Аналитика

Intel `2003: Мобильный образ жизни

Последний IDF (Московский – впрочем, как и другие), как водится, был посвящен всему сразу, так что можно либо выделить какую-то тему, вроде серверных или мобильных платформ, и описать ее подробно, либо же пройтись вскользь по всему спектру вопросов, поднятых на форуме. И то и другое уже порядком надоело: частить не хочется, а описание какой-нибудь LaGrande или Vanderpool уже настолько часто мелькало в новостях, что лишний раз возвращаться к этой теме так же смысла нет.

Осталось изобрести третий путь: окинуть взглядом прошедший форум, и попытаться определить некий message, который он нес. Не основную, стержневую тему, которой, пожалуй, четко определенной и единственной, просто не было, а некую атмосферу форума, складывающуюся из деталей, промелькнувших то там, то здесь. Если вдуматься, то, скорее всего, эту атмосферу, этот посыл московского IDF 2003, можно сформулировать как "Мобильный образ жизни".

В рамках этого подхода, опять же, не хотелось бы зацикливаться на технических деталях, вдаваясь в подробности архитектуры Intel PXA250, или же тем паче, истоптанного прессой вдоль и поперек Centrino. Хотелось бы, пронаблюдав за настроением Intel, понять некие тенденции и результаты столь активно продвигаемых мобильных технологий, хоть частично представив для себя их влияние на этот самый образ жизни. Пусть даже что-то из этого случится не сегодня, а завтра.


Но прежде всего необходимо определиться с участником или участниками этого действа. Второе даже более справедливо, поскольку очевидно, что сегодняшний подход предусматривает две ключевые фигуры: это ноутбук и... Пожалуй, сегодня еще не пора поставить вопрос о сохранении адекватности названия "PDA" (Personal Digital Assistant), но очевидно, что в ближайшую пару лет, по мере слияния смартфонов и PDA со встроенными средствами беспроводной связи, "коммуникатор" станет более подходящим названием.. Именно его я и буду использовать дальше в тексте, когда контекст потребует упоминания либо PDA, либо же мобильного телефона. Итак, ноутбук и коммуникатор. В версии Intel, разумеется.

Начнем с первого. Что касается самой платформы, то сегодня это Centrino, завтра – Centrino-2, отличающееся от первого главным образом по принципу "выше, дальше, сильнее": более быстрый процессор, поддержка DDR II, и т.д. и т.п. Основными видимыми невооруженным глазом новведениями станут разве что новое графическое ядро, которое, возможно, хоть чуть-чуть сократит разрыв между производительностью процессора, в какой-то мере (об этом чуть дальше) 7.1 канальный звук, и, безусловно, поддержка еще одной разновидности Wi-Fi – 802.11g.

50 Мбит/с – это, конечно, не 11 Мбит/с. С другой стороны: удастся ли в ближайшее время разумно использовать этот потенциал – это вопрос. По крайней мере, серьезных массовых сдвигов в манере использования при переходе в проводных сетях от 10 к 100 Мбит/с не произошло. Потенциал, по большому счету, остался невостребованным. Но у ноутбуков, по идее, шаблон использования все же несколько другой – в идеале, при массовой доступности беспроводной связи, для ноутбука, как раз, более важным, чем для PC, является получить доступ к максимальному количеству "стационарных" данных за минимальное время. Через десять минут владелец ноутбука уже может далеко от этого места.

Второй персонаж – коммуникатор. Здесь вообще очевидно, уже из названия, что связь вообще, и способы ее осуществления в частности, являются самыми важными деталями. По сравнению с ноутбуком, форм-фактор коммуникатора еще больше ограничивает возможности по вводу информации, выводя на первый план функции хранения и доступа к ней. С хранением вопрос также напряжен, в силу все того же форм-фактора, вынуждающего использовать в лучшем случае CompactFlash карты. Есть у размеров устройства и еще один аспект: чем они меньше, тем меньше хочется возиться пользователю с кабелями.

Перспективы ближайшего будущего здесь также очевидны и незамысловаты. Появление поддержки все той же 802.11g, равно как и сотовых сетей последних поколений (EDGE, 3G). Дальнейшее совершенствование экранов (переход с LCD на OLED), впрочем, это справедливо и для ноутбуков. Повышение емкости встроенной памяти, как и карт расширения, в силу естественного прогресса технологий в этой сфере. Совершенствование механизмов по работе с мультимедиа-данными: как по воспроизведению, так и по их "добыче". Например, получение аудио-треков с диска, находящегося в дисководе лежащего в сумке ноутбука.

Итак, поехали. Дом. Здесь по прежнему центром остается отнюдь не ноутбук, поскольку здесь велика потребность в развлекательных функциях, в качестве реализации коих он всегда будет уступать стационарному компьютеру. Который, в свою очередь, будет все больше тяготеть как раз к первоочередной реализации именно этой сферы задач, превращаясь из средства работы с текстом и числами, как это было лет двадцать назад, скорее, в домашний развлекательный центр.


Это в первую очередь в интересах самих производителей. В первую очередь – производителей процессоров, но и всех прочих это тоже касается. На кого ориентирован последний процессор Intel – P4 EE? На игроков? На кого ориентированы последние модули даже от таких серьезных в прошлом компаний, как Kingston? На разгонщиков, и прочих "энтузиастов". На кого ориентированы последние barebones от производителей материнских плат, способные проигрывать MP3 файлы с диска без загрузки операционной системы? Уж явно не на офисных работников. Про продукцию, например, компании Creative, и вовсе можно не говорить: если бы не развлекательные приложения, ее карты сегодня уже вовсе не продавались бы.

Что мы имеем здесь из последних тенденций? Все более частое появление в LCD мониторах встроенного TV-тюнера, выравнивание цен на CD-ROM и DVD-ROM дисководы, безостановочное улучшение ситуации с акустикой, за десяток последних лет проделавшей путь со стерео до 7.1. Плюс, софт, позволяющий компьютеру работать в режиме цифрового видеомагнитофона. По мере роста диагоналей LCD мониторов (и их доступности), индивидуальный просмотр теле и видео программ на PC будет становиться все более и более популярным. Потенциал этого направления хорошо виден на примере массовости MPEG4 дисков. Большой простор для продвижения Intel-овских технологий типа HyperThreading, позволяющих делать несколько дел "одновременно".

Должны, наконец, дойти "до кондиции" и технологии сопряжения компьютера с домашней бытовой электроникой. Концепты вроде "умных холодильников" вряд ли все же приобретут популярность в ближайшем будущем, а вот медиа-серверы, позволяющие распространять аудио и видео контент по всему дому, кажутся вполне разумной идеей. Хотя, при наличии в доме компьютера, особенно, приближенного к бытовой электронике (низкий уровень шума, разнообразие режимов "сна"), выглядит более логичным, чтобы эту роль взял на себя именно он. Особенно, при умении пользоваться все той же беспроводной связью, явно претендующей на роль универсальной среды обмена информацией в сегодняшнем электронном мире.


MSI Home Media Center
MSI Home Media Center

Toshiba Digital Media Server
Toshiba Digital Media Server

Хотя не менее очевидно и то, что кроме общей среды должен быть и набор общих протоколов, а с этим пока значительно хуже: набор компаний из компьютерной индустрии и индустрии бытовой электроники пока так и не может выработать общий язык в этой области. Бессмысленно встраивать в тот же телевизор 2.4 ГГц приемопередатчик, если он не сможет понять сигнал к переключению канала от, к примеру, мобильного телефона, умеющего разговаривать на той же частоте (Bluetooth). Они смогут услышать друг друга – с этим нет никаких проблем, но компьютерам, смартфонам, и бытовой электронике, нужен общий язык.

Если смартфоны с компьютерами его уже, фактически, нашли – Bluetooth и Wi-Fi (в ближайшем будущем), то телевизорам, видеомагнитофонам, и музыкальным центрам, пора сокращать разрыв с этой парочкой. Intel это прекрасно понимает, и его усилия в продвижении UPnP можно оценить самой высшей оценкой (сегодня компания предлагает несколько эталонных платформ и несколько различных инструментариев разработчиков).

Безусловный плюс – это и возможность обучения "еще одному языку" компьютерных мониторов, когда легкая LCD панель в случае необходимости (отключения от компьютера, например) легко превращается в Webpad, со все той же беспроводной связью с PC – своеобразный тонкий клиент, у служащего терминальным сервером компьютера. Грубо говоря: если ты смотришь фильм на компьютере, необязательно в этот момент сидеть перед экраном. Лежать на диване может быть значительно удобнее.

Еще одно очень важное и интересное направление – разработки Intel в области сенсорных сетей: самоорганизующихся сетей из множества мельчайших (до 1 кубического миллиметра), простейших, дешевых датчиков, разбросанных по определенной территории, и способных к беспроводной связи друг с другом. Задачи, теоретически, могут быть любые: от слежения за участком земли и поливом нужных участков почвы по мере высыхания, до слежения за маленьким ребенком в доме, и автоматического принятия необходимых мер, параллельно с сообщением родителям. Встроенный в стиральную машину датчик сам подключится к имеющейся дома сети, и по универсальному протоколу сообщит об окончании стирки, а датчик в холодильнике сообщит температуру внутри. То, что Intel называет беспроводными сенсорными сетями "по требованию". В любой момент, когда что-то потребуется, информация уже будет под рукой.

"По требованию", или "в контексте" - суть одна. И суть в том, что понятие контекста для Intel в обозримом будущем становится столь же ключевым, как и сегодняшняя пара: "вычисления" и "коммуникации". То есть, от абстрактных вычислений или коммуникаций, их абстрактного представления в виде компьютера или телефона, весьма узко воспринимающих внешний мир: для мобильного телефона это, по сути, лишь наличие/отсутствие сигнала, а сегодняшнему комьпьютеру вообще без разницы, где находиться, предполагается переход к более гибкой модели.

Вычисления и связь не сами по себе, а в нужное время, в нужном месте, и – в нужном в этом месте и времени виде. Что-то похожее уже начало появляться в последние годы в виде профилей пользователей в Windows, позволяющих одному и тому же компьютеру быть достаточно разным при использовании несколькими людьми. Или в виде возможности мультисистемной загрузки, когда, опять же, один и тот же компьютер, может представать в совершенно разных ипостасях, в зависимости от выбранной к загрузке операционной системы.

Впрочем, это все довольно ограниченные примеры дополнительной гибкости, и один из основных их недостатков – это то, что, во-первых, все они ориентированы на то, что команду о смене режима работы должен дать человек, а во-вторых, тот же механизм профилей использует все же ничтожно малое количество пользователей, поскольку у большинства персональных компьютеров этот самый пользователь по определению один.

Когда Intel говорит о контексте, это подразумевает немножко другое: способность персонального компьютера, принадлежащего одному человеку, ориентироваться в пространстве и менять свое поведение соответствующим образом. Очевидно, что речь идет не о настольном PC, который это самое положение в пространстве меняет, мягко выражаясь, крайне редко, а о ноутбуке или смартфоне (еще раз напомню, что сегодня – эту нишу занимает PDA).

Очевидно, что сама по себе задача определения положения в пространстве с технической точки зрения проблемой не является. GPS становится все более доступным механизмом, но даже без него, поймав в эфире Wi-Fi сеть, ноутбук или смартфон в состоянии определиться если не с долготой и широтой, то хотя бы со своим "логическим" местоположением: дом, работа, ресторан, магазин, и т.д. Особенно, если если им в этом поможет очередной стандартный протокол, и Intel, соответственно, работает и в этом направлении (ULF – Universal Location Framework).

Очевидно, что дома, к примеру, что ноутбук, что смартфон, ощутив родную атмосферу, могут "расслабиться". Причем, отнюдь не в смысле смены галстука на домашние тапочки, сиречь, тривиальной смены фона рабочего стола/столика. У того же смартфона, к примеру, куда-то "поближе" всплывет функция универсального пульта дистанционного управления домашней техникой, на работе явно не нужная, а здесь вполне способная пригодиться.

Автоматически обменяется смартфон с домашним медиа-центром - PC свежими аудио (а может и видео) записями . В обе стороны, поскольку и сам будет в состоянии с ним поделиться тем, что пришло на него, допустим, с другого смартфона через тот же Wi-Fi. Подразумевается, что столь любимая Intel в последнее время концепция P2P (одноранговые сети, типа того же Napster) окажется более сильной, чем борьба с пиратством, так что в той или иной форме обмен подобным контентом все же будет доступен.

Про ноутбук же и вовсе говорить нечего – очевидно, что у этого с попаданием домой вообще меняется весь подход как к хранящимся на нем, так и доступным в окружающем пространстве данным. Предполагается, что те документы, с которыми велась работа в офисе, здесь уже не нужны, а на первый план выходит развлекательная информация и средства работы с ней. Рабочий стол, соответственно, меняется полностью, но помимо этого перестраивается под работу с мультимедиа и игры и сама система (отключаются ненужные службы, возможно меняется режим работы процессора и графики, и т.д.). Впрочем, понятно, что все это настраиваемо, и работоголики могут и дома сохранять рабочую атмосферу, идентичную той, что была в офисе, или близкую к тому.

Однако, дом или работа (школа, институт) – это крайние точки нормального маршрута среднего человека в течение дня. И понятие контекста в этом случае выглядит довольно бледно: ну подумаешь, два разных профиля. Причем, возможность автоматического переключения здесь также теряет весь смысл: выбрать из двух позиций с легкостью можно и вручную. Нет, во всей своей красе работа в контексте раскрывается как раз между домом и офисом, в дороге.

Магазин. Это, скорее, смартфон, поскольку человек, заходящий в магазин со включенным ноутбуком, трудно представить даже с моей фантазией. А вот смартфон из кармана в нем достать куда проще, что мы на легко и наблюдаем уже сегодня. Но в данном случае речь не идет о совершении звонка. Скорее, о его работе в режиме своеобразной мини-витрины, когда, подойдя к тому или иному товару, и поймав его сигнал RFID, на экране смартфона можно увидеть всю интересующую информацию о товаре. А в случае необходимости – сразу и оплатить его. То же самое (хотя и без возможности покупки, надо полагать) относится и к музеям.

Кинотеатр. Здесь эфир насыщен, разумеется, информацией о текущем репертуаре, и смартфон (а может и ноутбук – здесь вполне хватает мест, где можно с ним присесть) сам по себе превращается в киногида, с возможностью показа информации о сеансах, начиная от времени, заканчивая просмотром трейлеров из идущих здесь фильмах.

Ресторан. Еще проезжая или проходя мимо, уже можно определиться с наличием свободных мест, с меню и ценами. Про то, что в помещении наличествует доступ в Интернет для посетителей (включенный в счет соответственно использованию, или бесплатный) можно было бы даже не упоминать. Тем более, что устройство может поймать сразу несколько беспроводных сетей (3G, сеть заведения, сеть публичного оператора), и автоматически переключиться с используемой до того в дороге 3G сети на более скоростную, доступную в этом месте.

Кстати, об этой самой дороге. То есть, уже непосредственно о процессе движения. Очевидно, что темп нашей жизни неуклонно растет, успевать приходится все больше, а количество часов в сутках так никто и не увеличивал. У жителей мегаполисов, при этом, немалое количество времени съедает дорога до работы и обратно. Даже запланированная. Если же "повезло" попасть в пробку... Суммарно за день время нахождения в транспорте составляет вряд ли меньше часа, даже при удачном расположении дома и работы относительно друг друга. В Москве же зачастую спокойно можно говорить и о двух-трех часах.

Ноутбук в ряде случаев позволяет конвертировать это время в часы работы или учебы. Хотя и очевидно, что на данный момент его использование в таких ситуациях, скажем так, чревато определенными затруднениями. С трудом можно представить себе использование ноутбука водителем автомобиля (хотя, вероятно, голосовой интерфейс во многом позволил бы решить этот вопрос), и еще более маловероятным (хотя уже больше по социальным причинам) выглядит работа с ноутбуком в общественном транспорте, от автобуса до метро. Таким образом, остается только вариант с пассажиром автомобиля, а это – весьма небольшой процент. Остается надеяться, что – пока.

В прочих видах транспорта дело обстоит несколько лучше. В самолете ноутбук – не проблема (хотя в Ту-204 автору им пользоваться запретили – "у нас тут сплошная электроника"), но вот со связью дело обстоит неважно. Проще говоря, нету ее там. А судя по американскому опыту с попытками предоставить пассажирам беспроводной интернет посредством использования сигнала со спутника, пройдет еще по меньше мере не один год, прежде чем чем Сеть придет в самолеты.

Так что здесь выход один: оказавшись в аэропорту (опять контекст), ноутбук, пользуясь местным хот-спотом (или другой из доступных сетей – это уж смотря какие критерии важны) в последний раз перед отлетом принимает/отправляет почту, чтобы было с чем поработать в полете, скидывает в кэш для оффлайнового просмотра сайты либо по заранее составленному списку, либо по их популярности у владельца. Явно, что в аэропорту прилета, во многих случаях отнюдь не лишними будут попавшие на ноутбук карта города, информация о транспорте, и т.д.

Идеальный вариант, в этом плане, пожалуй, это поезд. Здесь и сотовые сети чаще всего доступны, и ситуация с их доступностью будет все улучшаться, закрывая последние "белые пятна", да и в силу чисто технических причин организовать беспроводную сеть вдоль железнодорожного полотна на земле гораздо проще. Просмотреть меню в вагоне ресторане и сделать заказ в купе? С точки зрения техники никаких проблем не наблюдается.

Прибыв на место, и оказавшись в гостинице, кто, как не смартфон или ноутбук, максимально быстро введет в курс дела своего владельца? Просканировав местные сети, и подключившись к открытым ресурсам он предоставит информацию о всех доступных услугах, ценах, условиях, и так далее. Позволит наиболее очевидным образом воспользоваться услугами горничной, или просмотреть статистику междугородних переговоров по телефону в номере.


Итого

И так далее, и так далее, и так далее. Каждый может придумать десятки своих жизненных ситуаций, вписывающихся в эту идеологию. Так что стоит, наверное, подвести итог. Сейчас Intel находится на пике слияния вычислительных и коммуникационных возможностей. Как уже говорилось, нет нужды здесь вдаваться в технические подробности, достаточно вспомнить лишь последние новации в этой сфере – ее собственные, и совместные.

Bulverde – снижение энергопотребления XScale при увеличении их мощности при работе с мультимедиа-данными. Radio Free Intel – инициатива по созданию универсальной дешевой платформы радиосвязи и глобального роуминга, то есть, создание шанса подключиться к беспроводной сети в любом месте, если для этого есть возможность, невзирая на ее стандарт. (Ближайшие 3-5 лет). Manitoba – XScale чип, специально предназначенный для смартфонов, и его вариант с поддержкой EDGE – 2.5G сетей. WiMAX – стандарт 802.16, предназначенный для связи между собой хот-спотов WiFi на расстоянии от 2 до 50 километров, со скоростью до 280 Мбит/с. И EDGE и WiMAX продукты должны появиться на рынке уже в течение 2004 года.

В виду заметного отставания рынка программного обеспечения от тех возможностей, что предоставляют все новые и новые поколения чипов, Intel, судя по всему, намерен сформировать новый рынок для приложения вычислительного потенциала своей продукции. Очевидно, что в стратегии Intel на ближайшие годы платформе Centrino отведено одно из самых ключевых мест, и рассматривать ее как просто мобильный процессор + чипсет + адаптер WiFi явно не стоит. Судя по направлению развития в обозримом будущем, это появление новой идеологии в мире IT, по своему потенциальному воздействию на жизнь человека сравнима с появлением мобильных телефонов.

Дополнительные материалы:

Технологические планы Intel
Wi Fi на практике
IDF Russia 2003
Дом, который построил Intel

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥