Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Offсянка

Умная защита от терактов: западный и российский подходы

⇣ Содержание

Традиционно система безопасности в аэропортах держится на трех китах: металлодетекторах, багажных интроскопах и интуиции сотрудников службы безопасности. Невеселая практика показывает, что в российских условиях эту схему можно назвать эффективной лишь очень условно. О том, как можно изменить сложившуюся ситуацию к лучшему, мы говорили с разработчиком установки микродозной системы рентгеновского контроля (СРК) «Сибскан» Семеном Бару.

Семен Ефимович — профессор, доктор технических наук, главный научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН и активный сторонник реформы системы безопасности в наших аэропортах. Уже несколько лет он объясняет чиновникам и журналистам, что система предполетного досмотра в российских аэропортах и контроль на входе — это, по большому счету, фикция. По мнению ученого, ее давно пора заменить на более совершенную. Для этого нужно, во-первых, поставить на входах в аэропорт и в зонах досмотра новосибирские «Сибсканы». А, во-вторых, на входах должен работать психолог для организации выборочной проверки пассажиров.

Спорное утверждение? На первый взгляд — да. Но давайте разберемся.

Семен Бару

Идеальная система досмотра

Основных требований к современным системам досмотра три. Первое — эффективность. Это значит, что установка должна увидеть на теле и, при необходимости, внутри тела запрещенные и опасные предметы: наркотики, оружие, взрывчатку. Второе требование — безопасность. То есть, проходя досмотр, человек должен быть уверен, что его здоровью ничто не угрожает. Третье требование, тоже немаловажное, — удобство использования. Процесс досмотра должен проходить быстро (от 2 секунд) и комфортно как для пассажира, так и для специалиста, обслуживающего установку. Вспомните, как это выглядит сейчас: нужно разуваться, снимать тяжелую и объемную верхнюю одежду, принимать неудобную и странноватую позу (каждый раз вспоминаешь детскую шутку о том, как стать звездой). Кроме этих трех пунктов, некоторых беспокоит также этическая сторона: как выглядит досматриваемый человек на снимке? Впрочем, эта проблема кажется надуманной, ведь вряд ли анатомические подробности тела пассажира могут беспокоить кого-то, кроме него самого (если, конечно, пассажир — не Анна Семенович или Жанна Фриске. — прим. редакции).

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг (Michael Bloomberg) поощряет заслуженного сотрудника службы безопасности аэропорта имени Джона Кеннеди

В реальности системы досмотра не всегда, а вернее, почти никогда не удовлетворяют всем этим требованиям. С металлодетекторами все просто — они рассчитаны на то, чтобы выявить металлические предметы на теле человека, и справляются с этой задачей неплохо. Но эффективность их в борьбе с настоящим терроризмом близка к нулю, так как вряд ли человек со взрывчаткой, начиненной шурупами, пойдет на этот досмотр. Психопата с кухонным ножом выловить можно, но не более того.

Откровенно слабым местом, как рассказал нам Семен Бару, являются и сами досмотровые аппараты. В аэропортах используется три основных вида таких установок. Первые «ощупывают» человека с помощью «мягких» рентгеновских лучей. «Мягкий» рентген — это вариант с небольшой энергией фотона. Второй вид установок также использует рентген, но уже «жесткий», с высокой энергией фотона. А третьи обследуют человека с помощью субмиллиметровых радиоволн, похожих на те, которые излучают сотовые телефоны. Но лишь «жесткий» рентген буквально «видит» человека насквозь. Между тем аэропорты, в которых используются такие установки, можно перечесть по пальцам. Остальные же «смотрят по верхам», то есть способны различать предметы только на поверхности тела человека.

Чтобы не теоретизировать, давайте присмотримся к установкам, обычно использующимся в нашей стране.

#Secure-1000

Эта установка — продукт американской компании Rapiscan Systems, которая специализируется на производстве досмотрового оборудования и с 1994 года поставляет свою продукцию в десятки стран мира. Ассортимент оборудования представлен аппаратами для просмотра багажа, персонального досмотра, досмотра грузов и транспортных средств и оборудованием для горного дела. Кроме собственно аэропортов, изделия Rapiscan можно встретить на военных объектах, в исправительных учреждениях и на пограничных контрольно-пропускных пунктах.

Установка Secure-1000

Доза облучения, которую получает человек при досмотре на Secure-1000, равна 10 микробэр, то есть 0,1 микрозиверт. Принцип ее работы прост: установка «ощупывает» поверхность тела «карандашным» лучом «мягкого» рентгена и регистрирует рассеянное излучение, после чего рисует картинку. Минус в том, что система видит лишь находящееся на поверхности тела, а не то, что спрятано внутри него. Проникающая способность «мягкого» рентгена, пояснил нам Семен Бару, примерно полтора миллиметра кожи. Это значит, что через кожаную одежду, плотное пальто и обувь эти лучи уже не пройдут. Итог: внутри тела можно спрятать все что угодно. А неприятным «бонусом» такой установки является необходимость снимать верхнюю одежду и обувь.

Так выглядит человек на мониторе установки Secure-1000

#SafeScout (новое название — ProVision)

Самая распространенная в российских аэропортах установка. Она, кстати, работает и в аэропорту «Домодедово». Производится американской компанией L-3 Communications, известной по досмотровому оборудованию широкого профиля, а также управляющим навигационным системам, линиям связи, авионике, оборудованию для спутниковой связи, шифровальной и даже СВЧ-технике.

Новая версия SafeScout сохранила знакомый многим дизайн

SafeScout тоже «ощупывает» поверхность тела человека, но уже не лучом рентгена, а субмиллиметровыми радиоволнами. Пассажиру так же, как и в случае с Secure-1000, придется раздеться и разуться, что отнимает немало времени и создает очереди. Кроме того, сам процесс досмотра остается неприятным.

Примерно так вы выглядите на экране SafeScout. Согласитесь, ничего интересного

По словам Семёна Бару, единственный ее плюс в том, что досмотр происходит быстро (3 секунды) и просвечивание абсолютно безопасно для здоровья. Но система не видит того, что спрятано внутри человека. Также она бессильна, если пассажир одет в мокрую одежду, кофту с люрексом, наряд из ткани с металлическим напылением или попросту хорошо вспотел. То есть ее можно достаточно легко обмануть. Стоит установка весьма внушительно.

#Homo-scan

Эта система персонального досмотра человека производится московским Специальным конструкторским бюро «МЕДРЕНТЕХ». Компания образована в 1995 году и позиционирует себя первым разработчиком и производителем отечественного досмотрового оборудования в России. Поле их деятельности — высоковольтное испытательное оборудование, рентгеновское медицинское оборудование и антитеррористическое досмотровое оборудование (проверка ручной клади, посылок, бандеролей, среднегабаритного и крупногабаритного багажа, бесконтактный досмотр человека). Среди заказчиков числятся Таможенный комитет РФ, МВД России, Министерство транспорта РФ, Минатом России.

Установка Homo-scan. Фото Secnews.ru

Установка просвечивает человека рентгеном, время сканирования — 5 секунд, доза облучения 0,35 микрозиверт. При этом видно, что снимок, сделанный на Homo-scan, размыт, нечеток: сложно рассмотреть кости и позвоночник. Наверное, пластик и наркотики, спрятанные в естественных полостях тела, будут незаметны вообще.

#СРК «Сибскан»

Установки производятся орловской компанией «Научприбор», которая с 1972 года воплощает в жизнь наиболее перспективные разработки исследовательских институтов Академии наук СССР, а теперь Российской академии наук. Список освоенных заводом технологий очень длинный. Среди прочего в нем есть рентгеновское медицинское и досмотровое оборудование. «Научприбор» активно сотрудничает с Институтом ядерной физики СО РАН, который и разработал технологию СРК «Сибскан». ИЯФ СО РАН занимается как фундаментальными исследованиями (физика элементарных частиц, управляемый термоядерный синтез и др.), так и созданием высокотехнологичного оборудования для научных и производственных целей. В частности, ИЯФ СО РАН выполнил комплекс работ для CERN (Европейский центр ядерных исследований), в том числе магниты и систему охлаждения LHC (Большого адронного коллайдера).

Схема СРК «Сибскан»

«Сибскан» состоит из двух стоек. Вдоль одной движется рентгеновская трубка и коллиматор (оптическое устройство для получения пучков параллельных лучей), который вырезает веерный плоский тонкий пучок рентгена. На второй размещен линейный детектор, ловящий этот пучок, ослабленный в теле человека. Пассажир сканируется со скоростью полметра в секунду, и через несколько секунд изображение выводится на экран компьютера. Четкость изображения, а значит, и эффективность установки, зависит от разрешения снимка. Размер пикселя снимков, сделанных на «Сибскан», — 1 мм2, в то время как у американской системы ~ в 100 раз больше. Досмотр на «Сибскане» проходит быстро и удобно, так как не требуется раздеваться и снимать обувь.

Таким видит будущего пассажира оператор «Сибскана» (фото увеличивается)

#Радиофобия — результат невежества

Когда читаешь про рентген и пучки, ослабленные в теле, — как-то подсознательно напрягаешься. Но СРК «Сибскан» — безопасная система, что подтвердит любой медик или радиолог. Тем не менее именно этот пункт стал камнем преткновения в общественном сознании, хотя в данном случае радиофобия не обоснована.

Установка «Сибскан», работающая в аэропорту Толмачёво (Новосибирск). Заметим, что, несмотря на успокаивающие надписи, желающих пройти через нее обычно меньше, нежели через более привычную систему, установленную по соседству

Процитируем Семена Бару: «Я с цифрами в руках утверждаю, что эта система совершенно безвредна. По нормам радиационной безопасности, которая принята в России, в большинстве стран Западной Европы и в Америке, человек может получать без вреда для здоровья 1000 микрозиверт в год. В эту тысячу входят техногенный фон, профилактические обследования (например, флюорография). Современная (даже самая передовая) флюорография дает 200 микрозиверт. Каждый день, просто живя на этом свете, человек получает 5 микрозиверт. Час полета в самолете — еще 5. Перелет Москва-Новосибирск — 20 микрозиверт. А теперь сравните эти цифры с облучением, которое получает человек, пройдя через нашу установку: всего 0,5 микрозиверта (и даже немного меньше), что эквивалентно примерно 5-6 минутам полета.

Эффективность Доза облучения (микрозиверт) Допустимое количество осмотров в год Время сканирования (секунды) Пропускная способность (человек в час) Нужно ли снимать одежду и обувь?
Разрешение (пиксели) Способность «видеть» тело насквозь
Secure-1000 ~ 30 мм2 Нет 0,1 2500 5 н/д Да
SafeScout ~ 100 мм2 Нет н/д Не ограничено 3 н/д Да
Homo-scan н/д Да 0,35 1000 5 180 Нет
СРК «СибСкан» 1 мм2 Да 0,5 900 5 180 Нет

В воздухе человек получает облучение, потому что там нет защитного действия атмосферы. Разница интенсивности во время полета в 30 раз больше, чем на поверхности Земли. И, кстати, почему-то никто не предупреждает пассажиров, что они получают такие приличные дозы. Радиофобия — это результат невежества. Нужно быть грамотным или просто верить специалистам. У нас есть сертификаты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (как интересно звучит полная версия названия! — прим. редакции), Управления транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта. Экспертиза, которую провел недавно Санкт-Петербургский институт радиационной гигиены, установила, что на «Сибскане» можно проходить до 900 проверок в год. То есть, при желании, можно летать хоть два раза в день без вреда для своего здоровья. Поэтому радиофобия, применительно к этому аппарату, не имеет под собой никакой почвы».

Цена на новосибирскую установку на 30 % меньше, чем на американскую, и составляет примерно 4 миллиона рублей. При этом, по словам нашего собеседника, она сильно зависит от количества заказов, коих пока немного. Но радует, например, то, что и наше государство начинает интересоваться этой технологией. Недавно новосибирцы получили первый заказ в рамках Федеральной комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте. Уже работают «Сибсканы» в аэропортах Новосибирска, Санкт-Петербурга. В московском Домодедово тоже стоит система «Сибскан», но она постоянно выключена, а досмотр осуществляется через американскую SafeScout.

#From Siberia with love

Такая уж сложилась традиция — почти все высокотехнологичные разработки, сделанные в новосибирском Академгородке, используются где угодно, но только не в России. Так и с «Сибсканом»: в России он не очень популярен, но зато его оценили за рубежом. Так, новосибирскую технологию купили Южная Корея, Япония и Китай. Корея и Япония с помощью новосибирских ученых освоили ее «на бумаге», а японцы даже сделали пробный экземпляр. Но поскольку преступность в этих странах довольно низкая, они, что называется, отложили дальнейшую реализацию в стол: покупать разработки «на всякий случай» — норма.

У Китая же с преступностью пока не все так гладко, и особенно остро стоит вопрос распространения наркотиков. Поэтому китайская фирма Nuclear technology, которая делает установки для досмотра багажа, большегрузных машин и морских контейнеров, купила сибирскую технологию. Дело в том, что аппаратура китайской разработки хорошо справляется с багажом, грузами и транспортом, но человека насквозь видеть не может. А с новосибирской установкой эта проблема решилась. Теперь китайцы шлют в ИЯФ СО РАН благодарственные письма, а в прошлом году в Пекине наградили Семена Бару, как лучшего зарубежного эксперта.

К сожалению, наши ученые чаще получают грамоты на иностранном языке. Да и общаться с ними у нас особо никто не рвется. Семен Бару рассказал о своих многочисленных попытках вступить с чиновниками в диалог. В Государственном таможенном комитете, например, в ответ на предложения сотрудничества смотрят равнодушно и предпринимать что-либо отказываются. Между тем в распоряжении рядовых таможенников пока находятся только собаки, металлодетекторы да собственная интуиция.

#Как сделать аэропорты безопасными?

Критиковать сложившуюся систему легко, труднее предложить дельную альтернативу. Наш собеседник считает, что она есть.

Семен Бару: «После теракта в Домодедово наш президент выразил мнение, что на входе в аэропорт нужно проводить сплошной досмотр. Это звучит сомнительно. Представьте, сколько скопится людей в очереди: террористу вовсе не обязательно проходить этот досмотр, ему достаточно будет встать рядом и привести бомбу в действие. А самое главное, это бессмысленно, потому что металлодетектор не «видит» взрывчатку.

На входе в места скопления людей я предлагаю ставить опытного психолога, который будет с помощью камер видеонаблюдения выделять людей с неадекватным поведением. Человек, идущий на смерть, ведет себя не так, как все остальные. Эта система (профайлинг) применяется за рубежом в широких масштабах. В Израиле, например, она работает уже не первый год. Представьте себе, психолог видит подозрительного человека, с помощью силовиков приглашает его на осмотр в небольшое помещение, где стоит наша установка. Там его вместе с багажом просвечивают за несколько секунд и отпускают, если все в порядке. Это никого не встревожит и не затормозит поток людей. Данная схема уже проверена на санкт-петербургском метро, правда, с московской установкой. Вспомните, на записях камер наблюдения после терактов в московском метро психолог без труда выделил смертниц. А если бы он там работал не после события, а во время него, вместе с ОМОНом и нашим «Сибсканом», то этих терактов просто не было бы» (и еще у мили… извините, полицейских должна присутствовать готовность к разумному риску. Иначе задержан будет не террорист, а нетрезвый гражданин в соседнем терминале. — прим. редакции)

#В безопасное будущее

Стоит заметить, что даже в Израиле, где безопасность граждан оберегается очень усердно и на всех уровнях, случаются несчастья. Увы, человеческий разум слишком уж многогранен и может как изобретать хитрые системы защиты, так и виртуозно обходить их.

Несмотря на горячую убежденность, звучащую в словах нашего собеседника, мы не рискнем утверждать, что его подход и его установка идеальны. Скорее всего, есть и другие мнения, для которых мы с удовольствием предоставим страницы нашего портала.

Просто, как нам кажется, вопросы безопасности надо поднимать не после очередной катастрофы, размахивая руками и эффектно швыряя миллионы на благие, но смутно очерченные цели, а чуть загодя. И тогда их действенность смогут оценить на десятки и сотни людей больше.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 3 ч.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 3 ч.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 5 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 10 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 10 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 11 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 19 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 23 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 21-12 16:44
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 21-12 15:05