Периферия

ИнтерТрах, или дайте мне три степени свободы

Автор: huMMer

(Пара слов в догонку обзора персонального ЖК-монитора SONY Glasstron PLM 700 E)

Я заранее поздравляю и даже немного искренне завидую будущему победителю конкурса, проводимого нашим любимым 3DNews. Но пока конкурс не окончен, я решил воспользоваться дружеским расположением новоиспеченного академика Кузина и пощупать сие творение человеческой мысли, бережно переданное на недельку в мое личное пользование.

3 500 долларов... Что можно купить на эти деньги? Много чего. Машину (нашу). Неплохой домашний кинотеатр (не наш). Или погрузиться за эти деньги в виртуальную реальность. Или не погрузиться?

На самом деле, описанное в обзоре Sony Glasstron S700 устройство является двумя отдельными устройствами, а именно: персональным головным ЖК-монитором Sony Glasstron PLM 700 E, а также гироскопическим модулем отслеживания движения InterTrax 30 компании InterSense, который я для краткости буду называть трэкером.. Ну, с первым все абсолютно понятно, и описывать его еще раз смысла нет. Позволю себе лишь поддакнуть в том, что Сони явно пожалели кабеля - шнур VGA-VGA, которым управляющий блок монитора соединяется с видеокартой, имеет длину не более 20 см (!), да и шнур от блока к самому устройству длиной своей не впечатляет.

А вот модуль движения довольно интересен.

Во-первых, у данного устройства есть два режима работы: Native 3DOF Mode (собственный режим с тремя степенями свободы) и Mouse Emulation Mode (режим эмуляции мыши). В зависимости от того, воткнута ли сериальная мышь в переходник трэкера в момент запуска компьютера, включается тот или иной режим. Второй режим и есть то, что было испытано в первом обзоре. Позволяет, крутя головой, таскать курсор по десктопу в Виндах и пользоваться им в играх, но только тех, где есть режим Mouse Freelook или ему подобные. Осей, понятное дело, две. А вот native mode меня заинтересовала, и я попытался разобраться, что к чему.

Как известно, никакого софта с трэкером не поставляется. На сайте производителя царит полное запустение. С трудом удалось откопать два архива. Один, как гласит название, является драйвером для трекера на основе DirectInput. Второй - некая демонстрационная программа для визуализации работы устройства в собственном режиме, с тремя степенями свободы. В текстовом файле к драйверу было прочитано следующее: шедевр этот имеет статус бета-версии, датированной 1998 годом, после чего следовало грозное "Windows 95 only!". Вот тебе и 2000 год на дворе! Правда, далее было написано нечто весьма многообещающее - мол, устройство нужно просто добавить в список игровых контроллеров и... что "и", представить, честно говоря, было довольно сложно, а узнать на практике так и не удалось, так как девайс работать отказался категорически, как под 95-ми, так и под 98. После инсталляции драйвера в списке игровых контроллеров появляется новое устройство под названием "InterSense InterTrax", но со статусом Not Connected.

Помимо этого, в свойствах системы, в разделе Sound, Video and Game Controllers появляется устройство - InterTrax DirectInput Driver.

И все. На этом прогресс заканчивается. Никакой реакции на бешеное вращение головой до боли в шейных позвонках не проявляется. Ладно, думаю. Запустим демонстрационную программу (без особого, надо сказать, энтузиазма). Программа оказалась с попахивающим нафталином псевдо-ДОСовским интерфейсом, напоминающем первые версии Norton Utilities. Но - о, чудо! Она заработала! При поворотах головы каркас кубика весело вертелся в разные стороны, а три круглых циферблата, напоминающие авиационные радары, показывали углы отклонения по трем осям.

Помимо этого, программа могла показать скорость потока данных через СОМ-порт и версию firmware. Среди опций оказались выбор СОМ-порта, его скорости, а также возможность инвертировать две из трех осей (те, которые совпадают с осями мыши). Окрыленный таким головокружительным успехом, я поспешил списаться с представителями компании и постараться выяснить, что же именно у меня пошло не так с DirectInput'овским драйвером. И между нами завязалась несколько странноватая переписка, достойная частичного цитирования в данном обзоре:

huMMer:

"...Вот, пытался воспользоваться вашим DirectInput драйвером, однако безуспешно - устройство не подключается. Не удалось ни под 95-ми, ни под 98-ми. Не подскажете, в чем проблема?"

InterSense:

"...Да, мы уже давно не тестировали наш DirectInput драйвер для InterTrax 30. (это как, с 98 года? - прим. автора), но я обязательно протестирую его на следующей неделе и сообщу вам результат."

Уже неплохо, да?

huMMer:

"Я пытался изучить и использовать его возможности в среде Windows 9.x не только в режиме эмуляции мыши, чтобы не ограничиваться играми, поддерживающими freelook. И прежде всего я представлял себе его использование в летных симуляторах в качестве инструмента целеуказания и(или) визуального осмотра окрестностей (камера обзора). Не знаете ли вы о планах компаний-разработчиков включить его поддержку в свои игры?"

InterSense:

"Я обязательно посмотрю драйвер, как только у меня будет время. Если там есть проблемы, мы постараемся их исправить скорейшим образом (это "если" меня умиляет:-) - прим. автора). Да, мы планируем продвигать наше устройство на рынок компьютерных игр (с таким саппортом и вниманием к софту? Можно заказывать погребальные венки! - прим. автора), и если нам это удастся, увеличатся объемы производства, и упадет цена.

Вот как! Да просто давненько не тестировали. Было-то все ОК, но вот полежало пару лет, и испортилось. Может, пыль, может, моль побила...

Ну цирк просто!

Короче, я понял, что еще месяца три нам точно не увидеть трэкер в списке игровых контроллеров. А жаль, действительно жаль. Ведь устройство использует достаточно передовые технологии. Так, в его основе лежит усовершенсвованная система микрогироскопов, совершенно неподверженных влиянию соседствующих электронных устройств. Все расчеты угловых отклонений выполняются встроенным процессором, то есть ЦП не загружается совершенно. А характеристики устройства в native mode весьма незаурядны:

Частота дискретизации 256 герц
Угловой диапазон - крен и поворот: (+/-) 180 град.
Угловой диапазон - тангаж: (+/-) 80 град.
Максимальная угловая скорость - поворот: 400 град/сек
Максимальная угловая скорость - Крен и тангаж: 360 град/сек.
Минимальная угловая скорость 2 град/сек.
Джиттер в состоянии покоя отсутствует
Время задержки 38 (+/-) 2 мс.

Скорость передачи данных ограничена лишь скоростью СОМ-порта, или 38400 бод.

Но пока мы имеем то, что имеем. А именно, эмуляцию мыши. И надо сказать, ощущения на самом деле классные! Ну, про 3D-шутеры я не говорю - там это просто как родное, хотя привыкать надо долго. Но ведь не Квейком единым, что называется! И выяснилось, что есть еще несколько игр иных жанров, поддерживающих Freelook. Среди авиасимуляторов были упомянуты Flight Unlimited II и Red Baron 2, помимо этого, с трэкером можно неплохо оторваться в Heavy Gear II.

Здесь я хотел бы покаяться перед достопочтенной публикой. Находясь в страшном цейтноте (все-таки полагается отдать главный приз к моменту вручения :-), я опрометью помчался в Мекку самых честных сидюков (на Ми- начинается, на -тино кончается), где привел в полное замешательство всех продавцов, тряся их за грудки в поисках игр двухлетней свежести. В итоге Red Baron я вообще не смог найти, вместо Flight Unlimited 2 мне всучили Flight Unlimited 3, где, как потом выяснилось, никакого мышиного freelook нет (я теперь вообще сомневаюсь, был ли он во втором). С горя я нахватал еще всего, чего там было из полетать, а именно: MS Combat simulator, F-18 MRF и MiG-29 Fulcrum, надеясь, что хоть где-то будет поддержка обзора мышкой. Увы, увы мне!!! Нигде. Поэтому главную цель своего обзора я не выполнил. Я не могу рассказать вам, что чувствуешь в кабине, скажем, Fokkewulf, когда сзади слева слышишь звук мотора вражеского самолета, и, чтобы убедиться, что он сел тебе на хвост, ты просто... поворачиваешь голову! Ах, как заманчиво!!! Или как классно, пилотируя Piper Seneca II над ночным Сиетлом, заложить лихой вираж и, повернув голову, увидеть под крылом огни ночного города!...

Хватит сентиментов. Возвращаясь к сути дела, хочу высказать пожелание разработчикам авиасимуляторов. Мышиный freelook необходим! И если для F-22 Lightning это, может, и некритично, то для самолетов Первой Мировой, да и Второй тоже, когда не было и радаров, ни системы идентификации свой-чужой, ни систем оповещения об опасности, единственным способом не поймать с полкило свинца было вовремя увидеть супостата, шустро вертя башкой! И вот оно, чудо-устройство, которое позволяет этой самой башкой вертеть, да вертеть-то ею особо негде.

На этой печальной ноте хочу завершить обзор моей попытки погружения в виртуальную реальность. Не все получилось, что хотелось бы, и я не постесняюсь выдвинуть обвинение производителю, компании Intersense, за откровенное забвение, которому было предано их, в общем-то, весьма интересное и незаурядное устройство. Со своей стороны обещаю, что не слезу с них и буду бомбить их гневными письмами, пока они не очнутся и не разберутся с софтом для Intertrax. О ходе нашей маленькой эпистолярной войны буду регулярно докладывать на 3DNews.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Soft
Hard
Тренды 🔥