Фото и видео

Panasonic Lumix DMC-FZ10

⇣ Содержание

Трудно найти фотографа, который был бы полностью удовлетворен диапазоном фокусного расстояния своей камеры - в одной половине случаев для "захвата" всех объектов съемки не хватает углового поля, и пользователь мечтает о короткофокусной оптике, в другой - фотографируемый предмет располагается слишком далеко, поэтому требуется длиннофокусный объектив.

Изначально казалось, что для ликвидации этой проблемы существует только одно решение - сменный объектив, закрепляемый резьбовым либо байонетным соединением, и кофр, набитый оптикой на все случаи жизни. Однако позднее производители фототехники предложили более удобную альтернативу - объективы с переменным фокусным расстоянием, иначе - вариообъективы (в последнее время все чаще используется калькирование термина "зум-объектив").

Ранние варианты вариообъективов не вызывали особенного энтузиазма - уровень как хроматических, так и геометрических аберраций был заметно выше, чем у объективов с постоянным фокусным расстоянием (кстати, это положение для оптики высшего класса сохранилось до сих пор), при этом фокусное расстояние варьировалось в весьма скромном диапазоне.

Однако с развитием оптических технологий возросло качество покрытия наносимого на линзы, а производство линз с асферической поверхностью стало менее дорогостоящим. В результате уровень аберраций вариообъективов удалось снизить, а диапазон фокусного расстояния — расширить. Казалось, ничто, кроме неизбежной платы в виде роста аберраций, не может помешать появлению объективов с кратностью 10X и выше. Тем не менее, ограничение на «суперзумы» все-таки есть.

Ограничение это накладывается особенностями процесса прохождения светового потока, отраженного от объекта съемки, пути к регистрирующему устройству — будь то пленка или ПЗС-матрица. Если ось оптической системы, пропускающей данный поток (имеется в виду объектив), будет отклоняться от первоначального направления в течение экспонирования, изображение объекта съемки будет «размазано» по поверхности регистрирующего устройства. И чем «длиннее» фокусное расстояние, тем заметнее этот эффект. Поэтому используется правило обратной пропорциональности, согласно которому соотношение фокусного расстояния и выдержки, не вызывающей «смазанности», обратно пропорционально — при фокусном расстоянии 200 мм выдержка не должна быть больше 1/200.

Понятно, что такие выдержки не всегда доступны — например, при слабой освещенности объекта. Применение штатива позволяет решить проблему «сдергивания», однако при этом невозможно «сопровождать» объект съемки объективом — особенно когда он резко перемещается, как это происходит при съемке спортивных состязаний.

Поэтому широкое распространение получили системы оптической стабилизации, в которых в оптическом тракте размещается подвижная линза, перемещающаяся в плоскости, перпендикулярной оптической оси объектива, сервоприводы этой линзы, а также датчики колебаний объектива. При качании объектива линза смещается в сторону, улавливая и перенаправляя световой поток, и в результате применения такой системы удается «удлинить» выдержку в несколько раз.

Первым цифровым аппаратом, использующим именно такую систему, а не половинчатые решения вроде «плавающего» объектива SteadyShot (SONY Mavica FD-91), стал появившийся в 2000 году Olympus C-2100 Ultra Zoom . Хотя концерн Olympus предпочитает применять в своих моделях оптику только собственного производства, камера C-2100 Ultra Zoom была оснащена вариообъективом фирмы Canon, который при внушительном диапазоне фокусного расстояния (38-380 мм в 35-миллиметровом эквиваленте, f/2.8-f/3.5) имел систему оптической стабилизации Image Stabilizer. Благодаря этому устройству, правило обратной пропорциональности удавалось обходить — выдержку можно было увеличить в 4 раза. Таким образом, при фокусном расстоянии 380 мм можно было спокойно снимать с выдержкой 1/100 — разумеется, если освещенность была достаточной.

Затем Canon решила использовать этот объектив в собственной камере — PowerShot Pro 90 IS , появление которой пришлось на 2001 год. При чуть большем разрешении новинка в общих чертах повторяла разработку Olympus — откидывающаяся вспышка, ЖК-видоискатель (обычный телескопический оказался бы слишком дорогим устройством) и внушительные массогабаритные характеристики (127 x84x139 мм и 780 г, у C-2100 Ultra Zoom — 113x78x141 мм, 635 г). При этом едва ли не половину объемистой конструкции составлял объектив: в отличие от компактной оптики с кратностью 3X-4X, которая при выключении питания «пряталась» внутри корпуса камеры, «стабилизированные суперзумы» в «походном положении» свои размеры не меняли — мешала сложная «начинка».

Поэтому после выпуска следующей модели с таким же объективом, E-100RS , Olympus решила отказаться от системы оптической стабилизации и уже в 2001 году, создав C-700 Ultra Zoom, перешла на обычную оптику, хотя и большой кратности (10X). Автофокусный вариообъектив (38-380 мм в 35-миллиметровом эквиваленте, f/2.8-f/3.5) этой камеры по габаритам и конструкции был таким же, как и большинство оптики с кратностью 3X-4X, и в походном положении втягивался внутрь корпуса фотоаппарата. Пользователям пришлась по вкусу концепция компактной камеры с «суперзумом», поэтому в скором времени примеру Olympus последовали и другие производители.

Однако проблемы «сдергивания» избежать не удалось, поэтому, совершив очередной виток развития, индустрия цифровой фототехники представила рынку новые модели, в которых использовались различные системы компенсации колебаний камеры во время съемки. В частности, концерн Konica-Minolta разработал систему Anti-Shake, в которой, как и в схемах вроде Image Stabilizer, используются датчики колебаний и сервоприводы, однако перемещениям подвергается не линза в оптическом тракте, а сама ПЗС-матрица. Система Anti-Shake впервые была использована в модели Minolta DiMAGE A1 , появившейся в 2003 году.

Однако большинство разработчиков предпочитало все-таки «шевелить» не ПЗС-матрицу, а компенсирующую линзу. К числу этих производителей относится и концерн Matsushita Electric, производитель цифровых фотокамер Panasonic. Появившаяся в 2002 году «дальнобойная» двухмегапиксельная (1600x1200) модель Panasonic Lumix DMC-FZ1 оснащалась автофокусным вариообъективом производства Leica с рекордной кратностью 12X (35-420 мм в 35-миллиметровом эквиваленте, f/2.8), поэтому не удивительно, что разработчики решили оснастить новинку системой оптической стабилизации MEGA O.I.S. При этом, несмотря на наличие узла с перемещающейся линзой, объектив удалось сделать частично «прячущимся» в корпус камеры. Впрочем, массогабаритные характеристики Panasonic Lumix DMC-FZ1 никак не позволяли назвать ее «карманной» — 125x70x83 мм, 314 г.

Годом позже появилась модификация Lumix DMC-FZ2, которая фактически копировала предыдущую модель, отличаясь от нее лишь наличием режимов приоритета по выдержке и диафрагме, точной регулировки баланса белого, а также управлением цветонасыщенности кадра.

Четырехмегапиксельная (2304x1728) модель Lumix DMC-FZ10, ставшая темой этого обзора, отличалась от DMC-FZ1 заметно больше - причем, в первую очередь, визуально.


Panasonic Lumix DMC-FZ10

Если даже Lumix DMC-FZ1 нельзя было отнести к разряду компактных камер, то Lumix DMC-FZ10 по своим габаритам и массе напоминала полноценную "зеркалку" - 139x87x106 мм и 550 грамм (для сравнения - размеры и вес цифровой зеркальной камеры Pentax *ist D без объектива составляют 129x95x60 мм и 650 грамм). Да и в руке этот фотоаппарат лежит столь же удобно и надежно - главным образом, за счет внушительного выступа в левой части передней панели, а также упора в правой части задней панели. Большая масса, как это ни странно, не мешает удерживать камеру - более того, полукилограммовый вес снижает риск "сдернуть" кадр, как это нередко случается при съемке "невесомыми" фотоаппаратами. Несмотря на солидные габариты, для транспортировки Lumix DMC-FZ10 нет необходимости приобретать внушительный кофр - вполне достаточен небольшой чехол, различные модели которого доступны в любом фотомагазине. Ну а при хорошей погоде достаточно повесить фотоаппарат на шею - для этого на боковых панелях имеются небольшие, но прочные металлические антабки, а в комплект входит плечевой ремень.


Panasonic Lumix DMC-FZ10

Сходство с цифровой "зеркалкой" усугубляется обилием органов управления - большинство параметров можно настроить, не прибегая к меню, одним лишь нажатием кнопок и переключателей. Разумеется, это значительно облегчает процесс подготовки к съемке.


Panasonic Lumix DMC-FZ10

Внушительных габаритов автофокусный вариообъектив от Leica по своим характеристикам повторяет предыдущие модели серии - 35-420 мм в 35-миллиметровом эквиваленте, f/2.8. Однако диаметр входной линзы объектива нового аппарата значительно больше, и благодаря этому напоминает оптику "зеркалок". Сходство усугубляется продуманной конструкцией крышки объектива - у большинства любительских камер фиксаторы крышки выходят за ее края. У Lumix DMC-FZ10, как у настоящей "зеркалки", выступы держателей находятся в центре, а входная линза утоплена внутрь, поэтому шанс задеть жирным пальцем поверхность оптики практически отсутствует.

Тем не менее, конструкция объектива вполне традиционная для любительских камер - при включении фотоаппарата он частично выдвигается из корпуса фотоаппарата. Несмотря на большие габариты и широкий диапазон фокусного расстояния вариообъектива, он выдвигается всего на пару сантиметров, поэтому на подготовку к съемке уходит сравнительно мало времени. Перемещение линзового блока, изменяющего фокусное расстояние происходит очень тихо, а его "переброс" из широкоугольной зоны в длиннофокусную происходит всего за 2,6 секунды - и это при кратности объектива 12X.

Автофокус Lumix DMC-FZ10 не самый быстрый, зато практически никогда не "промахивается". В тех редких случаях, когда автоматика не может навести объектив на резкость, она честно в этом "сознается" - как правило, это происходит при съемке близкорасположенных объектов в длиннофокусном режиме. Для того, чтобы вручную навести на резкость объектив, необходимо воспользоваться переключателем на корпусе объектива, при этом центральная часть кадра отображается в увеличенном виде. Вращая кольцо-коронку, охватывающую переднюю часть объектива, пользователь управляет сервоприводом фокусировки. Несмотря на не слишком высокое разрешение ЖК-видоискателя (114 000 пикселов) и ЖК-дисплея (130 000 пикселов), навести на резкость объектив вполне возможно. Для коррекции фокусировки достаточно нажать на переключатель на корпусе объектива, сдвигая его вниз - при этом кратковременно включается автофокус фотоаппарата.

Объектив Lumix DMC-FZ10 обладает еще одной интересной особенностью. Открутив кольцевой кожух, расположенный перед кольцом-коронкой, пользователь обнаруживает резьбу, на которую навинчивается входящая в комплект фотоаппарата бленда VYQ2824. Эта бленда предотвращает засветку объектива в яркий солнечный день, кроме того, она снабжена внутренней резьбой диаметром 72 мм, позволяющей установить светофильтры либо насадочные линзы подходящего размера. В частности, Panasonic предлагает прозрачное защитное стекло DMW-LMC72 и нейтральный фильтр DMW-LND72, ослабляющий световой поток в восемь раз. Кроме того, пользователь может приобрести телеконвертор DMW-LTZ10 (с кратностью 1.5X) и широкоугольную насадку DMW-LWZ10 (с кратностью 0.8X).


Panasonic Lumix DMC-FZ10
Конструкция вспышки осталась такой же, как у Lumix DMC-FZ1/FZ3 - ее излучатель располагается на откидывающейся вверх-назад стойке, в "походном" положении складывается вперед, образуя "горб", напоминающий кожух пентапризмы зеркальной камеры. По сравнению с предыдущими моделями габариты стойки выросли, да и угол подъема заметно вопрос, поэтому расстояние от вершины корпуса объектива до вспышки составляет почти 4 см, что заметно снижает как риск появления "красных глаз" в кадре, так и размеры тени от объектива при макросъемке. Форма стойки вспышки тоже изменилась - теперь она не сплошная, а в форме буквы "П". Такая трансформация вызвана тем, что у Lumix DMC-FZ10 в основании стойки был добавлен "башмак", позволяющий установить внешнюю вспышку. Такое решение значительно расширяет возможности фотоаппарата - встроенная вспышка обеспечивает подсветку объектов, удаленных на 4 м, а дополнительный импульсный осветитель может увеличить эту дистанцию как минимум вдвое или втрое. Ну а при наличии у внешней вспышки поворотной головки можно снимать в отраженном от потолка или стен свете, устраняя блики на передней части объекта съемки.

Из других объектов передней панели следует отметить расположенные в правом верхнем углу микрофон (служит для записи звуковой дорожки видеороликов либо голосовых комментариев к кадрам) и светодиод автоспуска.


Panasonic Lumix DMC-FZ10

При взгляде сверху на фотоаппарат корпус кажется относительно тонким по сравнению с внушительной "трубой" объектива. Из органов управления следует отметить расположенный рядом с "горбом" видоискателя переключатель режимов, принимающий 9 положений: "программная экспозиция", "приоритет диафрагмы/ выдержки или ручная экспозиция", "макросъемка", "просмотр кадров", "видеосъемка", а также четыре сюжета на выбор - "портрет", "ночной портрет", "короткая выдержка" и "длинная выдержка" . Чуть правее и выше находится кнопка затвора, объединенная с рычажком управления вариообъективом - этот же рычажок при просмотре кадров служит для включения индексного режима и масштабирования. Маленькая кнопка под рычажком управления вариообъективом предназначена для включения режима непрерывной съемки, которую можно вести со скоростью 4 либо 2 кадра в секунду при серии продолжительностью 5 или 7 снимков.

На нижней панели имеется металлическое гнездо. Его расположение нельзя назвать идеальным - с одной стороны, оно не совпадает с оптической осью объектива, что затрудняет панорамную съемку со штатива простой конструкции. С другой стороны, гнездо находится слишком близко от крышки аккумуляторного отсека, поэтому заменить элемент питания (а также модуль памяти, который располагается под этой же крышкой) при установленном на штатив фотоаппарате практически невозможно. Впрочем, гнездо расположено рядом с центром масс камеры, поэтому при макросъемке с миниатюрного штатива Lumix DMC-FZ10 очень устойчива.


Panasonic Lumix DMC-FZ10

Несмотря на солидные габариты задней панели и обилие управляющих органов, разработчики Lumix DMC-FZ10 удержались от соблазна "раскидать" все кнопки по ее поверхности - напротив, они скомпонованы так, что большинство можно нажать большим пальцем удерживающей камеру руки. Текстура в виде точек с правой и левой сторон задней панели тоже предназначена для больших пальцев, соответственно, правой и левой рук, и позволяет более уверенно держать камеру.

Самым крупным объектом панели является цветной ЖК-дисплей повышенного размера - с диагональю 5 см. В левом верхнем углу находится ЖК-видоискатель, справа от которого имеется корректор диоптрий, при этом объем отображаемой информации такой же, как при использовании ЖК-дисплея в качестве видоискателя.

Справа от ЖК-дисплея имеется кнопка-мини-джойстик с возможностью наклона вверх, вниз, влево и вправо. Мини-джойстик обеспечивает перемещение по пунктам меню, помимо этого, нажатие "влево" включает автоспуск, "вправо" - переключение режимов вспышки, которая может работать в следующих режимах - "автомат", "подавление эффекта красных глаз", "принудительное срабатывание", "синхронизация при съемке с длинной выдержкой", а также "отключено". В свою очередь, нажатие "вниз" включает быстрый просмотр последнего кадра, "вверх" - экспокоррекцию (от -2 EV до +2 EV с шагом 1/3 EV, где EV - экспочисло), эксповилку (3 кадра с диапазонами +/- 1/3 EV, +/- 2/3 EV и +/- 1EV, где EV - экспочисло), ручную корректировку цветовой температуры ("теплее"/"холоднее"), а также регулировку длительности импульса вспышки (от -2 EV до +2 EV с шагом 1/3 EV, где EV - экспочисло). Над мини-джойстиком находится кнопка "MENU", использующаяся для вызова меню камеры. Под мини-джойстиком имеется кнопка, посредством которой при просмотре кадров можно удалить текущий снимок, несколько фотографий, а также полностью очистить модуль памяти.

Над ЖК-дисплеем находятся три кнопки - левая ("EVF/LCD") переключает вывод информации между ЖК-дисплеем и ЖК-видоискателем, средняя ("DISPLAY") управляет объемом выводимой информации, а правая ("EXPOSURE")служит для настройки экспопараметров. Правее этих трех кнопок находится выключатель фотоаппарата.

В разных режимах управление экспопараметрами происходит по-своему, например, при "программной экспозиции" и "макросъемке" нажатие кнопки "EXPOSURE" включает режим гибкой экспозиции. При гибкой экспозиции посредством кнопок "влево"/"вправо" пользователь может выбрать из серии пар "диафрагма-выдержка" (f/2,8-1/100, f/3,5-1/60 - в этой серии уменьшение выдержки вызывает пропорциональное открытие диафрагмы и наоборот) наиболее подходящую. В режиме "приоритет диафрагмы/ выдержки или ручная экспозиция" кнопка "EXPOSURE" позволяет напрямую задать экспопараметры - кнопки "влево"/"вправо" управляют выдержкой, а "верх"/"вниз" - диафрагмой.


Panasonic Lumix DMC-FZ10

При съемке на экран выводятся различные служебные пиктограммы, в частности, режимы съемки и вспышки, чувствительность по ISO, разрешение и степень сжатия кадра, уровень заряда аккумулятора, предупреждение о "длинной" выдержке, количество возможных кадров, экспопараметры, индикатор эксповилки, гибкой экспозиции, оптической стабилизации и многое другое. Нажатие кнопки "DISPLAY" приводит к появлению гистограммы, повторное нажатие убирает все пиктограммы, заменяя их линиями кадрирования, делящими экран на 9 частей. Еще одно нажатие кнопки "DISPLAY" убирает линии кадрирования, оставляя экран без пиктограмм. Если пользователь решил настроить какой-либо параметр фотоаппарата, используя для этого экспокоррекцию или корректировку цветовой температуры, на ЖК-дисплей выводится информация, позволяющая сделать требуемый выбор.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥