Аналитика

Зарождение компьютерной индустрии США . Часть 4

Автор: Макс Бланк


На ранних этапах развития индустрии ПК производитель и потребитель были слабо связаны, производители не оказывали технической поддержки. Поэтому единственным местом, где можно было получить и обменяться информацией, стали клубы любителей компьютеров, среди которых самым известным был клуб Homebrew.

Одними из самых известных его членов стали С. Возняк и С. Джобс - будущие основатели компании Apple. Эта компания первой создала компьютер, который по-настоящему стал коммерчески успешным и серийным. Успех компьютера предопределила невысокая цена, наличие периферии и необходимое программное обеспечение, которое включало первую электронную таблицу Visicalc. Все это сделало компьютеры Apple лидерами продаж, а компания выросла в огромную корпорацию, существующую и по сей день.

У обоих создателей был опыт в сфере компьютеров: Возняк работал в корпорации Hewlett-Packard, а Джобс в компьютерной фирме Atari. Создав первую опытную модель и продемонстрировав ее в клубе Homebrew, они попытались увлечь руководство своих фирм идеей создания персонального компьютера, но не преуспели в этом.

Их первый компьютер был создан на базе процессора Motorola 6800 вместо более популярного Intel 8080, главным образом из соображений цены. В дальнейшем все последующие модели базировались на процессорах фирмы Motorola, что сыграло определенную роль в судьбе компании.


Motorola 6800
процессор Motorola 6800

Первой удачей Apple стал контракт с П. Террелом - владельцем первого в истории компьютерного магазина под названием Byte Shop. Террел приобрел первую партию из 50 компьютеров по цене 500 дол. за штуку. Успех вдохновил молодых предпринимателей, и по рекомендации Н. Бушнелла (главы компании Atari) они обратились к венчурному предпринимателю М. Маркулле, который помог Джобсу составить бизнес-план и инвестировал в рождавшуюся компанию 92 тыс. дол. своего капитала, а также обеспечил кредитную линию на 250 тыс. долларов в Bank of America. 3 января 1977 года фирма Apple Computer была официально зарегистрирована.

Политикой молодой компании стало расширение рынка сбыта персональных компьютеров - от энтузиастов компьютерных клубов до профессионалов в сфере малого бизнеса. Для того чтобы добиться этого, компьютер должен был обладать качествами, которых не было у машин конкурентов - цветным монитором, обеспечивавшим качественный вывод информации, дисководом (который был намного надежней и быстрей, чем ранее используемый кассетный магнитофон) и программным обеспечением. Все эти качества включал в себя новый компьютер Apple II, вышедший на рынок в 1977 г., цена которого составляла всего 1298 дол.


Apple II
компьютер Apple II

Первый компьютер Apple был поддержан нетрадиционной рекламной компанией. Вместо того, чтобы размещать рекламу в технических изданиях, как это делалось ранее, Apple купила место в таких популярных журналах как "Playboy", "Time" и т.д. Реклама подчеркивала практическую ценность домашних компьютеров для применения в области финансов и расчетов налогов. Для Apple II была написана первая программа электронных таблиц VisiCalc. Благодаря этой программе, сбыт Apple II был значительно увеличен. Покупатели в компьютерных магазинах спрашивали программу VisiCalc и какой-нибудь компьютер, на котором она может работать, и выходили с Apple II в руках.

Уже к началу 1980 г. годовой оборот фирмы превысил 10 млн. дол. Дальнейший рост компании требовал изменения организационной структуры, и в декабре 1980 г. компания выпустила акции. В течение одного дня цена акций Apple с 22 дол. за акцию поднялась до 29 дол. Выпуск акций Apple был самым удачным со времен Ford Motor Company. Apple попала в Fortune 500 (список самых крупных корпораций США) быстрее, чем какая-либо другая компания до нее.

В начале 80-х гг. флагман компьютерной промышленности - корпорация IBM вышла на рынок персональных компьютеров. Что подтолкнуло гигантскую корпорацию к производству "несерьезных" персональных компьютеров, до сих пор остается загадкой. Например, Д. Мерсер (один из работников IBM) считает, что появлением ПК мы обязаны не мудрой политике руководства, а напротив, существованием некоего "окна" в бюрократической бдительности, позволившего "протащить" персональный компьютер. Руководство IBM, всегда воевавшее с производителями совместимых компьютеров, никогда бы не приняло открытой архитектуры. Д. Мерсер отмечает: "Сама форма ПК IBM и методы его маркетинга отчасти определялись недостатком времени и дефицитом наличных ресурсов, отчасти развитием технологии и рынка".

Одной из рассматриваемых возможностей выхода на рынок была покупка фирмы, уже занимавшейся персональными компьютерами. Т. к. самая успешная корпорация Apple не продавалась, а IBM покупала только самое лучшее, в компании было принято решение о самостоятельной разработке персонального компьютера. В отчете комиссии по изучению возможности создания персонального компьютера говорилось следующее: размер IBM может стать препятствием для выхода на этот быстро меняющийся сектор рынка. Если осуществлять данный проект внутренними силами, он потребует не меньше четырех лет, что соответствовало обычному времени от стадии проектирования до выпуска готового продукта. Одной из причин этой задержки являлись длительные процедуры гарантии качества, применявшиеся в IBM. Однако мир микрокомпьютеров развивался слишком быстро, для того чтобы пойти на такую отсрочку: всего четыре года разделяли выпуск примитивного Altair и технически продвинутого Apple II.

Для разработки и производства персонального компьютера в составе IBM была создана новая независимая хозяйственная единица - Entry Systems. Новый продукт IBM базировался на микропроцессоре Intel 8088. Изначально компьютер должен был базироваться на процессоре Motorola. Но Motorola не успевала, и проект IBM оказался под угрозой срыва. Д. Эстридж, член высшего руководства IBM, ответственный за разработку новых каналов сбыта IBM PC, заключил сделку с компанией Sears, Roebuck& Co. о том, что новая машина IBM будет распространяться через магазины Sears. Если бы IBM не поставила продукт, как было обещано, сделка с Sears была бы сорвана. Поэтому в конце концов решено было выбрать Intel в качестве поставщика.

В лице IBM Intel приобрела надежный рынок сбыта для своих процессоров. Специалист по сбыту Intel, работавший над проектом вместе с IBM, вспоминает: "В то время производство 10 000 изделий в год считалось громадным. Никто не мог вообразить, что сбыт персональных компьютеров со временем достигнет десятков миллионов в год".

Следующим важным шагом IBM был выбор операционной системы. IBM, изучая компьютеры своих конкурентов Apple, Atari, Commodore, Tandy, столкнулась с тем, что языки программирования для всех этих компьютеров были разработаны одной фирмой- Microsoft. В июле 1980 г. представители IBM нанесли визит в Microsoft. Компании было предложено написать языки программирования BASIC, Fortran, Pascal, Cobol для нового компьютера IBM. Для функционирования персонального компьютера также была нужна операционная система (ОС)- в то время стандартом де-факто была CP/M, разработанная компанией Digital Research, именно эту систему и рекомендовал представителям IBM глава компании Microsoft Б. Гейтс.

Он также организовал встречу представителей IBM с руководством этой компании. В это время Digital Research вела серьезные переговоры о сотрудничестве с компанией Hewlett-Packard, и этот вариант представлялся ей более выгодным, чем сотрудничество с IBM. Таким образом, Digital Research упустила исторический шанс разработать операционную систему для самого продаваемого в будущем компьютера.

У Microsoft появилась возможность самостоятельно написать операционную систему для нового компьютера. Б. Гейтс отправился на аудиенцию к менеджеру проекта IBM PC Д. Сэмсу и предложил ему использовать операционную систему MS-DOS, созданную Microsoft. Хотя MS-DOS существовала в основном только на бумаге, проект Сэмсу понравился, и он, поддавшись на заверения Гейтса, подписал контракт, который теперь изучают в бизнес-колледжах, как пример классической ошибки. Согласно контракту, IBM оплатила все расходы по производству системы, обязалась продавать компьютеры только с ней, отчисляя при этом Гейтсу проценты с каждой проданной машины. А Microsoft могла лицензировать свою ОС любой другой, даже конкурирующей с IBM, фирме.

Однако возникли серьезные технические трудности, препятствовавшие созданию системы: Microsoft была завалена заказами, а IBM ставила жесткие сроки. Поэтому в Microsoft было решено купить систему QDOS (Quick and Dirty Operating System). Microsoft купила у Seattle Computer Products право на продажу QDOS. Хотя точная сумма сделки так и не была обнародована, есть указания на то, что это приобретение обошлось Microsoft не меньше, чем в 100 тыс. долларов.

Союз IBM-Microsoft был значительным отступлением от норм IBM. Промышленный гигант с годовым валовым доходом 28 млрд. дол. предложил маленькой фирме с доходом в несколько миллионов и 25-летним президентом сотрудничать в новой крупной проектно-конструкторской разработке. Сотрудничество было взаимовыгодным для обеих компаний. Microsoft переняла у IBM систему оценки качества продуктов, порядок планирования проектов, режим безопасности и многое другое.

Выпущенный в августе 1981 г., ПК IBM оказался крупной коммерческой удачей. К моменту его объявления на рынке уже имелось заказов на 30 тыс. ПК только от сотрудников американского отделения IBM. Первые 18 месяцев после начала выпуска объемы продаж были ограничены только производственными мощностями. Хотя IBM опоздала с созданием собственного персонального компьютера, в силу его конструктивных особенностей (открытая архитектура, невысокая цена, возможность расширения) IBM постепенно захватила 30% рынка ПК.

Свидетельством широкого общественного признания персонального компьютера стало присуждение в 1982 г. звания "Человек года" журналом "Time" персональному компьютеру. Журнал отмечал: "…Давняя любовь американцев к автомобилям и телевизорам сегодня трансформируется в головокружительную страсть по отношению к персональному компьютеру. Эта страсть отчасти причуда, отчасти предчувствие, что можно сделать жизнь лучше, частично результат гигантской маркетинговой компании. Но прежде всего, это конечный результат технологической революции, которая происходила четыре десятилетия и сегодня наконец-то пришла в дома американцев".



тот самый номер

В статье приводились следующие драматические цифры увеличения продаж и расширения отрасли: В 1980 г. около 20 компьютерных фирм продали 724 тыс. персональных компьютеров за 1.8 млрд. дол. На следующий год более 20 компаний вышло на этот рынок, включая гиганта IBM, и продажи удвоились до 1.4 млн. компьютеров на сумму около 3 млрд. дол. В 1982 г. по данным аналитического агентства Dataquest, более 100 компаний должны были продать 2.8 млн. штук на сумму в 4.9 млрд. дол.

Быстрое развитие полупроводниковой промышленности, явившееся результатом поддержки государства, в 60-70-е годы привело к появлению интегральных схем и микропроцессора, достаточно мощного для создания персонального компьютера. Как крупные компьютерные корпорации со значительным опытом на рынке мэйнфреймов (IBM, DEC и др.), так и производители полупроводников (Intel, Fairchild, Motorola, AMD) не осознали коммерческого потенциала ПК. Первые персональные компьютеры стали детищем любителей-одиночек, черпавших информацию через журналы "Popular electronics" и "Radio electronics" и сеть клубов любителей компьютеров, развернувшуюся по всей стране.

Первый по настоящему коммерчески успешный компьютер был создан компанией "Apple", которая захватила лидирующие позиции на зарождающемся рынке. Все изменилось с приходом на рынок компании IBM, которая в силу своей деловой репутации, продуманной маркетинговой политики и хорошим техническим характеристикам продукции захватила более 30% рынка, создав "платформу", что повлекло за собой дальнейшее расширение рынка и усиление конкуренции.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥