Цифровой автомобиль

Штатный навигатор BMW: по дворам не ездить!

⇣ Содержание

Автомобильная навигация давно и прочно разделилась на два мало связанных друг с другом направления – персональные устройства (PND) и встраиваемые системы. Последние устанавливаются производителем автомобиля прямо на заводе, соответственно, они, в отличие от PND, в той или иной степени интегрированы в систему управления самого авто. И именно в этом и состоит их главное преимущество. Существуют ещё паллиативные aftermarket-варианты, когда для послепродажной установки в штатные места предлагаются аппараты сторонних производителей. Но они, как правило, не столько сочетают плюсы двух вышеназванных подходов, сколько суммируют их недостатки. Мы решили познакомиться с возможностями штатных навигационных систем, дабы восстановить информационную справедливость - если про PND информации очень много, то возможности встраиваемой навигации известны только специалистам, а ведь это тоже может быть одним из важных параметров при выборе автомобиля!

Итак, сегодня мы познакомимся с возможностями навигационной системы BMW Professional автомобиля BMW 330i E93 2010 года. Это купе-кабриолет со складывающейся крышей, рядным шестицилиндровым двигателем без турбонаддува мощностью 272 л/с и спортпакетом «М». Базовая версия такой машины стоит 2 млн 452 тыс руб, установка же «фирменной» навигации поднимет цену на 86 200 руб., что примерно на порядок превышает стоимость среднестатистического персонального навигатора. Тем интереснее посмотреть возможности штатной системы.

Нынешняя версия BMW Professional появилась в конце 2008 года, тогда же обновился контроллер управления iDrive, а навигация BMW получила полноценную русификацию. Полностью система называется Car Information Computer (CIC) – это связка iDrive, навигации, телефона и элементов мультимедиа BMW Professional: радио, аудиопроигрывателя и ТВ-тюнера. Основные аппаратные элементы CIC: дисплей в центре приборной панели с диагональю 8,8 дюйма и разрешением 1280х480 пикселей, а также встроенный жёсткий диск объемом 80 ГБ. В «бардачке» имеется USB-разъём (15 853 рубля), на консоли – CD/DVD-проигрыватель. Звук воспроизводится через систему Harmann Kardon (66 920 руб), а интерфейс Bluetooth с функцией PIM (Personal Information Manager, 43 355 руб) позволяет импортировать контактные данные из памяти телефона на жесткий диск.

В текущей версии навигации используются карты NAVTEQ, хотя в предыдущих поколениях картографическим поставщиком BMW был TeleAtlas (русифицированные карты поставляла российская фирма "Навигационные карты", которая была впоследствии приобретена «ТелеАтласом»). Вообще, для навигационных поставщиков BMW последние годы ознаменовались целой чередой слияний и поглощений: TeleAtlas был приобретён голландским навигационным гигантом TomTom, NAVTEQ стал частью корпорации Nokia Oyj, и даже изготовитель «железа» Siemens VDO Automotive стал частью концерна Continental (точнее, подразделения Continental Automotive GmbH). Но на слаженности их совместной работы это не сказалось, напротив, авторитет и финансовая поддержка больших корпораций позволили сделать весьма качественный продукт.

Управление навигацией BMW начинается с изучения функций контроллера iDrive. В обновлённом варианте это не просто вращающеся-качающаяся мультифункциональная «шайба», а целый блок с кнопками быстрого доступа.

Верхний блок из пяти кнопок открывает прямой доступ к конкретным развлекательно-информационным сервисам – CD, навигации, телефону и радио. Пятая кнопка из любого места возвращает в основное меню.

Кнопки внизу отвечают за возврат на шаг назад и вызов меню дополнительных возможностей.

Сама шайба контроллера имеет три степени свободы – нажатие, покачивание вверх-вниз и вправо-влево, вращение. Этого вполне достаточно для управления всеми функциями, а кнопки прямого доступа лишь ускоряют этот процесс, экономя два-три «клика». Соответственно, начинать работу с навигатором можно либо выбрав контроллером соответствующий пункт в общем экранном меню, либо напрямую, «персональной» кнопочкой. Второе быстрее и удобнее.

Главное меню навигационной системы конфигурируемое. Содержание экрана можно настраивать в широких пределах, но по умолчанию на него выводится карта во всю площадь экрана. Уже на этом этапе видны изменения в версии 2010 по отношению к интерфейсу предыдущего, 2009 года (его мы недавно изучали на хэтчбеке BMW GT 550), там по умолчанию экран разделён на два окна, с крупной и подробной картами.

В основном, управление навигацией осуществляется при помощи панели инструментов в левой части экрана. Покачивание «ай-драйва» активирует эту панель, устанавливая курсор на нижней иконке, на которой изображена лупа. Легко понять, что она отвечает за масштабирование карты. Масштаб карты изменяется в широких пределах: от всей Европы на экране до 25 метров в одном сантиметре.

Вторая иконка соответствует режиму показа карты. Символика со стрелочкой и буквами неочевидна, поэтому кратковременно всплывает подсказка о функциональности этой кнопки. Очень разумное и удобное решение, позволяющее вовсе обойтись без дополнительных инструкций. Забегая вперёд, скажем: по интуитивной понятности этот интерфейс даст сто очков вперёд любому PND, его логика столь проста и незамысловата, что обратиться за советом к руководству по эксплуатации даже мысли не возникает.

Режим показа карты – это переключение ориентации с юга на север, по курсу ведения и эмуляция 3D-отображения (с наклоном примерно в 30-40 градусов).

Отметим очень удобный маркер на карте, символизирующий собственно автомобиль. Это вытянутая синяя стрелочка, заключённая в круг. Как бы не меняла она направление, всегда ясно, куда она указывает, и куда нужно двигаться. Маркер не нужно искать взглядом на карте, он почти всегда в центре, а большой круг вокруг стрелочки позволяет считывать «показания» даже периферическим зрением, вскользь.

Иконка «интерактивная карта» превращает маркер в подобие прицела, позволяя двигать его по полю карты – по горизонтали и вертикали.

Это удобнее делать при среднем масштабе 50-10 км, увеличивая его по мере необходимости. Фактически, это аналог «постановки точки» на тач-скрин экране, только чуть более замысловатый. Постановка точки осуществляется нажатием на ту же шайбу iDrive, после чего можно определить выбранное место как точку финиша. Установив точку, мы получаем выход в персональное меню этой функции, состоящее из следующих возможностей: показать цель, изменить ориентацию карты, показать текущее местоположение, поиск объектов POI вокруг заданной цели.

POI, конечно же, распределены по категориям, при этом их удивительно много. А ведь есть ещё уточняющие подкатегории! От этого списка мы ждали железной логичности в построении, но увы, оказалось, что всё свалено в кучу, и привязки POI к текущему или заданному местоположению нет. Парадоксально, но нет и привязки POI к конкретному региону. Навигатор просит задать город, но выдаёт все известные ему «точки интереса», без особой оглядки на регион. Разве что московские оказываются вверху списка, причём приоритет отдаётся близлежащим.

Интересно, что операция по выбору POI автоматически делит экран на две неравные части. Две третьих поля экрана в правой части занимает навигация по текстовым меню, а левая треть экрана продолжает показывать карту. И как только мы контроллером выделяем адрес либо POI в текстовой части, местоположение соответствующей им точки немедленно отображается на карте.

Пункт «Дорожная информация» призван отображать изменения и затруднения на дороге, получая данные по каналу TMC. В России этот сервис не подключен (несмотря на наличие радиовещания, поддерживающих этот стандарт), соответственно, на дисплее надолго замерло сообщение «нет дорожной информации».

«Критерии маршрута» - список параметров, по которым осуществляется построение треков. Можно выбрать между быстрым, эффективным и коротким маршрутом (разница между ними традиционна – в количестве поворотов, светофоров и знаков ограничения скорости), а так же задать прокладку маршрута с объездом магистралей, платных дорог, паромных переправ и неких «виньеток» (вероятно, имеются в виду сложные развязки и развороты).

Платные дороги и переправы для нас пока не слишком актуальны, а вот зачем скоростному BMW избегать магистралей – теряемся в догадках. Это же не телега и не скутер...

Кнопочка с символом динамика не нуждается в особой расшифровке – она отвечает за включение/отключение голосовых подсказок. А вот последняя, верхняя кнопка – это, собственно, кнопка «движения к цели», главная для всех навигаторов.

Этот раздел продуман в BMW Professional максимально тщательно. Предлагается всего два варианта: начать движение к цели (вверху при этом указывается последний введенный в навигатор адрес) или задать новую цель. Нажимаем «ввод» - и перед нами список методов ввода. Выбор таков: поставить точку на карте в интерактивном режиме, выбрать POI, обратиться к адресной книге или к списку ранее использованных адресов (система позволяет сохранять их практически неограниченное количество, для этого есть раздел «Контакты») и, наконец, ввести адрес.

Механизм ввода прост и изящен: весь русский алфавит (или английский, если переключить регистры) расположен по окружности, а вращением шайбы «ай-драйва» и последующим её нажатием буквы выбираются в нужной последовательности. Предикатив работает отменно, выдавая релевантные варианты уже на второй-третьей буквах.

В целом, процесс быстр и не требует никаких особых навыков. Причём, в отличие от ввода при помощи сенсорного экрана, почти нет риска промахнуться мимо нужной буквы или недостаточно сильно нажать в нужную точку - iDrive выдаёт однозначное тактильное подтверждение нажатия. Дальше остаётся только «принять цель» и «начать ведение к цели».

Мы так детально описываем основное меню BMW Professional только лишь для того, чтобы показать отличие его от традиционных интерфейсов, используемых создателями персональных навигаторов. Они отличаются как день и ночь. В интерфейсе BMW Professional царит другая логика и иные предпочтения, и, рискнём сказать, в нём больше целесообразности. Редкий персональный навигатор способен предложить неподготовленному пользователю ясный и понятный интерфейс - так или иначе, сверяться с инструкцией придётся. Здесь же создатели предвосхитили все потенциальные вопросы пользователей и постарались сразу на них ответить. Соответственно, вопросов и не возникает. Разве что за исключением некоторых отдельных мелочей, которые можно списать на неудачный перевод (те же «виньетки»). В целом, повторимся, прозрачность логики управления BMW Professional для создателей PND остаётся недостижимым идеалом.

Отдельно отметим гибкость настроек конфигурации экрана.

Его можно делить на две части в произвольных пропорциях, выводя на каждый из двух получившихся экранов совершенно любую навигационную информацию.

Самый простой вариант – задать разный масштаб, или на одной из карт включить эмуляцию 3D. Голосовые подсказки можно дополнить стрелочкой указателя ближайшего манёвра и информацией о расстоянии до него (в поле появятся и данные маршрутного компьютера).

Можно вообще выключить дисплей и ориентироваться по стрелочке в окошке панели приборов. Можно «сжать» карту, выведя на оставшуюся часть дисплея служебную информацию.

Кроме того, можно изменить вид самой карты, превратив её из схематичной в рельефную (это на языке BMW называется «фото с сателлита»).

Возможно, есть повод упрекнуть BMW Professional в минимализме картографических символов и скупом цветовом решении карты. Но это, опять же, только из-за привычки к PND. На практике такой минимализм идет только на пользу: чем меньше лишних элементов в поле бокового зрения, тем меньше причин отвлекаться. Проблема штатного монитора в том, что его можно только выключить, но нельзя повернуть, изменив угол обзора (что легко сделать с обычным навигатором). Поэтому здесь отсутствие мельтешения и показ только по-настоящему важной информации - суровая необходимость, а нейтральное цветовое оформление, как выяснилось, меньше утомляет глаза. BMW «подсвечивает» маршруты белым, грязно-жёлтым и красным (последний вариант используется в городе для выделения магистралей с разрешённой скоростью более 60 км/ч), но иногда всё-таки хочется большей яркости, более чёткого выделения маршрута. Так что идеальным был бы вариант с возможностью изменения яркости подсветки. Ну и ширину дорог на карте неплохо бы увеличить, пусть это и нарушит масштабное соотношение. И совсем интересным было бы отдельное цветовое указание на траекторию проезда сложных перекрёстков, как это сделано в «СитиГайде».

Дорожный тест мы начали с самого сложного – междворовых проездов. Дело в том, что представители «Навтека» неоднократно упоминали о том, что на их карты такие проезды нанесены, правда, для PND версии. Одновременно это была проверка состояния адресной базы. Коль скоро BMW заявляет о полной адаптации навигатора к российским условиям, то неплохо бы соответствовать и специфике нумерации домов.

Скажем сразу: никаких корпусов и строений навигатор BMW не признаёт, всё ограничивается номером дома. Это ясно видно из таблицы: туда, где конечным пунктом значатся «корпусированные» здания, «Навтек» точно привести не может. Чаще всего он несёт в своей базе информацию о возможности проезда между домами. Но маршруты по этим дорожкам не прокладывает категорически.

Маршрут Прокладка маршрута Наличие на карте информации о конечном пункте
От ул. Молодцова 2-4 до пр. Шокальского 22 нет да
От пр. Шокальского 27-1 до пр. Шокальского 29-4 да нет
От Заревого пр. 2 до ул. Грекова 3-3 да нет
От Широкой ул. 18 до пр. Шокальского д 61-1 нет нет
От Студёного пр.10 до Широкой ул. 5-1 да нет
От ул. Менжинского 28-1 до Енисейской ул. 30 нет да
От ул. Менжинского 28-1 до Староватутинского пр. 7 да да
От Староватутинского пр. 7 до Л.Бабушкина 31 да да
От Осташковской ул. 15 до Осташковской ул 7-4 да нет
От ул.Коминтерна 16 до Анадырского пр. 17 нет нет

Напомним, что точкой старта в этом тесте для нас является первый из двух указанных адресов. Так вот, ни разу BMW не выстроил кратчайшего маршрута (в меню, разумеется, была выбрана соответствующая опция). Видимо, это идеологический запрет: транзитное движение по дворам – моветон.

Но в ряде случаев, когда мы уже двигались по кратчайшему маршруту – навигатор спохватывался и изменял рекомендации. Увы, он всё равно приводил только к первому корпусу дома, а не к седьмому или, например, третьему. «Да» в таблице относится как раз к таким вариантам, когда маршруты были переложены почти принудительно, после начала движения.

Что касается «попадания» в «некорпусированные» адреса, то ошибок, в целом, немного. Если оценивать по тестовому маршруту, то навигатор не смог привести к дому 17 по Анадырскому проезду, перепутав его с другим зданием, а упоминаемый в прежних тестах дом на Коминтерна 12 указал как существующий (реально его уже давно нет). Либо база данных устарела (хотя в выходных данных значится 2010 год), либо «дорожные работники» «Навтека» были не совсем внимательны.

Теперь – тест на знание условий проезда. Маршрут по-прежнему стандартный. Но если раньше мы не брали в расчёт конечную точку, ограничиваясь прохождением (или непрохождением) затруднения, то сейчас следовали до конца. Нужно было на большем объёме статистических данных посмотреть качество адресной базы текущей прошивки.

Маршрут Прохождение теста Описание затруднения "Знание" конечной точки маршрута
От Енисейской ул. 2 стр. 2 до Уржумской ул. 3-1 нет Поворот налево на Уржумскую запрещён нет
От Староватутинского пр. 15 до пр. Дежнёва, нет знак «Въезд воспрещён" на Олонецком проезде нет
От Уржумской ул. 3-1 до пр. Серебрякова, 20 да поворот налево на ул Амундсена запрещён – одностороннее движение да
От ул. Вешних Вод 8-1 до Ярославского ш. 42 нет знак «Въезд воспрещён» в середине ул. В.Вод нет
От Радужной ул. 5-1 до ул. Лётчика Бабушкина, 12 нет Поворот налево с Радужной запрещён нет
От ул. Изумрудная, 44 до ул Малыгина, 8 да прямой проезд разрешён – убрали знак «Въезд воспрещён" нет
От ул. Лётчика Бабушкина, 11 до ул. Коминтерна 12 да поворот налево с Л.Бабушкина запрещён да
От Ватутинского пер. до Осташковской ул 10 нет Поворот налево с Ватутинского запрещён нет
От Заревого пр, 4 до ул Тихомирова 14-2 нет Поворот налево с Заревого запрещён нет
От Анадырского, 17 до Менжинского 32 да полоса только для общественного транспорта по ул. Менжинского да

Увы, этот этап подтвердил предыдущие наблюдения. «Навтек» игнорирует корпуса домов во всех случаях, не все дома знает и без разделения на корпуса. С условиями проезда к конкретным точкам (напомним, все задания использовались нами и ранее, для других навигаторов) промахов тоже больше, чем у навигаторов из предыдущих тестов. На этом фоне приятным эпизодом воспринимается относительно свежее знание о том, что на Изумрудной убрали «кирпич», а от Анадырского в сторону Менжинского наиболее короткая дорога ведёт по полосе общественного транспорта. А вот самые злостные «засады» на Олонецком проезде  и улице Вешних Вод «Навтек», увы, победоносно пройти не смог.

В целом, результат довольно противоречивый - 40% «попаданий», что несравнимо ни с одним из персональных навигаторов, которые знают дороги лучше BMW. И это странно, ведь карты «Навтека» использует тот же «Штурманн», который в Москве ориентируется не в пример лучше BMW. И предположений, объясняющих это, всего два – либо «Навтек» для PND делает отдельные карты, либо BMW-шное железо работает с теми же данными иначе. Обновляются встроенные навигаторы BMW тоже реже персональных, но, повторимся, в тестируемой машине была залита свежая прошивка.

Справедливости ради скажем, что в «произвольной программе» навигатор BMW выступил более убедительно: поездки в режиме слежения по Москве и области у нас оставили исключительно приятное впечатление. Навигатор почти всегда определял названия трасс и населённых пунктов, даже самых мелких, не протестовал и не делал искуственных привязок к дорогим, когда мы съезжали в «чистое поле». Даже мелкие строения, вроде сараев и гаражей в Сокольниках вдоль Путяевских прудов он знал и отображал.

Отдельного восхищения заслуживает точность воспроизведения дворов в Новых Черёмушках, в районе метро «Академическая».

Так что карта «Навтека» - довольно неровная, для разных районов Москвы она прописана неодинаково подробно. «Навтеку» просто не повезло, что наш тестовый маршрут пролегает по улицам Северо-Восточного округа...

И, конечно, нельзя не похвалить «Навтек» за качество прорисовки эстакад и развязок. Даже не столько прорисовки, сколько ведения по ним: ошибиться тут трудно, всё предельно понятно и однозначно. Браво!

Навигатор BMW Professional довольно внятно показал принципиальность отличия от PND. Если встраиваемая навигация это, прежде всего, удобство работы, интеграция с другими информационно-развлекательными системами автомобиля и ошеломляющая понятность, то PND – это умудрённый (если не сказать замороченный) подход, где собственно навигация уже отходит на второй план, уступая место многочисленным сервисам. Разобраться в их нагромождении – та ещё проблема. Средний автолюбитель не пользуется и третью возможностей персональных навигаторов. Но, в общем и целом, основные навигационные функции PND выполняют лучше конкретной модели навигатора BMW.

Подведём итоги, выделив достоинства и недостатки навигатора BMW Professional:

#Достоинства:

  • простота использования 
  • лаконичность интерфейса управления и дизайнерского решения карты
  • гибкость настроек
  • качественная визуализация (ничего лишнего)

#Недостатки:

  • ограниченность адресной базы
  • неравномерная точность даже в пределах Москвы
  • незадействованность канала TMC
  • редкость обновлений.
 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥