⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
FAQ по цифровому фото для начинающих
ОбъективВопрос: Что такое светосила объектива?Ответ: Светосила объектива определяется как отношение освещенности изображения, создаваемого оптической системой фотоаппарата, к яркости фотографируемого предмета. Она зависит, с одной стороны, от диаметра отверстия объектива (называемого диафрагмой), с другой - от фокусного расстояния. Отношение фокусного расстояния к диаметру диафрагмы называется диафрагменным числом и обозначается буквой К. Чем выше светосила (и меньше число К) объектива, тем больше он пропускает света. Так, считается, что значение светосилы от 2,8 до 4 позволяет снимать с рук даже в условиях недостаточного освещения, используя короткую выдержку. Однако чаще, вместо определения светосилы используется термин "максимальное относительное отверстие" (1:К), пропорциональное квадратному корню из светосилы и указываемое на маркировке объектива. Чем меньше числовое значение относительного отверстия, тем больше света пропускает объектив и тем выше его светосила. Например, относительное отверстие ЦФК Canon PowerShot S5 IS составляет 1:2,7-3,5: Ответ: Фокусное расстояние (ФР) объектива является одной из его важнейших характеристик, определяет угол зрения, степень приближения объектов и представляет собой расстояние от плоскости матрицы до центра системы линз объектива, когда он сфокусирован на "бесконечность". В силу традиции для объективов цифровых камер часто приводят условные значения фокусного расстояния, эквивалентного объективам для 35-миллиметровой пленки (ЭФР - эквивалентное фокусное расстояние). ЭФР численно равна величине ФР, умноженного на величину кроп-фактора матрицы ЦФК. ФР обычно указывается на корпусе объектива и представляет собой две цифры - минимальное и максимальное значение (например: 7,5 мм - 22,5 мм): Ответ: Объективы наиболее недорогих фотоаппаратов - "цифромыльниц", предельно примитивны, их фокус настроен на "бесконечность", то есть, камера снимает резко начиная с расстояния порядка одного метра и до бесконечности. Основной недостаток такого решения - невозможность выделить резко основную сюжетную часть кадра, что сводит на "нет" художественную ценность снимка. Более совершенные ЦФК имеют систему автофокуса, обеспечивающую автоматическую наводку на резкость по предметам, обычно находящимся в центре кадра. Самые "продвинутые" камеры оснащены наряду с автофокусом, еще и ручной наводкой на резкость, обеспечивающей полный контроль над процессом съемки. Принципиально системы автофокусировки делятся на две основные группы: активную (посылает на предмет инфракрасные, ультразвуковые или другие волны и использует их отражение от предмета) и пассивную. Наибольшее распространение в настоящее время получила пассивная система автофокуса, называемая TTL (Through-The-Lens - фокусировка через объектив). В ее основе лежит принцип оценки свойств светового потока, "снимаемого" в различных зонах матрицы. Микропроцессор фотоаппарата постоянно считывает изображение с матрицы, анализирует степень его контрастности и принимает решение о перемещении объектива, пока не будет достигнут максимальный уровень контрастности, свидетельствующий о резком изображении в данной точке. Наиболее существенным недостатком TTL-систем, помимо низкой скорости работы, является зависимость от условий освещения и светосилы линз объектива. Решается эта проблема введением в фотоаппараты систем подсветки автофокуса (в простейших случаях совмещенной с системой подавления эффекта "красных глаз"). Вопрос: Что такое зум-объектив? Ответ: Зум-объективом, или объективом с оптическим (Optical Zoom) зумом (трансфокатором) называется объектив с изменяемым фокусным расстоянием. Степень изменения угла охвата обозреваемого пространства (или оптического увеличения фотографируемого объекта) определяется его кратностью - отношением максимального и минимального фокусных расстояний объектива. Основное достоинство зум-объектива - в его универсальности. Он позволяет фотографировать из одной и той же точки абсолютно разные сюжеты - как пейзажи (используя малое ФР), так и мелкие удаленные объекты (большое ФР). Подавляющее большинство современных зум-объективов имеет кратность 3 или 4 (обозначается как 3х или 4х), однако достаточно популярны и так называемые ультразумы, то есть объективы с 10-15-кратным увеличением. Например, объектив с диапазоном фокусных расстояний 5,2-78 мм имеет кратность 78/5,2=15 (15-кратный зум): Ответ: Цифровой зум (Digital Zoom) обеспечивает увеличение выбранного объекта путем его "вырезания" процессором ЦФК (методом обыкновенной экстраполяции пикселей) из изображения на матрице и последующего "растягивания" его до исходных размеров. Никакой реальной детализации изображения при этом, естественно, не происходит, более того, качество полученного снимка чаще всего заметно ухудшается. По большому счету то, что производитель называет "цифровым зумом", каждый может сделать на своем компьютере, воспользовавшись практически любым графическим редактором. Единственное назначение цифрового зума - привлечение неискушенных покупателей огромными значениями этого самого зума, знающих лишь понаслышке, что "чем больше зум, тем лучше". Вопрос: Что такое аберрации? Ответ: Аберрации - это искажения изображения, возникающие из-за не идеальности оптики современных фотоаппаратов. Аберрациям, в той или иной степени, подвержены любые объективы, даже самые совершенные и дорогие. Обычно считается, что чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем выше уровень его аберраций. Аберрации бывают различных типов, но наиболее известные из них - дисторсия (подушкообразные или бочкообразные искажения по краям кадра, наиболее сильно заметные в широкоугольной оптике), и хроматические аберрации. Последние встречаются как в дешевых объективах, так и в дорогих длиннофокусных и проявляются в основном на периферийных участках изображения в виде разноцветной окантовки вокруг контрастных объектов. Полностью избавиться от аберраций на современном этапе развития технологии невозможно, но некоторые из них (в основном - геометрические искажения) можно несколько уменьшить диафрагмированием объектива, тогда как для борьбы с хроматическими аберрациями применяются специальные апохроматические линзы, изготовленные из низкодисперсного стекла, не разлагающего световые лучи на волны спектра. Вопрос: Что такое "элемент" или "группа элементов" применительно к объективу? Ответ: Элементом в объективе называют линзу, а группой элементов - две и более линзы, склеенные в один блок. Количество элементов в современных объективах может достигать двух десятков и более. Столь сложная конструкция объектива обусловлена в первую очередь стремлением разработчиков максимально уменьшить влияние различных аберраций. Однако наибольший эффект в этом деле дает использование асферических элементов - специальных линз, радиус кривизны которых мало меняется от угла с оптической осью. Асферические элементы чаще всего используются в высококачественных широкоугольных и зум-объективах. Вопрос: В чем заключается различие между пластмассовыми и стеклянными линзами? Ответ: Пластмассовые линзы используются в основном в простейших компактных любительских камерах. Основное (и единственное) их преимущество перед стеклянными линзами - низкая цена. Тем не менее, получивший широкое распространение миф о низком качестве пластмассовых линз не совсем верен - оптические свойства пластмассовых линз (новых) практически не отличается от свойств аналогичных стеклянных линз. Другое дело, что механическая прочность и срок их службы не так велики, как у стеклянной оптики, и, тем самым, обуславливают не очень большой срок эксплуатации ЦФК с пластмассовой оптикой. Нередко через два-три года такой объектив мутнеет и камера становится непригодной к нормальной эксплуатации. Вопрос: Что такое стабилизатор изображения? Ответ: Достаточно "продвинутые" модели ЦФК оснащаются стабилизаторами изображения, которые, в определенных пределах способны компенсировать непроизвольные колебания (дрожание) объектива и, тем самым использовать при съемке относительно длинные выдержки (особенно при съемке крупных планов в длиннофокусном режиме). Тем не менее, никакой стабилизатор не позволит четко снять быстро перемещающиеся объекты и уж ни в коем случае не заменит самый лучший стабилизатор - обычный штатив. Оптический стабилизатор изображения MEGA O.I.S. цифровых фотокамер Panasonic
Стабилизаторы бывают оптические, в которых эффект стабилизации достигается перемещением или самой матрицы, или специальной группы линз внутри объектива - все это "хозяйство" управляется гироскопическими сенсорами; и электронные, где для компенсации возможного смещения изображения использующие часть (до 40% пикселей) активных элементов ПЗС-матрицы. Оба типа стабилизаторов имеют свои недостатки: оптические слишком громоздки, работают недостаточно быстро и дороги, электронные (используемые в ЦФК в основном при съемке видеороликов) ухудшают качество изображения, особенно в условиях недостаточной освещенности.
Более подробно об основных принципах работы оптического стабилизатора, а также о различных объективах вообще вы можете узнать в статье "Тенденции в цифровой фотографии. Часть 1 (Объективы)".
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|