⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
"Миссия "Серенити": спецэффекты в фильме
Превратить свой сериал в полнометражный фильм - мечта любого режиссёра. Для Джосса Уэдона, после внезапного приостановления показа его сериала "Файрфлай", мечта превратилась в реальность. Но режиссёр заплатил за неё слишком большую цену, которая, тем не менее, оправдала себя. Встречайте - фильм "Миссия " Серенити "! "Сигнал не остановить"Режиссёр Джосс Уэдон (Joss Whedon) стал знаменит в мире теле- и киноиндустрии, как превосходный сценарист. Его "перу" принадлежат сценарий к так и не вышедшему фильму "Баффи: Истребительница вампиров" ("Buffy: the Vampire Slayer"), картине "Чужой: Воскрешение"("Alien: Resurrection") и мультфильму "Игрушечная история" ("Toy Story"), за последний из которых он, кстати, получил награду Academy Award. В 1992 году на свет появился сериал "Баффи: Истребительница вампиров", выросший из сценария к полнометражному фильму. Новинка сразу возымела большой успех, благодаря чему Джосс Уэдон закрепил за собой звание одного из лучших режиссёров и сценаристов на американском телевидении. Спустя семь сезонов, "Баффи" обзавелась ответвлением - сериалом "Ангел", вышедшем в 1997 году. На протяжении 2002 года, Уэдон был занят съёмками нового сериала, получившего название "Файрфлай" ("Firefly" - "Светлячок"). И, хотя к концу года был снят один сезон, состоявший из 14 серий, телеканал FOX TV Network, (принадлежащий студии 20th Century Fox), под эгидой которого работал режиссёр, отказался показывать его после 11 серии. Джосс Уэдон собственной персоной. Как назвал его один из обозревателей Рунета: "Режиссёр, каких поискать, сценарист от Бога". В последующие несколько месяцев Уэдон обращался к другим телевизионным каналам с предложением купить лицензию на показ сериала, но все они отвечали отказом. Sci-Fi Channel заявил: "Он не для нас, поскольку слишком фантастичен", Oxygen: "В нём слишком много девушек", Western network: "Космический вестерн? Увольте". Тем не менее, режиссёр не расстраивался. Выпущенный DVD-диск, содержавший все 14 эпизодов, а также комментарии самого Уэдона, разошёлся огромным тиражом в 500.000 копий (согласно данным USA Today). К тому же, фанаты сериала, прозвавшие себя "коричневыми куртками" ("brown jackets") в честь борцов с Альянсом, организовали множество петиций, а также, начали "давить" на отказавшиеся показывать "Файрфлай" студии, что только подкрепило уверенность Уэдона в том, что останавливаться, будучи побеждённым, нельзя. Новой целью режиссёра стало создание полнометражного фильма, основанного на сериале. На выставке-конференции Comic-Con 2003 Джосс Уэдон, затронув тему "Файрфлая", отметил: "Файрфлай" был наиболее весёлой и болезненной работой, которую я завершил в такой короткий срок. Я очень сильно полюбил этот сериал. Я полюбил всех, кто работал над ним вместе со мной… С тех пор, когда закрыли "Файрфлай", я до сих пор борюсь за создание полнометражного фильма, основанного на сериале. Пока у меня нет новых новостей, хотя, я надеюсь, кое-что прояснится в течение следующих нескольких месяцев". К счастью, фанатам не пришлось ждать столь долгий срок. Спустя всего несколько дней после Comic-Con 2003, 4 сентября 2003 года, Уэдон официально объявил, что им был подписан договор со студией Universal Pictures по поводу создания полнометражного фильма под названием "Миссия " Серенити " ("Serenity"), за основу которого взята вселенная и персонажи сериала "Файрфлай" (но действие будет происходить восемь месяцев спустя, - прим.авт.). Джосс Уэдон (вверху слева) на съёмочной площадке вместе с главными актёрами фильмa. Превращение сериала в фильмНесмотря на более чем приличный, по меркам телесериалов бюджет фильма (39 млн. долл.), по сравнению с голливудскими картинами в жанре фантастики, он - просто мизерный. "Миссия " Серенити " содержит меньше спецэффектов, чем фильмы, вышедшие этим летом, - говорит Уэдон, - мы не обладаем таким же количеством денег. Да это и не тот тип фильма, который я хочу снимать. Мой фильм - про людей, а также их жизни". Лони Перистер (Loni Peristere), один из основателей студии Zoic Studios, создававшей спецэффекты к фильму, прокомментировал ситуацию следующим образом: "Обычно в фильмах подобного типа, бюджет отводимый на спецэффекты, равняется 15 миллионам долларов. Используя все наши возможности, мы добились схожего результата за вдвое меньшую сумму". Студия Zoic Studios не так известна, как, скажем, ILM или Weta Digital, но в её активе есть пара-тройка достойных работ: создание графики для фильмов "Послезавтра" ("The Day After Tomorrow"), "Ван Хельсинг" ("Van Helsing") и "Человек-паук 2" ("Spider-Man 2"). К тому же, эта студия сотрудничала с Джоссом Уэдоном ещё со времён "Баффи" (также создавала спецэффекты к "Ангелу" и "Файрфлаю"), поэтому режиссёр решил воспользоваться именно её услугами. "Как в случае с сериалом, мы наняли Zoic для работ над "Миссией " Серенити ", и полученный результат, по своему визуальному исполнению, выглядит в два раза лучше своей реальной стоимости", - аргументирует своё решение Уэдон. Каждая сцена фильма, содержавшая спецэффекты, была вначале нарисована в виде эскизов художником-постановщиком Барри Чазидом (Barry Chusid). Сверху вниз: взлёт " Серенити " с поверхности планеты; дизайн транспорта Мул; побег Саймона и Ривер через вентиляционную шахту; улица планеты Бомонд; планета мистера Вселенной. Большую подборку концепт-рисунков можно увидеть на официальном сайте фильма. Как только Zoic взялась за работу, сразу стало ясно, что в столь короткие сроки создать все визуальные эффекты к фильму будет трудно, поэтому для того, чтобы немного разгрузить студию, Уэдоном были приглашены другие. В результате, обязанности по созданию спецэффектов к "Миссии " Серенити " распределились следующим образом: Zoic Studios (эпизод, открывающий фильм, погоня за Мулом, пролёт через владения Пожирателей, космическая битва), Rhythm & Hues (драка в Главном генераторе, похороны), Illusion Arts (мистер Вселенная, планета Бомонд, мир Инары, аварийная посадка " Серенити "), Perpetual Motion Picture (закраска страховочных тросов, компоузинг сцен для Zoic) и Grant McCune Design (миниатюрная модель корабля " Серенити "). Станция терраформации планеты из эпизода, открывающего картину. Работа Zoic Studios. В фильме более 400 сцен с визуальными эффектами. На долю Zoic припало 212 из них. При этом, одна из особенностей Джосса Уэдона, а именно, желание по возможности снимать всё в живую, заставляла студии искать новые пути создания спецэффектов. Вот что сам режиссёр говорит об эпизоде, в котором Скиф Пожирателей гонится за Мулом экипажа " Серенити ": "Я действительно хотел снять всю погоню сам, благодаря чему, она избавилась бы от ощущения нереальности, наблюдаемого в других фильмах, в которых люди могут летать на сверхзвуковых скоростях, при этом ни во что не врезаясь". Для этого эпизода Дэном Садиком (Dan Sudick), координатором по спецэффектам, был построен специальный буксир, позволявший на ходу (50 км/час) удерживать транспорт на 4,5 м удалении от дороги. Кроме того, оператором Джеком Грином (Jack Green) были использованы два 9-метрвых крана с кинокамерами, позволявшие снимать Мул с различных углов обзора. Благодаря такому подходу, отпала необходимость в съёмке актёров на фоне "зелёного экрана", поскольку они находились непосредственно в самом транспорте. Всего Мулов было построено пять версий, различавшихся по исполнению тех или иных движений (один из них мог, например, резко разворачиваться). Поскольку транспорт, к которому крепились краны и Мул, двигался по шоссе, Zoic, при помощи ПО для генерации ландшафтов, создала травянистую местность и поместила её вместо шоссе. Затем, в кадры была добавлена анимированная трёхмерная модель Скифа. Пример создания сцены можно увидеть ниже: Последовательность создания сцены (сверху вниз): съёмки основного видеоряда; наложение на Мула его трёхмерной модели, а также установка контрольных точек; создание трёхмерной модели Скифа Пожирателей; моделирование ландшафта; финальный кадр сцены после компоузинга всех элементов в одно целое. "Миссия " Серенити " стала для всех студий небывалым испытанием. Так, сотрудникам Zoic пришлось изучать новое программное обеспечение, осваивать новые методы работы, а также привыкать к новым людям. Лони Перистер пригласил на должность внутреннего супервайзера по спецэффектам Ренди Гоакса (Randy Goux), руководившего созданием цифровых эффектов в фильме "Матрица: Революция" ("Matrix: Revolutions"). Кроме того, Zoic пригласила на работу несколько художников из студии ESC Visual Effects, а также Петти Генон (Patti Gannon), возглавившей компоузинг-команду. Именно Гоакс и Генон, помогли Zoic разработать и настроить новый конвейер (совокупность аппаратно-программных средств для создания компьютерных спецэффектов "от и до") под названием Zlogic, потратив на исследования шесть месяцев. Новый конвейер включал в себя: программный пакет Maya, собственные средства моделирования и анимации жидкостей для создания огня и дыма, генератор ландшафтов, работающий в паре с Maya, а также рендерер Mental Ray для визуализации сцен. Из аппаратного обеспечения, студией были использованы сервера с общим количеством процессоров в 800 штук, а также 10 Тбайт дискового пространства. Правда позже, во время создания космической битвы, возникла необходимость в большем объёме для хранения данных, поэтому Ренди Гоаксом были использованы дисковые массивы ESC, после объединения с которыми, суммарный объём хранимых данных студии Zoic равнялся 22 Тбайт. Именно новый конвейер был использован для создания эпизода погони. По словам Перистера: "ПО LightWave до не давних пор было нашим единственным средством моделирования и анимации. Но эта программа имеет проблемы с эффектом Motion-Blur (смазывание очертаний объекта во время его движения, - прим. авт.)". Поэтому Maya пришлась Zoic, как нельзя кстати. В остальном же художники и аниматоры студии применяли как "старое", давно испытанное ПО, так и новое. "Мы использовали лучшее из того, что могли предложить нам наши программы", - говорит Эмиль Эдвин Смит (Emile Edwin Smith), супервайзер компьютерных спецэффектов в фильме,- Так, Maya понравилась нам за удобные средства моделирования и анимации. Но в случаях, когда трёхмерная модель была особо сложной, она просто отказывалась загружаться в пакете от Alias, и мы пользовались старым добрым LightWave". Текстуры для моделей создавались в программах Photoshop и BodyPaint, тогда как для компоузинга в Zoic использовали Combustion и Adobe After Effects. "Рендеринг,- по словам Эдвина,- проходил на базовом уровне. Мы просчитывали каждый элемент отдельно (чистый RGB, рассеивание, отражение, освещённость и т.д.), благодаря чему полностью контролировали изображение на компьютере". Теперь поговорим о "главном герое" фильма - корабле " Серенити ", точнее о создании его модели. Джоссу Уэдону нравилась оригинальная модель из сериала, поэтому он не хотел её изменять. Но, поскольку фильм предназначался не для телевидения стандарта NTSC, а для экранов кинотеатров, Zoic пришлось значительно детализировать модель. Пьер Дролет (Pierre Drolet), создавший " Серенити " для сериала, занимался доработкой корабля и на этот раз. Кроме увеличения количества полигонов, он добавил: заклёпки, опоры, вентиляционные шахты и т.д. То же самое было проделано и с другими кораблями, которые позже были использованы в космическом сражении. Модель корабля " Серенити " после косметической доработки. Наиболее сложной задачей для Zoic, стало создание космического сражения между флотами Альянса и Пожирателей. "Для битвы мы использовали смоделированные нами ранее для сериала корабли и планету",- говорит Ренди Гоакс. "В битве должны были участвовать сотни кораблей, тогда как денег для её создания (треть всего бюджета, отведённого на спецэффекты, - прим. авт.), хватало на создание лишь 12 из них. Поэтому нами были использованы корабли, которые мы смоделировали ещё для "Файрфлая". Благодаря такому подходу, мы смогли создать видимость больших армад. Кстати, корабли, позаимствованные нами из сериала, были немного доработаны. Наши художники создали множество мелких деталей, таких как: гарпуны для кораблей Пожирателей, дополнительные надстройки, источники освещения, и т.д., после чего мы установили их в различных местах и различном количестве на все 12 моделей, тем самым, сделав одинаковые корабли менее похожими друг на друга". " Серенити " в фильме. Для того, чтобы уменьшить время рендеринга сцен битвы, художники и аниматоры Zoic решили установить зависимость детализации и размера текстур модели от её положения в кадре. В результате корабли, находящиеся вдалеке и вне фокуса камеры, менее детализированы, что позволило заметно ускорить прорисовку сцены. Лони Перистер также отметил, что космическая битва стала настоящим испытанием для Петти Генон и её команды компоузеров Zoic, поскольку некоторые кадры содержали в себе от 200 до 300 слоёв различных элементов. "Одновременно, в кадре находились сотни кораблей. Кроме того, в сценах присутствовало множество различных эффектов, объёмное освещение, различные виды движения. Мы смоделировали большинство сцен за три с половиной дня, после чего потратили шесть недель на компоузинг". Кадры из космической битвы между Альянсом и Пожирателями. Стоит отдать должное Zoic Studios за отличное исполнение "документального" стиля, в котором была снята битва: быстрая смена планов, резкое приближение/удаление камеры от цели, слежение за объектом съёмки и т.д. Решение Universal выпустить фильм в широкоформатной (соотношение сторон 2,35:1) версии вынудило операторов снимать фильм на плёнку формата Super 35, а затем, во время стадии постпродакшн, использовать процесс студии FotoKem для цифрового сжатия изображения. По словам Джека Грина: "Мы знали, что это будет широкоформатная версия, вследствие чего не могли использовать документальный стиль во всём фильме… Если бы движение камеры было слишком быстрым, студиям, работающим над спецэффектами, было бы довольно трудно наложить их на кадры… Тем не менее, в некоторых эпизодах мы всё же воспользовались им". Одним из таких эпизодов и стала космическая битва. Данный стиль был разработан Эмилем Смитом и Лони Перистером ещё для "Файрфлая". "Мы разбили анимацию сцен на блоки, после чего сказали нашим аниматорам, чтобы они нашли путь, по которому камера будет следовать за "Серенити" несмотря на разгоревшуюся вокруг битву", - говорит Перистер. "Камера должна всегда быть частью истории, поэтому в нашей космической битве, главной является не сама битва, а корабль, поскольку он прокладывает свой путь перед камерой оператора, который должен, несмотря на огонь выстрелов, следовать за ним". На долю студии Illusion Arts выпало создание спецэффектов к примерно 20 сценам фильма, а также съёмка сцены аварийного приземления "Серенити". Студия создала анимацию прибытия корабля на планету Бомонд: "Серенити" опускается в док, после чего гигантский фиксатор захватывает корабль и переносит к платформе; затем герои фильма выходят из него, камера поворачивается, и мы видим одну из улиц планеты. "Мы построили трёхмерную модель "Серенити" на основе данных, полученных нами от Zoic Studios", - говорит Билл Тейлор (Bill Taylor), один из владельцев студии. Сам док, а также улица, представляют собой трёхмерный фон, созданный сотрудником Illusion Arts Кевином МакИлвейном (Kelvin McIlwain). Кадры из сцен на планете Бомонд, над которыми работала студия Illusion Arts. Студия также поработала над созданием анимации мира - мистера Вселенной и ионного облака вокруг планеты. Модель базы мистера Вселенной была смоделирована и анимирована в пакете Maya, после чего к ней добавили фоновой изображение гор и неба. Главной задачей студии являлась съёмка аварийной посадки "Серенити" на базу мистера Вселенной. К сожалению, ограниченный бюджет дал знать о себе и в этом случае, что вынудило Билла Тейлора использовать миниатюрную модель корабля. Для облегчения этой задачи, Джон Сваллоу (John Swallow) нанял студию Grant McCune Design, которая построила 1,8-метровую модель "Серенити". Кроме того, была произведена превизуализация всего эпизода, что облегчило задачу операторам Illusion Arts. Техниками студии был построен макет ангара, после чего начались съёмки модели корабля на фоне "зелёного экрана". Художниками и аниматорами Illusion Arts были добавлены фоновое изображение базы, а также анимация повреждения одного из двигателей "Серенити". Сам двигатель являлся частью миниатюры корабля, но искры и световые эффекты, сопровождающие его поломку, были анимированы при помощи компьютера. Кадры из процесса съёмок эпизода - аварийной посадки (сверху вниз): миниатюрная модель корабля во время съёмок; макет ангара на планете мистера Вселенной; искусственное освещение внутри ангара. Замыкает круг студий, работавших над "Миссией "Серенити", Лос Анджелесская Rhythm & Hues (далее R&H), работавшая над 30 сценами к фильму. Большая часть из них, представляет собой финальную драку между капитаном "Серенити" Малькольмом Рейнольдсом и Детективом, происходящую над гигантским вращающимся генератором. "Нам сказали, что на этот эпизод, денег у нас хватает лишь на пять сцен со спецэффектами, - признаётся Джосс Уэдон, - поэтому я написал его таким образом, чтобы зрители видели генератор в фильме лишь пять раз". По словам Бада Майрика (Bud Myrick), задача по созданию генератора была осложнена тем, что R&H получила уже готовый материал со стадии съёмки актёров на фоне "зелёного экрана", поэтому не смогла снять все необходимые мерки. "У нас не было практически никаких данных со съёмочной площадки, поэтому мы не смогли создать превизуализацию сцены", - говорит Майрик. "Тем не менее, я смоделировал несколько различных версий генератора и показал Джоссу, чтобы он одобрил одну из них". Ник Пах (Nick Pugh), один из дизайнеров студии, предложил разбить генератор на несколько уровней, каждый из которых имел бы свой вращающийся вентилятор. После этого, Майрик передал модель художнику Вей Хо (Wei Ho), которую он доработал до окончательного варианта, например, добавил уходящую вниз лестницу, позволявшую ощутить глубину 90-метровой пропасти. Для создания сцен с генератором, R&H, кроме Maya, использовала весь спектр программного обеспечения собственного производства: анимационный пакет Voodoo, рендерер Ren, а также компоузер Icy. Последовательность создания сцены (сверху вниз): съёмки актёра на фоне "зелёного экрана"; моделирование и анимация генератора; совмещение отснятого материала с моделью; окончательный вид кадра после добавления в сцену освещения, а также ротоскопинга. Кроме того, R&H создала голографические видео-портреты на могилах погибших героев. По словам Марика, во время съёмок сцены похорон, люди решили, что кресты на могилах спустя пять столетий будут анахронизмом, поэтому студия заменила их созданными и анимированными Ником Пахом голограммами. Разобравшись с большинством спецэффектов, присутствующих в фильме, нельзя не сказать пару слов по поводу звукового сопровождения. На Comic-Con 2005 Уэдон, как обещал ранее, заявил: "В черноте космоса звук невозможен, поэтому корабли будут лететь бесшумно. На границе с космосом звук всё же будет присутствовать. Например, во время вхождения корабля в атмосферу". В заключение, он шутя отметил: "На планетах звука будет предостаточно, разговоры в фильме ведь никуда не делись". Обещания режиссёра сбылись. Как и в "Чужом: Воскрешении", по законам физики корабли в космосе летают беззвучно, в отличие от тех же "Звёздных войн". Достаточно посмотреть сцену вхождения "Серенити" в верхние слои атмосферы в начале фильма. " Будущее стоит борьбы "Предварительная дата выхода картины была назначена на 22 апреля 2005 года, всего через несколько недель после появления на экранах кинотеатров, третьего эпизода "Звёздных войн". По мнению Уэдона, "Миссия "Серенити" выйди она в это время, попала бы в так называемый "промежуток "Матрицы": посмотрев одну фантастическую ленту, зрители захотели бы пойти ещё на одну. К сожалению, или к счастью, постпродакшн картины затянулся, что вынудило режиссёра перенести выход фильма на пять месяцев, назначив новую дату - 30 сентября. Но это время не было потрачено даром. Летом Universal Pictures организовала, в общей сложности, 66 (данные Entertainment Weekly) предварительных показов монтажной версии фильма специально для фанатов. Успех был просто невероятным. Ранее ненавистный фанатам "Файрфлая" Sci-Fi Channel, осознав свою ошибку, летом приступил к показу всего сериала. Страница из комикса "Файрфлай", выпущенного этим летом издательством Dark Horse Comics. Над сценарием вышедших трёх выпусков, работал сам Джос Уэдон вместе с Бреттом Мэтьюсом (Brett Matthews), сценаристом сериала. Многие информационные источники отозвались о Джоссе Уэдоне в самых "радужных" тонах. Так, Entertainment Weekly прозвал его "культовым пророком современного масс-медиа", а Sunday Morning Shootout - "богом Comic-Con". Стейси Шнайдер (Stacey Snider), председатель Universal Pictures, отметила: "Если вам удаётся найти кого-нибудь такого же талантливого, как Джосс, который, к тому же, приводит с собой всю армию фанатов, за такой случай надо хвататься. Мы попробовали. Пути назад нет". До "Миссии "Серенити", удачный переход от сериала к фильму получался лишь единожды, когда в 1988 году, студия Paramount Pictures сняла комедию "Голый пистолет", основанную на телевизионном сериале - "Полицейская команда", вышедшем на шесть лет раньше. Фильм получился успешным, о чём можно судить по появлению в дальнейшем двух продолжений. Несмотря на абсолютное большинство позитивных отзывов и рецензий на "Миссию "Серенити", в премьерные выходные кассовые сборы в США составили чуть больше 10 млн. долл. Общая сумма проката фильма, на момент написания статьи, перевалила лишь за 25 миллионов, что очень расстраивает фанатов фильма и сериала. Помимо достаточно скудной рекламной кампании, за которую стоит сказать "спасибо" Universal Pictures, неприятности возникли и с мировым прокатом. В странах, таких например, как Мексика, Израиль и др., показ фильма была отменён за пару дней до премьеры. В результате, сборы с мирового проката (всего восемь стран) на сегодняшний день, составляют чуть меньше 11 млн. долл. Из них, Россия и Украина принесли в кассу фильма почти 1,7 млн. долл. Несмотря на довольно скромные сборы, Universal Pictures рассчитывает на повторение "Миссией "Серенити" успеха "Файрфлая", по количеству проданных DVD с сериалом. Диск, выход которого запланирован на 20 декабря, помимо самого фильма порадует наличием приличного количества дополнительных материалов. Кроме того, уже сейчас стало известно о присутствии на диске скрытого "пасхального яйца". Но, вернёмся к фильму. Обложка будущего DVD-диска "Миссии "Серенити". Кстати, фанатам она почему-то не понравилась, вследствие чего буквально через пару дней после анонса ими была организована петиция для изменения рисунка. Многих фанатов интересует один вопрос: "Будет ли продолжение?". Натан Филлион (Nathan Fillion), играющий в фильме роль капитана Малькольма "Мэла" Рейнольдса, ещё в декабре прошлого года в одном из своих интервью, отметил: "Мы подписали контракт на трилогию, и, если первый фильм будет успешным, мы сделаем ещё два". Кроме того, Филлион обмолвился, что за трилогией может последовать реинкарнация сериала "Файрфлай", чего с нетерпением уже не первый год ждут его фанаты. Что же касается самого Джосса Уэдона, он в данный момент пишет сценарий к очередной комикс-экранизации - фильму "Чудо-женщина" ("Wonder Woman"). Он же будет его режиссёром (ранее Уэдон планировал заняться съёмками третьей части "Людей-Х", но затея провалилась). Кстати, на Comic-Con 2005 режиссёр отметил, что подумывает над приглашением части (или даже всего) актёрского состава "Миссии "Серенити" на съёмки этой картины. Пожелаем Уэдону, а также всей его команде удачи, ведь они того заслужили. P.S. Многих наверняка заинтересовала фраза, которую произносит Саймон, чтобы отключить Ривер: "Это курам на смех". На самом деле оригинал фразы звучит так: "Eta gorramn Nah Smech!", а русские переводчики, беря во внимание большое сходство фраз, перевели её, как говорится, "в лоб". Примечание: В статье использованы фотографии с сайтов vfxblog.com и cgfocus.com, данные о кассовых сборах фильма: boxofficemojo.com. Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|