В нашем предыдущем материале, "Концепты мобильных телефонов - мечты о будущем", мы поговорили о видении будущего индустрии сотовых телефонов глазами компаний-производителей, а также дизайнеров. Но это все, скажем так, "официальные лица". А как видят будущее мобильных устройств сами пользователи?
На такой вопрос можно с легкостью ответить, если обратиться к помощи так называемых фейков. В переводе с английского фейк (fake) - это подделка, фальшивка. Применительно к мобильной индустрии под фейками понимаются изображения вымышленных мобильных устройств, никогда не существовавших в реальности и придуманных самими пользователями. Качество мобильных фейков разнится в зависимости от мастерства их создателей, степени владения графическими редакторами, а также, конечно, силы воображения. Для пущей убедительности обозначения фейков, как правило, выдержаны в полном соответствии с принятой у того или иного производителя классификацией. Некоторые модели так и вовсе ожидаются поклонниками торговых марок, благодаря обрывочным сведениям из рук инсайдеров или сообщениям-тизерам самих производителей, намеренно подогревающих интерес к своим будущим новинкам.
Если говорить о целях, преследуемых при создании фейков, то они вполне очевидны. В подавляющем большинстве случаев авторы вымышленных мобильных телефонов откровенно развлекаются, наблюдая, какую волну они поднимают в интернет-сообществе, а порой - и в СМИ, буде информация о чудо-девайсе будущего просочится в новостные ленты. В то же время, многими фейкерами при создании концептов движет потребность в самореализации. И действительно, значительная часть фейков представляет собой настоящие шедевры. Качество исполнения таких работ весьма высоко, их и в самом деле нетрудно принять за официальные изображения новинок компаний-производителей мобильных телефонов. Вдобавок фейкеры часто имитируют стиль компаний по подаче материала, для большей достоверности выкладывают якобы инсайдерские фотографии секретных новинок, прибегают к помощи ресурсов-тизеров.
Возникает вопрос, как отличить фейк от подлинного изображения телефона или прототипа. Первое, что должно броситься в глаза, - это слишком явное заимствование конструктивных элементов реальных моделей. Так, копируется дизайн навигационного блока, клавиатуры, внешнего вида в целом (изменения носят косметический характер - изменяются пропорции, изображение на экране, совмещаются конструктивные элементы из различных моделей и т.д.). Далее, могут обратить на себя внимание неправдоподобные технические характеристики, такие как, например, наличие стандартного 3,5-мм аудиоразъема в корпусе толщиной 5 мм.
Может показаться странным использование в новинках одних компаний деталей и элементов, привычных для других производителей, в том числе смежных рынков (например, навигационного колеса Apple ClickWheel в сотовых или оптики, явно предназначенной не для мобильных телефонов, а для цифровых фотоаппаратов, и т.д.). Правда, такое характерно для фейков не самого высокого уровня исполнения, авторов которых можно "раскусить" и по другим, сильнее бросающимся в глаза признакам.
Наконец, пользователям, которые, что называется, "в теме", распознать фейк удастся и по менее заметным вещам. К таким мелочам можно отнести, например, представление на экране предполагаемого Symbian-смартфона неподобающего изображения, скажем, окна из операционной системы Windows Mobile. Другим характерным примером являются несоответствия в обозначении предполагаемой новинки. Характерный пример - с фейками мобильных телефонов Nokia, в обозначении которых фигурировала цифра 4 - известно, что четверка в некоторых азиатских странах считается несчастливой цифрой, в связи с чем выведена из классификации финской компании, да и ряда других производителей тоже.
Таким образом, зачастую распознание в той или иной новинке какой-либо компании фейка превращается в увлекательное занятие, своеобразную гимнастику для ума поклонников производителя. Интересно, что фанаты тех или иных мобильных торговых марок в большинстве случаев и являются авторами самых интересных и правдоподобных фейков - достаточно вспомнить исключительное плодовитое на концепты и фейки коммьюнити мобильных телефонов компании Sony Ericsson.
Поговорив про цели, стоит перейти к последствиям, вызываемым увлечением интернет-сообщества теми или иными фейками. Помимо кратковременного ажиотажа, возникающего вокруг наиболее качественных и "успешных" фейков, это более глубокие последствия.
Одним из них является привлечение внимания к наиболее волнующим пользователей вопросам, связанным с будущими мобильными телефонами. Как правило, в большинстве фейков так или иначе отображаются наиболее критичные моменты. В качестве примера можно привести тенденцию к чуть ли не поголовному использованию в сегодняшних фейках сенсорных экранов, сенсорных элементов управления, интерфейсов, оптимизированных под управление пальцами, всевозможных виджетов.
Разумеется, интересные находки, реализованные в фейках, просто не могут оказаться незамеченными широкой аудиторией тематических ресурсов, посвященных мобильной индустрии. В результате, только на примере эмоционального обсуждения фанатских фейков, даже не концептов или прототипов реальных моделей, компании-производители при желании могут получить представление о востребованности той или иной функции.
Далее, уровень исполнения некоторых вымышленных телефонов, а также заложенных в них идей, порой оказывается настолько высок, что предвосхищает реальные решения компаний-производителей. Последние на деле могут оказаться даже не так интересны, как одноименные фанатские фейки, появляющиеся как грибы после дождя после первых сообщений о скором выходе того или иного телефона. В качестве примера можно привести горизонтальную раскладушку Nokia E90, которая на деле оказалась куда как прозаичнее фанатского концепта, предлагавшего оригинальный механизм раскрытия, подобный HTC Kaiser (TyTN II).
Не нужно говорить, что процент "попаданий" в фейках также довольно высок. Хотя это и неудивительно, учитывая, что количество форм-факторов, конструктивных решений, используемых в современной мобильной индустрии, ограничено. Предугадывание реально используемых в будущих мобильных телефонах возможностей возможностей - также одна из отличительных сторон многих фейков.
Естественно, среди мобильных фейков существуют культовые продукты, чуть ли не навечно ставшие объектом для все новых и новых вариаций. Как вы уже наверняка догадались, одним из наиболее востребованных аппаратов, причем задолго до своего появления, стал одиозный мобильный телефон от Apple - iPhone. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашем материале "IT-байки Apple iPhone, iChat и другие телефонные i-слухи".
Также регулярно появляются всевозможные фейки на тему очередных новинок E-series и N-series компании Nokia, музыкальных флагманов и новинок серии Xperia компании Sony Ericsson. То есть всех тех компаний, вокруг продукции которых сформировалось устойчивое сообщество преданных поклонников.
Можно отметить и другие продукты, некоторые из которых в итоге оказались не телефонами вовсе, развоплотившись в программные продукты. Одним из наиболее характерных примеров может служить Gphone. Впрочем, платформа Android была анонсирована достаточно быстро и не породила сонма G-фейков, подобного истерии вокруг iPhone. В любом случае, нам практически всегда впоследствии удается сравнить фейки с их прообразами, овеществленными в реальных моделях.
То же самое касается совершенно другой области мобильной индустрии. С рассмотренными выше вымышленными аппаратами их - на первый взгляд - роднит разве что этимология. Если ненадолго абстрагироваться от сотовых телефонов, то получится, что под фейками в других областях понимается несколько другое. А именно - всевозможные фальшивки, что выглядит логичным, исходя из значения слова fake. Одежда, парфюмерия, косметика, да мало ли что еще - неудивительно, что мобильные телефоны также являются прекрасным объектом для всевозможных подделок. Их также можно называть фейками, вкладывая в это понятие несколько иной смысл, чем то, о чем мы рассказывали чуть раньше.
Как правило, все подделки, попадающие на наш внутренний российский и остальные рынки, имеют китайское происхождение. Бесчисленное множество небольших китайских компаний-производителей за последние несколько лет буквально наводнили многие города своими продуктами, в которых проглядывают уши плагиата и заимствований. Естественно, для таких мобильных телефонов характерны такие отрицательные черты как копирование дизайна известных моделей, низкий уровень контроля качества, отсутствие каких-либо критериев экологичности продукции и т.д. Во главу угла поставлена дешевизна товара, минимальные издержки производства.
Ситуация для китайских компаний облегчается тем, что большинство ведущих мировых производителей мобильных телефонов располагает производственными мощностями на территории страны. Это порой приводит к тому, что подделки новых мобильных телефонов появляются чуть ли не на следующий день после анонса. Разброс качества китайских телефонов-фейков весьма велик, однако для большинства из них характерно несколько общих черт.
В большинстве случаев объектами для подражания служат флагманы продуктовых линеек компаний-производителей, то есть те модели, которые наверняка вызывают интерес у пользователей, и подделки которых так или иначе будут востребованы. Далее, пользователям телефонов-подделок придется смириться с несоответствующим оригиналу качеством материалов, программного обеспечения и проч. Естественно, что ни о какой преемственности, использовании оригинальных аксессуаров не может быть и речи. "Родовые черты", характерные для китайских производителей сегодня, также способны повлиять на характер выпускаемых решений. В результате телефоны обзаводятся такими параметрами, которые никогда не встречались у оригинальных моделей - сенсорные экраны, способность работать с двумя SIM-картами, несколько динамиков и т.д. Впечатление от телефонов-подделок способны также испортить аляповатые названия, чаще всего лишь созвучные официальным (Veptu, Anycoll, Amycoll и др.), а также общая неряшливость при оформлении таких продуктов.
В то же время, нельзя не признать тот факт, что качество мобильных телефонов из Китая медленно, но верно растет. В некоторых случаях поддельные телефоны уже выступают в качестве движущей силы, с их помощью появляются и набирают силу новые тенденции на рынке (наиболее характерный пример - "дуальные" телефоны).
О китайских телефонах-подделках можно говорить еще долго, однако эта тема наверняка заслуживает более объемного материала. Пока же советуем вам ознакомиться со статьей "Китайский след - влияние компаний из Поднебесной на рынок мобильных телефонов", также размещенной на нашем ресурсе. В ней освещены некоторые аспекты фальшивых мобильных телефонов, надеемся, она будет для вас интересна.
Итоги
Мобильные фейки можно воспринимать по-разному. Конечно, для многих это всего лишь своеобразное развлечение. Вымышленные модели ведущих компаний-производителей мобильных телефонов, качество их исполнения зачастую могут вызвать только улыбку; большинству фейкеров присуще здоровое чувство юмора (это проявляется и в технических характеристиках представленных концептов, изобилующих невероятным количеством мегапикселей и гигабайтов). Тем удивительнее, что многие пользователи принимают подобные "художества" за чистую монету, всерьез рассчитывают приобрести такой гаджет, даже ведут отсчет времени до начала продаж. Часто на удочку попадаются и новостные агентства, в том числе весьма солидные. Всплывшие в сети непроверенные данные могут привести к впечатляющим результатам, порождая волну слухов и домыслов. В популярности придуманных телефонов проявляется неудовлетворенность пользователей сегодняшними продуктами. Фейки могут выступать своеобразной лакмусовой бумажкой, которая безошибочно определяет настроения современных владельцев мобильных телефонов, их предпочтения. Видно, что сегодня, например, в качестве таких ключевых особенностей выступают сенсорные экраны и элементы управления, а также интерфейсы, оптимизированные под них. В данном случае фейки являются, также как концепты самих компаний-производителей, привлеченных дизайнеров и дизайн-бюро, взглядом в завтрашний день мобильных телефонов, правда, со стороны самих мобильных пользователей. Что же касается фейков осязаемых, всех этих многочисленных подделок и клонов реальных мобильных телефонов, то их с шедеврами народного Photoshop-творчества роднят предпосылки появления. Как и вымышленные телефоны, китайские аппараты зачастую становятся ответом на затянувшееся ожидание новинок ведущих компаний-производителей. Сегодня между появлением первой информации о новинке и ее официальным анонсом, тем более - началом продаж, проходит достаточно много времени - до нескольких месяцев. За этот срок успевают появиться не только плоды воображения энтузиастов (в большинстве своем - фанатов тех же марок), но и вполне реальные мобильные телефоны из Китая, которые, правда, в большинстве случаев лишь отдаленно напоминают анонсированные новинки. Проблема телефонов-подделок также все острее встает перед ведущими производителями. Небольшие китайские компании наловчились выпускать вполне вменяемые телефоны за сравнительно небольшие деньги. Качество разнится от аппарата к аппарату, но в целом все уже выглядит очень неплохо. Узким местом большинства китайских телефонов-подделок является слабость применяемых программных и аппаратных платформ. Об использовании аналогичных оригинальным устройствам решений и речи не идет - в лучшем случае, будут скопированы иконки, оформление главного меню. То же касается и применяемых материалов (уровень контроля качества - еще один важнейший вопрос для телефонов-"фальшивок"). Хотя уже есть примеры с выпуском китайских телефонов на базе операционной системы Windows Mobile, а также аппаратов с конструктивными элементами и деталями, идентичными оригинальным решениям (вплоть до корпусов телефонов). Однако по уровню технического оснащения продукты небольших китайских компаний, выпускаемые под чужими брендами, копирующие их дизайн, порой оставляют оригиналы далеко позади. Пусть порой новации выглядят гипертрофированными, характеристики лучших образцов все равно впечатляют. Помимо ставших уже обязательными крупных сенсорных экранов, поддержки двух (а то и более) SIM-карт одновременно, это и такие функции, которые в массовом порядке еще не встречаются в мобильных телефонах крупнейших вендоров. К ним относятся, например, встроенные ТВ-тюнеры, работа FM-радиоприемника без гарнитуры (аппаратные антенны для приема сегодня используются в единичных телефонах Sony Ericsson, E-TEN, заявлена данная функция в некоторых новинках Motorola) и даже мобильные проекторы (компания Samsung лишь относительно недавно анонсировала первый подобный продукт). Несмотря на преобладание дизайнерских заимствований в большинстве телефонов-подделок (порой копирование выглядит просто смешным), ряд из них обладает самобытным внешним видом, а некоторые и вовсе поражают эксклюзивными форм-факторами - в частности, использование поворотных экранов. Так что, с этой точки зрения, мобильные устройства, произведенные в Китае, наряду с вымышленными сотовыми телефонами также позволяют посмотреть на возможное будущее мобильной индустрии, то, в каком направлении она будет развиваться. В любом случае, появление виртуальных и реальных мобильных подделок - фейков - это реакция на недостаточную активность вендоров. И если в результате ведущие компании-производители улучшат работу над теми или иными направлениями, пользователи от этого только выиграют.- Обсудить материал в конференции
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.