Что мы тестировали
Каковы же ключевые критерии, по которым фотобумага оценивается на профессиональном уровне стандартов? Не претендуя на полную экспертизу и всеобъемлющий характер оценки, автор всё же попытался просуммировать наиболее критичные показатели фотоносителей. К ним относятся:- Плотность - один из наиболее важных параметров, измеряется в граммах на квадратный метр (г/м²). Традиционно (и порой ошибочно) принято считать, что чем плотнее носитель, тем он предпочтительнее для представительной фотопечати, хотя на практике это не совсем так – даже специализированные носители для фотопечати плотностью порядка 100 г/м² способны отлично справляться с поставленной задачей. Другое дело, что фотокарточки и, например, визитки, действительно лучше смотрятся при печати на картоне или полукартоне
- Белизна - параметр, определяющий степень отражения света от листа. Повышение белизны осуществляется за счет специальных добавок при обработке бумаги и отражается на ее конечной стоимости, однако на работу техники фактически не влияет, только на качество восприятия
- Загрязнения носителя - как правило, делятся на внутренние (химикаты, клеи), возникающие при изготовлении рабочего слоя фотобумаги, и внешние (пыль), "налипающие", например, вследствие возникновения поверхностного статического заряда
- Кислотная или щелочная реакция носителя - возникает вследствие проклейки слоев носителя для замедления проникновения жидкостей (чернил, красителей) внутрь листа, а также для закрепления волокон
- Влажность – менее критична для фотобумаг нежели чем для носителей под лазерную печать
- Изгиб – параметр, определяемый при пробной печати. При большой влажности носителя его изгиб и скручивание почти неизбежно
- Жесткость – параметр, разнящийся в зависимости от расположения волокон и всегда выше в направлении поперек волокон
- Гладкость - в лабораторных условиях определяется по потоку воздуха над листом бумаги. Параметр, совершенно некритичный для "творческих" фотобумаг – холстов, текстурированных носителей
- Пористость - влияет как на надежность подачи, так и на качество финального отпечатка
- Калибр (толщина) - полностью зависит от плотности и последующего каландрирования (прессования). Более высокий калибр говорит о более жестком сорте бумаги
- Электропроводность - параметр, из-за которого порой возникают пропуски изображения или происходит слипание листов
- Трение - параметр, влияющий на подачу бумаги из лотка, определяет то, с какой легкостью листы отделяются друг от друга
- Качество кромок - при низком качестве резки пыль может попасть под чернила или оседает на печатном тракте
- Упаковка - параметр не только маркетинговый, для распознавания бренда, но также позволяющий задерживать процесс выцветания носителя и впитывание влаги
Как мы тестировали
В свою очередь, протестировать все ключевые параметры фотобумаги без специального оборудования нереально, особенно в домашних условиях. И всё же выход есть, и заключается он в отсеве второстепенных характеристик. Такие ключевые параметры как белизну, непрозрачность, глянец, мягкость, прочность, однородность, качество закрепления чернил и устойчивость к воздействию влаги, мы будем оценивать привычными и естественными для таких случаев визуальными и тактильными способами. Что касается качества печати, её будем оценивать с помощью пробных распечатков тестовых страниц. Наконец, в сравнении полученных результатов с "контрольными", сделанными с применением картриджей и носителей оригинального производства, определится истина и наш окончательный вердикт.Артикул | Краткое наименование | Краткое описание | Формат | Листов в пачке |
SLA 6 -180gp | SL-180 Glossy A6 | 180 г/м2, глянцевая | A6 | 20 |
SLA 6 -190gp | SL- J190 Glossy A6 | 190 г/м2, глянцевая | А6 | 20 |
SLA 6 - 230gp2 | SL-230 Matt / Glossy 2х A6 | 230 г/м2, двусторонняя глянцевая / матовая | A6 | 20 |
SLA 6 - 260ghp | SL-260 Super Glossy A6 | 260 г/м2, глянцевая, суперглянец | A6 | 20 |
SLA 4 -128mp | SL-Z128 Matte CP | 128 г/м2, матовая | A4 | 100 |
SLA 4 -180gp | SL-180 Glossy A4 | 180 г/м2, глянцевая | A4 | 20 |
SLA 4 -190gp | SL- J190g Glossy A4 | 190 г/м2, глянцевая | А4 | 20 |
SLA 4 - 220mpc | SL-220 Matt Cloth A4 | 220 г/м2, матовая, с тиснением |
A4 | 50 |
SLA 4 - 230gpc | SL-230 Glossy Cloth A4 | 230 г/м2, глянцевая, с тиснением |
А4 | 50 |
SLA 4 - 230gp2 | SL-230 Matt/Glossy 2х A4 | 230 г/м2, двусторонняя глянцевая / матовая |
A4 | 20 |
SLA 4 - 250wp | SL-W250 Color A4 | 250 г/м2, матовая | А4 | 50 |
SLA 4 - 260ghp | SL-260 Super Glossy A4 | 260 г/м2, глянцевая, суперглянец | A4 | 20 |
Впечатления от носителей и результаты тестирования
Весь процесс тестирования бумаги Salute можно разбить на несколько последовательных операций. Вначале производилась визуальная и тактильная оценка носителя, затем сравнивались отпечатки, полученные с помощью оригинальных картриджей и альтернативных чернил Salute. Наконец, традиционный тест на стойкость отпечатков к влажному и сухому смазыванию полученных отпечатков. Подробный отчёт о результатах было решено разбить по сортам бумаги. Фотобумага SL-180 глянцевая, плотностью 180 г/м² была представлена на тестирование в образцах формата А4 и А6. Бумага качественная, с достаточной для фотоносителя белизной и удовлетворительной гладкостью. После печати контрольного отпечатка стало заметно ещё не скручивание, но некоторый изгиб носителя (в особенности у формата А4), который, впрочем, связан отнюдь не с впитыванием чернил в носитель – с этим как раз всё в порядке. Очевидно, для изгиба этой бумаги достаточно одноразового прохода через тракт печати. Такие отпечатки лучше не использовать в качестве открыток и хранить в фотоальбомах. Сравнение отпечатка на бумаге Salute SL-180, сделанного чернилами Canon, с контрольным отпечатком, выполненным на бумаге Canon чернилами Canon, показало минимальный уход гаммы в светло-розовую область, едва заметный на светло-серых участках монохромной шкалы. Вместе с тем сохранилась передача гаммы нежных розовых оттенков и киновари. Сравнение с отпечатком, сделанным с помощью чернил Salute, выявило несколько меньшую насыщенность пурпура при общем сохранении палитры оттенков. Фотобумага SL-J190 глянцевая, плотностью 190 г/м² была представлена на тестирование в образцах формата А4 и А6. По сравнению с предыдущим сортом эта бумага более плотная, с заметно большей белизной и примерно схожей гладкостью. Печать контрольного отпечатка также привела к тенденции некоторого загибания длинных сторон у бумаги формата А4, также из-за прохождения через тракт печати, ибо на площади наложения контрольного распечатка никаких следов набухания или изгиба носителя не замечено. Рекомендации к этому сорту бумаги такие же – отпечатки лучше хранить в фотоальбомах. Сравнение отпечатка на бумаге Salute SL-J190, сделанного чернилами Canon, с контрольным отпечатком, выполненным на бумаге Canon чернилами Canon, также показало едва заметный уход гаммы в светло-розовую область на монохромной шкале. Сравнение с отпечатком, сделанным с помощью чернил Salute, также выявило несколько меньшую насыщенность пурпура, заметную, впрочем, главным образом на светлых участках фотографий. Фотобумага SL-260 глянцевая, класса "суперглянец", плотностью 260 г/м², была представлена на тестирование в образцах формата А4 и А6. Слов нет, это лучшая глянцевая бумага, принявшая участие в этом тестировании. Плотная, с отличной белизной и гладкостью, без малейшего намёка на изгиб после печати, эта бумага может использоваться в качестве универсального носителя для большинства печатных фоторабот. Сравнение отпечатка на бумаге Salute SL-260, сделанного чернилами Canon, с контрольным отпечатком, выполненным на бумаге Canon чернилами Canon, показало минимальное расхождение между ними, При очень тщательном исследовании отпечатков конечно же можно заметить некоторые следы розового оттенка на плашке с 50% серого, но в целом результат смотрится весьма достойно. Сравнение с отпечатком, сделанным с помощью чернил Salute, выявило несколько меньшую насыщенность цветов, получаемых с помощью картриджей Magenta и Magenta Photo. Во всех случаях отклонения от контрольного отпечатка носят систематический характер, из чего можно сделать простой вывод: достаточно не полениться и один раз создать собственный цветовой профиль под весь спектр глянцевой фотобумаги Salute, чтобы было вам счастье. Впрочем, не исключено, что производитель со временем сам представит профили под свои носители, по крайней мере, такие работы в Salute ведутся. Фотобумага SL-230, двусторонняя глянцевая / матовая, плотностью 230 г/м², была представлена на тестирование в образцах формата А4 и А6. Отличная универсальная двусторонняя бумага с отличной белизной, гладкостью, проходящая через тракт печати без малейшего изгиба. Матовая сторона бумаги и вовсе безупречна в плане гладкости. Сравнение глянцевой стороны отпечатка на бумаге Salute SL-230, сделанного чернилами Canon, с контрольным отпечатком, выполненным на бумаге Canon чернилами Canon, показало результаты, примерно схожие с полученными при тестировании образцов SL-260. Сравнение матовой стороны отпечатка, особенно с выполненным чернилами Salute, принесло несколько большее расхождение: в характерных местах жёлтый цвет кажется менее насыщенным, сгладились оттенки розового и киновари, сочный зелёный цвет местами "ушёл" в "салатные" оттенки. Фотобумага SL-W250, матовая, плотностью 250 г/м², была представлена на тестирование в образцах формата А4. Отличный полукартон для самого широкого спектра работ с отличной белизной, гладкостью, без малейшего изгиба после печати. Сравнение отпечатка на бумаге Salute SL-W250, сделанного чернилами Canon, с контрольным отпечатком, выполненным на бумаге Canon чернилами Canon, показало результаты, примерно схожие с полученными при тестировании матовой стороны образцов 2-сторонней бумаги SL-230. Сравнение контрольного образца с отпечатком, выполненным чернилами Salute, также принесло более заметное расхождение результатов с меньшей насыщенностью жёлтого и розового оттенков. Очевидно, матовую бумагу также "спасёт" создание соответствующего цветового профиля. Фотобумага SL-Z128 Matte CP, матовая, плотностью 128 г/м², была представлена на тестирование в образцах формата А4. Потрясающе интересный носитель: лично меня всегда удивляли сорта фотобумаг, по толщине и плотности не отличимые от обычной офисной бумаги, но способные показывать чудеса при струйной печати. Все цветовые отклонения, замеченные при тестировании предыдущих сортов матовых фотобумаг, также характерны для SL-Z128 Matte CP, здесь, похоже, создание цветового профиля также способно решить все цветовые проблемы. Зато не могу не отметить некоторую "живость" отпечатков, получаемых на SL-Z128 Matte CP. Без сравнения с контрольным образцом вы и в жизнь не подумаете, что этот сочный насыщенный отпечаток имеет какие-либо отклонения. По мне, так распечатка большинства любительских фото на этой бумаге более чем актуальна и без всяких профилей. Наконец, немного экзотики. А именно – два сорта фотобумаги с тиснением. Только после тестирования фотобумаг Salute SL-230 Glossy Cloth A4 и SL-220 Matt Cloth A4 - с тиснением, глянцевой и матовой соответственно, плотностью 230 г/м² и 220 г/м², начинаешь понимать, почему такие носители поставляются только в формате А4 и более. Действительно, небольшие портреты, пейзажи и другие малоформатные снимки с мелкой детализацией даже теряют в выразительности при печати на носителях "под холст". И в то же время медная люстра в обрамлении "радуги", размещённая в правом верхнем углу тестового отпечатка, смотрится потрясающе рельефно. Что и говорить, бумага превосходная, но для получения высокохудожественных отпечатков требует действительно мастерского подхода. Относительно характеристик отпечатков, полученных с использованием тиснёных бумаг можно сказать, что в целом они примерно соответствуют замечаниям, приведённым выше в адрес матовых и глянцевых сортов бумаги Salute соответственно. Рискну предположить, что профили, изготовленные для глянцевых и матовых сортов бумаг Salute можно будет с успехом применять и с матовыми образцами.В заключение – несколько слов об устойчивости отпечатков, сделанных на разных сортах фотобумаги Salute, к попыткам воздействия на них влажными и сухими средами. По опыту работы с различными сортами бумаг от разных производителей могу в целом оценить стойкость фотобумаг Salute как "выше среднего". По крайней мере, всё, чего мне удалось "добиться" – это оставить отпечатки пальца на глянцевых сортах бумаги, к тщательным попыткам воздействия с помощью влажной и сухой ватки все сорта бумаги остались "равнодушны". Вот, в целом, и всё. Принимать ли в расчёт итоги этого тестирования при выборе альтернативных носителей для фотопечати или не принимать – решать вам. Однако выбравшись в магазин за подобными покупками, также нелишним будет обратить внимание на цену этого предложения. Вот тогда и есть смысл принимать окончательное решение…