⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Выбираем радиостанцию для прогулок и путешествий
Рации для профиПрофессиональные радиостанции производства Motorola, Vector, Kenwood, Icom, Yaesu используют наиболее "пробивной" диапазон VHF (136-172 МГц, который включает в себя служебный, любительский и морской диапазоны), а также UHF-диапазон (420-473 МГц). Эти устройства могут обеспечивать связь даже при непрямой видимости в лесу, под землей и на воде. Они "добивают" на расстояние до 10 км за городом и до 5 км - внутри населенных пунктов.Профессиональные радиостанции оснащены максимальным количеством функций - это весьма эффективные средства связи в любой ситуации
При выборе подобных систем стоит обратить внимание на необходимость наличия специального банка каналов памяти, куда обычно централизованно "загоняются" данные для автоматической смены канала связи. Для более функционального управления желательно наличие в рации полнофункциональной DTMF-клавиатуры с символьными кнопками. Например, такой станции можно присвоить внутренний номер, на который она будет "откликаться", а ее владелец сможет осуществлять селективный вызов того или иного абонента. Необходим и легко читаемый ЖК-дисплей как минимум на три строчки. Конечно, наличие персонального радиовызова возможно, но не обязательно - все равно небольшая группа туристов или охотников обычно работает под персональными позывными на одной частоте, поэтому селективный вызов вряд ли будет пользоваться повышенным вниманием. Всегда можно договориться о "прыжке" на частоту повыше, где спокойно можно обсудить частные вопросы. А вот динамическая система шумопонижения (выделяет речь из фонового шума, например, городского транспорта) никогда не будет лишней - у таких сервисов есть возможность четкой передачи в режиме шепота (эта функция предназначается для ведения скрытых переговоров). Необязательным будет и наличие записанных в память текстовых сообщений - их все равно мало кто читает, проще говорить кодом.
Полезной будет функция отправки сигнала о помощи заранее определенному лицу или группе лиц, а также автоматический переход радиостанции в режим исходящей связи в чрезвычайной ситуации (к примеру, если пользователь не отвечает на предупредительный сигнал, то можно хотя бы услышать, что с ним происходит). Распространенным, но необязательным требованием будет поддержка шифрования (хотя бы аналоговое скремблирование) с высокой степенью стойкости: можно использовать как простейшие методы (инверсия спектра), так и сложные - с большим количеством вариантов кодирования.
Крепление у профессиональных радиостанций мощное, для надежной фиксации на поясе. Возможна комплектация специальным защитным чехлом
Стоит обязательно обратить внимание на крепление таких радиосистем для их более удобного ношения. Обязательным является поставка вместе с рацией специального крепления для фиксации на поясе. А вот проводную гарнитуру стоит выбирать отдельно.
Трехпроводная голосовая гарнитура с акустической трубкой
Лучше если это будет трехпроводная гарнитура черного цвета со специальной акустической трубкой, что позволяет использовать ее для выхода в эфир. В такой системе наушник исполнен в виде белого прозрачного кабеля и мало заметен, а направленный микрофон крепится около горла - к примеру, за воротником куртки или разгрузочного жилета (в таком положении он улавливает речь). Небольшая кнопка начала передачи выводится к правой или левой руке между большим и указательным пальцами. Таким образом, нет необходимости при передаче данных подносить ко рту руку, как это необходимо в головных гарнитурах с выносным микрофоном (он-то как раз крепился в рукаве пиджака вместе с кнопкой начала передачи). Достаточно нажать кнопку передачи, не меняя положения головы, сказать необходимые слова и отключиться.
Кстати, стоит обратить внимание и на маркировку - дополнительные приставки типа "Military" к названию конкретной модели радиостанции должны только радовать, поскольку военные модели обычно неприхотливы и выпускаются для эксплуатации в весьма жестких условиях окружающей среды. Кстати, разделение раций на подклассы "полузащищенных", "защищенных" и даже "пуленепробиваемых" моделей во многом условно. Существует вполне четкая классификация, в которой есть место для каждого устройства, позиционируемого как защищенное. Другое дело, что непосвященному покупателю название стандарта, которому удовлетворяет та или иная модель, вряд ли что скажет. По сути, это специальное оборудование, которое требуется для жестких условий эксплуатации - "слабаки" здесь не выживают.
Наиболее точный прогноз устойчивости к различным неблагоприятным факторам по каждой модели можно выстроить с помощью рейтинга защиты корпусов электронного оборудования, который согласован со стандартом IEC-952. Он обозначается как IPxx, где вместо хх надо подставить две цифры, соответствующие, во-первых, классу защиты корпусов электронного оборудования от проникновения внутрь посторонних тел, а во-вторых, классу защиты корпусов электронного оборудования от воздействия влаги. Более подробно информация изложена в Таблице №1 и Таблице №2.
Таблица №1. Класс защиты корпусов электронного оборудования от проникновения внутрь посторонних тел
Таблица №2. Класс защиты корпусов электронного оборудования от воздействия воды
Автомобильные радиостанцииРации, устанавливаемые в автотранспорте, конечно, гораздо более мощные и функциональные, чем носимые устройства, блягодаря подключению к постоянному электропитанию от бортовой сети автомобиля. Здесь, правда, тоже есть своя специфика. Наилучшим вариантом установки антенны длиной от 60 см до 2 м считается крыша автомобиля, однако можно установить антенну и на багажнике сзади. Плохо, если антенна смонтирована на бампере - в этом случае дальность связи будет наихудшей. В таком случае дальность работы автомобильной радиостанции (без специального усилителя) будет достигать от 2-8 км (при связи с портативной радиостанцией) до 10-15 км (при связи между автомобильными радиостанциями). А при работе репитера дальность возрастает до 15-30 км. Наиболее распространены рации, работающие в диапазоне 27 МГц (CИ-БИ - 26,965-27,855 МГц) с мощностью 4-5 Вт. Их используют водители такси, "дальнобойщики" и другие любители общения в дороге. Наличие такого устройства реально помогает - всегда можно узнать о постах ДПС по трассе, а также заторах и авариях (временами - гораздо более оперативно, чем с помощью навигационной системы, если она подключена к сети Интернет). У таких станций есть плавная регулировка чувствительности приемника и усиления микрофона, схема цифрового подавления шумов Noise Killer, быстрый вызов аварийного канала и, конечно же, режим сканирования. Наиболее удачные модели встречаются у таких компаний, как Alan, Megajet, Intek.Рации, работающие в диапазоне 27 МГц, наиболее распространены на рынке - их можно без особых сложностей поставить в автомобиль любого класса
Наиболее удачный вариант корпуса для автомобильных раций - алюминиевый каркас и передняя панель из ударопрочного пластика. Вес радиостанций в данном случае уже не так важен (он может достигать полутора килограммов). Главное - перед приобретением точно установить, поместится ли выбранное устройство в стандартный слот на панели вашего автомобиля, или для установки будет необходимо использовать внешний подвес на крепежной скобе.
Более профессиональные радиостанции работают в VHF-диапазоне (144-146 МГц), а также UHF-диапазоне (430-434 МГц), и мощность у них гораздо выше - до 40 Вт. Такие устройства имеют 2-3-строчный 12-14-символьный буквенно-цифровой дисплей - он может отображать режимы работы, а также демонстрировать имена вызывающих абонентов.
Многофункциональный дисплей у профессиональной автомобильной радиостанции - кроме системных показателей, здесь есть GPS и электронный компас
Удобно, если рация может генерировать отчетливо различающиеся по тону звуковые сигналы для различных абонентов и режимов. В этом случае водитель, беря в руки тангенту, может не отвлекаясь определить вызывающего его абонента просто взглянув на дисплей устройства (для этого необходима поддержка сигнального протокола, который обеспечивает автоматическую передачу идентификатора абонента - т.н. PTT ID). Кстати, функция определения своих координат по GPS, которая бессмысленна в носимых радиостанциях, в случае с автомобильной версией тоже под вопросом - отобразить-то цифры своего местоположения не проблема, но для того, чтобы их можно было отобразить на карте, нужен отдельный навигатор. Наиболее интересными рациями этой категории можно признать изделия таких компаний, как Vector, Midland, Motorola, Vertex, Kenwood, Icom, Alinko.
Профессиональные автомобильные радиостанции. Самые "дальнобойные" могут держать связь на расстоянии 15-20 км
Оптимальным для таких раций считается поддержка 255-512 каналов, на которых можно осуществлять прием и передачу информации. Кроме того, необходим переходник для программирования раций с помощью мобильного ПК - это наиболее простой вариант "заливки" туда единообразных настроек и паролей. Реальной необходимостью считаем наличие на передней панели радиостанции 3-5 программируемых функциональных кнопок - на них можно назначить вызов конкретного абонента, прослушивание входящих голосовых сообщений и т.д. Также крайне желательно наличие у подобных радиостанций энергонезависимой памяти, что позволяет при ее включении сразу получать стандартные установки по частотам и каналам, использовать функции блокирования, что не позволит изменить установки при случайных или преднамеренных воздействиях на органы управления. Все это помогает снизить требования к квалификации персонала, работающего с радиостанцией.
В качестве дополнительного функционала можно отметить наличие внешнего сигнала оповещения у рации. К примеру, если при получении вызова происходит включение звукового сигнала и/или фар автомобиля, то даже находясь вне оборудованного радиостанцией салона пропустить такой персональный вызов просто нереально.
ВыводыЭффективность радиоконтакта в первую очередь зависит от правильного выбора и грамотного использования оборудования. Конечно, для редких вылазок на природу нет никакой необходимости приобретать профессиональную радиотехнику. Аналогично, отправляясь в серьезную экспедицию, достаточно недальновидно экономить на средствах связи - все-таки, мобильная связь доступна далеко не везде. Кроме того, имеет смысл более внимательно изучить дополнительную информацию о том типе радиостанций, которые будут использоваться в условиях агрессивной внешней среды. Перед началом использования даже любительской радиостанции стоит внимательно изучить инструкцию по эксплуатации и специализированные форумы радиолюбителей - обычно там указаны все варианты для получения максимальной дальнобойности устройства. К примеру, рация может принять слабый сигнал за шум и "подавить". При этом чем выше уровень шумоподавления, который будет установлен в устройстве, тем тщательнее рация будет "убивать" шумы. Учитывайте это при планировании работы с радиостанцией. А существенно повысить дальность и качество связи можно при помощи выносной антенны - к примеру, поставить вместо стандартной увеличенную или забросить ее во время сеанса связи на дерево. Таких тонкостей множество. По-хорошему, полупрофессиональные и профессиональные радиостанции после покупки необходимо зарегистрировать в местном Радиочастотном центре. Но эта регистрация муторна и, в целом, не обязательна, поскольку большинство диапазонов, в которых работают такие устройства, отдельно не лицензируется.- Обсудить материал в конференции
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|