⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Российский рынок ноутбуков 2005: новые лидеры, новые тенденции
Как известно, общемировая динамика роста продаж портативных ПК долгое время не совсем соответствовала аналогичным показателям рынка России. И дело не только в меньших соотношениях продаж настольных ПК и ноутбуков или различиях в процентных "объемах наполнения" типичных ценовых сегментов. Зачастую на российском рынке та или иная компания совершенно неожиданно вырывалась вперед благодаря интересному модельному ряду или новой ценовой политике. В последнее время российский рынок все больше становится похож на мировой со всеми вытекающими из этого тенденциями. Тем не менее, постоянная интрига с то и дело меняющимися лидерами остается типичным показателем. Основной тенденцией мирового рынка остается непрекращающийся рост количества продаваемых компьютеров при постоянном снижении средней цены ПК. Так, по данным аналитиков Gartner, суммарное количество ПК, проданных в 2005 году, превысит показатель предыдущего года на 12,7%, в то время как доходы от продаж увеличатся всего на 0,5%. При этом в 2005 году ожидается 31% рост продаж ноутбуков. На 2006 год прогноз Gartner еще жестче: рост объемов поставок составит порядка 10,5% при снижении доходов на 0,4%. Ноутбуки становятся все более популярными и в России. Все большее количество российских покупателей выбирает портативный ПК взамен покупке настольного варианта. Не последнюю роль в этом сыграл тот момент, что в последние годы ноутбуки стали продаваться не только в специализированных компьютерных салонах, но также в обычных магазинах бытовой техники, наряду с аудио центрами и стиральными машинами. Более того, специалисты уже несколько лет используют термин "бытовой ноутбук" для определения портативных ПК, покупаемых для дома в качестве экономичной компактной и изящной альтернативы настольной компьютерной системе, способной разнообразить досуг и быть достойным компаньоном на отдыхе. Не последнюю роль в росте популярности ноутбуков среди российских покупателей в последние годы также сыграло значительное снижение цен на "развлекательные мобильные ПК", появление разнообразных предложений с отличным соотношением цена/функциональность. Теперь совершенно не обязательно выкладывать за полнофункциональный ноутбук с DVD приводом, ТВ-тюнером и поддержкой современных игрушек несколько тысяч долларов: многие достаточно удачные модели портативных ПК с крупными экранами даже от именитых брендов продаются по цене ниже психологической отметки $1000. Немалую роль в становлении российского рынка ноутбуков также сыграло развитие потребительского кредитования. Итак, каковы же особенности российского рынка ноутбуков? Какие бренды в настоящее время лидируют в России? Каковы тенденции смены лидеров? Какие ценовые сегменты ноутбуков наиболее популярны в нашей стране, какие наиболее очевидные смещения ожидаются в ближайшее время? Насколько велика динамика потребления ноутбуков с поддержкой беспроводных интерфейсов Wi-Fi? Каковы прогнозы развития рынка до конца текущего года? С такими вопросами мы обратились к специалисту в этой области Сочилину Геннадию Николаевичу, Директору по развитию компании TENFOLD Group. Компания TENFOLD Group известна на российском рынке как владелец специализированной торговой сети салонов портативной вычислительной техники и электроники, занимающаяся продажами ноутбуков, карманных ПК и коммуникаторов, аксессуаров, портативных проекторов, портативных принтеров и ПО, а также модернизацией портативных ПК и поставкой комплектующих для ноутбуков. Компания TENFOLD Group занимается продажами ноутбуков торговых марок Acer, ASUS, Fujitsu-Siemens, HP, IBM, iRU, Roverbook, Sony, Samsung, Toshiba, NEC и т.д. Ассортимент представленных моделей сбалансирован и подобран в соответствии с основными требованиями пользователей, предъявляемыми к ноутбукам: качество, надежность, дизайн, престиж и цена. В результате нашего общения получится законченный аналитический материал, который мы сегодня предлагаем вашему вниманию. В настоящее время весь мир находится на пороге входа в традиционный осенний сезон роста активности розничного компьютерного рынка. Фактически, сейчас компании готовятся к вступлению в решающий этап "сражения" за российский рынок ноутбуков 2005 года. Наиболее авторитетные аналитические агентства уже анонсировали предварительные итоги второго квартала 2005 года. Как обычно, цифры по оценке российского рынка отличаются значительным образом, при этом разброс составляет от 180 до 250 тысяч портативных ПК. Аналитическая оценка TENFOLD Group российского рынка ноутбуков показывает, что во втором квартале рынок составил около 210 тысяч устройств. Несмотря на разницу суммарных цифр по объему рынка в натуральном выражении, все аналитики сходятся в одном: по итогам второго квартала 2005 года, впрочем, как и первого, первое место на рынке России, как и в большинстве Европейских стран, занимает компания Acer. Второе место на рынке России в настоящее время занимает компания ASUS. Аналитики агентства Gartner оценивают долю компании Acer по поставкам ноутбуков в Россию во втором квартале 2005 года в 17%, при этом рост продаж по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года в количественном выражении составил 448%. Стоит отметить, что за второй квартал 2005 года компании Acer удалось значительным образом упрочить свое положение на российском рынке ноутбуков и уйти в отрыв от ближайшего конкурента. Так, летом Московское представительство компании Acer совместно с российскими партнерами провело ряд акций, в рамках которых действовали уникальные ценовые предложения. Так, всего за $799 можно было купить ноутбуки TravelMate 2354/55LC на базе процессора Intel Celeron M с 512 Мб оперативной памяти и Aspire 3002WLC на базе процессора AMD Sempron 2800, оснащенные широкоформатным 15,4-дюймовым дисплеем. Кроме того в рамках программы действовало специальное летнее предложение: ноутбук TravelMate 2355XC класса замены настольного компьютера на базе процессора Intel Celeron M 360 и оснащенный 14-дюймовым дисплеем и 256 Mб оперативной памяти, предлагался по цене всего $699. Все перечисленные модели поставлялись в комплекте с лицензионной операционной системой Windows XP Home, жесткими дисками объемом 40 Гб, комбинированными оптическими приводами DVD-CDRW, встроенными модемами 56Kbps и сетевыми адаптерами. Комбинация производительности, функциональности и невысокой цены во многом объясняет рост популярности бренда Acer среди российских покупателей. Нынешнюю ситуацию с отрывом компании Acer от ближайшего конкурента мы склонны связывать с более низкими темпами конфигурационного обновления моделей ноутбуков ASUS, свойственное межсезонному затишью. Тем не менее мы ожидаем, что с началом активного торгового сезона ASUS вернется к традиционной продуктовой политике и сократит существующее отставание от Acer в количестве проданных ноутбуков. Интересно наблюдать за тем, как, кроме товарного противостояния двух тайваньских брендов происходит противостояние двух идей потребительского позиционирования продукции – неофициальным лозунгом Acer в России стал "Иномарка по российской цене", а ASUS подчеркивает "Качество на всю жизнь!". Свой лозунг ASUS подтверждает тем, что в отличие от других тайваньских производителей пока еще не перенес производство ноутбуков в Китай, по-прежнему производя мобильные ПК на Тайване. Если с первым и вторым местом все понятно, то далее идет постоянная позиционная борьба. Так по итогам первого квартала третье место занимал российский бренд iRU, и вслед за ним шел другой "россиянин" - RoverBook. По итогам второго квартала ситуация несколько изменилась: RoverBook занял третье место, а iRU снизился на пятую строчку "хит-парада" по объемам продаж ноутбуков. Судя по тенденциям последних двух лет, кто станет третьим на российском рынке к окончанию торгового сезона понятно уже сейчас – на почетное третье место с полным основанием претендует Samsung, который неспешно, но уверенно набирает обороты и продвигается все выше и выше по лестнице рейтинга популярности. Очередной сюрприз рынку преподнесла непредсказуемая компания Dell, которая в очередной раз, сменив тактику поведения на российском рынке, успешно привлекла новых крупно-оптовых партнеров и поднялась по объемам продаж с девятого места в первом квартале на шестое место во втором, тем самым обогнав Toshiba, Fujitsu-Siemens Computers и Hewlett-Packard. О последних двух компаниях, Hewlett-Packard и Fujitsu-Siemens Computers. Их соперничество на корпоративном рынке продолжает обостряться от квартала к кварталу, от месяца к месяцу. Кроме высоких темпов роста Fujitsu-Siemens на российском рынке серверных решений, хочется отметить абсолютное лидерство этой компании в сегменте рынка планшетных ПК и доминирование в сегменте ультрапортативных ноутбуков бизнес-назначения. Неплохо стартовал во втором квартале ещё один представитель тайваньской электронной промышленности - стильный молодежный бренд BenQ с семейством ноутбуков Joybook и слоганом "Ноутбук, который радует!", составляющий на прилавках конкуренцию линейке Sony VAIO за счет более демократичной цены, откровенно молодежной направленности и хорошей доступности товара на складах дистрибуторов. Китайская компания Lenovo с недавно приобретенным брендом IBM, показывая хорошие показатели роста на западных рынках, к сожалению в России пока остается в списках "прочие" и не выделяется на фоне постоянно растущего предложения азиатских торговых марок. Общая раскладка по итогам второго квартала по нашим оценкам, выглядит так:
В TENFOLD Group ожидают, что к концу 2005 года объем ежегодных продаж российского рынка ноутбуков приблизится и возможно преодолеет цифру в 900 тысяч мобильных ПК. Набольший процент продаж займут ноутбуки на мобильных процессорах, половина которых оснащена средствами беспроводной связи. Лидеры рынка - Acer и ASUS, возможно, сосредоточат свои усилия на поддержании партнерского ядра, узкого круга наиболее лояльных партнеров и расширении региональных каналов сбыта, что позволит им дополнительно укрепить занимаемые позиции. Скорей всего, ASUS по-прежнему не будет прямо отвечать на ценовые выпады Acer, предлагая потребителям надежные и более дорогие ноутбуки, сфокусировав свое внимание на сервисе и обслуживании потребителей. Так введенная московским фирменным сервисным центром ASUS услуга – "ремонт за 2 часа для VIP клиентов", уже сейчас имеет положительный резонанс. С наступлением сезонной торговой активности Samsung традиционно накроет рынок "толстым слоем" вездесущей потребительской рекламы, на фоне которой можно расширить ассортимент недорогих моделей и провести несколько показательных понижений цен на стильные ультратонкие серии ноутбуков. Интересные маркетинговые, особенно ценовые инициативы в третьем квартале как всегда можно будет ожидать от iRU. Видимо, они постараются действовать упреждающими ценовыми ударами против Acer и RoverBook. Насколько эта тактика будет эффективна –покажет время. От BenQ и Fujitsu-Siemens можно ожидать активных действий, направленных на развитие региональных партнерских сетей. Вероятней всего Fujitsu-Siemens Computers проведет целевую региональную рекламную кампанию, которая будет поддержана активными действиями центра телемаркетинга этой кампании. Разумеется, российские новости нельзя рассматривать в полном отрыве от общемировых тенденций. Какой бы ни была уникальной специфика внутреннего рынка, платформенные, дизайнерские и ценовые веяния, конечно же, укладываются в общие глобальные изменения. Что принесло нам первое полугодие 2005? Второй квартал не обошелся без скандала мирового уровня. Многие знают о судебном деле, начатом компанией AMD против Intel, следствием которого явилось намерение компании Hewlett-Packard использовать мобильные процессоры Turion 64 компании AMD в ноутбуках, позиционируемых для бизнес-пользователей по цене до $999. Согласно предварительным планам, эти ноутбуки станут основными конкурентами моделям Intel-ориентированной компании Dell. Таким образом, Hewlett-Packard стала первой компанией "высшего дивизиона", предлагающей бизнес-модели ноутбуков, основанные на чипах AMD Turion 64. До этого момента мобильные процессоры AMD главным образом использовались в "потребительских" ноутбуках таких производителей как Acer, ASUS, Fujitsu-Siemens, Sony и других. Многие аналитики считают, что действия HP серьезно повлияют на положение AMD на рынке процессоров для мобильных компьютеров, где превосходство Intel велико. Но на наш взгляд, перспективы ноутбуков на базе процессоров AMD в бизнес-классе не очень велики, в отличие от потребительского сегмента, где, в первую очередь, основным критерием выбора является цена за мобильность. Все вопросы, замечания и пожелания можно и нужно задавать в конференции Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|