⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Алиса в стране чудес - создание фильма
В 1863 году двое молодых джентльменов (одним из которых был математик и писатель Чарльз Лютвидж Доджсон) в компании юных дочерей вице-канцлера Оксфордского университета отправились на лодке вверх по течению реки Темза. На протяжении прогулки Доджсон рассказывал сочинённую им самим историю о приключениях девочки Алисы. Сказка очень понравилась одной из дочерей, которую тоже звали Алиса, и она попросила Джонсона законспектировать текст для неё. Подаренная год спустя рукопись стала лишь началом пути - 4 июля 1865 г. свет увидела книга под названием «Алиса в Стране чудес». Автором этого произведения на обложке значился Льюис Кэрролл - под этим псевдонимом в реальности скрывался Доджсон.
Сказка о провалившейся в кроличью нору девочке Алисе, и о последовавших за этим приключениях в сказочной стране, ещё на заре прошлого века стала ярким представителем культурного наследия Великобритании, произведением, известным на весь мир. Впоследствии книга была не только переведена на сотни иностранных языков, но и не единожды экранизирована. Согласно данным Википедии, сказку переносили на кино- и телеэкраны в виде художественных и анимационных фильмов более десяти раз. Пожалуй, наиболее известной экранизацией «Алисы» является мультфильм производства компании Disney, выпущенный в прокат в 1951 году. Спустя почти полвека с момента его выхода студия Уолта Диснея решила вновь вернуться к этой теме, однако на этот раз уже в виде кинофильма и в модном нынче формате 3D.
⇡#Ворота в страну чудесИллюстрации, подготовленные художником Артуром Рэкхемом к переизданию «Алисы в Стране чудес» в 1907 году
По словам Вулвертон, «первым вопросом, который я задала себе, было - а что если она вернётся назад в страну чудес, где уже была раньше? В таком случае как мне переработать историю?». Согласно мнению писательницы, к такому выводу она пришла после того, как задумалась над проблемой, связанной со структурой текста. «Это невероятная книга. Герои замечательны и незабываемы. Я преклоняюсь перед Льюисом Кэрроллом, однако исходя из сказки Алиса – это девочка, которая не меняется на протяжении всей истории. В ней нет никакой опасности, нет эмоций». Дабы сделать повествование более активным с точки зрения экранного действия, Вулвертон добавила в сценарий события из поэмы Кэрролла «Бармаглот», которая фигурирует в книге-продолжении «Алиса в Зазеркалье». Таким образом, сценаристка хотела дать героине возможность не просто «прожить» один день в стране чудес, но и определить собственную судьбу. В отличие от книги и оригинального мультфильма Disney, в новой экранизации Алиса больше не предстаёт перед зрителем в виде любопытной девочки со светлыми волосами и в белом переднике. Зрителю открывается образ взрослой девушки, утратившей веру в будущее и в саму себя. «Смерть её отца унесла с собой и часть Алисы», – говорит Вулвертон. Писательница знакома с этими чувствами не понаслышке, поскольку сама потеряла своего отца в 19 лет. Более мрачной оказывается и Страна чудес. Несмотря на пышную растительность, россыпи больших грибов и вычурных живых существ, окружающую обстановку портят следы опустошения и разорения. По словам режиссёра картины Тима Бёртона, его собственное видение обновлённой Страны чудес базируется на рисунках Артура Рэкхема, иллюстрировавшего переиздание «Алисы в Стране чудес» в 1907 году, а также на чёрно-белой фотографии английской семьи, пьющей чай на фоне пребывающего в плачевном состоянии Лондона времён Второй мировой войны. Неразлучная парочка - режиссёр Тим Бёртон и «Безумный шляпник» Джонни Депп
Вулвертон признаётся, что была несказанно рада, когда узнала о назначении на режиссёрское кресло проекта Тима Бёртона. «Я не могу похвастаться богатым визуальным воображением», – говорит она. «Тим же видит мир в своём уникальном цвете, и затем как бы приглашает вас в него. Согласие Бёртона участвовать в производстве выглядело для меня этим приглашением». Режиссёр был вовлечён в проект в апреле 2007 года, когда подписал контракт со студией Disney на съёмки двух фильмов в формате 3D, одним из которых и была «Алиса». ⇡#В кроличьей нореВ то время, как натурные съёмки велись на территории полуострова Корнуэлл в Англии, все сцены, действие которых происходит в Стране чудес, были сняты на фоне «зелёного экрана» в павильонах Culver City Studios в Лос-Анджелесе. «Процесс работы над «Алисой» был совершенно противоположен моему обычному подходу к съёмкам фильмов», – говорит Тим Бёртон. Стадия монтажа включала в себя не только монтирование видеоряда, но и основательную его доработку при помощи визуальных эффектов путём добавления в сцены окружающей обстановки, предметов инвентаря и, конечно же, персонажей картины. «Обычно я снимаю на протяжении шести или более месяцев, после чего монтирую готовые сцены. В данном же случае весь материал приобрёл законченную форму лишь в самом конце работы над фильмом».Процесс создания кадра - съёмки на фоне «зелёного экрана», добавление чернового варианта сгенерированного на компьютере фонового изображения, окончательный вариант
Съёмочный процесс «Алисы» был осложнён тем, что, по словам режиссёра, это была первая картина, в процессе работы над которой ему пришлось столь долго работать с «зелёным экраном». В предыдущих картинах Бёртона в подавляющем большинстве сцен в качестве фонов использовались реальные декорации, и их отсутствие в новом фильме было большим испытанием для него. «Длительное пребывание в окружении зелёных стен, пола и потолка способно навредить кому угодно», – сетует режиссёр. «У всех нас развилась зелёная лихорадка, съёмочная команда просто сходила с ума». В итоге Бёртону во время стадии постановки, 40 дней из которой ушли на съёмки сцен на фоне «зелёного экрана», пришлось носить прикреплённые к очкам линзы лавандового цвета, дабы уменьшить негативный эффект, оказываемый на глаза. Незаменимым для Бёртона при работе над «Алисой» оказался художник-постановщик Роберт Стромберг, до этого успевший поучаствовать в создании «Аватара» Джеймса Кэмерона. По его словам, многое из опыта, полученного на предыдущем проекте, удалось реализовать в новой картине. «Я знал, что по большей части нам предстоит иметь дело с «зелёным экраном». Посему мне казалось, что наилучшим способом было бы продемонстрировать Тиму Бёртону, чем же будут впоследствии заполнены все эти большие экраны. Поэтому я взял весь багаж знаний, приобретённый во время работы над «Аватаром», и применил его к «Алисе». Разница между работой над двумя фильмами заключалась в том, что в случае с картиной Бёртона на съёмочной площадке присутствовали живые актёры, взаимодействующие с окружающей обстановкой. В результате Стромбергом были также подготовлены частично натурные сцены, в которых герои фильма могли дотрагиваться до физических объектов, и наблюдать результат своего взаимодействия с ними. Для облегчения работы с «зелёным экраном» была использована техника «виртуальной камеры», применявшаяся в «Аватаре» Джеймса Кэмерона: на стадии постановки художниками была смоделирована низкополигональная окружающая обстановка каждой сцены. Используя маркеры, закреплённые на костюмах для «захвата движений», а также сенсоры на кинокамере, Тим Бёртон имел возможность наблюдать актёров на фоне компьютерных декораций в режиме реального времени прямо на съёмочной площадке. По словам монтажёра Джейси Бонда, съёмка почти всего фильма на цифровые кинокамеры дала значительные преимущества. Если для сцен в реальном мире Алисы были использованы натура и декорации, эпизоды в Стране чудес снимались в павильонах, и практически все требовали дополнительной обработки на компьютере. Команда Бонда соединялась со съёмочным павильоном через высокопроизводительные серверы, и работала с отставанием всего лишь в 20 минут от текущей съёмки. Как только заканчивалась работа над сценами определённого эпизода, Джейси и его помощники загружали отснятый материал в монтажную систему Avid Media Composer, и начинали процесс редактирования. Готовый «черновой» вариант смонтированных сцен демонстрировался Бёртону в конце каждого дня во время просмотра отснятого за день материала. Процесс создания кадра с участием Красной королевы отличается от обычного этапом по увеличению головы персонажа
⇡#Сказочные превращенияОбладая поистине безграничной фантазией, Тим Бёртон любит собственноручно создавать зарисовки персонажей своих фильмов. Очень часто эти эскизы становятся основой для художников, работающих над его картинами. В случае с Джонни Деппом, играющим в фильме Безумного Шляпника, для придания его персонажу экстравагантной внешности Бёртон предложил специалистам по визуальным эффектам увеличить размер глаз актёра на 15%, что, совместно с яркими контактными линзами, чудаковатой причёской, а также костюмом, придаёт ему в итоге поистине безумный вид. Если Депп «обошёлся» лишь изменением размера глаз, Красной Королеве, в исполнении жены Бёртона, – Хелены Бонем Картер, пришлось щеголять на экране с «распухшей» головой. По словам Керри Вилегаса, одного из супервайзеров студии Sony Pictures Imageworks (SPI), режиссёр любит изображать героев в своих зарисовках с измененными пропорциями, обычно – увеличенными головой и глазами. В случае с Красной Королевой Бёртон и художники студии сошлись во мнении, что этот персонаж стоит сделать как можно более комичным. В итоге в фильме её голова была увеличена в два раза по сравнению с нормальными для человека размерами. Дабы воплотить эффект в жизнь, параллельно с использованием обычной камеры с FullHD разрешением 1920x1080 (2 миллиона пикселей) съёмочная бригада использовала камеру Evolution производства Dalsa, обладающей вчетверо большим разрешением (4096x2048, 8 миллионов пикселей). Благодаря этому можно было не беспокоиться за возможные потери качества при последующей цифровой обработке. «Мы снимали Красную королеву в 8М, а затем уменьшали изображение до псевдо-FullHD разрешения 2160x1080», – рассказывает Вилегас. «Итак, используя разработанное нами программное обеспечение, мы уменьшали кадр, включая её тело и голову, при этом у нас в распоряжении оставалась и изначальная версия, голову актрисы из которой мы затем помещали поверх уменьшенной». По словам супервайзера, из почти 2500 планов с визуальными эффектами в фильме около 500 из них пришлось на королеву.Манипуляции по созданию двух персонажей из одного актёра. Мэтт Лукас – слева
Довольно нетривиальным был процесс создания Траляля и Труляля. По словам Бёртона, своё вдохновение при разработке их дизайна он черпал из фильма «Сияние» Стэнли Кубрика, в котором фигурируют две жуткие девочки-близняшки. Голос, мимику лица и движения тела близнецам подарил актёр Мэтт Лукас. Поскольку в сценах Траляля и Труляля присутствуют вдвоём, а актёр в наличии был лишь один, съёмка каждой из сцен с участием братьев производилась дважды. Лукас играл каждого из братьев по очереди, тогда как компанию ему составлял дублёр Итан Кон. «Я могу быть лишь одним из этих персонажей одновременно», – говорит Лукас. «Итан – отличный актёр, и его помощь в качестве дублёра действительно помогла воплотить персонажей в жизнь». После завершения съёмки данные, полученные в результате захвата движения, передавались группе художников SPI, которые использовали их для анимации близнецов. Присутствуют в картине и полностью цифровые персонажи. Среди них – Белый Кролик, который заводит Алису в Страну чудес. Зверёк был смоделирован и анимирован на компьютере без использования техники «захвата движения» за исключением лица озвучивавшего его актёра Майкла Шина, мимика которого была использована для «оживления» кроличьей мордашки. Достаточно нетривиальной задачей для художников и аниматоров SPI было совмещение различных по размеру персонажей в одном кадре. К примеру, по сюжету фильма рост Алисы на протяжении её странствия по Стране чудес несколько раз меняется в достаточно широком диапазоне – от 15 сантиметров до девяти метров. При этом часто в кадре, кроме неё самой, присутствовали и другие актёры. Для имитации различий в размерах в ход шли всевозможные ухищрения: подставки в виде табуреток, ходули, уменьшенные копии декораций, а также изменение перспективы и съёмка сцены в несколько проходов. Процесс создания полностью цифрового персонажа: зарисовка Тима Бёртона, низкополигональная трёхмерная модель, окончательный вариант, кролик с добавленными шерстью и одеждой и, наконец, готовый кадр с фоновым изображением и освещением всей сцены
⇡#Алиса в трёхмерном форматеХотя стадия постановки длилась относительно недолго, всего два с половиной месяца, пост-продакшн отнял у создателей фильма более года. За это время для картины было создано около 2500 планов с визуальными эффектами, записаны звук и музыка, а также произведена конвертация видеоизображения в стереоформат. В отличие от «Аватара», Бёртон принял решение снимать «Алису» традиционными 2D-кинокамерами, а конвертацию в 3D-формат производить уже на стадии монтажа. «Существует несколько причин, по которым был выбран этот вариант», – говорит Бёртон. «К примеру, мы были ограничены рамками времени, и у нас не было пяти или шести лет в запасе. Также я чувствовал, что используемые нами техники – чистая анимация, съёмки на натуре, а также другие элементы, добавляемые нами, впоследствии давали больше свободы в определении глубины кадра при формировании стереоизображения. В конце концов, я просто не видел разницы. Выбранный способ был более чем достаточным для решения поставленной перед нами задачи».⇡#Время собирать урожайИзначально премьера фильма была запланирована студией Disney на 2009 год, однако из-за более позднего старта съёмочного процесса студия была вынуждена перенести её на март 2010 г. За неделю до выхода фильма на экраны мир облетела новость о том, что ряд крупных сетей кинотеатров Великобритании, Голландии и Италии объявили бойкот Disney, и решили отказаться от проката «Алисы». Как оказалось, проблема заключалась в желании студии сократить окно между стартом проката и выпуском фильма на цифровых носителях с четырёх с половиной до трёх месяцев. По мнению представителей сетей, сокращение проката фильма негативным образом повлияло бы на окупаемость инвестиций, вложенных в переоборудование кинотеатров для поддержки 3D формата. Впрочем, уже на следующий день общественность совместно с актёрами и съёмочной бригадой картины вздохнули с облегчением - в результате переговоров между Disney и объявившими бойкот сетями кинотеатров, было подписано компромиссное соглашение и представители последних всё же согласились пустить «Алису» в прокат. Уже первый премьерный день показал, что новую картину Тима Бёртона ждёт коммерческий успех: 41 миллион долларов в США – лучший старт среди всех фильмов режиссёра. Итоговые сборы за первый уик-энд составили 116,3 млн. долл., и это лишь начало. Более того, если приплюсовать 94 млн. долл., собранных картиной в мировом прокате, итоговая сумма в 210 миллионов долларов позволила «Алисе» занять четвёртую строчку в рейтинге самых кассовых премьерных выходных. Возврат потраченных на создание картины 250 млн. долл. является лишь делом времени.⇡#Источники:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|