⇡#Тестирование
⇡#Методика тестирования
Монитор BenQ EL2870U был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе BenQ EL2870U производитель использует десять предустановленных режимов и один дополнительный, для полностью ручной настройки. При тестировании мы использовали интерфейс DisplayPort как наиболее беспроблемный среди доступных.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- режим изображения — «Стандарт»;
- яркость — 80;
- контраст — 50;
- резкость — 5;
- цветовая температура — нормальный;
- гамма — 3;
В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:
- режим изображения — «Пользователь»;
- яркость — 25;
- контраст — 50;
- резкость — 5;
- цвет. температура — опр. польз. (99/91/92);
- гамма — 3;
- AMA — Выс.
Для доступа к полному перечню необходимых параметров был использован пользовательский режим. После перехода в него точка белого потеряла былую точность настройки, пришлось изменять значения RGB Gain вручную и, безусловно, снижать яркость до оптимального значения. Степень разгона AMA (Overdrive) не менялась, поскольку оптимальное значение было выбрано производителем по умолчанию.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Проверка осуществлялась в режиме «Стандарт» при настройках по умолчанию.
Максимальная яркость оказалась на уровне 303 кд/м2, а нижнее значение составило 28 кд/м2. Коэффициент контрастности – 805:1 в среднем, что несколько меньше, чем заявлено в технических характеристиках, но является частой нормой для TN+Film-моделей.
Полученный же диапазон изменения яркости подсветки оказался идеальным со всех точек зрения. По верхней границе монитор полностью соответствует указанному производителем значению, а нижняя граница позволит максимально снизить нагрузку на глаза в условиях слабого внешнего освещения или его полного отсутствия.
⇡#Результаты при стандартных настройках без и с Brightness Intelligence Plus
Изучение точности цветопередачи монитора мы начнём с настроек по умолчанию – режим Standard. В нём не производится эмуляция того или иного цветового пространства и модель должна демонстрировать заложенный в неё потенциал.
По CIE-диаграмме хорошо виден сдвиг цветового треугольника относительно стандарта sRGB. Установленная матрица проигрывает ему на красных, бирюзовых и синих оттенках, но заметно обходит на оранжевых и зелёных стимулах. Учитывая тот факт, что работать за EL2870U с цветом никто не предлагает (это действительно лучше не делать, виной тому TN+Film-панель), никаких проблем мы в таких особенностях не видим и даже не будем упоминать про систему управления цветом (CMS) и необходимость работы с цветовым профилем.
Тем не менее хотелось бы отметить хорошо выставленную точку белого и удивительно хорошую стабильность ЦТ оттенков серого для монитора подобного рода.
А вот на гамма-кривых мы не увидели присущей последним из протестированных мониторов BenQ точности установки, однако, повторимся, для TN+Film-монитора – это хороший результат. Линии проходят выше референсной кривой, а это значит, что с контрастностью картинки инженеры BenQ слегка недоработали.
Но это не сильно помешало EL2870U получить хороший результат в тесте на точность цветопередачи – уровень отклонений удивительно невысок: 1,55 единицы DeltaE94 в среднем и 3,42 в максимуме.
Дополнительно мы вновь решили проверить работу датчика внешней освещённости и теперь выбрали режим Standard. Как видно по диаграмме выше – существенных изменений в балансе серого и настройке White Point не произошло.
Про гамма-кривые так сказать нельзя. Они значительно изменились, картинка на экране потеряла былой контраст, серьёзно затронув зону теней и соответственно общую точность цветопередачи. Яркость подсветки через минуту после активации системы Brightness Intelligence снизилась более чем вдвое (зависит от освещения в рабочем помещении), до вполне адекватного уровня.
В общем, в мониторах BenQ система Brightness Intelligence не только регулирует яркость картинки в зависимости от уровня освещённости, но и дополняет это автоматической коррекцией цветопередачи картинки, что следует иметь в виду.
⇡#Результаты после настройки и калибровки
Монитор BenQ EL2870U – тот вполне обычный случай, когда при желании улучшить точность цветопередачи придётся проводить полноценную калибровку, а не только профилирование, как в случае с более дорогими представителями BenQ.
Внесённые изменения практически не повлияли на позиционирование точек опорных цветов на CIE-диаграмме.
Точка белого пришла в норму, стабильность серого сохранилась на достаточно высоком уровне, без резких всплесков измеренных значений.
Гамма-кривые спустились вниз и добрались до референсной кривой.
После проведенных действий и использования созданного профиля монитор продемонстрировал очень низкие отклонения DeltaE94. Впрочем, говорить, только исходя из них, о точной цветопередаче мы не будем. У используемой матрицы есть свои характерные особенности, ставящие крест на работе с цветом. Но об этом мы поговорим чуть позже.
⇡#Результаты в режиме sRGB
Сейчас же давайте оценим специальный режим sRGB, предусматривающий эмуляцию данного цветового пространства/стандарта.
Эмуляция действительно производится, но уровень точности, прямо скажем, низкий. Да, производителю удалось вписать «рабочий треугольник» в диаграмму стандарта sRGB, но там осталась довольно большая часть, не покрываемая возможностями дисплея. Таким образом, EL2870U соответствует стандарту sRGB всего на 88 %, а этого – маловато будет.
С другой стороны, если вам хочется избавиться от оттенков, отсутствующих в данном стандарте, и моментально улучшить точность установки точки белого, то режим sRGB для этого более чем подходит.
Гамма-кривые в нём выставлены более точно, чем при заводских установках, и максимально соответствуют требованиям стандарта.
При использовании системного профиля sRGB монитор в изучаемом режиме продемонстрировал среднее отклонение цветопередачи в 1,58 единицы DeltaE94, максимальное – 2,78. Для TN+Film-монитора сложно представить результат лучше без внесения изменений со стороны пользователя. Инженеры BenQ постарались на славу, но от особенностей используемой матрицы конечного пользователя это всё равно не убережёт.
⇡#Результаты в режиме HDR Emu.
У монитора BenQ есть не только поддержка HDR неизвестного стандарта, которая, безусловно, притянута за уши ввиду отсутствия многозонной системы подсветки и обычного цветового охвата на старой TN+Film-матрице, но и специальные режимы эмуляции HDR. Созданы они для имитации «расширения динамического диапазона» при воспроизведении контента без поддержки HDR. Мы рассмотрим первый из них:
В этом режиме, как ни странно, у монитора урезается цветовой диапазон почти до 84 % sRGB. На CIE-диаграмме, ввиду отсутствия третьей оси (Z), это не видно, но, по оценкам диагностического ПО, происходит именно так.
Точка белого слегка уплывает к холодным оттенкам, но на стабильности ЦТ оттенков серого это сказывается не сильно.
Эмуляция HDR у монитора EL2870U отлична от того, что мы видели на некоторых других мониторах BenQ c подобным режимом. Производитель значительно увеличил контрастность на 70 % кривой, оставив светлые оттенки на своих привычных местах. Ничего сверхъестественного не произошло, ведь примерно того же эффекта можно добиться установкой режима «Гамма-5».
Удивляться ощутимо возросшим отклонениям цветопередачи не стоит. В этом режиме перед производителем не стояла задача сделать картинку точной. Нужно было яркое и цветастое изображение, которое понравится пользователям, не интересующимся точностью цветопередачи, — и это нормально, всем нравится разное.
⇡#Результаты в режиме Low Blue Light
Теперь оценим настройку пресета Low Blue Light в четвёртом подрежиме Reading c максимально сниженной цветовой температурой и соответствующей степенью влияния на синий канал.
Эмуляция цветового пространства sRGB здесь не производится. Яркость устанавливается на уровне 135 нит, но её можно отрегулировать вручную до комфортного уровня.
Точка белого сместилась в сторону тёплых оттенков, достигнув значения почти в 4800К. По сравнению с заводскими установками стабильность ЦТ оттенков серого практически не изменилась и находится на достойном уровне (для TN+Film-дисплея в особенности).
Гамма-кривые, к нашему удивлению, не пострадали. Производитель решил обойтись без внесения изменений в контрастность картинки, обойдясь исключительно снижением яркости и цветовой температуры. Всё это можно сделать на любом мониторе вручную, но с приходом новых «технологий» теперь это делается за секунды простым переключением режимов. Почему бы и нет?
Что касается точности цветопередачи, то комплекс Argyll CMS уловил значительно больше негативных изменений. Уровень отклонений возрос многократно, но это тот случай, когда ругать за подобное нет никакого смысла: подрежимы Low Blue Light разрабатываются для снижения нагрузки на глаза и точность цветопередачи никто не обещает.
⇡#Равномерность подсветки
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин.
Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.
При взгляде на фотографии серого поля сила негативных эмоций может серьёзно увеличиться, но виной тому вовсе не равномерность подсветки, с которой у EL2870U на цифрах всё очень прилично (а по некоторым параметрам даже отлично), а цветовой сдвиг и низкие углы обзора, вследствие которых он проявляется.
При оценке равномерности подсветки на белом поле среднее отклонение от центральной точки составило 8,7 %, а максимальное 21 %. Результат для подобной диагонали средний.
С равномерностью цветовой температуры дела обстоят куда лучше. Разброс значений составил всего 274 кельвин, среднее отклонение от центральной точки – 0,8 %, максимальное – 2,4 %. Результат для монитора подобного рода – первоклассный. Мало какой профессиональный IPS-дисплей с системой компенсации неравномерности подсветки способен на такое (не говоря уже про более простые решения), а тут доступный 4К TN-монитор. Чудеса, да и только!
Порадовали нас результаты отклонений цветовой температуры, выраженные в единицах DeltaE. Максимальное отклонение оказалось всего 5,1, а среднее не превысило 2,1 единицы DeltaE. Претензий тут быть просто не может, даже если учесть характер отклонений исходя из диаграммы поверхности.
Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см). В первую очередь видна сильная торцевая засветка в нижней части и лёгкие засветки слева и справа. Всё это свойственно большинству TN+Film-решений, и EL2870U не смог избежать этой участи.
Кроме того, хорошо видны засветки с грязно-жёлтым паразитным оттенком по обе стороны матрицы. На самом же деле это тот самый Glow-эффект, ведь при отдалении от экрана эта особенность модели сходит на нет, но торцевые засветки никуда не исчезают.
Может показаться, что всё довольно плачевно, но по сравнению с равномерностью чёрного у некоторых других ТН-ок – всё не так плохо. У модели нет дефектов подсветки в виде различных геометрических фигур с паразитными оттенками и иным уровнем свечения. Для своего класса и типа установленной матрицы EL2870U заслуживает похвалы.
⇡#Визуальная оценка изображения и особенности модели
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
В изучаемом мониторе используется 10-битная матрица (с применением FRC-метода), обеспечивающая неплохое качество градиентов при настройках по умолчанию и после ручных правок. Вот только наглядно отразить всё это на фотографии у нас не получилось — углы обзора TN+Film-матрицы не позволяют. Градиент на самом деле горизонтальный, а на фото выглядит как диагонально-круговой.
После внесения любых (даже небольших) правок на уровне LUT видеокарты качество градиентов падает. Сразу появляются резкие переходы с паразитными оттенками. Правда, благодаря качественной заводской настройке, не требующей серьёзных правок в «ЛУТ», BL2870U после калибровки удаётся не упасть в грязь лицом, сохранив это самое лицо без особых повреждений, что редко увидишь у моделей подобного уровня.
Другое дело, что от прочих проблем, связанных с картинкой на экране, эта особенность никак не избавляет. И речь, как уже поняли некоторые из читателей, касается такого эффекта, как «бандинг», или, как говорят другие, постеризации картинки на сложных цветовых переходах. Эффект по сравнению с тем, что можно увидеть на *VA и IPS, представлен на TN+Film-мониторах максимально ярко. Один из наиболее наглядных примеров приведён выше, но любому пользователю подобных мониторов не составит труда предоставить прочие примеры на иных картинках.
Увы, эта особенность никак не правится ручной настройкой, калибровкой и переключением режимов. Она останется с вами навсегда и будет следовать по пятам. Как часто вы будете видеть что-то подобное, зависит исключительно от просматриваемого контента (больше это касается картинок при просмотре веб-страниц и изображений со средним-высоком уровнем сжатия). Проблема, скорее всего, связана с особенностями работы технологии FRC и низкой разрядностью самой матрицы (несмотря на заявленные 10 бит).
Теперь поговорим про время отклика. Скорость матрицы BenQ EL2870U типична для обычных 60-Гц TN+Film, и, естественно, ни о каких 1 мс GtG тут не может быть и речи – не стоит равнять рассматриваемый монитор с игровыми моделями, многие из которых также не могут продемонстрировать реальные 1 мс на указанном производителями цветовом переходе.
Следует помнить, что такой параметр в ТХ, как «время отклика», — старая шутка маркетологов абсолютно всех компаний и та или иная цифра «выдаётся» исходя из желаемого позиционирования устройства на рынке, вне зависимости от реальных цифр на тысячах возможных вариантов цветовых переходов (перехода положения кристалла из одного в другое).
Герой обзора больше напоминает не самые быстрые IPS-модели с точно такой же частотой вертикальной развёртки в 60 Гц. Выставленное по умолчанию значение разгона оптимально среди всех доступных. Перевод AMA (OverDrive в общем понимании) в положение «Выкл.» увеличивает визуальную различимость шлейфов и их длину, в чём нет никакого смысла. В режиме «Премиум» шлейфы уменьшаются, но артефактов становится настолько много, что их легко увидеть при выполнении простых действий в среде ОС. Правильный выбор тут очевиден.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Углы обзора – одна из основных проблем TN+Film-дисплеев, и герой обзора не является исключением.
Стабильность картинки при изменении положения пользователя перед экраном низкая, хорошо заметен цветовой сдвиг (появление и/или изменение того или иного оттенка в определённой части экрана). В некоторых случаях, например при работе с таблицами или документами, хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана, и сказывается тут вовсе не равномерность подсветки, а плохие углы обзора.
Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но сильно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг (как правило, появляется красно-оранжевый паразитный оттенок) проявляет себя при изменении угла просмотра на 10-15 градусов и более, быстро падает контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости (то есть при просмотре сверху или снизу) картинка меняется ещё сильнее и быстрее, вплоть до инвертирования цветов. В качестве примера: взгляд на монитор сверху при выведенном на экран Word-документе (или любой веб-странице в серых тонах) делает серые оттенки зеленоватыми – зрелище не из приятных.
Glow-эффект выражен очень сильно. При изменении положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются в зависимости от того, на какую часть матрицы посмотреть. Дополнительно становится заметна и слабая неоднородность поля — различные пятна.
Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, но в меньшей степени, хотя и с довольно частой и резкой постеризацией на сложных цветовых переходах, что является абсолютной нормой для TN+Film-моделей, вне зависимости от того, какое количество доступных для воспроизведения цветовых оттенков заявил производитель (16,7 миллиона или 1,07 миллиарда).
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе BenQ EL2870U используется матрица с качественной полуматовой защитной поверхностью, что является существенным плюсом на фоне многих других TN+Film-решений с меньшим рабочим разрешением и матовой поверхностью с ярко выраженным КЭ.
В новинке же от BenQ картинка не искрит и приятна для глаз. Кристаллический эффект еле заметен, многие его не увидят вовсе. При изменении угла просмотра его различимость практически не усиливается. От эффекта Cross-Hatching данная модель дисплея полностью избавлена.
По поводу отображения мелких элементов и прорисовки текста различной величины нареканий у нас не возникло. EL2870U уверено проходит все тесты и оставляет положительное впечатление от чёткости картинки на экране, полностью соответствуя понятию UHD-монитор.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.
⇡#Выводы
Компания BenQ решила попытать удачу в сегменте наиболее доступных 4K-решений, каждое из которых оснащено одной и той же 27,9-дюймовой TN+Film-панелью, стабильно поставляемой на рынок примерно с середины 2013 года, – Chimei Innolux, наверное, уже озолотилась...
Все похожие дисплеи отличаются своим внешним видом, эргономикой подставки, набором интерфейсов и качеством заводской настройки (у EL2870U она очень хороша), от которой, увы, абсолютно не зависит степень проявления отрицательных черт TN-технологии. Отдавая себе в этом отчёт, производитель решил бороться с конкурентами, представившими свои решения значительно раньше, с помощью собственных, проверенных временем технологий и внедрения поддержки новомодного HDR, пускай и чисто формально. Так, EL2870U стал первым 4К TN+Film-монитором с датчиком внешней освещённости и, если мы не ошибаемся, первым с портом DP версии 1.4. Вот только смысла в реализации последнего мы так и не нашли, но уже само наличие подобного интерфейса заставляет обратить на модель внимание.
Герой обзора будет интересен тем, кто действительно не видит смысла в покупке *VA и IPS-моделей или пока не готов к подобным тратам, и для кого диагональ в 27 дюймов – необходимый минимум (для стандарта UHD, по нашему мнению, это действительно так). EL2870U предстоит серьёзная борьба за выживание в классе, и помочь ему в этом может лишь планомерное снижение цены. Ведь конкуренты у него сильные и давно укрепились на своих позициях, а готовых переплатить за не всем нужные технологии, скорее всего, будет не так много. Остаётся надеяться на чудо и грамотный расчёт BenQ. По-другому здесь никак.
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и профилирования.
Достоинства:
- строгий дизайн;
- хорошее качество материалов и сборки;
- наличие VESA-крепления;
- широкий выбор современных интерфейсов подключения (но зачем монитору нужен DP 1.4, так и осталось загадкой);
- формальная поддержка HDR неизвестного стандарта и наличие двух режимов эмуляции «расширения динамического диапазона» с различными гамма-коррекциями (созданы для контента без нативной поддержки HDR);
- беспроблемная система управления;
- наличие встроенной акустической системы (пускай и довольно низкого качества) и датчика автоматической регулировки яркости;
- хорошая заводская настройка и реально работающая эмуляция sRGB-пространства (правда, уровень этой эмуляции не самый высокий);
- достаточно высокая для TN-монитора стабильность оттенков серого в большинстве режимов;
- очень широкий диапазон регулировки яркости при стабильно высоком коэффициенте контрастности (но несколько ниже заявленного в ТХ);
- хорошая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры (но только на цифрах, в реальности же её портит цветовой сдвиг по полю экрана, зависящий от положения пользователя перед монитором);
- достаточно хорошая равномерность подсветки на чёрном поле (за исключением синих полос с трёх торцов – частая проблема подобных мониторов);
- адекватно настроенный разгон OverDrive и хорошая скорость панели (но лишь для 60-Гц НЕ игрового монитора);
- поддержка технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync (работает в узком диапазоне 40-60 Гц);
- W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free);
- отсутствие Cross-hatching и хорошо различимого кристаллического эффекта (КЭ).
Недостатки:
- минусы, свойственные применённому типу матрицы (низкая стабильность картинки, бандинг/постеризация на сложных цветовых переходах, сильный цветовой сдвиг и плохие углы обзора);
- странные алгоритмы работы датчика внешней освещенности (системы Brightness Intelligence Plus) – не самый широкий диапазон регулировки яркости подсветки, дополненный изменением цветопередачи. Также систему возможно активировать не во всех доступных режимах;
- слабая эргономика подставки.
Может не устроить:
- люфт в креплении корпуса и центральной стойки;
- простой комплект поставки – только HDMI-кабель;
- коэффициент контрастности на 20 % ниже заявленного – вполне нормальное явление для TN+Film-монитора;
- с поддержкой HDR в BenQ поспешили – монитор оснащен матрицей шестилетней давности с довольно примитивными ТХ и соответствующими возможностями;
- присутствует Glow-эффект, но на цветных изображениях он не столь сильный;
- cредний результат равномерности подсветки на белом фоне по уровню яркости;
- достаточно высокая цена на фоне конкурентов – зато вы получаете датчик освещённости и возможность активировать HDR в ОС Windows 10.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.