⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
"Кинг Конг": спецэффекты в фильме
Прежде чем мы начнём разбирать «по косточкам» спецэффекты в «Кинг Конге» («King Kong»), снятом режиссёром трилогии «Властелин колец» Питером Джексоном (Peter Jackson), совершим краткий экскурс в историю и вспомним об оригинале.
Оригинальный «Кинг Конг» на момент выхода представлял собой вершину кукольной анимации
Оригинальный «Кинг Конг» имел настолько большой успех, что за ним в том же 1933 году последовало продолжение, названное «Сын Конга» («Son of Kong»). Однако сиквел по сравнению с оригиналом был довольно посредственным.
В 1976 году вышел римейк оригинального фильма, который, однако, лишился наиболее интересной части оригинала – событий, происходивших в недрах Острова Черепа (встреч с динозаврами и т.д.). Через десять лет, в 1986 году зрителю было предложено продолжение римейка под названием «Кинг Конг живёт» («King Kong Lives»).
Существуют также различные поделки типа японских фильмов «Кинг Конг против Годзиллы» («King Kong vs. Godzilla»), которые эксплуатируют тему гигантской гориллы на свой лад.
Питер Джексон же решил следовать пути, проложенному оригиналом О’Брайена. Однако на месте «ухабистой дорожки», созданной «Кинг Конгом» 1993 года, он собирался проложить собственную «высокоскоростную автостраду».
«Кинг Конг» Питера Джексона: наши дниОригинальный «Кинг Конг», по заявлениям самого Джексона, является его самым любимым фильмом. Не даром маэстро хотел снять его римейк на протяжении многих лет. «Этот проект всегда был незаконченным делом для нас, и я всю жизнь мечтал воплотить его в реальность, потому что сам являюсь большим поклонником оригинала. Это мой самый любимый фильм», – говорил режиссёр сайту Sci-Fi Wire в декабре 2003 года. «Я думаю, существует довольно веская причина сделать римейк прямо сейчас, поскольку, я считаю, подрастающее поколение, я имею в виду молодёжь, вряд ли захочет смотреть чёрно-белые картины прошлого». Стоит отметить, что Джексон уже предпринимал попытку снять фильм по мотивам «Кинг Конга» в 1996 году. Были начаты подготовительные работы, однако через восемь месяцев студия Universal, обеспокоенная возможной конкуренцией со стороны фильмов «Могучий Джо Янг» (Mighty Joe Young) и «Годзилла» (Godzilla), решила отложить съёмки «Кинг Конга» на неопределённое время. К счастью для Джексона, в это же время между ним и студией Miramax был подписан контракт на экранизацию «Властелина колец», так что он и вся его команда смогли быстро «прыгнуть» на новый проект.
Питер Джексон рядом с моделями существ, созданных для нового «Кинг Конга». Фото 1996 года
Джексон не покинул свою мечту детства. Работа над римейком «Кинг Конга» заново стартовала 31 марта 2003 года, ещё во время работ над заключительным фильмом трилогии «Властелин колец». Сценарий был написан самим Питером в соавторстве с Френ Уолш (Fran Walsh) и Филиппой Бойенс (Philippa Boyens). Причём, по словам Джексона: «Он был полностью переписан нами по сравнению с оригиналом 1996 года. (Желающие прочитать оригинальный сценарий «Кинг Конга» 1996 года, владеющие английским языком, найдут его по этому адресу). С того времени мы стали более профессиональными писателями. Новая версия сценария отныне будет базироваться на оригинальном фильме 1993 года выпуска, а не на событиях, придуманных нами изначально».
Эскизный рисунок битвы между Конгом и тиранозавром, появившийся в журнале Newsweek за декабрь 2004 года
Стадия постановки (период съёмок) «Кинг Конга» стартовала 6 сентября 2004 года, спустя две недели после окончания работ над «Возвращением государя» («Return of the King»), и продлилась 131 день, завершившись лишь 8 апреля прошлого года. Операторами было отснято 750 километров плёнки, что в пересчёте на время равняется 400 часам.
Примеры эскизных рисунков для фильма
До выхода картины на экраны оставалось всего восемь месяцев, поэтому студиям WETA Workshop и WETA Digital, занимавшимся визуальными и компьютерными спецэффектами к фильму, пришлось изрядно потрудиться, дабы успеть завершить свою работу во время. А её у пятисот человек, работавших со время съёмок фильма, поверьте, было предостаточно.
«Большой снежный человек»Главным героем ленты является, безусловно, сам Конг, поэтому начинать следует именно с него. Дизайн гигантской гориллы был поручен Гасу Хантеру (Gus Hunter). При этом Питер Джексон был всё время рядом, контролируя процесс его создания. «Я хотел, чтобы Конг был похож на обычную гориллу, однако вместе с тем единственным Конгом в своём роде», – говорит режиссёр. «Для того чтобы он отличался от обычных горилл, мы наделили его индивидуальными характеристиками, например, сломанной нижней челюстью, которая пострадала в результате драки, произошедшей много лет назад. То же самое касается отчётливо видимых шрамов на его теле». После получения бесчисленного количества эскизов за дело взялись скульпторы WETA Workshop под руководством Ричарда Тейлора (Richard Taylor). Было создано большое количество макетов Конга, как его тела целиком, так и отдельных частей. Наибольшее внимание уделялось лицу Конга. После окончания работ над внешним видом гориллы финальный вариант макета был отослан в Канаду компании XYZ RGB, которая провела его детальное сканирование. Эти данные были использованы художниками WETA Digital для создания трёхмерной модели Конга.
Скульптор в процессе создания модели лица Конга
Основой трёхмерной модели Конга был скелет, на котором держалась специальная система мускулов. На чём следует остановиться, так это на меховом покрове гориллы (состоящем из пяти миллионов волосков), созданном при помощи собственного ПО студии, а также программы-симулятора одежды SyFlex и плагинов для пакета Alias (ныне – Discreet) Maya. Для анимации волос были использованы специальные деформаторы. Благодаря им каждый пучок волос на теле гориллы имел свою уникальную форму, которая, к тому же, могла изменяться. Во время фильма на Конга попадала земля, вода и снег. Благодаря деформаторам, расположенным на кончиках каждого пучка шерсти, аниматор мог легко изменить его форму, а также физические свойства. Одни только руки гориллы имели три различные группы деформаторов, каждая из которых отвечала за свои изменения.
Кинг Конг во всём своём великолепии
Анимировать Конга было решено по уже отработанной схеме: техника «захвата движения» плюс анимация по ключевым кадрам. Питер Джексон решил воспользоваться услугами Энди Серкиса, игравшего Горлума во время стадии «захвата движения» для второй и третьей частей «Властелина колец». По словам Серкиса, режиссёр предложил ему роль ещё во время работ над «Возвращением Государя».
Сразу после получения согласия, Энди Джексон отправил его в лондонский зоопарк, где он провёл два месяца, работая с четырьмя гориллами и исследуя различные аспекты их поведения. Кроме того, в распоряжении Серкиса было большое количество всевозможных документальных фильмов и книг по этим приматам. После окончания подготовки стартовала стадия «захвата движения», которая должна была снабдить аниматоров данными для последующей анимации гориллы-переростка.
В сценах, в которых Конг присутствовал непосредственно возле людей, Серкис играл в специальном чёрном «мускульном» костюме гориллы, разработанном студией KNB EFX под управлением Ховарда Бергера (Howard Berger). Благодаря этому актёры, играя свои роли, могли адекватно реагировать на действия виртуального Конга. Послё этого в отснятом материале Серкиса в костюме заменяли
цифровым Конгом.
Энди Серкис во время стадии «захвата движения»
Основной костюм, в котором Энди выполнял все необходимые для «захвата» движения, содержал около 60 маркеров. В павильоне, в котором располагался отдел по «захвату движения», была сконструирована специальная металлическая конструкция, на которой крепились 52 камеры, следившие за движениями тела актёра. Ещё 20 специализированных камер «отвечали» за лицо.
Процесс «захвата движения» лица
Серкис ходил, опираясь руками на пару полозьев, размещённых возле него. В особых случаях Энди одевали специальные протезы для увеличения длины рук. Для многих сцен, в которых Конг взаимодействует с окружающей средой, прямо в павильоне были построены специальные декорации. По словам продюсера визуальных эффектов Эйлин Моран (Eileen Moran): «В добавок к различным конструкциям, имитировавшим, например, скалу или то же здание Эмпайр Стейт Билдинг, для каждой сцены нами была создана поверхность, по которой ходил Конг. Благодаря этому ходьба Энди по ней в точности соответствовала движениям гориллы в фильме».
Серкис в наручных протезах для «удлинения» рук
Если для Горлума из «Властелина Колец» данные, полученные посредством «захвата движения», были использованы лишь для телесной анимации, то в случае с Конгом WETA Digital впервые воспользовалась ими и для лицевой анимации. «У меня на лице было размещено 132 контрольных маркера», – говорит Серкис. «С их помощью компьютеры собирали информацию о движении каждого моего мускула». Поскольку лицевая система мускул у гориллы отличается от человеческой, супервайзером «захвата движения» Деяном Момчиловичем (Dejan Momcilovic) было разработано специальное программное обеспечение, автоматически переводившее движение мускул на лице Энди в мимику на морде Конга.
Впоследствии все данные, полученные во время стадии «захвата движения», были переданы художникам и аниматорам, которые, используя Maya, дорабатывали анимацию Конга. Финальный рендеринг производился с помощью пакета Pixar RenderMan.
В кадрах с Конгом присутствует также множество цифровых элементов, впоследствии дорисованных художниками и аниматорами WETA Digital из-за отсутствия возможности их создания на этапе «захвата движения». «Посредством композитинга нами были добавлены в кадры различные всплески воды и летящие из-под Конга комья земли», – говорит Мэтт Эиткен (Matt Aitken), супервайзер компьютерных эффектов для стадии подготовки. «В дальнейшем мы «обогатили» трёхмерными объектами практически каждый кадр – в сценах на Острове Черепа это были: цифровые деревья, лианы, вода, а также дополнительные элементы деревни туземцев, в Нью-Йорке: цифровые дома, а также различные машины и судна».
Прежде, чем мы пойдём дальше, нельзя не упомянуть об одном интересном факте. В фильме существует один очень важный эпизод с гориллой, для которого услуги Энди Серкиса не потребовались. В битве между Конгом и тиранозаврами горилла была анимирована вручную, без использования техники «захвата движения». По словам директора анимации Эрика Леитона (Eric Leighton): «Мы не можем использовать технику «захвата движения» для эпизода битвы Конга с динозаврами, поскольку самих динозавров, которые бы взаимодействовали с Энди, у нас просто нет. Однако для некоторых сцен Серкис всё же поработал». В основном в его обязанности для этого эпизода входило снабжение аниматоров данными для лицевой мимики, которая позже была «наложена» на анимированного посредством ключевых кадров Конга.
Остров Черепа и его обитателиГигантская горилла была далеко не единственным существом, над которым работала WETA. Главного героя необходимо было также «поместить» в среду его обитания, населив её соответствующими обитателями. «Родной дом» Конга, Остров Черепа (Skull Island), был создан усилиями дизайнеров и скульпторов WETA Workshop при помощи миниатюр. Всего студия подготовила 53 различных «частей» острова, составлявших, в основном, остатки города туземцев и дикие джунгли. Для того чтобы миниатюрные модели впоследствии выглядели натурально, операторы производили их съёмку на скорости 64 кадра за секунду (стандарт – 24 к/с), после чего видеоряд «замедлялся». Большинство миниатюрных макетов было создано в масштабе 1:10 для достижения большей детализации их поверхности. Благодаря этому камера могла подлетать вплотную к макету без боязни «открыть правду» о его искусственном происхождении. По словам оператора визуальных эффектов Алекса Фанке (Alex Funke), количество кадров, в которых фигурируют миниатюрные макеты, в два раза больше трёх фильмов «Властелин Колец», взятых вместе.
Миниатюры джунглей, использовавшиеся во время съёмок
Теперь кратко рассмотрим представителей флоры, населявших остров. Из пятидесяти различных существ, созданных усилиями сотрудников WETA, до фильма «добралось» лишь полтора десятка. В первую очередь, это, конечно же, динозавры.
Начало работ над их дизайном было положено ещё в 1996 году, во время первой попытки Джексоном снять римейк. По его словам: «Я не хотел, чтобы наши динозавры придерживались правил палеонтологического мира, например, так, как тому следовал «Парк Юрского периода». К 1933 году на Острове Черепа динозавры «имели в запасе» ещё 65 миллионов лет для того, чтобы развиваться и эволюционировать. Поэтому ящеры, фигурирующие в нашем фильме, не имеют никакого отношения с подлинными динозаврами».
Создание скульпторами модели тиранозавра
«Компанию» динозаврам в «Кинг Конге» составляли различные вымышленные существа, такие как: похожие на летучих мышей летающие ящеры «валтазавры» (vultursaur), нападавшие на Конга во время бегства Джека Дрисколла и Энн Дэрроу, а также различного рода насекомые, с которыми поисковая команда людей сражалась после падения в ущелье. «Королём» этого эпизода, безусловно, является гигантский червеподобный хищник «карниктис» (carnictis), представлявший собой множество «бурдюков с зубами», и запомнившийся своим «лакомством» в виде героя Энди Серкиса – повара Лампи (Lumpy).
По словам супервайзера визуальных эффектов фильма Джо Леттери (Joe Letteri): «Процесс создания, моделирования и анимации всех животных происходил намного быстрее, поскольку они были намного проще Конга. Мы использовали цифровые кожу, мускулы и скелетные системы точно так же, как и во время работ над существами для фильмов «Властелин колец».
Верный корабльВо время поисков кандидата на роль корабля Venture, на котором герои фильма отправляются в путешествие, команда дизайнеров во главе с Грентом Мейджером (Grant Major) остановила свой выбор на голландском судне Manuia 1956 года выпуска. Техники немного переоборудовали корабль, изменив расположение его верхних палуб. Всего в фильме было использовано пять различных «версий» Venture: вышеописанное судно, две миниатюрных модели, компьютерная модель, созданная художниками WETA Digital для собственных нужд, а также полноразмерный макет, построенный на месте стоянки возле студии. По словам самого Джексона: «Использовать макет во время съёмок пришлось из-за того, что на воде меня жутко укачивает». Наибольшее количество времени в фильме фигурирует миниатюрная модель корабля, построенная в масштабе 1:12. Вторая миниатюра была использована для съёмки сцен с дальней дистанции.
Корабль Venture (сверху вниз): миниатюра во время съёмок и финальный результат
Возврат в прошлое – Нью-Йорк 1933 годаДекорации для большинства уличных сцен были построены на основе фотографий того периода. По словам Мэта Уилфорда (Matt Welford), работавшего над эпизодами, действие которых происходило в Нью-Йорке: «У нас была целая библиотека фото- и видеоматериалов того периода. К тому же наш отдел историков мог узнать практически любую необходимую нам информацию, например, какого цвета был тот или иной дорожный знак в городе и т.д.»
«Преображение» Нью-Йорка (сверху вниз): улица после съёмки и финальный результат
Однако одни лишь фотографии не могли стать залогом успеха. Вспомним сцену, демонстрирующую мост в конце улицы. Для решения проблемы, связанной с тем, что её съёмка велась с использованием широкоугольного объектива, в то время как фотография была снята узкоугольным объективом, сотрудникам WETA Digital пришлось поработать с изменением масштаба и геометрии моста, а также окружающих его зданий. Таким образом, удалось точно воплотить оригинальное изображение. Площадь Times Square была воссоздана на основе фотографий 1930-х годов, часть из которых демонстрировала очень специфическое вечернее освещение, которое Джексон хотел отобразить в картине. Вся работа была опять возложена на плечи WETA Digital.
Декорации площади Times Square
Архитектуре в фильме также уделялось большое значение. Большинство известных зданий, фигурирующих в фильме, было смоделировано на основе оригинальных строительных чертежей. Это относится, в первую очередь, к Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building).
Для демонстрации общих планов Нью-Йорка была создана трёхмерная модель города. За основу были взяты карты города, а также фотографии. Однако множество старых зданий на них отсутствуют или были значительно изменены. Поэтому WETA Digital пришлось самостоятельно моделировать все постройки в цифровом виде.
Для создания трёхмерной модели всего города Крисом Уайтом (Chris White), одним из сотрудников WETA Digital, была написана специальная программа CityBot, состоявшая из плагинов для пакета Maya. Она самостоятельно брала готовую трёхмерную модель дома и, согласно карте, помещала её на необходимое место. Таким образом, был создан виртуальный Нью-Йорк площадью 40 км, состоящий из 90 тысяч зданий, которые в свою очередь были построены из 22 миллионов объектов.
«Город, который не спит»
В недрах студии было также разработано специальное ПО для работы с погодой. Эта программа отвечала за снег в виртуальном городе, за восход и заход солнца, а также за туман, который отчётливо виден в последнем эпизоде фильма.
Прочие «вкусности»В случае с фильмом «Кинг Конг» нельзя не упомянуть и о цифровых дублёрах актёров, которые были использованы практически в каждой второй экшн-сцене фильма. Для картины сотрудниками WETA Digital было создано 20 дублёров. Самый главный из них, цифровой двойник актрисы Наоми Уотс (Naomi Watts), игравшей в фильме Энн Дэрроу, был использован в четверти всех планов со спецэффектами. Именно его необходимо было сделать наиболее точным. В то время как остальные дублёры создавались на основе фотографий и замеров, цифровой двойник Уотс был создан путём трёхмерного сканирования её тела. Затем несколько человек принялись за создание текстур кожи, волос, а также одежды героини.Виртуальная «дублёрша» Наоми Уотс
Ещё одна «деталь», на которой стоит остановиться – программа Massive, о которой упоминалось в статье о создании фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф» («Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe»). Впервые заявившая о своём существовании во время выхода «Братства кольца», Massive с тех пор была значительно усовершенствована. В случае с фильмом «Кинг Конг» более 600 планов со спецэффектами было создано с использованием этого симулятора. В эпизодах на Острове Черепа «агентами» Massive стали аборигены, динозавры, а также насекомые и прочие его обитатели. Для сцен, действие которых происходило в Нью-Йорке, Massive была использована для создания искусственного интеллекта пешеходов на дальних планах, а также машин, поездов и лодок.
Путём использования программы Massive количество людей, присутствовавших в зале театра, было увеличено с 400 до 2000 человек
Прежде чем мы перейдём к кульминационной части этой статьи, подытожим результат работы WETA: для римейка «Кинг Конга» было создано 2466 планов со спецэффектами, из которых 2200 вошли в окончательную версию фильма.
Для создания такого количества визуальных эффектов в распоряжении студии WETA Digital имелась система рендеринга, состоявшая из 4500 процессоров, 130 Тб рабочего дискового пространства, а также дополнительных 500 Тб для хранения всех данных.
Масштабный фильм – масштабная прибыльПремьера фильма состоялась 14 декабря 2005 года. Изначально картину планировалось выпустить в мае, однако итак основательно сокращённые производственные сроки не позволили задуманному осуществиться. Бюджет фильма, первоначально составлявший 110 млн. долл., к концу съёмок увеличился почти в два раза, достигнув «отметки» в 207 млн. долл. (из которых 23 миллиона ушло «в карман» Джексону). Эта сумма сделала новый «Кинг Конг» самым дорогим (на момент выхода) фильмом в истории кино. Напомним, до этого фильма пальму первенства в этой категории удерживал «Титаник» с 200 миллионами. Первые выходные заставили экономистов Universal сильно призадуматься, всё-таки, 50 млн. долл. при бюджете, превышающем эту цифру в четыре раза – довольно скромная сумма. Однако особого повода волноваться не было: кинокритики расхвалили «Кинг Конг», да и зрители, «распробовав» новую работу Джексона «на вкус», с удовольствием платили за его просмотр свои кровные. В итоге в США фильм собрал 218 млн. долл., а вместе с мировыми сборами эта цифра составила почти 550 миллионов долларов.«Красавица и чудовище»
Однако сборы «Кинг Конга» примечательны не столько прокатом в кинотеатрах. Фильм, вышедший в конце марта этого года на DVD, просто «порвал» все прогнозы, разойдясь за шесть дней тиражом более 6,5 млн. копий, и принеся Universal ещё 100 млн. долл., став наиболее удачным DVD-релизом студии за всю её историю. Скептики, утверждавшие, что зря Джексону дали столько денег, и что фильм не окупится, были вынуждены нервно «грызть локти».
Нельзя также не отметить успехи фильма в получении золотых статуэток Оскар 2005: «Кин Конг» стал победителем в номинациях «Лучший звук», «Лучшие звуковые эффекты» и, конечно же, «Лучшие спецэффекты». Ещё одна награда фильму была присвоена Американской Киноакадемией в номинации «Лучшие визуальные эффекты».
Окно в мир Кинг КонгаСтоит также отдать должное инициативе Джексона по созданию видеодневников, рассказывающих о процессе производства фильма. Всё началось 7 сентября 2004 года. Именно тогда на сайте www.kongisking.net, посвящённому фильму (создан сайт, кстати, давними «партнёром» Джексона по трилогии «Властелин колец» – www.theonering.net), появился первый «дневник постановки» (production diary), в котором Питер Джексон знакомил зрителя с кораблём Venture, а также впервые демонстрировал внешний облик нового Кинг Конга. По словам продюсера видеодневников Майкла Пелерина (Michael Pellerin), идею их создания подал сам Джексон: «Я бы хотел, чтобы ты снимал практически всё, происходящее на съёмочной площадке… Таким образом практически в режиме «реального времени» мы покажем всему миру, что значит снимать столь масштабный фильм». Затем режиссёр предложил снять первый 30-секундный ролик, в котором он говорил: «Мы здесь, в Нью-Йорке, и сегодня первый день съёмок фильма». Последующие «дневники постановки» выходили чуть ли не ежедневно (с увеличенной до 4-5 минут продолжительностью), и к концу стадии постановки их количество достигло 54 штук с общей продолжительностью три с половиной часа. Сразу после этого Universal объявила о выпуске всех дневников на двух DVD-дисках, в комплект с которыми также вошли: дополнительный 16-минутный фильм, рассказывающий о создании эпизода боя Кинг Конга с тиранозаврами, 52-страничная цветная книжка, содержащая рисунки, эскизы фотографии, и записи, сделанные самими Питером Джексоном, а также четыре высококачественных фотографии.Содержимое набора дневников постановки
Как и постановка, стадия монтажа (post-production) была также тщательно отснята. Видеодневники продолжали выходить чётко раз в неделю, и к концу работ над фильмом их суммарное количество достигло 89 штук. «Дневники монтажа» были выпущены в качестве дополнений к двухдисковому DVD-изданию «Кинг Конга» и занимают большую часть второго диска. К счастью, в этот раз в нашем «пятом» регионе был выпущен полный релиз, от зарубежных ничем не отличающийся (разве что «пасхальное яйцо» со второго диска убрали, но это – мелочи).
Планы на будущееИтак, давняя мечта воплощена в жизнь, что же Питер Джексон будет делать дальше? На данный момент общественность располагает информацией, что он является продюсером фильма по мотивам игры Halo, выход которой, по последним данным, намечен на 2008 год. Что касается режиссуры, сейчас Питер Джексон занимается экранизацией книжного бестселлера Элис Сиболд под названием «Милые кости» («The Lovely Bones»). Права на неё режиссёр вместе с Френ Уолш купили ещё в начале прошлого года и теперь усердно трудятся, планируя представить картину на суд зрителей ближе к зиме 2007-го. Нам же остаётся пожелать Джексону и всей его команде творческих успехов и новых захватывающих фильмов. Примечание: При подготовке статьи были использованы фотографии и материалы с сайтов: 3dyanimacion.com, theasc.com, cinefex.com, cgw.pennnet.com, comingsoon.net, fxguide.com, joblo.com, ign.com, kongisking.net, postmagazine.com, scifi.com, studiodaily.com и др. Данные о кассовых сборах фильма: boxofficemojo.com.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|