Россия единственная страна в Европе, где можно без особого труда легализовать угнанный автомобиль. Однако хищения автомобилей внутри страны столь велики, что многие страховые компании даже отказываются предоставлять свои услуги владельцам некоторых моделей авто или требуют от них установки спутниковых поисковых систем. За последние годы спутниковые поисковые системы из разряда экзотики перешли в разряд повседневного использования и даже начали делиться на сегменты.
Изначально это было достаточно дорогое удовольствие. На автомобиль необходимо было установить специальный модуль, совмещающий в себе GPS-систему с GSM-модемом (в некоторых случаях GSM-модем заменялся системой спутниковой связи), что облегчало кошелек владельца на сумму от 1500 до 4000 долларов США. Разумеется, дальше приходилось платить абонентскую плату, которая давала право владельцу позвонить оператору в любое время дня и ночи и узнать местонахождение своего авто или получить звонок от оператора с вопросом: «Это не Вы ломитесь в свою машину?».
Следующей ступенькой эволюции стало использование подобных систем для отслеживания маршрута движения транспортных средств. Владелец автопарка получил возможность в реальном времени контролировать передвижение своих автомобилей. Кому и зачем это нужно, думаю, объяснять не стоит. В этом сегменте устройства поделились на две группы: со встроенными GSM-модемами и без таковых. В последнем случае все данные сохранялись во внутренней памяти устройства и потом могли быть извлечены посредством USB, Wi-Fi, Bluetooth или просто через карту памяти. Разумеется, не были забыты и охранные функции. Существует множество модификаций устройств, которые комплектуются различными датчиками и могут заблаговременно поднять тревогу. Однако частному лицу, так или иначе, предлагалось не конечное решение, а услуга, за которую надо было ежемесячно платить и в случае чего – обращаться к оператору компании за помощью.
Одним из самых последних изменений на рынке можно считать некоторое снижение абонентской платы (~$30) и предложение некоторыми компаниями воспользоваться java-апплетом для мобильного телефона для самостоятельного определения местонахождения объекта. По сути, идея автономного пользования уже витала в воздухе…
Базовый вариант поискового маяка
Оставалось только подготовить соответствующую аппаратную часть (GPS + GSM-модем) и написать правильный софт. Собственно, и то, и другое в наше время самостоятельно с нуля разрабатывать не требуется. Можно воспользоваться готовыми решениями, лишь адаптировав их к конкретному случаю. Примерно так и поступили разработчики из питерской компании «
Союз-Консалтинг», представив продукт для конечного пользования, совмещающий в себе GSM-GPS устройство, разработанное компанией «Эдельвейс», и программное обеспечение для мобильных телефонов и ПК, окончательно исключив из вышеупомянутой цепочки оператора компании и абонентскую плату.
Первой предложенной моделью была S24 - маленькая чёрная коробка, в которую достаточно было вставить SIM-карту мобильного оператора и подключить питание 12 В. GPS-модуль устройства основан на хорошо зарекомендовавшем себя чипе SiRF Star III. И самое важное – общение с устройством происходит посредством SMS-сообщений, что благоприятно отражается на состоянии кошелька владельца. У маяка можно в любой момент запросить координаты и, получив ответ, увидеть объект на карте на экране мобильного телефона или смартфона. Собственно, это и есть базовый вариант системы.
Разумеется, возможности Java-приложения весьма ограничены (о нем мы подробно расскажем ниже) и вместо него можно использовать программу
CarMonitor, которая предназначена для смартфонов под управлением ОС Simbian. Что немаловажно, CarMonitor в своей работе может использовать любые карты, как и OziExplorer. Обойдется все это «удовольствие» в дополнительные $50 к 16 тыс. рублей за маяк и Java-приложение.
Нам в руки попала более продвинутая модель.
Поисково-диспетчерская модель маяка
Основные отличия поисково-диспетчерской модели от базовой - наличие памяти пройденных маршрутов за 4-5 дней и отображение их на карте; отчёты - пройденное расстояние, остановки, их количество и длительность; ведение списка отслеживаемых объектов (неограниченно) и наличие истории событий по всем объектам. Программная часть пополнилась приложением для ПК, которое хранит списки объектов, историю их перемещений и управляется с GSM-модемом и популярной программой OziExplorer (приобретается отдельно). Собственно, перед началом тестирования осталось очертить примерный круг задач, которые мы сможем решить с помощью этой системы:
- Транспортные компании:
- мониторинг работы, контроль;
- обеспечение сохранности груза;
- получение скидок на страховку груза;
- исключение дополнительных статей расходов.
- Физические лица:
- помощь при возврате угнанного автомобиля;
- получение скидок на страховку;
- противоугонная составляющая;
- персонификация;
- информативность;
- навигация.
- Такси, спецслужбы, прокат авто:
- контроль и мониторинг работы;
- обеспечение безопасности;
- навигация.
Как видите, спектр применения может быть весьма обширен. А теперь, к деталям.
Аппаратная часть и установка в авто
Содержимое черной коробочки легкодоступно – достаточно лишь открутить 4 винта.
Перед нами основные составляющие маяка: блок аккумуляторов для автономного питания (до 4 часов) и плата GSM-модема производства Wavecom с установленным на ней GPS-модулем. Аккумуляторы служат для обеспечения работоспособности устройства в случае отключения основного внешнего питания (при снятии аккумулятора или демонтаже маяка).
Для установки SIM-карты в маяк придется вынуть плату из корпуса, открутив еще два винтика, и вставить ее в стандартный «симхолдер». Обратите внимание, самым правым элементом на плате является
геркон, который сможет сигнализировать при демонтаже маяка, если рядом с маяком в автомобиле закрепить обыкновенный магнит.
Маяк имеет всего два внешних разъема: питания (на фото с закрепленными проводами) и контакты ключа, который можно замыкать и размыкать командами через SMS. Плюсовой провод питания следует подключать к контакту, который расположен ближе к центру платы (контакты не подписаны, и можно легко ошибиться).
Теперь самое время найти хорошее место для маяка в автомобиле. Тут можно дать волю фантазии и спрятать его, например, в двери, под капотом или в багажнике. Главное – подать на него постоянное напряжение с аккумулятора и еще желательно расположить его GPS-модулем вверх. Если вдруг по ошибке будет заведено питание, которое активно после включения зажигания в авто – готовьтесь, каждый поворот ключа будет стоить вам в одну SMS, которую отправляет маяк, когда у него на входных клеммах напряжение падает ниже 8 вольт. Если вы задумали по-быстрому запихнуть маяк в торпедо под магнитолу, то тут надо помнить про GSM-составляющую маяка и готовиться к тому, что в динамиках может время от времени раздаваться неприятное пищание (результат обмена данными с сотовой сетью). Кстати, в определенные моменты это может запросто выдать присутствие маяка в автомобиле. По понятным причинам не стоит размещать маяк рядом с блоком основной сигнализации или рядом с блоком контроллера автомобиля. Сюда угонщики доберутся в первую очередь.
После подключения питания работу устройства можно распознать по горящему миниатюрному светодиоду, установленному на плате. Если светодиод начал мигать с продолжительными паузами – значит, GPS-модуль обнаружил спутники и готов фиксировать координаты. Частое мигание светодиода возможно при питании от внутреннего аккумулятора при его почти полной разрядке. Еще один способ проверки работоспособности – голосовой звонок на маяк, который попросту сбросит его, прислав затем на установленный в памяти номер SMS короткое сообщение со своими координатами и состоянием. Правда, перед этим надо отправить на маяк специальное сообщение с указанием вашего телефонного номера, о чем подробно расскажем далее.
Работа с устройством
Для начала кратко опишем принцип работы маяка. Каждые 10 секунд устройство определяет свои координаты, направление движения и скорость по спутниковому сигналу и записывает их в память. В памяти хранятся только последние результаты. При получении запроса "Координаты" от клиентской части устройство отправляет ответное SMS-сообщение с последними данными. При получении запроса "Трекинг" устройство начинает отправлять SMS-сообщения с интервалом, указанным в запросе. Возможны 2 варианта трекинга: по времени и по расстоянию.
В режиме трекинга по времени устройство отправляет SMS-сообщения с временным интервалом, указанным в запросе. Интервал указывается в минутах. Минимальный интервал 1 минута.
В режиме трекинга по расстоянию устройство отправляет SMS-сообщения при изменении координат объекта по сравнению с координатами в момент предыдущей отправки SMS на расстояние, указанное в запросе. Интервал указывается в метрах.
Кроме того, устройство может отправлять SMS на телефон самостоятельно, без запроса на получение координат, в следующих случаях:
- при понижении питания ниже 8 В;
- при повышении питания выше 9 В, если до этого питание было ниже 8 В;
- если сигнала от спутников не было более 5 минут, и за это время произошло перемещение объекта на расстояние более чем 200 метров;
- если GSM связи не было более 5 минут, и за это время произошло перемещение объекта на расстояние более чем 100 метров.
Управляется устройство, как и основная масса любой другой продвинутой электроники, - командами, через SMS. Вот список некоторых доступных команд:
- «Get status» - запрос текущего статуса и местоположения системы;
- «Out on» - переключить выход в состояние включено (замкнут на (-));
- «Out off» - переключить выход в состояние выключено (разомкнут);
- «Number1 +хxxxxxxxxxx» - назначение первого (основного) номера для оповещения;
- «Number2 +хxxxxxxxxxx» - назначение второго номера для оповещения;
- «Emergency reset» - аварийный сброс всей системы;
- «GPS reset» - сброс GPS-приёмника;
- «Status time 1 22:30» - установить таймер №1 (всего 3) автоматического оповещения о статусена 22:30 (см. пример сообщений (а))
- «Status time 2 20:00»
- «Status time 3 08:15»
- «Status time 1 off» - отключить таймер №1 автоматического оповещения.
В ответ на «Get Status» или на голосовой звонок на «Number1» маяком будет выслано сообщение приблизительно следующего содержания:
Status: unknown; ; Power: main;
$GPRMC,101710.887,A,6001.3460,N,03025.4851,E,0.838,113.57,310106,,*A8
Строка с координатами $GPRMC расшифровывается следующим образом:
- $GPRMC – префикс;
- 101710.887 - время 10:17:10;
- A - A-спутники видны, V-не видны;
- 6001.3460 - 60 градусов 01.3460 минута широты;
- N - N-север, S-юг;
- 03025.4851 – 30 градусов 25.4851 минуты долготы;
- E - E-восток, W-запад;
- 0.838 – скорость;
- 113.57 - курс;
- 310106 – дата;
- *A8 - контрольная сумма.
Первоначально рекомендуем отправить на маяк команду «Number1» с номером своего сотового телефона, затем предлагаем забыть обо всех внутренних форматах сообщений и прочем и перейти к работе с прилагаемым софтом. Собственно, комплект поставки ПО включает в себя: jMapGPS-BB120 (Java-апплет для мобильных телефонов), программу PiligrimNavigator и карты для OziExplorer и CarMonitor.
jMapGPS-BB120
Это название Java-приложения, которое является единственным ПО, поставляемым вместе с базовой моделью маяка. Для работы программы телефон должен удовлетворять следующим требованиям:
- размер выполняемого Java-приложения (мидлета) не менее 100 кБ;
- размер динамической памяти (heap) не менее 256 кБ;
- наличие WAP-GPRS;
- наличие свободного места для загрузки приложения 100 кБ;
- поддержка JSR-120 (Wireless Messaging API).
Если телефон не удовлетворяет указанным требованиям, то программа может работать некорректно или не запускаться вообще. Вот примерный список телефонов, которые будут работать с этим приложением:
Alcatel
|
735i, 756
|
Motorola
|
A1000, A630, A780, A845, C380, C650, E1000, E398, E680, V180, V220, V3, V300, V400, V500, V525, V600, V80, V980
|
Nokia
|
3220, 3230, 5140, 6020, 6170, 6230, 6260, 6600, 6620, 6630, 6670, 7260, 7270, 7610, 7700, 9300, 9500
|
Sagem
|
MyV-65, MyV-75, MyX5-2
|
Siemens
|
C65, CX65, CFX65, S65, SK65, SL65
|
Разумеется, он неполный. Собственно, вышеуказанным требованиям соответствуют почти все современные трубки.
Приложение позволяет производить слежение одновременно за несколькими объектами (до 20), оснащенными маяками. Для этого в программе существует список объектов, в котором для каждого заводится запись (имя и номер телефона). Объекты можно добавлять, редактировать и удалять.
Пользователь может для каждого объекта послать запрос на однократное получение координат, либо включить режим трекинга - получение данных от устройства с определенным временным интервалом или по прохождении им определенного расстояния. Временной интервал и расстояние задаются в настройках программы.
При получении данных от устройства, объект отображается на карте в виде стрелки, указывающей направление его движения. При этом подсвечивается ближайшая к нему улица, а ее название выводится в нижней части экрана.
Если слежение проводится сразу за несколькими объектами, переключение между ними на карте может происходить в ручном или в автоматическом режиме. В ручном режиме пользователь сам выбирает, какой объект должен постоянно находиться в центре экрана. В автоматическом режиме карта центрируется по очереди по всем объектам наблюдения с периодичностью, указанной в настройках программы. Если в момент просмотра одного объекта приходит SMS с данными о другом объекте, пользователю выдается уведомление, и он может быстро переключиться на другой объект.
Для каждого объекта создается история событий на 50 записей. Пользователь может просмотреть 50 последних SMS-сообщений, поступивших с устройства, и отобразить данные на карте.
Карта имеет 4 масштаба и адресный поиск, чтобы найти ту или иную улицу. Из детализации на карте присутствуют водные объекты, и наложена карта метрополитена (для Москвы и некоторых других городов). В данный момент доступны карты для следующих регионов:
- Санкт-Петербург и область;
- Москва и область;
- Нижний Новгород и область;
- Калининград и область;
- Ростов-на-Дону;
- Иркутск и область;
- Смоленск;
- Днепропетровск;
- Киев;
- Крым и Большая Ялта;
- Украина, основные дороги.
Разработчики уверяют, что создание карт для любых других регионов – дело одного дня.
Резюмируя по jMapGPS-BB120, можно сказать, что это скорее игрушка, чем серьезный инструмент для поиска авто, поскольку карта имеет слишком мелкий масштаб. Из-за отсутствия качественной детализации вы едва сможете отыскать машину на большой стоянке перед супермаркетом, если забыли, где припарковались. Да и в ином месте поиск придется вести в радиусе 2-3 кварталов. Вот примеры реального отображения объектов на карте:
Машина стоит перед нашим офисом (мелкий и крупный масштаб).
А это моя поездка в Серпухов на карте Подмосковья. На втором скриншоте картинка с максимальным увеличением, но на ней немаленький город уместился целиком (белая полоса справа – Симферопольское шоссе).
Собственно,
разработчики этого ПО сделали максимум, который был возможен при условии ограничений, накладываемых аппаратной частью мобильных телефонов.
CarMonitor
Но расстраиваться не стоит. Для поиска можно использовать программу
CarMonitor, которая предназначена для смартфонов Series 60, Series 80, 90 и UIQ, базирующихся на платформе Symbian. Правда, придется дополнительно раскошелиться аж на $70. Удобство программы состоит в том, что к ней подходят любые карты, как и в OziExplorer. Основными отличительными особенностями являются:
- ведение списка отслеживаемых автомобилей;
- история событий по всем автомобилям;
- отслеживание местонахождения любого автомобиля в любой момент времени;
- индивидуальная настройка параметров отображения каждого автомобиля на карте (цвет, иконка, подпись);
- отображение сигнала тревоги на карте;
- повторяющаяся звуковая сигнализация по приему сигнала тревог;
- ведение списка предопределенных команд для модемов;
- автоматическое распознавание сообщений от маяков разных моделей и производителей;
- возможность экспорта/импорта архивов принятых сообщений, списков машин,
- и команд.
Поскольку данная программа рассчитана на различные модели маяков от разных производителей, перед тем как начать пользоваться ей, придется создать список команд, которые она будет отправлять на маяк. В нашем случае мы обошлись всего одной командой «Get status». Ответное сообщение распознается автоматически, и объект сразу отображается на открытой карте.
Сами файлы с картами можно разместить на карточке памяти смартфона в уже существующей директории «/documents/SmartComGPS/maps/».
А более серьезные задачи лучше решать уже с помощью полноценного ПК.
Программное обеспечение для ПК
Для этого разработчики предлагают симбиоз из поисково-диспетчерской программы от «Союз-Консалтинг», Firebird database server, OziExplorer и внешнего GSM-модема с подключением по шине USB. Любопытно, что OziExplorer в комплект поставки не входит, и его придется покупать отдельно за $85, хотя карты к нему можно найти на прилагаемом диске. С GSM-модемом тоже ситуация неоднозначная. Программное обеспечение будет работать только с устройством, распространяемым разработчиками. Цена на него обозначена 9 тыс. руб. в то время как среднестатистический USB-модем стоит порядка 4–5 тыс. руб. Сами разработчики объясняют разницу в цене негласной платой за ПО.
Внутри коробочки обычный GSM-модем от Wavecom серии Q24, к которому прилажен переходник для USB-порта. Любопытно, что в инструкции к поисково-диспетчерской программе драйвер для переходника предлагается скачать с одной из страниц сайта питерского магазина, торгующего аксессуарами для сотовых телефонов. Причем, на указанной странице находятся два разных драйвера и заранее понять, какой из них вам нужен, нельзя. К счастью, драйвер присутствует на поставляемом диске.
После установки всего пакета программ можно спокойно приступить к работе.
Нажмите для увеличения
Левую часть экрана занимает сама поисково-диспетчерская программа, справа автоматически открывается OziExplorer. Программа позволяет вести базу данных объектов, опрашивать их через SMS, загружать треки с маяков, устанавливать график автоматического опроса (по времени или расстоянию) и формировать отчет по объектам в MS Excel. Правда, если у вас на компьютере не установлен Excel, то более никакой возможности для просмотра отчета в письменной форме у вас нет, а жаль. Зато есть бонусная возможность простого ввода координат, которые поисково-диспетчерская программа передает в OziExplorer для отображения на карте.
Наиболее интересная функция – просмотр треков. Стоит напомнить, что она будет доступна только владельцам поисково-диспетчерской модели. Сначала треки нужно загрузить с маяка. Для этого делаем щелчок правой кнопкой мыши на одном из объектов в списке и выбираем соответствующую функцию.
Для этого модем совершает data-call (звонок с передачей данных) на маяк и загружает с него около 50 Кб информации. Вот тут еще раз остро всплывает вопрос выбора сотового оператора. Мы пользовались услугами МТС и в рабочие дни, находясь в центре Москвы с 10 утра до 10 вечера, скачать треки не удалось практически ни разу. В лучшем случае скачивалось 8-15 Кб, после чего соединение просто «повисало» и данные не поступали. Оплата за data-call повременная, поэтому после 5 минут пустого ожидания приходилось попросту отменять загрузку и делать новую попытку. Ситуация нормализовывалась ближе к ночи, когда треки скачивались всего за пару минут, что обходилось по текущим расценкам всего в полтора рубля (по 74 копейки за минуту) на тарифе RED.
Скачанные треки при среднесуточном пробеге около 80 км по городу отображают ситуацию последних 2-3 недель, а диспетчерская программа хранит полную историю передвижения. Собственно говоря, трек формируется точками (координатами), которые постоянно записываются в память маяка по прошествии определенного количества времени или при изменении курса на несколько градусов.
Нажмите для увеличения
Разумеется, фиксируются и все стоянки, если по времени они были более 5 минут. Посему в список остановок иногда попадают «длинные» светофоры и пребывание в пробках. Но это, скорее исключение, поскольку стоять на одном месте дольше 5 минут приходится редко (на пяток метров удается переместиться). Если присмотреться к скриншоту, можно увидеть, что точность отображения треков не идеальна, но в целом картина отображается неплохо и вопросов, по какому именно переулку проходил маршрут, или где и каким образом был совершен разворот или заезд, по идее возникать не должно.
Общие впечатления и итоги
Подводя итоги, стоит разграничить области применения устройства на охранно-поисковые, для частных лиц, и мониторинговые, для транспортных компаний. Первым рекомендуем обзавестись смартфоном на базе Simbian и к
базовой модели маяка докупить программу CarMonitor. В этом случае определить местонахождение авто будет куда проще, чем используя jMapGPS. Если говорить об охранных функциях, то их практически нет, если не считать управляемого по SMS ключа, который может отключить зажигание (включить сирену и т.п.). Никаких датчиков и прочего подключить к устройству нельзя. Ну и общий минус для всех устройств такого класса – связь через GSM, которую несложно заглушить вплоть до того, что есть устройства, эмулирующие работу базовых станций.
В плюсах у нас, безусловно, цена. Это одно из самых недорогих устройств подобного класса на рынке (~15 тыс. руб). Обслуживание тоже будет недорогое, т.к. обмен данным происходит через SMS. Если коротко, то все плюсы и минусы выглядят так:
Плюсы
- низкая цена;
- высокое качество работы;
- простота установки;
- низкая стоимость эксплуатации;
- простота использования.
Минусы
- возможные трудности настройки системы и отдельных приложений;
- отсутствие возможности подключения внешних датчиков;
- слабое ПО (jMapGPS) в комплекте поставки.
Для транспортных компаний и тех, кому необходимо следить за своим автопарком или отдельными авто, более подойдет поисково-диспетчерская модель с трекингом (~18 тыс. руб). Для полноценного функционирования всей этой системы придется еще дополнительно потратиться на GSM-модем (9 тыс. руб.) и программу OziExplorer, которая является одной из основных составляющих, но в комплект поставки не входит. В целом система полностью справляется со своей задачей, а благодаря умеренной цене и невысокой стоимости эксплуатации является весьма привлекательным продуктом на рынке.
Плюсы:
- низкая стоимость эксплуатации;
- простота установки;
- стабильность работы;
- удобство эксплуатации.
Минусы:
- отсутствие в составе ПО OziExplorer;
- завышенная цена на модем, специфичность модема.
P.S. Более длительная эксплуатация маяка показала, что в сети МТС московского региона он чувствует себя «некомфортно». Нередки случаи, когда SMS-сообщения до маяка не доходят или же сеть буферизует сообщения, отправленные им в ответ на запросы. Плюс – неработоспособность data-call в дневное время. Апогеем было недельное отсутствие связи с маяком, когда автор был в командировке. Собственно, заработало все исправно только спустя сутки по возвращении. При этом SMS-сообщения другим абонентам всегда приходили исправно. Предварительный вывод пока только один – попробовать пользоваться услугами других операторов.
Автор благодарит директора компании «Союз Консалтинг» (Горячева Александра Сергеевича) за предоставленный для теста комплект оборудования, а также Петренко Ивана Викторовича за технические консультации по вопросам, возникавшим в процессе тестирования.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.