Оборудование предоставлено на тестирование фирмой "Сонар-Сервис"
В сентябре всем серьезным поклонникам автосимуляторов был сделан подарок: в Россию была завезена первая партия легендарных комплектов ACT Labs Force RS + RS Shifter. Больше года длилось ожидание, и вот обновленные комплекты в Москве.
Конечно же, один из них сразу попал в тестовую лабораторию 3DNews. И пробыл там достаточно долго - мы ждали. Ждали другого события, пожалуй, не менее интересного. И вот, две недели назад, это событие произошло: в Москву был доставлен экземпляр новейшего педального узла от ACT Labs с педалью сцепления! Его поставки еще не начались даже в Канаде, а он уже красовался в нашей тестовой лаборатории. Эти новые педали являются отдельным продуктом, приобретаются отдельно и используются вместо штатных педалей комплекта, которым уготована участь пылиться в углу. По этому поводу на форуме ACT Labs в свое время велась ожесточенная полемика между пользователями и представителями компании, в которой ваш покорный слуга принимал активное участие. Конечно, пользователи хотели, чтобы новые педали шли бы в комплекте с рулем, вместо старых, и пусть такой комплект бы стоил дороже. Кому это не нужно - мог бы купить комплект с оригинальными педалями. Однако, представители компании приводили маркетинговые доводы против такого решения. В итоге мы имеем то, что имеем: новые педали необходимо покупать в дополнение к существующим. Или их можно докупить и к комплекту других производителей. Но в этом случае речь пойдет об использовании двух различных контроллеров в списке Game Controllers, и, соответственно, перечень игр будет ограничен теми, которые могут работать с Multiple ID Controllers.
И вот теперь мы публикуем этот "объединенный" обзор: обновленная версия руля ACT Labs Force RS, рычаг КПП ACT Labs RS Shifter и трехпедальный узел ACT Labs Clutch Performance System.
Комплект поставки и внешний вид
Начнем с руля и рычага КПП - с ними проще: они не изменились. Вернее, почти не изменились - руль теперь имеет новые независимые (ура!) подрулевые шифтеры другой формы.
А вот педали - это отдельный разговор... Они производят просто ураганное впечатление!
На огромном (я больше еще не видел) составном основании - три (!) педали с великолепными металлическими площадками в спортивном духе. Левая педаль - сцепление - сделана съемной, что позволяет использовать этот узел и как обычный, двухпедальный узел в тех играх, где сцепление не поддерживается.
Пространство для постановки пяток (каких пяток - там танцевать можно!) закрыто темно-серыми рифлеными резиновыми вставками. Картину довершает пристегиваемый спереди блок удлинения основания. Да уж, эта вещь НЕ выглядит, как аксессуар для компьютерных игр. Эти педали выглядят минимум как часть серьезного автотренажера!
Так как нам на тестирование достался предпродажный образец, комплектность розничной версии может отличаться от нашего. А в нашем случае в комплект поставки, кроме самих педалей, входил еще упомянутый блок удлинения основания, а также переходник для отдельного использования педалей через USB в сочетании с рулем и педалями иных производителей.
Вдоволь налюбовавшись, приступим к установке всего этого богатства :)
Установка, подключение и калибровка
Прежде всего, хочется опять похвалить систему крепления руля к столу. Она, возможно, не самая быстрая, но зато держит просто намертво! Две мощных алюминевых скобы затягиваются двумя колесами, торчащими из корпуса руля с обеих сторон, и снизу прижимают руль к столу.
Трудно даже вообразить себе ситуацию, когда такое крепление подвело бы!
Схема подключения руля и рычага КПП осталась прежней. Напомним, что автомобильные комплекты ACT Labs построены на принципе сменных картриджей. Картридж содержит в себе основной "мозг" системы и все разъемы для подключения. В нашем случае картриджей будет два: один - руля, и другой - рычага КПП. Картридж рычага служит своеобразным переходником. Он имеет L-образную форму и вставляется сзади в гнездо на основании руля. А сам картридж руля вставляется вертикально в картридж КПП.
На картридже руля находится гнездо для подключения питания. А на картридже КПП - еще два разъема, и это - еще одно отличе новой версии. Первый многоштырьковый разъем, как и ранее, предназначен для подключения рычага. А второй - для подключения педали сцепления нового педального узла.
Две других педали подключаются, как и старые, в разъем на основании руля.
После этого,при выключенном руле, необходимо установить драйвера с прилагаемого к рулю CD, а по завершении инсталляции просто включить руль. Если все прощло успешно, то система найдет комплект, и в списке устройств появится следующие позиции:
Теперь в списке игровых устройств появляется ACT Labs Force RS.
Стандартная кнопка "Свойства" открывает доступ к закладкам драйвера. Драйвер этот, кстати, новый, версии 2.2. Эта версия предназначена для рулей, произведенных после 1 июля 2001 года, так как в них ACT Labs внесла какие-то изменения в firmware. Для рулей, выпущенных до этого срока, необходимо использовать драйвер версии 2.1. Что же нового в этом драйвере? Прежде всего, конечно же, поддержка третьей оси педального узла, или оси сцепления.
Ось сцепления имеет обозначение "R", и, что интересно, явлется "нормально инвертированной", то есть при всех органах в отпущенном состоянии ось показывает максимальное значение. По мере нажатия на педаль сцепления значение уменьшается. Это вполне логично с точки зрения работы настоящего сцепления - ведь недаром нажатие на педаль называется "выключением сцепления": когда диски полностью разведены, коэффициент передаваемого момента равен нулю, что соответствует минимальному значению сигнала. Наоборот, при отпущенной педали сцепления (сцепление "включено") передается (в идеале) 100% крутящего момента, или максимальное значение сигнала.
И еще одно отличает ось сцепления от осей газа и тормоза - спайкинг ("дрожание") сигнала. Оно не очень сильное, но хорошо заметное, особенно на фоне других осей, которые вообще стоят как влитые. Трудно с уверенностью сказать, с чем именно это связано - с особенностью данного конкретного экземпляра педалей, или с огрехами разводки сигнала с коннектора на картридже. Будем надеяться, что в играх это особо не помешает.
Меню калибровки как такового не существует - для этого достаточно переместить все органы управления на полный ход, и система сама определяет диапазон перемещения.
Других видимых изменений в драйвере нет - как и прежде, существует возможность использования газа и тормоза на одной или на разных осях, что обеспечивает большую совместимость с различными играми. И, как и прежде, все кнопки устройства представлены просто подряд, так что соответствие того или иного органа на руле или рычаге той или иной кнопке определяется лишь эмпирическим путем, или из нашего предыдущего обзора комплекта.
В работе
Что касается руля и рычага КПП, то здесь нам особо нечего добавить к предыдущему обзору - комплект просто великолепен! Мощные моторы обеспечивают залихватские эффекты обратной связи, ну, а рычаг КПП можно хвалить бесконечно - лучше него может быть только рычаг КПП настоящего Феррари или Порше. Из недостатоков можно упомянуть совершенно неудобный (но, к счастью, не используемый при наличии рычага) хэт в центре рулевого колеса, а также неудобно расположенную нижнюю кнопку на спице - для нажатия на нее приходится снимать руку с руля. Еще хотелось бы на баранке немного рельефа под пальцы рук, но это уже так, из области придирок. Само рулевое колесо вполне удобное, и имеет достаточное сечение для удобного хвата.
Хотя, есть одно приятное новшество - новые подрулевые шифтеры. Они стали на порядок удобнее и приятнее в использовании. Во-первых, теперь они независимы друг от друга, а во-вторых, сами "лопатки" стали шире и существенно лучше "ложатся" под пальцы. Еще раз напомним, что для их использования необходимо отключить рычаг КПП. Такой вариант как нельзя лучше подойдет, скажем, для симуляторов Формулы-1, тем более что для их задействования не нужно производить никакой перенастройки - достаточно просто выдернуть кабель шифтера из картриджа, и все органы управления руля, ранее "занятые" рычагом КПП, возвращают свою функциональность, а именно: упомянутые шифтеры, 8-позиционный хэт в центре баранки, и две нижние кнопки на спицах руля.
Но у нас же теперь новые педали! И, как выяснилось, работают они еще лучше, чем выглядят. Во-первых, очень удобные площадки - они большие и с рифленой поверхностью, поэтому нога на них стоит очень уверенно, и можно дозировать нажатие с максимальной точностью.
А во-вторых, нас просто покорили ощущения от нажатия - для каждой педали они совершенно разные, и абсолютно реалистичные.
Газ - педаль достаточно мягкая, а усилие практически одинаковое во всем диапазоне перемещения. Дозировка тягового усилия - одно удовольствие!
Сцепление - ощутимо пожестче, и к тому же с прогрессивной характеристикой, то есть когда выжимаешь его до конца, это ощущается не только и не столько по упору, но и по возросшему усилию.
Но все это меркнет перед тормозом! Он - раза в два жестче сцепления, а чтобы утопить его в пол, требуется весьма серьезное мускульное усилие. Особенно на последней трети хода. Великолепно! Прямо как в жизни. Секрет такой потрясающей реалистичности кроется (в буквальном смысле) внутри корпуса, под штангой педали. Там, в дополнение к пружине, установлен шаровидный резиновый упор!
Поэтому, в конце хода педали помимо преодоления усилия пружины вам приходится буквально сплющивать этот жесткий резиновый шарик! В итоге возникает полное ощущение "торможения в пол", да еще и мысли об исправности вакуумника посещают :)
Естественно, возросшие усилия на педалях, и изменение направления их приложения потребовали особых мер, препятствующих нежелательному смещению педального узла. И они были приняты: во-первых, размер и вес педального узла более чем внушительны, и это само по себе - серьезное подспорье в борьбе с проскальзыванием. Но инженеры ACT Labs на этом не остановились, и снабдили основание несколькими мощными "зубастыми" резиновыми ножками, которые прекрасно держат на любой гладкой поверхности, а также на ковре или ковровом покрытии.
На фото также видно место крепления резинового шарика-упора под педаль тормоза
И наконец, блок удлинения основания - он выполняет двойную функцию. Во-первых, его можно упереть в стену или иное препятствие, что является оптимальным вариантом. Но если по каким-то причинам это невозможно, есть и другой способ. Блок этот можно развинтить и... наполнить чем-нибудь тяжелым (дробью, или, на худой конец, просто песком), тем самым существенно увеличив вес педального узла. На нем даже предупреждение есть: мол, осторожно - блок, когда наполнен, тяжелый!
Ну, а как же все это ведет себя в играх? Великолепно! Мы просто наслаждались! Старые педали обратно ставить совершенно не хотелось, хотя они - далеко не худший вариант. Но новые - выше всяческих похвал! Однако, приготовьтесь попотеть - через полчаса интенсивной езды правая нога заметно начинает уставать: все-таки новая педаль тормоза очень жесткая. Но мы не жалуемся - нам того и надо, чтобы все было как можно ближе к реальности! Думаю, проехать СУ на раллийной машине тоже не прогулка по парку :)
А вот левая нога устанет значительно меньше. Потому что... часто вообще останется без работы. Список игр, где есть поддержка прогрессивного сцепления, пока достаточно невелик. Вот какая информация приведена на сайте ACT Labs:
Игры с поддержкой аналогового (прогрессивного) сцепления
NASCAR Racing 4 / Papyrus
Grand Prix Legends / Papyrus
Viper Racing / Sierra
NASCAR Heat / Hasbro Interactive
4x4 Screamer / Virgin Interactive
World Sports Cars / West Brothers Racing
Игры с поддержкой цифрового сцепления:
Motor City Online / EA
F1 2001 / EA
Grand Prix 3 / Hasbro Interactive
Немного о терминологии. Что такое аналоговое (прогрессивное) и цифровое сцепление? В первом случае сцепление воспринимается игрой как ось игрового манипулятора, которая может иметь различные плавно изменяющиеся значения. Иными словами, это как в жизни: сцепление может проскальзывать или быть выключено полностью, оно где-то "хватает", если его резко отпустить, машина рванется вперед - в общем, весь пакет.
Второй путь - это путь наименьшего сопротивления для разработчиков игр. Сцепление воспринимается как кнопка, у которой всего два состояния: включено-выключено. Естественно, ни о какой "подработке сцеплением" речи не идет, и, честно говоря, такая реализация сцепления в игру привносит лишь одно приятное новшество - возможность чем-то занять левую ногу :)
Нас, с точки зрения тестирования, интересовал прежде всего первый алгоритм, и поэтому мы выбрали игру NASCAR Racing 4 от Papyrus, тем более что в этой игре еще и рычаг КПП прекрасно поддерживается, а все благодаря очень простому, гибкому и продуманному интерфейсу настройки органов управления:
Итак, мы - на выезде с питлэйна. Выжимаем сцепление (о, как это приятно!), включаем первую, газуем... Машина стоит на месте. Все правильно. Начинаем потихоньку отпускать сцепление, держа высокие обороты. В какой-то момент машина делает небольшой рывок вперед, а обороты падают под нагрузкой. Все как в жизни! Опять выжимаем сцепление, останавливаемся, даем газ в пол (7000 оборотов), и быстро приотпускаем сцепление. Визг шин, и машина волчком улетает в занос!
Да, с педалью сцепления ощущения от виртуальной езды приобретают совершенно иной характер. Единственное, что теперь отделяет от реальности - это отсутствие ощущения ускорений телом и запаха выхлопных газов. Все остальное - есть. Руки - на руле с обратной связью, рядом - полноценный рычаг КПП, под ногами - три педали. В общем, как поется в одной известной рекламе, "Ха-а-раа-шо!.... Что может быть лучше-е-е!.."
Ну как же, спросит читатель, это же всего с десяток игр. А что делать с шифтером и педалью сцепления в остальных?
Утилита ShiftIt! 2.0
Не волнуйтесь - и здесь разработчики позаботились о вас: буквально накануне публикации обзора, 5 ноября, ACT Labs объявили о выходе новой версии утилиты для использования рычага КПП в играх, напрямую его не поддерживающих: ACT Labs ShiftIt! 2.0. Теперь, помимо эмуляции рычага КПП, утилита позволяет эмулировать и сцепление (цифровое) для игр, его не поддерживающих. Во время игры утилита должна оставаться активной, и после настройки ее окно минимизируется в панель задач:
Расскажем об этой программе чуть подробнее.
Основное окно утилиты ShiftIt! открывает доступ к четырем основным меню настройки: настройка рычага КПП, настройка сцепления, настройка параметров режима "прямой поддержки" и "общей поддержки". Что значат два последних термина? Утилита имеет два основных режима работы: т. н. прямая поддержка (Direct Support) и общая поддержка (Generic Support). В первом случае программа напрямую обращается к параметрам игры, загруженным в оперативную память, и динамически их меняет в той части, которая касается трансмиссии машины (выбранная передача, нейтраль и т. д.). При этом программа сама определяет, какая игра (из поддерживаемых ею) загружена, и сама находит все необходимые области данных для изменения. А приведенный в ниспадающем окне список игр носит чисто информативную функцию - выбирать в нем ничего не надо.
Если же выбранная игра не поддерживается утилитой напрямую, можно воспользоваться "общим"режимом. В данном случае из ниспадающего меню вы выбираете клавиатурные символы, которые в игре используются для последовательного переключения передач вверх и вниз, и программа сама отслеживает, откуда и куда вы перевели рычаг, и, в зависимости от этого, посылает эмулированную клавиатурную команду переключиться вверх или вниз.
Наиболее ощутимо различия между этими двумя методами проявляются при непоследовательном переключении (например, с пятой на вторую). При прямой поддержке программа просто заменяет значение передачи в памяти с 5 на 2, и игра воспринимает прямое переключение. А вот в случае "общей поддержки", несмотря на то, что рычаг вы дернули прямо с 5-й на 2-ю, программа все равно посылает три последовательные команды Shift Down (переключиться вниз). Во-первых, это занимает больше времени, а во-вторых, возможны ошибки из-за того, что игра не успеет воспринять эти команды. Для решения возможных проблем в меню настроек режима общей поддержки предусмотрены ручные регулировки длительности эмуляции нажатия клавиши, а также задержки между последовательными переключениями.
Для каждого из режимов пользователю также доступен ряд дополнительных настроек: интервал и приоритет запросов состояния КПП в игре; минимальное время нахождения рычага в нейтрали, после которого в игру также посылается команда "нейтраль; а также, наличие нейтрали как отдельной ступени при секвентальном переключении.
Теперь рассмотрим настройку органов управления. В меню настройки шифтера можно выбрать конфигурацию прорезей - стандартная (задняя передача - вправо-назад, максимум - 7 передач), Н-образная (задняя передача - влево-вперед, максимум - 6 передач), и пользовательская, в которой вы можете задать, какой из прорезей рычага какая передача соответствует.
Теперь о сцеплении. Конечно, если игра не поддерживает прогрессивную ось сцепления, то никакой утилитой делу не поможешь. А вот цифровое ("кнопочное") сцепление - другое дело. Для этого достаточно, чтобы в нужный момент утилита послала игре команду "нейтраль", имитируя выжим сцепления. Именно так все и реализовано в ShiftIt! Мастер настройки сцепления позволяет назначить точку "схватывания" сцепления - некое значение оси, при котором как-бы срабатывает сцепление.
Обратите внимание: когда значение оси педали выше точки схватывания, надпись гласит: "Сцепление выжато". Как только значение падает ниже, надпись меняется на "Сцепление отпущено"
Как же все это работает? Мы протестировали утилиту в 2 играх. Во-первых, мы настроили КПП и сцепление в Midtown Madness 2 от Microsoft. Изначально эта игра не поддерживает ни того, ни другого, однако находится в списке "прямой поддержки". Исходя из того, что большинство машин в режиме автоматической КПП имели 4 передачи, мы в настройках шифтера ограничили количество передач 4-мя. Затем, в настройках игры, необходимо выбрать ручную КПП, и - в путь!
Утилита сработала безукоризненно - все передачи четко включались, причем не только последовательно, но и "вразброс". Езда заметно повеселела :) Работало и сцепление, и хотя толку от него особого не было, можно было вовсю отвести душу, стартуя с дымом из-под колес!
Ну, а во втором тесте мы настроили сцепление в Rally Champoinship - игре, которая поставляется вместе с рулем и имеет встроенную поддержку рычага КПП. Сцепление в раллийных гонках играет очень важную роль, но воспользоваться им должным образом мешала его непрогрессивная характеристика. Поэтому, конечно, ничего лучше встроенной поддержки аналогового сцепления нет. Однако, за неимением таковой - возможности утилиты ShiftIt! 2.0 приходятся как нельзя кстати.
Выводы
Не хочется патетики, а придется. На сегодняшний день комплект для автосимуляторов от ACT Labs является, вне всякого сомнения, наиболее полным и реалистичным бытовым комплектом для персонального компьютера. Он - лучший. И главное здесь - не великолепное качество изготовления, не мощные моторы обратной связи, не супернадежное крепление. Главное - даже не тот факт, что на сегодня это единственный комплект с полноценным рычагом КПП и тремя педалями. Главное - его концепция, в которой отразилось отношение разработчиков к пользователям. ACT Labs, не побоявшись маркетинговых трудностей, вышла на рынок с отнюдь не ширпотребным, очень нишевым и эксклюзивным продуктом, и продолжает его развивать и поддерживать, за что ей - огромное спасибо. И отдельное спасибо тем людям, которые не побоялись привезти такой "немассовый" товар в Россию, услышав призывы российских "хардкорных" гонщиков. И теперь то, на что раньше только облизывались, разглядывая фотографии в Интернете, стало реальностью московских магазинов. Или, в случае с новым педальным узлом, станет в ближайшем будущем. Как говорится, gentlemen, start your engines!
Кратко
"+"
- самый полный набор органов управления для автосимуляторов
- высокое качество исполнения, надежная конструкция
- мощное крепление
- прекрасные эффекты обратной связи
- модульная концепция, возможность апгрейда
- удачно подобранные усилия на педалях
- многофункциональная утилита ShiftIt!, возможность использовать в играх без встроенной поддержки
"-"
- неудобное расположение некоторых органов на руле
- "дешевые" пластиковые накладки на рычаг КПП