В этом году рынок вертолетных симуляторов буквально взорвался - вышло сразу три весьма ожидаемых симулятора - Gunship! от Microprose, Comanche Vs. Hokum: Enemy Engaged от Razorworks и Ka-52 Team Alligator от GT Interactive. Касательно последнего, кстати, можно сказать "был от GT Interactive", вплоть до 10 мая, когда было объявлено, что все программные продукты этой компании будут теперь выходить под торговой маркой "Infogrames", которая владеет контрольным пакетом GT Interactive. Но я не об этом.
Я все о том же - чем летать?
Действительно, на рынке бытовых летных манипуляторов нет специальных вертолетных комплектов, даже у "грандов" этого дела - Thrustmaster и CH Products. Но любители авиасимуляторов прекрасно знают, что органы управления самолетов и вертолетов отличаются, особенно в части управления тягой. На самолетах это рычаг, двигающийся, в большинстве случаев, вперед-назад и управляющий тягой двигателей. В вертолете же все обстоит принципиально иначе - этот рычаг ("шаг-газ") расположен, как "ручник" в автомобиле, и двигается вверх-вниз, управляя при этом шагом винта, а не оборотами. Управление собственно тягой турбины осуществляется поворотом самой ручки рычага вокруг своей оси, то есть как если бы на автомобильный ручник присобачить мотоциклетный "газ". В большинстве случаев в режиме полета газ остается неизменным.
Это в жизни. А что в играх?
Практически во всех играх управление вертолетом сводится к 4-м осям - 2 на ручку, 1 на шаг несущего винта и 1 на поворот. В принципе, любого полного комплекта (джойстик + тротл + педали) хватит, но - это будет не совсем то! Неужели, подумал я, никто этим вопросом не озаботился? Ведь сделали же ACT Labs полноценный механический рычаг КПП для автосимуляторов! (см. обзор). Ведь выпускали же ECCI педальные узлы с педалью сцепления и гидравлическим контуром в педали тормоза? И вот в результате упорных поисков мне удалось обнаружить подобный продукт, правда, э-э-э..., в несколько, скажем, ином ценовом диапазоне. Засим позвольте представить вам компанию Flight Link ATD и их
Rotor Wing Controls
Конечно, мне трудно отнести это изделие к бытовым, как по цене, так по концепции. Однако - то ли понятие "быта" у нас и у них разное... Компания Flight Link позиционирует эти продукты в том числе и для ... игр! Да-да, для обычных, РС-шных авиасимуляторов: на сайте прямо названы MSFS 98, 2000 и X-Plane. А так как комплект работает через обычный геймпорт, можно использовать любые драйвера аналогового устройства с соответствующим количеством осей, а значит, и использовать его в любой игре, поддерживающей управление джойстиком. Состоит он из 4 частей, каждую из которых можно приобрести отдельно. Рассмотрим поподробнее:
G-Stick II
Ручка управления автоматом перекоса винта. Промышленное качество, полностью металлическая конструкция. Точная реплика ручки управления вертолета Hughes 500. В основании - цельная стальная пластина с отверстиями для крепления педалей (опция). Особые износостойкие шарниры крепления ручки. Высококачественные потенциометры (наработка на отказ - 1 миллион поворотов). Привод потенциометров - типа "шестерня-рейка" для обеспечения высокой точности и мягкости управления. Совместима с любыми программными продуктами, использующими стандартный аналоговый игровой порт. Стоимость - 480$ (без учета доставки).
Collective
Комбинированный рычаг "шаг-газ" для управления шагом лопастей несущего винта и (дополнительно) оборотами турбины. Выпускается в двух вариантах: с функцией поворота рукоятки для управления оборотами турбины и без таковой. Цельнометаллический корпус, механизм полностью из нержавеющей стали. Те же потенциометры. Работает так же через игровой порт. Совместим с G-Stick II. Вариант без контроля турбины работает во всех симуляторах, использующих игровой порт, вариант с контролем турбины - только в X-Plane. Стоимость: без контроля турбины - 190$, с контролем турбины - 325$. Учитывая, что управление турбиной поддерживается только в одной игре, переплачивать почти в 2 раза вряд ли целесообразно, так что "облегченный" вариант представляется более интересным.
Anti-Torque Pedals
Педальный узел для управления поворотом вертолета (либо через шаг хвостового винта (вертолеты типа Ми-8) либо через относительную тягу соосных несущих винтов (типа Ка-50, Ка-52)). Опять же, цельнометаллический корпус, основание имеет отверстия для крепления на G-Stick II. В качестве демпфирующих элементов используется не пружина, а 2 гидравлических цилиндра для обеспечения максимально реалистичного и плавного управления. Работает как стандартный Rudder в любом симуляторе. Стоимость - 425$.
Кресло со станиной
По облику компонентов этого комплекта понятно, что они предназначены для размещения отнюдь не на компьютерном столе. Для того, чтобы собрать все это дело воедино, предлагается специальное кресло со станиной, на которую можно закрепить рычаг "шаг-газ". Кресло имеет утяжеленное металлическое основание, каркас сиденья выполнен из высокопрочных композитных материалов и обтянут кожзаменителем с мягкой набивкой. К большому сожалению, по высоте оно не регулируется, хотя за такие деньги можно было бы и предусмотреть. А стоит такой стульчик 385$.
Итого, всего лишь за каких-то там 480 + 190 + 425 + 385=1480$ без доставки вы получите полный комплект профессионального качества для управления вертолетом! Миллионерам направо, сумасшедшим налево, остальным - Close Window и спокойно спать.