⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор беззеркальной фотокамеры Fujifilm X-T2: репортаж и харизма
X-T2 продолжает философию очень успешной предшественницы, совмещая в себе все прелести системы Fujifilm (сенсор X-Trans, большое число аналоговых органов управления, прекрасные способности в обработке JPEG) и классический пыле- и влагозащищенный корпус в псевдозеркальном стиле – с размещенным по центру видоискателем, вписанным в горб несуществующей пентапризмы. Основные отличия X-T2 от X-T1 частично перечислены уже во вступлении: новый сенсор X-Trans CMOS III с разрешением 24,3 мегапикселя вместе с новым процессором, гибридный автофокус с 325 точками (из них 169 – фазовой детекции) и затвор, работающий с выдержками до 1/8000. Добавим к этому серийную съемку со скоростью до 11 кадров в секунду, двойной слот для карт памяти и новую систему поворотного экрана, который теперь не только наклоняется по вертикали, но и неожиданно двигается по диагонали. Также камера — впервые в истории Fujifilm — умеет писать 4К-видео с частотой до 60 кадров в секунду и прогрессивной разверткой. По сумме характеристик это полноценный конкурент старшим кроп-зеркалкам, но в Fujifilm давно делают упор на прямое противостояние и с полнокадровыми моделями, указывая на преимущества своего сенсора X-Trans без низкочастотного фильтра. Это было и остается спорным вопросом, его мы рассмотрим ниже, но также интересна внутренняя конкуренция между X-T2 и X-Pro2 – эти камеры очень близки по характеристикам, абсолютно идентичны по стоимости, но предлагают разный опыт использования: более спокойный, размеренный, с активным визированием при помощи уникального гибридного видоискателя для X-Pro и традиционный репортажный для X-T. ⇡#Технические характеристики
⇡#Внешний вид и эргономичностьВнешне X-T1 и X-T2 очень похожи – Fujifilm словно бы просто увеличила прошлую версию, но с некоторыми изменениями: в кнопке спуска появилась вызывающая приступы ностальгии резьба для тросика, на тыльной панели добавили дополнительный джойстик для быстрой смены точки фокусировки, наглазник стал больше по площади. Но главное осталось неизменным – X-T2 действительно красива. Особенно обаятельна она в сочетании с небольшим фикс-объективом: веер аналоговых селекторов, металлический корпус, общая симметрия — ретро в лучшем смысле данного слова. Эту камеру хочется сначала взять в руки, а потом не хочется выпускать – крайне приятный в обращении аппарат. Отмечу удачный ход и клавиш, и селекторов – колеса выдержки и ISO снабжены вдобавок кнопками блокировки. К сборке тоже никаких претензий – сделана камера, если кого-то такие детали еще интересуют, в Японии. Как я уже отмечал, X-T2 стала крупнее. В сочетании с объективом 16-55mm f/2.8, который был у нас на тестировании, она и выглядит очень внушительно, и весит под стать, уже приближаясь габаритами к кроп-зеркалкам. Впрочем, есть и очень компактная оптика для байонета X Mount – в частности, тот самый 35mm f/2.0, который вы можете увидеть на фотографиях. При использовании объективов подобного формата габаритные преимущества «беззеркалок» по-прежнему очевидны с первого взгляда. Хват достаточно комфортный, хотя выступ хотелось бы и побольше. Впрочем, если вспомнить, какими были X-Pro2 и X-E2 S, начинаешь чувствовать себя благодарным по отношению к Fujifilm и за такой наплыв на фронтальной панели. Он покрыт, конечно же, резиной, как и площадка для большого пальца на тыльной стороне. Рука не скользит. На фронтальной панели находится байонет с кнопкой высвобождения объектива, программируемая кнопка, гнездо синхроконтакта, переключатель режимов фокусировки, первый селекторный диск и диод подсветки автофокуса. Слева: 3,5-мм разъем для внешнего микрофона, порты USB 3.0 и microHDMI, прикрытые резиновой крышкой. Справа находится отсек для карт памяти. Сверху все заполнено селекторами: слева от «пентапризменного» выступа, на котором мы находим кнопку переключения между дисплеем и видоискателем, горячий башмак и колесо диоптрийной регулировки, разместились расположенные друг над другом селектор ISO и переключатель режимов протяжки и специальных режимов (мультиэкспозиция, фильтры, панорама). Справа — опять же расположенные друг над другом селекторы выдержек и режимов экспозамера. Еще правее – колесо экспокоррекции. Тут же мы видим кнопку спуска с язычком включения/выключения камеры и программируемую клавишу (по умолчанию отвечающую за активацию Wi-Fi). Клавиша запуска видеозаписи исчезла. Снизу: отсек для батареи, а также резьба для штативной площадки, дополненные разъемом для контакта с батарейной ручкой. Тыльная панель: крупный окуляр электронного видоискателя с датчиком приближения; слева от него — кнопки воспроизведения и удаления снимков, ниже — поворотный трехдюймовый экран. Справа — кнопки блокировки экспозиции и автофокуса, а также второй селекторный диск. Под ним находится джойстик выбора точки автофокуса, кнопка вызова быстрого меню, пятипозиционная навигационная клавиша (центральная часть которой отвечает за вызов основного меню, а стрелки — за различные дополнительные функции). В самом низу — кнопка смены режима отображения информации на дисплее. ⇡#Управление, дисплей и видоискательПо своей философии управление не изменилось в сравнении с тем, что было в X-T1, ни на йоту. За счет аналоговых селекторов можно в одно движение менять выдержку, чувствительность и вводить экспокоррекцию, а диафрагма задается через кольца на фирменной оптике. При использовании сторонних объективов или редких оригинальных линз без этого кольца можно обратиться к одному из двух дисков – на лицевой или тыльной панели. Компанию этому богатству составляет пятипозиционная навигационная клавиша и несколько выделенных программируемых кнопок. Общее число программируемых элементов достигает восьми – поменять функции можно и на кнопках блокировки фокуса/экспозиции. Дополняет картину перенесенный с X-Pro2 джойстик управления точками фокусировки – причем он реагирует на нажатие, выводя в таком случае полный набор точек фокусировки. С помощью заднего селекторного диска можно в одно же движение менять размеры зоны фокусировки. Все это крайне удобно. Диски ISO и выдержки снабжены кнопками блокировки, а диск экспокоррекции – нет. Это сразу вызывает неприятные воспоминания о подобном органе управления Fuji X-Pro2 – там экспозиция могла сама скорректироваться в сумке из-за слишком легкого хода диска. Разработчики опять прислушались к негативным отзывам фотографов и тестировщиков: диск теперь тугой — одним пальцем, не перехватывая руку, его не сдвинешь. На мой взгляд, компания расставила приоритеты верно. На месте и фирменное быстрое меню, реализованное в виде матрицы, по которой можно перемещаться с помощью того же джойстика автофокуса, а отдельные значения быстро менять с помощью тыльного диска. Список параметров, которые выводятся в быстром меню, тоже доступен для настройки. Основной интерфейс сохранил логику прошлых моделей, но представлен в обновленном виде, который мы впервые увидели на X-Pro2. В частности, есть новый раздел «Мое меню», где можно прописать до 16 регулярно используемых функций. На экран Live View можно вывести сетку, виртуальный горизонт и гистограмму – но найти, где находится подробный список этих параметров, не так-то просто. На всякий случай даю «адрес»: «настройка» – «настройки экрана» – «отображение пользовательских настроек». Третья по глубине вкладка – не слишком впечатляющий уровень работы специалистов по интерфейсу. С другой стороны, обращаться к основному меню приходится довольно редко. Если вы предпочитаете строить кадр исключительно через видоискатель, на экране можно отобразить основные настройки. У управления Fujifilm X-T2 е сть только один существенный недостаток — дисплей лишен сенсорного слоя. Кто-то, конечно, по традиции ухмыльнется. Так же реагируют, видимо, и некоторые инженеры Fujifilm – зачем эта смартфонная функциональность серьезной фотокамере? Но ценность подобного решения хотя бы для мгновенного выставления точки фокусировки признали и производители профессиональной техники вроде Nikon, оснащающей свои топовые модели (D500, D5) сенсорным дисплеем. Fujifilm остается компанией традиционалистов – на такие решения ей требуется больше времени, чем другим. Дисплей в X-T2 попроще, чем в X-Pro2: ЖК, 3 дюйма, но 1,04 миллиона точек, а не 1,62 миллиона. Он довольно яркий и, что очень важно, обладает весьма точной цветопередачей. Детализации может не хватать – но это не слишком критично для фотокамеры, оценить резкость по нему все равно можно без труда. Зато экран снабжен очень необычным шарниром. По умолчанию он может наклоняться — на 45 градусов вниз и на 90 градусов вверх. Но, нажав на рычажок, панель с экраном можно отклонить примерно на 60 градусов вправо — это расширяет число доступных фотографу ракурсов. Хотя все равно такая система мне кажется менее удобной, чем традиционный боковой шарнир, позволяющий двигать экран почти свободно, – как , к примеру, на старших камерах Panasonic. Тут идет борьба за уменьшение толщины корпуса – но камера и так довольно крупная, лишние 5-7 миллиметров никакой погоды бы не сделали. В X-T2 установлен стандартный электронный видоискатель, тогда как гибридная система с совмещением ОВИ и ЭВИ остается привилегией серий X100 и X-Pro2. Тем не менее придраться тут не к чему: 2,360 миллиона точек, стопроцентное поле охвата, коэффициент 0,77х. Хорошее время отклика и высокая частота кадров (60 кадров в секунду в стандартном режиме и 100 кадров в секунду в режиме Boost) позволяет спокойно работать с ним в темноте и при искусственном освещении – видоискатель совсем не мерцает, а запаздывания можно заметить, но они минимальны. Отличное современное решение, строить по нему кадр – одно удовольствие, тем более что на него можно вывести абсолютно те же параметры, что и на главный дисплей. Отмечу и новый наглазник – он шире и заметно удобнее, чем раньше. ⇡#Функциональность и автофокусX-T2 получила тот же сенсор, что и X-Pro2, – X-Trans CMOS III с рекордным для Fujifilm X-серии разрешением 24,3 мегапикселя. Матрица традиционно лишена низкочастотного фильтра – проблемы с муаром исключены за счет особого расположения пикселей. Вместе с этим сенсором работает новый процессор X-Processor Pro. Главное, что принесло его использование, так это возможность съемки видео в 4K-разрешении, но подробнее мы поговорим об этом чуть ниже, в соответствующем разделе. Ключевое новшество у X-T2 «репортажное» — новый автофокус. Здесь применена гибридная схема, в которой используются как контрастный метод, так и фазовые датчики, расположенные прямо на матрице. Здесь их аж 169, а общее число точек фокусировки достигло 325. Вся площадь кадра, как, к примеру, на Sony a6300, еще не покрывается, но говорить о большей его части можно смело. Следящий автофокус здесь тоже абсолютно рабочий – а ведь это почти что невиданная вещь для камер Fujifilm, ну или как минимум вторичная. Появилась масса настроек, которые раньше мы могли увидеть разве что в профессиональных камерах: чувствительность трекинга, чувствительность к скорости, способ отслеживания объекта (акцент на центр зоны либо по всей зоне). Есть и предустановки следящей фокусировки. Работает все это именно так, как и думаешь после знакомства со столь подробными настройками, – объект ведется четко по зоне фокусировки, переключение между целями происходит быстро, камера реагирует и на объекты, движущиеся к ней/от нее. Иногда она теряется, но это вполне рабочая репортажная система фокусировки. Можно выставлять фокус по точке, по зоне или задействовать широкий трекинг по всему кадру. Слабое место фирменной системы фокусировки – быстрые переходы с переднего плана на задний и наоборот: в этом случае автофокус может «подвисать» даже при использовании точечной фокусировки. Приходится менять композицию, а потом возвращаться назад, к первоначальной – тогда автофокус срабатывает. В остальном никаких претензий – все происходит быстро, фокус цепкий, работает при освещении вплоть до -3 EV. При ручной фокусировке камера может помочь и увеличением зоны кадра, и цифровым разделением объекта, и подсветкой зоны резкости (focus peaking). Fujifilm в этой области традиционно смотрится замечательно. По заявленной скорости серийной съемки X-T2 тоже выглядит настоящим репортажником – несмотря на увеличение разрешения снимков (в сравнении с X-T1), увеличилась и скорость. Но тут нужно сделать важную поправку – заявленные 11 кадров в секунду с механическом затвором и 14 кадров в секунду с электронным камера может стрелять исключительно в форсированном режиме Boost, в котором потребляет значительно больше энергии, чем в стандартном. В «нормальном» режиме камера способна снимать со скоростью до 8 кадров в секунду, как и ее предшественница. Длина серии, кстати, тоже различается. При более высокой скорости она короче, буфер-то не меняется: до 30 кадров в формате RAW и до 73 в JPEG. При съемке 8 кадров в секунду камера способна отснять до 33 RAW и 83 JPEG. Все это, конечно же, актуально для карт памяти стандарта UHS-II. К сожалению, у нас в наличии в данный момент были только UHS-I, поэтому проверить эти значения я не мог. Но и с карточкой UHS-I X-T2 спокойно выдавала серии в 27-30 кадров в RAW — в зависимости от ISO и включенных систем постобработки снимков. Очень достойно. Камера получила механический затвор, способный работать с выдержками вплоть до 1/8000 секунды, к которому добавлен и электронный дублер, позволяющий обеспечить бесшумную работу в случае необходимости и выдержку 1/32000 секунды. То есть доступна съемка на открытой диафрагме в солнечный день, пусть и с чуть более шумной картинкой на выходе. За экспозамер отвечает TTL-датчик с 256 точками — он показывает небольшую склонность к недоэкспонированию. Стоит контролировать экспозицию вручную, благо диапазон поправки тут весьма широк: от -5 до +5 EV. На селекторе, впрочем, доступен только диапазон от -3 до +3 EV – остальное необходимо «добирать» с помощью дополнительного диска. Переключателя режимов работы на X-T2, конечно, нет: приоритет выдержки, диафрагмы или программный режим выставляются за счет выбора значений на селекторе выдержки или на кольце диафрагмы, расположенном обычно на объективах. И там и там есть деление «авто». Если у вас объектив лишен этого кольца, регулировка доступна через один из селекторных дисков. Доступна гибкая подстройка автоматического ISO: можно и задавать границы светочувствительности, и ставить минимальную выдержку; причем в памяти камеры можно сохранить три сценария работы авто-ISO, это очень удобно. Встроенного стабилизатора в Fujifilm X-T2 нет – можно рассчитывать только на стабилизированную оптику. Нет и встроенной вспышки – но в комплекте выдается небольшая внешняя с ведущим числом 8 при ISO 200. Впрочем, проверить, как она работает, я не мог – в том комплекте, который я получил на тест, ее не было. Зато есть встроенный Wi-Fi, который дает возможность управлять камерой при помощи смартфона или планшета, используя их или в качестве удаленного видоискателя. Также его можно использовать для копирования фотографий и видео без помощи проводов или кард-ридера. Приложение доступно для Android и iOS – не назвал бы его лучшим среди имеющихся на рынке, но оно вполне рабочее, разобраться с ним можно без проблем. ⇡#ВидеосъемкаFujifilm наконец-то поняла, что в серьезную камеру возможность снять при необходимости видео должна быть включена не для галочки. Да, никто и никогда не будет покупать X-T2 специально под видео – но ее можно смело рассматривать как универсальную камеру, способную качественно выполнить сразу несколько задач. Несмотря на то, что кнопка быстрого запуска видеозаписи исчезла с корпуса (запись начинается при нажатии кнопки спуска в специальном режиме), у X-T2 есть вполне неплохие возможности для этого: она умеет записывать 2160/30p-видео, доступны ручные настройки, у нее есть стандартный (3,5-мм) выход на микрофон, возможность HDMI-трансляции, а автофокус отрабатывает при видеосъемке очень уверенно – работает в том числе и следящая фокусировка. Выход на наушники есть только в батарейной ручке. Но до флагманов в этой области вроде Panasonic Lumix GH4, а то и G7 или Sony серии a7, камере Fujifilm не хватает поддержки других контейнеров, кроме MPEG4, – вроде AVCHD или XAVC S, а несжатое видео камера может писать только на внешний рекордер. Пример видео в разрешении Full HD Скачать видеоролик в оригинальном качестве Пример видео в разрешении 4K Скачать видеоролик в оригинальном качестве ⇡#ФотосъемкаX-T2 не была бы камерой Fujifilm, если бы не предлагала фирменную симуляцию пленок – набор тот же, что и у X-Pro2, с контрастной черно-белой «пленкой» Acros. Также в наличии забавный режим симуляции «зерна» на фотографиях. Смотрится занятно: если у вас совсем плохие условия освещения, смело задирайте ISO в заоблачные высоты, выставляйте монохром и ставьте на максимум «зерно» – получится весьма кинематографично. Это, конечно, игрушки, но даже опытному фотографу подобные навороты могут помочь сэкономить время на обработке, если он прямо сейчас видит, как использовать цветовые-световые схемы Fuji на практике. Есть и распространенные «спецэффекты изображения», доступ к ним открывается через переключатель режимов протяжки под селектором ISO. Тут все стандартно: от миниатюры (симуляция tilt-shift-линз) до маскировки под ломографию. Помимо спецэффектов, на этом же кольце представлены режимы склейки снимков с мультиэкспозицией и панорама. Склейку HDR Fujifilm по-прежнему игнорирует – удивительное упорство. Доступны регулировки тона теней, насыщенности цвета, резкости, есть программное подавление шума для длинных экспозиций и фирменная система программного расширения динамического диапазона. Fujifilm очень активно работает над ассортиментом оптики для X mount – на данный момент по числу объективов система уступает зеркальным семействам, а также Micro Four Thirds, но всех остальных, в том числе и Sony (если не брать в расчет использующиеся через переходники на E-mount объективы для A-mount), компания уже превзошла. И что очень важно, все здорово у Fuji и с качеством. В очередной раз довелось в этом убедиться, попробовав новый компактный и недорогой объектив 35mm ƒ/2,0 – он очень легкий (170 грамм), но здорово собран, имеет влагозащиту и выдает очень приличную картинку: резкую по всему полю кадра и на всех диафрагмах и с выразительным боке. Для тех, кому нужна светосила, есть более крупный объектив 35mm ƒ/1,4, еще из первой серии, вышедшей вместе с X-Pro1. Также на тесте у нас был и мощный зум 16-55 ƒ/2,8 – с ним я познакомился уже на X-Pro2. Работу автоматики я уже отмечал выше в контексте определения экспозиции – есть минимальная склонность к недоэкспонированию. Баланс белого определяется более-менее уверенно – с классической для всех проблемой слишком теплых цветов при освещении лампами накаливания. Настраивать баланс белого под ситуацию, впрочем, никто не мешает – есть множество предустановок, в том числе и «под водой», три контейнера для ручного определения баланса, а также возможность задать температуру вручную. Fujifilm X-T2 не блистает при съемке на высоких ISO – это ожидаемо после результатов X-Pro2, базирующейся на той же матрице. Низкий уровень шумов сохраняется вплоть до ISO 3200, ISO 6400 также остается вполне рабочей чувствительностью – но уже требовательной к правильному экспонированию. Проблемой этого сенсора остается минимальный уровень в ISO 200 – ISO 100 доступна только в качестве расширения, с минимальным, но снижением качества снимка. Fujifilm X-T2 выдает картинку, которая в первую очередь очаровывает отличной цветопередачей сразу в JPEG – фотографии смотрятся одновременно и ярко, и естественно. RAW тоже пластичный, с хорошим динамическим диапазоном и, соответственно, возможностями по работе со светом и тенями. По детализации тоже нет никаких вопросов.
Я обещал поговорить о заявляемом Fujifilm полновесном соперничестве их APS-C-камер с полным кадром. Нетрудно, в принципе, и найти выполненные лояльными блогерами сравнения кадров, сделанных на камеры Fuji, со снимками, сделанными на полнокадровые зеркалки – в большинстве сюжетов действительно не будет никакой разницы. А то и наоборот, разница в пользу камер Fujifilm, – да, по детализации X-Trans CMOS ни в чем не проигрывает схожим по разрешению полнокадровым сенсорам и соперничает с ними по динамическому диапазону. Но ведь физические размеры матрицы непосредственно влияют на глубину резкости! С одной стороны, это дает 35-мм камерам преимущества при портретной съемке, с другой — позволяет камерам с меньшими сенсорами лучше выступать , например, в макрорежиме (тут, на мой вкус, идеально подходят аппараты Micro Four Thirds). Также при одинаковом разрешении у сенсора большего размера будет меньше проблем с шумами – тоже чистая физика. Так что сравнивать весьма различные по своим свойствам системы, на мой взгляд, просто не нужно. Да, X-T2 по уровню исполнения, характеристикам и качеству съемки уверенно смотрится на фоне кого угодно в своем ценовом диапазоне (а в плане вывода JPEG – и вовсе превосходит, по сути, всех), в том числе и полнокадровых моделей, – но слишком увлекаться маркетингом не стоит. ⇡#Автономная работаК сожалению, ничего не изменилось в X-T2 по сравнению с X-Pro2 со временем работы от аккумулятора. При использовании стандартной комплектации, без батарейного блока, в нормальном режиме камера отрабатывает примерно 290-320 снимков — в зависимости от условий использования. При активации форсажа это число падает примерно на пятую часть. На первый взгляд, опять есть проблема со шкалой заряда, который убывает нелинейно. Но можно увидеть и отображение заряда в процентах — на экране параметров, выводимом опционально вместо Live View. Также есть неочевидная возможность зарядки по USB, в том числе и от внешнего аккумулятора — правда, в этом случае съемка невозможна; или зарядка, или съемочный процесс. Рекомендую сразу озаботиться покупкой дополнительных аккумуляторов NP-W126 (емкость 8,7 Вт·ч). А лучше — батарейной ручки. Она очень удобна, позволяет управлять аппаратом в портретной ориентации с тем же комфортом, что и в пейзажной, а также добавляет физический переключатель нормального и форсированного режимов и порт для микрофона. Правда, и стоит она довольно сурово – 21 990 рублей. Заключение Обычно два гаджета одной компании, которые стоят абсолютно одинаково, озадачивают – внутренняя конкуренция еще никому не шла на пользу. У Fujifilm же ситуация предельно очевидна: X-Pro2 рассчитана на фотографов-классицистов, если позволите, поклонников дальномерок, которым важен оптический видоискатель и мила «та самая» форма камеры; X-T2 же – это более массовая камера, довольно утилитарный рабочий инструмент, с которым легко подружатся фотографы-зеркальщики. Однозначный успех первой ласточки в этом поле, X-T1, уже говорит в пользу новинки – а с учетом огромного количества привнесенных в новую версию улучшений можно предполагать, что она как минимум повторит судьбу предшественницы. При этом она не менее харизматична, чем X-Pro2. Камера отлично выглядит, пользоваться ей – одно удовольствие (хотя бы просто послушать звук затвора), а по качеству выдаваемого JPEG ей, на мой вкус, нет равных (по RAW конкуренты еще могут поспорить). Фамильные болячки же сведены к минимуму: автофокус очень хорош, в том числе и следящий, что для Fuji крайне нехарактерно; большое число аналоговых селекторов дополняется их качественным исполнением (с кнопками блокировки и аккуратным ходом); а режим видеосъемки здесь не просто для галочки. Это отличный аппарат, у которого есть множество конкурентов как из беззеркального, так и из зеркального цеха – на их перечисление уйдет еще половина такого же по объему материала. Но у X-T2 есть обаяние, за счет которого она выделяется среди себе подобных. Достоинства:
Недостатки:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|