Сегодня 22 января 2018
18+
CES 2018
Актуальные темы → ГЛОНАСС
ГЛОНАСС

Российская система спутниковой навигации ГЛОНАСС (GLONASS) предназначена для позиционирования как гражданских, так и военных объектов. Во многом ГЛОНАСС является аналогом GPS, но есть два важных отличия. В отличие от GPS, спутники ГЛОНАСС не требуют корректировки в течение всего срока службы. Однако пока что группировка спутников ГЛОНАСС насчитывает меньше 24 единиц, поэтому не является полной.

Важные новости и обзоры
В Конгрессе США в ноябре и декабре шло обсуждение вопроса о допустимости строительства Российской Федерацией наземных станций на американской территории для повышения точности и надёжности навигационной системы ГЛОНАСС. Разногласия по этому вопросу между Государственным департаментом, ЦРУ и Пентагоном разрешил подписанный президентом закон о военных расходах на 2014 год
Новости по теме ГЛОНАСС

ГЛОНАСС получит функцию «быстрого старта»

Уже в следующем году российская навигационная система ГЛОНАСС получит так называемую функцию «быстрого старта», о чём сообщает газета «Известия».

Изображения Роскосмоса

Изображения Роскосмоса

Новая система позволит поддерживающим её устройствам находить спутники буквально за считанные секунды. Это станет возможным за счёт загрузки данных о космических аппаратах через сотовую сеть или беспроводную сеть Wi-Fi.

Сообщается, что новая система будет  формировать корректирующую информацию и передавать её в навигационную аппаратуру, совмещенную с абонентскими устройствами мобильной связи.

Появление новой функции позволит в числе прочего сократить время определения координат в терминалах ЭРА-ГЛОНАСС после дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, станет возможным определение местоположения по более слабым навигационным сигналам, что поможет осуществлять навигацию в тоннелях, под мостами и пр.

В настоящее время в орбитальной группировке системы ГЛОНАСС работают модернизированные спутники «Глонасс-М» и космические аппараты нового поколения «Глонасс-К». Ожидается, что до конца текущего десятилетия ГЛОНАСС сравняется по точности с GPS, обеспечив определение местоположения с погрешностью не более 3,5 метра.

Добавим, что на данный момент в состав группировки ГЛОНАСС входят 25 аппаратов, из которых 24 используются по целевому назначению. Ещё один спутник находится на этапе лётных испытаний. 

Качество услуг ГЛОНАСС вырастет на потребительском уровне

Специалисты АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва» приступают к реализации проекта, который позволит поднять качество навигационных услуг ГЛОНАСС на потребительском уровне.

Изображения АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва»

Изображения АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва»

Отмечается, что традиционная оценка погрешности навигационных определений за счёт космического комплекса в открытом пространстве дополняется оценкой характеристик на уровне потребителя. В связи с тем, что основной вклад в погрешность навигации вносит среда распространения радиосигналов, очевидна необходимость предоставления потребителям информации, позволяющей уменьшить такое влияние на точность.

В рамках проекта по улучшению качества услуг ГЛОНАСС в следующем году планируется выпуск новой редакции интерфейсного контрольного документа для сигналов с частотным разделением в диапазонах L1 и L2 ГЛОНАСС — он определит рекомендуемые модели учёта тропосферной и ионосферной рефракции.

«Планируется использование резервных разрядов в навигационном суперкадре для передачи параметров модели ионосферы, описанной в общем интерфейсном контрольном документе. Проводимые исследования показывают возможность уменьшения влияния ионосферной рефракции на 70 % при использовании адаптивной модели», — говорится в материалах АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва».

Отметим, что в настоящее время в состав группировки ГЛОНАСС входят 25 аппаратов, из которых 24 используются по целевому назначению. Ещё один спутник находится на этапе лётных испытаний. 

Точность ГЛОНАСС может вырасти благодаря спутникам связи

Роскосмос и государственный оператор «Космическая связь» рассматривают возможность повышения точности системы ГЛОНАСС за счёт использования телекоммуникационных спутников.

Иллюстрации Роскосмоса

Иллюстрации Роскосмоса

О новом проекте рассказала газета «Известия». Его суть заключается в том, что российские спутники связи смогут передавать специальные сигналы, за счёт которых повысится точность определения местоположения с использованием ГЛОНАСС.

Сейчас ГЛОНАСС по точности отстаёт от GPS. По мнению экспертов, с добавлением повышающих точность сигналов российская навигационная система сможет на равных конкурировать с американской. Кроме того, ГЛОНАСС получит серьёзные преимущества по сравнению с европейской системой Galileo и китайской платформой BeiDou.

Роскосмос и оператор «Космическая связь» уже прорабатывают возможность установки аппаратуры ретрансляции информации на спутники связи. Однако новый проект потребует не только использования дополнительного оборудования, но и решения вопросов, связанных с вещанием поправок по необходимым международным стандартам. А на это потребуется определённое время.

Нужно отметить, что сейчас в состав группировки ГЛОНАСС входят 25 аппаратов, из которых 24 используются по целевому назначению. Ещё один спутник находится на этапе лётных испытаний. При этом в состав системы дифференциальной коррекции и мониторинга ГЛОНАСС входят три спутника серии «Луч». 

Введён в строй новый спутник системы ГЛОНАСС

Навигационный космический аппарат «Глонасс-М» №52, созданный компанией «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», начал использоваться по целевому назначению.

Спутник, о котором идёт речь, был запущен 22 сентября нынешнего года с космодрома Плесецк при помощи ракеты-носителя «Союз-2.1б». После проведения проверок в лётных условиях аппарат введён в строй.

Таким образом, сейчас в составе группировки ГЛОНАСС по целевому назначению используются 24 спутника. Именно столько аппаратов необходимо для обеспечения глобального навигационного покрытия.

Нужно отметить, что 12 октября система ГЛОНАСС отметила 35-летний юбилей: запуск первого спутника в её составе был осуществлён 12 октября 1982 года с космодрома «Байконур». Эта спутниковая система пришла на смену отечественной спутниковой системе первого поколения, работавшей на базе низкоорбитальных спутников «Циклон» и «Цикада». ГЛОНАСС обладает такими преимуществами, как непрерывность поля навигационных сигналов и глобальность охвата.

В настоящее время в орбитальной группировке системы ГЛОНАСС работают модернизированные спутники «Глонасс-М» и космические аппараты нового поколения «Глонасс-К». Ожидается, что до конца текущего десятилетия ГЛОНАСС сравняется по точности с GPS, обеспечив определение местоположения с погрешностью не более 3,5 метра. 

В аппаратуре ГЛОНАСС и BeiDou будет использоваться единый чипсет

НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС») и китайский «Северный институт электроники» заключили соглашение о сотрудничестве, согласно которому в навигационных системах ГЛОНАСС и BeiDou будет использоваться единый чипсет.

European Commission

European Commission

Соглашение о сотрудничестве подписал президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко и председатель совета директоров «Северного института электроники» Лян Пейкан. На церемонии подписания присутствовали глава китайского спутникового навигационного комитета Ван Ли и создатель навигационной системы Beidou Ян Чан Фен.

«Данное соглашение является важным шагом в разработке навигационных чипсетов и модулей. Использование этих продуктов позволит более качественно оказывать услуги на основе спутниковой навигации в зоне покрытия ГЛОНАСС и Beidou, а это вся поверхность земного шара. Пользователям будут доступны обе глобальные системы, что даст дополнительную гарантию качества оказания услуг», — отметил Александр Гурко.

В аппаратуре спутниковой навигации ГЛОНАСС используется ОЕМ-модуль, основным элементом которого является специализированная микросхема. В пресс-релизе отмечено, что сейчас отечественные дизайн-центры проигрывают в борьбе иностранными конкурентами на национальном рынке. Данное соглашение позволит исправить ситуацию благодаря сотрудничеству с китайскими партнёрами, которое позволит использовать в обеих навигационных системах единый чипсет.

ГЛОНАСС сравняется по точности с GPS до конца десятилетия

Президент России Владимир Путин, как сообщает «Интерфакс», поставил задачу повысить точность отечественной навигационной системы ГЛОНАСС, доведя её как минимум до уровня американской GPS.

Роскосмос

Роскосмос

На данный момент в состав группировки ГЛОНАСС входят 25 аппаратов, из которых 23 используются по целевому назначению. Ещё по одному спутнику находятся на исследовании главного конструктора и на этапе лётных испытаний.

Как отметил вице-президент РФ Дмитрий Рогозин, в настоящее время ГЛОНАСС по точности определения местоположения отстаёт от GPS. «Сейчас мы в два раза уступаем GPS, если у них разрешение 3,6 метра, то у нас около 7 метров. Но ввод новых космических аппаратов "Глонасс-К2" в конце 2018 года — начале 2019 позволит начать финишный забег, чтобы к 2020 году выйти на абсолютно конкурентный показатель», — приводит ТАСС заявления господина Рогозина.

Роскосмос

Роскосмос

«Глонасс-К2» — это улучшенная модификация спутника третьего поколения «Глонасс-К» (первое поколение — «Глонасс», второе — «Глонасс-М»). При создании бортовой аппаратуры новых навигационных спутников будет применяться российская элементная база. При этом срок активного существования таких аппаратов составит 10 лет.

Таким образом, как ожидается, ГЛОНАСС сравняется по точности с GPS до конца текущего десятилетия. 

ГЛОНАСС может получить дефицитные частоты без конкурса

АО «ГЛОНАСС» может получить полосу радиочастот в диапазоне 800 МГц без конкурса и аукциона, что станет прецедентом за последние четыре года. По данным источника ресурса РИА Новости на телекоммуникационном рынке, согласительное совещание Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) по этому поводу пройдёт 31 августа. Дата заседания ГКРЧ, где будет принято окончательное решение по этому вопросу, пока не определена.

Lifehacker Australia

Lifehacker Australia

Значительная часть диапазона 800 МГц используется военными и телесетями аналогового вещания, поэтому свободных частот в нём немного. Предполагается, что АО «ГЛОНАСС» будет использовать полученные частоты для развития нового стандарта связи LPWAN (Low-Power Wide-Area Network) для технологии Интернета вещей. В интервью ресурсу «Ведомости» федеральный чиновник подчеркнул, что частоты будут выделены для исследований, а не коммерческого использования.

manufacturing.net

manufacturing.net

О технологии LPWAN компания рассказала на выставке «Технопром» в конце июня. В частности, её предполагается применять для создания сетей для сбора данных в ЖКХ и сельском хозяйстве. В настоящее время для устройств Интернета вещей в России и Европе имеются две полосы: 864,0–865,0 МГц с периодом активной работы не более 0,1 % и запретом на использование вблизи аэропортов и 868,7–869,2 МГц без подобных ограничений. В больших городах работа в этих диапазонах затруднена из-за многочисленных сотовых операторов, сообщило издание.

Центр управления ГЛОНАСС в Подмосковье заработает в конце 2018 года

Центр управления системой ГЛОНАСС на территории головного научного института ракетно-космической отрасли ЦНИИмаш в Королёве будет введён в строй не ранее конца 2018 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на информацию, полученную от представителей института.

Строительство корпуса 100-1 (Центр управления системой ГЛОНАСС) на территории ЦНИИМаш началось ещё в июне 2010 года. На проект изначально было выделено 1,05 млрд рублей, но впоследствии оказалось, что смета строительства была превышена. Работы остановились в декабре 2011 года, здание с тех пор оставалось недостроенным.

«В январе 2017 года ЦНИИмаш провёл конкурс на аудит, инвентаризацию и техническую экспертизу строительно-монтажных работ по проекту "Реконструкция и техническое перевооружение корпуса 100-1" (Центр управления ГЛОНАСС). Цель работ — подготовка перечня услуг, материалов и оборудования для завершения реконструкции здания, а также определение стоимости строительных работ», — сообщает ТАСС.

Проект предусматривает строительство здания с 13 этажами общей площадью 15,8 тыс. квадратных метров. Специалистам будущего центра предстоит осуществлять контроль и подтверждение характеристик системы ГЛОНАСС, управление её гражданской инфраструктурой, а также обеспечивать информационную поддержку пользователей.

Отметим, что на сегодня группировка ГЛОНАСС включает 27 аппаратов. Из них 24 используются по целевому назначению, ещё по одному находятся на этапе лётных испытаний, в орбитальном резерве и на исследовании Главного конструктора. 

Срок службы спутников ГЛОНАСС на российской элементной базе составит не менее 10 лет

Заместитель командующего космическими войсками Воздушно-космических сил России по испытаниям полковник Андрей Ивашина рассказал о развитии спутниковой группировки ГЛОНАСС.

На данный момент в состав группировки ГЛОНАСС входят 27 аппаратов. Из них 23 используются по целевому назначению, а два находятся в орбитальном резерве. Ещё один спутник проходит лётные испытания и один временно выведен на техобслуживание.

Роскосмос

Роскосмос

В конце 2017-го или в начале 2018 года планируется произвести запуск первого спутника поколения «Глонасс-К2» — это улучшенная модификация спутника третьего поколения «Глонасс-К» (первое поколение — «Глонасс», второе — «Глонасс-М»).

При создании бортовой аппаратуры новых навигационных спутников, по словам господина Ивашины, будет применяться российская элементная база. При этом срок активного существования таких аппаратов составит 10 лет. Для сравнения: спутники «Глонасс-М» рассчитаны на эксплуатацию в течение семи лет.

«Орбитальная группировка РФ переживает сегодня процесс совершенствования и обновления. Внедрение передовой элементной базы в космические аппараты заметно — в два, а то и в три раза увеличило срок их активного существования», — сообщил Андрей Ивашина.

Роскосмос

Роскосмос

Между тем 25 ноября 2016 года были завершены монтажные и пуско-наладочные работы по установке беззапросной измерительной станции системы ГЛОНАСС на территории Хартебистхукской радиоастрономической обсерватории (HartRAO) в Южно-Африканской Республике (ЮАР). Эта станция производит передачу данных в Центр управления глобальной системы высокоточного определения навигационной и эфемеридно-временной информации в реальном масштабе времени для гражданских потребителей. 

Численность группировки ГЛОНАСС может быть увеличена в два с половиной раза

Численность спутниковой группировки ГЛОНАСС теоретически может быть увеличена до 64 аппаратов. Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на данные Информационно-аналитического центра головного научного института Роскосмоса ЦНИИмаш.

Отечественная навигационная система ГЛОНАСС при полном развёртывании включает от 24 до 30 штатных среднеорбитальных навигационных космических аппаратов. Они движутся по круговым орбитам с номинальной высотой около 19 тыс. км, наклонением 64,8º и периодом обращения 11 часов 15 минут.

Плоскости орбит спутников и их согласованное движение выбраны таким образом, чтобы обеспечить непрерывное и глобальное покрытие навигационным полем земной поверхности и околоземного пространства — до высоты 2000 км.

При этом, как отмечается, количество зарезервированных дальномерных кодовых сигналов обеспечивает возможность расширения орбитальной группировки в два с половиной раза — до 64 аппаратов. В частности, по мере развития системы ГЛОНАСС могут создаваться орбитальные дополнения на других типах орбит — геосинхронных, высокоэллиптических и других.

Отметим, что в настоящее время орбитальная группировка ГЛОНАСС насчитывает 27 аппаратов. Из них 24 используются по целевому назначению. Ещё два спутника находятся в орбитальном резерве, один — на этапе лётных испытаний. 

ГЛОНАСС под водой и на Луне: Роскосмос ищет новые применения для спутниковой системы

Государственная корпорация по космической деятельности Роскосмос объявила конкурс на право заключения государственного контракта в рамках федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы».

Проект носит кодовое имя «Вызов». Он предусматривает «комплексные исследования и научно-техническое обоснование использования перспективных технологий в системе ГЛОНАСС».

Роскосмос

Роскосмос

Отмечается, что развитие средств навигации в настоящее время связано не только с повышением точности и доступности соответствующих услуг, но и с расширением сфер и областей их применения в сложных условиях. Речь идёт о навигации в условиях ограниченной видимости спутников или её полного отсутствия — например, в городе, горах, закрытых помещениях, под землёй или под водой. Кроме того, рассматривается вопрос навигации объектов на больших расстояниях от нашей планеты, в частности, на Луне.

Создание радионавигации подводных и подземных объектов на основе непосредственно сигналов ГЛОНАСС представляет для существующих диапазонов сигнала неразрешимую техническую задачу. Поэтому методы и технологии, обеспечивающие возможности навигации под землёй, основаны на интеграции глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) со специальными радиомаячными системами и инерциальными навигационными средствами.

Роскосмос

Роскосмос

Навигация под водой предполагает совмещение ГНСС с наземными радионавигационными средствами, а также использование гидроакустических и лазерных каналов передачи данных, в том числе на основе межспутниковой лазерной линии.

Качество навигации в помещениях предлагается улучшать за счёт увеличения мощности сигналов, специальных методов обработки и интеграции ГНСС с радиомаячными средствами различного типа.

Что касается космических объектов, то в существующих вариантах развития навигационных систем присутствует концепция расширения зоны действия околоземных ГНСС на расстоянии до 10–20 земных радиусов и даже до лунной орбиты. В перспективе же речь будет идти о создании лунной спутниковой системы.

На работы по изучению перспектив использования ГЛОНАСС планируется выделить около 1,84 млрд рублей. Работы должны быть выполнены до конца ноября 2020 года. 

34 года назад состоялся запуск первого спутника для системы ГЛОНАСС

Сегодня, 12 октября, исполняется ровно 34 года с момента запуска космического аппарата «Космос-1413»: в этот день в 1982 году начались лётные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы ГЛОНАСС.

Именно с 1982-го началось формирование штатного состава ГЛОНАСС. Система была принята в опытную эксплуатацию в 1993 году, а в 1995-м состоялось развёртывание орбитальной группировки полного состава. Тогда же началась штатная эксплуатация системы.

Недостатком инфраструктуры было практически полное отсутствие гражданской навигационной аппаратуры и соответственно гражданских потребителей системы. В связи с экономическими трудностями, с которыми столкнулась Россия в конце 90-х годов, орбитальная группировка ГЛОНАСС существенно сократилась. К 2002 году в составе группировки находилось всего 7 космических аппаратов, что не позволяло обеспечить покрытия даже территории России.

Сейчас группировка ГЛОНАСС включает 27 аппаратов. Из них 24 используются по целевому назначению. Два аппарата находятся в орбитальном резерве, ещё один — на этапе лётных испытаний.

В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Роскосмос и ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем». Как сообщает Роскосмос, ГЛОНАСС — единственная система в мире, которая предоставляет доступ к гражданскому сигналу глобального позиционирования в двух частотных диапазонах L1 и L2 потребителям по всему миру на безвозмездной основе. 

Спутник ГЛОНАСС на российской элементной базе появится к концу десятилетия

АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва планирует организовать производство спутников ГЛОНАСС на базе российских комплектующих к концу десятилетия. Об этом сообщают «Известия», ссылаясь на заявления генерального директора предприятия Николая Тестоедова.

АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва»

АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва

Из-за действующих санкций Россия сейчас находится в положении фактического запрета поставок комплектующих для спутников из Соединённых Штатов и других стран. Выходом в такой ситуации является развитие отечественной радиоэлектронной отрасли.

На основе российских комплектующих планируется изготавливать спутники «Глонасс К-2». «Соответствующая опытно-конструкторская работа открыта, "Глонасс К-2" будут базироваться на отечественной компонентной базе, их серийное производство начнётся на рубеже 2020 года. Говорить об исключительно российской комплектации я бы не стал — сделать спутник на 100 % российским сложно. Более корректно говорить о достижении гарантированной доступности и импортонезависимости, когда при необходимости, при малейшей опасности срыва поставок мы оперативно сможем перейти на свою комплектацию», — сообщил господин Тестоедов.

АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва»

АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва»

В настоящее время группировка ГЛОНАСС насчитывает 27 аппаратов. Из них 24 используются по целевому назначению. Ещё один спутник находится на этапе лётных испытаний, два — орбитальный резерв. Точность отечественной системы позиционирования, как ожидается, будет доведена до 1 метра к концу текущего десятилетия. 

Сдача ГЛОНАСС в эксплуатацию может быть отложена

Сроки передачи российской навигационной системы ГЛОНАСС в эксплуатацию могут быть снова перенесены. Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на заявления главы компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» Николая Тестоедова.

Предполагалось, что система ГЛОНАСС будет официально сдана в эксплуатацию ещё в 2012 году. Однако у Минобороны возникли вопросы по функциональности наземного комплекса управления. Кроме того, у военного ведомства возник ряд замечаний к изготовлению запчастей, а также доукомплектованию наземных объектов аппаратурой.

В результате, сдача ГЛОНАСС в эксплуатацию была перенесена на текущий год. Но теперь выясняется, что сроки могут быть отодвинуты до 2017-го. «Мы надеемся, что к концу этого года система будет сдана в эксплуатацию Минобороны РФ, но ситуация громоздкая, и наше влияние не распространяется на все процедуры, поэтому возможен перенос на первый квартал 2017 года», — сообщил господин Тестоедов.

По его словам, уже завершены испытания наземной инфраструктуры ГЛОНАСС. Орбитальная группировка также функционирует штатно. Но пока не сданы в эксплуатацию ракета «Союз» и разгонный блок «Фрегат», необходимые для выведения спутников.

Отметим, что сейчас  группировка ГЛОНАСС включает 27 аппаратов. Из них 24 используются по целевому назначению. Ещё два спутника — в орбитальном резерве, один аппарат — на этапе лётных испытаний. 

Точность часов спутников ГЛОНАСС вырастет в четыре раза

В 2018 году российская навигационная система пополнится первым спутником «Глонасс-К2» с водородными атомными часами, которые позволят значительно повысить точность позиционирования. Об этом сообщают «Известия», ссылаясь на информацию, полученную от генерального директора компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» Николая Тестоедова.

«Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва»

«Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва»

Принцип работы спутниковых систем навигации основан на измерении расстояния от антенны на объекте (координаты которого необходимо получить) до спутников, положение которых известно с большой точностью. Для осуществления возможности измерения времени распространяемого радиосигнала каждый спутник навигационной системы излучает сигналы точного времени, используя точно синхронизированные с системным временем атомные часы.

Водородные атомные часы считаются на сегодняшний день наиболее стабильными и точными для космических аппаратов, а поэтому их применение позволит повысить точность измерений ГЛОНАСС в 2–4 раза.

Как отмечают «Известия», новый прибор создан нижегородской фирмой «Время Ч». Устройство весом в 25 кг на 98 % состоит из российских деталей. Утверждается, что часы за сутки могут отстать либо уйти вперёд всего на одну миллиардную долю секунды.

Добавим, что «Глонасс-К2» — это улучшенная модификация спутника третьего поколения «Глонасс-К» (первое поколение — «Глонасс», второе — «Глонасс-М»). Аппараты «Глонасс-К2» получат усовершенствованную бортовую аппаратуру, что позволит существенно улучшить возможности российской навигационной системы.