Аналитика

Scuderia Ferrari & AMD: Turkish Petrol Ofisi

Formula1 традиционно считается одним из самых популярных и одним из самых дорогих видов спорта. Это гремучая смесь современнейших технологий, точных расчетов, людской воли и блестящего менеджмента. Тут нет мелочей. Любая деталь может стать решающей. И чем выше взбирается человек на вершину прогресса, чем ближе он к грани возможного, тем больше сторонних факторов готово повлиять на результат. Ярким примером тому служат июньские заезды в США, где самый молодой пилот BMW, Себастьян Феттель (Sebastian Vettel), в первом в своей жизни гоночном уик-энде заработал одно очко, финишировав восьмым и став самым молодым (ему 20 лет) пилотом, которому удалось достичь такого результата. Сколько ошибок сделали другие пилоты и их команды? Сколько технических проблем за одну гонку? Некоторые даже заподозрили в этом проплаченное шоу, но доказательств тому нет, да и других версий происходящего хватает. Оттого этот спорт и кажется столь привлекательным как для зрителей, так и для участников, и их спонсоров. Многим хочется приобщиться к популярности лидеров и постоять с ними рядом, и погреться в лучах их славы, а если спонсор – высокотехнологичная компания, которая тоже способна внести свой вклад в общее дело не только количеством нулей в перечисленной по контракту сумме, но и технологической базой, то тут впору спонсорство назвать партнерством. Сама AMD именует себя не иначе, как спонсор и технологический партнер команды Scuderia Ferrari F1. Сотрудничество началось в 2002 году и, как гласят рекламные буклеты, AMD принесла Scuderia Ferrari F1 Team пять лет побед. Нынешний сезон тоже выдался весьма удачным, посему маркетинговый отдел AMD задумал подарить своим избранным партнерам гоночный уик-энд на новой трассе Petrol Ofisi в Турции, под Стамбулом. На один день туда привезли и российских журналистов, которые смогли увидеть живьем новую гоночную трассу, «конюшню» Ferrari, пилотов команды и тренировочные заезды.

Scuderia Ferrari F1 Team

В 2007 году команда отметила свое шестидесятилетие! Весной 1947 года свет увидела Ferrari 125S с полуторалитровым V-образным двенадцатицилиндровым двигателем, развивающим 72 л.с. Такой «огород» нагородили по прихоти владельца, который давно мечтал о звуке двенадцатицилиндровых машин. Это был не первый гоночный автомобиль Ferrari, но компания официально берет отсчет именно с него. Кстати, первым покупателем дорожной версии 125S был русский человек - князь Игорь Трубецкой, который был поражен выступлением машины на гонках и уговорил Энццо Феррари сделать для него «гражданский» вариант. Дебют Ferrari в Formula 1 состоялся в 1950 году, в Монако, о чем подробно можно прочитать на страницах Википедии. Дальнейшая судьба приносила команде, как взлеты, так и падения, и скандалы. В нынешний сезон команда вошла с моделью болида F2007 и двигателем серии 056, на котором она ездила и в прошлом сезоне. По новым ужесточенным правилам, рабочий объем двигателя стал 2,4 литра. Характеристики болида выглядят так:
Шасси
Углеволоконное, с ячеистой композитной структурой
Трансмиссия
Полуавтоматическая, секвентальная, с дифференциалом повышенного трения, установлена продольно. Семь передач + задняя.
Габариты (длина, ширина, высота), колесная база мм
4545 х 1796 х 959, 3135
Снаряженная масса (с пилотом), кг
600
Диаметр колес, дюймов
13
Модель двигателя, рабочий объем (см³), вес (кг)
056 с алюминиевым блоком цилиндров, 2398, 95
Число цилиндров и клапанов
8 V-образно (90°), 32
Топливо, масло
Shell V-Power ULG 62, Shell SL-0977

+ AMD

Наверняка многие задались вопросом, чем помогает AMD команде Scuderia Ferrari F1? Скорее, это вопрос лучше перефразировать так: для чего в Формуле используются большие вычислительные мощности? Короткий рекламный буклет дает весьма общий ответ на эти вопросы. Основная область, где приходится много считать, – аэродинамика. Тут моделируется не только продувка болидов в аэродинамической трубе, но и идет работа с боковыми ветрами и различными погодными условиями. Больших вычислений требует разработка двигателей, где, вероятно, существует программная модель, эмулирующая работу двигателя, а также систем выхлопа и питания. Компьютеры нужны и во время заездов. Болид создает большой информационный поток от различных систем, который обрабатывается в реальном времени, и обработанная информация поступает диспетчеру команды. Обрабатывают эти данные и после заездов, где изучают работу двигателя и многих других систем. Вся информация хранится в Ferrari Data Center, установленном в 2004 году, в Маранелло (Maranello). Центр состоит из 400 вычислительных узлов, в основу которых входят процессоры AMD Opteron. Физически все завязано в APC InfraStruXure и управляется Linux. Одно из основных приложений для моделирования – FLUENT CFD.
Поистине гигантский объем данных приходится обрабатывать дата-центру, и наблюдение за сотнями загруженных на 100% процессоров завораживает даже его IT-директора, Антонио Калабрезе (Antonio Calabrese). В этой ситуации Scuderia Ferrari F1 можно только позавидовать. Например, конкуренты на постоянной основе такими вычислительными мощностями не располагают, о чем свидетельствует соответствующий буклет. Хотя для аэродинамических расчетов членов команды Sauber BMW F1 и допустили к 512-процессорному кластеру на базе двухъядерных Xeon 5100, но всего на пару месяцев. А тут нужна постоянная работа.

Своими глазами

Турецкая трасса – одна из самых молодых, она построена в 2005 году по проекту немецкого архитектора Германа Тильке (Hermann Tilke). Общая длина трассы – 5,378 км, на ней имеется 14 поворотов и прямая, где болиды могут развивать скорость до 330 км/ч.
Перед самым въездом на трассу установлен большой КПП, где перед воротами в боевом порядке дежурят несколько десятков полицейских и еще столько же «секьюрити» в зеленых майках.
Досматривают каждый автомобиль. С помощью камер заглядывают даже по днище машин. Правда, наш автобус пропустили очень быстро. Центральное место трека – гаражи с внутренним двором, где располагаются грузовики команд и установлены павильоны для отдыха.
Павильон команды Williams достаточно типичен. Остальные команды располагают схожими «сооружениями», различающимися размерами и фирменными цветами.
Из общей массы явно выделяется McLaren-Mercedes. Почти все поверхности павильона – зеркальные. Смотрится великолепно!
Нас, как гостей команды, проводили в Paddock Club – этаж над гаражами, откуда открывается вид на линию старта.
После начала тренировочных заездов, заблаговременно выданными на входе берушами воспользовались не все. Визг и гул двигателей сносились терпимо до того момента, пока пилоты команд не начали над нами издеваться. Медленно проезжая по пит-лейну мимо нашего балкона, где было скопление гостей AMD, пилоты других команд резко давили на газ, отчего равномерный гул двигателя сменялся неким подобием автоматной очереди, только более мощной и пронзительной. Пока руки тянулись к ушам, чтобы заткнуть их, мозг уже начинал вибрировать в такт «очередям». Раскатывались пилоты постепенно. Первые круги проезжали очень спокойно, после чего сразу заезжали в гаражи, оставаясь там минут по десять, а то и более. Аккредитованные журналисты из различных изданий очень плотно окучивали всего две «конюшни» - Ferrari и Mercedes.
К остальным командам проявляли умеренный интерес. После короткого обеденного перерыва началась вторая серия тренировочных заездов, где пилоты уже выжимали максимум из своих болидов.
Проснулись и фанаты, но на огромной центральной трибуне набралось не более двух десятков человек.
Кроме ярко-красных «жеребцов» Ferrari, среди прочих, выделялись болиды Mercedes. Окрашенные под полированный алюминий и бликующие на солнце они выглядели очень эффектно! От всего этого «переливания цветов» на ярком солнце было трудно определить форму болида, он как бы сливался с окружающим пространством и в движении напоминал Хищника из одноименного фильма, со включенной маскировкой. На всех фотографиях он получился разных цветов: от темно-серого до серебристого, в зависимости от того, под каким углом он находился к камере и нещадно палящему солнцу.
Гостям AMD дали прогуляться по пит-лейну, где лихие механики ловко управлялись с болидами, как с большими конструкторами. При всей занятости они успели немного попозировать перед многочисленными фотокамерами.
Видеоролик в зоне пит-лейна снять нормально не дали, поскольку мы были простыми гостями команды, а не аккредитованными журналистами. Однако несколько кадров все же сохранилось – amd-f1-istanbul.wmv (19 Мб). Отдельным экспонатом «клуба» был руль болида:
Его центральную часть занимает информационный дисплей, который показывает различную сервисную информацию, обороты двигателя, передачу и т.п. Множество переключателей и кнопок призваны регулировать обороты двигателя и скорость при движении по пит-лейну или за safety car. Среди прочих есть даже кнопка, которая заведует подачей воды пилоту (Drink button). Что касается общих впечатлений, то их можно охарактеризовать одним фактом: ближе к концу заездов основная масса гостей собралась внутри «клуба» у большого ЖК-экрана и с удовольствием следила за происходящим, где все демонстрировалось с различных ракурсов, с повторами и комментариями, а звук проезжающих за окнами болидов лишь дополнял атмосферу.
Конечно, это были всего лишь тренировочные заезды, и на квалификации или самой гонке центральная трибуна окажется более подходящим местом для наблюдателя, особенно с учетом того, что напротив нее установлен гигантский экран. Но прелесть сего нам оценить не удалось, поскольку российских журналистов привезли в Стамбул всего на один пятничный день.
Но нам удалось выкроить пару утренних часов для пешей прогулки по городу, который оказался существенно больше, чем показалось при изучении карты.
Стамбульский порт
6578.jpg
Полицейский участок
Босфор. Вид на Ататюркский мост
Автор благодарит компанию AMD за организацию поездки.


- Обсудить материал в конференции

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии