⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
OCZ NIA - управляй компьютером силой мысли!
Ни для кого не секрет, что устройства ввода – самый консервативный тип компьютерной периферии. Например, те же клавиатуры так и не обзавелись за годы эволюции ничем новым, кроме дополнительных кнопок и новых материалов корпуса. Мыши тоже не претерпели серьезных изменений за последние несколько лет – разве что механику сменила более точная оптика.
Что касается чисто игровых манипуляторов, то здесь прогресс более заметен. Разные модели ориентированы на конкретные типы игр, а некоторые даже получили обратную связь, дающую ощущение отдачи от выстрела. Кроме того, рынок заполонили рули с педалями для автосимуляторов, пистолеты и даже «джедайские» мечи!
Впрочем, уже сегодня ситуация начинает меняться. Появление в массовом производстве недорогих акселерометров, выполненных в виде миниатюрных микросхем, позволило производителям начать разработку принципиально новых манипуляторов, реагирующих на изменение пространственного положения. Такие манипуляторы позволяют заменить нажатие кнопок простыми жестам – гораздо более естественными для человека.
Однако некоторые разработчики зашли по этому пути гораздо дальше – они занимаются созданием нейроманипуляторов. Мечта всех фантастов – управление машинами силой мысли – до недавнего времени казалась если и осуществимой, то лишь в отдаленном будущем. Тем не менее, на простейшем уровне управление мыслями возможно уже сегодня…
Немного теорииДалеко не все знают, что фраза «Мысль материальна!» на самом деле совсем недалека от истины. Наверняка каждый из наших читателей видел электроэнцефалограмму мозга (ЭЭГ), но откуда именно берутся эти волнообразные графики, знают далеко не все. Между тем, все очень просто: по нейронным связям мозга текут электрические токи, а мозг при этом испускает слабые электрические импульсы, которые давно уже научились обнаруживать и фиксировать. Эти импульсы представляют себой разночастотные колебания электрического потенциала. Характеристики этих ритмов или волн могут немало рассказать о заболеваниях нервной системы, но это тема отдельной беседы. Для нас прежде всего важен тот факт, что мысль действительно можно превратить в сигнал для осуществления того или иного действия. Хотя бы на уровне примитивного «да/нет». Более подробные исследования выявили у человека несколько групп волн, различающихся частотным диапазоном и возникающих в разных состояниях работы мозга. Так, различают следующие группы ритмических колебаний: Альфа-ритмы. Это колебания потенциала в диапазоне частот 8-13 Гц. Они возникают, когда мы отдыхаем, расслабляемся и как будто бы ни о чем не думаем. Часто можно слышать, что эти волны возникают, когда человек находится в состоянии медитации. Как только активность мозга увеличивается, альфа-ритмы сменяются бета-ритмами. Бета-ритмы. Это колебания потенциала в диапазоне частот от 14 Гц и выше. Перьевые самописцы, применяющиеся при снятии ЭЭГ, имеют предел фиксирования 35 Гц, поэтому часто можно слышать, что бета-ритмы ограничиваются именно этой частотой, хотя это не совсем так. Эти волны возникают во время физической и умственной активности, когда вы сосредоточены и напряжены. Блокируются бета-ритмы при тактильном раздражении, а также при движении конечностей в противоположных направлениях. Также различают гамма-ритмы (колебания потенциала с частотой выше 35 Гц, являющиеся фактически теми же бета-ритмами), дельта-ритмы (колебания потенциала с частотой 1-3,5 Гц) и тета-ритмы (колебания потенциала с частотой 4-7 Гц). Два последних типа волн возникают во время сна. Но не будем углубляться в дальнейшее изучение вопроса о ритмах мозга, а перейдем к изучению того устройства, которое попало сегодня к нам в тестовую лабораторию.История созданияИтак, у нас на столе совершенно удивительный компактный прибор - по внешнему виду настоящий «черный ящик»! Как вы уже догадались, изготовлено это устройство американской компанией OCZ Technology, хорошо знакомой нашим читателям как изготовитель модулей памяти. Впрочем, при детальном изучении устройства становится понятно, что разработана новинка вовсе не OCZ Technology. История манипулятора NIA (Neural Impulse Actuator) корнями уходит к другой американской компании – Brain Actuated Technologies, Inc, поставляющей на рынок продукцию под маркой Brainfingers. Эта компания после проведения ряда собственных исследований создала уникальное устройство Brainfingers System, по своей сути похожее на OCZ NIA, но обладающее большими возможностями за счет большего количества датчиков, более функционального ПО и ряда других особенностей. Лишь одна особенность мешает этому устройству пробиться на массовый рынок. Как вы, наверное, догадываетесь – это его стоимость, составляющая $2100. Кроме того, Brain Actuated Technologies предъявляет к эксплуатации своего изделия более серьезные требования, заключающиеся в регулярной покупке расходных материалов, к числу которых отностяся даже внешние датчики. Но самое интересное отличие Brainfingers System от OCZ NIA заключается в возможности приобрести пакет SDK (Software Developer’s Kit) с наглядными примерами собственных приложений на C++ и VB6, позволяющий существенно расширить возможности устройства под свои цели и задачи. OCZ Technology, по всей видимости, взялась подготовить более коммерчески успешную версию устройства. Компания на порядок снизила цену, существенно сократив возможности устройства, обеспечила приятный дизайн и избавила потенциального пользователя от необходимости заменять расходные части. Впрочем, возможно OCZ Technology вообще ничего, кроме коробки к этому устройству не делала, а взялась лишь за «раскручивание» новинки под своим громким именем. Так или иначе, но манипулятор NIA добрался до серийного производства, и, как говорил известный литературный герой, «отвертеться от этого факта невозможно». Основная целевая аудитория NIA – это геймеры, хотя изначально прибор ориентирован и на массового пользователя, в том числе и на инвалидов.Потенциальные возможностиНазвание Neural Impulse Actuator говорит о том, что устройство является преобразователем электрических импульсов мозга в команды, пепредаваемые в компьютер через драйвера и ПО. Но первое, с чем придется столкнуться пользователю – это управление не мыслями, а мимикой - мышцами лица. Для того, чтобы научиться управлять ритмами мозга, потребуется довольно продолжительное время, а, к примеру, щелкать зубами для выстрела в игре, сможет каждый и сразу. Именно поэтому производитель и добавил в NIA этот вид управления, никак не связанный с названием устройства. Следующий вид управления, реализованный в NIA, основан на слежении за взглядом пользователя. Нет, в данном случае речь не идет о видеокамерах или активных дисплеях, вроде применяемых в современных истребителях для наведения на цель. Все проще – устройство не переносит курсор туда, куда вы посмотрите, а лишь осуществляет какое-либо запрограммированное действие при отклонении взгляда в ту или иную сторону. Третий, самый интересный на наш взгяд способ управления основан на регистрации колебаний электрического потенциала, возникающего в нейронных связях, конкретно – на регистрации альфа- и бета-ритмов. Мы не просто так рассказали выше о том, когда именно проявляют себя те или иные волны. Эти знания важны не только для понимания сути процессов, но еще и для самообучения. К примеру, если настроить управление одними лишь альфа-ритмами, но при этом находиться в сосредоточенном состоянии, то ничего хорошего из этого не получится. В лучшем случае виртуальный игровой персонаж не сдвинется с места. Примечательно, что все эти три способа управления можно комбинировать между собой. К примеру, можно заставить персонаж в игре двигаться с помощью мимики, вращаться с помощью взгляда, менять оружие с помощью мозговых волн. Сразу нужно оговориться – интерфейс фирменного ПО NIA ориентирован на игры. Пользоваться устройством, как мышкой (открывать/закрывать окна или даже путешествовать по интернет-сайтам) тоже можно – достаточно лишь настроить нужным образом новый профиль. Но в силу ряда особенностей, о которых будет рассказано ниже, такой способ управления не слишком оперативен и не очень удобен, а потому он и не выделяется производителем как приоритетный.Комплектация и настройкаКрасивая белая картонная коробка с магнитной застежкой и мягкий наполнитель с выемками в форме уложенных в него аксессуаров, недвусмысленно намекают на то, что перед нами устройство класса Hi-End.Внешний видУстройство представляет собой небольшую черную коробочку, изготовленную из толстостенного алюминия.Установка и настройка ПОУстановка драйверов и ПО проходит без каких либо проблем, после чего в меню «Пуск» появляется программа nia, а в системной панели – соответствующая пиктограмма.Интерфейс программы разделен на две части – рабочую область и панель управления, выполненной в виде вертикального столбца с пятью крупными кнопками, вызывающие те или иные разделы настройки NIA.Работа с устройством и его реальные возможностиПервой игрой, которая была протестирована при работе с NIA стала Half-Life 2. Для нее уже имеется готовый профиль, а потому к опытам можно приступить немедленно. Производитель советует не сильно задумываться и напрягаться для осуществления первых шагов в игре. По его словам, через минуту-две ваш организм самостоятельно нащупает основные ключи управления виртуальным персонажем. Вполне возможно, что у разработчиков так оно и было, но у большинства людей, тестировавших данный экземпляр NIA, сразу получилось лишь идти… назад. Причем, останавливаться персонаж упорно не желал. Первые удачные перемещения вперед получились только после десяти минут упорной борьбы. Все это говорит о том, что без соответствующего опыта с NIA легко будет играть лишь в пинг-понг. А на освоение более сложных действий требуется время. Что же умеет NIA? В играх от первого лица (FPS) с помощью этого устройства можно ходить вперед и назад, вращаться, стрелять, менять оружие, прыгать, приседать и так далее. Но есть одна важная особенность штатного ПО, накладывающего существенное ограничение на, казалось бы, необъятные возможности устройства. Речь идет о дискретности срабатывания – по каждому каналу управлени предусмотрено только четыре уровня. Пример «простого джойстика», описанный в руководстве пользователя, лучше всего подходит для понимания этого вопроса. Программируя канал мышечной активности, можно установить самый низкий порог срабатывания на приседание (кнопка «C»), следующий порог на ходьбу (кнопка «W»), третий уровень присвоить прыжку (кнопка «SpaceBar»), ну а максимальное напряжение оставить на ходьбу назад (клавиша «S»). Четыре порога срабатывания предоставляют немалые возможности. С учетом того, что всего программируется восемь каналов, в арсенале пользователя теоретически есть 32 кнопки, которых достаточно для игр любого жанра, не только FPS. Но штатное ПО позволяет одновременно настроить лишь четыре джойстика (канала).А что другие?Подробно рассказав вам о принципах действия и возможностях OCZ NIA и даже упомянув компанию-прародитель Brain Actuated Technologies, мы забыли сделать небольшое отступление и сказать пару слов о потенциальных конкурентах на рынке. К сожалению, в том ценовом сегменте, в котором выступает NIA, ситуация пока не слишком радует. Похожее по своим принципам управления недорогое устройство выпустила лишь американская компания Emotiv Systems. Оно представляет из себя накладные наушники с датчиками. Стоимость новинки сравнима с NIA – около $300. Все прочие контроллеры, которые удалось найти, не рассчитаны на массового пользователя – цены их начинаются от $2000 (как у Brainfingers) и устремляются в бесконечность. Но те устройства куда серьезнее – их возможности не ограничиваются играми и зачастую направлены на помощь инвалидам. Кстати, в японском Osaka University (Университете города Осака) давно уже ведутся исследования на тему управления имплантатами человеческих конечностей с помощью мозга, без внешнего управления. Только по словам ученых из медицинской школы нейрохирургии при Университете, для безошибочного управления требуется внутричерепное размещение листа с электродами. Так что очень даже может быть, мы стоим на пороге нового мира киборгов… Более того, эпоха чтения мыслей тоже уже не за горами. Группа исследователей из британского University of Leicester (Университета Лейстера) утверждает, что разработала методику, определяющую по нейронной активности с большой долей вероятности, какое именно изображение видит в данный момент человек.Подводя итоги: NIA 2?Стоимость NIA на данный момент составляет 6 000 руб., и можно сказать наверняка, что устройство стоит этих денег! Стоит, несмотря на невысокое качество изготовления датчиков, несмотря на неминуемую борьбу пользователя с наводками и помехами, несмотря на невозможность управления курсором мыши, несмотря на скудное руководство пользователя и отсутствие поддержки со стороны производителя. Нельзя не отметить и отсутствие поддержки 64-бит систем, которые отнюдь не редкость на солидных игровых компьютерах. Кроме того, фирменному ПО требуется немало ресурсов. Для старых процессоров этот показатель крайне важен. Так, на компьютере с AMD Athlon 1200 ПО потребует около 30% рабочих ресурсов. Несмотря на все это, NIA нельзя назвать невыгодной покупкой. Ведь за относительно небольшие деньги уже сегодня вы приобретаете интерфейс, который только в будущем получит действительно широкое распространение. Да, сегодня рано говорить об успехах NIA. Тем более, что устройство требует доработки схемы экранирования (может быть и замены датчиков) и развития возможностей фирменного ПО. Но скорее всего, NIA – это только «пробный шар». Как ни странно, но данное устройство в том виде, в котором преподнесли нам его сегодня разработчики, больше понравится не продвинутым игрокам, а скорее тем, кто постоянно интересуется новинками в мире IT, ну и конечно, любит компьютерные игры. Среди тех, кто тестировал устройство, желание приобрести его высказал даже человек, который вообще не интересуется компьютерными играми. Поэтому нельзя рассматривать NIA, как очередную игрушку за большие деньги. Для многих этот аппарат может стать интересным объектом исследований и экспериментов. Вне всякого сомнения, за последние несколько лет OCZ NIA – это одна из самых интересных новинок в IT-сфере, а ее появление стало заметной вехой в истории устройств ввода!- Обсудить материал в конференции
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|