Аналитика

Гарри Поттер и Кубок огня: спецэффекты в фильме

⇣ Содержание

"Тот, кого нельзя называть"

Одновременно дотронувшись до кубка, Гарри и Седрик попадают на кладбище. Соперник Поттера "торопливо" уходит в мир иной, а Гарри предстоит сражаться с главным злодеем его мира - лордом Волан-де-Мортом.

Поскольку этот эпизод являлся наиболее важным с точки зрения сюжетной развязки во всём фильме, на его производство были направлены усилия сразу двух студий, MPC и Double Negative.

Сперва поговорим с Вами о самом Волан-де-Морте, вернее, его обличии. Зрители ждали появления Тёмного лорда на протяжении трёх предыдущих фильмов. Заставив их "терпеть" ещё два часа, в конце фильма Майк Ньювил явил им главного злодея.

Формула воссоздания Волан-де-Морта была, в общем-то, стандартной: бледная с синевой кожа, лысая голова, тонкие костлявые пальцы, длинные ногти, змеиные глаза и зубы. Но кое-чем злодей из "Кубка огня" отличается от своих "собратьев" в остальных фильмах, и это отличие - отсутствие носа и наличие лишь тонких прорезей.



Я страшный и ужасный… Волан-де-Морт

Изначально предполагалось "удаление" носа посредством макияжа, но результат его наложения был посредственным. В конце концов, было решено использовать средства компьютерных кудесников студии MPC, которые "удалили" нос актёра в 90 сценах. На лицо Ральфа Файнса (Ralph Fiennes), игравшего роль Тёмного лорда, нанесли маркеры, являвшиеся контрольными точками для наложения компьютерного изображения на его нос. По словам супервайзера по компьютерной графике Николаса Аитади (Nicolas Aithadi): "Мы потратили около месяца на разработку шейдера, отвечающего за кожу, в результате чего заполучили 15 различных текстур для носа - начиная с эпидермиса и дермиса и заканчивая венами. Несмотря на то, что мы заменили лишь небольшую часть лица актёра (от нижней границы глаз до верхней границы губ), мы произвели рендеринг всего лица. Мы хотели быть уверенными, что краям нашего "протеза" хватит достаточно поверхности для того, чтобы незаметно смешаться с настоящей кожей".

"Мальчишами-плохишами" в фильме выступают и Пожиратели Смерти (Death Eaters), являющиеся приспешниками Волан-де-Морта.




В конечном итоге от живого актёра осталось лишь лицо. Практически всё тело Пожирателя Смерти окутывает дымчатая завеса, созданная при помощи компьютера

Появление Пожирателей Смерти в кадрах началось с возникновения в небе Чёрной Метки. Чёрная туча в виде змеи, представлявшей собой Метку, была создана Double Negative посредством комбинации геометрии, а также жидкостной симуляции и симуляции частиц. После пролёта змеи перед камерой появляются сами Пожиратели Смерти. "Используя программное обеспечение DNB собственной разработки, представляющее собой симулятор жидкостей, мы создали дым, вращающийся в виде водоворота по направлению к земле, после чего пустили его в обратном направлении для появления объёма, представлявшего собой очертания Пожирателей Смерти", - рассказывает продюсер визуальных эффектов Дом Сидоли (Dom Sidoli). - После этого мы использовали техники преломления и отражения для создания финального превращения дыма в фигуру Пожирателя Смерти, состоявшего из трёхмерной модели, жидкостной симуляции и "живого" видеоматериала". В эпизоде на кладбище компьютерной графики было не меньше, чем в любом другом Задании. Однако, из-за объёма статьи подробно рассказать обо всём невозможно, поэтому лишь перечислим их: морфинг содержимого котла в тело Волан-де-Морта, лучи заклинаний исходящих из волшебных палочек, вспышки света и, конечно же, цветокоррекция всей сцены для придания происходящему на экране зловещей атмосферы.

Кратко о главном

Применение компьютерных спецэффектов в "Кубке огня" не ограничивалось лишь Тремя Заданиями. Её можно заметить на протяжении практически всей картины. Давайте кратко остановимся на наиболее интересных сценах.

Первым эпизодом, в котором компьютерная графика "льётся ручьём", является, конечно же, Мировой чемпионат по квиддичу. Начиная с телепортации героев на место его проведения, и заканчивая появлением в небе Чёрной Метки.



Лёгким движением руки старый башмак превращается в портал

Перед студией Double Negative, работавшей над эпизодом телепортации, была поставлена задача - смоделировать и анимировать вихрь в форме воронки, в которой будут кружиться герои фильма. Посредством проб и ошибок, а также тестов с использованием симуляторов частиц и жидкостей, были отработаны основные данные камеры, а также траектория её движения. После того, как студия получила отснятый видеоматериал, начался процесс моделирования. "В результате у нас получился набор из частиц, жидкостей, совмещённых с атмосферой, состоящей из нескольких фоновых изображений", - говорит супервайзер визуальных эффектов студии Марк Майклс (Mark Michaels). - В конце были добавлены дополнительная геометрия и фоновые изображения неба".

Несмотря на то, что финальному матчу Чемпионата мира по квиддичу, описанному в книге, в фильме места почти не нашлось, многотысячный стадион, где проводилось мероприятие, был показан во всей красе.




По словам студии ILM, на стадионе присутствует 80 тысяч цифровых болельщиков

Благодаря тому, что к моменту, когда студия приступила к работе, дизайн стадиона был завершён, художники ILM без промедления приступили к работе. Кроме того, на базе раскадровки сюжета при помощи программы Final Cut Pro компании Apple была создана пре-визуализация эпизода, значительно облегчившая дальнейший труд аниматоров. Моделирование болельщиков осуществлялось при помощи технологии "захвата движения" и симуляции. "Мы наняли несколько добровольцев, одели их в костюмы синего цвета, после чего приступили к "захвату движений": когда они сидят, стоят, кричат, пускают руками волны и указывают пальцами куда либо", говорит супервайзер визуальных эффектов ILM Тим Александер (Tim Alexander). Разработанный в недрах студии плагин к программе Maya, в которой предварительно был смоделировал стадион, брал наугад любое тело из двадцати смоделированных, случайным образом добавлял к нему голову, а также одежду из готовых библиотек и помещал на стадион. Таким образом, создавались все 80 тысяч человек.

ILM также работала над эпизодом с прибытием корабля школы Дурмстранга (Durmstrang).



Магическая "подводная лодка"

"Этот эпизод был невероятно сложным", - отмечает Александер. - Если вначале над ним на протяжении 5-6 месяцев работал лишь один человек, то к концу к нему присоединились ещё девять. Проблема была в том, что в кадре компьютерная вода должна была взаимодействовать с компьютерными же парусами. Иначе говоря, движок симуляции жидкостей должен был одновременно работать с движком симуляции одежды, чего до этого момента ни разу не происходило! Мы разработали новый движок, основанный на программном коде из Стэнфордского Университета, позже интегрированный в наш технологический конвейер Zeno". Для симуляции жидкостей ILM приобрела четырёхпроцессорный сервер компании Angstrom Microprocessor с 32 Гб ОЗУ, предназначенный лишь для работы самого движка!

Прибытием представителей из академии Шармбатон (Beauxbatons) занималась студия Framestore CFC.



Для создания пегасов студия Framestore CFC использовала модели гиппогрифа, смоделированного для третьего фильма о Гарри Поттере

Поскольку эпизод содержал лишь шесть сцен с участием летящего экипажа, у Framestore не было времени на какие-либо исследования и пре-визуализацию. По словам Тима Веббера, для создания моделей крылатых лошадей - пегасов, художники использовали модель гиппогрифа (особенно его крылья), созданного для предыдущего фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана".

Сразу по прибытию обеих школ в Хогвартс появляется новый персонаж, Грозный Глаз Грюм (Mad Eye Moody), новый преподаватель предмета "Защита от тёмных сил". Главной особенностью Грюма является его магический глаз, способный вращаться независимо от настоящего.



Актёру Брендену Глисону (Brendan Gleeson) пришлось носить на себе головной протез, сложный макияж, а также искусственное глазное яблоко

В большинстве кадров управление глазом осуществлялось самим Глисоном. Если же была необходима большая скорость его вращения, или лицо актёра находилось слишком близко от камеры, в дело вступали аниматоры Double Negative. Их усилиями были созданы более 50 сцен с участием Грюма. Поскольку по желанию постановщиков было решено не делать из глаза один сплошной спецэффект, а "разбавить" некоторые сцены механическим протезом, студия не смогла использовать контрольные точки на лице актёра для трекинга. "Хорошо, что мы использовали Photofit - трекинговое ПО собственной разработки, которое следит за положением глаза лишь по данным его геометрии". Студия Double Negative также создала и анимировала паука, которого Грозный Глаз Грюм демонстрирует ученикам на своём занятии и затем, поиздевавшись над ним, хладнокровно убивает.




Паук, цифровая копия которого была использована в фильме, действительно существует в нашем мире

Как только студия получила первые эскизы паука, её художники взялись за работу, используя два пакета: Maya (основное моделирование) и ZBrush (текстурирование и добавление мелких деталей). Благодаря такому подходу модель паука, несмотря на его детализацию, была не столь объёмной. Прежде чем аниматоры принялись выполнять свои обязанности, была произведена фото- и видеосессия настоящего паука, благодаря чему они смогли изучить его сложные движения (Для примера: этот паук использует свои длинные усики-антенны для прощупывания окружающей среды).

Нельзя не сказать пару слов и про сам Кубок огня, в честь которого книга и фильм получили соответствующее название.




Огонь кубка, а также вспышки света и возрастную черту, студия Rising Sun Pictures создавала при помощи плагина для пакета Maya, отвечающего за симуляцию жидкостей

Однако не одним Кубком огня запомнилась Rising Sun Pictures. Её дочерняя компания, Rising Sun Research, как раз к началу работ над четвёртым фильмом о Гарри Поттере подготовила новую программу cineSync, которая позволяет нескольким удалённым пользователям зарегистрироваться в сессии и просматривать, а также контролировать проигрывание видеоматериала и делать записи прямо на нём. Благодаря этой программе все студии, работавшие над фильмом, а также супервайзер визуальных эффектов Джим Митчелл, раз в неделю организовывали общие "конференции" для просмотра готового материала и обсуждения деталей дальнейшей работы.

Создание Омута памяти (Pensieve) входило в обязанности студии Orphanage.



По словам супервайзера визуальных эффектов Orphanage Джонатана Ротбарта (Jonathan Rothbart): "Поскольку каждый представляет себе поток мыслей по-разному, мы потратили большую часть времени, отведённого нам на создание спецэффектов, разрабатывая внешний вид мысленных нитей, а также жидкости, находящейся в Омуте памяти

Вдохновение для создания мысленных нитей художники и аниматоры Orphanage черпали из медуз: их внешнего вида и возможности изменять свою окраску под различными источниками внешнего света. Моделирование нитей производилось в пакетах Houdini и 3ds Max; после этого, для придания окончательного вида, к ним были добавлены свечения, переломления света, блики, и световые лучи.

Последним пунктом, на котором мы остановимся, являются эпизоды с появлением головы Сириуса Блэка (Sirius Black) на углях камина и превращение Грозного Глаза Грюма в Барти Крауча Младшего (Barty Crouch Jr.), которыми занималась французская студия Buf Compagnie.

Изначально постановщики считали, что эпизод с Блэком мог быть создан при помощи съёмок актёра на фоне "синего экрана" и фонового изображения огня, однако Джим Митчелл хотел полностью компьютерный эффект, который бы позволил выбрать более удобное положение камеры. Для создания цифрового лица актёра была произведена съёмка Гари Олдмэна (Gary Oldman) при помощи пяти камер, расположенных перед ним на 180 градусов. После этого, при помощи маркеров на лице, был произведён "захват движения", данные которого послужили материалом для анимации лица.





Согласитесь, эти рисунки в объяснениях не нуждаются

Превращение Грюма в Крауча Младшего было произведено схожим образом. Оба актёра, были "осыпаны" маркерами-точками, которые снабжали аниматоров данными относительно поведения мышц на лице. Произведя фотосессию и получив необходимые текстуры, аниматоры Buf Compagnie, при помощи собственного ПО, создали трёхмерную "кожу", которая и была использована в процессе морфинга.




Денег - куры не клюют

Старт картины был намечен на 18 ноября 2005 года. Зрители изнывали от желания узнать, насколько точно фильм передаёт события книги, критики - сохранит ли "Кубок огня" удачно созданную Альфонсо Куароном в "Узнике Азкабана" мрачную атмосферу, а продюсеры и кинокомпания Warner Bros. Pictures - как скоро картина окупит свой 150-миллионный бюджет и сколько прибыли принесёт.

Первый же день проката "Гарри Поттера и Кубка огня" оказался сюрпризом для всех: фильм принёс чуть больше 40 млн. долл. Всего же за первую неделю проката картина принесла 102,6 млн. долл. Правда, на протяжении следующих недель сборы всё же "поубавили свой пыл", демонстрируя, тем не менее, отличную выносливость. На данный момент в "копилке" "Кубка огня" числятся 289,9 млн. долл. из американских кинотеатров и 602 млн. из мировых. Данные показатели позволили фильму стать вторым в списке самых кассовых лент 2005 года и наконец-то вывести киноэпопею о "Гарри Поттере" из упадка (после выхода первого фильма кассовые сборы каждого следующего постоянно снижались). Правда, через несколько месяцев, в марте 2006 года, "Кубок огня" по кассовым сборам в США был обогнан фильмом "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и магический шкаф" ("Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe"), которому будет посвящена следующая статья цикла.

"Орден Феникса" на взводе

Не успел "Кубок огня" дойти до стадии монтажа, а над экранизацией следующего романа, "Гарри Поттер и Орден Феникса" ("Harry Potter and the Order of the Phoenix"), уже кипела работа.

По возникшей традиции бразды "правления балом" были переданы новому режиссёру - Дэвиду Ейтсу (David Yates). Также уже известно, что сценарист Стив Кловс по личным причинам (написание сценария и режиссура собственного фильма) решил удалиться и его место занял Майкл Гольденберг (Michael Goldenberg). Правда, сам Кловс пообещал, что в будущем ещё вернётся и напишет сценарий к шестому фильму.

И в заключение статьи немножко лирики. На конференции, прошедшей в декабре 2005 года и посвящённой предстоящему выходу "Кубка огня", продюсер Давид Хейман сказал: "Когда мне необходим режиссёр для экранизации очередного романа, я не говорю ему: "Майк, ты должен снять фильм так же, как сделал это Крис Коламбус". Зачем? Такой шаг выглядел бы глупо. Я смотрю фильм ("Кубок огня") и вижу Майка Ньювила. Что я имею в виду: хотя книга написана Джоан Роулинг, в фильме проглядываются идеи, принесённые Ньювилом с собой и органично вплетённые в роман. И как раз это меня больше всего восхищает. То же самое я видел, когда над фильмом работал Альфосо, и Крис… Я уверен, что Дэвид Ейтс в пятом фильме также воплотит свои идеи. Я буду с нетерпением ждать этого".

Примечание: В статье использованы фотографии и материалы с сайтов: 3DAnimacion.com, cgw.pennnet.com, framestore-cfc.com, ign.com, vfxblog.com, vfxtalk.com и vfxworld.com. Данные о кассовых сборах фильма: boxofficemojo.com.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Starlink получил разрешения на работу в Нигерии и Мозамбике 9 ч.
Отток айтишников из России в первом полугодии оценили в 40 тыс., но половина вернётся обратно 10 ч.
Китайский завод BMW Group освоит замкнутый цикл переработки аккумуляторов электромобилей 14 ч.
Вьетнамское предприятие Intel научилось самостоятельно готовить процессорные подложки 15 ч.
По мере снятия пандемийных ограничений в Китае отмечается падение спроса на смартфоны 16 ч.
NASA наметило вторую репетицию запуска лунной ракеты Artemis I на 19 июня 16 ч.
В игровом сегменте выручка NVIDIA зависела от российского рынка на 4 % 21 ч.
Тираж смартфонов Apple серии iPhone 14 уступит объёмам выпуска предшественников в прошлом году 21 ч.
Samsung резко урезала план производства смартфонов на 2022 год — вместо 310 млн выпустят только 280 млн 27-05 23:34
Патентный тролль подал на Meta в суд из-за VR-гарнитуры Meta Quest 2 27-05 23:16