Итак, Skype вернулся к жизни. Ещё ночью окошко его клиента тоскливо красовалось отсутствием жизни и каких-либо записей, но уже в полночь по Гринвичу, то есть, по московскому времени, ночью в субботу, 18 августа, представители Skype Ltd. официально объявили о возобновлении работы сервиса, и утром многие смогли обнаружить в списке контактов знакомые лица. Большинство пользователей одной из популярнейших во всём мире VoIP-программ впервые за двое с лишним суток вздохнули с облегчением: глубоко за полночь количество клиентов Skype в сети добралось до 6 млн. человек.
Попробуем восстановить динамику развития последней онлайновой катастрофы. Пугающий термин "катастрофа" я применяю здесь без всякого журналистского преувеличения: возможно, для среднего офисного просиживателя штанов, плохо загруженного работой и от скуки общающегося через ICQ или Skype на предмет убить лишнее время, во временном отключении этих сервисов не будет никакой трагедии. Однако Skype давным-давно стал самым настоящим инструментом для работы, ведения бизнеса или даже безальтернативным способом общения с близкими и коллегами. Представьте себе, бизнес-версию Skype Pro используют и брокеры, и участники аукционов eBay, и многие другие серьёзные люди. Что там далеко ходить за примером: проведение круглых столов, совещаний и редакционных летучек в режиме аудио и видеоконференций давно стало для работников 3DNews привычным делом, при этом зачастую коллеги умудряются принимать участие в обсуждении наиболее актуальных "текущих" редакционных дел, физически находясь в совершенно разных частях света! Спору нет, нынче хватает альтернатив со схожим набором сервисов, но так уж повелось исторически: Skype стал первым из удобных, и до недавнего дня очень надёжным. Как Google.
Вернёмся к нашему рассказу и попробуем восстановить хронологию событий. Первые проблемы у пользователей Skype в глобальном масштабе возникли ещё в четверг, 16 августа. Сначала их можно было характеризовать как спорадические: пользователи время от времени "вываливались" из сети или не могли к ней подсоединиться, но затем сервис восстанавливался. На время. Отсутствие чёткой информации о причинах сбоев сразу же породило волну слухов о якобы распределённой DoS (denial-of-service) атаке на серверы Skype. Следующая волна слухов была порождена размещённым в блоге Skype сообщением о намеченном на четверг техобслуживании оборудования компании, якобы, проблема была связана именно с этим, однако и это оказалось не соответствующим действительности.
Некоторый свет на проблему пролило сообщение в блогах Skype, датированное 10 часами утра по Гринвичу 16 августа, где, помимо извинений, представители компании пояснили, что проблемы возникли не по причине аварии систем Skype или кибератаки, но в следствие дефекта алгоритма сетевого ПО Skype, отвечающего за взаимодействие пользовательских клиентов общей сетью Skype.
Все сообщения последующих суток в блоге на сайте компании носили лишь ободряющий характер, и лишь ближе к обеденному времени пятницы появилась запись, что сеть медленно, но верно восстанавливается.
На момент написания этой заметки самой верхней записью в блоге была следующая: Take a deep breath. Skype is back to normal. Не уверен, что пожелание сделать глубокий вздох и раньше присутствовало на сайте компании, но сейчас оно также размещено в заголовке сайта и на самой первой его строке. Знаете, не время для шуток, но всё это выглядит как слоган компании. Не по нему ли впоследствии будут вспоминать об этом двухдневном сбое?
Компания сообщала, что в первом квартале 2007 года количество пользователей Skype во всём мире приблизилось к 196 млн. человек при 7-8 млн. пользователей, находящихся в сети одновременно. Именно в первом квартале нынешнего года Skype стала наконец-то прибыльной, поскольку получила популярность именно благодаря широкому набору бесплатных сервисов. Сейчас, по примерным подсчётам, глобальное число пользователей Skype превысило 220 млн. человек, и это рекордный показатель для сервиса, запущенного всего лишь четыре года назад, в августе 2003.
Разумеется, из уст влиятельных индустриальных аналитиков уже прозвучали критические заявлениями на тему надёжности сервиса, мол, вот вам знак того, что Интернет-телефония по-прежнему нуждается в значительной доработке, прежде чем её можно будет назвать серьёзным способом коммуникаций. Впрочем, оптимисты, к числу которых относится и автор этой заметки, считают, что нет на свете ни одной технологии, на 100% защищённой от сбоев, и не стоит из этого делать панических выводов. Однако в любом случае теперь все кому не лень, будут склонять сервисы вроде Skype из-за ряда уязвимостей инфраструктуры сетей P2P. По крайней мере, корпоративным пользователям уже настоятельно советуют иметь альтернативы для массовых P2P сервисов с аутентификацией на серверах, а предпринимателям, вкладывающим деньги в такие сервисы, предлагают хорошенько задуматься об использовании старого доброго принципа избыточной надёжности, дублирования и резервирования данных. Поскольку ружьё, висящее на стене, хоть и редко, но выстреливает.
Иными словами, "умные дяди" со всего света теперь схватились не столько за рассуждения о надёжности самой Skype, сколько о перспективах VoIP технологий в целом. И основным тезисом такого скептицизма приводят сравнение с традиционными операторами связи. Действительно, тут трудно не согласится: представьте, если бы ваш сотовый оператор сказал, что решит проблемы со связью "в течение 12 - 24 часов". И всё же пока мы многое можем простить Skype, и не только по причине снисходительности к молодой VoIP технологии, ведь они не просто представляют способ универсальной коммуникации мобильных, традиционных проводных и интернет-телефонов, ведь они многое предоставляют действительно бесплатно...
Другое дело, что в ближней перспективе этот двухдневный сбой вполне может отразится на бизнес-репутации Skype, и, вполне возможно, некоторые компании, всерьёз рассматривавшие возможность интеграции Skype в свои сервисы, особенно платные, могут приостановить этот процесс. Напомню, что программа Skype, предназначенная для связи в пиринговой (рeer-to-peer, или Р2Р, то есть, между равноправными собеседниками) сети, позволяет вести телефонные разговоры, обмениваться мгновенными сообщениями и/или осуществлять связь в другой форме с использованием Интернета. Сервисы Skype давно переросли возможности банального VoIP-телефона, сейчас, к примеру, клиент Skype доступен даже для карманных ПК и смартфонов, а видео общение с помощью Web-камеры давно стало нормой.
Одно из последних сообщений, появившихся на сайте Skype, гласит, что подробный отчёт о причинах двухдневного сбоя сети будет обнародован представителями компании в понедельник, 20 августа. Какими бы они ни были, эти причины, давайте спросим сами себя: а куда мы денемся с подводной лодки? Я не зря сравнил в начале этой заметки привычность и стабильность сервиса Skype c незыблемостью Google. Лично мне кажется, что этот единственный неприятный инцидент вряд ли приведёт к оттоку пользователей Skype на другие альтернативные сервисы. Да, у меня давным-давно есть аккаунт на Google Talk, да и завести что-то другое альтернативное недолго, но надо ли? Дело не только в природной инерции: Skype удачно совмещает в себе бесчисленное количество бесплатных сервисов с очень интересными платными услугами по очень недорогому дозвону в другие страны, а пополнить соответствующий счёт нынче – пара пустяков. Я уж молчу о перспективе возвращения к практике дорогостоящих международных и междугородных звонков по традиционным наземным линиям связи: по сравнению со Skype безумно дорого и пользоваться этим можно разве что в качестве альтернативного варианта "на всякий пожарный случай". Конкуренты, конечно, пусть вздрогнут, но мне почему-то верится, что создатели Skype, начинавшие ещё с KaZAa, справятся с возникшей проблемой и вряд ли в обозримом будущем ещё раз наступят на эти грабли. Тем более что eBay, "родительская" компания Skype, купившая её в 2005 году за $2,6 млрд., также имеющая более чем солидную репутацию в онлайн-мире, позаботится об этом.
Заканчивая изложение фактов и соображений, уместных по случаю этого происшествия, вдруг поймал себя на мысли, что даже такой неприятный инцидент может послужить… дальнейшему росту популярности Skype! С одной стороны, проблемы решены, и для столь новаторской технологии, надо признать, решены оперативно. С другой стороны, вполне может быть, что те из вас, кто до сих пор не пользовался этим сервисом, на волне повышенного интереса скачают себе клиент Skype, который нынче доступен для большинства распространённых операционных систем и платформ, и наконец-то на практике оценят все его преимущества. Кто заинтересовался возможностями Skype, но ещё сомневается в целесообразности их использования, могут обратиться к публикациям нашего сайта по этой теме:
Одно из последних сообщений, появившихся на сайте Skype, гласит, что подробный отчёт о причинах двухдневного сбоя сети будет обнародован представителями компании в понедельник, 20 августа. Какими бы они ни были, эти причины, давайте спросим сами себя: а куда мы денемся с подводной лодки? Я не зря сравнил в начале этой заметки привычность и стабильность сервиса Skype c незыблемостью Google. Лично мне кажется, что этот единственный неприятный инцидент вряд ли приведёт к оттоку пользователей Skype на другие альтернативные сервисы. Да, у меня давным-давно есть аккаунт на Google Talk, да и завести что-то другое альтернативное недолго, но надо ли? Дело не только в природной инерции: Skype удачно совмещает в себе бесчисленное количество бесплатных сервисов с очень интересными платными услугами по очень недорогому дозвону в другие страны, а пополнить соответствующий счёт нынче – пара пустяков. Я уж молчу о перспективе возвращения к практике дорогостоящих международных и междугородных звонков по традиционным наземным линиям связи: по сравнению со Skype безумно дорого и пользоваться этим можно разве что в качестве альтернативного варианта "на всякий пожарный случай". Конкуренты, конечно, пусть вздрогнут, но мне почему-то верится, что создатели Skype, начинавшие ещё с KaZAa, справятся с возникшей проблемой и вряд ли в обозримом будущем ещё раз наступят на эти грабли. Тем более что eBay, "родительская" компания Skype, купившая её в 2005 году за $2,6 млрд., также имеющая более чем солидную репутацию в онлайн-мире, позаботится об этом.
Заканчивая изложение фактов и соображений, уместных по случаю этого происшествия, вдруг поймал себя на мысли, что даже такой неприятный инцидент может послужить… дальнейшему росту популярности Skype! С одной стороны, проблемы решены, и для столь новаторской технологии, надо признать, решены оперативно. С другой стороны, вполне может быть, что те из вас, кто до сих пор не пользовался этим сервисом, на волне повышенного интереса скачают себе клиент Skype, который нынче доступен для большинства распространённых операционных систем и платформ, и наконец-то на практике оценят все его преимущества. Кто заинтересовался возможностями Skype, но ещё сомневается в целесообразности их использования, могут обратиться к публикациям нашего сайта по этой теме:
- Voxtel ACCESS 1500 DECT: Skype утверждает свое присутствие
- Skype – новые возможности общения
- Skype – телефон в вашем компьютере
- Обсудить в конференции
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.