Сегодня 26 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор 24-дюймового WUXGA-монитора Dell P2421: любовь по расчету

⇣ Содержание

Методика тестирования

Монитор Dell P2421 был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10. Во время тестирования монитор был подключен по интерфейсу DisplayPort 1.4 к видеокарте GeForce GTX 1070 с актуальным на момент тестирования драйвером (активировано управление цветом при помощи стороннего ПО, прочие настройки — по умолчанию). Частота обновления экрана в ходе тестирования составляла 60 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились как до, так и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности дисплея. Для настройки и калибровки мы использовали режим Custom Color («Обычный цвет») как единственный режим, предоставляющий доступ к настройке усиления RGB Gain.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — Standard («Стандарт»);
  • яркость — 75;
  • контраст — 75;
  • цветовая температура — 100/100/100;
  • резкость — 50;
  • время отклика — Normal.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения — Custom Color («Обычный цвет»);
  • яркость — 13;
  • контраст — 75;
  • цветовая температура — 96/99/97;
  • резкость — 50;
  • время отклика — Normal.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в установленном по умолчанию режиме «Стандарт» с заводскими настройками основных параметров при отключенном режиме HDR в параметрах экрана Windows 10 и установке яркости от 0 до 100 с шагом 10.

Яркость в меню Яркость белого (кд/м2) Яркость черного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 279,9 0,26 1077
90 249 0,2313 1077
80 217,9 0,203 1073
70 192,9 0,1797 1074
60 171,6 0,16 1073
50 151,5 0,1411 1074
40 129,8 0,121 1073
30 109,4 0,1017 1076
20 87,4 0,0814 1074
10 66,7 0,0622 1072
0 45,7 0,0428 1068

Максимальная яркость экрана не дотянула около 20 кд/м2 до заявленного уровня в 300 кд/м2, а минимальная составила 45,7 кд/м2, что можно назвать вполне хорошим результатом. При этом контрастность превысила обещания производителя, в среднем составив около 1075:1.

Однако в ходе дальнейшей настройки изображения в режиме Custom Color мы отметили более высокую светимость (что можно увидеть на приведенном выше скриншоте процесса настроек RGB Gain) и поэтому решили повторить измерения и в этом режиме (настройки усиления RGB по умолчанию: 100/100/100):

Яркость в меню Яркость белого (кд/м2) Яркость черного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 313 0,2596 1205
90 313,1 0,2601 1204
80 313,3 0,2606 1202
70 313,3 0,2698 1201
60 281,8 0,2347 1201
50 245,5 0,2045 1201
40 207,2 0,1797 1200
30 168,3 0,1402 1200
20 130,3 0,1087 1199
10 90,3 0,0753 1199
0 51,2 0,0428 1199

Показатели в этом режиме оказались еще более интересными: максимальная яркость возросла примерно до 313 кд/м2, контрастность улучшилась до 1200:1, а минимальная светимость белого повысилась незначительно — всего до 51,2 кд/м2. Однако стоит отметить странности настройки яркости в этом режиме: фактически максимальная яркость держится при всех значениях яркости в меню от 68 и выше. Лишь при уменьшении яркости ниже этого уровня начинается фактическое (и при этом вполне линейное) снижение яркости.

#Режим Standard («Стандарт»)

Начнем с результатов, демонстрируемых при заводских установках монитора в режиме по умолчанию.

Полный цветовой охват матрицы на 99,5% покрывает цветовое пространство sRGB, что вполне согласуется с обещаниями производителя. Охват пространства Adobe RGB составляет 73,7%, а DCI-P3 — 78,8%. Общий объем цветового охвата матрицы составляет 111,5% пространства sRGB, 76,8% AdobeRGB и 79% DCI-P3.

Цветовая температура ощутимо завышена относительно целевого уровня 6500 К и в среднем превышает 7400 К.

Точка белого, соответственно, значительно отклоняется от целевого значения, но оттенки серого сгруппированы весьма плотно.

Гамма-кривые пролегают несколько выше эталонного уровня, что говорит о немного заниженной гамме (среднее значение по результатам измерений 2,14). Расхождения между кривыми отдельных цветов невелики.

Тест Argyll пройден лишь в отношении точки белого, причем только по отклонению полученного результата относительно автоматически определенного предположительного уровня 7400 К (который отклоняется от целевого уровня 6500 К значительно сильнее).

Максимальные отклонения DeltaE в цветовых патчах также выше даже минимальных требований теста. Впрочем, трудно было ожидать иного при существенном отклонении точки белого и вдобавок несколько расширенном цветовом охвате.

#Режим Warm («Теплый»)

Одной из причин непрохождения теста Argyll в режиме настроек по умолчанию стала завышенная цветовая температура (и, как следствие, значительная ошибка в определении точки белого). Но что будет, если выбрать предустановку с более теплыми оттенками?

Цветовой охват при «теплой» предустановке вполне ожидаемо не изменился.

Цветовая температура в среднем получается чуть ниже 6400 К, но это гораздо ближе к целевому значению 6500 К, чем 7400 К в стандартном режиме!

Это подтверждает и расположение точки белого и оттенков серого, значительно приблизившихся к целевой точке.

Гамма-кривые в этом режиме также пролегают выше эталонного уровня, но отклонение от значения 2,2 чуть увеличилось: средняя гамма составила 2,13. Расхождения же между гамма-кривыми отдельных цветов даже уменьшились.

Тест Argyll все так же не пройден, но отметим резко снизившееся отклонение автоматически определенной точки белого от целевой. Кроме того, отклонение DeltaE, превышающее максимально допустимый уровень в 4 единицы, при таком варианте настройки наблюдается лишь на чисто красном цветовом патче (который при цветовом охвате матрицы выходит за пределы sRGB), тогда как при установках по умолчанию таких патчей было четыре.

Результат все еще далек от идеала, но уже значительно лучше стандартного в плане точности цветопередачи. Пора задействовать более мощные средства в виде калибратора, для начала ограничившись лишь настройкой RGB Gain.

#Режим Custom Color («Обычный цвет») после настройки

Рассматривать этот режим на настройках по умолчанию не имеет смысла: во-первых, отклонения цветопередачи в нем больше, чем в проверенных выше режимах, а во-вторых, он предназначен именно для внесения пользовательских изменений в цветовой баланс — чем мы и займемся.

Настройка ожидаемо не вызвала сколь-нибудь ощутимых изменений в цветовом охвате.

Цветовая температура установилась на уровне около 6350 К — наверное, можно было бы добиться и большей точности при более серьезных правках с уменьшением всех цветовых значений, но и это результат достаточно неплохой.

Расположение точки белого почти совпало с целевым значением, однако плотность группировки оттенков серого несколько снизилась.

Среднее значение гаммы после настройки составило 2,15, но кривая синего цвета несколько отошла от остальных.

По результатам теста Argyll, мы добились хороших показателей точки белого, но прогресс по отклонениям DeltaE на цветовых патчах отсутствует. Пора переходить к тяжелой артиллерии — калибровке.

#Режим Custom Color («Обычный цвет») после калибровки

Значения цветового охвата практически не отличаются от полученных нами ранее.

Цветовая температура после калибровки ближе всего к целевому значению 6500 К по сравнению с остальными режимами (как по умолчанию, так и после ручной настройки).

Расположение точки белого практически идеально, но плотность группировки оттенков серого чуть ниже, чем при стандартных установках.

Средняя гамма в точности соответствует значению 2,2, а расхождения между отдельными цветами невелики.

По данным теста Argyll, результаты после калибровки великолепны: практически идеальное попадание в точку белого, средний уровень отклонений DeltaE составляет 0,18 единицы, а максимальный — 0,76.

#Прочие режимы

Прочие режимы, которые не были упомянуты выше, представлены предустановками ComfortView, Movie («Кино»), Game («Игра») и Cold («Холодный»).

Все они близки к стандартному режиму, отличаясь в первую очередь цветовой температурой. Для режима ComfortView (аналог Low Blue Light) она занижена до уровня 5500 К, в режимах «Кино» и «Холодный» — повышена до 9300 К, а в режиме «Игра» составляет около 6300 К. Также режимы «Кино» и «Игра» отличаются еще более низким показателем гаммы (около 2,05).

Понятно, что говорить о правильности цветопередачи для данных режимов не имеет смысла — только о субъективном «нравится/не нравится».

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры ~6500 кельвин.

Примерно так выглядит в темноте белый фон, выведенный на экран.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

Традиционно наиболее заметны проблемы вдоль краев экрана, и особенно по углам.

При измерении яркости по 45 точкам среднее отклонение от центральной точки при яркости 100 кд/м2 составило 5,4%, а максимальное (в левом нижнем углу) — 19,47%. Средний уровень отклонений можно оценить как весьма низкий, а максимальный — как средний для монитора такой диагонали и разрешения.

Отклонение цветовой температуры в единицах DeltaE в среднем составляет 1,84, а максимальное (в левом нижнем углу) достигает 4,92 единицы, что является очень хорошим показателем.

При этом можно отметить, что результаты измерений говорят о проблемности левого края монитора: отклонения как светимости, так и цветовой температуры вдоль него примерно в полтора раза выше, чем по правому краю. Но даже с проблемным «левым боком» общие средние результаты получаются более чем достойными — а без таких проблем их смело можно было бы назвать выдающимися для монитора без системы компенсации неравномерности подсветки.

При взгляде на черный экран в темноте невооруженным глазом можно заметить две не слишком яркие засветки у нижних углов.

После дополнительной экспоправки и обработки снимка можно увидеть еще одну засветку с примесью паразитных оттенков в правом верхнем углу и совсем небольшую «чистую» — на верхней грани с левой стороны, но на деле они практически незаметны.

#Качество градиентов и скорость отклика

 Градиенты на неоткалиброванном мониторе

Градиенты на неоткалиброванном мониторе

 Градиенты на откалиброванном мониторе

Градиенты на откалиброванном мониторе

Качество отображения градиентов до калибровки не вызывает нареканий. После калибровки появляются хорошо заметные границы переходов между группами оттенков.

Скорость отклика матрицы заявлена на уровне 8 мс GtG для режима Normal и 5 мс для режима Fast. По умолчанию используется режим Normal, в котором практически незаметны артефакты разгона. Несмотря на высокое заявленное время отклика, быстродействие матрицы в целом находится на типичном для 60-герцевых IPS-панелей уровне. Такого быстродействия вполне достаточно для не слишком динамичных игр (да и в целом для пользователей, не метящих в кибератлеты).

Режим Fast трудно порекомендовать для использования, поскольку из-за явно видимых артефактов разгона шлейф за движущимися объектами получается даже длиннее, чем в режиме Normal, не говоря уже о падении качества изображения, страдающего от пересвеченных «хвостов».

При «родной» частоте обновления 60 Гц пропуска кадров не наблюдается.

#Углы обзора и Glow-эффект

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени, появляются незначительные паразитные оттенки в той или иной части экрана — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее.

Glow-эффект у рассматриваемой модели выражен достаточно явно. Хотя при типичном положении пользователя перед монитором даже на темном фоне он почти не беспокоит, «свечение» наиболее отдаленных от глаз пользователя участков экрана начинается при отклонении на меньший угол, чем у большинства подобных моделей.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе Dell P2421 используется матрица с матовой защитной поверхностью.

Кристаллический эффект почти не проявляет себя, качество противостояния бликам выше, чем у привычных в последние годы полуматовых моделей.

Эффекту Cross-Hatching монитор также не подвержен.

Качество отрисовки шрифтов не вызывает нареканий. Дополнительные настройки резкости не требуются.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после калибровки.

#Выводы

Монитор Dell P2421 имеет приятный и узнаваемый фирменный дизайн с узкими рамками по трем сторонам экрана, хорошее качество изготовления и достаточный комплект поставки. Экран обладает прекрасными антибликовыми свойствами при весьма незначительно выраженном кристаллическом эффекте, а также отличными показателями равномерности подсветки и цветовой температуры (даже несмотря на явно проблемный левый край экрана у протестированного экземпляра, средние показатели весьма достойные).

Заводская настройка цветопередачи оставляет желать лучшего во всех предустановленных режимах (хотя режим Warm подойдет для не слишком требовательных пользователей), но трудно ожидать иного от бюджетного решения — в своем классе рассмотренный нами монитор является одним из наиболее доступных вариантов. После же калибровки можно отметить отличные показатели точности цветопередачи, хотя платой за это будет снижение качества отображения градиентов.

Из мелких недостатков можно отметить скромные возможности меню по настройке цветов без калибровки, а также отсутствие встроенных динамиков и выхода на наушники (все же для мониторов бизнес-сегмента, к которому традиционно относят WUXGA-модели, это является стандартной функциональностью). Можно вспомнить также про невысокую частоту обновления и отсутствие поддержки технологий адаптивной кадровой синхронизации — но тут как раз странно было бы ожидать подобной функциональности для бизнес-модели.

В целом же перед нами весьма удачный по своим основным характеристикам и при этом вполне доступный по цене WUXGA-монитор, имеющий все шансы завоевать расположение тех пользователей, которых не устраивает разрешение Full HD и которые по тем или иным причинам не хотят монитор с большей диагональю экрана.

Достоинства:

  • хорошее качество материалов и сборки;
  • достаточный комплект поставки;
  • функциональная подставка с полным набором регулировок;
  • наличие VESA-крепления;
  • широкий выбор интерфейсов подключения;
  • W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всем диапазоне изменения яркости;
  • уровень контрастности превышает обещания производителя во всех режимах (то же относится и к яркости, но только в режиме Custom Color);
  • очень эффективное антибликовое покрытие;
  • хорошие градиенты на неоткалиброванном мониторе;
  • отсутствие Cross-hatching и явно различимого кристаллического эффекта при обычных условиях просмотра;
  • доступная по меркам своей категории цена;
  • низкий уровень неравномерности подсветки и цветовой температуры по полю экрана (даже с учетом отмеченных проблем конкретного экземпляра).

Недостатки:

  • падение качества отображения градиентов после калибровки.

Может не устроить:

  • отсутствие режима с полным доступом ко всем настраиваемым параметрам;
  • отсутствие технологий адаптивной кадровой синхронизации и частота обновления 60 Гц;
  • отсутствие режима sRGB с ограничением цветового охвата (пусть он и несильно выходит за этот предел);
  • отсутствие встроенной акустики и/или аудиовыхода.
 
← Предыдущая страница
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Бывший сотрудник Rockstar раскрыл самую большую проблему при создании GTA III и хитрость, благодаря которой её удалось решить 8 мин.
Рекламные доходы YouTube в первом квартале выросли на 21 % до $8,1 млрд 16 мин.
Инсайдер: Capcom отложила релиз Resident Evil 9, но в 2025 году может выйти другая игра серии 3 ч.
Звёздный отчёт Alphabet вдохновил инвесторов: у компании быстро растёт выручка и рентабельность 4 ч.
Microsoft получает всё больше выгоды от ИИ — компания показала сильный квартальный отчёт 5 ч.
Газировка с Copilot: Microsoft получила миллиардный контракт на обеспечение Coca-Cola облачными и ИИ-сервисами 5 ч.
Продюсер «Смуты» раскрыл, что добавят в игру с обновлениями, и подтвердил работу над продолжением 6 ч.
ИИ-приложение Google Gemini стало совместимо с Android 10 и Android 11 6 ч.
В США вернули сетевой нейтралитет 7 ч.
Alphabet объявила о первых в своей истории дивидендах, акции выросли в цене на 11,4 % 7 ч.
Продажи Surface и Xbox снижаются, но Microsoft компенсирует потери играми Activision Blizzard 2 мин.
Зонд «Психея» связался с Землёй по лазерному лучу с расстояния 226 млн км — скорость достигла 25 Мбит/с 11 мин.
Moondrop выпустила аудиофильский смартфон MIAD 01 с двумя ЦАП Cirrus Logic 18 мин.
UserGate объявила о расширении портфеля услуг и продуктов, а также запуске центра мониторинга ИБ 2 ч.
CATL представила LFP-батареи Shenxing Plus, на которых электромобиль сможет проехать 1000 км 3 ч.
IBM представила СХД FlashSystem 5300 и подписку Storage Assurance 3 ч.
Выручка Western Digital выросла на 23 %, но число проданных жёстких дисков продолжает падать 3 ч.
«Закон о чипах» сработал: строительство полупроводниковых заводов в США активизировалось в 15 раз 4 ч.
Meta увеличит инвестиции в развитие инфраструктуры ИИ и готовит крупнейшие капиталовложения в истории компании 6 ч.
HPE построила самый мощный в Польше суперкомпьютер Helios производительностью 35 Пфлопс 6 ч.