Аналитика

Музыкальный Web 2.0

Сервисы, возникшие в интернете за последние несколько лет, меняют базовые принципы потребления музыки. Пользователи постепенно отказываются от накопления музыки на жестких дисках своих компьютеров и обмена компакт-дисками в пользу социальных сетей и потокового интернет-вещания. Звукозаписывающие лейблы неожиданно для себя обнаружили, что интернет - это уже не рассадник пиратства, а серьезный конкурент. Хранилища "награбленной" музыки становятся не нужны, потому что появились платформы, на которых музыканты - профессиональные и не очень - выкладывают свои записи под лицензией Creative Commons. Благодаря интернету, музыканты получили короткий и прямой путь к слушателям, а перед пользователями открылся огромный выбор источников бесплатной и/или свободной музыки. В этом обзоре мы расскажем о трех китах современного музыкального интернета - сайтах, продвигающих открытую (некоммерческую) музыку, онлайн-радио и профильных социальных сетях.

Источники альтернативной музыки

Музыкальная индустрия установила такое положение вещей, при котором музыканту достаются жалкие проценты от продаж альбомов - вся прибыль уходит издателю. Кроме того, обычный пользователь, отдавая свои кровные, не может использовать приобретенную музыку, как ему заблагорассудится - он со всех сторон ограничен законами о защите авторских прав. Естественным ответом со стороны общества стало пиратство, что фактически не помогло решить проблему, а лишь обеспечило работой многих юристов. Альтернативой официальному музыкальному бизнесу выступают проекты так называемой открытой музыки, публикующейся под лицензиями Creative Commons. Для музыкантов подобные проекты - возможность заниматься любимым делом и донести свое творчество до широких масс. Слушателям открытая музыка может быть интересна уже тем, что она очень разная и новая. Аргументом в пользу свободной музыки является то, что творчество здесь выступает на первый план, а бизнес уходит на второй.

Magnatune

Идея проекта Magnatune состоит в том, чтобы построить новую, более справедливую модель отношений между музыкантом, звукозаписывающей компанией (Magnatune выступает в роли независимого "лейбла") и слушателем. Magnatune установил следующие правила:
  • Музыканты получают половину того, что платят слушатели.
  • Вся музыка, выложенная на сайте, публикуется под лицензией Creative Commons и без DRM (то есть скаченную музыку можно копировать бесконечное количество раз с одного носителя на другой, использовать треки в своем подкасте; купив альбом, вы даже получите от Magnatune предложение поделиться ссылкой для скачивания с тремя друзьями).
  • Любую композицию с сайта можно прослушать в потоковом аудио или скачать, перед тем, как принять решение о покупке.
Строго говоря, чтобы слушать музыку с Magnatune, не нужно даже регистрироваться. К тем, кто не является подписчиком сервиса, Magnatune в начале или конце каждой композиции обращается с призывом поддержать проект, но сами треки доступны целиком и в высоком качестве. Файлы выкладываются в форматах WAV, FLAC, MP3, Ogg и АСС. Многие медиаплееры позволяют просматривать содержимое хранилища Magnatune и слушать музыку без необходимости заходить на сайт.
MagnatuneAmarok_s.png
Magnatune, встроенный в плеер Amarok.
Еще одна интересная особенность - Magnatune не устанавливает цен на музыку. Пользователь платит столько, сколько захочет, единственное условие - не меньше пяти долларов за альбом. Так как сегодня любителей собирать аудиоколлекции становится все меньше, Magnatune начал предлагать подписки на потоковое вещание ($5 в месяц за возможность круглосуточно слушать музыку с сайта без рекламных роликов) и на безлимитное скачивание (плати $10 в месяц - и скачивай столько альбомов, сколько сможешь, в любом качестве и формате). Magnatune открыт для сотрудничества с музыкантами, но существует система отбора - авторы проекта сами решают, может ли музыкант разместить свои записи на его сайте или нет. С одной стороны, это позволяет проекту не ронять планку качества, а с другой - ограничивает подборку музыки на сайте вкусами определенной группы людей. Правда, контроль качества нисколько не затронул жанрового разнообразия представленной на сайте музыки. Здесь можно найти все, что душа пожелает - от церковного хора Киево-Печерской лавры до техноэлектроники (на момент публикации - более 600 альбомов от 280 исполнителей). В далеком 2003 году, когда Magnatune только появился, условия, при которых музыкантам отдается половина прибыли, были в новинку, и правило "плати столько, сколько сочтешь нужным" казался верхом демократичности. Сегодня появились проекты еще более лояльные к музыкантам и пользователям. В ответ на изменившиеся рыночные условия, Magnatune ввел систему подписок. Хотя его расценки не кажутся низкими в сравнении с тем, что предлагают конкуренты, Magnatune ежедневно привлекает 30 000 посетителей.

Jamendo

На сайте Jamendo (название - гибрид двух слов "jam" и "crescendo") все альбомы доступны для скачивания совершенно бесплатно и безлимитно, музыка распространяется на условиях лицензий Creative Commons и Free Art. Если бизнес-модель Magnatune базируется на принципе "плати столько, сколько хочешь", то Jamendо - "Плати, если хочешь". Музыканты на Jamendo получают прибыль не от продажи музыки, а от прямых пожертвований благодарных слушателей. Также им отчисляется часть дохода от рекламы, размещенной на сайте. Создатели Jamendo довели до логического завершения идею платформы для распространения некоммерческой музыки. Сервис находится в постоянном развитии, поэтому периодически бывает недоступен. Разработчики Jamendo не берут на себя функции художественного совета и контролируют музыкантов в пределах обычной модерации, поэтому пополнение музыкальной коллекции происходит очень быстро (с момента запуска сервиса по настоящий момент музыканты разместили на сайте более 15 тысяч альбомов). Но что делает Jamendo по-настоящему интересным, это его социальные функции, без которых он превратился бы в склад никому не известной музыки.
Jamendo.png
Jamendo: Открой уши шире!
Находить исполнителей по своему вкусу можно разными способами. Например, на стартовой странице Jamendo публикует свои хит-парады. Система тегов позволяет лучше ориентироваться в жанрах. К каждому альбому пользователи оставляют рецензии (эта возможность также позволяет находить друзей со схожими пристрастиями). Добавляя друзей на Jamendo, заодно знакомишься с тем, что они слушают, и расширяешь свой музыкальный кругозор. Интерфейc Jamendo переведен на семь языков, в том числе на русский. Скачивать альбомы с сайта можно обычным способом, нажав на кнопку "Загрузка", а можно через сервисы BitTorrent или eDonkey. Поддерживаются форматы файлов MP3 и Ogg. Помимо закачки, Jamendo предоставляет потоковое вещание - на выбор пользователя предлагаются несколько каналов, различающихся по жанрам. Для прослушивания музыки с сайта есть встроенный флэш-плеер. Пользователи могут составлять плей-листы, сохранять их на своем аккаунте и делиться подборкой с другими. Мелкие знаки внимания со стороны команды разработчиков придают Jamendo живости и человечности. Например, на День святого Валентина команда Jamendо подарила всем слушателям плей-лист с подборкой лирических песен.

Альтернативные источники музыки

Пусть с историческим опозданием, но многие города России получили широкополосный доступ в интернет и безлимитные тарифы. Накачав досыта фильмов и забив жесткие диски до упора, население стало думать, что теперь делать с широкополосным счастьем. Тут и подоспели сервисы потокового вещания - пользователи получили возможность наслаждаться музыкой без необходимости обладать ею. У традиционного радио есть три недостатка - реклама, закрученные в ротации песни и разговорчивые ведущие. Интернет-радио грешит этим в значительно меньшей степени. Онлайн-каналы, как правило, предлагают узконишевую музыку, но сохраняют богатый выбор.

SomaFM

Кто из нас не мечтал о радио, на котором нет рекламы? А кто не мечтал хотя бы раз в жизни дорваться до пульта диджея и самостоятельно управлять эфиром? Расти Ходж реализовал обе мечты, основав в подвале своего дома музыкальную интернет-станцию, принципиально свободную от рекламы. Началось все с того, что в 1999 году Расти организовал маленькую станцию на культовом фестивале Burning Man ("Горящий Человек"). Фестиваль закончился, но восторженные слушатели просили, чтобы музыка продолжалась, и тогда Расти наладил интернет-вещание из подвала своего дома. Сегодня его SomaFM является крупнейшей в Америке радиостанцией, вещающей исключительно через интернет. SomaFM вещает на 14 каналах, каждый из которых имеет свою жанровую изюминку. Например, канал Secret Agent ("Саундтрек к вашей стильной, загадочной и опасной жизни") - это замечательный микс джаза, даунтемпо и всего того, что было бы уместно на звуковой дорожке фильмов про Джеймса Бонда. Мрачный Doom, легкий лаунжевый Lush, динамичный Beat Blender - разные по направлениям каналы SomaFM объединяет то, что они все без исключения очень стильные и хорошо сбалансированные.
Somafm_s.png
SomaFM и ее каналы.
На радио SomaFM периодически звучит обращение к слушателям с просьбой поддержать пожертвованием некоммерческую станцию. С одной стороны, на SomaFM звучит интересная музыка и грамотные подборки - почему бы не поделиться копейкой с создателями такого замечательного сервиса? Но даже если ты честно отчисляешь каждый месяц доллар-другой на благое дело развития независимого вещания, ты по-прежнему не будешь избавлен от прослушивания призывов проявить добрую волю - и это временами раздражает. SomaFM находится в постоянной конфронтации с официальной музыкальной индустрией. В 2002 году в США вступил в действие закон, требующий от онлайн-радиостанций лицензионных отчислений за трансляцию музыки. Чтобы не обанкротиться, Расти прекратил вещание и начал кампанию, лоббирующую интересы независимых интернет-станций. В результате, Конгресс США принял поправки к закону, что позволило SomaFM возобновить работу. Однако с тех пор и до настоящего момента борьба не прекращалась ни на минуту - музыкальный бизнес через законодателей и суды отстаивает свои интересы, а мелкие станции, живущие в виртуальном пространстве, в противовес им развивают социальную активность и склоняют общественное мнение на свою сторону.

Digitally Imported

Интернет-радио - это не обязательно подвальное начинание, подпитываемое исключительно энтузиазмом. Компания Digitally Imported, основавшая многоканальные станции DI.fm и SKY.fm имеет офис в Нью-Йорке и делает из вещания бизнес, не забывая при этом получать удовольствие от своего дела и доставлять радость слушателям. Эфир станций DI отнюдь не перегружен рекламой - ее не больше, чем необходимо для того, чтобы отчислять лицензионные сборы. Уделяя большое внимание мейнстриму, DI оставляет за слушателями право на свободу выбора: нравятся тебе кубинские ритмы - слушай канал "Сальса", любишь электро-синти-фанк с элементами глэм-рока - есть и такой канал. Возможно, музыка на станциях DI не столь изысканна, как на SomaFM, зато ее количественно больше. DI.fm, специализирующаяся на электронике, предлагает почти три десятка каналов, и еще столько же работает на не-электронной (в музыкальном смысле) дочерней станции SKY.fm.
difm_s.png
DI предлагает музыку на любой вкус.
У каждого канала DI есть свои форумы, а в IRC слушатели могут обмениваться мнениями и обсуждать музыку в режиме реального времени, то есть параллельно с трансляцией. DI не требует ни оплаты, ни даже подписки - достаточно просто добавить понравившийся канал в свой плеер. Все каналы предоставляют потоки MP3 (96 кбит/с), ACC и WMA. Аккаунт класса Premium за $4,95 в месяц открывает доступ к более качественной, избавленной от рекламы трансляции. Помимо платной подписки, DI запустила проект онлайн-магазина, где можно купить понравившуюся композицию и скачать ее себе на компьютер. Как и SomaFM, DI оказалась под угрозой закрытия из-за растущих лицензионных сборов. Если SomaFM в ответ на увеличивающийся прессинг со стороны индустрии развлечений поднимает общественную волну, то DI ищет выхода в развитии коммерческих услуг. Чей подход окажется эффективнее - покажет время.

Музыкальные социальные сервисы

Меломанам всегда было свойственно объединяться в группы по интересам. Социальные сети дали меломанам то, что не смогли в полной мере дать ни сайты-коллекции музыки, ни потоковые станции, а именно - полноценное общение. Обмен мнениями, поиск людей со схожими вкусами, открытия новых, интересных исполнителей - то, что естественным образом всегда существовало в среде любителей музыки, перекочевало и в интернет, как только в нем появились адекватные сервисы.

Qbox

MySpace был одним из первых социальных сервисов, который облюбовали музыканты. Своя страничка на MySpace с несколькими треками есть и у Мадонны, и у пятнадцатилетнего гарлемского рэпера. Со временем появились новые социальные сети (Bebo, Hi5 и другие), где участники могут выкладывать свою (и не только свою) музыку. Сайты, изначально не предназначенные для обмена музыкой, стали расширять функциональность музыкальными приложениями, появились новые сервисы - и вместе с конкуренцией возникла путаница. И тогда создатели Qbox придумали поисковик по музыкальным трекам, выложенным в социальных сетях. Qbox стал посреднической платформой, которая помогает пользователю находить любимых исполнителей и знакомиться с новыми. Когда ты не ищешь что-то определенное, а просто хочешь послушать музыку под настроение, лучше воспользоваться тегами, которые в Qbox обозначают жанровую принадлежность. В облаке тегов на Qbox "плавает" более ста наименований жанров, при этом нет ни одного дублирования. Помимо функции поиска музыки в социальных сетях, Qbox предлагает набор инструментов для организации треков - составление плей-листов, закачка (если это предусмотрено владельцем трека), возможность поделиться ссылкой и т.д. Есть так же клиентская программа Qplayer (только для Windows), которая имеет ту же функциональность, что и сам сайт.
qbox3_s.png
Qbox - интерфейс плеера сохраняет функциональность сайта.
При том, что полезность проекта очевидна, его техническая реализация не идеальна - и сайт, и клиентский плеер тяжелы, забирают для своих нужд большое количество вычислительных ресурсов. До недавнего времени Qbox не умел работать с браузерами, отличными от IE, но сейчас уже реализована поддержка Mozilla Firefox.

Last.fm

За несколько лет, прошедших с момента запуска, Last.fm стал стандартом музыкального коммьюнити. Двадцать один миллион пользователей из двухсот стран - это, безусловно, показатель успешности, как и тот факт, что в 2007 году американский медиагигант CBS Corp. купил Last.fm за $280 млн. Last.fm собирает подробную статистику, какую музыку слушает пользователь, а затем на основе полученных данных выстраивает индивидуальные рейтинги, подбирает рекомендации и помогает - с математической точностью, на основе вычисления коэффициента совместимости - определить людей со схожими музыкальными вкусами (на Last.fm их называют соседями). Отправку статистики на Last.fm сегодня поддерживают многие музыкальные плееры, так что пользователю нужно всего лишь добавить в настройках параметры своего аккаунта. Многие музыканты, в том числе и с самой верхушки звездного Олимпа, разрешают Last.fm проигрывать в потоке их записи, так что Last.fm и его флэш-плеер можно использовать как интернет-радио с гибко программируемым контентом. Last.fm формирует поток из наиболее часто проигрываемых треков, а также из треков, которые сервис посчитал подходящими для вас. Можно выбрать поток, состоящий из того, что сейчас слушают друзья и соседи, а можно указать любимого исполнителя, и Last.fm будет подбирать похожих музыкантов. Чем больше статистики собрал о вас Last.fm, тем точнее будут его рекомендации, и тем интереснее будет вам работать с этим сервисом.
lastfm_s.png
Last.fm - лучшая система рекомендаций.
Last.fm не стал бы тем, чем он стал, без бурной жизни внутри коммьюнити и инструментов, которые эту жизнь обеспечивают. Разумеется, Last.fm использует теги - без них сегодня не обходится ни один социальный сервис. Есть возможность рекомендовать понравившуюся композицию другу. Если вы укажете свое место обитания, Last.fm будет уведомлять о концертах, проходящих рядом с вами. Last.fm имеет открытое API, что позволило разработчикам придумать огромное количество виджетов, встраиваемых в блоги, различные социальные сети и мессенджеры.

Заключение

Во времена, которые сегодня кажутся нереально далекими, Артемий Троицкий и Александр Градский с коллективом энтузиастов делали цикл передач для подрастающих меломанов о том, как важно уметь находить свою музыку и не питаться тем, что тебе скармливают крупные вещательные компании. Тогда с музыкой было очень сложно, меломаны делились друг с другом записями на бобинах и бережно протирали виниловые пластинки. Сегодня выбор есть у каждого - только научись включать компьютер. Однако главная проблема осталась столь же актуальной, как и прежде - нужно научиться искать СВОЮ музыку, быть любопытным и желать открывать для себя новые имена и названия. Интернет дал в руки инструментарий - за пользователями остается выбор, как им пользоваться.
- Обсудить материал в конференции


 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥