Фото и видео

Краткий курс по оптике Nikon для зеркальных камер: широкоугольные объективы

Мы продолжаем совместный с Nikon цикл материалов, который посвящен объективам, предназначенным для зеркальных камер этой компании. Вторая статья расскажет о специализированной широкоугольной оптике, без затрагивания универсальных, в том числе и комплектных, моделей. Как и в прошлый раз, у нас в руках оказались два объектива с зумом и два – с фиксированным фокусным расстоянием. Это 16-35mm f/4G ED AF-S VR Nikkor, 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor, 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor, 28mm f/1.8G AF-S Nikkor.

В этот раз для тестирования использовалась камера Nikon D750 – золотая середина полнокадрового семейства, которая сохраняет баланс между разрешением матрицы, работой на высоком ISO и репортажными способностями. Если для телеобъективов DX-формат был вполне уместен, то широкоугольные объективы критично использовать именно на полнокадровой камере, чтобы избежать сужения угла обзора.

Вся оптика, естественно, относится к семейству FX. Также все объективы относятся к G-серии, лишенной кольца регулировки диафрагмы, все они, естественно, автофокусные. Три из четырех объективов содержат в составе низкодисперсионные элементы (аббревиатура ED в имени), и лишь один – стабилизатор (VR). По сути, для широкоугольных линз это совсем необязательная опция, хотя при этом и нелишняя.

Перейдем к разговору о каждом объективе в отдельности.

#Nikon 16-35mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

Вариация на тему 17-35mm f/2.8D ED-IF (один из самых популярных специализированных широкоугольных зумов) – но более недорогой, с меньшей светосилой (f/4 против f/2.8) и со стабилизатором. Это двоякая ситуация: по сути они одинаково подходят для съемки при недостаточном освещении — там, где на 17-35mm можно открыть диафрагму, здесь доступна более длинная выдержка. Но 16-35mm еще длиннее, его габариты составляют 82,5 × 125 мм. Весит, правда, меньше – 685 против 745 граммов. Как бы то ни было, вещь массивная – не только телеобъективы занимают много места в кофре.

 

Корпус снабжен покрытием из магниевого сплава. Кольцо трансфокатора резиновое, обладает приятным, тугим ходом. Фокусировочное кольцо тоже резиновое – но уже с более уместным на нем сверхлегким ходом, что придется по вкусу в первую очередь видеооператорам. Страна производства – Япония. Байонет, конечно же, металлический, с резиновым уплотнителем.

Объектив анонсирован в феврале 2010 года – для оптики это очень небольшой срок, совсем «молодая» линза.

Это объектив с заявленной пыле- и влагозащитой, он рассчитан на всепогодное использование. Переживать за него при использовании в сильный дождь не стоит. Конструкция, конечно же, не телескопическая, выдвигающихся частей нет, пыль объектив собирать тоже не будет.

Диаметр переднего стекла – 77 мм, есть пластиковая резьба для светофильтра. Оптическая схема: 17 элементов в 12 группах, которая включает два низкодисперсионных элемента, позволяющих снизить проблемы с хроматическими аберрациями, и три асферических элемента. Количество лепестков диафрагмы – 9.

   

Диапазон фокусных расстояний: 16-35 мм, в эквиваленте для DX-камер это составляет 24-53 мм. Использовать этот объектив с кроп-камерами именно как широкоугольник для пейзажей не рекомендуем, для них существуют более удачные варианты, вроде 10-24mm DX. А вот как репортажный вариант для DX-режима полнокадровой камеры он подойдет вполне неплохо. Максимальная диафрагма постоянная, f/4. Минимальная диафрагма – f/22.

 

Пример съемки со стабилизатором: слева – фокусное расстояние 35 мм и выдержка 1/10, справа – фокусное расстояние 16 мм и выдержка 1/6

Встроенный четырехступенчатый оптический стабилизатор для широкоугольной оптики, повторимся, вещь экзотическая. Обычно он встречается на длиннофокусной оптике, гораздо больше страдающей от дрожи в руках. Что же, это хороший бонус. По факту у меня получалось делать несмазанные снимки с включенным стабилизатором при выдержке 1/6 в предельно широкоугольном положении (16 мм) и при 1/10 при фокусном расстоянии 35 мм. Это открывает очень неплохие возможности для съемки в темноте на невысоких ISO.

Пример съемки с использованием кропа (16 мм, f/4, 1/40, ISO 450)

Пример съемки с использованием кропа (16 мм, f/4, 1/40, ISO 450)

Фокусировочный мотор работает весьма тихо, как минимум не раздражающе, лишних щелчков не издает – хотя объектив поступил на тест в довольно потрепанном за годы беспрерывных тестов состоянии. Весьма приятная живучесть. Минимальная дистанция фокусировки составляет 28 сантиметров. По скорости фокусировки он ничего особенного собой не представляет: может и ерзать, и не попадать, а может и весьма быстро сработать – в зависимости от ситуации. Если вы ищете предельно быстрый широкоугольный объектив – вам не к 16-35mm. Он рассчитан скорее на неспешную съемку.

35 мм, f/4, 1/40, ISO 110, DX-режим (кроп – 1,5)

35 мм, f/4, 1/40, ISO 110, DX-режим (кроп – 1,5)

16-35mm f/4 может предложить очень неплохую резкость в центре кадра по всему диапазону фокусных расстояний – я бы не назвал его королем в этом вопросе, за абсолютной четкостью стоит идти все-таки к топовым «фиксам», но для своей категории — это прекрасный уровень. По краям кадра резкость традиционно для широкоугольной оптики не предельная, в углах заметна «замыленность», но не настолько критичная, чтобы обращать внимание на это как на недостаток.

35 мм, f/4, 1/200, ISO 100

35 мм, f/4, 1/200, ISO 100

Боке очень мягкое, с приятным, но не выдающимся характером. Узнать этот объектив из тысячи только по огонькам вне зоны резкости, конечно, не получится. Но для съемки крупных планов он вполне применим. Контровой свет объектив держит неплохо, но возможны блики.

16 мм, f/14, 1/15, ISO 100

16 мм, f/14, 1/15, ISO 100

Дисторсия на предельно широком угле заметна очень хорошо – даже больше, чем на более широкоугольном 14-24mm. Ближе к 35 миллиметрам ситуация, конечно, исправляется – но это не идеальный в плане искажений объектив. Полностью отсутствуют хроматические аберрации – низкодисперсионные элементы отрабатывают как надо.

35 мм, f/6.3, 1/80, ISO 320

35 мм, f/6,3, 1/80, ISO 320

Это отличный универсальный широкоугольный объектив, полностью отрабатывающий свою стоимость. Далеко не предельная светосила компенсируется наличием эффективного встроенного стабилизатора – 16-35mm f/4 в итоге пригоден для работы в ночных условиях не меньше, чем более дорогой вариант из линейки Nikon – 17-35mm f/2,8. Объектив прекрасно подойдет как основной вариант для путешествия, особенно если варьировать FX- и DX-режимы в камере – в таком случае он вполне способен успешно отрабатывать даже крупные планы и портреты (вплоть до поясных).

16 мм, f/4, 1/80, ISO 12800

16 мм, f/4, 1/80, ISO 12800

35 мм, f/4, 1/80, ISO 12800

35 мм, f/4, 1/80, ISO 12800

Стоит 16-35mm f/4G ED AF-S VR в среднем по Москве 70 000 рублей.

Скачать
RAW-файлы 

#Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor

Пожалуй, самый впечатляющий объектив из представленных в этом обзоре. Сверхширокоугольная линза с углом обзора 114 градусов предельно близка по своему минимальному фокусному расстоянию и оптическим искажениям к «рыбьему глазу», но при этом обладает впечатляющей постоянной светосилой – f/2,8. Это автоматически делает его едва ли не идеальным «широкоугольником» для съемки в помещении, но обо всем по порядку.

 

Впечатляет он уже на самом старте знакомства – огромный, металлический, со встроенной блендой. Крайне серьезный агрегат, который можно в полной мере прочувствовать, стоит только взять его в руку, – он весит ровно килограмм. Оба кольца, и фокусировочное, и трансфокатора, сделаны из резины и обладают очень приятным, в меру тугим ходом, дающим достаточную отдачу. Скорость смены фокусировки здесь не требуется – возможность использования его для видео вторична. Байонет – металлический, с резиновым уплотнителем. Анонсирован объектив в 2007 году.

 

Как и 16-35mm, этот объектив обладает заявленной пыле- и влагозащитой. Мы проверяли, съемка под дождем не приводит ни к каким проблемам, проникновение воды внутрь корпуса практически исключено – если, конечно, не погружать его под воду целиком. Выдвигающихся частей нет, все движущиеся элементы спрятаны внутрь корпуса.

Диаметр переднего стекла не указывается, это бессмысленное в данном случае знание, резьбовые фильтры для 14-24mm непригодны из-за выпуклой линзы. Всегда, конечно, можно воспользоваться универсальными, но о защитном стекле придется забыть – с этим объективом надо быть предельно аккуратным.

   

Оптическая схема: 14 элементов в 11 группах, включающая два низкодисперсионных и три асферических элемента. Количество лепестков диафрагмы – 9. На переднем стекле применяется нанокристаллическое напыление, которое должно отчасти защитить от бликов – но сделать это для данного объектива, скажем, забегая вперед, невозможно.

Пример съемки с использованием кропа (24 мм, f/4, 1/100, ISO 1800)

Пример съемки с использованием кропа (24 мм, f/4, 1/100, ISO 1800)

Диапазон фокусных расстояний: 14-24 мм, в эквиваленте для DX-камер это составляет 21-33 мм. Опять же, использование с кроп-камерой убьет весь смак этого объектива, хотя отчасти будет снята его врожденная проблема с виньетированием. Максимальная диафрагма постоянная на всем диапазоне фокусных расстояний – f/2,8. Минимальная диафрагма – f/22. Встроенный стабилизатор логичным образом отсутствует.

14 мм, f/7.1, 1/160, ISO 720

14 мм, f/7,1, 1/160, ISO 720

Ультразвуковой фокусировочный мотор работает просто превосходно, чего даже не ждешь от объектива с такими оптическими характеристиками. Он бесшумен, наводится на резкость предельно быстро (насколько вообще способна на это камера) и практически не допускает ложных срабатываний. Минимальная дистанция фокусировки составляет 28 сантиметров.

14 мм, f/3.2, 1/400, ISO 100

14 мм, f/3,2, 1/400, ISO 100

Резкость для сверхширокоугольного объектива у 14-24mm f/2.8 можно назвать замечательной – размытие по углам, конечно, значительное, но, во-первых, только на максимальном угле с раскрытой диафрагмой, во-вторых, для своего класса это вполне приемлемый уровень. При предельно открытой диафрагме заметен эффект виньетирования, но с ним можно справиться или внутрикамерной программной обработкой, или постобработкой в редакторе.

14 мм, f/2.8, 1/100, ISO 2600

14 мм, f/2,8, 1/100, ISO 2600

Ну и важно, что он резок на всем диапазоне доступных значений раскрытия диафрагмы – на него смело можно снимать в темноте и в помещении при f/2,8 – картинка будет отличная. Хроматические аберрации в большей части ситуаций практически отсутствуют.

14 мм, f/22, 1/100, ISO 2500

14 мм, f/22, 1/100, ISO 2500

Эффект от выпуклой линзы хорошо проявляется – блики при съемке против солнца почти неизбежны, тут нанокристаллическое покрытие уже не помогает – да и не может помочь. Поэтому остается только принять эту ситуации как данность и брать ее во внимание при съемке.

24 мм, f/4, 1/200, ISO 100

24 мм, f/4, 1/200, ISO 100

Сказать что-то о боке вроде бы и надо, но это точно не тот объектив, в котором на размытии заднего плана стоит делать акцент.

14 мм, f/8, 1/100, ISO 2000

14 мм, f/8, 1/100, ISO 2000

Дисторсия, конечно, велика – но только на предельных величинах фокусного расстояния. Удивительно, но в положении 24 мм он выдает картинку практически без искажений.

24 мм, f/4.5, 1/50, ISO 100

24 мм, f/4,5, 1/50, ISO 100

Замечательный сверхширокоугольный объектив, который манит выпуклой линзой, словно «рыбий глаз», но при этом позволяет снимать с совсем незначительными искажениями. Прекрасный выбор для пейзажа и особенно архитектурной фотографии. Но это специализированная оптика – не рассчитывайте на нее в других ситуациях; разве что еще городской репортаж и групповые снимки она может отработать тоже хорошо в умелых руках.

14 мм, f/2.8, 1/100, ISO 10000

14 мм, f/2,8, 1/100, ISO 10000

Стоит 14-24mm f/2.8G ED AF-S в среднем по Москве 110 000 рублей.

Скачать
RAW-файлы 

Следующая страница →
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
комментарии загружаются...