Установка и настройка ПО
Установка драйверов и ПО проходит без каких либо проблем, после чего в меню «Пуск» появляется программа nia, а в системной панели – соответствующая пиктограмма.Интерфейс программы разделен на две части – рабочую область и панель управления, выполненной в виде вертикального столбца с пятью крупными кнопками, вызывающие те или иные разделы настройки NIA.
Интерфейс полностью англоязычный, включая не слишком подробный раздел помощи и подсказок, открывающийся при нажатии на кнопку «Tutorial». О том, как правильно одевать на голову ободок с датчиками рассказывает «3D-голова». Если учесть, что все прочие подсказки сделаны текстовыми, эта единственная анимированная инструкция выглядит не слишком искусным рекламным ходом для создания привлекающих внимание скриншотов. Между тем, раздел помощи в руководстве пользователя именуется ни много, ни мало, «анимированным учебным пособием»!
Пробежав глазами все полезные советы, приступаем к настройке NIA, для чего открываем панель Calibration. Калибровка является необходимым этапом для эффективной работы. Едва ли нужно объяснять, что все люди разные – по-разному думаюти двигаются. То есть калибровка требуется для каждого нового пользователя.
Но это еще не все… У вас изменилось настроение, ваши мысли заняли какие-то личные проблемы, вы немного сдвинули датчики на лбу? Все это потребует непременной перекалибровки устройства! То есть, сделав небольшой перерыв в работе с NIA и снова одев ободок с датчиками, пользователь вынужден калибровать устройство заново. Именно поэтому производитель не наделил программу возможностью сохранения профилей для каждого пользователя в отдельности.
Калибровка представляет из себя довольно простой процесс – подключаете NIA к компьютеру, одеваете датчики и нажимаете на кнопку Calibraition. Затем около двадцати секунд фокусируете свой взгляд на вращающемся виртуальном гироскопе.
С первых же минут использования устройства, мы столкнулись с тем, что сигнал от датчиков (желтая линия) прыгал как сумасшедший вокруг базового уровня (красной линии).
В идеале колебания сигнала должны иметь небольшую амплитуду, но даже совершенно успокоившись и расслабившись мы не смогли достичь желаемого результата. Кстати, в программе не реализовано распознавание удачной калибровки от неудачной, да и в «учебном пособии» об этом ничего не сказано – во всем приходится разбираться самостоятельно. Но проверить результаты калибровки довольно легко – достаточно запустить небольшой тест, в котором вертикальный и горизонтальный ползунки реагируют на вашу мышечную активность лица, а также направление взгляда.
Решение проблемы нашлось неожиданно – выяснилось, что если крепко зажать корпус NIA в руке, то помехи и шумы пропадают, а калибровка проходит идеально с первого-второго раза! Вывод прост – устройству требуется заземление, да и все источники помех вокруг него также должны быть заземлены. Как выяснилось, это проблема не данного конкретного экземпляра, а абсолютно всех NIA. Мы решили проблему, замкнув провод от массы USB-порта устройства на батарею домашнего отопления. Безусловно, такое решение не безопасно и возможно только как временное. Всем пользователям этого устройства мы рекомендуем позаботиться о правильном подключении.
Тем не менее, наводки исчезли. Если вы используете NIA с ноутбуком, то придется подключать сетевой адаптер питания в розетку с заземлением или же использовать в качестве источника питания батарею ноутбука – только так можно избавиться от наводок. При калибровке нужно обратить внимание и на состояние вашей кожи. К примеру, если кожа чересчур сухая, калибровку вы не пройдете. Вообще, разработчики уверяют, что для нормального функционирования NIA на ее датчики не требуется наносить специальных гелей, но, видимо, в некоторых случаях применение подобного геля лишним не будет.
Далее переходим к панели Brainfingers, название которой говорит само за себя – здесь вы можете наблюдать уровни активности по всем каналам управления: взгляд, мышцы лица, три канала альфа-ритмов и три канала бета-ритмов. Этот «энцефалограф» не просто развлекает пользователя, а позволяет ему потренироваться в управлении каждым каналом в отдельности или их комбинациями.
На этом этапе знакомства с прибором открылась одна крайне важная вещь – для точного управления придется научиться полностью расслабляться. Лучше всего сесть в уютное кресло, закрыть минут на пять глаза и постараться забыть обо всех своих проблемах. В противном случае положительного результата достичь не удастся.
После того, как вас перестало интересовать все вокруг, можно приступать к практическим занятиям, для чего открываем следующую закладку Practice. Здесь представлены три небольших примера, демонстрирующие возможности новинки. Первое приложение позволяет сравнивать время реакции при использовании NIA и мыши. Когда на экране появляется мишень, вы должны быстро стиснуть зубы – выстрел сделан. Кстати, в описании ничего про зубы не сказано – достаточно любой резкой реакции, так что в данном случае подход сугубо индивидуален. Если в среднем на клик мышки требуется около 0,2 с, то «зубы» выполняют туже работу (после небольшой тренировки) за 0,05-0,1 с. Правда, велик и процент ложных срабатываний, но он уменьшается по мере тренировок.
Второе приложение – игра в пинг-понг на разных уровнях сложности. Здесь задействуются разные группы мышц лица. К примеру, можно двигать бровями. После точной предварительной калибровки эта игра на самом легком уровне покоряется почти сразу. Для самого сложного уровня также потребуется некоторая тренировка.
Ну а третье приложение это отработка движений глаз в качестве команд перемещения по горизонтали.
Примечательно, что в примерах нигде не задействовано управление с помощью альфа- и бета-волн, как будто производитель вообще забыл о них. А ведь NIA – это прежде всего устройство для регистрации излучения мозга. Впрочем, в настройках профилей для различных игр и приложений (закладка Game Play) эти важные составляющие каналов управления не забыты. Кстати, помимо возможности создания собственных профилей, разработчики заранее подготовили и профили для таких игр как Half Life 2, Oblivion и др.
Работа с устройством и его реальные возможности
Первой игрой, которая была протестирована при работе с NIA стала Half-Life 2. Для нее уже имеется готовый профиль, а потому к опытам можно приступить немедленно. Производитель советует не сильно задумываться и напрягаться для осуществления первых шагов в игре. По его словам, через минуту-две ваш организм самостоятельно нащупает основные ключи управления виртуальным персонажем. Вполне возможно, что у разработчиков так оно и было, но у большинства людей, тестировавших данный экземпляр NIA, сразу получилось лишь идти… назад. Причем, останавливаться персонаж упорно не желал. Первые удачные перемещения вперед получились только после десяти минут упорной борьбы. Все это говорит о том, что без соответствующего опыта с NIA легко будет играть лишь в пинг-понг. А на освоение более сложных действий требуется время.
Что же умеет NIA? В играх от первого лица (FPS) с помощью этого устройства можно ходить вперед и назад, вращаться, стрелять, менять оружие, прыгать, приседать и так далее. Но есть одна важная особенность штатного ПО, накладывающего существенное ограничение на, казалось бы, необъятные возможности устройства. Речь идет о дискретности срабатывания – по каждому каналу управлени предусмотрено только четыре уровня.
Пример «простого джойстика», описанный в руководстве пользователя, лучше всего подходит для понимания этого вопроса. Программируя канал мышечной активности, можно установить самый низкий порог срабатывания на приседание (кнопка «C»), следующий порог на ходьбу (кнопка «W»), третий уровень присвоить прыжку (кнопка «SpaceBar»), ну а максимальное напряжение оставить на ходьбу назад (клавиша «S»).
Четыре порога срабатывания предоставляют немалые возможности. С учетом того, что всего программируется восемь каналов, в арсенале пользователя теоретически есть 32 кнопки, которых достаточно для игр любого жанра, не только FPS. Но штатное ПО позволяет одновременно настроить лишь четыре джойстика (канала).
Кроме того, наложенное тем же ПО ограничение в четыре порога срабатывания не позволяет управлять NIA так же, как и мышью. Поэтому в играх NIA полностью заменит лишь клавиатуру и кнопки мыши, но не саму мышь – наводить на цель без нее, увы, не получится.
Тем не менее, настройки фирменного ПО поначалу все равно кажутся бесконечными. Все дело тут еще и в том, что на каждый порог срабатывания можно не просто запрограммировать какую либо кнопку, но еще и указать, какой из десяти (!) возможных режимов работы ей придется осуществлять. Это может быть разовое нажатие, нажатие с отсрочкой, удерживание, включение и выключение и так даклее. К примеру, если поставить режим «Repeat hold» на прыжок, персонаж будет прыгать заданное количество времени через заданный интервал – все это настраивается для каждого действия отдельно.
Кроме того, любой заядлый игрок знает много хитростей, заключающихся в применении различных комбинаций клавиш для каждой отдельной ситуации. Самый простой пример – опять же, движение вперед с прыжками. Благодаря вышеописанным режимам нажатий клавиш, подобные комбинации без труда сможет имитировать и NIA, причем примеры некоторых ситуаций неплохо описаны в руководстве пользователя.
Интересно, что в имеющихся профилях никак не используются альфа- и бета-ритмы – джойстики по этим каналам полностью отключены. Как же в действительности обстоят дела с управлением по этим каналам? Если к управлению мышечной активностью мы более или менее приспособились уже через неделю, то для управления альфа- и бета-ритмами мозга потребуются более длительные и осмысленные тренировки. Но ведь впервые сев за FPS-игры вы тоже не сразу стали чемпионом, так ведь? Так что вряд ли можно считать минусом новинки необходимость продолжительного этапа обучения.
Увы, но сроки тестирования NIA не позволили нам овладеть мысленным управлением, впрочем кое-какие закономерности в работе с альфа- и бета-каналами проследить все-таки удалось. Для тренировки можно попробовать настроить один канал альфа- или бета-активности и поиграться с ним – думать о действии, не думать о нем и т.п. Довольно скоро положительных результатов будет больше 50%, что говорит о постепенном обучении. Причем, объяснить, что именно приходиться делать для этого практически нереально – действия и правда выполняются на подсознательном уровне. Натренировавшись с отдельными каналами, можно приступать и к их комбинациям.
С мышечной активностью все проще. Уже через неделю все действия стали выполняться на подсознательном уровне. Не нужно сильно напрягаться, чтобы сменить оружие – тело делает все само, т.к. оно уже запомнило нужное движение подобно тому, как когда-то давно запомнило необходимые движения для ходьбы. Поначалу лучше не программировать по четыре порога на каждый канал – максимум два, да и то в большом удалении друг от друга. Пока вы не научитесь дозировать уровень активности канала, вероятность ложных срабатываний будет очень высокой. Кроме того, на первых порах от игры с NIA уже через полчаса чувствуется сильная усталость. При этом персонаж напрочь отказывается подчиняться. К сожалению, данный недостаток «лечится» только долгими тренировками.
Также перед игрой нужно обратить внимание на свое эмоциональное состояние. Как уже говорилось выше, сильное напряжение и возбуждение может отрицательно сказаться на точности управления, и если еще вчера виртуальный герой подчинялся вам довольно сносно, то из-за вашего же плохого настроения сегодня он может выйти из-под контроля. Вообще, на время игры нужно научиться отключаться от внешнего мира и его проблем. К примеру, если кто-то из ваших домашних на первых порах обучения слегка вас одернет или задаст вам вопрос, с жизнью виртуального героя можно попрощаться, так как его координация движений будет нарушена – и иногда на длительный срок. Но, судя по нашему прогрессу, можно предположить, что уже через месяц другой тренировок можно с легкостью общаться со своими домашними и играть в любимые игры одновременно. Жаль вот только, что в монитор при этом смотреть все-таки придется.
Стоит сказать пару слов и о работе NIA с играми других жанров. Так, в автосимуляторах, где от мыши можно вообще отказаться, новинка обеспечит управление полностью «без рук». Нечто подобное можно организовать и в авиасимуляторах. Вообще, NIA уживается с любыми играми, в которых задействована клавиатура и кнопки мыши. Даже в операционной системе вы без труда сможете «кликать» по папкам, менять настройки, просмтривать интернет-сайты. Но перемещение курсора при этом будет осуществляться только мышью.
А что другие?
Подробно рассказав вам о принципах действия и возможностях OCZ NIA и даже упомянув компанию-прародитель Brain Actuated Technologies, мы забыли сделать небольшое отступление и сказать пару слов о потенциальных конкурентах на рынке. К сожалению, в том ценовом сегменте, в котором выступает NIA, ситуация пока не слишком радует. Похожее по своим принципам управления недорогое устройство выпустила лишь американская компания
Emotiv Systems. Оно представляет из себя накладные наушники с датчиками. Стоимость новинки сравнима с NIA – около $300.
Все прочие контроллеры, которые удалось найти, не рассчитаны на массового пользователя – цены их начинаются от $2000 (как у Brainfingers) и устремляются в бесконечность. Но те устройства куда серьезнее – их возможности не ограничиваются играми и зачастую направлены на помощь инвалидам. Кстати, в японском
Osaka University (Университете города Осака) давно уже ведутся исследования на тему управления имплантатами человеческих конечностей с помощью мозга, без внешнего управления. Только по словам ученых из медицинской школы нейрохирургии при Университете, для безошибочного управления требуется внутричерепное размещение листа с электродами. Так что очень даже может быть, мы стоим на пороге нового мира киборгов…
Более того, эпоха чтения мыслей тоже уже не за горами. Группа исследователей из британского
University of Leicester (Университета Лейстера) утверждает, что разработала методику, определяющую по нейронной активности с большой долей вероятности, какое именно изображение видит в данный момент человек.
Подводя итоги: NIA 2?
Стоимость NIA на данный момент составляет 6 000 руб., и можно сказать наверняка, что устройство стоит этих денег! Стоит, несмотря на невысокое качество изготовления датчиков, несмотря на неминуемую борьбу пользователя с наводками и помехами, несмотря на невозможность управления курсором мыши, несмотря на скудное руководство пользователя и отсутствие поддержки со стороны производителя. Нельзя не отметить и отсутствие поддержки 64-бит систем, которые отнюдь не редкость на солидных игровых компьютерах. Кроме того, фирменному ПО требуется немало ресурсов. Для старых процессоров этот показатель крайне важен. Так, на компьютере с AMD Athlon 1200 ПО потребует около 30% рабочих ресурсов.
Несмотря на все это, NIA нельзя назвать невыгодной покупкой. Ведь за относительно небольшие деньги уже сегодня вы приобретаете интерфейс, который только в будущем получит действительно широкое распространение. Да, сегодня рано говорить об успехах NIA. Тем более, что устройство требует доработки схемы экранирования (может быть и замены датчиков) и развития возможностей фирменного ПО. Но скорее всего, NIA – это только «пробный шар».
Как ни странно, но данное устройство в том виде, в котором преподнесли нам его сегодня разработчики, больше понравится не продвинутым игрокам, а скорее тем, кто постоянно интересуется новинками в мире IT, ну и конечно, любит компьютерные игры. Среди тех, кто тестировал устройство, желание приобрести его высказал даже человек, который вообще не интересуется компьютерными играми. Поэтому нельзя рассматривать NIA, как очередную игрушку за большие деньги. Для многих этот аппарат может стать интересным объектом исследований и экспериментов.
Вне всякого сомнения, за последние несколько лет OCZ NIA – это одна из самых интересных новинок в IT-сфере, а ее появление стало заметной вехой в истории устройств ввода!
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.