Аналитика

Автонавигация на GEOFORM+'2010

⇣ Содержание
В Москве открылся 7-й Международный специализированный форум GEOFORM+'2010, посвященный новейшим технологиям в области геодезии, картографии, геоинформационных систем, интеллектуальных транспортных систем и спутниковой навигации, инженерной геологии и геофизики, строительства тоннелей и подземных коммуникаций. За этим невозможно длинным и претенциозным названием скрывается выставка всего, что связано с навигацией. Точнее, даже несколько выставок. Сколько именно, путаются и сами организаторы из Международной выставочной компании MVK. На одной из страниц их сайта идет речь о пяти - GeoMap, GeoWAY, GeoTech, GeoTunnel и GEOвласть. На другом сайте список выставок сокращается до трех, хотя говорится о четырех. Но в реальности, участники всех мероприятий собраны в одном павильоне, без какого-либо внятного разделения. Причем GEOFORM+ занимает только половину 4-го павильона КВЦ "Сокольники", деля площади с выставкой вакуумной техники. К сожалению, сейчас в России не набирается хорошего количества участников на все навигационные выставки. GEOFORM+ соперничает за аудиторию с "НАВИТЕХ-ЭКСПО" и "ГЛОНАСС-форумом", проходящими в рамках выставки "Связь-Экспокомм", и последний, очевидно, более посещаем. Да и хронологически они близки. Поэтому нынешний GEOFORM+ большим разнообразием экспонентов и новинок не порадовал, все происходило достаточно буднично и рутинно. С другой стороны, это даже удобно - в отсутствие суеты и толкающей многолюдности есть возможность внимательно познакомиться с тем, что действительно интересно. Да и сотрудники компаний, работающие на стендах, не утомлены праздной публикой и охотнее идут на контакт. Из нескольких десятков участников автомобильную навигацию представляли только трое. С них и начнем.

#"Навител-Навигатор" (ЗАО ЦНТ)

Это был, пожалуй, самый активный и жизнерадостный стенд. Всех желающих поили кофе, а один из менеджеров время от времени усаживался за ноутбук, чтобы написать очередную пару строк в "Твиттер" (там было организованно подобие онлайн-трансляции со стенда). У "Навитела" был и единственный на выставке автомобиль - "боевой" Mitsubishi Pajero Sport, оснащенный видеокамерами и регистраторами; на этой машине "навителовцы" выезжают выверять свои карты.
1.jpg
"Навител" показал версии ПО для iPhone и Android - первая ожидается в продаже со дня на день, а вторую уже можно купить. Также публике продемонстрировали новые карты - Казахстана и "Навител Содружество", объединяющую в себе карты стран СНГ и обзорную карту мира в масштабе 10 км.
Гендиректор ЦНТ Александр Казаков
Гендиректор ЦНТ Александр Казаков.
Гендиректор ЦНТ Александр Казаков рассказал о направлениях, по которым будет совершенствоваться ПО. Прежде всего, это изменение интерфейса и структуры поиска - они станут более удобными и понятными. Готовятся ввести и функцию мониторинга, как это уже сделали CityGuide и Shturmann. Изменили режим ведения по маршруту. Одно из главных достоинств "Навитела" - мультиплатформенность - решено усилить многоязычностью и картами других континентов. Уже сейчас "Навител" поддерживает много языков, включая испанский, тайский, английский. Перспективными рынками видятся Латинская Америка и Юго-Восточная Азия. В линейке "фирменных" "навителовских" навигаторов ожидается революционное пополнение - устройство на платформе Android. По мнению Казакова, это очень перспективная ОС, к тому же бесплатная. Автонавигаторов с "Андроидом" в России пока еще не было, и "Навител" планирует быть первым. Но это не означает отказа от продукции Microsoft - уже сделан запрос в США по поводу Windows Mobile 7, и как только у программистов ЦНТ окажется рабочая версия, под нее сразу начнут разрабатывать навигационное ПО.

#City Guide

Питерская компания МИТ ("Мобильные информационные технологии") представила новые разработки в области "пробочных" сервисов, которые реализованы в новой версии City Guide - 3.7.
3.jpg
Первое и главное - City Guide решил официально использовать статистическую информацию для заполнения пробочной "картинки", прежде всего в тех местах, где в данный момент нет ни одного пользователя-"датчика". Там ситуация в реальном времени будет заменяться прогнозом. Очевидно, что для правдоподобия таких прогнозов статистическая информация должна быть дифференцирована по времени суток, дням недели, времени года. То есть сервис должен иметь данные хотя бы за два года, чтобы их можно было сопоставить. Чем дольше работает программа в конкретном городе, тем достовернее будет статистика. City Guide вписывается в это соображение безо всякого запаса, в Москве его "пробочный" сервис заработал только в 2008 году. Хватит ли статистики? Надо сказать, что статистику так или иначе используют все "пробочные" сервисы, в Москве, по крайней мере. Кто-то это делает удачно и деликатно, кто-то грубо, "в лоб". Однако никто официально не подтвердит такую практику, якобы это не совсем честный механизм, подмена мониторинга анализом. Но при качественном анализе статистика может здорово помочь, и стыдиться ее использования не следует. Как не стыдится ее мировой лидер в персональных навигаторах фирма TomTom, "пробочная" технология которой (IQ Routes) зиждется на прогнозе ситуации. Второй новинкой от City Guide будет переход от "скалярного" к "векторному" отображению пробки. Выглядит это так. Допустим, магистраль разделяется на два потока, и те, кто должен свернуть с нее, застыли в глухом заторе. А те, кому прямо, "летят со свистом". В нынешнем варианте ПО вероятнее всего отобразится затор, точнее, карта будет "перемигиваться" с зеленого на красный. Но ведь в каждый из навигаторов-"датчиков" вбит маршрут, по которому он ведет пользователя. И каждый навигатор знает, куда едет его владелец. Значит, если в соответствии с проложенным маршрутом нужно просто проехать прямо, то в месте нашей условной развилки ему будет показан "зеленый свет", а тем, кому сворачивать, - покажут "пробку". Это - изящное решение проблемы распределения информации о скорости потока по полосам. Технически осуществить пополосный мониторинг очень сложно. Если же, как City Guide, заменить понятие "полоса" понятием "направление", все получается проще. City Guide предлагает использовать для прокладки объездных маршрутов не "картинку" реального времени, а прогноз. Прогноз того, какова может быть дорожная ситуация в том месте, где пользователь должен появиться, допустим, через полчаса. В CityGuide полагают, что такой маршрут может быть рациональнее тупого объезда "пробок" по мере их возникновения. И еще одно интересное новшество - CityGuide "отрисовал" основные развязки Москвы и Питера. Сначала перекрестки сфотографировали, а потом из этих изображений сделали картинки-схемы, с указанием направлений и полосности. Подобное уже сделано в некоторых ПО, например, в "ПроГороде". Наложенная на карту картинка реальной развязки позволяет не запутаться в уровнях и поворотах, особенно там, где карта физически не может отобразить все нюансы.

#JJ-connect

4.jpg
Сначала - печальная новость. JJ-connect больше не продает и не поддерживает навигаторы с картографической системой "Мегаполис". Презентуя "Мегаполис", его создатели обещали обновления как минимум раз в квартал, но последние полгода они не выходили. Официально точка в этом проекте не поставлена, но шансы воскресить "Мегаполис" весьма малы. Сейчас JJ-connect устанавливает в свои навигаторы только "Навител", где, как известно, используется оригинальная картография, а "Автоспутник", приспособленный к работе с "Мегаполисом", в JJ-connect больше не устанавливают. JJ-connect привезла на выставку четыре модели навигаторов, но новинок среди них не было. Собственно новинку "придержали" и показывали кулуарно - пока существуют только тестовые образцы, которые пойдут в продажу под именем Autonavigator 4100 Traffic. Это совершенно новая модель с модулями Bluetooth и GSM. В навигатор встроен браузер, а также SMS- и ICQ-клиенты, есть возможность просматривать и отправлять электронную почту. Технически Autonavigator 4100 Traffic совершенно традиционен - диагональ 4,3 дюйма, GPS-приемник SirfStar III, разрешение дисплея 480х272. Но уже заявлены пять новых моделей на приемнике SirfStar IV, отличающемся сверхмалым энергопотреблением (50-70 мкА). Как рассказали работники JJ-connect, Autonavigator 4100 Traffic пока не продается, первая поставка ожидается только в апреле. И стоить навигатор должен около 8 000 руб. Однако в интернете этот навигатор уже предлагается. Мы нашли интернет-магазин, где эта модель обозначена как "находящаяся в наличии". Вот только цена на новинку оказалась немного другой - 18 100 рублей.

#Мода на ГЛОНАСС проходит

Весь прошлый 2009-й год прошел, можно сказать, под знаком ГЛОНАСС. Обилие властных инициатив, связанных с доведением этой навигационной системы до "товарной кондиции", привело к тому, что аббревиатуру "ГЛОНАСС" стали уравнивать с понятием "патриотичный". Эта "патриотичность" подкрепилась серьезными бюджетными вливаниями и к теме ГЛОНАССа обратились многие. На профильных прошлогодних выставках "НАВИТЕХ-2009" и GEOFORM+'2009 редкий производитель не представлял решения, использующие ГЛОНАСС, но все они были, что называется, "на расыпухе", то есть сделанными наспех, из имеющихся комплектующих. Приемники ГЛОНАСС по-прежнему отличаются непозволительно большими габаритами, энергопотреблением и ценой, что в профессиональном применении еще как-то сглаживается, а для персональной навигации не годится вовсе. Поэтому до сих пор не создано ни одного конкурентоспособного персонального навигатора, использующего ГЛОНАСС. Рынок замер в ожидании интегрированного чипа NAVSTAR/ГЛОНАСС, способного конкурировать с такими массовыми решениями, как SirfStar и CentralityAtlas, и, вроде как, в конце прошлого года было объявлено о его выпуске. Речь идет о чипе NV08C-MCM-M, разработанном КБ "Навис". Увы, производство этого чипа так и не запущено, соответственно, потребительской аппаратуры ГЛОНАСС с достойными характеристиками пока нет. И энтузиазм постепенно угасает - по мере того, как иссякают бюджетные деньги и снижается накал государственной PR-поддержки отечественной навигации. На GEOFORM+'2010 тема ГЛОНАСС присутствовала, но скорее номинально, как воплощение прошлогодних разработок. И, конечно, только в секторе профессионального применения. Компания "ГНСС-плюс" представила продукцию канадской фирмы Novatel.
5.jpg
На базе ее плат "ГНСС-плюс"предлагает решения для диспетчеризации автодромов - для контроля и частичной автоматизации сдачи экзаменов в автошколах. Всего Novatel предлагает четыре вида плат NAVSTAR/ГЛОНАСС, различающихся частотой и системами позиционирования. Все они осуществляют и кодовое, и фазовое измерения. Наиболее интересная из показанных плат - 14-канальная OEMStar. Главная ее особенность - низкая для прецизионных приемников цена, от 10 тыс. руб. Под стать и габариты - на фото показана плата в сравнении с рублевой монеткой.
6.jpg
Эта разработка появилась только в январе этого года и готовых устройств на ней в России пока нет. Но интерес уже есть, в основном от компаний, занимающихся автологистикой. На транспортное применение своей продукции делает ставку и фирма Global Position, выступающая в связке с Novacom Wireless.
7.jpg
Global Position показала несколько трекеров, от самых простых, осуществляющих позиционирование по вышкам GSM, до полнофункциональных, с ГЛОНАСС. В последнем случае в качестве приемника выступает "седьмая" модель производства Ижевского радиозавода.
8.jpg
9.jpg
Pacific Crest - это подразделение компании Trimble, отвечающее за два направления - ОЕМ-приемники для навигации и радиомодемы.
10.jpg
Радиомодемы осуществляют передачу дифференциальных поправок с базовых станций на абонентские терминалы. Приемники Trimble - это сверхточное (до 2-3 см) и потому довольно специализированное оборудование. Из представленного на выставке наиболее интересна новинка фирмы - 220-канальный NAVSTAR/ГЛОНАСС/GALILEO-приемник Trimble BD970, построенный на чипсете Maxwell 6. Приемник имеет порты USB, Ethernet и CAN, а также три последовательных RS-232, поддерживает множество сетевых протоколов, может подключаться к Google Earth и даже отправлять электронные сообщения через встроенный клиент e-mail. Ожидается, что Trimble BD970 будет востребован в России для установки на горнодобывающую технику, морские контейнеры и, конечно, в геодезии.
11.jpg
Антенна для Trimble BD970
Антенна для Trimble BD970.

Упоминалось про ГЛОНАСС и на стенде City Point (компании "Юником").

13.jpg
Там показали новую версию (3.7) телематического транспортного контроллера, реализующего навигацию по NAVSTAR/ГЛОНАСС и голосовую связь. Этот контроллер обладает уникальной способностью - его можно перепрограммировать дистанционно, по GPRS, причем на любую "глубину", вплоть до полной перепрошивки. Можно даже поменять протокол передачи данных от устройства до сервера! Прибор сам, по дистанционной команде может зайти на FTP, скачать новую программу, распаковать, установить, перезагрузиться - и все это без какого-либо участия оператора. Это удобно в тех случаях, когда модули меняют свое функциональное назначение - сегодня работают на транспорте, а завтра, допустим, охраняют неподвижный объект. Подсоединение датчиков, работающих по разным протоколам (в данном случае - Omnicomm), проблемы не представляет, достаточно по радиоканалу загрузить необходимые драйверы. В качестве ГЛОНАСС-модуля "Юником" применяет устройства КБ "Навис".
14.jpg
"Засветился" на выставке и РИРВ - Российский институт радионавигации и времени - со своими модулями NAVSTAR/ГЛОНАСС.
16.jpg
РИРВ показал три модели, наиболее интересна из которых компактная 1К-181 (интересно, кто им придумывает названия?).
17.jpg
Это 18-канальный приемник с очень достойным показателем чувствительности - минус 161 дБВт. К сожалению, потребляемая мощность у него несовременно велика - 600 мВт, что почти исключает применение в носимых навигаторах. Две другие модели еще более крупны и прожорливы, и могут применяться еще более ограниченно. На стенде РИРВ был показан еще один приемник - 1К-1813, более компактный, чем 1К-181. Но, увы, информации по нему никто из представителей компании дать не смог, ссылаясь на секретность. Да и вопрос, зачем "секретный" приемник привозить на общедоступное мероприятие, остался без ответа.
18.jpg

#Итоги

Нынешний форум GEOFORM+'2010 вполне наглядно показывает состояние отрасли в России на сегодняшний день - затишье, вызванное не до конца еще пережитым кризисом. Энтузиазм по поводу ГЛОНАСС иссякает, никакой внятной поддержки со стороны государства он не получил. Бюджеты распределены и по большей части проедены, а "рывка" не случилось - ни законодательно, ни технологически. Видимо, до появления универсального интегрированного чипа NAVSTAR/ГЛОНАСС никакого движения вперед уже не будет. Сектор персональных навигаторов развивается, но тоже медленно, переориентируясь с чисто навигационной модели на навигационно-сервисную. В ближайшее время успех в автонавигации будет сопутствовать тем, кто предложит новые удобные онлайн-сервисы - не только "пробки", но и мониторинг, подкачку карт, социальные сети. И, судя по всему, монополии Win CE в автонавигации приходит конец. GEOFORM+'2010 работает до 2-го апреля, так что если вы заинтересовались, то еще есть шанс посетить это мероприятие.
 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥