Не часто приезжает к нам исполнительный директор Intel, Крейг Баррет, ох, нечасто. В четвертый раз всего за все время существования представительства компании в нашей стране - за целых 13 лет. С другой стороны, это не так уж и мало, учитывая, что Крег - один, а стран в мире... А ведь помимо представительских целей неплохо бы и на управление компанией время выделять.
Неудивительно, что при такой загрузке темами его визитов становятся вещи весьма глобальные. Вот и в этот раз посещение России было посвящено отнюдь не Dothan или новым чипсетам, а теме, вполне достойной обсуждения на кабинете министров: "Глобальные изменения в индустрии информационных технологий. Применение новейших достижений в области IT - ключ к успеху и конкурентоспособности в российской и мировой экономике". Очевидна явная схожесть с любимым последним путинским пассажем насчет конкурентоспособности экономики, да и фразы типа: "Как говорит ваш президент...", в речи Баррета встречались в этот раз весьма часто. Как, к слову, и "удвоение ВВП".
Глава Intel начал с того, что подчеркнул углубляющуюся специализацию стран: Китай имеет стратегическую задачу стать мировым производственным центром, Индия имеет стратегию по становлению мировым центром программирования, Россия имеет стратегию... На этом месте Крейг слегка замялся, и утешил, что у нас есть хорошие инженеры, разбирающиеся как в софте, так и в железе. По видимому, имелось в виду что-то вроде того, что Россия должна стать мировым научно-исследовательским центром.
Тем более, что конкуренция в мире между странами продолжает повышаться, и Россия, по всей видимости, должна хоть каким-то образом на это реагировать. Тем более, лишний раз напомнил Баррет, как завещал великий Путин, Россия должна пересесть с одного природного ресурса (нефти) на другой. Нет, не на газ. По крайней мере, Крейг имел в виду образование и, соответственно, науку, как производную от него.
В том, что мозги в России еще остались, сомневаться, конечно, не приходится, и по тому же самому софту потенциал у нас действительно тот еще, для подтверждения этого тезиса вспомнились и центры в Сарове и Нижнем Новгороде, и продукты независимых разработчиков, пример каких продемонстрировал Григорий Пачиков (Parallel Graphics).
Дальше Крейг взялся за то, что выглядело максимально похоже на критику, приведя несколько любопытных цифр. Например, количество пользователей PC в нашей стране - 13 процентов от населения, количество семей, использующих широкополосный доступ к Интернет - 2 процента, и доля ВВП, вкладываемая в исследования - 1 процент. Таким образом, в абсолютном выражении, по словам Баррета, на сегодняшний день на исследования и разработки вся Россия тратит чуть меньше, чем Intel... (примерно 5 млд$, что Россия, что одна компания Intel).
Ни о каком удвоении ВВП (кроме как разве что за счет дальнейшего роста цен на нефть) при таком подходе говорить не приходится. Впрочем, если посмотреть с другой стороны, при желании можно даже здесь найти положительный момент - ниже падать уже некуда. На этой точке можно либо остаться, либо пойти вверх.
Об этом же в тот же день заявило, кстати, и наше правительство, даже обозначив, какого из этих двух подходов мы будем придерживаться. Обсуждая прогноз бюджета-2005, Греф посетовал, что на создание новых источников роста денег то в нем и не хватает. "Финансирование НИОКР и науки у нас 1% ВВП, а в развитых странах -- 3%ВВП". Правда, министр финансов, господин Кудрин, на том же обсуждении посчитал, что на такую ерунду деньги, бессмысленно копящиеся сегодня в стабилизационном фонде, тратить смысла нет: "Подобные меры ослабляют финансовую политику и осложняют действия ЦБ по достижению основных показателей инфляции". Значит, будем копить дальше.
Еще одними, весьма интересными данными, приведенными Барретом, стала зависимость между проникновением технологий в общество и уровнем ВВП в расчете на одного работника (проще говоря - производительностью труда). Эту диаграмму проще всего привести как есть, без комментариев:
Хотя... Один комментарий все же напрашивается. Комментарий по поводу отсутствия на диаграмме пресловутых Индии и Китая. Есть мысль, что они на ней должны находиться еще ниже и левее России, но не включены, поскольку ну очень плохо иллюстрируют идею, которую пытался донести до слушателей Баррет :-)
Здесь Баррет опять подчеркнул, что с этого места есть куда подниматься, нужны лишь четыре пункта:
А) Образование - в смысле прививания технологической культуры. Худо-бедно - но есть.
Б) Исследования и разработки. Как мы уже в курсе, "это ослабляет финансовую политику".
В) Инфраструктура для проникновения технологий. Вот интересно, лицензирует ли наше Минсвязи частоты под многострадальный WiMax, действительно способный кардинально изменить ситуацию с доступом россиян к широкополосному Интернету. Пока особого желания не видно.
Г) Осознанная политика стимулировния со стороны государства. Без комментариев.
Подытоживая: нам остается надеяться лишь на то, что цены на нефть в обозримом будущем падать не будут. Так, чтобы хотя бы хватило энергии на питание Останкино, с которого нам будут вещать приемники про точки роста и повышение конкурентоспособности российской экономики.
Дальше Баррет перешел на более конкретные, но, в то же время, и более общие темы. В очередной раз, к примеру, подняв тему конвергенции вычислений и коммуникаций, порождающих совершенно новые модели использования компьютеров и прочих вычислительных устройств. Самый яркий пример - пресловутый "Цифровой дом", хотя в процессе удалось поймать себя на мысли о том, что в работе такие вещи проявляются еще более ярко, просто они уже настолько распространены, что мы их попросту не замечаем. Трудно представить себе, сколько сил и времени экономит сегодня в офисе та же самая ICQ, применяемая для общения с клиентами и партнерами. Достаточно просто вспомнить, каково оно было без нее.
Впрочем, Баррет тут же, как будто подслушав, подхватил эту тему, развив ее в великолепной презентации, захватившей внимание всего зала. Когда на сцену вышел китаец, смоделировав рабочий день производителя, использующего групповую видеоконференцию для общения с поставщиками, тут же закончившуюся подписанием договора на поставку с использованием цифровой подписи. Выглядело это по сравнению с ICQ примерно так же, как та, в свою очередь, с доасечной эрой постоянных междугородних звонков и полетов.
Естественно, четко при этом прослеживалась нескрываемая, впрочем, мысль, о том, что появление новых и новых парадигм использования вычислений в повседневной жизни вызовет все больший спрос на вычислительные мощности (читай - на процессоры, чипсеты, и прочую продукцию Intel). Здесь последовала красивая иллюстрация на итоги недавнего конкурса, проведенного Intel, на автоматическое вождение автомобилей. По словам Баррета, чемпион, ведомый процессором Intel, из 200-километровой дистанции, до того как разбился, проехал всего 7.5 километров, и, как заявил Крейг, пункт номер один, на который жаловались все участники, была именно нехватка вычислительной мощности. Ну... Возможно, возможно.
В общем, закончил CEO Intel все той же скрытой пропагандой продукции своей компании. А именно, выстраиванием связки:
Образование и увеличение количества компьютеров дома - WiMax (общедоступный Интернет на всей территории России) - повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке. Баррета - в президенты?..