Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Сети и коммуникации

E-Ticket для путешествий

Электронные билеты, существующие в памяти компьютеров простой строчкой данных "кто-куда-когда-сколько", - уже реальность во многих странах мира. Да и бумажные копии билетов в большинстве авиакомпаний просто не существуют. С билетами на железнодорожный транспорт, будем надеяться, это случится в самое ближайшее время. При этом компании-перевозчики, уже внедрившие подобный сервис, отмечают, что рост интереса пассажиров, даже не особенно просвещенных в тонкостях функционирования компьютерных технологий, к такому сервису стабильно растет. Секрет этого прост - подобные билеты можно оформить дистанционно, они дешевле "обычных" и, самое главное, их нельзя потерять.

Организация процесса

Приобрести электронные билеты на самолет и поезд в нашей стране можно практически свободно. С автобусами и паромами ситуация сложная - это можно сделать только в том случае, если оператором такого транспорта выступает зарубежная компания. Ну а об электронных билетах на общественный транспорт говорить пока не приходится вовсе - только в Москве с горем пополам внедрена тотальная система автоматизированного контроля оплаты проезда пассажиров, а в регионах же наиболее действенным остается оплата проезда у водителя или кондуктора. Отдельные фрагменты автоматизации присутствуют и в столичном метрополитене, для которого банки "Авангард", "Банк Москвы", "Ситибанк" и "Мастер-банк" выпускают кредитные карты с чипом бесконтактной оплаты проезда - но это не электронные билеты.
 e-ticket
Электронный билет приобретается и оформляется через интернет - при посадке на самолет достаточно продемонстрировать паспорт и получить посадочный талон.
В принципе, создание системы электронных билетов требует от компании-организатора такой услуги только три основных момента. Во-первых, стабильно работающую базу данных и web-сайт, где можно оформить билет с оплатой по банковской карте или с помощью электронных валют. Во-вторых, обеспечение доступа к этой БД со всех пунктов контроля, где производится посадка пассажира в то или иное транспортное средство. В-третьих, наличие у контролеров специальных оконечных устройств (от компьютеров до индустриальных мобильных терминалов), позволяющих не только проверить валидность того или иного проездного документа у пассажира (чаще всего - специальный код или номер бронирования), но и зафиксировать факт начала его перевозки (поднялся на борт парома, самолета, прошел через контрольный пункт в метро, сел в вагон поезда и т.д.).
 SMS-билет
Пока что в России просто купить электронный билет на самолет или поезд, но не на общественный транспорт, как, к примеру, в Праге (на фотографии SMS-билет на автобус) или Хельсинки.
Конечно, только транспортом электронные билеты не ограничиваются. В крупных городах нашей страны вполне возможно купить электронные билеты для того, чтобы отправиться с ними на концерт, шоу или в театр. Правда, специальных индустриальных коммуникаторов для проверки таких билетов хватает далеко не у всех, поэтому в большинстве случаев необходима бумажная копия такого документа, выполненная на специальном бланке с различными степенями защиты. Закономерность в данном случае самая простая - чем крупнее концертная площадка, тем больше шансов, что ее администрация уже позаботилась о том, чтобы приобрести билеты можно было через cеть. Здесь, как раз, наиболее быстрым будет воспользоваться услугами компаний-посредников (к примеру, "Партер.ру" и "Контрамарка.ру", "Билет.ру"): у них на web-сайтах есть и виртуальные карты залов с указанием свободных посадочных мест, и четкие условия заказов, и широкая сеть салонов, где можно получить распечатанную копию билета. Есть аналогичный сервис и в сетях кинотеатров ("Формула кино", "КАРО фильм" и т.д.): технология приобретения билета такая же, только распечатывать ничего не нужно - перед сеансом билет можно забрать в кассе, без очереди, назвав номер бронирования или (при оплате со счета мобильного телефона) - в специальном автомате самообслуживания.

Практика покупки

Для приобретения электронного билета потребуется пластиковая карточка абсолютного любого банка (не обязательно российского), на которой нанесен специальный защитный код CVV2 (обычно это три цифры на обороте карты). Кроме этого, необходим адрес электронной почты, с помощью которого можно будет зарегистрироваться на сайтах компаний-перевозчиков, обеспечивающих приобретение электронных билетов. В принципе, более никакой специальной подготовки для приобретения электронного билета не требуется - выйти в сеть Интернет можно как с помощью мобильного или стационарного ПК, так и с помощью смартфона или коммуникатора. Главное, чтобы у них был более-менее большой экран, иначе какие-то элементы интерфейса сайта перевозчика увидеть будет просто невозможно. Кстати, приобретая электронный билет, пассажир экономит не только свое время, но и деньги - обычно цена, к примеру, авиабилета при покупке на сайте ниже, поскольку авиакомпания экономит свои средства на открытии дополнительных офисов продаж и, следовательно, не взимает специальный сбор, который пассажиры платят за обслуживание непосредственно в офисе продаж. Вполне естественно, что самое большое количество электронных билетов покупают в летний период и перед Новым годом - во время сезонных пиков перевозок людей. При этом, система электронных билетов хороша тем, что там оперативно отражаются все изменения о проездных документах на тот или иной рейс самолета или поезда - к примеру, можно "схватить" последний оставшийся билет на поезд или тот, который только что сдали в кассу. Расписание и наличие билетов на конкретный рейс можно увидеть уже непосредственно на сайте перед покупкой проездного документа. В этой связи наиболее адекватная система в РЖД - указано точное количество свободных для покупки мест по каждому вагону. Правда, нагляднее было бы сделать план вагона, где можно было бы мышкой выделить нужные места самостоятельно, но это, видимо, вопрос будущего. Правда, у зарубежных авиакомпаний это можно сделать уже сейчас - к примеру, на сайте Delta Airlines или Lufthansa можно не только купить электронный билет, но и зарегистрироваться на рейс за 23 часа до вылета с выбором конкретного места в салоне самолета. У скандинавской SAS все еще лучше - регистрироваться можно даже с помощью SMS (правда, только в Швеции), а получить посадочный талон и багажные бирки можно в аэропорту в специальных автоматах. Аналогичный сервис есть и у отечественных компаний - к примеру, киоски самостоятельной регистрации есть в "Шереметьево" у "Аэрофлота": если пассажир путешествует без багажа, ему достаточно ввести номер электронного билета, свои данные - и получить посадочный талон. Правда, доступно это не для всех рейсов - при полете, к примеру, в США, Канаду и ряд других стран придется пройти процедуру регистрации через сотрудника авиакомпании и легкое собеседование со службой безопасности. Кстати, в аэропорту "Домодедово" такие киоски есть у British Airways. А "Трансаэро" позволяет зарегистрироваться на некоторые рейсы еще до выхода из дома, через сайт.
 Выбор места в самолете
При регистрации электронного билета на сайте некоторых авиакомпаний можно выбрать себе определенное место в салоне авиалайнера.
Сразу после покупки билета можно быстро переслать детали своей поездки родственникам, друзьям или деловым партнерам - все передвижения будут отмечены в электронном письме, которое будет сформирована автоматически по итогам покупки билета. Кроме того, всегда можно купить электронный билет для своих родственников или друзей, которые находятся в другом городе - им надо будет знать только свой код бронирования и номер рейса (его можно отправить по SMS) - и можно идти на регистрацию. Вообще, с электронными билетами пока проще летать, чем ездить на поезде - аэропортов не так уж и много, поэтому если авиакомпания имеет стандартную систему регистрации, то вопросов не возникает. Фактически, пассажир приходит с документом, удостоверяющим его личность, и сразу проходит регистрацию. Помогает этому явлению и тот факт, что по правилам Международной ассоциации гражданской авиации (IATA) еще год назад, с 1 июня 2008 года, весь цивилизованный мир пассажирских авиаперевозок перешел на электронную систему регистрации и продажи билетов и полностью отказался от оформления билетов исключительно в бумажном виде. В России электронный авиабилет узаконен приказом министра транспорта РФ Игоря Левитина аж от 8 ноября 2006 года (забавный документ "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации"), но на практике это стало возможным только с прошлого года, когда все российские аэропорты подключились к глобальным базам данных, учитывающим все приобретенные билеты на воздушные суда. С железнодорожными билетами посложнее - всех проводников еще не оснастили специальными коммуникаторами, обладающими прямым подключением к сети, поэтому для проезда бумажной распечатки не хватит и придется получить бумажную копию билета на специальном бланке.
 Специальный коммуникатор у проводника поезда для проверки билетов
Для полноценной системы электронных билетов необходимо обеспечить наличие у контролеров и проводников специальных индустриальных мобельиных терминалов.
Наиболее простой вариант приобретения билета - купить его на сайте авиакомпании или владельца железных дорог. При этом, могут быть интересные особенности - к примеру, в странах Латинской Америки стоимость на англоязычной версии сайта выше на 10-15%, чем на испаноязычной. При прочих равных. Интересный парадокс, который стоит иметь в виду. Между тем, многие авиакомпании принимают к оплате только пластиковые карты, в то время как владельцы железных дорог допускают оплату электронными валютами (к примеру, WebMoney). Существуют и компании-посредники (к примеру, Anyway, Ufs-Online и т.д.), для которых продажа билетов на транспорт - либо основной, либо только один из видов деятельности. При прочих равных, лучше использовать "родные" сайты транспортных компаний - посредники за свою работу хотят получить определенную комиссию (в среднем от 180-250 до 1 тыс. руб. за каждое бронирование). Единственное, чем полезны такие брокеры - возможность в одном месте забронировать билеты на несколько различных видов транспорта: к примеру, для маршрута самолет-паром-автобус-самолет лучше воспользоваться услугами посредника, чем самостоятельно "бегать" по сайтам даже известных с первого взгляда перевозчиков.

Билет на авиалайнер

Приобрести билет через интернет на самолет не сложнее того же процесса в самом обычном офисе транспортной компании или в рассчетно-кассовом узле у посредника. Для начала выбираем место отлета и прилета. Хорошо, если сайт умеет выдавать систему контекстного поиска (похожих городов много) и подставляет рядом трехзначные наименования аэропортов.
Выбор места назначения.
Наиболее доступный по цене билет - "туда-обратно", поэтому система автоматически предлагает нам и обратный билет. Причем, город вылета, разумеется, можно варьировать. Но мы выбираем наиболее простой вариант - билет "Москва-Нью-Йорк" и возврат из того же города через день. Можно увидеть и графическую схему городов с указанием всех гражданских аэропортов.
Графическое представление путешествия. Можно варьировать число взрослых пассажиров и детей.
Карта городов прилета и отлета с указанием аэропортов.
Далее наш запрос сформирован и отправляется в систему бронирования. Если поиск происходит только на сайте одной авиакомпании, мы получаем выбор из ее рейсов или рейсов партнеров, если на сайте компании-брокера, то все возможные варианты из тех аэропортов, которые есть в городе отлета. Возможны и стыковочные рейсы - это надо проверять отдельно.
Поиск вариантов путешествия.
Как показывает практика, даже если поиск билета происходит в самый последний момент, то места, конечно не самые удобные, все-таки будут. Система обычно отфильтровывает все по компаниям-организаторам полетов и стоимости. Самые недорогие, разумеется, не самые удобные - за минимальный тариф (если только он положен не по какой-либо акции) придется "расплачиваться" стыковочными рейсами и дополнительным ожиданием.
Варианты путешествий - есть четко указанная цена, длительность полета, класс бронирования.
С помощью электронных систем сразу можно уточнить параметры вылета/прилета - класс бронирования, время вылета, аэропорт прилета/отлета, а также количество пересадок. В зависимости от этого, изменится и цена. Обычно, в большую сторону.
Уточнение вариантов перелета ведет к более точному результату.
После выбора конкретной авиакомпании идет запрос мест.
Итоговая сумма обычно состоит из самого тарифа, сборов, и комиссии платежного шлюза. Если бы мы приобретали билет через сайт авиакомпании, он стоил бы нам дешевле, но мы не смогли бы выбрать наиболее доступный вариант по цене или условиям перелета, аэропорту вылета. Кстати, если нет желания платить комиссию компании-посреднику, можно просто получить данные о рейсах и зайти на персональный web-сайт того или иного перевозчика и забронировать там такой же билет напрямую.
Итоговая стоимость заказа.
На сайте авиакомпании (по дизайну компании-брокеру он, конечно, уступает) цена всегда дешевле - в самом простом случае мы экономим 1,7 тыс. руб., если есть возможность "поиграться" с датами вылета, то и раза в 3-4 больше.
В итоге, после выбора всех параметров полета, нам предлагается оплатить билет - чаще всего, пластиковой картой (универсальное средство платежа).
Стандартный интерфейс ввода данных - паспортная информация, а также данные платежной карты (они могут быть различными, если за билет платит другой человек).
По результатам заказа, пользователь получает свой электронный билет по электронной почте. Если в аэропорту стойки регистрации и посадки оснащены системой общего пользования iMUSE, которая позволяет любой авиакомпании, подключившейся к ней, использовать собственную систему регистрации, ему нужен только паспорт для его посадки на борт воздушного судна. Отметим, что множество проданных крупными авиакомпаниями билетов оплачивается сегодня в режиме online. За одни сутки только на сайте "Аэрофлота" фиксируется около трех тысяч бронирований и порядка полутора тысяч операций по оплате забронированных билетов. Не меньше их и у S7. А у той же Sky Express, которая позиционирует себя как первого в России низкобюджетного перевозчика, до 70% продаж авиабилетов приходится через интернет. Этот путь приобретения проездных документов - для наиболее адаптивной части клиентов, которые ценят свое время. По прогнозам компании MasterCard, в России, несмотря на финансовый кризис (а может быть, и благодаря ему - e-ticket стоит дешевле), в 2009 году объем продаж электронных билетов увеличится в два раза. При этом продолжит расти и средняя сумма чека, в прошлом году превысившая отметку в 110 евро.

Билет на поезд

В отличие от самолетов, в нашей стране только один естественный монополист на рынке наземных перевозок - это "Российские железные дороги": с их сайта возможно приобрести билеты на любой пассажирский поезд на 45 дней вперед.
Дизайн у сайта покупки билетов РЖД, конечно, минималистичный, но все работает быстро.
При покупке билета пользователь обращается напрямую к системе бронирования билетов "Экспресс-3": он видит ровно те же данные, что и билетный кассир. За исключением брони VIP-залов, которая у него просто не отображается. После ввода пароля и логина, пользователь попадает в личный кабинет, где сохраняется история его заказов и имеется возможность начать покупку билета на поезд. Жаль, что в данном случае, как с авиакомпаниями, нельзя приобрести билет "туда-обратно": это можно сделать только с помощью двух разных заказов, оформленных и оплаченных отдельно.
Личный кабинет пользователя на сайте РЖД.
Разумеется, перед оформлением заказа на покупку проездных документов выполняется процедура регистрации, вводится личный пароль, который необходимо запомнить для просмотра в случае необходимости информации о своих заказах. Есть и некоторые ограничения. К примеру, в одном заказе может быть оформлено не более четырех билетов с указанием персональных данных четырех пассажиров. А вот оформление заказа в сутки отправления поезда осуществляется не позднее, чем за два часа до отправления поезда со станции посадки пассажира (кстати, забрать билет из кассы или терминала самообслуживания можно в любое время - хоть за 10 минут до отхода поезда). Кроме того, оплаченный заказ на проезд во внутреннем сообщении и международном сообщении как в направлении "туда", так и в направлении "обратно" можно получить только на территории Российской Федерации - собственно, пока что это локальная система в масштабах страны. Приобретение билета состоит из восьми шагов и начинается с выбора станции отправления и назначения.
Начало приобретения билета. Все поля, которые надо заполнить, с недавних пор сопровождаются специальными "парящими" подсказками.
После ввода данных следует запрос в АСУ с целью получения информации о поездах. Бывает та, что их слишком много (к примеру, между Москвой и Санкт-Петербургом) - в таком случае стоит указывать наиболее точное время отправления поезда из Москвы (для этого предназначена линейка внизу).
Полученные от АСУ данные обычно содержат номера поездов, которые проходят между выбранными станциями на заданную дату, с наличием свободных мест. Расшифровка мест, указанных в таблице справа достаточно простая - Л - Люкс, М - Мягкий, К - Купе, П - Плацкарт, С - Сидячий, О - Общий.
Необходимо выбрать поезд. При этом стоит учитывать, что для станций отправления/назначения, находящихся на территории Российской Федерации, указано московское время.
На следующем шаге нам будет продемонстрирована ситуация со свободными местами по каждому вагону, с указанием его класса. Отметим, что места в разных типах вагонов оформляются разными заказами, в том числе с указанием мужских и женских мест в купейных вагонах и вагонах СВ (в одном заказе может быть указан только один из вариантов - мужские, женские или смешанные). При наличии мест только в одном виде купе ("мужском" или "женском") выбор мест необходимо производить в соответствующем полу пассажира виде купе.
Выбор вагона - цена билета является окончательной.
Ввод данных о пассажире - обязательный шаг при покупке билета, все они именные. Стоит внимательно заполнять реквизиты всех пассажиров в заказе и до выполнения процедуры оплаты заказа еще раз убедиться в правильности набранной информации. Наверное, излишне говорить о том, что персональные данные пассажира должны соответствовать данным, указанным в документе, удостоверяющем его личность: за правильность указания реквизитов поездки и персональных данных каждого пассажира полную ответственность несет лицо, оформляющее заказ. Дело в том, что в случае ошибки при вводе номеров документов, удостоверяющих личность, и других личных данных, пассажир не сможет получить проездной документ (билет) в кассе РЖД. А при несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру, указанному в предъявленном проездном документе (билете), пассажир к посадке в поезд не допускается.
Ввод личных данных - к слову, удостоверением личности может быть не только паспорт РФ.
Перед покупкой билета система предлагает еще раз проверить ввод данных.
Оплата электронных билетов на поезд, как и на самолет, осуществляется только с помощью банковских карт Visa или MasterCard: она возможна только после проверки и подтверждения заказа с переадресацией на платежный шлюз ОАО "ТрансКредитБанк". На принятие решения об оплате заказа и ввод реквизитов банковской карты отводится 10 минут - причем все данные вводятся не на сайте РЖД, а на сайте платежного шлюза (передача защищена по SSL-шифрованию). В случае превышения установленного лимита времени, заказ просто аннулируется.
Финальные данные заказа перед оплатой.
 Оплата заказа
Оплата заказа - инструкция по вводу данных достаточно простая.
После проведения процедуры оплаты заказа формируется бланк заказа, в котором указан номер заказа (14 цифр). Его можно распечатать или записать в память телефона - именно по этим данным будут оформлены проездные документы в кассе РЖД, на стойке регистрации "Электронного билета" или с помощью терминала самообслуживания.
Типовой бланк заказа, на основании которого пассажир получает свои билеты.
Если с авиакомпаниями процесс заказа билета на этом заканчивается, то с железнодорожным транспортом - не совсем. Билет еще надо получить, и это - отдельная история. Наиболее быстрый способ для этого - использовать электронные терминалы. Жаль, что рядом с ними до сих пор не поставили промо-персонал, чтобы помогали людям справляться с получением билетов.
 Терминалы самообслуживания
Эти "серые ящики" расставлены по столичным вокзалам, имеют сенсорный дисплей и, кроме всего прочего, могут продать билет на месте с оплатой по пластиковой карте.
Для работы с терминалами в режиме "получение ранее оплаченных билетов" нужно помнить свой 14-значный код билета (это номер транзакции фактически), а также серию и номер паспорта - это нам понадобится для полноценного получения билетов.
 Начало работы с системой
Для начала работы с системой нам надо выбрать пункт "Получить ранее оплаченные билеты".
 Ввод данных
Далее вбиваем наш 14-значный код и серию, номер паспорта. Для работа надо ткнуть пальцем в нужное поле (оно подсветится) и вбить цифры с помощью виртуальной клавиатуры. Выскакивает клавиатура сама, никаких значков искать не надо дополнительных. Фамилию вводить, кстати, не надо.
 Подтверждение данных
Далее подтверждаем информацию о проездом документе и отправлем билет на печать.
 Печать билетов
Ждем получения твердой копии.
 А вот и сам билет
А вот и сам билет - сходство с посадочными талонами на самолет - потрясающая. Наличие штрихкодов а не магнитной ленты явно указывает на тот факт, что скоро будет и возможность прохода по обычной распечатке электронного билета.
В целом, сервис вполне хороший и найдет своего пользователя - только в прошлом году через web-сайт "РЖД" было оформлено 870 тыс. таких билетов. Дело в том, что в этом году e-travel все равно будет расти за счет активного продвижения электронных билетов, расширения способов их оплаты и предоставления пассажирам скидок при покупке билетов через интернет. Кстати, что приятно, при покупке билета через сайт РЖД комиссия не взимается - ранее это было около 140 руб. за каждый билет.

Правовые основания поездки

Тот факт, что билет приобретен через сеть Интернет, абсолютно ничего не значит - электронный билет, как и его бумажный вариант, является официальным документом, удостоверяющим заключение Договора о перевозке между пассажиром и транспортной компанией. Подтверждением факта оплаты электронного авиабилета в офисах продажи в России и за рубежом является распечатка маршрутной квитанции и посадочный талон с указанием фамилии пассажира, маршрута, даты транспортировки, суммы оплаты, номера электронного авиабилета. Эти реквизиты отражены и в квитанции о приеме оплаты наличными (общепринятый в стране пребывания бланк типа "Cash receipt" или "Itinerary receipt"). Учитывая тот факт, что хранение информации о выполненном бронировании и всех реквизитах авиапассажира осуществляется в электронном виде в базах данных авиакомпаний, такая информация просто не может быть потеряна или украдена. Для всех покупок на сайте авиакомпаний, в составе маршрута которых присутствует пункт за пределами Российской Федерации, маршрутные квитанции, в случае покупки электронного авиабилета направляются на двух языках (на языке, на котором происходит бронирование, а также копия на английском языке). Это позволяет облегчить прохождение аэропортовых формальностей за пределами Российской Федерации. Вообще, маршрутную квитанцию лучше распечатать - она может понадобиться во время прохождения паспортного контроля, как доказательство того, что у вас есть обратный билет или (в случае с транзитной страной) вы следуете далее по маршруту. Кроме того, в некоторых аэропортах маршрутная квитанция может понадобиться для предъявления службам авиационной безопасности перед тем, как зайти в само здание терминала. Схожая ситуация и с посольствами и визовыми центрами зарубежных государств, которые для получения визы просят предоставить копию авиабилета. Распечатка маршрут-квитанции является подтверждением того, что авиабилет забронирован и оплачен. Но, отметим, этот документ не является обязательным документом для осуществления полета. Несмотря на ее утерю, вполне возможно прийти на регистрацию, имея при себе паспорт. Сотрудники на стойке регистрации смогут и обязаны найти бронирование вашей перевозки по фамилии и номеру рейса.
 Маршрутная квитанция
Пример маршрутной квитанции, которая высылается при покупке авиабилета на сайте - это может быть обычной html-письмо или PDF-файл (как в нашем примере).
Электронный билет, как и самый обычный, можно сдать. Причем, независимо от того, по какому тарифу он был приобретен. Это можно сделать за 24 часа до отправления с получением полной суммы, затраченной на его приобретение, или позже (тогда можно рассчитывать на 75% от его стоимости). В случае, к примеру, с авиабилетами, об этом говорит ст. 108 Воздушного кодекса РФ и п. 226 Федеральных авиационных правил. Кроме того, авиаперевозка является услугой, следовательно, для защиты своих прав вы можете воспользоваться ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой потребитель имеет право в любой момент отказаться от договора при условии оплаты фактически понесенных перевозчиком расходов. Тем не менее, многие авиакомпании в нарушение федерального законодательства устанавливают собственные правила возврата авиабилетов - это нарушение, которое может быть оспорено в суде. К сожалению, пока нельзя полноценно переоформить электронный билет с помощью web-сайта перевозчика, это можно сделать только позвонив в call-центр компании. При возврате в кассу неиспользованного билета на поезд РЖД, к зачислению на банковскую карту причитаются следующие суммы. Не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда - стоимость проезда, состоящая из стоимости билета и стоимости плацкарты; Менее чем за 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа до отправления поезда - стоимость билета и 50% стоимости плацкарты. А если билет сдан менее чем за 2 часа до отправления поезда, но не позднее, чем через 12 часов после отправления поезда со станции посадки пассажира, либо вследствие болезни, несчастного случая при наличии подтверждающих документов в течение 5 суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), то возвращается вся стоимость билета. Но вот стоимость плацкарты в таком случае не возвращается. Цена стоимости сервисных услуг (в том числе постельного белья) возвращается полностью. Кроме того, при возврате неиспользованных проездных документов (билетов) взимается сбор (за каждое место). Кстати, в соответствии с распоряжением Министерства финансов РФ №03-03-06.4.99 от 17.07.2007 г., отчетными документами перед бухгалтерией организации за использованный авиабилет являются маршрутная квитанция электронного билета и оригинал посадочного талона, а также банковская квитанция, подтверждающая факт оплаты электронного билета пластиковой картой. Иногда в блогах можно встретить мысли пассажиров о том, что обладатель электронного билета подвергается более высокому риску в аэропорту в случае сбоев в сети, отказов оборудования и так далее. На самом деле, ситуация, при которой, имея электронный билет, пассажир не будет допущен к полету, в то время как обладатели бумажных бланков смогут беспрепятственно вылететь, совершенно фантастическая. Все билеты вне зависимости от их типа и вида, "пропускают" через электронную систему бронирования, и всем выдается посадочный талон. Если система "зависает", то все пассажиры в таком случае находятся в одинаковой ситуации.

Выводы

Электронные билеты в настоящее время достаточно легко использовать при заказе авиаперелетов и поездок на железнодорожном транспорте - это может сделать любой пользователь, обладающий персональным компьютером и банковской пластиковой картой. В настоящее время таким образом вполне возможно приобретать билеты для путешествий как внутри страны, так и зарубежом; главное - четко вводить координаты документов, удостоверяющих личность.
- Обсудить материал в конференции


 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 4 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 5 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 5 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 13 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 17 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 19 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 20 ч.
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 21 ч.
Для невыпущенного суперчипа Tachyum Prodigy выпустили 1600-страничное руководство по оптимизации производительности 22 ч.
Qualcomm выиграла в судебном разбирательстве с Arm — нарушений лицензий не было 21-12 08:39