⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
История компьютерной индустрии: Битва Интернет браузеров
Автор: Максим Бланк Как известно, по закону Мура мощность процессоров удваивается раз в полтора года. Чтобы продать новые мощные компьютеры, требуется программное обеспечение, которое может использовать все преимущества новой техники. Далее, ставилась задача более стабильной работы и дальнейшего упрощения интерфейса - следующим шагом в этом направлении стала операционная система Windows 95. 24 августа 1995 г. Microsoft анонсировала выпуск Windows 95. В течение только первых четырех дней продаж в США было раскуплено более, чем миллион копий Windows 95. Windows 95 стала новым корпоративным стандартом - компании по всему миру начали постепенно переходить на Windows 95. К 1997 году было продано более 40 млн. копий этой программы. Microsoft фактически стала монополистом на рынке операционных систем для настольных компьютеров. Это было связано с тем, что серьезных конкурентов для новой системы не было. Операционная система IBM - OS/2 была сложна для среднего пользования. К тому же IBM проводила неверную маркетинговую политику (OS/2 сейчас изучается как классический пример неудачного маркетинга). Для Unix-подобных операционных систем не было разработано необходимых коммерческих прикладных программ (электронной таблицы, текстового редактора и т.д.). Все это предопределило победу Microsoft. С удачным выпуском Windows 95 компания стала фактически монополистом на рынке операционных систем для персональных компьютеров. Альтернативная платформа персональных компьютеров Power PC потерпела поражение, рыночная доля компьютеров Apple неуклонно снижалась. Но появилась новая платформа, которая могла бы бросить вызов рыночной гегемонии Microsoft в программном обеспечении - глобальная компьютерная сеть Интернет. В середине 90-х гг. компьютерная индустрия вышла на следующий этап развития: Интернет-технологии, когда большая часть программного обеспечения разрабатывается для функционирования в рамках узлов Интернет, а персональный компьютер становится в перспективе лишь одним из средств доступа в Сеть, наряду с "умными" сотовыми телефонами, карманными компьютерами, приставками к телевизору и другими устройствами. Предшественницами Интернет были отдельные компьютерные сети исследовательских организаций - ARPANET (возникла самой первой, принадлежала Агентству по оборонным расширенным исследовательским проектам), MFENet и HEPNet (Департамент энергетики), NSFNET (Национальный научный фонд) и другие. Все эти сети были основаны на коммуникационном протоколе Transmission Control Protocol/Internet Protocol (TCP/IP), который был разработан во многом благодаря усилиям военных, нуждавшихся в надежной связи в любых условиях. Протокол TCP/IP основан на коммутации пакетов, а не каналов, что значительно повышает его надежность, даже при выходе нескольких коммутационных узлов из строя, сеть, основанная на этом протоколе, продолжает функционировать. В 1995 г. разрозненные сети были объединены в единую сеть Интернет, было разрешено ее коммерческое использование. C 1972 г. появились приложения, позволяющие использовать сеть для обмена электронными сообщениями (E-mail), появился протокол и приложения для обмена файлами, а в 1990 г. в Европейской организации ядерных исследований в Женеве была разработана система гипертекста, на которой основывается всемирная паутина (World Wide Web-WWW). С середины 90-х гг. началось бурное развитие глобальной компьютерной сети Интернет.
Руководство Microsoft осознало, что необходимо выработать стратегию по отношению к Интернету. Сеть в перспективе может стать новой главной платформой, для которой разработчики будут писать приложения, следовательно, значение предыдущей платформы - операционной системы будет утрачено. Это, несомненно, могло отразиться на финансовом состоянии компании, опирающейся на монополию операционных систем для платформы PC. Первым тревожным сигналом для руководства Microsoft стал успех фирмы Netscape. Фирма Netscape была основана Дж. Кларком и М. Андриссеном в 1994 г. Дж. Кларк, основатель Silicon Graphic Inc. (SGI), решил организовать новую фирму, чтобы создать приставку для интерактивного телевидения, разработчиком он выбрал М. Андриссена. В 1993 г., будучи студентом Университета Иллинойса, М. Андриссен разработал первый в мире графический браузер Mosaic. М. Андриссен предложил Кларку направить усилия на разработку браузера, вместо телевизионной приставки, т.к. количество пользователей Интернет уже достигло 25 млн. человек и увеличивалось быстрыми темпами. Существовал огромный спрос на новый современный графический браузер. В конце 1994 г. компания разработала браузер Netscape Navigator, который стал коммерческим успехом корпорации. Наряду с браузером, компания выпустила целую линейку серверов, направленную на разные сегменты рынка - Commerce Server, Proxy Server, Business Server и т.д . Одним из инновационных решений, способствовавших успеху браузера, был выбор канала дистрибуции. Вместо того, чтобы полагаться на традиционные каналы продажи программного обеспечения, Netscape распространяла браузер через Интернет. Пользователи имели право использовать браузер ограниченный срок (90 дней), а потом они были обязаны приобрести лицензию за 39,99 дол. Для учебных учреждений и общественных организаций браузер был бесплатным.
С разработкой графического браузера Интернет стал доступен для всех людей, а не только для тех, кто обладал серьезными знаниями в области компьютерных технологий. Соответственно, с увеличением числа пользователей сети увеличилось количество доступных ресурсов, что, в свою очередь привело к еще большему увеличению пользователей сети. Возник так называемый "эффект сети" - положительная обратная связь. Соответственно, многие коммерческие организации стали рассматривать Интернет как новую среду коммуникации, присутствие в которой было жизненно важно для успеха фирмы. Вторым серьезным конкурентом Microsoft на рынке Интернет платформ стала компания SUN. Основанная в 1982 г., фирма изначально занималась производством рабочих станций на RISC-процессорах. Дальнейшее развитие компании пошло по пути создания все более мощных рабочих станций и серверов, а также создания и развития сетевых технологий. В 90-е годы SUN стала серьезным конкурентом IBM с ее мэйнфреймами и прочно утвердилась на рынке рабочих станции. Компания проповедовала развитие сетевых технологий, а ее девизом стала фраза "Сеть - это компьютер". Одним из серьезных прорывов компании было создание языка программирования Java в 1995 г. Преимущество этого языка заключалось в том, что он был кросс-платформенным, т. е. программы, написанные на этом языке, без переделки могли выполняться на различных платформах (Wintel, Apple, Solaris, Unix). Рекламным слоганом языка стало: "Написано однажды, работает везде". С мая 1995 г. SUN и Netscape договорились, что браузер Navigator будет включать поддержку интерпретатора Java. Комбинация браузер Netscape плюс язык программирования Java представляли собой серьезную угрозу Microsoft. Если бы этот тандем достиг популярности, то возникла бы новая интернет-платформа, которая бы нивелировала платформу Microsoft. |