В сегменте игровых OLED-мониторов продолжается битва за высокие цифры в технических характеристиках. Кроме увеличения яркости и цветового охвата, производители постепенно наращивают частоту обновления своих матриц. Так, ещё около года назад самыми быстрыми OLED были решения с частотой 360 Гц, но чуть позже компания LG Display представила 480-Гц W-OLED-панель и Samsung Display ничего не оставалось, кроме как предложить своим партнёрам матрицы с частотой 500 Гц. Последние стали появляться в продаже буквально пару месяцев назад, а совсем недавно эти новинки добрались и до России.
Первым таким монитором в нашей лаборатории стал старший представитель игровой серии AORUS компании Gigabyte – 26,5-дюймовая WQHD-модель FO27Q5P. Производитель собрал в ней ультимативный комплект всех своих разработок за последние годы, упаковал в проверенный временем корпус и пообещал, что равнодушных точно не останется. Давайте проверим эту теорию на практике.
⇡#Технические характеристики
Игровой монитор Gigabyte AORUS F027Q5P был впервые продемонстрирован публике на выставке Computex 2025, прошедшей в мае 2025 года, но официальный старт продаж был заявлен только на конец июля.
Рекомендованная стоимость в момент анонса объявлена не была. На данный момент продукт стоит на рынке США от 949-999$ (в зависимости от наличия скидок), а в России монитор представлен по цене от 100 тысяч рублей и сопровождается официальной гарантией производителя. Конкурентов у решения пока что не так много. Некоторые из них предлагают гораздо более простую обвязку и стоимость на 10-15 тысяч рублей ниже, а другие, наоборот, – уровень попроще при более высокой стоимости.
| Gigabyte AORUS FO27Q5P |
| Экран |
| Диагональ, дюймы |
26,5 |
| Соотношение сторон |
16:9 |
| Покрытие матрицы |
Полуглянцевая плёнка, антибликовое |
| Стандартное разрешение, пикс. |
2560 × 1440 |
| PPI |
111 |
| Параметры изображения |
| Тип матрицы |
QD-OLED 3rd Gen (Samsung Display) |
| Пиксельная структура |
Triangle RGB |
| Цветовой охват |
99% DCI-P3 |
| Макс. яркость, кд/м2 |
300 (типичная, SDR APL 100%)/1000 (типичная, HDR APL 3%) |
| Контрастность статическая |
1 500 000:1/ ∞ |
| Количество отображаемых цветов |
1,07 млрд (8 бит + FRC) |
| Максимальная частота развёртки Гц |
500 Гц |
| Адаптивная синхронизация |
Да, AMD FreeSync Premium Pro, NVIDIA G-Sync Compatible, Adaptive-Sync |
| Время отклика, мс |
0,03 мс (GtG), ClearMR 21000 |
| Поддержка HDR |
HDR10, соответствие VESA DisplayHDR True Black 500 |
Максимальные углы обзора по горизонтали/вертикали |
178/178° |
| Разъёмы, беспроводные соединения, акустика |
| Видеовходы |
1 × DP 2.1 UHBR20; 1 × miniDP 2.1 UHBR20; 2 × HDMI 2.1; 1 × USB Type-C (DP Alt Mode + PD 18 Вт); |
| Видеовыходы |
1 × DP 13,4 HBR3 |
| Дополнительные порты |
2 × USB 3,2 Gen1 Type-A; 1 × 3,5 мм Audio-Out; 1 × 3,5 мм Audio-In; |
| Встроенные колонки: число х мощность, Вт |
2 × 5 Вт |
| Физические параметры |
| Регулировка положения экрана |
Угол наклона (от-5° до +20°), изменение высоты (130 мм), поворот вправо-влево (20°), переворот в портретный режим (Pivot) |
| VESA-крепление: размеры (мм) |
100 × 100 |
| Крепление для замка Kensington |
Есть |
| Блок питания |
Внешний |
| Потребляемая мощность: максимальная / типичная / в режиме ожидания (Вт) |
49 / 0,5 |
Габаритные размеры (с подставкой), Д×В×Г, мм |
610 × 403-533 × 159 |
Габаритные размеры (без подставки), Д×В×Г, мм |
610 × 356 × 57 |
| Масса нетто (с подставкой), кг |
7,2 |
| Масса нетто (без подставки), кг |
5,0 |
| Ориентировочная цена |
84 000-103 000 рублей |
AORUS F027Q5P оснащен единственной существующей на момент написания обзора плоской 26,5-дюймовой QD-OLED-панелью третьего поколения (но правильней будет её относить к поколению 3.5) — она произведена Samsung Display и имеет рабочее разрешение стандарта WQHD (2560 × 1440 пикселей). На выходе это даёт плотность в 111 ppi и фактически избавляет от необходимости использования системы масштабирования, особенно если у вас всё в порядке со зрением.
Заявленная максимальная яркость монитора в SDR-режиме составляет 300 нит при 100%-м заполнении экрана белым цветом, что является важным изменением на фоне всех предыдущих QD-OLED-панелей для игровых мониторов, для которых были свойственны значения в 200-250 нит.
Новинка также официально сертифицирована по новому стандарту VESA DisplayHDR 500 True Black. Как и другие устройства с аналогичной матрицей, она должна достигать пиковых значений яркости не ниже 500 нит на небольших участках экрана (при заполнении 10 % APL) и 300 нит при заполнении всего экрана белым цветом (как в пике, так и устоявшееся значение). Есть у героя обзора и специальный режим HDR Peak 1000, в котором монитор способен достигать 1000 нит на уровне заполнения 2-3% APL. В свою очередь, FO27Q5P обладает полноценной поддержкой формата HDR10 и может его полностью раскрыть.
Коэффициент контрастности в случае новинки Gigabyte не вызывает никаких вопросов: благодаря особенностям технологии OLED и применению светопоглощающей подложки он фактически стремится к бесконечности. Однако, как и у ряда других OLED-устройств на рынке, у новинки официально заявлено значение 1 500 000:1, что, впрочем, больше номинальный ориентир для пользователей.
За последние 3 года у нас накопился большой опыт работы с OLED-мониторами и телевизорами разных производителей. Благодаря этому мы знаем, что в современных QD-OLED-решениях всех четырёх поколений поляризационный слой не применяется. Поверхность экрана — полуглянцевая, с характерным фиолетово-розовым оттенком на свету.
В условиях яркого внешнего освещения, когда свет попадает на экран, воспроизводимый чёрный цвет становится заметно светлее, чем чёрная нерабочая зона матрицы, которая обрамляет экран тонкой, в несколько миллиметров, полосой. Это действительно удивляет, особенно если сталкиваешься с таким эффектом впервые, ожидая увидеть «идеальный чёрный» при любых условиях. К сожалению, в данном случае это ожидание не оправдывается полностью. Черный на QD-OLED будет только в отсутствие внешнего освещения.
QD-OLED-матрица в мониторе Gigabyte разработана в соответствии с современными стандартами безопасности: синий пик в спектре подсветки смещён в безопасную область — 453,5 нм. Такая технология, известная как «аппаратный фильтр синего» или Less Blue Light, делает устройство безопасным для глаз, что подтверждено сертификатом Eye Safe Display 2.0.
Применение технологии «квантовых точек» позволило значительно расширить цветовой охват. Несмотря на это, официально заявлено только 99%-е соответствие цветовому пространству DCI-P3. Тем не менее мы можем с уверенностью сказать, что монитор также обеспечивает широкое покрытие AdobeRGB и достойные результаты по стандарту Rec.2020, не говоря уже о полном соответствии sRGB с его существенным перекрытием по объёму. Для последнего стандарта предусмотрен соответствующий режим эмуляции с точной заводской калибровкой.
Панель способна работать в 10-битном режиме и соответственно отображает до 1,07 миллиарда цветов. Заявленное время отклика GtG составляет 0,03 мс, рейтинг VESA – ClearMR 21000, что соответствует уровню самых быстрых игровых OLED-дисплеев. Такие мониторы уверенно превосходят по скорости даже самые быстрые LCD-модели, доступные на рынке. А если вам мало или вы не уверены в покорении 500 FPS, то монитор предлагает редкий для OLED режим «вставки чёрного кадра», названный Ultra Clear и доступный на частотах 120, 180 и 250 Гц. С ним чёткость изображения всегда будет максимальной.
Новый монитор AORUS FO27Q5P полноценно поддерживает стандарт VESA Adaptive-Sync, соответствует требованиям AMD FreeSync Premium Pro и, конечно, с лёгкостью переваривает NVIDIA G-Sync в режиме Compatible (но без официального сертификата). Рабочий диапазон составляет 48-500 Гц, но при включении технологии LFC (Low Framerate Compensation) он может быть расширен по нижней границе.
Для компенсации вероятного у OLED мерцания на тёмных участках в сложных игровых сценах, производитель впервые добавил функцию Anti-Flicker. В зависимости от уровня воздействия технологии сдвигается граница минимальной частоты в случае использования VRR-систем (NVIDIA G-Sync Compatible и AMD FreeSync Premium). Таким образом, диапазон синхронизации частоты вертикальной развёртки с ростом уровня FPS в играх сужается, а вероятность проявления заметного для глаз мерцания на тёмных сценах снижается (но до конца проблема не исчезает).
Список современных интерфейсов для подключения весьма широк: два HDMI версии 2.1 с полной пропускной способностью 48 Гбит/с, один DP 2.1 UHBR20 c обратной совместимостью с DP 1.4a, редкий miniDP 2.1 UHBR20, USB Type-C с DP Alt Mode для подключения мобильных устройств (ноутбуки, планшеты, телефоны) и мощностью зарядки Power Delivery (PD) до 18 Вт.
Для создания цепочки подключения Daisy-Chain (MST) монитор оснащён выходом DP-Out версии 1.4. Судя по маркетинговым материалам производителя, допускается подключение до трёх дополнительных экранов.
Кроме того, FO27Q5P оборудован двумя дополнительными портами USB Type-A 3.2, которые позволяют подключать периферийные устройства, а также имеет 3,5-мм аудиовыход для наушников и вход для микрофона. Для обработки аудиосигнала используется встроенный ЦАП от ESS Sabre HiFi, обеспечивающий высокое качество звука. Встроенная акустическая система мощностью 2 × 5 Вт считается вполне неплохой для устройств этого класса и предлагает возможность выбора из нескольких предустановок эквалайзера.
Монитор Gigabyte также оснащён функцией KVM, которая позволяет использовать один комплект из клавиатуры и мыши для управления двумя подключёнными устройствами, например ПК и ноутбуком. Помимо этого, поддерживаются режимы PiP («картинка в картинке») и PbP («картинка рядом с картинкой»), что делает его ещё более универсальным в использовании.
Подставка обеспечивает широкий диапазон регулировок, а для альтернативного размещения предусмотрено VESA-совместимое крепление 100 × 100 мм, которое не требует переходников. Управление монитором осуществляется с помощью удобного 5-позиционного джойстика, который также выполняет функцию кнопки включения.
Дополнительно рядом с джойстиком предусмотрены две кнопки: одна отвечает за быстрое переключение KVM, а вторая добавлена для функции Tactical Switch, которая переводит встроенный скалер изображения в режим 24-дюймового монитора (с разным соотношением сторон) со снижением рабочего разрешения – удобно для тех, кто жаждет максимальной концентрации на игровом процессе (актуально для киберспортивных соревнований по быстрым шутерам).
В мониторе AORUS FO27Q5P особое внимание уделено защите OLED-матрицы. Используется графеновая плёнка для улучшения теплоотвода и четырёхзонная система пассивного охлаждения. В качестве программной защиты реализован один из самых современных AI-алгоритмов для минимизации риска выгорания диодов, включённый в систему OLED Care 2.0. В экранном меню доступны такие функции, как очистка пикселей, контроль статических элементов, сдвиг пикселей, стабилизация APL (яркости по полю экрана), затемнение углов экрана и автоматическое затемнение статичных логотипов. Присутствует счётчик времени работы экрана устройства.
Монитор предлагает разнообразные режимы эмуляции цветовых пространств и поддерживает 6-осевую цветовую коррекцию. Для улучшения различимости в тёмных сценах используется технология Black Equalizer 2.0, а для активного контроля за яркостью вспышек от взрывов и выстрелов в играх представлена новая функция Flash Dimming.
Монитор также оснащён функциями GameAssist и поддерживает приложение Gigabyte Control Center для удобства настройки из-под ОС. Сама GameAssist позволяет выводить на экран прицел, таймер, счётчик или сетки, а Control Center упрощает настройку через Windows и поддерживает автоматическое обновление прошивки.
⇡#Комплектация и внешний вид
Gigabyte AORUS FO27Q5P поставляется в крупной и увесистой коробке из крашеного картона с качественной полиграфией.
На представленных изображениях можно увидеть монитор с различных ракурсов, что подчёркивает его эффектный дизайн. Основные характеристики устройства выделены в виде пиктограмм с пояснительными подписями, что облегчает восприятие информации.
На одной из наклеек размещена важная информация, включающая номер партии, серийный номер, полное название модели монитора, его массу и страну производства (Китай).
Комплект поставки монитора Gigabyte AORUS FO27Q5P включает в себя следующее:
- внешний БП;
- кабель питания (2 шт. разных типов);
- кабель DP 2.1;
- кабель HDMI 2.1;
- кабель USB Type-B 3.0 для подключения к ПК;
- кабель USB Type-C -> Type-C;
- отчёт о заводской калибровке режима эмуляции sRGB;
- гарантийный талон;
- краткую инструкцию по установке и настройке.
Для героя данного обзора подходят все доступные варианты видеоинтерфейсов, однако, если вы хотите раскрыть весь потенциал монитора (10 бит + 500 Гц + HDR), оптимальным выбором будет подключение через DisplayPort или HDMI 2.1. Для работы с современными ноутбуками будет необходимо приобрести соответствующий USB Type-C-кабель, но следует учитывать, что скорость зарядки составляет всего 18 Вт (может быть недостаточно для определённых вариантов использования подобной связки), а максимальная частота будет сильно зависеть от мощности GPU подключаемого устройства.
Монитор Gigabyte AORUS FO27Q5P на 100% визуально повторяет многих своих предшественников из серии FO в схожем типоразмере. Он выполнен в «безрамочном» дизайне с трёх сторон, в нижней части экрана — пластиковая матовая накладка. Устройство доступно исключительно в тёмно-серой, почти чёрной расцветке. Оно комплектуется эргономичной подставкой и поддерживает VESA-совместимое крепление, что делает его удобным для различных способов установки.
Модель сохранила узнаваемый дизайн, характерный для серии Gigabyte Gaming, который был доработан и улучшен в соответствии с новым подходом бренда. Глянцевый чёрный пластик по сути полностью исчез, уступив место более практичным матовым поверхностям с улучшенной текстурой.
Рельефные матовые элементы, фактурные профили с горизонтальной и вертикальной «строчкой» добавляют устройству стильных акцентов. Подобный подход мы впервые увидели в относительно новом QD-OLED-мониторе AORUS CO49DQ и рассмотренных ранее AORUS F032U2P и AORUS FO27Q3, на которые F027Q5P похож почти как две капли воды.
На фоне предыдущих 27-дюймовых игровых решений значительные изменения коснулись и фигурной подставки, которая приобрела более элегантный и современный вид. Центральная стойка стала не только визуально привлекательнее, но и эргономичнее, обеспечивая комфортное использование и расширенные возможности регулировки.
Доступны три вида регулировки: наклон в диапазоне от -5 до +20 градусов, поворот корпуса на 20 градусов вправо-влево и изменение высоты в диапазоне 0-130 мм.
Доступен переворот в портретный режим (Pivot). Контроль горизонта при этом пострадал не сильно.
Монитор поставляется в разобранном виде, и пользователю нужно самостоятельно прикрепить основание к подставке. Для этого не потребуется никаких инструментов, так как используется удобное быстросъёмное соединение, значительно упрощающее сборку.
Основание подставки оснащено небольшими резиновыми ножками, которые защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора даже на гладких покрытиях.
Благодаря своей тяжести подставка обеспечивает отличную устойчивость монитора. Плоская цельнометаллическая поверхность основания гарантирует надёжность и долговечность всей конструкции, что делает её устойчивой и безопасной в эксплуатации.
Для прокладки кабелей предусмотрен вырез в центральной колонне и перемещающийся в небольшом диапазоне пластиковый держатель, который не имеет чётких фиксируемых позиций, кроме самой нижней.
Принадлежность монитора к игровой линейке AORUS подчёркивают два фирменных логотипа, размещённых на самом корпусе, а также в двух местах центральной стойки. В последнем случае это переливающийся на свету прямоугольный значок с обратной стороны колонны и небольшой полупрозрачный блок спереди снизу. Эти элементы не только подчёркивают принадлежность к премиальной серии производителя, но и добавляют устройству стильных акцентов.
Монитор отличается качественным и сдержанным исполнением. Обработка деталей выполнена на высоком уровне, без заметных изъянов, с высоким качеством покраски. Зазоры в местах стыков равномерны по всей длине, что свидетельствует о внимании к деталям. В конструкции почти отсутствуют элементы из глянцевого пластика, что делает матовый корпус не только практичным, но и немарким, подходящим для повседневного использования.
Матрица монитора оснащена полуглянцевым покрытием, которое производитель называет Anti Reflection («антибликовое»). Оно имеет нечто вроде антибликового фильтра, но без использования поляризационного слоя. Такое решение исключает появление кристаллического эффекта, характерного для некоторых матовых дисплеев, и обеспечивает чистое, контрастное изображение. Визуально картинка выглядит более яркой и насыщенной по сравнению с «блеклым» изображением на матовых или полуматовых экранах.
Под креплением центральной стойки на мониторе размещены две наклейки, которые содержат важную информацию. По ним можно сверить серийный номер и идентификатор устройства, уточнить название модели и подтвердить, что устройство произведено в Китае. На этих же наклейках указаны все полученные сертификаты соответствия и подписаны интерфейсы подключения, что упрощает идентификацию и настройку устройства. Реальный изготовитель монитора достаточно известный в определённых кругах подрядчик в лице Suzhou RAKEN Technology Co. Ltd. Попавший к нам экземпляр изготовлен в июне 2025 года.
Все разъёмы у Gigabyte AORUS FO27Q5P находятся на одной длиной колодке и направлены вниз. Благодаря возможности переворота корпуса в портретный режим подключать кабели можно максимально просто и быстро.
Монитор оснащён встроенной акустической системой общей мощностью 10 Вт (два динамика по 5 Вт). Динамики расположены за вентиляционными отверстиями в верхней части корпуса. Максимальная громкость динамиков достаточна для большинства задач, однако звук остаётся довольно плоским, с практически полным отсутствием низких частот. При увеличении громкости до 60–80 % (в зависимости от композиции) качество звучания может начать ухудшаться, хотя гул или резонанс не возникают.
Переключение между предустановленными режимами эквалайзера (всего их четыре) не даёт значительных изменений в звучании. Встроенная акустика подходит для базовых задач, но для комфортного прослушивания музыки или просмотра фильмов лучше использовать наушники или внешнюю аудиосистему.
Модель AORUS FO27Q5P использует базовую RGB-подсветку логотипа (хотя в выключенном состоянии можно подумать, что она затрагивает гораздо большую область) и небольшие горизонтальные полосы в задней части корпуса со слабой иллюминацией.
Рабочих режимов подсветки у монитора AORUS три, но через заводское приложение можно добраться ещё до некоторого их количества. Впрочем, эффективностью работы такая схема внешней подсветки похвастаться не может – создать какой-то значимый визуальный образ для внедрения в рабочее пространство данная система не способна, в частности из-за низкой максимальной яркости свечения.
⇡#Управление и меню
Основа системы управления монитором — пятипозиционный джойстик, расположенный на нижней грани корпуса, посередине. С двух сторон от него расположены физические клавиши для быстрого доступа к двум важным функциям – KVM и Tactical Switch.
Индикатор питания с мягким «холодным» белым свечением расположен в нижней части монитора. Он слегка подсвечивает рабочую область, но не вызывает дискомфорта даже при отсутствии внешнего освещения. Если индикатор окажется лишним, его можно полностью отключить или настроить так, чтобы он включался только в режиме ожидания (Standby).
При нажатии на джойстик в нижней части экрана появляется привычный блок из пяти навигационных кнопок. С их помощью можно открыть основное меню, выключить монитор или быстро получить доступ к настройкам функций GameAssist и особенно важному для FO27Q5P разделу OLED Care, который отвечает за защиту матрицы.
Среди опций быстрого доступа, активируемых перемещением джойстика в одном из четырёх направлений, по умолчанию доступны следующие: выбор источника сигнала, настройка эквалайзера чёрного второй версии, переход к предустановленным режимам Picture Mode и регулировка громкости подключённых наушников или акустической системы. При необходимости функции всех четырёх направлений джойстика можно переназначить, причём выбор доступных опций очень широкий.
В разделе Game Assist представлены настройки для таких функций, как GAME INFO, Crosshair, Tactical Switch, Eagle Eye, Night Vision и Flash Dimming. Эти инструменты позволяют геймерам получить дополнительные преимущества и оптимизировать игровой процесс.
В последних моделях серии FO дизайн OSD-меню был переосмыслен. Производитель окончательно ушёл от оранжево-чёрной цветовой гаммы, привнёс больше сине-фиолетовых элементов с плавными градиентными переходами, но сохранил минимализм и наполнение прочих решений AORUS. Другими словами – современно, стильно и удобно.
Скорость работы меню – на высоком уровне: система мгновенно реагирует на действия пользователя, исключая какие-либо раздражающие задержки. Управление монитором интуитивно-понятное благодаря экранным подсказкам, что позволяет легко пользоваться устройством как при дневном освещении, так и в полной темноте.
Верхний блок меню состоит из четырёх основных пунктов, выделенных производителем, и пяти разделов, каждый из которых разделён на три дополнительные секции для удобства навигации. Шестой пункт меню предназначен исключительно для сброса всех настроек.
Первый раздел меню, Gaming, предоставляет доступ к игровым параметрам. В нём можно настроить улучшение видимости в тёмных сценах с помощью Black Equalizer 2.0, повысить чёткость изображения через Super Resolution, изменить режим отображения с помощью встроенного скалера в Display Mode или активировать функцию VRR, которая также отвечает за поддержку NVIDIA G-Sync Compatible и AMD FreeSync Premium Pro. Внутри функции спрятана активация системы Anti-Flicker для снижения вероятности мерцания на тёмных сценах в играх, а новый пункт Ultra Clear в начале раздела предлагает включить «вставку чёрного кадра», но исключительно для частот развёртки от 120 до 250 Гц. Обратная совместимость с VRR – отсутствует.
Регулировки яркости, контрастности, гаммы, резкости, цветовой температуры и насыщенности цвета собраны в разделе Picture. По умолчанию активен режим ECO, включающий функцию снижения энергопотребления. В этом разделе также доступны предустановленные режимы изображения, каждый из которых можно тонко настроить. Несмотря на некоторые ограничения в настройках, для каждого режима предусмотрена возможность эмуляции одного из трёх цветовых пространств (за исключением sRGB, для которого предусмотрен отдельный пресет).
При активации HDR в настройках операционной системы раздел значительно меняется, предоставляя доступ к новым параметрам, которые позволяют настроить отображение контента с широким динамическим диапазоном по вашему вкусу. Фактически же за максимальную яркость в HDR отвечает параметр APL Stabilize из раздела OLED Care, который и меняется при переходе от одного режима HDR к другому.
Для более же быстрого и понятного перехода в режим HDR с максимально доступной яркостью экрана производитель добавил специальный пресет HDR Peak 1000. Выбираете его — и раскрывается монитор на все сто.
Третий раздел меню предоставляет возможности для выбора источника изображения, изменения тонального диапазона, настройки функции KVM-switch и её активации. Здесь же можно применить настройки изображения как для конкретного интерфейса монитора, так и для всех одновременно.
Возможности для глубокой настройки функций PiP и PbP представлены в следующем разделе, с соответствующим названием.
В разделе System можно настроить уровень громкости для подключённых наушников или акустической системы, выбрать функции для быстрого доступа и изменить внешний вид меню. Для встроенной акустики предусмотрена регулировка уровня громкости, а также четыре предустановленных профиля эквалайзера, что позволяет адаптировать звук под личные предпочтения (впрочем, изменения — ожидаемо для встроенного звука — не слишком ощутимы).
В дополнительных настройках раздела доступны такие полезные функции как: отключение уведомлений о рабочем разрешении, изменение режима работы индикатора питания, активация автоматического выключения монитора, выбор из трёх режимов работы RGB-подсветки и автоматическое переключение на активный источник сигнала. Также предусмотрена возможность включения поддержки порта Type-C, что особенно важно при использовании режима DP Alt Mode. Если поддержка Type-C не активирована, порт будет работать исключительно для зарядки подключённых устройств. Помимо этого, можно выбрать протоколы работы HDMI и DP для обеспечения совместимости со старым оборудованием и перенастроить функции для четырёх положений джойстика.
Конечно, есть и выбор языка локализации. По умолчанию установлен английский язык, но присутствует и русский. Качество перевода все ещё оставляет желать лучшего (к тому же он неполный), но явных проблем со шрифтами нет.
Последний «раздел» — функция сброса всех настроек к значениям по умолчанию.
Среди предустановленных функций монитора выделяется OLED Care, предлагающая дополнительные настройки для защиты OLED-панели. Для своей новинки Gigabyte предлагает ручной режим (Advanced) с расширенными возможностями настройки. Предоставлен доступ к шести разделам, где отображается информация о времени работы устройства, количестве выполненных «чисток» и предлагается их ручная активация с настройкой задержки старта в секундах.
Также доступны функции настройки сдвига пикселей и контроля яркости статичных логотипов, которые снижают риск выгорания органических светодиодов. Среди новых для OLED решений можно отметить APL Stabilize, предлагающий три режима стабилизации яркости по всему экрану, функцию затемнения краёв (Corner Dim) и затемнение статичных логотипов, реализованное с помощью встроенного AI-алгоритма.
За всё время работы с Gigabyte AORUS FO27Q5P автор этого обзора не столкнулся с предупреждениями о необходимости сделать перерыв или провести «чистку» экрана. Это говорит о том, что монитор выполнял все профилактические действия автоматически, например при переходе в режим сна, что оказалось вполне эффективным.
Весь арсенал возможностей настройки монитора представлен в более удобной и наглядной форме в приложении Gigabyte Control Center. Для многих пользователей такой способ управления дисплеем окажется более интуитивным и комфортным. Впрочем, скорость работы приложения несколько разочаровывает, да и интуитивно понятным назвать его язык не поворачивается. Есть над чем поработать.
При использовании функции Tactical Switch монитор предупреждает о необходимости закрытия полноэкранных приложений для беспроблемного перехода к сниженному разрешению экрана. Через несколько секунд изображение уменьшается в размерах (до 24 дюймов), меняется рабочее разрешение и соотношение сторон (есть варианты 5:4, 3:2, 4:3, 16:9), о чём уведомляет и окно драйвера GPU. Возврат к оригинальному разрешению и размеру экрана происходит несколько быстрее.
⇡#Методика тестирования
Монитор Gigabyte AORUS FO27Q5P был протестирован при помощи колориметра X-Rite Display Pro Plus в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro 2, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 11 Pro 24H2, во время тестирования частота обновления экрана составляла 500 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 10 бит.
При использовании интерфейсов HDMI 2.1 и USB Type-C c DP Alt Mode вы сможете получить те же 500 Гц при использовании DSC, но в некоторых случаях может потребоваться снижение глубины цвета до 8 бит и частоты до 120-360 Гц (зависит от используемой видеокарты/встроенного в ноутбук GPU/iGPU).
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
По умолчанию монитор Gigabyte AORUS FO27Q5P работает в экономичном режиме ECO, который рекомендуется переключить на Standard для раскрытия всех возможностей устройства. Кроме этих режимов, доступно ещё восемь предустановленных профилей, включая Custom, позволяющий вручную настроить все параметры. Также монитор поддерживает эмуляцию трёх цветовых пространств: Native (самое широкое для данной матрицы), AdobeRGB и Display-P3. Для работы в sRGB предусмотрен отдельный режим в общем списке пресетов.
Для оценки возможностей устройства мы протестировали монитор в нескольких режимах: Standard, эмуляциях sRGB и Display-P3, а также в режиме Reader, предназначенном для снижения нагрузки на глаза, и после проведения полноценной калибровки.
В ходе тестирования использовался интерфейс DisplayPort 1.4 с DSC, который является наиболее популярным и надёжным для подключения к ПК. Тесты проводились с использованием видеокарты NVIDIA GeForce RTX 3080 FE.
Использование «сжатия без потерь» DSC позволяет получить все те же 360 Гц с 10-битным сигналом, в SDR или HDR, как и заявлено в ТХ монитора. Потенциальное использование самого продвинутого DP 2.1 UHBR20 у видеокарт с его поддержкой позволит отказаться от сжатия потока и, вероятно, показать чуть лучшие результаты цветовой чёткости (но это лишь предположение, которое ещё не было подтверждено на практике).
После переключения в режим Standard и отключения ограничений энергопотребления, основные параметры монитора AORUS FO27Q5P продемонстрировали следующие значения:
- Picture – Standard;
- Brightness – 85;
- Contrast – 50;
- Color Vibrance – 10;
- Sharpness – 5;
- Gamma – 2,2;
- Color Temperature – Normal;
- Color Space – Native;
- Black Equalizer 2.0 – 0;
- Super Resolution – 0.
В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) мы изменили всего лишь несколько параметров, принявших следующие значения:
- Picture – Custom;
- Brightness – 27;
- Contrast – 50;
- Gamma – Off;
- Color Temperature – User Define (97/100/99);
- Color Space – Native;
- APL Stabilize – Low (для работы в SDR).
Для получения доступа ко всем необходимым параметрам, снятия ограничений по максимальной яркости и сохранения предельно широкого цветового охвата мы выбрали режим исходного цветового пространства матрицы (Color Space – Native). Чтобы достичь оптимальных значений и улучшить результаты монитора, потребовалась настройка только трёх основных параметров: яркости, режима гаммы и цветовой температуры (путём регулировки усиления RGB). Настройка других параметров, которых насчитывается почти десяток, оказалась излишней и не потребовалась для достижения желаемого результата.
⇡#Яркость белого в SDR и HDR
Изначальная проверка рабочего диапазона яркости осуществлялась в режиме Standard при заводских установках цветовой температуры (Normal) и APL Stabilize на низком уровне (Low).
| Яркость в меню (%) |
Яркость белого (кд/м2) |
Точка белого (К) |
Яркость чёрного (кд/м2) |
Статическая контрастность (x:1) |
| 100 |
300 |
6200 |
0 |
∞ |
| 90 |
270 |
6195 |
0 |
∞ |
| 80 |
244 |
6205 |
0 |
∞ |
| 70 |
215 |
6201 |
0 |
∞ |
| 60 |
189 |
6206 |
0 |
∞ |
| 50 |
161 |
6193 |
0 |
∞ |
| 40 |
135 |
6201 |
0 |
∞ |
| 30 |
107 |
6206 |
0 |
∞ |
| 20 |
80 |
6241 |
0 |
∞ |
| 10 |
52 |
6244 |
0 |
∞ |
| 0 |
27 |
6294 |
0 |
∞ |
В режиме SDR со 100 %-м заполнением экрана максимальная яркость оказалась на уровне 300 кд/м2, а нижнее значение составило 27 кд/м2 – ниже точно не надо. Коэффициент контрастности, очевидно, приближён к бесконечности из-за фактического полного отключения OLED-пикселей.
При снижении уровня заполнения до 2 % рабочий диапазон яркости изменился несущественно: 26-302 кд/м2. Это отличный результат для современного OLED-монитора, полностью соответствующий заявленным значениям со стороны производителя.
С HDR же в и режимах со сниженной стабильностью яркости ситуация иная. Для достижения максимально возможных цифр мы проверили поведение монитора Gigabyte AORUS не только при заводских установках в HDR, но и после активации APL Stabilize в режимах Low, Middle и High (соответствует отдельному режиму HDR Peak 1000) при разном заполнении экрана.
Новинка AORUS легко покорила 1000 нит в соответствующих режимах при низких уровнях заполнения и достигла 313 нит при выводе белого поля на весь экран.
В случае перехода к режиму APL Stabilize – Middle яркость для SDR и HDR ограничивается на уровнях 312-510 нит в зависимости от уровня заполнения, тем самым сертификат VESA DisplayHDR True Black 500 полностью оправдан. HDR в режиме Low обеспечивает установление яркости в диапазоне 293-312 нит, что выше заявленных 300 нит в ТХ.
⇡#Результаты в режиме Native (Standard) и после калибровки
В заводских настройках монитор работает в режиме Eсo, который обеспечивает широкий цветовой охват, практически достигающий максимума для используемой матрицы, но с несколько сниженной яркостью экрана.
Чтобы раскрыть весь потенциал игрового монитора Gigabyte AORUS FO27Q5P, мы протестировали его работу в режиме Standard (c установкой режима нативного охвата – Native), где отсутствуют ограничения энергопотребления и открыт доступ к более широкому спектру настроек, позволяющих гибко адаптировать устройство под различные задачи.
Герой обзора уверенно охватывает все три цветовых пространства, что характерно для устройств с использованием технологии квантовых точек (QD) и было ожидаемо. Современная QD-OLED-панель, применяемая в данной модели, полностью соответствует этим ожиданиям и демонстрирует впечатляющее – насыщенное и яркое – изображение. Проведённая калибровка несколько снижает уровень охвата, но визуально это будет крайне сложно заметить.
В заводских настройках точка белого и баланс серого настроены близко к эталонным значениям. Монитор радует очень высокой стабильностью ЦТ оттенков серого.
Проведённая настройка позволила приблизить White Point к нейтральному значению в 6500 К, обеспечив более естественную и стабильную картинку для длительного использования. Баланс серого сохранился на высоком уровне, что стало возможным благодаря тому, что корректировки через LUT видеокарты оказались относительно небольшими.
По умолчанию у данного монитора наблюдается недостаточная различимость глубоких теней, что является распространённой особенностью большинства OLED-устройств. Увеличенная контрастность изображения в тенях компенсируется за счёт легкого повышения яркости на средних участках диапазона. Разбалансировки RGB-каналов у монитора нет.
В ходе ручной настройки (с выбором Gamma – Off) на гамма-кривых произошли изменения в положительном ключе. Тени были подняты «из бездны», общая контрастность подобралась к нейтральной. Картинка стала выглядеть так, как должна при качественной настройке, и более привычно для тех, кто долгие годы проработал за LCD-решениями.
При проверке монитора через ArgyllCMS в качестве базового был выбран стандарт Display P3, так как он оказался наиболее подходящим для данной модели. Сравнение с этим стандартом продемонстрировало минимальные отклонения из всех проверенных референсов. Однако, данный стандарт не полностью отражает потенциал устройства, так как монитор поддерживает и AdobeRGB, который имеет более широкий цветовой охват в некоторых областях CIE-диаграммы по сравнению с Display P3/DCI-P3.
Для получения высоких результатов как минимум необходимо произвести профилирование монитора. Это позволит создать цветовой профиль, который передаст операционной системе всю информацию о характеристиках устройства, обеспечив максимально точное воспроизведение цветов.
При использовании индивидуально созданного информационно-корректирующего профиля, монитор Gigabyte смог продемонстрировать низкие отклонения DeltaE94. В таком состоянии дисплея можно смело говорить о точной цветопередаче.
Однако на более профессиональном уровне работы с цветом необходимо учитывать особенности всех OLED-дисплеев, включая возможную нестабильность цветопередачи. Во время работы могут наблюдаться небольшие изменения в различимости глубоких полутонов, которые зависят и от уровня заполнения экрана (APL), и от других факторов.
Результаты в режимах эмуляции (sRGB, Display P3, AdobeRGB)
Так как монитор изначально работает в расширенном цветовом пространстве (на котором и делается основной акцент), неудивительно, что в его настройках предусмотрен режим эмуляции sRGB. Этот режим, выделенный в общем списке заводских пресетов, выполняет подмешивание цветовых компонентов в чистые цвета, тем самым сужая цветовой охват. Кроме того, в разделе Color Space доступны два дополнительных режима эмуляции цветовых пространств — AdobeRGB и Display-P3.
Отметим, что переход в любой из этих трёх режимов эмуляции приводит к блокировке большинства настроек, связанных с цветопередачей. Единственным параметром, который остаётся доступным для изменения, является регулировка яркости. Хотя это ограничение может вызывать неудобства, возможность управлять яркостью уже помогает адаптировать изображение к различным рабочим условиям и точно лучше, чем совсем ничего.
Все сужения цветового охвата происходят достаточно точно, но не идеально. В случае с Display P3 выявлено превышение цветового объёма всего на 5,5 %, на 2,6% для AdobeRGB, а в sRGB на 3,8 %. Для игрового QD-OLED это очень хорошие результаты.
В режимах sRGB и Display P3 монитор продемонстрировал средний уровень установки точки белого – как при заводских установках. Хуже результат у AdobeRGB – DeltaE почти подобралась к 8 единицам. Зато стабильность ЦТ серого клина у него самая высокая.
По гамма-кривым AdobeRGB настроен на уровне стандартного режима, а вот в Display P3 и sRGB производитель применил иную гамма-кривую, более похожую на принятую в качестве референса для sRGB. В обоих случаях появляется различимость теней, а итоговый контраст – максимально верный.
Все особенности изученных режимов были зафиксированы в финальных отчётах Argyll CMS, где их результаты сравнивались с референсными стандартами. Основные претензии у программы возникли только к точкам белого. В остальном же, по её поверхностной оценке, всё в норме. Если вас не волнует 100%-я точность, то все три режима эмуляции свободно можно использовать по мере такой необходимости.
⇡#Результаты в режиме Reader
Теперь посмотрим на функцию снижения нагрузки на глаза, реализованную в режиме Reader. Сегодня ни один современный монитор не обходится без подобного решения, и Reader в данном случае выступает аналогом технологии Low Blue Light, предназначенной для уменьшения нагрузки на зрение, особенно при работе в условиях слабого внешнего освещения.
После его активации яркость монитора падает до уровня 210 нит (измерено при 5%-м заполнении экрана), но её можно отрегулировать вручную. Цветовой охват не снижается (удивляемся такому поведению уже не первый раз), а оказывается даже выше, чем при настройках по умолчанию, но его можно ограничить на необходимом вам уровне, воспользовавшись опцией Color Space.
Изображение становится «тёплым», точка белого почти на уровне 4700 К. Стабильность ЦТ оттенков серого остаётся высокой, явный паразитный оттенок не появляется – грамотный подход.
Общая точность настройки гаммы в режиме Reader ниже, чем в режиме Native (Standard) и режимах эмуляции базовых стандартов. Контрастность изображения снижена, наблюдается небольшой дисбаланс между RGB-каналами, все ещё недостаточно выражена различимость глубоких и средних теней.
В таком случае вывод по режиму Reader всё ещё однозначен: он практически ничего не даёт, кроме снижения цветовой температуры, пускай и максимально корректного. Gigabyte могла бы пойти более продуманным путём, предложив глубокую и действительно полезную коррекцию цветопередачи, которая ещё сильнее уменьшала бы нагрузку на глаза. Продолжаем ждать, когда наши мольбы будут услышаны.
⇡#Дополнительные настройки: Black Equalizer и режимы Gamma
Теперь рассмотрим дополнительные возможности настройки цветопередачи монитора. Особое внимание мы уделили функции Black Equalizer 2.0, которая предназначена для улучшения различимости в тёмных сценах, и доступным режимам Gamma, позволяющим быстро скорректировать общую контрастность изображения на экране. Давайте подробнее разберём, как эти функции влияют на итоговую картинку.
Black Equalizer 2.0 отвечает за регулировку различимости глубоких теней и больше подходит для любителей онлайн-шутеров. Диапазон коррекции — от 0 до 15 с шагом в единицу. По умолчанию установлено значение 0.
В ходе тестирования функции было установлено, что она работает вполне корректно. В большей степени затрагиваются участки с тенями в диапазоне 0-40 %, но вместе с тем слегка высветляются светлые полутона, дополнительно снижая общий контраст сцены. Вы можете без труда использовать весь доступный диапазон и не знать проблем. Единственное уточнение – для тонкой настройки цветопередачи с целью её приведения к какому-либо референсу данная опция вам точно не пригодится. Она сделана для игроков, и только для них.
Режимы Gamma, предназначенные для общей регулировки контрастности изображения в соответствии с определёнными стандартами, демонстрируют более точную работу. Отклонения от заданных значений составляют не более 0,01 — идеально. Впрочем, проблему с различимостью глубоких теней такой точный подход Gigabyte никак не решает.
Для постоянного же использования наилучшим мы признали режим Gamma – Off, позволяющий наиболее точно установить гамму в соответствии с основным референсом. Напомним, что именно этот режим мы выбрали в процессе полноценной калибровки монитора FO27Q5P.
⇡#Равномерность рабочего поля
Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 К. Системы компенсации неравномерности подсветки в модели нет, но есть компенсация яркости — функция APL Stabilize, которую мы установили на уровне Low (для работы в SDR этого вполне достаточно), а опцию Corner Dim сразу же установили в положение «Off» для достижения максимальной равномерности рабочего поля.
Фотографии выше демонстрируют белое и серые поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности рабочего поля.
На белом поле проблемы равномерности отсутствуют. После отключения функции Corner Dim цифры устанавливаются на уровне отклонений 1,1 % в среднем и 3 % в максимуме – так не умеют даже самый дорогие и профессиональные LCD-мониторы. Но это именно тот уровень, который могут продемонстрировать качественные QD-OLED. Снова и снова…
Нет у монитора Gigabyte и проблем с равномерностью цветовой температуры по полю экрана. Среднее отклонение от центральной точки держится на уровне 1,3 %, а максимальное всего 2,8 %. Различия цветовой температуры по полю экрана не превышают 180 К – это великолепный результат.
Что касается вывода чёрного поля, то, как вы знаете, у любого OLED с этим нет проблем. При выводе на экран чёрной заливки все пиксели выключаются — и мы остаёмся свидетелями присутствия белого текста в верхнем левом углу и работающего индикатора питания. Никакого Glow-эффекта и проблем с «подсветкой», как у LCD.
⇡#Качество градиентов и бандинг
10-битная QD-OLED-матрица смогла продемонстрировать равномерные градиенты в большинстве проверенных режимов. После снижения яркости до низкого/среднего уровня качество градиентов слегка падает, проявляется некоторое количество резких переходов с легкими паразитными оттенками, картинка становится немного «грязной» — с мелким шумом в глубоких тенях, который будет заметен, только если сильно вглядываться в экран на близком расстоянии.
Между тем QD-OLED-панели трёх последних поколений демонстрируют гораздо более высокие результаты в тесте на качество тональных переходов, чем их конкуренты на W-OLED, в том числе последние 480 Гц модели. Относительно высокие результаты сохраняются во всем диапазоне регулировки яркости, чего не скажешь о W-OLED, которые резко снижают качество и динамический диапазон даже после уменьшения яркости на 20-30 % от возможного максимума (особенно первые игровые модели на их базе).
В ходе настройки монитора мы воспользовались созданным профилем с правками в LUT видеокарты. При его использовании качество тоновых переходов несколько падает, появляются области с паразитными оттенками и грубыми переходами. Явление обычное – ничего нового.
Без профиля проблему различимости глубоких полутонов можно быстро решить с помощью регулировки параметра Black Equalizer 2.0 в игровом подразделе меню модели, но при определённых значениях параметра вы окажетесь в ситуации, когда способность монитора FO27Q5P к воспроизведению глубоких теней попросту исчезнет. Как лучше – решать только вам. Идеального варианта здесь нет.
Эта особенность также повлияла на проявление бандинг-эффекта. Монитор продемонстрировал достаточно низкие результаты по сравнению с большинством игровых решений на базе TN+Film и *VA, не говоря уже об IPS-матрицах. Особенности работы органики со сложными темными переходами только усиливают любые дефекты картинок с высоким уровнем сжатия, артефакты проявляются сильнее.
Следует ещё раз подчеркнуть, что любые домашние OLED-устройства, особенно игровые модели вроде героя этого обзора, пока ещё ориентированы преимущественно на потребление мультимедийного контента и игры. Для точной работы с цветом, с точки зрения автора, стоит подождать хотя бы ещё одно поколение QD-OLED. Но если вы любитель и вам не важна 100%-я точность, то герой обзора вполне подойдёт для работы с фото, видео и графикой. Пользователей, сделавших выбор в пользу современных QD-OLED в качестве универсального монитора – всё больше и больше.
⇡#Скорость отклика, задержка вывода, пропуск кадров и адаптивная синхронизация
Для продуктов на основе современных панелей QD-OLED от Samsung Display базовой величиной выступает значение скорости отклика в 0,03 мс GtG вне зависимости от частоты развёртки – 120, 144, 175-180 или 360-500 Гц.
Используемая в мониторе Gigabyte AORUS QD-OLED-матрица предлагает доступный на данный момент максимум для данного типа решений в виде 500 Гц как при DP-, так и при HDMI 2.1- и Type-C-подключении.
При этом варианты разгона матрицы по скорости отклика под общим названием Overdrive (OD) в новинке отсутствуют (для OLED это нормально), но есть новая функция «вставки чёрного кадра» под названием Ultra Clear. Её активация доступна при переходе к частотам 120, 180 и 250 Гц (такой вариант мы и проверили в ходе визуального тестирования с помощью TestUFO).
Проверка Gigabyte AORUS FO27Q5P показала, что чёткость движущегося изображения на OLED-новинке полностью соответствует уровню премиального игрового монитора, а визуально ощутимо превосходит то, что могут предложить лучшие скоростные IPS-представители в сопоставимом формате.
Герой обзора демонстрирует минимальное смазывание и отсутствие визуально заметных артефактов. Повышение частоты с 250 до 500 Гц влечёт за собой заметное улучшение плавности и четкости картинки, что мы постарались показать на сравнительном изображении выше. При необходимости добиться этого же уровня чёткости на частоте 250 Гц пользователю стоит воспользоваться функцией Ultra Clear – работает идеально, хотя нагрузка на глаза существенно возрастает. Если же ваша система в интересующих вас играх способна показать не выше 120-200 fps, то смысла в мониторе Gigabyte FO27Q5P точно нет – можно значительно сэкономить и приобрести модели в два-три раза дешевле с частотой 180-240 Гц.
Для анализа времени отклика в случае с QD-OLED-новинкой от Gigabyte, учитывая особенности её работы, мы сразу выбрали стандарт измерений VESA с оценкой фактического времени отклика (Initial Response Time) и фиксацией результатов на 10-90 % яркости любого цветового перехода.
В ходе тестирования аппаратно-программным комплексом OSRTT мы проверили работу монитора лишь на максимальной частоте в 500 Гц. В этом случае среднее время отклика не превысило 0,63 мс, а самый быстрый переход GtG произошёл за 0,3 мс.
Фактически же все OLED-мониторы на одинаковых матрицах дают идентичные результаты скорости, но некоторые из них демонстрируют разный подход производителей к защите органических светодиодов и отработке полноэкранных цветовых переходов. К тому же, используемое оборудование не позволяет со 100% точностью проверить скорость столь быстрых OLED, а поэтому знайте – фактически подобные FO27Q5P способны на куда большие подвиги и время отклика на части переходов точно ниже, чем 0,1 мс. В этом нет никаких сомнений – проблемы скорости отклика игровым OLED не свойственны.
Что касается задержки вывода, то на частоте 500 Гц она составила всего 3 мс в среднем – результат, к которому не может быть вопросов.
Монитор Gigabyte AORUS FO27Q5P поддерживает все необходимые стандарты адаптивной синхронизации (но без официальной сертификации от NVIDIA) без использования какого-либо аппаратного модуля. Системы прекрасно работают в заявленном диапазоне частот (48-500 Гц на GPU от «зелёных»), позволяя добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне fps.
При этом возможно визуально различимое мерцание изображения в играх (особенно тёмных участков) при использовании любой из систем, но такова особенность работы всех OLED-дисплеев. Бороться с этим (но скажем честно – чуть улучшить ситуацию) в Gigabyte предлагают с помощью ограничения рабочего диапазона VRR через функцию Anti-Flicker. Пользуйтесь, проверяйте, но на «сказку» не рассчитывайте.
Говоря про стабильность максимальной частоты развёртки, можно отметить, что и тут всё хорошо. Специальный тест из пакета TestUFO это полностью подтверждает – 500 Гц стабильны во времени. Проблем нет.
⇡#Углы обзора и Glow-эффект
Широкие углы обзора и высокая стабильность картинки – это то, за что многие в первую очередь и любят OLED-дисплеи. Актуально это и для герой обзора AORUS FO27Q5P.
На приведённом выше изображении отлично видно, что при изменении угла просмотра в широком диапазоне цветопередача и яркость изображения на экране практически не изменяются. Картинка сохраняет высокую насыщенность и контрастность, что является явным преимуществом используемой QD-OLED-матрицы. Дополнить тут действительно нечем — результат говорит сам за себя.
Что касается многими не любимого Glow-эффекта, то все OLED-матрицы от него полностью избавлены. В любых сложных ситуациях картинка на экране остаётся без «белой пелены», контрастность практически не снижается, как и общая насыщенность картинки.
Углы не выцветают, а чёрный никогда не становится светло-серым с паразитными оттенками, как это случается на IPS- и *VA-дисплеях. С белым тоже всё в порядке – снижается лишь его яркость и не более того.
⇡#Кристаллический эффект, резкость, масштабирование, ШИМ
В мониторе Gigabyte AORUS FO27Q5P применена QD-OLED-панель поколения 3.5 с диагональю 26,5 дюйма, полуглянцевой поверхностью и особой структурой пикселей. Рассмотрим полученные макроснимки:
Как и у всех прямых конкурентов и QD-OLED второго и третьего поколений, в первую очередь видна следующая структура пикселей: три субпикселя собраны в треугольник, но в отличие от QD-OLED первого поколения они представлены в виде прямоугольников и квадратов и занимают большее пространство подложки матрицы.
Это приводит к увеличению эффективности работы панели: улучшается качество прорисовки мелких деталей, снижается различимость визуальных артефактов, да и паразитные контуры (зеленые и розовые полосы на границах объектов) стали заметны гораздо меньше, хотя полностью не исчезли. Это пока ещё свойство всех панелей QD-OLED от Samsung Display любой диагонали.
При том что по структуре это по-прежнему RGB, по форме пикселя такая панель далека от большинства знакомых нам LCD-панелей, поэтому ни Windows, ни MacOS, ни Linux не способны работать с ней полноценно. Проблемы с прорисовкой могут встречаться повсеместно. А вот как сильно они будут бросаться в глаза — зависит от расстояния до экрана и остроты вашего зрения. По моему опыту, на панелях QD-OLED второго и третьего поколения, чтобы заметить какие-то артефакты (не считая горизонтальных полос зеленого и розового цветов – их заметить легко), надо сильно всматриваться в экран на минимальном расстоянии от него.
Полуглянцевая поверхность экрана c заметным розово-фиолетовым отливом (особенно хорошо заметным при ярком внешнем свете) не оставляет кристаллическому эффекту никакого шанса: изображение чистое – как с обложки качественного глянцевого журнала.
Вместе с тем антибликовые свойства у матрицы (по мнению производителя) есть, но в реальности выражены они довольно слабо, а при попадании света на экран «глубокий чёрный цвет» быстро выцветает и становится более ярким, чем на обычных LCD-экранах с матовой или полуматовой защитной поверхностью. Так что QD-OLED может обеспечить действительно глубокий чёрный только при хорошей световой изоляции – об этом не стоит забывать.
В рекламных проспектах к своему монитору компания Gigabyte ничего не сказала про пульсации и мерцание, хотя и отметила соответствие жёстким стандартам Eye Safe Display 2.0. Но пользователям эта информация крайне важна. В ходе наших тестов мы формально подтвердили, что всё в полном порядке. Но есть нюансы.
При высоком уровне яркости на статичном проверочном изображении пульсации (а не ШИМ в привычном понимании) действительно можно скрыть. При снижении же уровня яркости до 0-50 % сделать это становится гораздо сложнее. На двух графиках чётко видны пульсации. Но это не полноценная ШИ-модуляция, и общий уровень пульсаций находится в норме.
За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.
⇡#Нагрев, энергопотребление и уровень шума
В мониторе AORUS FO27Q5P используется матрица с органическими светодиодами. Однако, из-за сосредоточения основной элементной базы в центральной части корпуса сзади, наибольший нагрев с лицевой стороны происходит именно в этой области.
В ходе тестирования средняя температура в помещении площадью 45 кв.м составляла 24 градуса. Монитор продолжительное время работал с установленной яркостью на 100 нит в центральной точке экрана. Средняя температура лицевой поверхности экрана в этом случае составила 32,1 градуса Цельсия, максимальное значение не превысило 38 градусов. Модель нагревается не сильно, ощутимого тепла от поверхности матрицы пользователь не почувствует.
Дополнительно мы проверили энергопотребление монитора Gigabyte на разных уровнях яркости, с последующим выводом белого поля - в случае с OLED это приводит к максимальному потреблению.
Герой обзора отличился довольно типичным потреблением для 26,5-дюймового WHQD OLED: при яркости 100 нит энергопотребление не превысило 53 Вт, а при увеличении её вдвое потребление увеличилось до 71 Вт. В случае с максимальной яркостью следует рассчитывать на 93 Вт в пике, что всё же выше, чем у предыдущих поколений OLED с меньшей пиковой яркостью в SDR.
При выводе цветных изображений потребление просаживается на 30-40% от указанных значений, а вывод чёрного поля не снижает его до нуля, а всего лишь подводит к 26-32+ Вт.
Что же касается аспекта тишины, то в мониторе Gigabyte AORUS FO27Q5P используется внешний блок питания и полностью пассивная система охлаждения. Никаких паразитных звуков в ходе работы монитора при любых настройках мы для себя не отметили.
⇡#Выводы
C выпуском нового AORUS FO27Q5P компания Gigabyte значительно усиливает свои позиции на рынке премиальных игровых OLED-мониторов, доказывая в который раз, что не обязательно заниматься разработкой настольных дисплеев по 15-30 лет, чтобы демонстрировать высокий уровень.
Рассматриваемая модель продолжила начинания бренда в линейке FO, для которой используются самые современные наработки Gigabyte. Порой проще сказать, чего в ней нет, а не перечислять десятки применённых функций и технологий, многие из которых действительно полезны и значительно расширяют возможности использования монитора.
Фактически же герой обзора стал на уровень выше, чем ранее выпущенный FO27Q3, но, честно скажем – многим потребителям его преимущества окажутся избыточными. Да, выше частота развёртки, выше яркость в SDR и HDR на высоких уровнях заполнения (APL), добавленные функции Ultra Clear и Anti-Flicker, новые DP 2.1 и miniDP UHBR20, выход DP 1.4 для создания «цепочки из мониторов», но всё это сделано по принципу – нужен доступный максимум и «чтобы было».
Если вы придерживаетесь похожих взглядов, то новый F027Q5P – идеальный претендент на покупку. Если же вы находитесь в поиске оптимального современного игрового OLED, то можно найти не менее интересные решения, но за ощутимо меньшие деньги, с тем же уровнем картинки на экране. Удачи в выборе!
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и профилирования.
Достоинства:
- интересный дизайн и прекрасное качество исполнения;
- отличная эргономика заводской подставки и наличие VESA-совместимого крепления 100 × 100 мм;
- наличие внешней RGB-подсветки – но она максимально простая и с небольшой яркостью свечения;
- полностью пассивная система охлаждения и отсутствие паразитных звуков во время работы;
- возможность обновления прошивки монитора в домашних условиях – производитель добавляет новые функции и исправляет ошибки;
- продвинутый комплекс настройки OLED Care на базе A.I с широким списком доступных опций для пользовательской регулировки, в том числе новая функция Corner Dim, обеспечивающая регулировку уровня равномерности рабочего поля;
- широкий выбор интерфейсов подключения (DP 2.1, miniDP 2.1 UHBR20, USB Type-C с DP Alt Mode + 18 Вт PD и 2 × HDMI 2.1 c полной пропускной способностью);
- дополнительный USB-хаб с двумя портами формата USB Type-A 3.2 для подключения периферийных устройств;
- встроенный ЦАП ESS Sabre HiFi для качественного звучания подключенных наушников;
- добротная встроенная акустическая система – но рассчитывать на низкие частоты и сохранение качества звучания на высокой громкости не стоит;
- удобная система управления на базе пятипозиционного джойстика, две дополнительных клавиши быстрого доступа и обновлённое быстрое меню;
- широкий набор дополнительных функций для работы с несколькими устройствами одновременно – KVM-switch, PiP, PbP;
- возможность создания цепочки (Daisy-Chain) из подключенных мониторов благодаря интерфейсу DP-Out 1.4;
- дополнительные игровые функции в лице счётчика кадров, таймера, прицелов и удобного ПО для настройки Gigabyte Control Center;
- наличие сертификата соответствия стандарту Eye Safe Display 2.0 – он получен благодаря изменённому спектру подсветки со сдвигом пика синего в безопасную область 453,5 нм, без влияния на цветовую температуру;
- отличные возможности для воспроизведения полноценного HDR-контента – одно из важнейших достоинств OLED;
- крайне широкий цветовой охват, включающий все три основных цветовых пространства (AdobeRGB, Display P3, sRGB);
- хорошая настройка основных режимов эмуляции пространств sRGB и Display-P3;
- доступно 10-битное представление цвета с максимальной частотой 500 Гц и активным HDR;
- широчайший диапазон регулировки яркости для OLED-монитора – высокие результаты как для SDR, так и HDR, но результаты зависят от используемого режима APL Stabilize – полученные результаты даже слегка превышают указанные цифры в ТХ;
- вполне корректная работа функции Black Equalizer 2.0 – происходит подъём гамма-кривых в диапазоне 0-40 %, а также лёгкое повышение яркости на светлых участках;
- высокая стабильность цветовой температуры в большинстве заводских пресетов;
- поддержка всех необходимых технологий адаптивной синхронизации в широком рабочем диапазоне (особенно при использовании функции LFC на AMD);
- появившаяся впервые у OLED от Gigabyte функция «вставки чёрного кадра» - очень эффективная для частот 180 и 250 Гц;
- функция Anti-Flicker – ещё одна новинка, с помощью которой можно слегка уменьшить мерцание на тёмных сценах в играх;
- высочайшая скорость отклика и плавность изображения на экране при полном отсутствии режимов Overdrive и низкая задержка вывода — 3 мс в среднем;
- идеальная равномерность свечения на светлом поле и оттенках серого по уровням яркости и цветовой температуры (после дезактивации функции Corner Dim в разделе OLED Care);
- отличные углы обзора и стабильность изображения;
- полное отсутствие Glow-эффекта и идеальный чёрный;
- отсутствие различимого кристаллического эффекта, абсолютно чистая картинка и отсутствие cross-hatching;
- самый продвинутый QD-OLED в классе 500 Гц- решений.
Недостатки:
- явный бандинг-эффект и предрасположенность к окрашиванию в чёрный цвет всех ближайших тёмных полутонов — это особенность почти всех OLED, и решается она регулировкой параметра Black Equalizer 2.0, с которым вы сможете полностью отказаться от глубоких теней, либо переходом в пару режимов эмуляции и установкой более подходящего уровня яркости.
Может не устроить:
- полуглянцевая/глянцевая поверхность экрана – возможные блики и необходимость хорошей светоизоляции, несмотря на наличие некоего подобия антибликового фильтра;
- отсутствие поляризационного фильтра – изначально «глубокий чёрный» становится блеклым и гораздо более светлым, чем обычная чёрная рамка экрана, при попадании на матрицу яркого внешнего света – пока что ещё одна неприятная особенность QD-OLED;
- интерфейс USB Type-C имеет мощность зарядки всего 18 Вт PD – не серьёзно на фоне части конкурентов и современных запросов потребителей с соответствующими ноутбуками;
- некоторая запутанность настроек, в частности ограничение максимальной яркости в HDR из-за настроек OLED Care и изначально активная функция Corner Dim, ухудшающая равномерность свечения, – для обычного потребителя это сложно;
- triangle RGB-структура пикселей, влияющая на качество проработки мелких элементов и текста, – впрочем, при работе на расстоянии более 1 метра проблема становится неактуальной: разницы при сравнении с RGB или WRGB в этом случае вы не заметите; но, работая на расстоянии в 50-80 см, вы быстро поймёте, на что мы жалуемся, а отключение или регулировка ClearType ситуацию не исправляет;
- слегка «грязные» однородные поля при сильном снижении яркости экрана – ещё одна особенность OLED, пускай и выраженная гораздо слабее, чем у всех W-OLED-решений;
- можно поверить в «отсутствие мерцания у OLED», а можно вспомнить, что OLED не могут не мерцать: каждое изменение яркости пикселей сопровождается изменением напряжения на них, а в случае с динамичной картинкой это происходит до 500 раз в секунду – это не ШИМ в прямом понимании этого термина, а пульсации, которые, впрочем, тоже могут вызывать усталость глаз.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Все комментарии премодерируются.