Рынок игровых манипуляторов достаточно сильно изменился за последнее время. С одной стороны, эти перемены были обусловлены дальнейшим развитием компьютерных технологий. USB-интерфейс уверенно вытесняет старый Game Port, а последние версии DirectX представляют расширенные функциональные возможности устройств ввода. Это позволило снять целый ряд ранее существовавших ограничений и устранить многие недостатки, присущие прежним моделям. С другой стороны, изменился и расклад сил среди основных производителей. Одни, похоже, ушли насовсем, другие сменили владельца. Ну и в-третьих, несколько изменилась общая концепция и идеология игровых манипуляторов. Итак, кто и что есть на этом рынке в 2001 году.
Общие тенденции
- Интерфейс
USB наступает семимильными шагами! В настоящее время остается все меньше новых моделей, которые бы поддерживали только Game Port, и уже никто не смотрит в сторону Serial Port. Большинство новых моделей как минимум поддерживают оба интерфейса, а многие ограничиваются только USB. Преимущества USB-интерфейса, конечно, очевидны – это более высокие скорость и точность реакции органов управления, простота установки, прямая поддержка всех функций в играх через DirectInput, возможность одновременного использования нескольких контроллеров, и т. д. Единственным недостатком является несовместимость с рядом ОС (DOS, Win 3.1, ранние версии Win95, Win NT 4.0), ну так что ж поделать – прогресс идет вперед! Просим всех на Win 98/ME/2k :)
- Force Feedback
Несмотря на все восторженные похвалы и эпитеты в превосходной степени, обратная связь итак и не стала отраслевым стандартом для игровых манипуляторов. Очевидно, главную роль в этом стала высокая цена джойстиков с Force Feedback, что не позволило им стать "массовыми". И действительно, вряд ли можно найти джойстик с обратной связью дешевле, чем за 70-90 долларов.
Помимо высокой цены, необходимо учитывать еще один фактор. Если человек готов заплатить за джойстик 100-150 долларов, значит, это серьезный фанат авиасимуляторов. А если это так, то он скорее отдаст эти деньги за раздельные РУС и сектор газа, что, по мнению подавляющего большинства серьезных сим-фанов, нужнее и важнее, чем эффекты обратной связи. Тем более что не было и пока нет ни одной модели летных контроллеров, которые сочетали бы в себе полную функциональность органов управления (раздельные ручку, сектор газа и, желательно, педали) и Force Feedback. Надежда было забрезжила, когда Thrustmaster заявил о модели Top Gun Afterburner Force Feedback, которая должна была стать первым на рынке комплектом из раздельных РУС и РУД с обратной связью, однако, увы, пока дальше заявлений дело не продвинулось.
- Считывание сигнала
В этом отношении производители дружно (за редким исключением) проявляют завидный консерватизм: до сих пор подавляющее большинство выпускаемых джойстиков используют электрические потенциометры для считывания положения органов управления. Исключением является Microsoft, использующий оптические сенсоры в своих джойстиках серии Sidewinder. Видимо, на то есть веские причины либо технологического, либо экономического порядка.
Производители и новые модели
В настоящий момент представлен 3 новыми моделями джойстиков:
- Top Gun Fox 2
- Top Gun Fox 2 Pro
- Top Gun Afterburner
Все три манипулятора поддерживают USB-интерфейс, из них только Fox 2 поддерживает также Game Port
Плюс к этому еще есть повисший в воздухе Top Gun Afterburner FF, а также уже более реальный, но пока еще далекий и недоступный HOTAS.
В 2001 году CH Products предлагают следующие модели:
- CH Flight Sim Yoke USB
- CH Flight Sim Yoke USB LE
- F-16 Combatstick USB
- Pro Pedals USB
Все эти модели являются USB-ремейками уже хорошо известных одноименных контроллеров для Game Port, большинство из которых, кстати, по-прежнему выпускаются.
Pro Pedals USB, которые появились в 2000 году, на данный момент являются единственными на рынке USB-педалями с поддержкой раздельных педальных тормозов.
Более подробно об этих моделях СH Products можно посмотреть здесь.
Помимо этих моделей, в 2001 году ожидается выход еще трех устройств, переведенных на рельсы USB:
- Flight Stick Pro USB
- Pro Throttle USB
- F-16 Fighter Stick USB
Модельный ряд джойстиков состоит из 4 устройств:
- Wingman Attack (Game Port)
- Wingman Extreme 3D Digital (USB/Game Port)
- Wingman Force 3D (USB)
- Wingman Strike Force 3D (USB)
Два последних джойстика – с обратной связью.
В 2001 году Microsoft обновил модельный ряд джойстиков Sidewinder:
- Sidewinder Joystick (USB)
- Sidewinder Precision 2 (USB)
- Sidewinder Force Feedback 2 (USB, Force Feedback)
В джойстиках Sidewinder используются оптические сенсоры.
Джойстики Gravis разделены на 3 категории: XTerminator, Eliminator и Destroyer.
- XTerminator Dual Control (USB/Game Port)
- Eliminator Precision Pro (USB/Game Port)
- Eliminator Joystick (USB)
- BlackHawk Digital (Game Port)
- Destroyer Xtreme (USB)
- Destroyer Joystick (Game Port)
- BlackHawk (Game Port)
Подробнее о джойстиках Gravis можно узнать здесь.
В 2001 году компания предлагает следующие модели джойстиков:
- Flight 2000 F-16 (Game Port)
- Flight 2000 F-22X (Game Port)
- Flight 2000 F-23 Digital/F-23 USB (Gameport/USB)
- Max Fighter Digital F-31D (Game Port)
- Max Fighter Digital F-33D (USB/Serial, Force Feedback)
F-33D - eдинственный новый джойстик, который использует интерфейс Serial Port.
Похоже, компания ушла из бизнеса. По крайней мере, дата последнего обновления их сайта – 20 января 1999 года, и с тех пор о ней не было вообще никаких новостей.
Что еще?
Джойстики выпускает еще целый ряд менее именитых производителей, но их модели, как правило, либо не представляют из себя ничего стоящего, либо являются точной копией джойстиков других фирм (маркетинг, понимаешь :)) Для тех, кто, тем не менее, заинтересуется: на The Control Center подобрана неплохая коллекция ссылок на сайты производителей самых различных игровых манипуляторов.
Что дальше?
Общая тенденция, наблюдаемая на рынке игровых манипуляторов, может быть охарактеризована как "массовость, дешевизна и USB". С точки зрения обычных пользователей это, безусловно, хорошо. Небольшая цена, легкость подключения, прямая поддержка через DirectInput – что еще нудно для счастья? Однако с другой стороны, для серьезных поклонников авиасимуляторов настали не лучшие времена. Конечно, сидеть на Game Port никому уже не хочется. Да, для этого интерфейса можно еще пока найти легендарные модели Thrustmaster или CH Products, но это уже попадает в разряд раритетов. А новый HOTAS от Thrustmaster еще надо дождаться, и CH пока продолжает кормить завтраками по поводу CH Pro Throttle USB. И тем не менее, все эти модели запланированы на 2001 год. Остается надеяться, что они все-таки появятся до новогодних праздников 2002 года, в том числе и у нас в России.