Сегодня 22 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама

Пакет SpeedTree - набор для создания и работы с моделями деревьев в 3D Studio Max

⇣ Содержание

SpeedTree CAD

Вторая часть программного пакета - SpeedTree CAD - предназначена для индивидуального редактирования и разработки деревьев. Собственно говоря, это не совсем редактор. Скорее, мы имеем дело с генератором. Вам предлагается структурированная группа параметров, после задания числовых значений которых программа производит расчет – генерирует дерево. Никаких полигонов или патчей, никакой ручной работы, если не считать за таковую ввод чисел с клавиатуры. При этом спектр создаваемых объектов довольно широк – это могут быть деревья, кустарники, трава, цветы или кактусы.

Итак, программа предлагает четыре основных группы параметров (и соответственно, четыре закладки в рабочем интерфейсе программы): "Trunk" - "Ствол", "Branches" - "Ветви", "Leaves" - "Листья" (а также, плоды или цветы) и "Global" - "Глобальные параметры".


Панель для определения параметров дерева

Для ствола мы можем задавать:

  • его длину;
  • толщину (радиус) и ее изменение вдоль ствола;
  • угол, под которым ствол выходит из почвы;
  • небольшие искривления ствола и их изменение вдоль его длины;
  • гибкость ствола и ее изменения; данный параметр определяет динамику взаимодействия ствола с ветром, т. е. влияет на его анимацию;
  • силу гравитации, а также степень ее влияния на различные части ствола; позволяет задавать сильные искривления ствола, например, можно заставить расти ствол параллельно земле, затем вертикально вверх или вниз и т.п.


Редактор кривой параметров

Везде, где речь идет об изменении параметра вдоль длины ствола (толщины, гибкости, искривления и гравитации) подразумевается редактирование специальной кривой, определяющей динамику изменения параметра. Сам редактор кривой довольно прост, но его возможностей в большинстве случаев достаточно. Например, он легко позволяет создать профиль ствола бутылочного дерева, но со стволом пальмы придется очень повозиться. Вкратце его возможности – вставить или удалить точку, переместить точку. Все точки имеют "уши" , таская за которые можно менять кривизну в данной точке, по аналогии с кривыми Безье из Corel Draw или Adobe Illustrator. Серьезное ограничение – отсутствие угловых точек – поэтому невозможно создать резкий излом кривой – только плавный.

Возвращаясь к параметрам ствола - здесь же можно задавать общее количество его сегментов (до 100 максимум) и сегментов сечения ствола. Последнее может иметь только форму окружности. Чем больше количество сегментов у ствола, тем более явно видны результаты действия большинства параметров, точнее и разнообразнее моделинг. Если же ствол состоит только из одного сегмента, его даже искривить не удастся, т. е. при любом значении параметра искривления ствол все равно останется прямым. С другой стороны, увеличение количества сегментов приводит к "утяжелению" модели, особенно при разработке ветвей, и особенно ветвей второго и более высоких порядков. Именно здесь нужно учитывать, для какого плана сцены создается модель.

Из оставшихся параметров закладки – текстура и тип ее наложения. К сожалению, наверное, самое слабое место программы. Для ствола и всех ветвей разрешено использовать только одну текстуру. Приемлемо для тополя или липы, но плохо для сосны. Кроме того, никаких изысков, вроде bump map (карта рельефа) для коры. Плоское растровое изображение – и ничего больше. Имеющаяся возможность положить эту карту одним куском или уложить несколько раз мозаикой сути не меняет.
Из остальных параметров ствола нужно упомянуть задание генерации ветвей первого порядка - т.е. ветвей растущих непосредственно от ствола. Ветви второго порядка – отростки от ветвей первого порядка и т. д. В принципе, программа не ограничивает количество таких порядков, но это самый верный способ быстро сделать модель дерева неподъемной. Всего представлено три параметра – нижняя и верхняя граница области роста ветвей и частота расположения ветвей внутри заданной области.

Параметры создания ветвей находятся на следующей закладке и во многом сходны с параметрами ствола. Но имеются некоторые отличия. Вот они. Во-первых, все параметры носят групповой, а не индивидуальный характер. Это значит, что задавая числовые значения для параметров, вы определяете их сразу для всех ветвей одного порядка. Во-вторых, все параметры разбиты на две подгруппы – параметры самих ветвей (искривление, радиус, гибкость, воздействие гравитации) и изменение вдоль длины ствола радиуса ветвей, их длины, угла роста относительно ствола, гибкости и восприимчивости к гравитации. Например, заданием изменения длины ветвей можно сделать ветви, растущие в нижней части ствола длиннее, чем ветви, растущие у его верхушки. В этой же панели можно изменять, добавлять или убирать, число уровней древовидной структуры и определять частоту и место генерации либо ветвей следующего уровня, либо листьев.

Для создания лиственной кроны используется хорошо известный всем механизм. А именно, в качестве геометрии листа используется прямоугольник, на который накладывается фотография листа или группы листьев с контурным альфа-каналом в качестве карты прозрачности.


Полигоны для нанесения текстур листьев

SpeedTreee CAD позволяет использовать несколько карт для листьев и, даже, предусматривает специальную возможность создания плодов и цветов с помощью того же механизма наложения карт. Использование нескольких карт позволяет разнообразить лиственную крону по форме и цвету. Программа предоставляет средства управления размером листа или цветка, расстоянием его расположения от ветви, и при необходимости – расчетом столкновения (collision detection) со стволом или ветвями.

Почти все параметры, описанные выше, помимо основных значений, позволяют задавать и величину его случайных изменений. Эти изменения учитываются (и вообще делают возможным) при расчете случайных модификаций данной модели.

Закладка глобальных параметров предназначена для определения высоты ствола, значения многих параметров программы задаются в процентах от этой величины. Здесь же включаются (или отключаются) случайные изменения модели дерева при расчетах. На начальных этапах разработки его рекомендуется для удобства отключать, а после завершения разработки модели его можно использовать для быстрого получения случайных вариаций созданного дерева (величина изменений модели зависит от заданных значений вариаций ее параметров). Кроме того, здесь представлена статистика модели – общее количество полигонов дерева и количество полигонов ветвей и листьев, нигде более не показываемая, в том числе, и в сцене 3d studio max.

Несколько слов об интерфейсе. Он прост и достаточно удобен. Все функции программы находятся на виду, а то, что скрыто, доступно по правой кнопке мыши. В основном окне программы по умолчанию отображается разрабатываемая модель дерева в OpenGL – режиме с полной детализацией и всеми текстурными картами.


Модель дерева в окне предварительного просмотра SpeedTree CAD

Как уже говорилось ранее, модель дерева в этом окне часто выглядит даже лучше, чем после финального рендера в max. Вид можно масштабировать, включить вращение дерева, источника света или посмотреть взаимодействие с ветром. Предусмотрены даже специальные "игровые" режимы скроллинга сцены. Все крутится достаточно шустро, без "тормозов", при условии, что не включено сглаживание (antialiasing) сцены. Отображение анимации в окне предварительного просмотра заслуживает особой похвалы – все изменения в настройках анимации отображаются немедленно, что называется "на лету". Движется ствол, каждый листок и ветка, при этом поддерживается отображение текстур и изменение освещения.

Теперь о недостатках - их немного. Пожалуй, стоит немного доработать алгоритм генерации ветвей, слишком уж он прямолинеен. В частности, отсутствует возможность задавать угловое распределение ветвей по окружности ствола и листьев по окружности ветвей. Равномерное распределение по углам, имеющее место в текущей версии редактора затрудняет разработку таких типов деревьев, как, например, ели. Ну и текстуры - для ствола и ветвей их стоит разделить, плюс возможность накладывать карты рельефа текстуры.

Данный обзор сделан по демонстрационной версии пакета. Поставляемое вместе с ней описание возможностей программы вполне можно назвать "спартанским". Всего лишь описание основных параметров, да пара простеньких примеров. А зря. Только заглянув на сайт разработчика, я например узнал, что SpeedTree вполне по силам создавать такие неочевидные вещи, как разветвление ствола или, например, траву. А в руководстве пользователя об этом ни намека. Возможно в коммерческой версии дела обстоят по-другому. Хотя судя по тому, что демо-версию можно превратить в полноценную введением кода авторизации – вряд ли. Так что руководство пользователя тоже не мешает дополнить.

Вообще, на мой взгляд, программа имеет очень неплохой потенциал стать редактором не только для деревьев среднего и дальнего планов, но и для разработки реалистичных высокодетализированных моделей. Почти все необходимое для этого у нее уже есть, добавить нужно не так уж и много. Прежде всего – работа с корневой системой. Сделать корни у ствола в текущей версии программы невозможно. Вернее, одно из двух - либо корни, либо ветви. Очень не помешает добавление стыков ветвей вообще и ветвей со стволом в особенности. Полное отсутствие стыков в данной версии редактора приводит к тому, что на отрендеренном изображении ближнего плана отчетливо видно, что ветви элементарно торчат из ствола, а не растут из него. Далее – неплохо бы добавить всякие наросты на стволе, дупла, сухие и обломанные сучья – все те мелочи которые и придают дереву законченный "жизнеподобный вид". Вообще не помешало бы предусмотреть возможность хотя бы минимальной "ручной" работы в редакторе. Ну и наконец, текстуры. Необходимо дополнить встроенные возможности SpeedTree CAD, а еще лучше предусмотреть передачу работы с текстурами в 3d studio max.

Подводя итог всему выше сказанному, можно утверждать, что все, что нужно для создания хорошего дерева с помощью SpeedTree CAD – это подробное изображение оригинала создаваемого дерева, текстуры для ствола и листьев и пара часов свободного времени. Считает программа довольно быстро, сам процесс немного напоминает игру и неутомителен, хотя, понимание влияния отдельных параметров и потребует некоторого времени на изучение. В общем, SpeedTree CAD – вполне "рабочая" программа, быстрая, простая и удобная, к тому же, не имеющая аналогов для работы с 3d studio max.

Содержание:

Стр.1 - Введение, SpeedTree Max
Стр.2 - SpeedTree CAD, выводы

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 5 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 6 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 7 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 9 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 10 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 11 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 13 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 13 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 15 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 16 ч.
Nvidia предупредила о возможном дефиците игровых решений в четвёртом квартале 2 ч.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 6 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 6 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 6 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 8 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 11 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 12 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 12 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 12 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 13 ч.