В дополнение к переводу интервью, опубликованного на сайте Thrustmaster, наш видный джойстиковед и рулевод, huMMer, после долгой борьбы сумел-таки взять своё собственное интервью у руководителя проекта HOTAS компании Thrustmaster, Гийома Лельвэ (Guillaume Leleve).
3DNews благодарит г-на Лельвэ за полные и подробные ответы.
huMMer: Будут ли оба устройства программироваться и функционировать отдельно?
GL: Нет, джойстик и РУД (Ручка Управления Двигателем) были спроектированы так, что они работают вместе. Настоящие, серьезные любители авиасимуляторов всегда используют РУД, и мы решили продавать их вместе, как комплект. Это также хороший способ избежать проблем с совместимостью. Заставить отдельные USB-контроллеры работать вместе так, чтобы Windows видели их как единое устройство - задача не из легких. Это зависит от DirectX и того, как игры опознают контроллеры и, рано или поздно, вы неизбежно столкнетесь с проблемами совместимости. При нашей конфигурации такая ситуация просто невозможна.
huMMer: Каким образом будет осуществляться программирование - путем загрузки файла конфигурации в контроллер, как в F-22 Pro/F-16 TQS, или через специальное активное приложение, как в Guillemot FF Racing Wheel?
GL: Генерирование клавиатурных команд происходит целиком на аппаратном
уровне в самом устройстве, то есть скомпилированный файл должен быть загружен
в контроллер. У этой технологии существует множество преимуществ: обеспечивается
стопроцентная совместимость с Microsoft Windows 98 и 2000, генерирование
клавиатурных команд имеет абсолютную надежность, и контроллеры не отнимают
важные ресурсы (память и ЦП) у операционной системы.
huMMer: Будут ли возможности программирования столь же продвинутыми,
как и у F-22 Pro/F-16 TQS, будет ли предусмотрена возможность логического
программирования?
GL: Программирование будет намного более продвинутым, чем у предшественника
- F22/TQS. Новый комплект при этом более прост в использовании, так как
все кнопки и хэты могут быть запрограммированы как кнопки DirectX, и, если
игра поддерживает их, то можно назначить функции прямо из игры, и вам не
обязательно программировать контроллер. Это более простой способ, и он
будет достаточен для многих пользователей. Для тех же, кто желает большего,
доступны все возможности всех предыдущих систем HOTAS Thrustmaster, плюс
новые мощные функции. Конечно, это означает, что вам придется научиться
программировать HOTAS, правда, можно просто скачать файл, созданный кем-то
другим :)
huMMer: Будет ли предусмотрена возможность работы осей джойстика,
РУД и педалей в цифровом режиме (генерирование последовательности клавиатурных
команд)?
GL: Да, все оси (а их всего 10) могут быть запрограммированы для работы в цифровом режиме. Джеймс Хэллоуз (James Hallows) практически переписал руководство касательно этого аспекта работы контроллеров, и смею вас заверить, что пользователи предыдущих продуктов ТМ обнаружат просто таки потрясающую разницу в программировании осей.
huMMer: Сколько кнопок/хэтов/переключателей/дисков будет на устройствах?
GL: Что касается кнопок - точно то же самое, что и на F22/TQS - с точки зрения числа кнопок и хэтов новый комплект - копия предыдущего. Разница заключается в том, что вместо 4-позиционного переключателя для управления мышкой на РУД (Т11 - Т14) мы теперь используем микроджойстик, добавляя, таким образом, еще две оси. В терминологии DirectX у нас получается устройство с 10 осями, 28 кнопками и переключателем видов!
huMMer: Возможно ли будет управление мышью с РУД?
GL: Да, так же, как это было на старом TQS, однако использованная там система уже устарела. Мы заменили четырехпозиционный "ластик" на TQS на микроджойстик, как на некоторых геймпэдах. Он более эффективен, более удобен в использовании и имеет больше возможностей для программирования. Но при этом можно использовать для управления мышью практически все, что угодно - хэт, диск на TQS... что угодно. Новая система программирования позволяет, например, перенести управление мышью с микроджойстика на один из хэтов одним нажатием кнопки.
huMMer: Рукоятки каких моделей самолетов будут реплицированы на сменных рукоятках к комплекту на момент его выпуска в продажу?
GL: Во-первых, весь комплект является репликой органов управления самолета F-16 Block 50. Рукоятки джойстика будут сменными, замена осуществляется за считанные секунды. Мы рассматриваем варианты, РУСы каких еще самолетов можно воспроизвести, и мы будем, конечно, спрашивать наших пользователей, что они хотели бы видеть. Мне лично очень нравится РУС самолета СУ-27, но для того, чтобы ее воспроизвести, нам необходимо сначала получить на то соответствующее разрешение, а это сложный процесс, который может занять много времени.
huMMer: Будет ли новый комплект педалей для HOTAS?
GL: Да, мы в настоящий момент работаем над новыми педалями, которые будут иметь 3 оси и будут выпущены позже. А до этого момента новый комплект HOTAS позволит пользователям подключать существующие модели педалей TM.
huMMer: Будет ли поддержка старых игр (возможность эмуляции стандартного устройства 3(4) оси - 4кнопки?)
GL: Да, но вы должны помнить, что реальный режим DOS и USB не
совместимы...
huMMer: Будет ли можно сконфигурировать какой-либо из хэтов джойстика
в аналоговом режиме (для эмуляции старого режима "ТМ-совместимого" хэта)?
GL: Если под "аналоговым режимом" вы имеете ввиду режим переключателя видов, то да, хэт 1 будет восприниматься как стандартный переключатель вида, если он не будет запрограммирован иначе. Однако если требуется, то можно будет сконфигурировать в этом режиме любой другой хэт.
huMMer: Как вы оцениваете маркетинговые преимущества и сильные и слабые стороны вашего будущего продукта по сравнению с его ближайшим конкурентом - комплектом F16 Fighterstick USB - Pro Throttle USB - Pro Pedals USB от CH Products?
GL: Ну, давайте взглянем на наш продукт. Thrustmaster всегда лидировал на рынке HOTAS. Наш новый комплект контроллеров - это не апгрейд старых, это полностью другой продукт, который изменит рынок игровых контроллеров. Это полная копия органов управления истребителя F-16 Block 50 ВВС США, на что у нас есть лицензия ВВС США на право использования этого имени. Комплект практически весь выполнен из металла (включая кнопки и хэты), имеет улучшенную механическую конструкцию, полностью новую электронную начинку, способную осуществлять обработку параллельных процессов исключительно внутри устройства, и беспрецедентные возможности программирования. Продукцию CH Products просто нельзя даже сравнивать - их комплект состоит из отдельных USB-устройств, в которых реализована совершенно иная технология, обеспечивающая некую базовую функциональность, которая появилась еще в 1994 году у HOTAS от Thrustmaster, к тому же, за исключением РУДа, не отличается радикально по конструкции от предшественников. Но, опять же, мы просто нацелены на совершенно разные рынки.
huMMer: Есть ли в планах введение "обратной связи" в линейке hi-end контроллеров?
GL: Thrustmaster в настоящее время работает над контроллером Top Gun Afterburner Force feedback, который будет единственным джойстиком с обратной связью, в котором будет настоящий отдельный сектор газа. Пока планов выпускать версию нового комплекта HOTAS с обратной связью нет, но в будущем все может измениться...
На вопросы отвечал руководитель проекта HOTAS Гийом Лельвэ (Guillaume Leleve)
Дополнительные материалы
Thrustmaster. Проект HOTAS. Часть 2 [12/01/2001]Thrustmaster. Проект HOTAS 2000 [27/06/2000]
Thrustmaster. Новая линейка летных контроллеров. [26/06/2000]
Ресурсные испытания. "Thrustmaster". [30/09/2000]
Джойстики "Thrustmaster"