, даже при использовании мультизонного режима. Что касается удобства, то сразу стоит отметить рычажок переключения между режимами покадрового срабатывания, слежения и ручной фокусировки. Это здорово экономит время — не приходится забираться в дебри меню. Пользователю доступно три режима выбора зоны – по точке, однозонный и широкая зона. Хотя скорее их можно назвать «однозонный», «группа» и «мультизонный», ведь в первом и втором случае можно выбрать один из 5 вариантов размера зоны. К слову, точек/зон фокусировки 49 (матрица 7 × 7), и они равномерно распределены по всему полю кадра. Однако фазовых датчиков по краям нет – все они сконцентрированы в центре, что нужно учесть.
|
|
|
Зоны контрастного метода фокусировки
|
|
Распределение фазовых датчиков
|
Режим определения лиц есть, причём работает он весьма корректно и быстро. Как лица определяются только собственно лица либо портреты. Воздушные шарики, монеты и прочие овальные либо круглые предметы камеру не инетерсуют. А вот режима ведения уже традиционно для беззеркалок Fujifilm нет. О «мануальщиках» производитель как всегда побеспокоился, и по удобству работы с неавтоматической оптикой конкуренты проигрывают. Для начала, на стандартной шкале дистанций имеется индикатор глубины резкости, что на практике довольно удобно. Разумеется, предусмотрен «пикинг» с возможностью выбора одного из трёх цветов подсветки и одного из двух уровней активности функции. А на десерт – режим «разделения экрана», который можно назвать своеобразным аналогом «клиньев Додена». Но не стоит забывать, что это лишь режим подачи данных, которые автоматика считает верными, и далеко не настоящие «клинья Додена». Однако продвинутым пользователям, знакомым со сменными фокусировочными экранами, такая фишка явно придётся по душе.
Что касается установки экспопары, то тут, что называется, только хардкор – PASM и ничего более: никаких тебе режимов пейзажа или портрета. К тому же установка режимов экспопары весьма оригинальна. Если провернуть диск выдержек, то происходит автоматически переход в режим приоритета выдержки. Как уже отмечалось, на диске нанесены выдержки с шагом в одну ступень, а промежуточные значения устанавливаются при помощи лицевого диска управления. Вращение тыльного диска управления переводит камеру в режим приоритета диафрагмы. Ну а сели же покрутить оба диска, то активируется полностью мануальный режим. С субъективной точки зрения, это чрезвычайно удобно. Выбор выдержек осуществляется при помощи диска в пределах от ¼ до 1/4000 секунды. Исключением является только значение 1/180 секунды. Дело в том, что скорость синхронизации вспышки как раз и составляет 1/180 секунды, поэтому на диске выдержек данное значение даже отмечено особым образом – «180x». К сожалению, режим брекетинга особым богатством настроек похвастаться не может – три кадра с шагом от 1/3 до 1 EV. Также стоит отметить, что затвор в камере имеется как механический, так и электронный. В первом случае минимальная длительность выдержки составляет 1/4 000 секунды, а в случае использования электронного — 1/32 000 секунды. Аналогичное решение предусмотрено в нынешних «беззеркалках» Panasonic серий GM и GF, но в них механический затвор работает на скоростях не более 1/500 секунды, чего не всегда достаточно.
Радует в камере не только удобство ручной установки параметров экспопары, но и точность работы программном режиме, ведь независимо от условий съёмки автоматика не допускает серьёзных промахов экспозиции — ни в солнечный полдень, ни при переменной облачности, солнце в кадре или сильном затенении. В этом плане автоматика только радовала. При лабораторном тестировании камера в очередной раз подтвердила, что является наиболее точной в классе. При освещении лампами дневного света ошибка составила 0,09 EV, что при визуальной оценке без эталона заметить крайне сложно. При освещении лампами накаливания большинство камер поднимает белый флаг, и ошибки нередко достигают 2/3 EV и более. Но X-T10 и тут смогла приятно удивить – всего -0,03 EV. Прекрасный результат.
В настройках баланса белого предусмотрено семь пресетов, из которых три – это различные варианты люминесцентных ламп, и по одному для ламп накаливания, тени, дневного света, а также подводной съёмки. Наличие последнего пресета совершенно не понятно, ведь подводного бокса для данной камеры в перечне опций нет. Кроме того, предусмотрен ручной выбор цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 K с постепенным увеличением шага от 50 K (в диапазоне 2500-3000 K) до 900 K на трёх последних значениях. Разумеется, предусмотрены автоматический и ручной режимы, но для последнего есть только один контейнер, хотя у большинства продвинутых камер их 2-3, а то и более. Для любой из настроек, включая ручной и автоматический режимы, доступна тонка регулировка по шкале m/g-a/b (по 9 значений). Отдельной клавиши для баланса белого нет, но данное меню можно привязать к программируемой клавише.
Автоматический режим работает корректно при любом естественном освещении. Весьма неплохо автоматика показала себя и при освещении лампами дневного света. При освещении лампами накаливания ошибка ощутимая, но всё же значительно меньше, чем у многих других фотокамер.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света – флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K
Автоматический ББ, освещение лампами накаливания
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат – полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат – необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие – в градусах Кельвина [Майредах].
⇡#Фото тесты
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW и JPEG с минимальным сжатием. Съёмка тестовой мишени в формате JPEG была проведена в трех из пяти режимов шумоподавления (значения активности функции -2, 0, +2) при высоких значениях чувствительности. Данная функция работает на всех значениях чувствительности, но особенно эффект заметен на высоких. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. К сожалению, комплектное ПО на тестирование предоставлено не было, поэтому конвертирование было проведено в пакете Adobe Lightroom. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными уровнями чувствительности (от 100 до 51200 единиц в ISO-эквиваленте в формате JPEG и от 200 до 6400 единиц в формате RAW) с шагом 1 EV.
Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов
Фрагмент 1 |
RAW |
JPEG ШП -2 |
JPEG ШП 0 |
JPEG ШП +2 |
ISO 100 |
– |
|
|
|
ISO 200 |
|
|
|
|
ISO 400 |
|
|
|
|
ISO 800 |
|
|
|
|
ISO 1600 |
|
|
|
|
ISO 3200 |
|
|
|
|
ISO 6400 |
|
|
|
|
ISO 12800 |
– |
|
|
|
ISO 25600 |
– |
|
|
|
ISO 51200 |
– |
|
|
|
Фрагмент 2 |
RAW |
JPEG ШП -2 |
JPEG ШП 0 |
JPEG ШП +2 |
ISO 100 |
– |
|
|
|
ISO 200 |
|
|
|
|
ISO 400 |
|
|
|
|
ISO 800 |
|
|
|
|
ISO 1600 |
|
|
|
|
ISO 3200 |
|
|
|
|
ISO 6400 |
|
|
|
|
ISO 12800 |
– |
|
|
|
ISO 25600 |
– |
|
|
|
ISO 51200 |
– |
|
|
|
Фрагмент 3 |
RAW |
JPEG ШП -2 |
JPEG ШП 0 |
JPEG ШП +2 |
ISO 100 |
– |
|
|
|
ISO 200 |
|
|
|
|
ISO 400 |
|
|
|
|
ISO 800 |
|
|
|
|
ISO 1600 |
|
|
|
|
ISO 3200 |
|
|
|
|
ISO 6400 |
|
|
|
|
ISO 12800 |
– |
|
|
|
ISO 25600 |
– |
|
|
|
ISO 51200 |
– |
|
|
|
RAW (конвертировано в TIFF)
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/8 c, ISO 200
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/15 c, ISO 400
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/30 c, ISO 800
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/60 c, ISO 1600
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/120 c, ISO 3200
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/220 c, ISO 6400
JPEG, активность шумоподавления -2
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/4 c, ISO 100
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 0,133 c, ISO 200
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/14 c, ISO 400
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/27 c, ISO 800
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/58 c, ISO 1600
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/110 c, ISO 3200
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/240 c, ISO 6400
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/480 c, ISO 12800
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/900 c, ISO 256000
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/1800 c, ISO 512000
JPEG, активность шумоподавления 0
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 0,3125 c, ISO 100
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/7 c, ISO 200
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/15 c, ISO 400
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/27 c, ISO 800
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/56 c, ISO 1600
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/110 c, ISO 3200
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/220 c, ISO 6400
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/450 c, ISO 12800
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/900 c, ISO 256000
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/1800 c, ISO 512000
JPEG, активность шумоподавления +2
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 0,43125 c, ISO 100
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/7 c, ISO 200
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/14 c, ISO 400
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/28 c, ISO 800
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/56 c, ISO 1600
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/120 c, ISO 3200
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/220 c, ISO 6400
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/450 c, ISO 12800
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ11, 1/950 c, ISO 256000
По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 25 мм, ƒ13, 1/1800 c, ISO 512000
⇡#Вспышка
X-T10 визуально схож с X-T1, у которого встроенной вспышки нет. Некоторые считают отсутствие вспышки в продвинутом решении признаком высокого класса, мол, незачем с хорошей техникой такое слабое решение использовать. Но всё же иногда она оказывается полезной. Например, для активирования внешних вспышек при работе в командном режиме. К тому же X-T10 — хоть и продвинутое решение, но рассчитана она скорее на фотолюбителей, поэтому вспышка совсем не помешает. И она есть, но ведущее число при ISO 100 у неё мизерно – всего 5. При минимальном значении чувствительности из стандартного диапазона (ISO 200-6400) — уже 7. Вспышка чрезвычайно миниатюрна, да и сконструирована таким образом, что в сложенном состоянии совершенно не выдаёт своего присутствия. Решение весьма забавное, но есть несколько проблем. Во-первых, вспышка едва поднимается, поэтому крупные объективы её затеняют, да и эффект красных глаз проявляется существенно, а во-вторых, отражатель совсем уж крохотный, поэтому свет получается довольно жёстким. В общем, для поджога внешних вспышек сгодится, но не более того.
Настройки вспышки спрятаны довольно глубоко — в четвёртой вкладке меню съёмки. Поэтому для изменения настроек приходится довольно активно работать клавишами навигации. Настройки включают три режима работы – принудительное срабатывание, синхронизация по второй шторке и командный режим. Кроме того, возможно введение коррекции в диапазоне -2…+2 EV с шагом в треть ступени, также доступна функция удаления эффекта «красных глаз». Ручной режим управления мощностью не предусмотрен. Впрочем, он требуется лишь для накамерных вспышек, большинство из которых поддерживают настройку при помощи собственных органов управления. К сожалению, провести тест на скорость зарядки встроенной вспышки не удалось в связи с особенностями алгоритмов работы вспышки. Съёмка возможна, даже если вспышка не зарядилась совсем либо зарядилась недостаточно. В итоге первые 15 кадров вспышка срабатывает со скоростью обычной покадровой съёмки – только успевай нажимать. Однако далее мощность импульса падает от кадра к кадру, и в итоге на 30-м кадре начинаются пропуски срабатывания вспышки.
Ниже приведены примеры съёмки со вспышкой с компенсацией в диапазоне от -2 до +2 с шагом в 1 ступень.
|
|
|
Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -2
|
|
Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -1
|
|
|
|
Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: 0
|
|
Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +1
|
|
Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +2
|
Для всех снимков приоритет диафрагмы ƒ/11, ISO 100
Примеры снимков
⇡#
Режим видеосъёмки
Fujifilm X-T10 — камера не для новичков, поэтому нет ничего удивительного в том, что во время видеосъёмки доступно ручное управление выдержкой и раскрытием диафрагмы. А вот настраивать чувствительность можно только перед записью ролика, причём она ограничена стандартным диапазоном от ISO 200 до ISO 6400. В целом управление параметрами экспопары и чувствительностью ничем не отличается от того, что мы видели в режиме фото, — всё так же удобно. Однако один недочёт всё же есть – это клавиша видеозаписи. Такое впечатление, что о ней вспомнили, когда камера уже была готова, и втиснули её, куда получилось. В итоге из-за диска экспокоррекции к клавише видеозаписи чрезвычайно трудно подобраться, а ещё труднее — её нажать. Процесс начала съёмки превращается в своеобразный ритуал. Проще перепрограммировать функцию видеозаписи на клавишу Fn, а непосредственно клавишу видеозаписи закрепить за какой-нибудь менее используемой функцией. Благо сделать это проще простого – достаточно совершить длительное нажатие клавиши, назначение которой необходимо сменить, и в появившемся перечне выбрать необходимую функцию.
Максимальное разрешение записи — 1920 × 1080 при 60 кадрах в секунду и прогрессивной развёртке, что само по себе весьма неплохо, однако удивить этим уже сложно. А вот качество видео можно охарактеризовать как среднее. Не так плохо, как в фотокамерах Canon и Pentax, но до уровня Sony и Panasonic далеко. Хотя тут же стоит отметить, что непрерывный автофокус в режиме видеосъёмки работает весьма корректно и быстро, да и жужжание привода автофокуса при этом крайне слабо заметно. Со звуком дела обстоят лучше. Встроенные микрофоны сами по себе весьма неплохи, но в добавок возможно подключение внешнего микрофона. Уровень громкости записи может регулироваться как автоматически, так и вручную.
Ниже для ознакомления приведён видеоролик, отснятый в максимально доступном качестве
Пример записи Full HD 60p
⇡#Источники питания и автономная работа
В камере используется литий-ионный аккумулятор NP-W126 ёмкостью 8,7 Вт*ч, что является средним показателем для класса. Точно такой же аккумулятор используется в X-T1, а также в X-E2. В общем, аккумулятор довольно распространённый. Одинакова не только ёмкость, но и заявленная длительность автономной работы. При тестировании по стандарту CIPA подопытный фотоаппарат, как и указанные выше сородичи, способен отснять 350 кадров. Заявленный показатель весьма неплох, но не более того. Olympus OM-D E-M5 на одном заряде способен сделать чуть меньше — 310 кадров, а вот Sony ILCE-6000 — 420 кадров. Но беда в том, что если Olympus и Sony, как и большинство других камер, на практике способны отснять даже больше заявленного, то X-T10 до рубежа 350 снимков не дотянул 62 кадра. Конечно, во время тестирования температура была невысокой (+4…+8 градусов Цельсия), но не настолько, чтоб существенно влиять на длительность автономной работы. Индикатор уровня заряда аккумулятора не способен отображать данные с точностью до процента, но всё же четырёх сегментов вполне достаточно для контроля уровня заряда, тем более что работает индикатор довольно точно даже при низких температурах. Зарядка аккумулятора осуществляется в отдельном зарядном устройстве, а функция зарядки от USB-шины не поддерживается вовсе.
⇡#Выводы
X-T10 – это фактически тот же X-E2, но с доработанной прошивкой, магниевым корпусом в стиле X-T1, наклонным дисплеем и большим количеством органов управления. К слову, последние весьма удобны, да и меню продумано хорошо, поэтому работать быстро с камерой несложно даже начинающему пользователю. Главное — привыкнуть к своеобразному меню. Однако в плане управления есть к чему придраться: досаждает клавиша видеозаписи, которую, видимо, поместили на корпус по остаточному принципу. Впрочем, тут спасает возможность быстрого перепрограммирования клавиш. А вот в остальном управление – это сплошной позитив.
В плане скорости тестируемый фотоаппарат звёзд с неба не хватает, хотя пресс-релизы преподносят всё совсем по-другому. Однако на практике скорость подготовки — одна из самых низких в классе «беззеркалок», включая современные бюджетные решения, реальная скорость фокусировки тоже отнюдь не рекордная, а средняя, причём прямые конкуренты значительно шустрее, да и длительность серии, мягко говоря, не впечатляет. Впрочем, более или менее неплохие результаты тут показывает только Sony ILCE-6000, а конкуренты от Panasonic и Olympus длинные серии на высокой скорости тоже снимать не умеют.
А вот где X-T10 отрывается от конкурентов, так это при автоматической установке экспозиции. Отклонения столь невелики, что коррекция требуется крайне редко, причём не только в тепличных условиях, но и в сложных ситуациях. Автоматическая установка баланса белого также весьма точна, что тоже стоит записать в плюсы. В режиме видео, несмотря на обилие настроек, X-T10 проигрывает основным конкурентам — качество не то. В плане автономной работы подопытный также аутсайдер. Не много ли минусов как для столь недешёвой камеры? Много, но есть и существенные плюсы, которые перекрывают многие недостатки. В целом же X-T10 из-за невысокой скорости, но удобного управления можно порекомендовать для вдумчивой, размеренной фотосъёмки, а вот любителям видео тестируемый фотоаппарат лучше вовсе не рассматривать.
Выражаем благодарность представительству компании Fujifilm за фотокамеру, предоставленную для тестирования.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.