Недооценить роль видеокарты в современном компьютере, наверное, попросту невозможно. И если еще недавно их мощь проявлялась только в играх, то современные GPU, поигрывая мускулами, предлагают пользователям переложить на себя значительную часть традиционных обязанностей центрального процессора. В то же время новые модели CPU поставляются с интегрированными графическими ядрами, что заставляет беспокоиться о будущем дискретных ускорителей.
Чтобы поговорить о текущей ситуации на рынке графических ускорителей мы встретились с Полом Саном (Paul Sun), генеральным менеджером Palit Microsystems. Пол пришел в Palit из NVIDIA, а до этого немало лет проработал в Dell и IBM. 3DNews — первое отечественное онлайн-издание, которому он дал интервью.
Пол Сан: Нашей компании уже больше двадцати лет, и с самого начала мы специализировались на производстве графических карт. Правда, в то время еще не было NVIDIA, а ATI только-только выпустила чип Mach 8. К слову, он был первым продуктом такого рода, способным обрабатывать графику вообще без участия CPU. Но первые карты Palit были выполнены на базе тогдашних лидеров массового рынка — Trident и S3. Тогда времена были другими, и войти в графический бизнес в качестве разработчика чипов не представляло особого труда. Сегодня же все довольно жестко поделено NVIDIA и AMD, и вероятность появления новых игроков, честно говоря, выглядит довольно призрачно. Замечу — это непросто даже для очень опытных и состоятельных компаний вроде Intel. Перед ними стоят барьеры в виде многочисленных патентов и сложившихся предпочтений покупателей.
Мы были одними из первых производителей графических решений, вышедшими на российский рынок. Сначала продукция Palit Microsystems продавалась под разными брендами, но постепенно было решено сосредоточиться на главном, и сейчас основная часть карт поступает в продажу под маркой Palit.
Сейчас на наших заводах производится от 1 000000 до 1200000 графических карт ежемесячно, в зависимости от сезонных колебаний. Часть произведенного нами покупается локальными брендами в разных странах. Подчеркну, что Palit Microsystems — крупнейший ODM-производитель видеокарт в мире, то есть мы не просто перемаркировываем уже готовые продукты, как это часто бывает, а разрабатываем дизайн плат и систем охлаждения. На долю Palit Microsystems приходится, по разным оценкам, от 20 до 25 процентов мирового рынка дискретных графических решений. На российском рынке, по последним данным, у нас более 40%, на Украине — около 30%.
Сергей Вильянов: Давайте чуть подробнее остановимся на дизайне. Еще недавно каждый производитель старался придумать что-то свое, а сейчас налицо удивительное единообразие. Порой, не прочитав надпись на наклейке, сразу и не отличишь продукты конкурентов друг от друга.
Пол Сан: Действительно, сегодня очень многие карты похожи, как близнецы. И, если честно, таковыми они и являются. В современных продуктах очень многое «завязано» на GPU, который сам по себе представляет сложнейшее интегрированное устройство и должен быть размещен на плате в соответствии с жесткими требованиями. То есть в видеокарте все примерно на 80% предопределено требованиями производителя чипа, и только 20% можно изменить в целях улучшения потребительских свойств. Последнее довольно дорого и хлопотно, и многие наши коллеги по бизнесу предпочитают просто тиражировать референсный дизайн. Мы же считаем, что совершенству предела нет, и потому тратим немало времени на улучшение системы охлаждения, интеграцию дополнительных интерфейсов, подбор чипов, гарантированно способных работать на частоте, которая выше рекомендованной, и тому подобные вещи, нравящиеся покупателям.
Больше того: если приложить голову, можно снизить себестоимость производства и отпускную цену без намека на ущерб для качества и производительности. Это, согласитесь, тоже немаловажно.
Сергей Вильянов: Раньше вы отличались известной «всеядностью», а сегодня в ассортименте Palit только карты на решениях NVIDIA. С чем это связано?
Пол Сан: Буду с вами откровенен. Производство видеокарт — это не только крайне интересное занятие, но еще и большой прибыльный бизнес. Будучи одним из крупнейших производителей, мы можем заглядывать в будущее индустрии заметно дальше, чем обычные люди и даже IT-журналисты со стажем. И вот однажды мы увидели, что NVIDIA предлагает более широкий спектр решений, «закрывающий» все существующие на рынке потребности, причем лучше, эффективнее и просто дешевле, чем конкуренты. И такая ситуация сохранится не только сегодня и завтра, но и, с большой вероятностью, послезавтра. Я уже говорил, Palit не просто посредник, наклеивающий свою марку на готовые видеокарты — мы занимаемся разработкой и массовым производством. Поддержка двух платформ возможна, если одна существенно отличается от другой. Но если можно максимально сосредоточиться на одной, не нанося ущерба интересам наших клиентов — почему нет? Это повышает эффективность бизнеса и позволяет создавать более интересные продукты.
В то же время я не рискну утверждать, что нынешняя ситуация, что называется, на века. Если AMD начнет заметно опережать NVIDIA в долгосрочной перспективе или в их чипах появятся уникальные особенности, не имеющие аналогов в GeForce — мы, несомненно, подкорректируем свою позицию. В бизнесе нельзя быть лояльным кому-то в ущерб покупателям.
Сергей Вильянов: Ходят слухи, что такая лояльность щедро вознаграждается производителем чипов…
Пол Сан: (смеется) Ах, если бы… Мы получаем определенную скидку за объем покупаемых GPU, но они вполне стандартны для всех, включая наших конкурентов.
Сергей Вильянов: Следующий вопрос давно волнует меня самого. На референсных картах NVIDIA и AMD устанавливаются весьма эффективные системы охлаждения, которые, кроме всего прочего, умеют выбрасывать весь горячий воздух за пределы системного блока. В результате, какой бы горячей ни была сама карта, другие компоненты компьютера не страдают. А вот система охлаждения Palit хоть и немного потише, но практически весь воздух оставляет внутри корпуса. И если последний недостаточно хорош, многочасовой сеанс игры может закончиться серьезным перегревом компонентов. Так почему бы не отправить горячий воздух наружу?
Пол Сан: Системы охлаждения для референсных карт NVIDIA и AMD делает одна и та же компания. Это действительно высокоэффективные решения, но производитель никак не может наладить их действительно массовое производство. Его мощностей хватает на десятки тысяч экземпляров, но нам-то нужны кулеры для сотен тысяч и даже миллионов! Поэтому просто купить готовую систему и поставить себе не получится.
И скопировать конструкцию мы тоже не можем, потому что она очень тщательно запатентована. Возможно, со временем нам удастся обойти ограничения, но пока это невозможно.
Сергей Вильянов: Нет ли у вас опасения, что видеокарты постигнет судьба Sound Blaster и ее аналогов? Ведь графическое ядро уже прочно обосновалось внутри CPU, как звук в свое время переехал из дискретных карт в чипсет материнской платы.
Пол Сан: Мы внимательно наблюдаем за развитием графических возможностей процессоров, но пока не чувствуем угрозы с их стороны. Да, возможно, эта условно бесплатная графика лишит нас некоторого количества покупателей самых бюджетных карт, однако на продажи решений среднего и высшего класса влияния не окажет никакого. Конечно, определенный прогресс в интегрированных графических ядрах налицо, и все же с современными играми они, как и прежде, справляются посредственно. Так что любители игр продолжат покупать видеокарты. Кстати, ценители качественного звука тоже редко удовлетворяются интегрированными решениями и покупают специальные платы или внешние адаптеры. Только таких людей гораздо меньше, чем геймеров.
Да, и у меня есть предчувствие, что через год-другой число компаний, выпускающих видеокарты (или, по крайней мере, имитирующих этот процесс) сократится до 5-6. Сами карты становятся все сложнее, растет цена компонентов, тогда как розничные цены взвинтить невозможно. По мере снижения маржи выживать и развиваться смогут только достаточно крупные производители.