Актуальные жидкокристаллические мониторы не только давно приобрели высокую частоту обновления и рабочее разрешение стандарта 4К UHD, но и с 2017 года стали оснащаться многозонной подсветкой (FALD), обеспечивающей им повышенную яркость и возможность более качественного воспроизведения HDR. Раньше технология встречалась в дорогих профессиональных устройствах и премиальных игровых мониторах, но со временем стала появляться как в среднем сегменте, так и даже в бюджетных по нынешним меркам решениях.
Развитие технологий привело производителей к улучшению качества локальной подсветки жидкокристаллических матриц – был осуществлён переход на технологию Mini-LED: светодиодов стало в десятки раз больше, их размеры гораздо меньше, повысилась точность управления подсветкой. От 384 зон в премиальных моделях производители добрались до моделей с 1152-зональной подсветкой за меньшие деньги. Некоторые компании в 2024 году стали предлагать решения с кратно большим количеством зон, но пока такие модели не нашли широкого распространения на рынке, тем более среди так называемых А-брендов. Как говорится, не всё сразу!
Усиливать конкурентные преимущества мониторов с Mini-LED в последние годы стало популярно и с помощью добавления слоя «квантовых точек» (QD – Quantum Dots), что не только расширяет цветовой охват подобных решений, но и дополнительно увеличивает световой поток (яркость) без негативных изменений в вопросах энергопотребления и тепловыделения. В некоторых случаях получается этакий конкурент OLED, но со своими явными преимуществами.
Объединить все современные технологии постарались и в компании Acer, предложив рынку игровую модель Predator X32Q FS – 31,5-дюймовый 4K-монитор с QD-Mini-LED-подсветкой на 1152 зоны и повышенной частотой вертикальной развёртки 144 Гц. Звучит серьёзно! А как оно в работе? Давайте разбираться.
⇡#Технические характеристики
Рассматриваемый монитор Acer Predator X32Q FS был представлен производителем в августе 2023 года и поступил в ограниченную продажу к концу того же года. Модель является улучшенной версией предшественника в лице Predator X32 FP, а главным изменением стало увеличение количества локальных зон подсветки сразу вдвое – с 576 до 1152 у героя обзора.
Рекомендованная производителем стоимость монитора остаётся неизвестной, но на старте продаж в США и Китае модель можно было приобрести за 700-1 000 $ с учётом скидок. На данный же момент решение успело добраться до официальной розницы в РФ по цене от 110 000 рублей – крайне адекватно за монитор подобного класса. За экземпляры, ввезённые по схеме «параллельного импорта», различные продавцы просят гораздо больше: 150-180 тысяч рублей – очень смело…
Следует отметить, что у новинки Acer не так много прямых конкурентов, доступных в свободной продаже (но в РФ они практически не встречаются): по одной модели от BenQ, InnoCN, KTC и Philips. Все они построены на базе одной и той же матрицы, а поэтому можно ожидать схожие возможности воспроизведения и конечную картинку на экране. Решения различаются только дизайном, дополнительными функциями и предлагаемыми интерфейсами подключения.
Как и большинство современных решений от Acer, модель Predator X32Q FS оснащена функцией KVM-switch, поддерживает подключение по USB Type-C (DP Alt Mode и 65 Вт PD) для тех, кто предпочитает работать за ноутбуком, а не стационарным ПК. Для расширения возможностей в мониторе установлены два полноскоростных HDMI 2.1 и основной для подключения к настольному ПК интерфейс DP 1.4 с поддержкой технологии сжатия потока DSC.
Acer Predator X32Q FS |
Экран |
Диагональ, дюймы |
31,5 |
Соотношение сторон |
16:9 |
Покрытие матрицы |
Полуматовое, антибликовое |
Стандартное разрешение, пикс. |
3840 × 2160 |
PPI |
140 |
Параметры изображения |
Тип матрицы |
ADS (IPS-type, BOE) |
Изогнутость |
Нет |
Пиксельная структура |
RGB |
Система подсветки и цветовой охват |
QD-LED, 99 % DCI-P3 и AdobeRGB |
Макс. яркость, кд/м2 |
700 (типичная, SDR)/1000 (пик в HDR) |
Контрастность статическая |
1000:1 |
Количество отображаемых цветов |
1,07 млрд (8 бит + FRC) |
Максимальная частота развёртки, Гц |
144 Гц |
Адаптивная синхронизация |
Да, AMD FreeSync Premium Pro, NVIDIA G-Sync Compatible, Adaptive-Sync |
Время отклика, мс |
1 мс (GtG), минимум 0,5 мс (GtG) |
Поддержка и соответствие HDR |
HDR10, VESA DisplayHDR 1000 |
Максимальные углы обзора по горизонтали/вертикали |
178/178° |
Разъемы, беспроводные соединения, акустика |
Видеовходы |
1 × DP 1.4; 2 × HDMI 2.1; 1 × USB Type-C (DP Alt Mode + PD 65 Вт); |
Видеовыходы |
Нет |
Дополнительные порты |
2 × USB 3.2 Type-A; 1 × 3,5 мм Audio-Out; |
Встроенные колонки: число × мощность, Вт |
2 × 3 Вт |
Физические параметры |
Регулировка положения экрана |
Угол наклона (-5° - +35°), изменение высоты (100 мм), поворот вправо-влево (25°) |
VESA-крепление: размеры (мм) |
100 × 100 |
Крепление для замка Kensington |
Есть |
Блок питания |
Встроенный |
Потребляемая мощность: максимальная / типичная / в режиме ожидания (Вт) |
НД / 0,5 |
Габаритные размеры (с подставкой), Д × В × Г, мм |
714 × 518 × 305 |
Габаритные размеры (без подставки), Д × В × Г, мм |
714 × 427 × 64 |
Масса нетто (с подставкой), кг |
9,3 |
Масса нетто (без подставки), кг |
7,4 |
Ориентировочная цена |
150 000-180 000 рублей |
В рассматриваемом мониторе используется единственная доступная ADS-панель (относится к IPS-типу) от BOE c диагональю 31,5 дюйма, разрешением стандарта 4K UHD и 1152 зонами локального управления подсветкой – модель B320WQ2. Это псевдо-10-битная панель (8 бит + FRC) с расширенным цветовым охватом до уровня 99 % DCI-P3 и 99 % AdobeRGB, полученным благодаря «квантовым точкам» в составе матрицы. Используется 4608 Mini-LED-источников подсветки – по 4 на каждую из выделенных зон.
Большая диагональ в формате 16:9 и рабочее разрешение 3840 × 2160 пикселей обеспечивают плотность на уровне 140 ppi, что создаёт необходимость использования системы масштабирования ОС хотя бы на минимальном уровне в 120-125 % (выставляется Windows по умолчанию).
Благодаря смещённому спектру со сдвигом синего пика волны на безопасный уровень в 459-460 нм (так называемый аппаратный фильтр Low Blue Light) Acer удалось не только избавиться от цветового дисбаланса, но и получить сертификат TUV EyeSafe Certified 2.0, подтверждающий безопасность использования модели при продолжительной работе.
По факту появления в продаже для модели Predator X32Q FS была снижена максимальная частота развёртки с изначально заявленных 150 Гц до классических 144 Гц, а рабочий диапазон составил 48-144 Гц. В качестве систем адаптивной синхронизации поддерживаются AMD FreeSync Premium Pro и NVIDIA G-Sync Compatible (БЕЗ официального сертификата соответствия).
Для достижения максимальной частоты 144 Гц не требуется дополнительных действий – это базовая частота, без необходимости использования разгона. При этом никаких проблем с достижением этой частоты и работы в 10-битном представлении цвета мы не выявили, в том числе при активации HDR.
В вопросе скорости производитель указывает два значения – базовую величину в 1 мс GtG и «до 0,5 мс GtG» для самого быстрого режима OD – Extreme. Фактически же рассчитывать на подобные цифры явно не стоит, ведь перед нами представитель сегмента 144-Гц IPS-подобных решений, и до такого уровня ему, прямо скажем, неблизко.
Для Predator X32Q FS производитель указывает соответствие стандарту VESA DisplayHDR 1000 и возможность беспроблемной работы с HDR10-контентом. По некоторым источникам, максимальная яркость в SDR-режиме при 100%-м заполнении экрана заявлена на уровне 700 нит, а для HDR в пике официально указано значение в 1000 нит (но в блоке EDID прописано значение 1060 нит). При этом коэффициент контрастности монитора вполне обычный для IPS – 1000:1, однако при активной работе локальной системы подсветки это значение может быть увеличено в десятки раз.
В дополнение к ранее указанным интерфейсам в новинке производитель установил два порта USB 3.2 и один USB Type-B для подключения монитора к обычному ПК. Это обеспечивает модель возможностью использования функции KVM для управления несколькими источниками подключения одним комплектом периферии (клавиатура + мышка). Правда, переключать источники придётся вручную через соответствующий параметр в OSD-меню монитора.
Для подключения наушников в мониторе есть 3,5-мм аудиоразъём, а встроенная акустическая система представлена двумя динамиками по 3 Вт каждый.
Монитор выполнен в «безрамочном» дизайне с трёх сторон, оснащён эргономичной подставкой, VESA-совместимым креплением стандарта 100 × 100 мм и удобным 5-позиционным джойстиком управления. Никаких систем подсветки внешнего пространства не предусмотрено.
⇡#Комплектация и внешний вид
Монитор поставляется в крупной и увесистой коробке из некрашеного картона. Коробка обходится без пластиковой ручки, а для транспортировки предлагается воспользоваться двумя стандартными вырезами (без усиления пластиковыми вставками) с двух сторон.
C двух сторон упаковки представлено по 10 пиктограмм, обозначающих наиболее важные особенности решения.
Наклейка на боковине коробки сообщает ряд технических характеристик модели, номер партии и экземпляра, дату и место выпуска (май 2024 года, Тайвань). Монитор изготовлен самой компанией Acer, что отличает Predator X32Q FS от моделей многих других брендов.
Комплект поставки монитора включает в себя всё самое необходимое:
- cиловой кабель;
- кабель DisplayPort;
- кабель HDMI 2.1 (Ultra-High Speed);
- кабель USB Type-C -> Type-C;
- кабель USB Type-A -> Type-B;
- многоязычное краткое руководство пользователя;
- брошюру со сведениями о гарантийном обслуживании;
- листок с адресами офисов компании в регионе EMEA;
- отчёт с результатами заводской калибровки режима эмуляции sRGB;
- наклейки с информацией об энергопотреблении модели.
В случае с героем обзора для достижения максимальной частоты вертикальной развёртки и работы в 10-битном режиме можно воспользоваться любым из доступных интерфейсов. Важно лишь убедиться в возможностях графической подсистемы вашего устройства (ПК или ноутбука). Все необходимые провода для подключения имеются.
Внешне монитор повторяет многие другие игровые решения бренда, а основное отличие заключается лишь в относительно новых центральной колонне и подставке, изначально унаследованных у ранее представленных ультраширокоформатных решений Predator.
Дизайнеры нарисовали универсальный вариант корпуса, внешность которого хорошо знакома по огромному количеству решений бренда. Однако из-за использования энергозатратной и, соответственно, горячей Mini-LED-подсветки от инженеров Acer потребовались некоторые изменения габаритов устройства.
Так, была значительно увеличена толщина и количество размещенных воздухозаборных ламелей для более эффективного теплообмена и соответствующего охлаждения матрицы.
Визуальными элементами, сообщающими потребителю о причастности монитора к игровой серии Predator, стали соответствующие логотипы, расположившиеся в нижней части центральной колонны с её лицевой стороны и на нижней пластиковой накладке самого корпуса.
В мониторе Predator X32Q FS используется приподнятая Y-образная подставка с мягкими изгибами, выполненная целиком из алюминия, а также узкая центральная колонна из пластика с металлическим каркасом и встроенным элементом прокладки кабелей.
Положение пластикового крючка зафиксировано, а эффективность подобной системы далеко от идеала.
Подставка устройства занимает много пространства на рабочем столе, но из-за относительно небольшой глубины раздвоенной ножки сзади позволяет отставить монитор подальше от пользователя.
Отдельно отметим обычное винтовое крепление стандарта ¼ дюйма в верхней части центральной колонны. Оно служит для установки веб-камеры либо более серьёзной аппаратуры (фото- и видеокамер).
Монитор поставляется в разобранном виде, и пользователю нужно самостоятельно прикрепить основание к подставке. Для этого не потребуется никаких инструментов, так как используется удобное быстросъёмное соединение, значительно упрощающее сборку. Также на корпусе есть VESA-совместимое крепление стандарта 100 × 100 мм для использования с отдельно приобретаемыми кронштейнами.
В вопросах эргономики предусмотрены следующие возможности: изменение угла наклона в диапазоне от -5° до +35°, изменение высоты на 100 мм, поворот вправо-влево на 25°. Переворот в портретный режим (Pivot) не предусмотрен, но есть небольшой ход в обе стороны на 2-3° — возможно, для упрощения подключения кабелей.
В Mini-LED-новинке от Acer используются качественные материалы, а уровень сборки не вызывает никаких нареканий. Обработка элементов выполнена на высшем уровне, покраска без дефектов, почти все поверхности отличаются практичностью и износостойкостью.
Применяемая в герое обзора IPS-панель от BOE отличается использованием полуматовой рабочей поверхности, обеспечивающей снижение кристаллического эффекта и повышение визуальной контрастности и чёткости изображения. При этом антибликовые свойства панели сохранены на достаточно высоком уровне.
По наклейке на корпусе устройства можно сверить все номера (серийный, номер партии и так далее) и ещё раз уточнить дату производства экземпляра.
Все интерфейсы у Predator X32Q FS расположены в задней части устройства на одной колодке и ориентированы вниз.
Акустическая система в мониторе Acer не имеет какого-либо маркетингового названия, а два динамика мощностью 3 Вт каждый расположились в задней части корпуса за вентиляционными решетками.
Для настройки производитель выделили только регулировку громкости, и ничего более. Система обеспечивает относительно высокую максимальную громкость, звук направлен назад и в стороны. Динамики не хрипят и адекватно сбалансированы по частотам, правда, басы практически отсутствуют, что в порядке вещей. Акустика не хватает звёзд с неба, но для некоторых ситуаций может вполне сгодиться.
⇡#Меню и управление
Управление монитором осуществляется с помощью 5-позиционного джойстика, расположенного на задней части корпуса, справа, а также отдельной клавиши питания, размещённой на нижней грани устройства.
Находящийся рядом двухрежимный индикатор питания светится оранжевым либо синим (холодным белым). Отключить его или настроить яркость свечения нельзя.
Если нажать на джойстик или перевести его в любую позицию, то на экране сразу появляется основное меню. Функции с быстрым доступом у героя обзора не представлены.
Что касается внешнего вида меню и его наполнения, то у героя обзора нет каких-то значимых отличий от большинства игровых моделей бренда: всё лаконично и строго, даже несмотря на наличие уже ставших классикой жанра красных элементов. Логика управления проста и понятна, а благодаря 5-позиционному джойстику навигация по меню максимально упрощена.
Всего в меню представлено восемь разделов. В первом разделе, c названием Game Assistant, можно включить игровой таймер, активировать и выбрать наэкранный прицел, а также вывести его усовершенствованную версию с цифровым увеличением захватываемой области картинки – для ещё лучшего прицеливания.
Следующий за ним раздел Gaming позволяет активировать поддержку системы адаптивной синхронизации AMD FreeSync Premium (обеспечивает возможность работы NVIDIA G-Sync в режиме Compatible), включить режим ультранизкой задержки вывода и счётчик кадров (на самом деле выводится актуальная частота развёртки монитора). Здесь же представлена новая функция «умного» высветления теней Black Boost Pro, есть возможность регулировки уровня скорости пикселей Overdrive и включение локальной системы подсветки (Adaptive Dimming) с выбором скорости её работы. По умолчанию последняя функция находится в дезактивированном положении.
Основной раздел для изменения цветопередачи изображения предлагает отрегулировать яркость и контраст, активировать функцию высокой яркости (требуется для разблокировки всего диапазона яркости подсветки), плавно увеличить различимость теней (функция Black Boost).
Здесь же можно активировать режим HDR (установив автоматическую активацию по включению HDR в системе – резко ограничивает доступный список параметров для настройки) и увеличить резкость с помощью функции Super Sharpness, которую мы рекомендуем держать выключенной и дезактивировать в тех режимах, где она активирована с завода. Также присутствуют подрежимы Low Blue Light, понижающие яркость и цветовую температуру оттенков серого для уменьшения нагрузки на глаза.
Раздел Color предлагает выбрать режимы гаммы и цветовой температуры, эмуляцию различных цветовых пространств, входящих в возможности установленной матрицы, активировать чёрно-белый режим, перейти к предустановленным режимам и провести 6-осевую коррекцию по оттенку и насыщенности (но делать этого мы не советуем – будет только хуже).
Управление громкостью встроенной акустической системы представлено в пятом разделе.
Далее следует раздел OSD, где можно изменить язык локализации, прозрачность и время до исчезновения меню, а также есть возможность заблокировать его. Присутствует русская локализация с адекватным переводом и хорошим шрифтом. Расположение меню можно поменять – доступно пять возможных вариантов (центр экрана и четыре угла).
В предпоследнем разделе, System, можно получить доступ к выбору источника сигнала, его автоматическому определению, включить возможность зарядки при отсутствии сигнала на монитор, а также перенастроить режим работы встроенного скалера изображения.
Доступен выбор источника для работы USB-портов (та самая функция KVM), включение функции PbP («картинка к картинке») и её настройка, выбор динамического диапазона при работе по HDMI, активация поддержки USB версии 3.2, сжатия сигнала DSC и протокола передачи MST (с использованием USB Type-C).
Блок с информацией по монитору выделен в отдельный – последний — раздел с соответствующим названием. Здесь же можно сбросить все настройки монитора к значениям по умолчанию.
Все внесённые изменения можно принудительно сохранить в три игровых режима. Эта функция вынесена отдельно и находится ниже последнего раздела.
Благодаря полученному доступу к сервисному меню монитора нам удалось выяснить точную модель используемой матрицы, версию скалера и прошивки. Представлено время наработки подсветки в активном режиме, все значения RGB для режимов Low Blue Light и прочих пресетов цветовой температуры можно настроить вручную. Также доступна регулировка яркости и контрастности, но смысла в этом точно нет.
⇡#Тестирование
⇡#Методика тестирования
Монитор Acer Predator X32Q FS был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro Plus в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro 2, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 11 Pro 23H2, во время тестирования частота обновления экрана составляла 144 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 10 бит.
Заявленные производителем 10 бит доступны при установке максимальной частоты вертикальной развёртки в 144 Гц, в том числе при активном HDR – как при DP, HDMI, так и при USB Type-C-подключении. Различные проблемы и ограничения могут быть связаны исключительно с используемыми проводами (их низким качеством в редких случаях) и возможностями GPU вашей системы или ноутбука.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры и особенности настройки
В мониторе X32Q FS производитель предлагает семь основных предустановленных режимов, один для полностью ручной настройки, черно-белый пресет (Grayscale Mode) и варианты эмуляции различных стандартов индустрии (sRGB, Rec.709, DCI и др.).
При тестировании мы использовали интерфейс DisplayPort 1.4 DSC как наиболее популярный и беспроблемный среди доступных для подключения к ПК. В качестве видеокарты использовалась NVIDIA GeForce RTX 3080 FE.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- режим изображения – «Стандарт»;
- яркость — 70;
- контраст — 50;
- высокая яркость — выкл.;
- цветовая температура — «Тёплый»;
- гамма — 2,2;
- Black Boost — 5;
- цветовое пространство — «Стандарт».
Из этого режима доступен полный спектр имеющихся настроек, в том числе выбор цветового пространства. Стоит что-то поменять — и монитор автоматически переводится в режим User ("Пользователь").
В процессе последующей настройки и калибровки параметры приняли вид:
- режим изображения — «Пользователь»;
- яркость — 10;
- контраст — 50;
- высокая яркость — вкл.;
- цветовая температура — «Пользователь» (44/49/47);
- цветовое пространство — «Стандарт».
Основные перемены произошли благодаря коррекции яркости и изменения усиления значений RGB с целью приведения цветовой температуры к оптимальным значениям. И конечно, не обошлись мы без активации функции «высокая яркость» для раскрытия всего потенциала используемой в мониторе матрицы.
Яркость белого и коэффициент контрастности в SDR и HDR
Проверка яркости свечения белого поля осуществлялась в режиме «Стандарт» при настройках по умолчанию, но с активной функцией «высокая яркость».
В режиме SDR с 100%-м заполнением экрана максимальная яркость оказалась на уровне 552 кд/м2, а нижнее значение составило 42 кд/м2. Диапазон более чем комфортный для работы практически в любых условиях.
Яркость в меню (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
100 |
552 |
0.787 |
701 |
90 |
504 |
0.716 |
704 |
80 |
454 |
0.645 |
704 |
70 |
401 |
0.57 |
704 |
60 |
351 |
0.498 |
705 |
50 |
295 |
0.419 |
704 |
40 |
243 |
0.346 |
702 |
30 |
191 |
0.272 |
702 |
20 |
140 |
0.199 |
704 |
10 |
88 |
0.126 |
698 |
0 |
43 |
0.062 |
694 |
При этом коэффициент контрастности стабильно обитает около 700:1, что на 30% ниже заявленного в ТХ (в других режимах картинки коэффициент поднимается до 800-810:1). Между тем значение может быть увеличено в десятки раз, но исключительно в режимах ACM (Automatic Contrast Management) и при активном Adaptive Dimming c соответствующим автоматическим зональным управлением яркостью. В итоге цифры могут быть крайне высокими, но визуально результат будет совсем не тем, что на моделях с изначально высоким нативным контрастом. Об этом стоит помнить.
При переходе в режим HDR результаты резко меняются. Без Adaptive Dimming монитор предлагает стабильные 850+ нит при любом уровне заполнения экрана, а с функцией локального управления яркостью в режиме Fast (объективно самый действенный) 1085-1140 нит при 25%-м и 50%-м уровнях APL. Отличные результаты, превышающие значения, заявленные производителем. Смело идём дальше.
⇡#Результаты при заводских настройках (режим Standard)
При заводских настройках изучаемый монитор работает в режиме Standard с широким цветовым охватом. По измеренному спектру подсветки мы можем лишь подтвердить использование модифицирующего слоя с «квантовыми точками».
С базовыми настройками модель Acer продемонстрировала максимально широкий цветовой охват и 95-100%-е соответствие трёх основных стандартов.
Точка белого у X32Q FS оказалась настроена максимально близко к референсу, стабильность ЦТ оттенков серого – невозможно придраться.
Расхождение каналов гамма-кривых минимальное, общая контрастность изображения снижена, хорошо проявлены глубокие тени.
В качестве референса при проверке монитора через ArgyllCMS мы использовали AdobeRGB как наиболее подходящий для героя обзора. Но это его не спасло, поскольку монитор рассчитан и на Display P3 (DCI-P3), который шире AdobeRGB на паре участков CIE-диаграммы.
⇡#Результаты после настройки и калибровки
Для улучшения результата монитору требуется как минимум уточняющий информационный профиль, а лучше — сразу коррекционный, созданием которого мы сейчас и займёмся. А перед этим следует снизить уровень яркости до оптимального, проверить все доступные режимы гаммы и провести корректировку RGB-значений для правки точки белого и баланса серого.
В ходе такой настройки и последующего создания корректирующего профиля цветовой охват устройства увеличился совсем немного – в пределах погрешности измерений.
Точка белого пришла в абсолютную норму, но баланс ЦТ оттенков серого слегка ухудшился.
Проверенные через некоторое время после калибровки гамма-кривые не смогли продемонстрировать высокую стабильность цветопередачи монитора. Контрастность изображения со временем стала выше, чем сразу после настройки. Эту особенность следует учитывать.
По финальному же отчёту Argyll CMS видно, что монитор прошёл процедуру калибровки без каких-либо проблем и достиг высоких результатов. Если бы не сложная система QD-Mini-LED, то стабильность, скорее всего, оказалась бы выше. Но для игрового решения и так пойдёт.
⇡#Результаты в режиме эмуляции sRGB
Теперь переходим к режиму эмуляции рабочего пространства sRGB. В нём происходит подмешивание компонент в чистые цвета, что приводит к глобальному снижению насыщенности изображения.
К сожалению, эмуляция стандартного рабочего пространства производится не совсем точно – выявлен перебор со снижением насыщенности красных полутонов. В связи с этим соответствие sRGB не превысило 92,4 %.
В этом режиме производитель, как и многие другие, ограничил возможности настройки, в том числе отсутствует регулировка ЦТ, но можно контролировать яркость подсветки в широком диапазоне.
Точка белого в режиме sRGB настроена практически идеально. Радуют и результаты стабильности ЦТ оттенков серого – ничуть не хуже, чем при заводских установках в режиме Standard.
С точки зрения точности настройки гамма-кривых режим продемонстрировал средний результат – излишне снижена контрастность в центральной части диапазона, сильно проявлены глубокие тени – тоже минус.
Все выявленные нами особенности подтвердил и отчёт Argyll CMS. C такими результатами рекомендовать режим эмуляции sRGB мы можем лишь в одном случае – вам нужно быстрое снижение визуальной насыщенности, без необходимости высокой точности.
⇡#Результаты в режиме Low Blue Light
Теперь оценим функцию снижения нагрузки на глаза, реализованную в подрежимах Low Blue Light. Сегодня ни один современный монитор не обходится без подобного решения, а предлагаемые Acer возможности предназначены для уменьшения нагрузки на зрение, особенно при работе в условиях слабого внешнего освещения.
У Predator X32Q FS есть несколько доступных подрежимов LBL, но при активации функции через раздел с настройками цветовой температуры активируется подрежим Low Blue Light со значением 2 – его мы и решили проверить.
В LBL-2 цветовой охват чуть шире, чем при стандартных настройках дисплея. Яркость практически не снижается, но возможна её ручная коррекция в широком диапазоне. Точка белого и точки серого устанавливаются на значениях 5 300-5 400К без какого-либо паразитного оттенка. Стабильность ЦТ серых оттенков максимально высокая.
При этом никаких важных изменений на гамма-кривых в сравнении с режимом Standard производитель не провёл. Все ещё отмечается пониженная контрастность, хорошая различимость в тенях и слабый дисбаланс RGB-каналов.
В результате можем сделать единственный вывод — выбранный производителем режим LBL-2 меняет только цветовую температуру, что не может значительно повлиять на зрительную нагрузку. Следовало бы понизить яркость (сразу, без дополнительных действий со стороны пользователя), снизить контраст через гамма-кривые и уменьшить цветовую насыщенность. Именно такой комплекс изменений обеспечил бы результат в разы лучше, чем мы имеем в X32Q FS на момент его тестирования.
⇡#Дополнительные возможности настройки цветопередачи
Теперь посмотрим на дополнительные параметры настройки цветопередачи новинки от Acer.
В случае с Predator X32Q FS мы решили продемонстрировать вам влияние на цветопередачу различных вариаций функции Black Boost (эквалайзер чёрного) и точность настройки предустановок Gamma.
Диапазон регулировки первого параметра находится в пределах 10 единиц, по умолчанию производитель использует значение 5. При превышении этой цифры общая контрастность картинки значительно снижается, но различимость светлых оттенков сохраняется до самого конца – клиппинг светов не происходит.
С Black Boost в значении 3 возможно улучшить заводские настройки гаммы, добившись правильного контраста картинки и сохранив при этом адекватную различимость в тенях.
Что же касается диапазона 0-2, то в нём вы значительно усилите контрастность изображения и, возможно, получите нужный вам визуальный эффект.
Говоря про отдельную опцию Black Boost Pro, можем отметить, что она работает в динамическом режиме. Наша проверка показала, что после её активации гамма-кривые приближаются к референсу. Но как покажет себя технология в других ситуациях – никому не известно. О какой-либо точности и стабильности, как нам кажется, говорить не следует. Технология придумана для игроков, а не для поклонников точной цветопередачи.
В вопросе настройки гаммы следует напомнить, что по умолчанию производитель установил режим со значением 2,2, оказавшийся по итогам тестирования более близким к 2,09 – средний результат.
В созданных условиях для проверки оставшиеся четыре режима (1,8, 2,0, 2,4, 2,6) показали себя похожим образом, продемонстрировав реальные показатели средней гаммы ниже заявленного на 0,11-0,21. В результате оказалось, что добиться гаммы близкой к 2,2, можно, перейдя в режим Gamma 2,4, без необходимости влияния на заводскую установку параметра Black Boost.
С помощью оставшихся режимов вы можете регулировать реальную контрастность изображения, зная, за что и как сильно отвечает данный параметр в случае с Acer Predator X32Q FS. Cмело пользуйтесь.
⇡#Равномерность подсветки и работа функции Adaptive Dimming
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин. Система компенсации неравномерности в модели не применяется, но есть функция управления локальной подсветкой, которую мы проверим в конце данного подраздела тестирования.
Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности рабочего поля.
На белом проблемы равномерности видны не очень сильно, но при взгляде на серые поля они становятся более явными. Очевидно, что проблем с цветовой температурой у X32Q FS больше, чем с яркостью.
В данном случае среднее отклонение от центральной точки по уровню яркости составило 2,5 %, а максимальное всего 7 %. Для жидкокристаллического монитора со столь сложной системой подсветки – великолепный результат.
Вот только в вопросе равномерности цветовой температуры результат значительно хуже: разброс значений превысил 700 К, среднее отклонение от центральной точки – 3,7 %, максимальное – 10,5 %. Подобная разница может быть заметна в ходе реальной работы, особенно если сидеть на небольшом расстоянии от экрана. Основная проблемная область у нашего экземпляра Acer Predator – нижний край панели с увеличенной ЦТ по всей ширине.
Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).
В плане углового Glow-эффекта изучаемый монитор показал вполне обычный для крупного IPS результат – четыре «засвеченных» угла с явными паразитными оттенками. Размер «засветок» зависит от расстояния до экрана – чем ближе, тем они больше. При отдалении на большое расстояние попавший к нам экземпляр Predator X32Q FS продемонстрировал высокую равномерность подсветки на чёрном – нет никаких значимых зон с дефектами.
Результаты в случае с X32Q FS сильно зависят от работы функции Adaptive Dimming. Без неё одновременно (!) работают все 4608 светодиодов и 1152 зоны подсветки соответственно. После активации функции (проверка осуществлялась только в режиме Fast) зоны начинают работать самостоятельно – в зависимости от изображения на экране, как в SDR, так и в HDR.
Каждая зона покрывает область более чем из 7000 пикселей, что, безусловно, совсем не то же самое, что попиксельное управление яркостью у любого OLED-монитора. Визуальный ряд будет значительно отличаться, и, конечно, не в пользу Mini-LED, демонстрирующего ощутимый Halo-эффект по краям светлых объектов. С другой стороны, если вы знаете, на что идёте и ради чего (высокой пиковой яркости и общей надёжности – в теории), то подобный результат Acer Predator вас полностью устроит и будет гораздо интересней, чем вы получите от обычного LCD без зональной подсветки. Остаётся ждать, когда компания нарастит количество зон ещё в несколько раз для своих будущих решений – это будет интересно.
⇡#Качество градиентов и бандинг
Псевдо-10-битная матрица (с использованием FRC) в Acer Predator X32Q FS смогла продемонстрировать выдающиеся по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах и после правок рабочих параметров через OSD-меню в пользовательских режимах.
Правильная ручная настройка в ходе калибровки позволяет вносить небольшие правки в LUT видеокарты, а используемая в мониторе ADS-панель отвечает на это вполне корректно: появляется лишь несколько более грубых переходов с еле различимыми паразитными оттенками в диапазоне 10-50 %.
На изображениях для проверки так называемого бандинг-эффекта герой обзора показал себя хорошо – на уровне популярных 27-дюймовых игровых мониторов с IPS-матрицами. Нет резких скачков яркости и паразитного оттенка на тёмных переходах, присутствующие дефекты изображения отрабатываются корректно – без усиления. Залог успеха кроется в качественной ручной настройке и правильности установки гаммы.
⇡#Скорость отклика, задержка вывода и пропуск кадров
В разговорах о высокочастотных 4К-мониторах сейчас есть два противоположных мнения и бесконечные споры. Одни пользователи считают, что для подобных мониторов час ещё не настал, другим же хочется всё больше и больше, а 144 Гц – тот минимум, на который они вообще согласны.
Воспользовавшись современной ADS-матрицей от BOE, компания Acer сохранила типичную для класса крупных 4К-решений частоту вертикальной развёртки в 144 Гц. Решение, как нам кажется, оптимальное.
Максимальная частота вертикальной развёртки у новинки доступна без необходимости активации разгона. Заявленное базовое время отклика по GtG – 1 мс, но производитель говорит и о 0,5 мс GtG в идеализированных условиях, при использовании самого быстрого режима OD – Extreme. Всего же вариантов Overdrive – три: Off («выключено»), Normal («выставлено по умолчанию») и тот самый Extreme. Режим «вставки чёрного кадра» (VRB) у новинки не предусмотрен.
В результате тестирования стало ясно, что монитор Acer Predator X32Q FS может порадовать вас действительно хорошими скоростными характеристиками, однако рассчитывать на какие-то совсем уж выдающиеся результаты не стоит, ведь подавляющее большинство современных WQHD IPS-вариантов всё равно быстрее, не говоря уже про модели на базе OLED с частотой 144-240 Гц.
При заводских установках герой обзора демонстрирует минимальное смазывание для своего класса и частоты развёртки, а также отсутствие визуально заметных артефактов. Режим Off слегка увеличивает шлейфы на движущихся объектах, а Extreme создаёт различимые артефакты.
Для анализа времени отклика в случае с IPS-подобным монитором от Acer, мы выбрали строгий допуск RGB 5 с оценкой воспринимаемого времени отклика (Perceived Response Time – учитывает проявление артефактов) – так, как делаем и в случае других жидкокристаллических дисплеев.
В ходе тестирования аппаратно-программным комплексом OSRTT мы проверили работу монитора лишь на максимальной частоте 144 Гц. Наличие различных пульсаций и практически полноценной ШИ-модуляции привело к тому, что точность оценки на различных цветовых переходах была снижена, порой значительно. Несколько примеров проблемных переходов продемонстрированы выше.
Всё это привело к тому, что наличие сильнейших артефактов комплекс OSRTT демонстрировал при любых настройках OD, даже в режиме Off («выключено»). В связи с этим и в целом сложностью точных замеров на мониторе с мерцающей Mini-LED-подсветкой, воспринимаемое время отклика во всех трёх режимах оказалось максимально схожим – 8,6 мс. Визуально же, повторимся, оптимальным режимом OD выступает Normal – в нём минимальные шлейфы и практически отсутствуют артефакты.
Проведя оценку по фактическому времени отклика (Initial Time – без учёта артефактов) можно сделать дополнительный вывод о том, что использование режима Extreme не приводит к значимому изменению времени отклика, – 3,1 против 3,4 мс в среднем в Normal. Выводы здесь очевидны.
Что касается задержки вывода, то на частоте 144 Гц она составила всего 3,7 мс в среднем – отличный результат.
Монитор поддерживает все необходимые стандарты адаптивной синхронизации без использования какого-либо аппаратного модуля. Системы прекрасно работают в заявленном диапазоне частот, позволяя добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне fps.
Отдельно хотелось бы отметить, что на момент тестирования (декабрь 2024 года) монитор НЕ получил официальную сертификацию от NVIDIA для работы с G-Sync в режиме Compatible, однако никаких проблем в работе данной технологии нами отмечено не было.
Нет проблем у монитора и со стабильностью работы на максимальной частоте вертикальной развёртки. Специальный тест из пакета TestUFO это полностью подтверждает – 144 Гц стабильны во времени и доступны при любых настройках монитора.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
По углам обзора рассматриваемый монитор похож на многие 31,5-дюймовые 4K IPS с разной частотой развёртки и мало отличается от наиболее универсальных 27-дюймовых WQHD/4K IPS-моделей, демонстрируя высокий уровень стабильности картинки при рабочих углах просмотра.
При незначительных изменениях в горизонтальной плоскости картинка на экране M32U совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее. Особенно сильно меняют свой внешний вид крайние области экрана, в частности углы.
Сильный Glow-эффект на чёрном поле – один из основных недостатков изучаемого решения. Именно Glow вносит основной вклад в претензии, относящиеся к стабильности картинки на экране и комфортности работы в тёмном помещении, особенно при просмотре фильмов и работе в ПО с тёмным интерфейсом. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются. Вы можете активировать Adaptive Dimming, но тогда появляется высокая вероятность столкнуться с другим эффектом – Halo-свечением.
На цветных же изображениях Glow демонстрирует себя значительно слабее. При взгляде со стороны картинка становится менее контрастной, с лёгким паразитным оттенком, покрывающим всё изображение.
⇡#Кристаллический эффект, проработка текста, ШИМ
В мониторе Acer Predator X32Q FS используется матрица с хорошей полуматовой защитной поверхностью.
По представленным фотографиям отлично видно, что панель использует классическую RGB-подобную структуру пикселей. Картинка на экране приятна для глаз. Кристаллический эффект еле заметен, многие его не увидят вовсе. При изменении угла просмотра его заметность практически не усиливается. От эффекта Cross-Hatching данная модель дисплея полностью избавлена.
К отображению мелких элементов и прорисовке текста различной величины претензий у нас не возникло. Дополнительная настройка резкости монитору не требуется, да и портить изображение с помощью доступной функции Super Sharpness для увеличения контурной резкости мы не советуем – сделаете только хуже.
В открытом виде производитель явно не указывает на то, что дисплей является Flicker Less (без мерцания, ШИМа), но наличие сертификата EyeSafe Certified 2.0 косвенно на это намекает.
При высоком уровне яркости на статичном проверочном изображении пульсации действительно можно скрыть. При снижении же уровня яркости до 0-50 % сделать это становится гораздо сложнее.
По всей видимости, яркость светодиодов регулируется с помощью ШИМ, но частота модуляции высокая – на уровне 4 кГц с делением фаз по зонам с различными пиками. Для современных Mini-LED-мониторов подобная история – в порядке вещей. Как минимум без выраженных пульсаций они не обходятся, ну а ШИМ – дополнительный этап контроля за системой подсветки.
Говоря кратко – это тот случай, когда никто не сможет сказать, будут ли у вас болеть глаза или нет. И совершенно точно, на наш взгляд, монитор нельзя воспринимать в качестве Flicker-Free/Flicker-Less/Flicker-Safe-подобного. Эта история точно не про Acer Predator X32Q FS, и об этом стоит помнить при выборе и покупке.
В мониторе Acer Predator X32Q FS используется встроенный блок питания. Никаких паразитных звуков в ходе работы монитора при любых настройках нами отмечено не было.
⇡#Выводы
Mini-LED против OLED – вечная битва двух современных технологий, в которой монитор Acer Predator X32Q FS становится одним из главных героев. Модель, оснащённая по «последнему слову техники» среди игровых жидкокристаллических дисплеев, точно не останется незамеченной.
С одной стороны – полный набор всего самого-самого – только плати. С другой – популярные решения на базе QD-OLED уже не проигрывают Predator X32Q FS по цветовому охвату и демонстрируют схожие показатели пиковой яркости в HDR (там, где яркость действительно нужна), пускай и не по всему полю экрана. Нет у героя обзора явного преимущества в зрительной нагрузке – у X32Q FS используется практически полноценная ШИ-модуляция, а у популярных QD-OLED присутствуют лишь небольшие пульсации. Вопрос с надёжностью тоже пока открытый: Mini-LED настолько же новая технология, как и любая из разновидностей OLED в сегменте настольных дисплеев, а поэтому риски сопоставимы.
Но объективные достоинства Predator X32Q FS в сравнении с OLED всё же имеются. Как минимум его цена в официальной рознице ощутимо ниже. Монитор гораздо лучше годится для работы с цветом: нет проблем с воспроизведением глубоких теней, яркость стабильна при выводе на экран любой информации. Рабочее покрытие матрицы не бликует, а чёрный не выцветает от любого внешнего источника освещения. Тут есть над чем поразмышлять. Не так ли? Удачи в выборе!
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после настройки и калибровки в режиме Standard.
Достоинства:
- отличное качество материалов и сборки;
- эргономичная подставка и наличие VESA-крепления стандарта 100 × 100 мм;
- широкий выбор современных интерфейсов подключения (DP 1.4 с DSC, два HDMI 2.1, USB Type-C с DP Alt Mode и 65 Вт);
- USB-хаб с двумя портами USB 3.2 для работы с периферией;
- хороший комплект поставки;
- поддержка функции KVM для одновременной работы с двумя подключенными устройствами одним комплектом периферии;
- дополнительные функции PbP и MST (она же – Daisy-Chain);
- достойная встроенная акустическая система общей мощность 6 Вт;
- удобная система управления на базе пятипозиционного джойстика;
- большое количество полезных игровых функций, представленных в меню модели;
- наличие сертификата соответствия стандарту TUV Eyesafe Certified 2.0 – он получен благодаря изменённому спектру подсветки со сдвигом пика синего в безопасную область 459-460 нм, без влияния на цветовую температуру и общий цветовой баланс;
- 10-битное представление цвета на максимальной частоте в 144 Гц при работающем HDR – такая возможность предоставляется при любом типе подключения, но только в условиях использования подходящей видеокарты;
- расширенные для LCD-монитора возможности воспроизведения HDR-контента благодаря высокой яркости и очень широкому цветовому охвату – не уровень топовых OLED, но гораздо лучше простых жидкокристаллических моделей без FALD и Mini-LED;
- широкий цветовой охват – до 96 % DCI-P3 и 100 % AdobeRGB после настройки и калибровки, что максимально близко к заявленному производителем уровню;
- отличная стабильность оттенков серого во многих режимах;
- качественные градиенты, в том числе после небольших правок в LUT видеокарты в ходе калибровки;
- достаточная для 4К UHD-монитора частота развёртки 144 Гц и адекватно проведённый разгон Overdrive;
- поддержка технологий адаптивной синхронизации AMD FreeSync Premium Pro и NVIDIA G-Sync в режиме Compatible;
- отличные углы обзора и стабильность картинки;
- высокая равномерность подсветки по уровню яркости;
- равномерное черное поле без дефектов (без учёта классического Glow-эффекта);
- качественная антибликовая полуматовая поверхность матрицы без заметного кристаллического эффекта.
Недостатки:
- пульсации и практически полноценная ШИМ на любом уровне яркости – в порядке вещей для подобных Mini-LED-решений.
Может не устроить:
- высокая нагрузка на систему в играх и строгая необходимость использования масштабирования ОС – проблема всех мониторов подобного рода;
- недостаточное количество зон и заметный halo-эффект – 1152 зоны подсветки гораздо лучше подходят моделям с диагональю 27 дюймов;
- статический коэффициент контрастности не превышает 700:1 в заводском режиме и 810:1 в некоторых других – немного для столь дорогого и современного монитора;
- средняя по точности настройка режимов Gamma – при выборе рабочего режима следует учитывать существенные отклонения от референса в каждом из них;
- недостаточно качественная настройка режима эмуляции sRGB и заводского Low Blue Light;
- равномерность подсветки по уровню цветовой температуры оказалась ниже среднего – основной проблемной областью нашего экземпляра стал нижний край панели;
- сильные ограничения настроек после активации режимов эмуляции и HDR в режиме Auto (чтобы монитор всегда был готов показать качественный HDR) – остаётся ориентироваться на заводской Standard, выставленный по умолчанию и с максимально широкими возможностями для дополнительной настройки;
- всё ещё сильный Glow-эффект, особенно на тёмных изображениях.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Все комментарии премодерируются.