Сегодня 18 июля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового 240-Гц 4K-монитора MSI MPG 321URX QD-OLED: на уровень выше

⇣ Содержание

После покорения частот 180 и 360 Гц в сегментах UWQHD и WQHD, следующий шаг компаний-разработчиков современных OLED-панелей — переход к более высоким разрешениям. Первыми на очереди оказались 31,5-32-дюймовые панели стандарта 4K UHD, старт для которых был дан сразу на уровне 240 Гц. Подобный уровень скорости, к слову, на рынке жидкокристаллических мониторов предлагает только компания Samsung в одном из своих многочисленных игровых *VA-дисплеев. Все остальные производители остановились на 165-180 Гц и на протяжении последних 4-5 лет и предлагают из года в год фактически одно и то же, но в разных обёртках.

К счастью, подразделение Samsung Display, ушедшее с головой в разработку QD-OLED-панелей, достаточно быстро сумело предложить схожий уровень и в решениях на базе матриц с органическими светодиодами. Под конец 2023 года для своих партнёров в Samsung приберегли несколько вариаций быстрых 31,5-дюймовых 4K QD-OLED третьего поколения с частотой 240 Гц. Существует как изогнутая модификация, так и более подходящая для мониторов формата 16:9 плоская. Именно ее выбрала компания MSI для пары своих новейших игровых моделей.

В этом материале мы продолжим знакомиться с перспективной серией мониторов MSI MPG. Сегодня речь пойдёт про модель MPG 321URX QD-OLED, которая совсем недавно добралась до полок российских магазинов, а производитель ускоренными темпами продолжает доводить её до идеала с помощью новых прошивок.

#Технические характеристики

Впервые о новинке заговорили в ноябре 2023 года, но официальный анонс MSI MPG 321URX QD-OLED произошёл в январе 2024-го на выставке CES 2024. Одновременно производитель выпустил и более простую модификацию под названием MSI MAG 321UPX. Официальная рекомендованная стоимость новинок на территории США составляет 949 и 899 долларов соответственно. Для Европы объявленные цены ощутимо выше — 1 399 и 1 249 евро. В России же за героя обзора просят порядка 150 тысяч рублей.

Несмотря на то, что запуск в производство новых панелей QD-OLED третьего поколения состоялся сравнительно недавно, на рынке уже появилось несколько конкурентов рассматриваемого решения. Аналоги присутствуют в ассортименте таких производителей, как ASUS, Gigabyte, Dell, HP, Samsung и Dough. Всего схожих моделей восемь, помимо ещё одной в списке самой MSI – с меньшим количеством функций, чем у изучаемого решения. Лишь один дисплей из упомянутых выполнен на базе панели W-OLED компании LG Display и еще один — на JOLED. В основе остальных новинок — матрицы Samsung Display.

MSI MPG 321URX QD-OLED
Экран
Диагональ, дюймы 31,5
Соотношение сторон 16:9
Покрытие матрицы Полуглянцевая плёнка, антибликовое
Стандартное разрешение, пикс. 3840 × 2160
PPI 140
Параметры изображения
Тип матрицы QD-OLED 3rd Gen (Samsung Display)
Пиксельная структура Triangle RGB
Заявленный цветовой охват 97 % / 99 % / 138 % (AdobeRGB / DCI-P3 / sRGB)
Макс. яркость, кд/м2 250 (в среднем)/1000 (HDR Peak)
Контрастность статическая 1500000 : 1 / Бесконечность
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд (8 бит + FRC)
Частота вертикальной развёртки, Гц 48-240 (активный диапазон)
Адаптивная синхронизация G-Sync Compatible (неоф.), AMD FreeSync Premium Pro, Adaptive-Sync
Время отклика, мс 0,03 мс (GtG)
Поддержка HDR HDR10, VESA DisplayHDR True Black 400, VESA DisplayHDR 1000
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
178/178°
Разъемы
Видеовходы 2 × HDMI 2.1 (до 240 Гц, 10 бит);
1 × DisplayPort 1.4a (до 240 Гц, 10 бит);
1 × USB Type-C (DP Alternate Mode, PowerDelivery 90 Вт, до 240 Гц)
Видеовыходы Нет
Дополнительные порты 1 × Audio-Out (3,5 мм);
2 × USB 2.0 Type-A
Встроенные колонки: число × мощность, Вт Нет
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона (от -5 до 15°), изменение высоты (110 мм), поворот вправо/влево (от -30 до 30°), переворот в обе стороны (-10° ~ 10°)
VESA-крепление: размеры (мм) Есть (100 × 100 мм)
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Встроенный
Потребляемая мощность: максимальная / типичная / в режиме ожидания (Вт) НД / НД / 0,5
Габаритные размеры
(с подставкой), Д × В × Г, мм
718 × 483-593 × 242
Габаритные размеры
(без подставки), Д × В × Г, мм
718 × 418 × 69
Масса нетто (с подставкой), кг 12,3
Масса нетто (без подставки), кг 9,6
Ориентировочная цена ~150 000 рублей

В мониторе MSI MPG 321URX QD-OLED использована 31,5-дюймовая QD-OLED-панель третьего поколения. Она имеет рабочее разрешение стандарта 4K UHD — 3840 × 2160 пикселей. На выходе это даёт плотность в 140 ppi и строгую необходимость использования системы масштабирования ОС. Это может приводить к проблемам в некоторых приложениях — старых или тех, для которых разработчики так и не ввели поддержку HiDPI-дисплеев.

Заявленная максимальная яркость модели при работе в SDR-режиме — 250 нит (при заполнении экрана на 100 %). Это не должно вас сильно удивлять, ведь у большинства современных OLED-телевизоров даже с самой небольшой диагональю экрана — 41,5 дюйма — максимальная яркость при полном заполнении экрана белым цветом составляет порядка 120-130 нит. Так что стабильные 250 нит в SDR-режиме при 100%-м заполнении экрана – это очень хорошо.

Для новинки производитель указывает широкий цветовой охват: 138, 97 и 99 процентов sRGB, AdobeRGB и DCI-P3 соответственно. Цифры с высокой точностью повторяют заявленные возможности 27-дюймовой WQHD-модели, однако присутствует разница в 1 % по AdobeRGB не в пользу героя обзора. Это мелочь, проходим мимо.

Новинка официально соответствует только одному стандарту HDR — VESA DisplayHDR 400 True Black. Но в настройках дисплея есть возможность перейти к стандарту VESA DisplayHDR 1000 (и поэтому мы прописали данный стандарт в таблице ТХ), в котором он теоретически способен продемонстрировать пиковые показатели на уровне ~1000 нит на небольших участках экрана — при заполнении на один процент, APL (average picture level).

Про коэффициент контрастности можно сказать лишь то, что в силу особенностей работы OLED он стремится к бесконечности. Впрочем, MSI указала в характеристиках значение 1 500 000:1.

Мне довелось поработать со многими QD-OLED-дисплеями, и благодаря этому я знаю, что поляризационный слой в современных QD-OLED-решениях не используется – в Samsung Display это особо и не скрывают. Не оказалось его и в самой последней модификации 31,5-дюймовых панелей третьего поколения. Сама поверхность является полуглянцевой, с фиолетово-розовым отливом на свету, а поэтому при ярком внешнем освещении и попадании света на экран воспроизводимый чёрный цвет оказывается даже ярче, чем чёрная нерабочая зона матрицы в 4-8 миллиметров с каждой стороны. Это может удивить, особенно если вы видите подобное в первый раз и изначально рассчитывали на «идеальный чёрный» в любых рабочих условиях. Увы, это не совсем тот случай.

Используемая QD-OLED-матрица Samsung выполнена в соответствии со многими стандартами безопасности, поэтому мы можем наблюдать смещение пика синего в спектре подсветки в безопасную область 453,5 нм. В MSI это называют «аппаратным фильтром синего» и относят к технологии Less Blue Light

Благодаря использованию «квантовых точек» и точной заводской настройке производитель смело говорит о показателях точности на уровне DeltaE<2. Сама матрица заявлена как 10-битная, то есть она должна воспроизводить до 1,07 миллиарда цветовых оттенков. Используется ли метод подмешивания ближайших цветов (FRC) для получения такого впечатляющего результата – вопрос. Но, скорее всего, используется стандартная схема 8 бит + FRC, как и в подавляющем большинстве актуальных мониторов.

Что касается скоростных показателей, производитель указывает время отклика GtG в 0,03 мс — это сопоставимо с характеристиками других современных игровых OLED-дисплеев. По этому параметру подобные дисплеи действительно с легкостью опережают даже самые быстрые LCD-модели из представленных в продаже. Максимальная частота вертикальной развёртки составляет 240 Гц и доступна по умолчанию, без активации какого-либо разгона панели.

Отдельно следует отметить и наличие сертификата VESA ClearMR c высочайшим индексом 13000. Напомним, что это новый показатель, принятый индустрией почти два года назад, для оценки размытия движущегося изображения. Чем выше индекс, тем выше чёткость объектов в движении (меньше шлейфы). Используемый VESA диапазон составляет 3000-9000 единиц для LCD и может превышать эти значения в случае с OLED.

Новый монитор MSI полностью соответствует стандарту VESA Adaptive-Sync, а также требованиям AMD FreeSync Premium Pro и, конечно, с легкостью справляется с NVIDIA G-Sync в режиме Compatible (но без официального сертификата). Рабочий диапазон составляет 48-240 Гц, но при включении технологии LFC (Low Framerate Compensation) он может быть несколько расширен по нижней границе.

Список современных интерфейсов для подключения у монитора широк: два HDMI версии 2.1 с полной пропускной способностью 48 Гбит/с, один DP 1.4a с поддержкой DSC, USB Type-C с DP Alt Mode для подключения мобильных устройств (ноутбуки, планшеты, телефоны) с мощностью PD 90 Вт.

Встроенная акустическая система в новом мониторе MSI не применяется. Для подключения наушников может быть использован стандартный 3,5-мм аудиоразъём. Для работы же с различной периферией производитель предлагает воспользоваться встроенным USB-концентратором с двумя портами USB 2.0 (в настолько прогрессивном устройстве хотелось бы видеть USB 3.1 Gen1). Доступна встроенная функция KVM для работы с одним комплектом «клавиатура — мышка» на двух подключенных устройствах (стационарный ПК и ноутбук, например). Также есть хорошо знакомые функции PiP и PbP с широким спектром настроек.

Допустимо обновление прошивки дисплея силами пользователя, что может оказаться востребованным для столь новой для игровых моделей технологии OLED. На момент написания этого материала производитель выпустил одно обновление для MPG 321URX QD-OLED, однако каких-либо важных замечаний по поводу работы монитора в ходе тестирования у нас не возникло и на заводской версии прошивки. Оставим право на эксперименты с обновлениями потенциальным покупателям новинки MSI.

Как и многие современные модели, изучаемый монитор выполнен в «безрамочном» дизайне — с трёх сторон ширина рамки минимальная и только в нижней части есть широкая пластиковая накладка. Он комплектуется эргономичной подставкой. Дополняет дизайн MPG 321URX QD-OLED синхронизируемая система подсветки RGB Mystic Light. Подсветка установлена в задней части корпуса, сверху, и, к сожалению, не предлагает особых возможностей, да и её яркость даже на максимальном уровне оставляет желать большего.

Система управления выполнена на базе привычного 5-позиционного джойстика и дополнена несколькими добавочными клавишами, одна из которых программируемая.

По своим возможностям герой обзора повторяет многие решения премиальной серии MPG. Кроме уже отмеченных есть в новинке программная функция Night Vision — эквалайзер тёмных участков изображения с возможностью активации «умного» A.I. Vision, «умный прицел» Smart Crosshair, меняющий свой цвет в зависимости от изображения на экране, Optix Scope для приближения выбранной зоны экрана и поддержка утилиты Gaming Intelligence для более удобного управления монитором из операционной системы.

Из программных особенностей компания выделяет MSI OLED Care 2.0 (второе поколение системы защиты OLED) с дополнительными функциями для снижения риска «выгорания» отдельных органических светодиодов. Среди новых алгоритмов MSI отмечает обнаружение границ между несколькими объектами на экране, обнаружение панели задач, обнаружение логотипов. Каждая функция может быть активирована и настроена отдельно от других. А в качестве ещё одного элемента защиты и продления срока жизни OLED в новом мониторе MPG 321URX применяется графеновая плёнка в сочетании с оригинальным радиатором без использования активной системы охлаждения (вентиляторов), что делает монитор полностью бесшумным.

#Комплектация и внешний вид

MSI MPG 321URX QD-OLED поставляется в большой картонной коробке с приятным визуальным оформлением и качественной полиграфией.

Для удобства переноски присутствуют два специальных выреза-ручки с торцов упаковки и пластиковая ручка сверху.

На фасадах коробки представлены фотографии монитора с двух сторон и — схематически, в виде небольших пиктограмм с подписями — его основные характеристики и функции. Благодаря наклейке на боковине коробки можно более подробно ознакомиться с рядом технических характеристик модели, узнать серийный номер и место выпуска (Китай, Micro-Star International).

Комплект поставки новинки включает в себя лишь самое необходимое:

  • кабель питания;
  • кабель HDMI 2.1;
  • кабель USB 2.0 Type-B для подключения монитора к ПК;
  • металлические элементы для фиксации экрана на VESA-совместимом креплении;
  • отчёт о заводской калибровке (не представлен на фото);
  • краткое руководство по установке.

Для подключения к ПК c видеокартами без HDMI 2.1 на борту следует самостоятельно приобрести кабель DP 1.4 и использовать соответствующий интерфейсный разъём монитора.

Дизайнеры компании MSI продолжают колдовать над внешним видом мониторов, не сильно отклоняясь при этом от общей концепции. В случае с MPG 321URX QD-OLED мы видим смесь из наработок серий MPG/MPG Artymis и некоторых модификаций MAG: много различных декоративных элементов, выполненных из пластика с разным покрытием и цветом. Благодаря акцентам на некоторых из них всё так же прослеживается игровая направленность в дизайне, что характерно для продукции компании в целом.

Если же говорить совсем кратко, то визуально герой обзора – это увеличенная копия ранее рассмотренного MPG 271QRX QD-OLED, а поэтому описание ниже будет крайне схожим.

Дисплей — традиционно для современных решений — обладает узкими рамками с трёх сторон, а вот использование оригинального радиатора и необходимость в качественном охлаждении OLED-матрицы заставили дизайнеров сделать некоторые части корпуса довольно толстыми.

В самых же тонких местах толщина корпуса не превышает 5 мм.

Для крепления центральной колонны к монитору используется быстросъёмный механизм. На самом же корпусе устройства расположено крепление стандарта VESA 100 × 100 мм для использования с подходящими кронштейнами.

Подставка традиционно собирается из двух частей, которые можно соединить без помощи отвертки: на крепёжном винте в основании имеется откидной барашек.

Для своей 31,5-дюймовой новинки в MSI выбрали достаточно простую цельную — без отдельных ножек — подставку. Простую, но надежную и основательную.

Благодаря достаточно эргономичной подставке пользователь может легко регулировать положение экрана в пространстве: наклонять его (от -5° до 20°), поворачивать влево/вправо (на 30°) и изменять его высоту над столом (110 мм). Очень удобно.

Дополнительно предусмотрен разворот экрана в обе стороны для удобства подсоединения кабелей, из-за чего центровка корпуса слегка страдает. Полноценный же разворот в портретный режим (Pivot) монитор не предлагает.

Все крепёжные элементы монитора, в том числе внутренности подставки и основания, выполнены из металла. На основании снизу имеется семь резиновых ножек для предотвращения скольжения.

Отметим, что герой обзора оснащён QD-OLED-матрицей c полуглянцевой рабочей поверхностью, которой в MSI приписывают антибликовые свойства. Возможно, в каком-то объёме они и есть, но на фоне современных решений с полуматовой поверхностью считайте, что у изучаемого монитора они отсутствуют.

Добавим к этому отсутствие поляризатора (особенность QD-OLED-панели Samsung), что приводит к резкому высветлению тёмных сцен (особенно чёрного цвета) и падению контрастности изображения при ярком внешнем свете в помещении. Зато у модели отсутствует так называемый кристаллический эффект в любом его проявлении – это очевидное достоинство.

По наклейке на корпусе устройства можно сверить все номера (серийный, номер партии и так далее) и наконец-то узнать примерную дату производства. Попавший к нам экземпляр был выпущен в феврале 2024 года.

Все интерфейсы для подключения находятся в задней части корпуса, на одной колодке, и направлены вниз. Подключать кабели легко, в том числе благодаря возможности наклона корпуса примерно на 10 градусов в обе стороны.

Декорированию монитора уделено немало внимания — одного только пластика тут четыре варианта с разной фактурой: основной матовый, оформленные под фрезерованный алюминий наклонные секции, вставки «под карбон» а также глянцевые элементы. Очень эффектно смотрятся вентиляционные решётки и «выглядывающий из-за угла» чёрный дракон.

Обработка элементов выполнена на высшем уровне, покраска без дефектов, зазоры равномерны по всей длине стыков. Все декоративные элементы на задней панели закрыты защитной пленкой, но, скорее всего, вы снимете её сразу после покупки. После этого не используйте агрессивные химические средства для очистки и тряпки из неподходящих материалов, если не хотите испортить внешний вид отдельных деталей.

Монитор не скрипит и не хрустит при скручивании и изменении положения. Элементы управления обходятся без люфтов. За качество изготовления MPG 321URX QD-OLED заслуживает максимальной оценки, да и внешне он выглядит очень интересно, с акцентом на игровой тематике, но при этом сдержанно.

Простая система внешней RGB-подсветки монитора под названием Mystic Light состоит исключительно из горизонтального сегмента в задней части корпуса с внедрённым логотипом бренда.

Она дезактивируется при выключении монитора или переходе в режим Standby, а яркость светодиодов невелика, даже если установить ее на максимум (по умолчанию выставлена яркость RGB всего 40 %). Настроить тут особо ничего не получится.

#Меню и управление

Основа системы управления монитором — удобный 5-позиционный джойстик, кнопка питания и дополнительная клавиша запуска приложения Gaming Intelligence (будет работать только после установки программы на ПК), расположенные в задней части устройства, строго по центру.

Полупрозрачный индикатор состояния с белым светодиодом находится на передней пластиковой накладке, ровно под логотипом MSI. Во время работы индикатор не мешает и не отвлекает. При необходимости его можно перевести в режим, когда он светится только в состоянии Standby.

Около года назад разработчики MSI перерисовали дизайн меню мониторов серии MPG: теперь здесь преобладают холодные тёмные полутона с плавными переходами. Но структура меню сохранилась, и по ней монитор схож со многими другими игровыми моделями бренда.

Сама система управления достаточно быстрая, OSD-меню отзывчиво откликается на все действия пользователя.

По умолчанию при смещении джойстика в одну из четырёх сторон вызывается выбор наэкранного прицела, активируется KVM, переключается источник сигнала или активируется предустановленный режим изображения из раздела Game Mode. При необходимости функции можно переопределить в соответствующем разделе меню.

Основное меню состоит из девяти главных разделов. По умолчанию выставлен русский язык, но, чтобы избежать путаницы, ниже мы представим фотографии меню на английском.

Первый раздел, G.I., встречает нас настройками функции KVM, выбором наэкранного прицела и параметрами функции Optix Scope, которая может не только приблизить выбранную зону экрана, но и прогнать её через различные цветовые фильтры для лучшей различимости тех же противников в игре на тёмной сцене.

Второй раздел, Gaming, позволяет выбрать один из шести предустановленных игровых режимов изображения, включить Night Vision (поднимает различимость глубоких тёмных оттенков) и A.I. Vision (умный Night Vision), активировать индикатор частоты развёртки или таймер и включить поддержку систем адаптивной синхронизации (последнее приведет к недоступности нескольких функций, среди которых такие как PiP/PbP).

Дополнительные режимы изображения, которые производитель отнёс к профессиональным (среди них есть три режима эмуляции различных цветовых стандартов), представлены в разделе с соответствующим названием. Здесь же можно обнаружить включение программного фильтра Low Blue Light (он активируется автоматически при выборе режима Anti-Blue) и дополнительную регулировку контурной резкости Image Enhancement, которую мы советуем не трогать и оставить в выключенном положении.

Отрегулировать яркость и контрастность, резкость, цветовую температуру, выбрать режим работы встроенного скалера и определить, в каком режиме HDR будет работать QD-OLED-панель, – всё это можно сделать в четвёртом разделе, Image.

Выбрать источник сигнала и отключить его автоматический выбор можно в разделе Input.

Еще один раздел отведен под глубокие настройки функций PiP/PbP. В нём также указаны ограничения, которые вносятся после активации любой из двух функций. А их, прямо скажем, оказалось немало.

Выбрать функции, вызываемые с помощью 5-позиционного джойстика управления, предлагается в разделе Navi Key.

В разделе Setting можно выбрать язык локализации меню, отрегулировать прозрачность OSD-экрана, изменить время его удержания на экране, изменить источник аудио и настроить работу внешней системы подсветки Mystic Light, а также поведение светодиода питания. Можно включить защиту HDMI CEC и поддержку быстрой зарядки PD мощностью 90 Вт.

Здесь же предлагается вывести подраздел с основной рабочей информацией по монитору. Функция реализована странно – блок выводится до момента, пока пользователь не деактивирует данный пункт в меню. В противном случае он будет постоянно появляться в правой части экрана.

Наконец, в новой модели QD-OLED-дисплея разработчики MSI обновили комплекс защиты OLED Care до второй версии. В нём сосредоточены такие технологии «сохранения и продления жизни OLED», как Pixel Shift (сдвиг картинки на пару пикселей в определённом временном промежутке), Panel Protect (режим «обновления панели»), Protect Notice (выбор частоты появления уведомлений о необходимости проведения «чистки»), Static Screen Detection (определение статичных объектов и принудительное снижение яркости всего экрана).

Вторая версия комплекса защиты получила такие функции, как Multi Logo Detection (определение и затемнение логотипов), Taskbar Detection (определение и затемнение панели задач ОС), Boundary Detection (определение границ между несколькими объектами и их затемнение). Каждая функция может быть настроена отдельно, чтобы выбрать степень влияния на яркость. Отдельно отметим, что в ходе нашего тестирования увидеть работу новых функций автору так и не удалось. Приглядывался долго и внимательно, но так ничего при их активации и не увидел. Ни сразу, ни через 5-10 минут, увы.

Вся информация по работе подобных систем сосредоточена в подразделе OLED Panel Info. В нём можно посмотреть отчет о работающих алгоритмах, но почему-то даже в английской локализации некоторые элементы «съехали».

Большую часть системных утилит для работы с монитором производитель предлагает установить через официальное приложение MSI Center. Для их полноценной работы потребуется подключение монитора по USB Type-C к ноутбуку или дополнительное подключение по USB Type-B → USB Type-A к стационарному ПК.

Самыми полезными для рассматриваемого монитора являются утилита MSI OLED Care, позволяющая с помощью графического интерфейса настроить дополнительные функции защиты OLED-панели от выгорания, и хорошо знакомая нам MSI Gaming Intelligence, скачиваемая отдельно.

После установки Gaming Intelligence для её запуска можно воспользоваться специально выделенной под эту задачу кнопкой на корпусе устройства, расположенной рядом с джойстиком.

Производитель предлагает возможность отрегулировать почти все параметры дисплея для каждого из предустановленных режимов. Можно выбрать раскладку для расположения нескольких окон на экране, задать режим для того или иного приложения, выбрать рабочее разрешение, глубину цвета, ориентацию и частоту. Предлагается настроить режим проецирования и основные параметры работы клавиатуры и мышки.

#Методика тестирования

Монитор MSI MPG 321URX QD-OLED был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro Plus в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro 2, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 11 Pro 23H2, во время тестирования частота обновления экрана составляла 240 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 10 бит.

Заявленные производителем 10 бит оказываются доступны как при максимальной частоте вертикальной развертки в 240 Гц, так и при меньших значениях. При подключении по HDMI 2.1 проблем также не обнаружено. При использовании USB Type-C с DP Alt Mode производитель также обещает покорение 240 Гц, но у нас есть 100%-я уверенность, что на подобное способны далеко не все ноутбуки.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Проблемы тестирования OLED и используемые технологии

Тестирование очередного OLED-экрана снова привнесло некоторые изменения в методику тестирования и отступление от принципов, принятых за долгие годы испытаний жидкокристаллических дисплеев. На этот раз мы не стали отказываться от полноценной калибровки и провели её для выявления улучшений в третьем поколении QD-OLED.

Монитор MPG 321URX QD-OLED, как и подавляющая часть OLED-телевизоров/мониторов (вне зависимости от конкретной разновидности данной технологии), изменяет яркость каждого пикселя в зависимости от уровня общей яркости сцены, демонстрируемой на экране. Показания яркости в центральной точке экрана в режиме SDR при этом могут меняться на ~3-7 %.

Дисплей способен показать высокие значения яркости (в основном в режиме HDR) только на небольших участках (2-10 % от площади экрана) на протяжении короткого отрезка времени. Также иногда он стремится окрасить крайние тёмные оттенки серого в глубокий чёрный (но значительно реже и не так сильно, как OLED первых поколений), а при бездействии пользователя постепенно снижает яркость экрана. Но если вам вдруг показалось, что всё это – проблема исключительно нового продукта MSI, то смеем вас огорчить – так ведут себя и все его прямые конкуренты. Всё вышеобозначенное – особенности работы как QD-OLED Samsung, так и любых других органических панелей.

Чтобы обойти некоторые ограничения OLED и показать аппаратные возможности новинки, подавляющая часть тестов на точность цветопередачи была проведена по проверочным плашкам с заливкой не более 5-10 % площади экрана. Тем самым мы дали новинке возможность показать результат чуть лучше, чем в более реалистичных условиях работы.

В большей части тестов яркость была установлена на максимальном уровне, контрастность сохранялась на заводских 70 %. Отключить основные (встроенные на уровне прошивки матрицы) технологии энергосбережения и «сохранения жизни QD-OLED-панели» у игрового монитора MSI невозможно.

Для тестирования были выбраны исключительно режим эмуляции цветового пространства sRGB, стандартный режим («Пользователь») с заводскими установками и режим снижения нагрузки на глаза Anti-Blue (он же фильтр Low Blue Light).

#Рабочие параметры

В мониторе MSI MPG 321URX QD-OLED производитель предлагает 5 игровых режимов, 7 «профессиональных» и один пользовательский с заводскими установками цвета, готовый к полностью ручной настройке.

При тестировании мы использовали интерфейс DisplayPort 1.4a как наиболее популярный и беспроблемный среди доступных для подключения к ПК. В качестве источника сигнала использовалась видеокарта NVIDIA GeForce RTX 3080 FE.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • игровой режим – «Эко» (мы сразу переключили в «Пользователь»);
  • яркость – 70;
  • контрастность – 70;
  • резкость – 0;
  • Night Vision – «Откл.»;
  • цветовая температура – «Обычное»;
  • DisplayHDR – True Black 400.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • профессиональный режим – «Пользователь»;
  • яркость – 27;
  • контрастность – 70;
  • резкость – 0;
  • Night Vision – «Откл.»;
  • цветовая температура – «Пользователь» (96/99/99);
  • DisplayHDR – HDR1000/True Black 400.

В этом режиме доступен полный спектр настроек, но изменению подверглись только яркость и цветовая температура. Возможности регулировки скорости разгона матрицы у монитора отсутствуют — это норма для OLED-дисплеев.

#Яркость белого в SDR и в HDR при разном уровне заполнения

Изначальная проверка осуществлялась в режиме «Пользователь» при заводских настройках цветовой температуры (режим ЦТ «Нормально»).

Яркость в меню (%)Яркость белого (кд/м2)Яркость чёрного (кд/м2)Статическая контрастность (x:1)
100 242 0
90 229 0
80 219 0
70 207 0
60 173 0
50 158 0
40 133 0
30 109 0
20 81 0
10 57 0
0 30 0

В режиме SDR с 100%-м заполнением экрана максимальная яркость оказалась на уровне 242 кд/м2, а нижнее значение составило 30 кд/м2. Результаты максимально близки к показателям 27-дюймовой WQHD-версии MPG 271QRX QD-OLED.

При снижении уровня заполнения до 5 % рабочий диапазон яркости изменился буквально на 1-3 % в зависимости от уровня выставленной яркости. Такие изменения можно не учитывать – матрица отличается высокой стабильностью работы, что крайне актуально для OLED-дисплеев.

Для достижения максимально возможных цифр мы проверили поведение MSI MPG 321URX QD-OLED в режиме HDR после активации DisplayHDR 1000 и DisplayHDR 400 True Black в меню монитора при разном заполнении экрана.

При 2%-м заполнении новинка MSI добралась до уровня 1045 нит, а при 5%-м — 784 нит. Последующее увеличение заполнения экрана провоцирует снижение яркости вплоть до 260 нит при 100 %, что несколько выше цифр полученных в SDR. В целом же общие результаты высокие и превышают значения, заявленные производителем в ТХ.

Переключение режима HDR в True Black 400 (выставлен по умолчанию) приводит к ограничению максимальной яркости экрана на уровне 455-456 нит в пике при 2-5%-м заполнении экрана. На остальных уровнях заполнения результаты в крайней степени напоминают полученные при активном HDR 1000. Разница находится в пределах погрешности измерений и объясняется слегка меняющимся в процессе тестирования температурным режимом панели.

#Результаты при стандартных настройках (режим User)

При заводских настройках изучаемый монитор работает в режиме User («Пользователь») с широким цветовым охватом, близким к максимальному для используемой матрицы.

Монитору MSI покорились все три цветовых пространства, что свойственно многим решениям на базе QD-OLED. Модель превысила заявленные производителем значение покрытия sRGB, но проиграла по DCI-P3 и AdobeRGB — 3 и 1 % соответственно. Всего-то! Прекрасные результаты.

При заводских установках точка белого и баланс серого выставлены близко к эталону, без дополнительного паразитного оттенка, а стабильность ЦТ оттенков серого остаётся крайне высокой.

По умолчанию у MSI MPG 321URX QD-OLED плохо различимы некоторые детали в тенях, что приводит к повышению общей контрастности изображения. Глобально же гамма-кривые выставлены достаточно точно – производитель постарался.

Чтобы уменьшить отклонение DeltaE94, в качестве эталона для оценки монитора с помощью ArgyllCMS мы использовали цветовое пространство Display P3 как наиболее подходящее для этого монитора. Вместе с тем монитор рассчитан и на AdobeRGB, которое шире Display P3 (DCI-P3) на паре участков CIE-диаграммы. В связи с этим монитору требуется уточнение его цветовых характеристик с помощью создания цветового профиля.

#Результаты после настройки и калибровки

Сразу отметим – калибровка OLED-монитора не приведёт вас к точной цветопередаче на протяжении всего рабочего процесса, а также не обеспечит уверенности в том, что всё в полном порядке, ведь работа OLED – непредсказуема, а поэтому для профессиональной работы с цветом подобные устройства не совсем подходят (хотя ситуация и улучшается с каждым новым поколением OLED). А вот для мультимедиа/сферы развлечений – лучшего пока не придумали.

После проведения всех процедур значимых изменений в цветовом охвате не произошло. Полученная разница – уровень погрешности измерений.

Мы получили необходимую точку белого и ЦТ оттенков серого, однако их стабильность снизилась.

На гамма-кривых произошли изменения в крайней левой части. Тени были подняты «из бездны», общая контрастность снизилась до нейтральной. Картинка стала выглядеть так, как должна при качественной настройке. К стабильности цветопередачи с течением времени особых претензий у нас тоже не возникло. Очевидно, что QD-OLED второго и третьего поколения оказались гораздо более стабильными, чем их предшественники, и увеличенная диагональ экрана не стала для этого преградой.

В итоге при использовании информационно-корректирующего профиля, созданного в процессе калибровки, монитор MSI смог продемонстрировать низкие отклонения DeltaE94. В таком состоянии дисплея можно смело говорить о точной цветопередаче.

#Результаты в режиме эмуляции sRGB

Поскольку рассматриваемая новинка — монитор с изначально расширенным цветовым охватом, неудивительно встретить в нём режимы эмуляции sRGB, Display P3 (тот же DCI-P3, но с классической гаммой 2,2) и даже AdobeRGB, в которых происходит подмешивание компонент в чистые цвета, приводящее к сужению ЦО в соответствии с требованиями конкретного пользователя.

На этот раз мы решили представить результаты только режима эмуляции sRGB для проверки эффективности внутренних механизмов коррекции ЦО.

В режиме sRGB доступна полноценная регулировка яркости, но заблокирована настройка цветовой температуры. Эмуляция проводится на достаточно высоком уровне, но есть выход за границы стандартного пространства всего на 4 %. Для игрового монитора это очень хороший результат.

Цветовая температура в режиме sRGB настроена чуть лучше, чем при заводских установках. Стабильность ЦТ оттенков серого – лучше представить сложно.

По результатам замера гамма-кривых следует отметить, что режим sRGB демонстрирует лучшую различимость в тенях, чем User. Это хорошо видно по нижней части гаммы. Подтверждается данная особенность и при самостоятельном сравнении изображений в разных режимах работы MSI MPG 321URX QD-OLED.

Программе Argyll CMS заводская настройка режима эмуляции sRGB понравилась. Отчёт порадовал нас низкими отклонениями DeltaE94 как по оттенкам серого, так и по всем остальным тестовым образцам. Режим можно смело использовать, особенно когда вам надоест излишняя насыщенность изображения.

#Результаты в режиме Anti-Blue (аналог Low Blue Light)

Режим, который в MSI назвали Anti-Blue, — это аналог технологии Low Blue Light. Он должен снизить нагрузку на глаза, особенно в условиях работы со слабым внешним освещением.

При переходе в него стандартная яркость находится на высоком уровне — 136 нит (по 60 % яркости и контрастности по умолчанию), но проблем с её дальнейшей ручной регулировкой не возникает.

Цветовой охват в Anti-Blue немного сужается, но принципиальных изменений на фоне заводских настроек не происходит. Можете смело считать, что продолжаете работать в широком цветовом пространстве.

Кроме того, мы хотели бы отметить вновь увеличившийся до значения в 3 единицы уровень резкости (против 0 по умолчанию в User Mode). Чтобы привести изображение к адекватному виду, следует выставить 0 и для рассматриваемого режима Anti-Blue, что мы и сделали.

Точка белого совместно с оттенками серого перебирается к ~4850-5000 К с заметным зелено-жёлтым паразитным оттенком, но крайне высоким балансом ЦТ оттенков серого. Подобный результат действительно может привести к снижению нагрузки на глаза, о чём свидетельствует и оценка спектра свечения, представленного на картинке в начале раздела.

При этом гамма-кривые в режиме Anti-Blue настроены примерно так же, как и в режиме User. Контрастность изображения не снижена, а даже слегка повышена за счёт глубоких теней. Прямо скажем – это не совсем то, чего ждёшь от подобного пресета, призванного снизить нагрузку на глаза в ходе долгой работы за монитором.

На выходе же мы имеем не самый корректно настроенный режим. В теории пресет Anti-Blue может существенно снизить нагрузку на глаза (за счёт изменения спектра свечения и цветовой температуры), но, учитывая, что перед вами OLED-решение, работающее при низкой яркости, – особо рассчитывать на подобный режим мы бы не стали.

#Работа функции Night Vision

В случае с 31,5-дюймовой новинкой от MSI мы решили рассмотреть работу функции увеличения различимости в глубоких тенях Night Vision. По умолчанию она дезактивирована, но применяется в некоторых игровых режимах.

Система имеет четыре режима работы: Normal, Strong, Strongest и «умный» A.I.

По результатам замеров выяснилось, что уже на первом уровне — Normal — монитор резко теряет контраст на всём диапазоне, тени становятся излишне различимы. Дальнейший переход к двум следующим режимам приводит к ещё более резкому поднятию гамма-кривых и последующему снижению контраста. К сожалению, затрагиваются не только тени, но, возможно, именно такая задумка и была у инженеров MSI.

Лучшим же, с нашей точки зрения, режимом выступает тот самый A.I, выделенный в том числе в отдельный пункт меню. Именно в нём улучшается различимость в глубоких и средних тенях, а 50-60 % рабочего диапазона не затрагивается. Система анализирует картинку и производит коррекцию только нужных участков. Поэтому выбор тут очевиден.

#Равномерность рабочего поля

Равномерность рабочего поля дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и после дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

На белом поле проблемы равномерности отсутствуют. Монитор продемонстрировал феноменально низкие отклонения в 0,8 % в среднем и 2 % в максимуме. Это ещё один великолепный результат, доказывающий высокий потенциал матриц QD-OLED третьего поколения.

Высочайшая стабильность сохраняется и при выводе светлых и тёмных серых полей, что не может не радовать. Система ABL отрабатывает корректно и не создаёт эффекта виньетирования ради снижения энергопотребления, как делали игровые мониторы OLED первого поколения.

С равномерностью цветовой температуры на светлых полях у монитора MSI MPG 321URX QD-OLED проблем также нет: отклонения в 1,3 % в среднем и 3 % в максимуме – результат почти вдвое хуже, чем продемонстрировала 27-дюймовая WQHD-модель MSI MPG 271QRX QD-OLED. Но тем не менее он остаётся очень хорошим – на уровне (и даже выше) лучших представителей профессиональных LCD для работы с цветом.

С равномерностью чёрного, как вы знаете, проблем у OLED нет. При выводе на экран чёрной заливки все пиксели выключаются. Никакого Glow-эффекта и проблем с «подсветкой», как у LCD.

#Качество градиентов и бандинг

Установленная в монитор MSI 10-битная QD-OLED-матрица, работающая по схеме 8 бит + FRC, продемонстрировала равномерные градиенты в большинстве проверенных режимов, на высоких и средних уровнях яркости. После же уменьшения яркости до низкого качество градиентов падает, проявляется больше резких переходов с различными паразитными оттенками, картинка становится немного «грязной» (видно на очень тёмных участках), с визуальными дефектами. Впрочем, это свойство всех скоростных OLED, а поэтому никакого удивления увиденное нами не вызвало.

С другой стороны, очевидно, что в третьем поколении QD-OLED проведена «работа над ошибками», градиенты сохраняются на высоком уровне в большинстве случаев использования монитора и такой большой зависимости их качества от установленного уровня яркости больше нет.

Применение корректировочного профиля с небольшими правками в LUT видеокарты также приводит к последующему снижению качества прорисовки градиентов. Но это абсолютно нормальная практика.

Знакомое многим владельцам OLED-телевизоров и мониторов явление — потеря различимости глубоких тёмных оттенков — присутствует и у продукта MSI. При определённых цветовых настройках модель любит окрашивать крайние тёмные участки в сплошной чёрный (или максимально близкие к нему тёмные полутона), тем самым увеличивая общую контрастность сцены, особенно в HDR.

Эту особенность можно поправить с помощью регулировки параметра Night Vision в меню модели, но при определённых значениях параметра вы окажетесь в ситуации, когда способность монитора MPG 321URX к воспроизведению глубоких теней исчезнет совсем (что доказано в одном из разделов тестирования выше). Как лучше – решать только вам. Единственного правильного варианта здесь точно нет.

Что же касается теста на различимость бандинг-эффекта, то новый дисплей MSI показал себя лучше, чем многие из ранее протестированных в нашей лаборатории OLED. Монитор оказался где-то на уровне средних IPS, что не может не радовать.

#Скорость отклика, задержка вывода, пропуск кадров и адаптивная синхронизация

Первые OLED-экраны не могли похвастаться высокой скоростью отклика (особенно экраны телефонов), но со временем, обкатав технологию, производители начали наращивать частоту развёртки и громко заявлять о характеристиках типа «0,1 мс GtG». Для продуктов же на основе современных панелей QD-OLED Samsung базовой величиной выступает 0,03 мс GtG вне зависимости от частоты развёртки – 120, 144, 175-180 или 240-360 Гц.

Используемая в мониторе MSI QD-OLED-матрица третьего поколения предлагает доступный на данный момент максимум для 4K OLED — 240 Гц как при DP-, так и при HDMI 2.1- и USB Type-C-подключении.

При этом варианты разгона матрицы по скорости отклика (Overdrive или OD) в новинке отсутствуют, нет и функции «вставки чёрного кадра». Впрочем, все это вполне ожидаемо для OLED со столь высокой частотой вертикальной развёртки.

Проведя проверку монитора MSI, мы пришли к выводу, что чёткость движущегося изображения на OLED-новинке полностью соответствует уровню премиального игрового монитора. А визуально она ощутимо превосходит то, что могут предложить лучшие скоростные IPS-мониторы из лагеря 4K-решений с любой диагональю экрана. Тем более частота развёртки у новинки MSI на 75-100 Гц выше, чем у конкурентов из стана жидкокристаллических мониторов.

Герой обзора демонстрирует практически полное отсутствие смазывания и визуально заметных артефактов. Повышение частоты с 120 до 240 Гц влечёт за собой существенное увеличение плавности и чёткости картинки, что мы наглядно продемонстрировали выше.

Для анализа времени отклика в случае с QD-OLED-новинкой, учитывая особенности её работы, мы выбрали так называемое фактическое время отклика (Initial Time), не учитывающее возможные артефакты и время для полной фиксации требуемой яркости. Тем временем мы продолжили использовать наиболее строгий допуск RGB 5, а рассчитывать на сверхнизкие значения при этом точно не стоит.

В ходе тестирования аппаратно-программным комплексом OSRTT мы проверили работу монитора лишь на максимальной частоте в 240 Гц. В этом случае среднее фактическое время отклика не превысило 1,24 мс, а самый быстрый переход GtG произошёл за 0,7 мс. Если судить по цифрам, есть слабые артефакты, но визуально их зафиксировать нам не удалось. Пара проблемных переходов, повлиявших на финальный результат, являются особенностью отработки монитором изменения цвета при выводе картинки на весь экран.

По стандартам производителей (время перехода 10-90 % по уровню яркости) можно получить приятные глазу цифры: 0,66 мс в среднем по всем переходам и самое низкое значение в 0,2 мс. Ничего подобного вам не предложит ни один жидкокристаллический монитор из выпущенных за последние 30 лет.

Что касается задержки вывода, то мы проверили ее с включенным Adaptive-Sync (в нашем варианте им был NVIDIA G-Sync Compatible). В этом случае при частоте 240 Гц input-lag не превысил 2,8 мс. Прекрасный результат, без всяких сомнений.

Отдельно отметим, что на момент тестирования (конец мая 2024 года) монитор не является официально сертифицированным NVIDIA для работы с G-Sync в режиме Compatible, но на практике мы не отметили проблем с работой данной технологии. Если же вы сталкиваетесь с появлением «чёрного экрана» или мерцанием, то стоит обновить прошивку монитора до последней, 10-й версии.

Говоря же о стабильности максимальной частоты развёртки, можно отметить, что монитор MSI прошёл все тесты на отлично. Специальный тест из пакета TestUFO полностью это подтверждает – 240 Гц с рабочим разрешением 4K UHD стабильны во времени.

#Углы обзора и Glow-эффект

Широкие углы обзора и высокая стабильность картинки – то, за что многие в первую очередь и любят OLED-дисплеи. Актуально это и для достаточного крупного QD-OLED-монитора MSI.

На представленном выше изображении всё прекрасно видно. При изменении угла просмотра в широком диапазоне красочность и яркость картинки на экране практически не меняются и остаются на высоком уровне. Ни один *VA и даже IPS не могут показать такой уровень стабильности. Больше тут сказать попросту нечего.

Что касается многими не любимого Glow-эффекта, то все OLED-матрицы от него полностью избавлены. В любых сложных ситуациях картинка на экране остаётся без «белой пелены», контрастность практически не снижается, как и общая насыщенность картинки.

Углы не выцветают, а чёрный никогда не становится светло-серым с паразитными оттенками, как это случается на IPS- и *VA-дисплеях.

#Кристаллический эффект, четкость текста, ШИ-модуляция, уровень шума

В мониторе MSI MPG 321URX применена QD-OLED-панель с особой структурой пикселей. Рассмотрим полученные макроснимки:

Как и у всех прямых конкурентов, в первую очередь видна новая структура пикселей: три субпикселя собраны в треугольник, но теперь (в отличие от QD-OLED первого поколения) они представлены в виде прямоугольников и квадратов и занимают большее пространство подложки матрицы.

Это приводит к увеличению эффективности работы панели: улучшается качество прорисовки мелких деталей, снижается различимость визуальных артефактов, да и паразитные контуры (зеленые и розовые полосы на границах объектов) стали заметны гораздо меньше, хотя полностью не исчезли. Это пока ещё свойство всех панелей QD-OLED от Samsung Display любой диагонали.

При том что по структуре это по-прежнему RGB, по форме пикселя такая панель далека от большинства знакомых нам LCD-панелей, поэтому ни Windows, ни MacOS, ни Linux не способны работать с ней полноценно. Проблемы с прорисовкой могут встречаться повсеместно. А вот как сильно они будут бросаться в глаза — зависит от расстояния до экрана и остроты вашего зрения. По моему опыту, на панелях QD-OLED второго и третьего поколения для этого всё же надо сильно всматриваться в экран на минимальном расстоянии от него. А поскольку у MPG 321URX матрица стандарта 4К и повышенная плотность пикселей, то вероятность встретиться с дефектами – минимальная.

Полуглянцевая поверхность экрана c заметным розово-фиолетовым отливом (особенно хорошо заметным при ярком внешнем свете) не оставляет кристаллическому эффекту никакого шанса: изображение чистое – как с обложки качественного глянцевого журнала.

Антибликовые свойства у матрицы (по мнению производителя) есть, но в реальности выражены они довольно слабо, а при попадании света на экран «глубокий чёрный цвет» быстро выцветает и становится более ярким, чем на обычных LCD-экранах с матовой или полуматовой защитной поверхностью. Так что QD-OLED может обеспечить действительно глубокий чёрный только при хорошей световой изоляции – об этом не стоит забывать.

В рекламных проспектах к своему монитору компания MSI ничего не сказала про пульсации и мерцание. Но пользователям эта информация крайне важна. В ходе наших тестов мы формально подтвердили, что всё в полном порядке. Но есть нюансы.

При высоком уровне яркости на статичном проверочном изображении пульсации (а не ШИМ в привычном понимании) действительно можно скрыть. При снижении же уровня яркости до 0-50 % сделать это становится гораздо сложнее. На втором изображении чётко видны чёрные полосы, свидетельствующие о том, что пульсации пускай и небольшие, но присутствуют. Если же сильно захотеть, то их можно выявить и при 100%-й яркости.

Визуально быстро определить постоянство флуктуаций (изменений) яркости OLED можно, взглянув на любое серое поле или небольшие тёмные (но не чёрные) участки изображения. Оба заключения подтверждает прибор Radex Lupin. При высокой яркости изображения пульсации находятся на уровне 2-7+ %. Если же проводить проверку только на самом светлом (белом) поле, то в зависимости от уровня яркости в настройках экрана пульсации не превышают 1,4-5,2 %.

В целом за свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

В мониторе MPG 321URX QD-OLED используется встроенный блок питания. Никаких паразитных звуков в ходе работы монитора при любых настройках мы не услышали.

#Выводы

Новый 31,5-дюймовый игровой 4К-монитор MSI MPG 321URX QD-OLED повторил успехи ранее рассмотренного MPG 271QRX и доказал, что последние два года разработчики OLED-матриц не сидели сложа руки. Очевидно, что уже в первом поколении столь крупных и быстрых мониторов на их базе заложен потенциал на многие годы вперёд, а дальше будет только лучше.

Сейчас многие крупные производители, и MSI в частности, с радостью поддерживают новые разработки в сфере матриц с органическими светодиодами и пытаются опередить конкурентов по уровню дополнительных функций и технологий. У MPG 321URX QD-OLED с этим всё в полном порядке – монитор «напичкан» всем, чем только можно, и полностью готов к дальнейшим программным улучшениям и исправлениям некоторых недочётов с помощью новых прошивок. Компания MSI держит руку на пульсе и следит за тенденциями, а уж за такими перспективными, как QD-OLED, – особенно.

У изучаемого монитора тяжело найти реальные недостатки. Во время продолжительного тестирования он не создал каких-либо проблем и показал себя молодцом. Есть определенные нарекания и замечания, но с практическим использованием 321URX QD-OLED обычным потребителем они имеют мало общего. Таким образом, если вы готовы потратить немалые деньги на актуальный ещё долгие годы крупный 4К-монитор с повышенной частотой вертикальной развёртки, то подобной покупкой вы точно останетесь довольны. Удачи в выборе!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и профилирования.

Достоинства:

  • один из самых продвинутых 31,5-дюймовых 4K OLED на рынке;
  • продуманный, стильный дизайн с новым подходом;
  • отличное качество материалов и сборки;
  • крайне эргономичная подставка и наличие VESA-совместимого крепления;
  • широкий выбор интерфейсов подключения (DP 1.4a, USB Type-C с DP Alt Mode + 90 Вт PD и 2 × HDMI 2.1 c полной пропускной способностью);
  • дополнительный USB 2.0-хаб для подключения периферийных устройств;
  • использование графеновой плёнки и оригинального радиатора для снижения нагрева панели и соответствующего улучшения эффективности её работы (как минимум стабильней яркость);
  • набор игровых функций (прицел, счёт FPS, таймеры);
  • набор дополнительных функций для продуктивности (KVM, PiP, PbP);
  • обновлённая система защиты MSI OLED Care 2.0 с дополнительными функциями (но их работу автор так и не заметил);
  • беспроблемная система управления на базе пятипозиционного джойстика и пары физических клавиш;
  • широкий выбор среди дополнительных утилит MSI для настройки и контроля состояния монитора;
  • наличие системы RGB-подсветки Mystic Light – она есть, но восторга нет…
  • полная совместимость с игровыми приставками последнего поколения;
  • официальная возможность обновления прошивки монитора: прошивки пока ещё выходят достаточно часто – добавляют новые возможности, исправляют недочёты и повышают точность работы некоторых алгоритмов новинки;
  • повышенная безопасность для глаз благодаря изменённому спектру подсветки со сдвигом пика синего в безопасную область 453,5 нм, без влияния на цветовую температуру;
  • отличные возможности для воспроизведения полноценного HDR-контента, несмотря на отсутствие сертификации VESA DisplayHDR 1000 и присутствие простенького True Black 400, – одно из важнейших достоинств почти любого OLED;
  • крайне широкий цветовой охват, захватывающий все три основных цветовых пространства (AdobeRGB, Display P3, sRGB), и достаточно высокая точность их эмуляции;
  • широкий диапазон регулировки яркости для OLED-монитора – 30-242 нита в SDR при 100%-м заполнении экрана и почти до 1045 нит в HDR при 2%-м заполнении, но с сохранением достойной настройки цветовой температуры;
  • крайне высокая стабильность цветовой температуры в большинстве заводских пресетов;
  • поддержка всех необходимых технологий адаптивной синхронизации в широком рабочем диапазоне (особенно при использовании функции LFC на AMD);
  • высочайшая скорость и плавность изображения на экране при полном отсутствии режимов Overdrive – 240 Гц играют одну из основных ролей;
  • идеальная равномерность свечения на светлом поле (и оттенках серого) по уровням яркости и цветовой температуре;
  • отличные углы обзора и стабильность картинки – лучше вы себе и представить не можете;
  • полное отсутствие Glow-эффекта и идеальный чёрный;
  • отсутствие различимого кристаллического эффекта, абсолютно чистая картинка и отсутствие cross-hatching.

Недостатки:

  • предрасположенность к окрашиванию в чёрный цвет всех ближайших тёмных полутонов – особенность почти всех OLED – решается регулировкой параметра Night Vision, с которой вы сможете полностью отказаться от глубоких теней… (так себе вариант);
  • слегка «грязные» однородные поля при сильном снижении яркости экрана – напоминает кристаллический эффект в смеси с плохой равномерностью по яркости и ЦТ – ещё одна особенность OLED.

Может не устроить:

  • в комплекте поставки нет DP- и USB Type-C-кабеля;
  • отсутствие встроенной акустической системы;
  • экономия на USB-хабе – производитель воспользовался версией 2.0, а не часто используемой ныне 3.1 Gen1;
  • высокая нагрузка на систему из-за разрешения матрицы – запасайтесь высокопроизводительными CPU и GPU;
  • необходимость использования системы масштабирования ОС, которая может не всегда и не везде отрабатывать корректно (в основном же это вопрос к разработчикам ПО);
  • качество градиентов портится после калибровки, несмотря на небольшие правки в LUT видеокарты, – добавьте к этому некоторое снижение их качества в ходе уменьшения яркости экрана до минимума и появление эффекта «грязного экрана»;
  • полуглянцевая/глянцевая поверхность экрана – возможные блики и необходимость хорошей светоизоляции, несмотря на наличие некоего подобия антибликового фильтра;
  • отсутствие поляризационного фильтра – изначально «глубокий чёрный» становится блеклым и гораздо более светлым, чем обычная чёрная рамка экрана, при попадании на матрицу яркого внешнего света – пока что ещё одна неприятная особенность QD-OLED всех трёх поколений;
  • можно поверить в надпись «Отсутствие мерцания у OLED» (наиболее актуальную историю про статичные изображения), а можно вспомнить, что OLED не могут не мерцать: каждое изменение яркости пикселей сопровождается изменением напряжения на них, а в случае с динамичной картинкой это происходит до 240 раз в секунду (в зависимости от выставленной частоты развёртки) – это не ШИМ в прямом понимании этого термина, а пульсации, которые, впрочем, тоже могут вызывать усталость глаз;
  • Triangle RGB-структура пикселей (пускай и улучшенная во втором и третьем поколениях QD-OLED), влияющая на качество проработки мелких элементов и текста, – впрочем, при работе на расстоянии порядка одного метра проблема становится неактуальной: разницы при сравнении с RGB или WRGB в этом случае вы не заметите.
 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Google попыталась «подкупить» облачные компании, чтобы они не прекратили жаловаться на Microsoft в ЕС 27 мин.
Microsoft добавит в каталог игр Xbox ссылки на GeForce Now 41 мин.
Сетевой шутер Over The Top: WWI в духе Battlefield отправит на поля сражений Первой мировой войны — битвы на 200 человек, разрушаемость и бронетехника 43 мин.
Apple Intelligence не использует нейросеть OpenELM, для обучения которой применялись данные сомнительного происхождения 2 ч.
Google стала показывать меньше ответов ИИ в поиске после серии «странных» ответов 2 ч.
«Словно скрестили It Takes Two и LittleBigPlanet»: новый геймплей The Plucky Squire очаровал игроков 3 ч.
Новый стартап «крёстной матери ИИ» оценили в 1 миллиард долларов 5 ч.
После 24 лет работы закрылась студия Axis, которая сделала тот самый трейлер Dead Island 13 ч.
Создатели Like a Dragon пообещали удивить следующей игрой и подтвердили, когда ждать анонс 14 ч.
Microsoft выпустила приложение Designer для создания изображений с помощью ИИ на iOS и Android 15 ч.