Стандартный маршрут, которым информация о новинках компьютерной индустрии попадает в нашу страну, примерно соответствует тому пути, который проделывают и сами устройства по дороге к отечественным прилавкам. Юго-Восточная Азия – Соединенные Штаты – Европа. Исключения редки, и они только подтверждают правило: большинство официальных анонсов происходят уже после того, как профильные издания успели опубликовать немалое количество новостей о новинке.
В России дополнительную задержку вносит работа родной таможни, на которой устройства могут «зависнуть» на долгие недели или даже месяцы. В такой ситуации неожиданные и громкие премьеры «в стиле Apple» попросту невозможны.
Поэтому российские презентации редко достойны статьи – как правило, максимум новости. Ну а сами мероприятия – по сути просто повод для представителей компаний-производителей пообщаться вживую с журналистами и заодно предоставить оным журналистам возможность пощупать живые устройства в массовом порядке. Собственно, ровно так и обстояло дело с информационной составляющей юбилейной презентации Toshiba в Москве, состоявшейся в начале октября.
Главные экспонаты всем интересующимся были хорошо знакомы по новостям: первый серийный смартбук Toshiba AC100, который уже даже успел попасть на обзор в 3DNews; первый серийный ноутбук с двумя сенсорными дисплеями Libretto W100; сверхлегкий Portege R700 – правда, переименованный из маркетинговых соображений в Satellite R630; ноутбук Satellite A665 со стереодисплеем.
Информация обо всех этих устройствах была доступна еще летом. Из более-менее свежего можно отметить разве что планшетный компьютер Toshiba Folio 100 – он был анонсирован «всего лишь» в начале сентября на выставке IFA в Берлине.
А причина мероприятия, надо сказать, в этот раз была очень даже масштабная. Дело в том, что в этом году исполнилось 25 лет первому портативному компьютеру Toshiba, который в компании называют первым ноутбуком в мире. По поводу второго титула есть кое-какие разночтения. Однако Toshiba T1100 – так называлось это устройство – можно с уверенностью назвать одним из первых ноутбуков. И уж совсем не вызывает сомнений тот факт, что благодаря T1100 компания Toshiba навсегда вошла в историю ноутбукостроения.
Поэтому сотрудникам Toshiba необходимо было любой ценой превратить неизбежно тусклое в информационном смысле мероприятие в хорошее и запоминающееся событие. Обычно для этого используются масштабные развлекательные программы. Но в Toshiba избрали более хитрый способ: создали юбилейную коллекцию шедевров – собрание известных произведений искусства, в которые «встроены» ноутбуки Toshiba. Получилось весьма любопытно.
Начнем с творчества одного из известнейших художников-постимпрессионистов – Винсента Ван Гога – вернее, с переосмысления этого творчества художником Toshiba. Это один из нескольких случаев в данной экспозиции, когда создателю полотна далось добиться хорошей узнаваемости ноутбука без размещения на нем логотипа. Характерная форма сенсорной панели и линии корпуса мгновенно выдают в изображенном портативном компьютере Toshiba Satellite U500.
В качестве основы взята одна из трех версий картины «Пшеничное поле с кипарисами» – судя по всему, та версия, которая в данный момент хранится в Лондонской Национальной галерее.
На дисплей ноутбука – вот так совпадение! – помещен фрагмент совсем недавно упоминавшегося в материале «Неземная красота нанотехнологий» полотна «Звездная ночь».
Еще одно произведение, изображающее ту же модель Toshiba. Правда, тут художник уж очень сильно польстил Satellite U500 – в реальности ноутбук далеко не такой тонкий, каким выглядит на картине. В отличие от предыдущего полотна, здесь логотип все-таки имеется – два иероглифа под дисплеем являются настоящим, японским написанием Toshiba.
Оригиналом этого произведения является гравюра одного из известнейших японских художников XIX века, творившего в стиле укиё-э, что примерно переводится как «картины изменчивого мира» – Кацусики Хокусая. «Большая волна в Канагаве» входит в сборник «Тридцать шесть видов Фудзи»: изображенная на экране ноутбука вершина как раз и есть Главная гора Японии.
Наконец, третий случай использования образа Satellite U500 на выставке шедевров Toshiba – композиция, созданная по мотивам творчества культового представителя направления поп-арт – Энди Уорхола.
С первого взгляда любой узнает в этой композиции переосмысление знаменитых «цветных Мэрилин», коих Энди в свое время создал великое множество – в совершенно разнообразных вариантах расцветки.
Однако если копнуть чуть глубже, то станет понятно, что данный шедевр Toshiba по сути куда ближе к работам Уорхола, созданным им для Mercedes-Benz к столетнему юбилею создания первого в мире автомобиля.
Второй представитель поп-арта в галерее шедевров Toshiba – Рой Лихтенштейн. Кто бы что ни думал, нарочито «полиграфическая» рисовка является не главной составляющей картин Лихтенштейна. Гораздо важнее скрывающаяся за единственным кадром комикса большая и интересная история, которую художник предлагает зрителю придумать самому.
Собственно, художнику Toshiba над данным произведением пришлось трудиться не так уж долго – достаточно было заменить монитор стационарного компьютера ноутбуком. И картина готова: с правильным настроением и нужным логотипом на крышке.
Еще одна картина, процитированная практически дословно – «Гроза» Магритта. Это далеко не самое известное из его произведений, но оно идеально подошло для целей экспозиции Toshiba.
Немного лишней черной краски, несколько взмахов кисти – и из крупных голубых параллелепипедов получился вполне отчетливый ноутбук.
И раз уж зашла речь о сюрреализме, то, разумеется, никак нельзя было обойтись без самого известного представителя этого направления – Сальвадора Дали. По технике, правда, получилось не очень похоже, но с точки зрения образов – стопроцентно узнаваемо.
В данном случае процитирована далеко не единственная работа мастера. Произведение художника Toshiba представляет собой коллаж, собранный из наиболее известных образов, созданных Дали. В первую очередь – конечно же, мягкие часы с картины «Постоянство памяти».
Но одними часами дело не ограничивается. Здесь и фигура с выдвижными ящиками и подпорками с картины «Горящий жираф», и женщина с головой из роз, причем букет в данном случае заменен единственным цветком с полотна «Медитативная роза», и Глаз, и один из знаменитых слонов. Фактически, в коллаже использованы чуть ли не все самые узнаваемые образы Дали.
Дали называл своим вторым отцом Пабло Пикассо. Разумеется, не забыли самого популярного художника XX столетия и составители коллекции шедевров Toshiba.
Для большинства произведений экспозиции Toshiba в качестве оригиналов были выбраны наиболее известные произведения именитых авторов. А вот в случае Пикассо было использовано достаточно редко встречающееся полотно – изображение в сети еле удалось найти.
Очень удачно обыграли в Toshiba творчество Эшера, известнейшего художника-графика.
Литография «Рисующие руки» как будто специально была создана голландцем для Toshiba Libretto W100 – первого серийного мобильного компьютера с двумя сенсорными дисплеями.
Картины Поллока часто вызывают неоднозначную реакцию публики и критиков. Но факт остается фактом - на сегодняшний день самым дорогим из когда-либо проданных произведений является его полотно «Номер 5». Сумма в 140 миллионов долларов, заплаченная за него в 2006 году – неплохая причина для того, чтобы если не любить творчество Поллока, то хотя бы его знать.
Судя по всему, художник Toshiba даже не пытался копировать какое-то конкретное произведение Поллока, а просто создал картину в похожем стиле (хотя и с нарушением основного правила ташизма – минимального влияния сознания на создаваемые образы). Так что в качестве примера здесь можно привести любую картину, хотя бы ту же «Номер 5».
Другой абстракционист, не столь радикальный – один из основоположников этого направления живописи, Василий Васильевич Кандинский.
Ноутбук чрезвычайно органично вписался в картину: центральный объект этого произведения – секущая линия – крайне удачно использован в качестве грани между корпусом и крышкой портативного компьютера.
Еще один отец-основатель абстракционизма - Пит Мондриан. Наличие линий, отличных от горизонталей и вертикалей, противоречит характерному стилю самых известных произведений нидерландского художника – и противоречит вложенной в эти картины идеологии.
Но если не обращать внимания на нюансы, нельзя не признать, что узнаваемость Мондриана полностью сохранена.
Завершает список мировых шедевров Toshiba весьма удачная интерпретация картины Марка Шагала.
Быть может, картина выбрана не самая известная. Зато ноутбуки встроили в нее так удачно, что создается впечатление, что они здесь были всегда.
Экспозиция была создана для региона CISMAT: CIS (СНГ), Middle East, Africa, Turkey. Перед прибытием в Москву ее уже успели показать в Дубаи (ОЭА), Стамбуле (Турция), Бейруте (Ливан), Йоханнесбруге (ЮАР) и Найроби (Кения). Для локальных презентаций, помимо «общемировых» шедевров создавались локальные же полотна. Конечно, сложно по-настоящему оценить качество их изготовления, не зная, каковы были оригиналы, и насколько общий результат вписывается в понятия местных жителей о национальной эстетике. Но большинство произведений выглядит как минимум симпатично.
В случае России, в принципе, можно было бы обойтись и без «локализации». Благо, среди общемировых шедевров экспозиции были Василий Кандинский и Марк Шагал. А если вдруг этого покажется мало, то можно вспомнить, что оба знаменитых испанца – Дали и Пикассо – были женаты на русских женщинах, которые стали их музами. В общем, никто бы особенно не обиделся, если бы на выставке в Москве не было бы специальной «русской добавки».
Но она, к сожалению, была. К сожалению – потому что оба представленных произведения получились не особенно удачными. Вот, к примеру, тошибовская версия самого известного полотна Шишкина.
От типичной для великого русского пейзажиста тщательнейшей проработки деталей не осталось и следа. И что самое печальное: силуэт ноутбука выглядит крайне неестественно.
Вторая чисто русская картина принадлежит кисти Александра Исаева. С ней обошлись помягче, чем с «Утром в сосновом лесу». Хотя отчасти это обусловлено тем, что произведение изначально далеко не такое сильное.
Однако ноутбук встроен в изображение отнюдь не так органично, как на большинстве приведенных выше шедевров. Еще одна незадача: в подписях к картинам на выставке художника окрестили Павловичем – кто-то перепутал отчество с фамилией.
Впрочем, даже эта несколько смазанная «локализация шедевров» не может испортить в целом положительное впечатление от экспозиции Toshiba. В конце концов, нечасто удается увидеть столь органичное совмещение современных технологий с настоящим искусством.