Компания Fujifilm продолжает совершенствовать свое семейство маленьких элегантных беззеркалок с несъемным фикс-объективом. Модель X100V получила ряд существенных отличий по сравнению со своими предшественниками и по многим параметрам напоминает старшую модель Fujifilm X-Pro3. Насколько оправдан сам концепт подобных аппаратов и сможет ли новинка впечатлить на практике — разберемся в статье
Fujifilm X100V сразу во многом напомнила мне побывавшую незадолго до этого на тесте старшую модель Fujifilm X-Pro3 — похожее управление, похожий набор функций. Принципиальное отличие и ограничение — фиксированный объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Да, фикс-объективы традиционно ценятся за большую светосилу и более качественную картинку. Но одно дело, когда этот объектив съемный, и мы можем иметь набор оптики с разными фокусными расстояниями на разные случаи жизни. Совсем другое дело — когда объектив ровно один, и другого не будет. Он и для портретов, и для пейзажа, и для натюрморта, и для репортажа: тут уже фотографу надо подстраиваться под инструмент. Фокусное расстояние 23 мм (с учетом кроп-фактора камеры мы имеем эквивалентное фокусное расстояние порядка 35 мм — настоящая классика) достаточно универсально, но, как и всё универсальное, может быть недостаточным для конкретной задачи: для портретов крупным планом угол широковат — а значит, может исказить пропорции лица; для пейзажей, наоборот, часто хочется угла пошире, чтобы визуально более эффектно разделить планы. Традиционно 35 мм — любимое фокусное расстояние уличных фотографов, снимающих жанровые/репортажные кадры. Оно как бы побуждает автора к вовлеченности, к взгляду изнутри, что добавляет сценам особой живости. Для того чтобы картина была более полной, я поснимала на Fujifilm X100V разнообразные типы сюжетов, чтобы составить мнение о том, насколько удобна она будет «среднему» пользователю, который не ориентирован на конкретную задачу. У меня на тесте был предсерийный образец X100V, и камера периодически «подвисала»: не давала сходу сменить настройку, выдавала на экране некорректную экспозицию, издавала странные звуки при съемке видео. Почти наверняка в серийных экземплярах подобных проблем не будет. В остальном же тактильно и эргономически работать с камерой было приятно.
Производитель снабдил свой аппарат множеством функций, которые позволяют получить разнообразные и качественные снимки, не прибегая к постобработке — это должно понравиться тем, кто любит моментально делиться изображениями в соцсетях или просто не готов пока осваивать дополнительные программы.
Съемка с различными пленочными профилями — фирменная «фишка» Fujifilm, которая отлично коррелирует с ретродизайном камер. Конечно, это своеобразная игра в фотографов прошлого, но игра довольно увлекательная. По умолчанию снимки делаются со стандартным профилем (PROVIA), который, как заявлено, идеален для большинства ситуаций; на практике это означает, что мы получаем картинку, близкую к той, которую видим глазами, — с естественными цветами, без «задранного» контраста, насыщенности и т. д. Примеры снимков с этим профилем (и автоматическим балансом белого) можно посмотреть ниже. На мой вкус, цвета вполне натуральные, где-то, возможно, с легким уходом в сиреневые или красноватые тона, но без выраженного дисбаланса:
Примеры съемки со стандартным пленочным профилем
Другие пленочные профили так или иначе модифицируют характер изображения, к ним можно прибегать, чтобы добавить кадру атмосферности. Некоторым сюжетам, к примеру, идут более насыщенные тона, которые дает профиль VELVIA/«Яркий»:
Любимая многими классика — съемка в черно-белом формате. Производитель не ограничивается одним монохромным режимом — в камере их целых восемь: они различаются по степени контрастности и имитации различных цветных фильтров.
Черно-белый снимок может выглядеть по-разному благодаря использованию цветных фильтров. Fujifilm переносит эту аналоговую технологию в цифровой формат
Не так давно к традиционному набору пленочных профилей Fujifilm добавили еще один — CLASSIC Neg. Впервые я столкнулась с ним в модели X-Pro3, и он сразу мне полюбился. Профиль обеспечивает красивое раздельное тонирование cветов и теней, которое импонирует мне во многих сюжетах, в частности при портретной съемке.
Добавить еще больше пленочной атмосферы на фото можно с помощью эффекта пленочного зерна (для удобства доступа я вынесла эту опцию на одну из программируемых кнопок). Можно регулировать эффект зернистости: сильный или слабый, крупное зерно или мелкое. Зерно часто «к лицу» контрастным черно-белым снимкам, но, разумеется, вы можете экспериментировать и с цветными.
Для любителей более радикально влиять на характер снимка в камере есть и художественные фильтры — по умолчанию они находятся в меню, вызываемом кнопкой DRIVE. Всего их тринадцать, причем шесть из них — это черно-белые фильтры с возможностью выделить на снимке только один цвет. В предыдущих статьях (например, в обзоре Fujifilm X-A7) я уже писала, что это довольно специфическая опция, которая срабатывает лишь в ограниченных условиях: когда в кадре есть только один объект нужного нам чистого цвета и другие объекты не содержат его примесей. Стоит помнить и о том, что освещение сильно влияет на цвета, и там, где человеческий глаз воспринимает объект цельно, камера может «увидеть» разные цвета в тенях и светах. Из-за таких ограничений в большинстве случаев результат далек от идеала, но в целом подразумевается нечто в этом духе:
Если удачно подключить фантазию, можно найти подходящее применение художественным фильтрам. Например, подчеркнуть фактуру и сделать отражение более четким с помощью фильтра DYNAMIC:
Или сделать снимок более милым и уютным с помощью Toy (эффект ломографии):
Знакомый многим эффект миниатюры дает любопытный результат при съемке с верхней точки:
По соседству с фильтрами в меню есть также режим многократной экспозиции. Здесь он реализован весьма качественно: есть возможность объединить аж 9 кадров и выбрать алгоритм их наложения.
Панорамная съемка была на пике популярности лет десять назад, но для тех, кто еще не насладился «длинными фото», соответствующий раздел также есть в меню X100V. Склейка, конечно, не настолько качественная, как при работе руками, но зато результат моментальный. Режим лучше подойдет для съемки равномерно освещенных сцен, так как экспозиция постоянна для всех кадров.
Примеры панорамной съемки, во втором случае использован пленочный режим «сепия»
Режим съемки HDR также почти обязателен для современной любительской камеры. Он полезен при съемке контрастных сцен, когда в кадре есть и глубокие тени, и яркие цвета. Fujifilm X100V предлагает пользователю выбрать степень интенсивности воздействия: HDR200, HDR400, HDR800 или HDR Plus.
Первый снимок сделан без HDR: мы видим практически черные тени и бледное небо. Далее — съемка в режимах HDR400 и HDR 800 — разница между ними в данном случае особенно не заметна, фото смотрится ощутимо лучше, появились детали в тенях. Последний кадр — результат воздействия HDR Plus: картинка смотрится слишком «плоско» и неестественно, но зато на ней «проявлен» максимум деталей. Ее можно использовать для дальнейшей обработки
Пара слов еще об одной фирменной разработке Fujifilm: функция Color Chrome Effect добавляет дополнительный контраст и насыщенность цветам изображения, в то время как Color Chrome Blue применяет те же эффекты, но только к синей части спектра. Мне понравилось применять этот эффект при съемке в солнечную погоду — он добавляет насыщенности синему небу, слегка напоминая эффект поляризационного фильтра.
Первый снимок сделан без применения каких-либо эффектов, на втором добавился эффект Color Chrome Blue — заметно, что небо стало выразительнее. На третьем кадре дополнительно добавлен эффект Color Chrome — разница с трудом уловима
По-настоящему оценить динамический диапазон камеры можно, снимая в RAW. Я взяла несколько сюжетов с большим перепадом яркостей и обработала их в программе Adobe Camera RAW.
Первый кадр — закатный пейзаж. Небо на нем смотрится бледновато — в JPEG не передано богатство вечерних красок. Здание на переднем плане при этом ушло в глубокую тень. Фото смотрится не слишком удачно, но потенциал у него есть, поскольку ни света, ни тени не «выбиты» подчистую. Обработка RAW позволила сбалансировать яркости в верхней и нижней частях кадра и проявить больше деталей. На практике можно остановиться на более «натуральной» обработке, но для наглядности я максимально осветлила тени и приглушила света, добавив немного контраста. Шумы при осветлении теней усилились, но, на мой взгляд, они не критичны (фото сделано на ISO 640).
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу
Дневной снимок с очень глубокими тенями и засвеченным небом. Его также удалось неплохо сбалансировать:
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу
Переэкспонированный сюжет удалось благополучно восстановить:
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу
Ниже — еще несколько примеров обработки снимков с Fujifilm X100V. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные с настройками по вкусу.
В целом работа с RAW оставила хорошие впечатления. Простор для маневров здесь немалый – есть приличный запас информации и в светах, и в тенях, при этом шум при осветлении теней довольно умеренный и не сильно портит снимки.
В плане системы фокусировки Fujifilm X100V также довольно сильно напоминает X-Pro3: новый сенсор предлагает пользователю новую систему фазовой автофокусировки с 425 точками, которые распределены практически по всему кадру (по сравнению с 325 точками на X100F). Из относительно непривычных технологий в камере есть весьма полезная в некоторых ситуациях функция ограничения фокуса: X100V можно настроить на определенный диапазон расстояний, чтобы именно в его пределах она искала объект для автоматического наведения на резкость. Это особенно полезно, когда приблизительное расстояние до объекта остается постоянным.
Разумеется, здесь есть функция обнаружения лица и глаз, и, по словам производителя, она также была значительно усовершенствована: новая камера лучше распознает людей, движущихся в кадре, и тех, кто смотрит вбок. Пользователь может сам задать приоритетный глаз, по которому камера будет вести фокусировку, либо доверить выбор автоматике. У меня не было возможности провести сравнение с предыдущим поколением, однако могу сказать, что камера действительно быстро обнаруживает в кадре лица, даже на мелких планах, когда человек в кадре находится в полный рост, а вокруг него — еще существенное количество воздуха. Причем даже на таких общих планах камера зачастую распознает не только лицо, но и глаз (в некоторых случаях — возможно, это зависит от освещения — камера выделяет только лицо, а глаза начинает распознавать по мере укрупнения плана). В Fujifilm X100V нет возможности задать приоритет конкретного лица, но в случае, когда в кадре несколько человек, легко подсказать, на ком фокусироваться, с помощью прикосновения в нужном месте к сенсорному экрану. В целом я осталась довольна системой распознавания лиц — она действительно быстрая и точная и хорошо срабатывает даже в сложных по свету условиях. Благодаря этой технологии я получила большое удовольствие от репортажной/жанровой съемки: вкупе с откидным экраном, сенсорным управлением, возможностью съемки по касанию экрана мы получаем возможность, не обращая на себя внимания, делать живые снимки, находясь в гуще событий:
Разумеется, при постановочной портретной съемке эта опция также не лишняя — она позволяет больше концентрироваться на композиции и содержании кадра, чем на правильности фокусировки:
В подавляющем числе случаев камера наводится на ближний глаз модели, но иногда бывает, что она «ловит» дальний глаз, за этим надо следить, так как особенно на крупных планах это становится критической ошибкой:
Бывают и совсем откровенные промашки, когда лицо оказывается вне фокуса, но это весьма редкий случай, и, если сравнивать, например, с Fujifilm X-A7, автофокус которого ввел меня в некоторое недоумение, — дела обстоят намного лучше. Справедливости ради напомню, что тестировала предсерийный образец X100V.
Еще одно испытание — следящая фокусировка. Важно было проверить, сможет ли камера удерживать резкость на модели в движении. Результат весьма достойный — на большей части снимков фокус наведен корректно. Вначале камера «вела» модель без сбоев, но по мере укрупнения плана фокус иногда не успевал и сбивался (с лица на плечо, к примеру). Впрочем, уже на следующем фото он был на месте.
Fujifilm X100Vвполне достойно справилась со съемкой бегущего в ее сторону человека. На крупных планах фокус иногда не точный, но он быстро «возвращается» на место
При съемке не портретных сюжетов режим распознавания лиц лучше отключать — это облегчит задачу камере. Fujifilm X100V в целом фокусируется быстро, в том числе при слабом свете и при съемке контрастных сцен. Я не заметила характерных для некоторых камер Fujifilm проблем с отсутствием резкости на снимке при подтвержденной фокусировке. Подсказать при необходимости объект фокусировки легко как с помощью джойстика, так и с помощью сенсорного экрана.
Fujifilm X100V способна снимать с полным разрешением на скорости 11 кадров в секунду при использовании механического затвора и на скорости 20 кадров в секунду — при использовании электронного затвора. В режиме RAW (несжатый) + JPEG (максимального качества) при съемке с механическим затвором мне удавалось получить серии длиной порядка 17 кадров до «зависания» камеры. Это относительно немного, но камера и не позиционируется как серьезный репортажный аппарат. Возможно увеличить скорость путем снижения разрешения: предельный показатель для камеры — 30 кадров в секунду, разрешение снимков при этом составляет 16,6 мегапикселя, формат — только JPEG. Одновременно автоматически включается режим спортивного видоискателя. Этот режим отлично показал себя при съемке сверхдинамичной сцены, когда важно получить много кадров, из которых потом выбирается один самый удачный:
Высокоскоростная съемка незаменима для подобных сюжетов, она дает возможность отснять больше материала для дальнейшего выбора. Качество снимков при этом остается хорошим
Диапазон светочувствительности Fujifilm X100V составляет ISO 160-12800 (с возможностью расширения до ISO 80-51200). Рассмотрим для начала несколько сюжетов из реальной практики, чтобы оценить, как справляется камера с условиями низкого освещения.
ISO 1600: снимок «гладкий» сохранена хорошая детализация, невооруженным глазом шум особенно не заметен.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW , сконвертированный с настройками по умолчанию
ISO 3200: небольшой шум виден в тенях при разглядывании оригинального RAW-файла, но общую картину он сильно не испортил: фото хорошо детализировано, цвета переданы корректно. В JPEG встроенный шумодав (здесь и далее — установлен на среднее значение) немного сгладил фактуры, что также не вредит общему восприятию картинки — фото весьма неплохого качества.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
А вот для сравнения тот же сюжет на ISO 6400: как мы видим, увеличение светочувствительности в два раза не делает изображение в два раза менее качественным: немного больше шумов в RAW, немного больше «замыленности» в JPEG, небольшая разница в детализации и насыщенности цветов, но, если не приглядываться специально, можно и не заметить разницы.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
ISO 8000 (в JPEG применен пленочный профиль VELVIA/«Яркий»): шумы в RAW даже по-своему идут сюжету, добавляя фактурности. JPEG несколько «мыльноват» — не так хорошо переданы интересные нюансы материала, из которого изготовлена посуда. Но так или иначе, качество и там и там неплохое и точно достаточное для публикации, скажем, в соцсетях.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
На ISO 10000 шумы уже выражены сильно и обращают на себя внимание, особенно в зоне нерезкости:
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
При портретной съемке еще сильнее обращает на себя внимание «замыленность», созданная работой внутрикамерного шумодава. RAW-исходник без шумоподавления здесь смотрится однозначно более выигрышно — он обеспечивает достойную резкость и более естественный вид кожи:
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Пороговое значение ISO 12800 для портретной съемки подходит уже плохо — шум слишком выраженный и заметно падение качества цветопередачи:
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
В целом в плане работы на высокой светочувствительности Fujifilm держит марку: основные значения ISO вплоть до верхнего с некоторыми допущениями пригодны для творческой съемки. Расширенные «вверх» значения пригодятся разве что для документальной фотографии — когда нужно зафиксировать какой-то момент или объект без претензий на хорошее качество.
Для своего класса камер Fujifilm X100V предлагает весьма солидные возможности в съемке видео: запись 4K с частотой до 30 кадров в секунду и битрейтом до 200 Мбит/с с возможностью записи в F-log — для этого доступен специальный режим симуляции пленки Eterna с расширенным динамическим диапазоном (обычные пленочные режимы также доступны в режиме видео).
Как и в предыдущих моделях, здесь есть возможность подключить микрофон к встроенному 2,5-миллиметровому порту. Новая же опция заключается в возможности использовать порт USB-C для выхода на наушники (при использовании переходника, конечно) — впервые мы ее могли видеть в модели X-T30.
При съемке видео в X100V доступна непрерывная автофокусировка, в том числе с распознаванием лиц. При ручной фокусировке можно активировать функцию фокус-пикинга.
Проблемой можно считать то, что в объективе нет встроенной стабилизации, равно как нет и цифровой стабилизации, поэтому без использования штатива мы рискуем получить не очень «гладкое» изображение. Также, как мы уже знаем, экран камеры не поворачивается во фронтальную плоскость, что будет неудобно для любителей снимать видеоблоги.
Мой (предсерийный) экземпляр камеры издавал странные звуки при съемке видео, их можно услышать в тестовых роликах.
При съемке человека с распознаванием лиц камера вполне успешно удерживает фокус в нужном месте:
В качестве источника питания в Fujifilm X100V используется литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В). Показатели автономной работы улучшились по сравнению с предыдущим поколением: по стандарту CIPA количество изображений, которое можно сделать на одном заряде батареи, составляет 350 кадров при использовании EVF или около 420 кадров при использовании OVF. Сколько кадров вы сможете сделать на практике, предсказать в точности невозможно, так как это зависит от множества факторов: температуры окружающей среды, того, насколько часто вы прибегаете к работе с ЖК-дисплеем для управления камерой и просмотра файлов, как часто вы включаете-выключаете камеру, снимаете ли вы только фото или видео тоже и так далее. У каждого фотографа свои привычки и манера обращения с инструментом, поэтому мой опыт не может экстраполироваться на всех. Но в целом приведенные производителем цифры примерно соответствуют тому, что увидела я. Камера разряжается не слишком быстро, одного заряда хватает на полноценную дневную прогулку. Если вы планируете снимать в интенсивном режиме, например какое-то мероприятие, — лучше иметь дополнительный источник питания. В X100V доступна зарядка через USB, что дает возможность подзаряжать камеру в перерывах между съемками с помощью внешнего накопителя.
Итак, что можно сказать о Fujifilm X100V? По сути, это младший брат более серьезной модели — Fujifilm X-Pro3. В основе — та же начинка (матрица и процессор), та же система автофокусировки, те же принципы визирования и творческие «фишки». Все это облачено в более компактную и традиционную для серии X100 форму. Принципиальное отличие, разумеется, — несъемная оптика и фиксированное фокусное расстояние. Насколько сильно это ограничивает в творчестве? Как ни странно, я не испытывала большого дискомфорта, хотя изначально жесткие рамки фокусного расстояния 23 мм меня смущали. Мне доставило удовольствие делать жанровые фото на X100V: уличная съемка, репортаж от бедра — это те жанры, в которых новинка Fujifilm чувствует себя как рыба в воде. Благодаря быстрому автофокусу, хорошей системе распознавания лиц и глаз, сенсорному управлению, поворотному экрану и приятным пленочным профилям мы имеем возможность делать качественные и живые снимки, находясь в эпицентре событий и не привлекая к себе внимания — именно это позволяет избежать постановочности и зафиксировать момент как он есть.
Для постановочной съемки Fujifilm X100V тоже вполне подходит. Я опасалась, что фокусное расстояние будет слишком маленьким для съемки портретов крупным планом, однако на практике оптические искажения не показались мне особенно страшными. Однозначно уйдет время, чтобы приноровиться, если вы привыкли к более «классическим» портретным фокусным расстояниям, но отказываться от этого жанра не придется. Конечно, с подобной камерой вы не получите захватывающих дух широкоугольных искажений при съемке пейзажей, но угол обзора достаточный для того, чтобы экспериментировать и в этом жанре. Для путешествий, например, камера кажется мне вполне привлекательной: она легкая, компактная, у нее есть какая-никакая защита от атмосферных воздействий. Да, фото выйдут несколько однообразными из-за стабильного фокусного расстояния, но тут уже вопрос вашей творческой смекалки — как вы сможете разнообразить их иными путями.
Что касается качества съемки, Fujifilm X100V показала себя достойно: она позволяет делать фото хорошего качества при слабом освещении, корректно фокусируется, имеет приличный динамический диапазон в RAW и JPEG, а также множество творческих опций. Аппарат современный и — когда привыкнешь к нему и настроишь под свои нужды — дружелюбный по отношению к пользователю. Рекомендовать ли его к покупке или нет? Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Вы должны хорошо понимать его специфику и ограничения. Несмотря на то, что новинка Fujifilm была мне приятна в процессе работы, я бы точно не взяла ее в качестве единственного аппарата. А иметь несколько камер на разные случаи жизни может позволить себе далеко не каждый.