Сегодня 28 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор 27-дюймового WQHD-монитора ASUS ProArt PA278QV: доступный профессионал

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор ASUS ProArt PA278QV был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10. Во время тестирования монитор был подключен по интерфейсу DisplayPort 1.4 к видеокарте GeForce GTX 1070 с актуальным на момент тестирования драйвером (активировано управление цветом при помощи стороннего ПО, прочие настройки — по умолчанию). Частота обновления экрана в ходе тестирования составляла максимально поддерживаемые 75 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB и Adobe RGB (если они доступны). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу практику публикации в конце статьипрофилей калибровки для протестированных нами мониторов. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не может на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

При тестировании монитор подключался через интерфейс Display Port 1.4 — наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности дисплея. Для настройки и калибровки применялся пользовательский режим как предоставляющий полный спектр настроек изображения монитора.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — «Стандартный»;
  • яркость — 50
  • контраст — 80;
  • цветовая температура — 50/50/50;
  • время отклика — TraceFree 60;
  • гамма — 2,2.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения — «Стандартный»;
  • яркость — 7
  • контраст — 80;
  • цветовая температура — 49/45/49;
  • время отклика — TraceFree 60;
  • гамма — 2,2.

Изменения коснулись правок значений яркости и усиления RGB.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в установленном по умолчанию режиме «Стандарт» с заводскими настройками основных параметров при отключенном режиме HDR в параметрах экрана Windows 10.

Яркость в меню Яркость белого (кд/м2) Яркость черного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 475,2 0,4926 965
90 460 0,4773 964
80 444,1 0,4608 964
70 427,9 0,444 964
60 411,5 0,427 964
50 395,2 0,4102 964
40 329,4 0,3418 964
30 262,7 0,2727 963
20 197,6 0,205 964
10 129,7 0,1348 962
0 63,1 0,0658 959

Максимальный запас яркости приятно удивил: он оказался более чем на треть выше обещанного, в пике превысив отметку 475 кд/м2. При этом, не в пример отличившемуся недавно подобным результатом Acer ConceptD CP3271K, минимальный уровень светимости белого не разочаровывает и составляет около 63 кд/м2. Однако стоит отметить значительную нелинейность регулировки яркости: при снижении ее уровня в меню с 100 до 50% светимость падает менее чем на 20%. При низких же уровнях яркости даже изменение на одну единицу заметно влияет на светимость экрана.

Контрастность почти на всех значениях яркости чуть ниже заявленного уровня в 1000:1 (в среднем чуть выше 960:1), но это вполне типично для матриц IPS-типа.

#Результаты измерений

В ходе тестирования основное внимание мы уделили измерениям в стандартном режиме с полным цветовым охватом монитора и с эмуляцией цветового пространства sRGB. Прочие предустановки изображения явно не направлены на точность цветопередачи, хотя в определенных условиях их использование вполне может быть оправданно — но ради интереса мы провели замеры и в них.

Режим «Стандартный»

Начнем с результатов, демонстрируемых при заводских установках монитора в режиме «Стандартный».

Полный цветовой охват матрицы на 99,4% покрывает цветовое пространство sRGB, на 72,3% — пространство Adobe RGB и на 77% — пространство DCI-P3. Общий объем цветового охвата составляет 108,9% sRGB, 75% AdobeRGB и 77,1% DCI-P3.

Цветовая температура чуть завышена относительно целевого уровня (наиболее заметно на невысоких значениях уровня серого), но в целом настройка «из коробки» весьма точна.

Точка белого размещена заметно выше положенной позиции, но серые оттенки сгруппированы весьма плотно.

Гамма-кривые пролегают чуть ниже эталонного уровня, а разбалансировка между отдельными цветами незначительна.

Тест Argyll не пройден из-за высокого отклонения точки белого, тогда как среднее значение отклонений DeltaE (1,26) укладывается в номинальные, а максимальное (2,67) – в рекомендуемые допуски теста.

#Режим «Стандарт» после настройки

Даже «из коробки» показатели монитора в стандартном режиме достаточно хороши, но после правки RGB Gain они еще немного улучшаются.

Цветовой охват после настройки практически не изменился.

После подстройки усиления RGB цветовая температура чуть снизилась и вплотную приблизилась к целевому уровню 6500К.

Точка белого почти совпала с целевой позицией, а оттенки серого сгруппированы даже плотнее, чем до настройки.

Гамма-кривые, как и до настройки, пролегают несколько выше эталонного уровня, но чуть ближе к целевой кривой. Расхождения между гамма-кривыми отдельных цветов сократились до минимума.

Результат после настройки уже радует глаз: в рекомендованные параметры теста лишь самую малость не уложился средний уровень отклонений DeltaE, составивший 1,03 при рекомендованном уровне менее 1.

Этот результат уже выглядит очень хорошо, но пора перейти к специализированному режиму sRGB – ведь обещания производителя относительно цветопередачи, как и отчет о калибровке, касались именно его.

Режим sRGB

Изменение яркости в этом режиме заблокировано (как и возможность регулировки практически всех параметров изображения). По измерениям максимальная светимость экрана в этом режиме составила около 125 кд/м2.

В режиме эмуляции цветового пространства sRGB треугольник цветового охвата сокращен относительно стандартного режима, но выходит за пределы sRGB в области зеленой вершины.

Цветовой охват в этом режиме составил 98,7% sRGB при общем объеме 102,2% sRGB.

Цветовая температура в сравнении с обычным режимом немного понижена и в целом ближе к целевым 6500 К.

Точка белого размещена чуть ближе к целевой позиции, чем в стандартном режиме, а оттенки серого сгруппированы примерно так же плотно.

Гамма-кривые все так же пролегают чуть ниже эталонного уровня, причем несколько дальше от целевой кривой, чем в стандартном режиме.

Итог ожидаем: отклонения DeltaE (0,85 в среднем и 2,4 в максимуме) уложились в рекомендованные допуски теста, но отклонение точки белого вышло за пределы допустимых параметров (хотя оно и ощутимо меньше, чем в стандартном режиме).

#Режим sRGB, результаты после калибровки

Поскольку в режиме sRGB заблокировано большинство настроек цветовых параметров, то улучшить результат возможно только с помощью калибровки (если не брать в расчет возможность изменения параметров RGB Gain и яркости через сервисное меню, что вряд ли можно порекомендовать большинству пользователей).

Цветовой охват после калибровки не изменился.

Цветовая температура после калибровки отклоняется от целевого значения 6500 К несколько больше, чем в прочих режимах.

Расположение точки белого почти совпадает с целевой точкой, но плотность группировки оттенков серого несколько снизилась.

Гамма-кривые уже привычно размещены чуть ниже эталонного уровня, но все же отклонения меньше, чем в рассмотренных выше режимах, – они практически «прилипают» снизу к целевой кривой.

По результатам теста Argyll все параметры с большим запасом укладываются в рекомендованные допуски: средний уровень отклонений DeltaE составляет всего 0,15 единицы, максимальный – 0,82 единицы, а отклонение точки белого – 0,58 единицы.

При калибровке из стандартного режима после настройки результаты весьма близкие (точнее установка точки белого, но чуть выше отклонения DeltaE в цветовых патчах), так что приводить полные результаты измерений в этом режиме отдельно вряд ли имеет смысл.

Ссылку на профиль калибровки в этом режиме мы также дадим в конце материала параллельно с профилем для эмуляции пространства sRGB, поскольку пресет Standard, в отличие от sRGB, даст возможность пользователю при необходимости уточнить прочие параметры изображения. Общий же охват с «лишними» 8,7% от покрытия sRGB, на наш взгляд, портит правильность оттенков не больше, чем охват с «недостающими» 8,7% sRGB – а охват 91,3% sRGB считается в целом приемлемым для работы с цветом.

#Прочие режимы

Остальные режимы монитора не столь актуальны в плане качества цветопередачи, за исключением режима Rec.709, который хоть и не столь распространен, как sRGB, но в ряде случаев все же востребован.

 Гамма-кривые RGB в режиме «Rec.709»

Гамма-кривые RGB в режиме «Rec.709»

Он практически повторяет режим sRGB, за исключением значения гаммы 2,4 (вернее, по результатам наших измерений, почти 2,5) – те же яркость экрана, ограничение цветового охвата и значения цветовой температуры.

Режим чтения (Reading) отличается от стандартного лишь заниженной до 5500 К цветовой температурой и яркостью 109 кд/м2 (примерно тот же результат можно получить при включении первого уровня фильтра синего цвета в стандартном режиме и установив соответствующую яркость).

Минимальны отличия от стандартного режима и у режима быстрой подготовки к просмотру (Rapid) – лишь выставлена максимальная яркость и повышена примерно до 6700 К цветовая температура.

 Гамма-кривые RGB в режиме «Scenery»

Гамма-кривые RGB в режиме Scenery

Пейзажный (Scenery) режим отличается повышенной в среднем до 6900 К цветовой температурой и заниженной (немного ниже значения 1,9) гаммой с откровенно неестественной формой кривых.

 Гамма-кривые RGB в режиме «Darkroom»

Гамма-кривые RGB в режиме Darkroom

Режим темной комнаты (Darkroom) выделяется самой неестественной формой гамма-кривых и минимальной предустановленной яркостью, в остальном (цветовой охват, цветовая температура) не отличаясь от стандартного режима.

Понятно, что говорить о правильности цветопередачи для данных режимов не имеет смысла — только о субъективном «нравится/не нравится».

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры ~6500 кельвин.

Примерно так выглядит в темноте белый фон, выведенный на экран.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

Наиболее заметны проблемы вдоль правого и левого краев экрана, включая углы.

При измерении яркости по 45 точкам среднее отклонение от центральной точки при яркости 100 кд/м2 составило 9,46%, а максимальное (в левом верхнем углу) — 17,44%. Результат можно назвать средним.

Отклонения цветовой температуры в единицах DeltaE относительно невелики. Среднее отклонение по полю экрана составляет 2,36, а максимальное (в правом нижнем углу) — 4,78 единицы.

При взгляде на черный экран в темноте более всего обращает на себя внимание засветка в правом верхнем углу с присутствием паразитных оттенков.

После дополнительной экспоправки и обработки снимка можно увидеть небольшие засветки в районе обоих левых углов, но на практике они не слишком заметны.

Качество градиентов и скорость отклика

 Градиенты на неоткалиброванном мониторе

Градиенты на неоткалиброванном мониторе

 Градиенты на откалиброванном мониторе

Градиенты на откалиброванном мониторе

Качество отображения градиентов не вызывает серьезных нареканий. До калибровки претензий нет, после калибровки можно отметить повышение заметности границ между определенными переходами и появление не слишком явно выраженных паразитных оттенков на некоторых участках изображения.

Скорость отклика матрицы монитора заявлена на уровне 5 мс GtG, что является вполне типичным значением для неигровых IPS-решений. Доступно шесть режимов быстродействия – от TraceFree 0 до TraceFree 100 с шагом 20. По умолчанию используется обычный режим TraceFree 60 – и, на наш взгляд, это является оптимальным вариантом. Варианты с более скромным разгоном матрицы отличаются большей длиной шлейфов, а режим TraceFree 100 демонстрирует явные артефакты на многих цветовых переходах. Единственной альтернативой режиму TraceFree 60 может стать установка TraceFree 80 – артефакты в этом режиме выражены не слишком явно (хотя и заметны на ряде цветовых переходов), но при этом нет и существенного выигрыша в быстродействии.

Пропуска кадров при максимально поддерживаемой частоте обновления 75 Гц не наблюдается.

Углы обзора и Glow-эффект

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени, появляется очень слабый паразитный оттенок в той или иной части экрана — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее.

Glow-эффект у рассматриваемой модели выражен не слишком сильно. При типичном положении пользователя перед монитором даже на темном фоне он практически не беспокоит, а работать при взгляде под столь острым углом, когда игнорировать его уже не получится, вряд ли возможно.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе ASUS ProArt PA278QV используется матрица с полуматовой защитной поверхностью, которой обычно не свойственен явно выраженный кристаллический эффект, — и данная модель не является исключением из общего правила.

Эффекту Cross-Hatching монитор также не подвержен.

Проработка мелких деталей и шрифтов достаточно хорошая и не требует дополнительных настроек.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовые профили для этого монитора, которые мы получили после калибровки в режиме эмуляции sRGB с отсечением выходящих за пределы этого цветового пространства областей и в стандартном режиме, позволяющем использовать прочие настройки изображения.

#Выводы

Монитор ASUS ProArt PA278QV производит вполне приятное впечатление неплохими настройками «из коробки» и широкими возможностями их изменения. Благодаря длительной гарантии, возможности 6-осевой настройки параметров изображения, широкому набору вариантов подключения, хорошему качеству изготовления и настройки «из коробки» ASUS ProArt PA278QV может склонить на свою сторону выбор покупателя.

Достоинства:

  • отличное качество материалов и сборки;
  • наличие VESA-крепления;
  • функциональная подставка с полным набором и широким диапазоном регулировок;
  • наличие встроенных динамиков;
  • неплохо настроенный режим эмуляции пространства sRGB (позволяет при необходимости получить стандартный цветовой охват);
  • низкий уровень отклонений DeltaE в основных режимах;
  • хорошие градиенты при любых установках;
  • неожиданно высокий запас максимальной яркости;
  • несколько повышенная частота обновления экрана (пусть 75 Гц – не 120 и не 144, но все же чуть приятнее 60);
  • поддержка адаптивной частоты смены кадров;
  • наличие разветвителя USB 3.0 на четыре порта;
  • хороший выбор портов для подключения;
  • богатые возможности по тонкой настройке цвета;
  • отсутствие Cross-hatching и различимого кристаллического эффекта при обычных условиях просмотра.

Недостатки:

  • довольно ощутимое отклонение точки белого во всех предустановленных режимах.

Может не устроить:

  • цена выше, чем у большинства моделей со схожими параметрами без заводской калибровки;
  • отсутствие возможности регулировки параметров изображения в режимах эмуляции цветовых пространств sRGB и Rec.709.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Экс-глава EA Russia Тони Уоткинс сделает Astrum Entertainment «компанией №1» на российском рынке видеоигр 2 ч.
Магазин чат-ботов ChatGPT провалился, но им пользуются ученики школ и университетов 2 ч.
Diablo IV добавили в Game Pass, но для игры на ПК всё равно нужен Battle.net 2 ч.
Canonical увеличила срок поддержки LTS-релизов Ubuntu до 12 лет 3 ч.
Claude 3 Opus сбросила GPT-4 с первого места в рейтинге языковых моделей 3 ч.
Intel Gaudi2 остаётся единственным конкурентом NVIDIA H100 в бенчмарке MLPerf Inference 3 ч.
Яндекс представил третье поколение нейросетей YandexGPT 3 ч.
«Мы нанимаем сценаристов, а не заставляем ChatGPT писать диалоги за них»: глава Larian высказался о потенциале ИИ в разработке игр 4 ч.
Аппаратные требования больших языковых моделей ИИ сокращаются вдвое каждые восемь месяцев 5 ч.
Sega подтвердила массовые увольнения и продажу Relic Entertainment — разработчики Company of Heroes и Warhammer 40,000: Dawn of War вновь станут независимыми 5 ч.