⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Финал фотофестиваля Sony WPA 2011: репортаж с лондонской церемонии
На страницах сайта 3DNews уже стало доброй традицией освещать ежегодный фотофестиваль Sony World Photography Awards. Опять же, по доброй традиции этот фестиваль проходит в конце апреля, и обычным местом его проведения были знаменитые Канны на Лазурном берегу Франции. В этом году организаторы решили провести эксперимент: дату проведения оставили ту же, но фотофестиваль SWPA 2011 вместе со всеми его выставочными павильонами, мастер-классами и гала-церемонией награждения победителей переехал в Лондон. Сравнивая впечатления от двух мест проведения SWPA спустя неделю после поездки, когда уже улеглись бурные эмоции, хотелось бы сказать, что события эти совершенно разные по темпераменту и характеру. В целом фотоконкурс Sony World Photography, проводимый международной организацией World Photography Organisation при генеральной спонсорской поддержке компании Sony, только выиграл от смены мест и вдобавок обогатился новыми красками. Лондон — это совершенно другая динамика жизни, другие ритмы, краски, обаяние, нежели в Каннах или в любом российском городе. Даже старейший лондонский метрополитен не похож ни на один другой на свете. Кстати, про Россию: удивительно, но именно в Лондоне мне пришлось стоять на пересечении Московской улицы с Санкт-Петербургской площадью. Фантастика! Кроме того, напомню, что наша поездка проходила в последнюю неделю апреля, которая, как вы все помните, закончилась событием в общем-то мирового масштаба: свадьбой принца Уильяма и Кейт Мидлтон, ныне герцога и герцогини Кембриджских. Подготовка к свадьбе проходила на улицах Лондона, и это не могло не оставить отпечаток на наших впечатлениях от поездки. Так что позвольте начать репортаж с небольшой фотозарисовки по предсвадебной теме. Лондон — это в любом случае город, где наиболее ярко ощущаются традиции королевской власти страны, исторической и действующей. Помножьте всё это на достаточно сильно заметные и по сию пору следы пышности метрополии огромной империи, и вы поймёте, о чём речь. Так что, может быть, для кого-то английская королева и является ныне лишь номинальным монархом, подчиняющимся предписаниям парламента, но англичане, и это очень чувствуется, по-настоящему чтут и любят своих монархов и традиции. Такого количества памятников на квадратную милю и, главное, так хорошо ухоженных мне не доводилось видеть ещё нигде. Но в три дня, что мы находились в Лондоне и что предшествовали свадьбе принца Уильяма и Кейт Мидлтон, невозможно было найти такой уголок в английской столице, который бы не говорил: скоро свадьба, и мы этому несказанно рады. Лондон — любимое место паломничества многочисленных туристов, и грех было на них не заработать в преддверии такого большого события. Так, некоторые магазины зазывали к себе с помощью бесплатных британских флажков с датой свадьбы, а каждый без исключения паб посчитал своей честью сообщить, что у них можно будет наблюдать онлайновую трансляцию мероприятия в реальном времени. Но всё это делалось с такими открытыми улыбками и дружелюбием, что нельзя было не поверить в их искренность. А как вам британские полицейские! На улицах, на переходах, у Букингемского дворца и где бы там ещё ни было они источают дружелюбие, открытость, искреннее желание помочь. Во многих странах мне довелось побывать и многих блюстителей закона довелось видеть, но британские полицейские, знаете ли… впервые возникло чувство, что между ними и жителями, даже гостями страны, нет никаких барьеров, границ. Осталось глубокое впечатление, что они именно свои, извините за выражение, народные полицейские! Потрясающе! Несладко в эти дни пришлось разве что почётному караулу, проводившему бесконечные репетиции парада и церемонии, невзирая на тысячи глазеющих ротозеев-туристов. Даже подумалось: а может быть, их не столько муштруют на предмет выправки, сколько тренируют на совершать манёвры непосредственно на глазах у публики? Одно дело — в казарме, при своих, и совсем другое дело — на виду у тысяч глаз. Туристы — отличный материал для массовки, лучше и не придумаешь. Ещё один интересный момент нашей поездки — это потрясающая экскурсия в телевизионный центр BBC. Надеюсь, не открою большинству наших читателей Америки, если упомяну, что в Объединённом Королевстве каждый житель платит ежегодный налог (и немалый!) на содержание своего национального телевидения, и, таким образом, оно получается объективным, действительно неподкупным, независимым от любого лоббирования и в то же время подотчётным каждому налогоплательщику. Так что сверка рейтингов для BBC — это не просто формальность, это самая настоящая форма обратной связи для коммуникаций с многомиллионными инвесторами, жителями страны. Показывая вам комнатушку небольших размеров с достаточно скромным оформлением, экскурсоводы непременно подчеркнут, что это — лучшая гримёрка, имеющаяся в распоряжении телецентра, и никто не намерен разбрасываться народными средствами ради чьих-то капризов. В качестве примера такой рачительности вам обязательно расскажут историю о том, как приглашённая в своё время на BBC певица и актриса Дженнифер Лопес было раскомандовалась, забраковала именно эту звёздную гримёрку и потребовала пятого-десятого и прочего сала в шоколаде. Сотрудники BBC все требования выполнили беспрекословно, но затем выкатили звезде очень даже внушительный счёт плюс солидную неустойку за 40-минутную задержку съёмки. Это ещё не всё: с тех пор Дженнифер Лопес включена в так называемый «чёрный список» людей, которым пожизненно запрещён вход даже на порог телецентра BBC. Кстати о денежках: суточная аренда для съёмочных нужд вот этой студии — между прочим, старейшей, самой первой на BBC, обойдётся вам в 50 тысяч фунтов стерлингов. Вспомогательный персонал для управления освещением, разумеется, прилагается, ибо освоить всё это хозяйство, скорее всего, и за месяц нереально. И еще один момент. Экскурсоводы BBC — милейшие люди с тончайшим, истинно английским чувством юмора. Например, рассказывая об истории создания главного, старейшего корпуса компании, они непременно упомянут, что идея разместить на достаточно компактном участке земли, формой напоминающем сектор пиццы, здания в форме вопросительного знака пришла архитектору не где-нибудь, а именно в пабе, «после пары пива, когда глаза его уже сложились в кучу». Именно начертанный на фрагменте конверта гигантский вопросительный знак и лёг впоследствии в основу архитектурной концепции. Словом, будете в Лондоне — обязательно постарайтесь попасть на экскурсию в BBC, узнаете очень много интересного, поучительного и познавательного. А мы на этом месте прекращаем рассказывать о секретах британской столицы (чтобы не испортить вам впечатление от будущей прогулки) и переходим к сути нашей поездки в Лондон. Конкурс World Photography Awards при спонсорской поддержке компании Sony проводится Всемирной организацией фотографии начиная с 2007 года. Бренд World Photography объединяет ряд международных инициатив и программ, которые задействуют фотографов в самых разных отраслях коммерческой, культурной и образовательной деятельности, одновременно с этим проводя мероприятия, открытые для участия широкой общественности. Под брендом World Photography также проходят студенческое состязание World Photography Student Focus Competition, Международный фестиваль фотографии — он включает программу World Photography Focus Programme и коллекцию World Photography Collection. Сайт 3DNews освещал финалы конкурса World Photography Awards в 2009 и 2010 годах, а сегодня вы видите перед собой не что иное, как отчёт с церемонии награждения SWPA 2011. В этом году в конкурсе World Photography Awards приняли участие фотографы из 162 стран. В профессиональном конкурсе было представлено 53 233 снимка, в открытом (любительском) — 51 878 снимков. Кроме церемонии награждения победителей конкурса SWPA 2011, проходившей 28 апреля в зале крупнейшего лондононского кинотеатра Odeon, с 26 апреля по 22 мая в лондонском культурном центре Сомерсет-Хаус также проходит фотовыставка работ, победивших в конкурсе Sony World Photography Awards. Если кто планирует поездку в Лондон в ближайшее время — ещё есть шансы посмотреть снимки победителей воочию. Если есть желание посмотреть на работы всех участников SWPA 2011 и выставок прошлых лет, это можно сделать на сайте Всемирной организации фотографии, там имеются онлайн-галерея и новостной раздел. Кроме того, там можно найти исчерпывающую информацию о премиях и категориях, список нынешних членов Всемирной фотоакадемии и ключевые даты. А сейчас — усаживайтесь поудобнее, начинаем репортаж. Шорт-лист первой номинации, о которой следует рассказать, был объявлен ещё 22 февраля. Студенческий конкурс Student Focus, проходящий в рамках конкурса Sony World Photography Awards 2011, можно охарактеризовать как престижную студенческую премию в области фотографии. В конкурсе могут участвовать любые вузы со всего мира, где есть программа подготовки фотографов. В состязании 2011 года приняли участие более 200 учебных заведений с шести континентов. При этом еще в 2010 году их было 120, а в 2007 году (первый год проведения конкурса) — всего 10, и все из стран Европы. В этом году задание студенческого конкурса составлялось совместно с интернет-программой галереи Тейт для юных дарований — Young Tate Online. В основу задания легла получившая широкое одобрение критиков фотовыставка EXPOSED («НА ВИДУ»), прошедшая в лондонской галерее Тейт Модерн. В финальную часть конкурса попали десять подающих надежды фотографов по одному от каждого из вузов, вошедших в шорт-лист. Все фотографы, попавшие в шорт-лист, приняли участие в Международном фестивале фотографии (World Photography Festival) в лондонском культурном центре Сомерсет-Хаус (Somerset House). В шорт-лист вошли следующие десять учебных заведений, в том числе, пять из Европы:
Также в шорт-лист вошёл Королевский технологический институт Мельбурна из Австралии, Рори Гардинер (Rory Gardiner); Школа искусств Tisch университета Нью-Йорка, США, Джонно Раттман (Jonno Rattman); Школа фотографии Motivarte, Аргентина, Хуан Тронкосо (Juan Troncoso); Медиа-академия Южной Азии Pathshala, Бангладеш, Тушикур Рахман (Tushikur Rahman); Технологический университет Цване, ЮАР, Фрэнк Маршал (Frank Marshall). Отбор в шорт-лист осуществляло авторитетное жюри: Дебора Уиллис (Deborah Willis) — председатель и преподаватель фотографии Школы искусств Tisch (университет Нью-Йорка); Эдер Шиодетту (Eder Chiodetto), куратор секции фотографии Музея современного искусства Сан-Паулу; Роджер Тус (Roger Tooth), фотодиректор изданий Guardian, Observer и guardian.co.uk; Саймон Норфолк (Simon Norfolk), лауреат премии Зарубежного пресс-клуба Америки и приза «Диалог» (Le Prix Dialogue) на конкурсе Les Rencontres D’Arles в городе Арль; а также Сидзука Ёкомидзо (Shizuka Yokomizo), прославившаяся серией портретов Strangers, фотограф, чьи работы выставляются по всему миру. Задание для второго этапа конкурса формулировалось так: «Действия громче, чем слова». Десять фотографов, попавших в шорт-лист, должны были сделать серию снимков на тему действия и движения при помощи камер Sony Alpha. На подготовку отводился месяц, а в апреле они вместе со своими наставниками посетили Лондон, чтобы вступить в борьбу за премию 2011 года. Победителем студенческого конкурса фотографии Student Focus, проходившего в рамках конкурса Sony World Photography Awards 2011, был провозглашен Луи Буле из Высшей национальной школы имени Луи Люмьера (Франция). В качестве приза ему досталось цифровое фотооборудование Sony на сумму примерно 45000 евро. Собственно говоря, уж, видимо, очень особым было задание, потому как и в работе нашей соотечественницы Нади Городецкой также просматриваются весьма специфические нотки. На любителя. Далее в программе Sony World Photography Awards 2011 состоялась церемония награждения фотографов, чьи снимки были применены для оформления книг издательства Kraszna-Krausz Book. С чистой совестью пропускаю этот момент. Следующим в программе вечера шло награждение победителей Открытого конкурса Sony World Photography Awards 2011. Победители в номинациях этой, по сути, категории для любителей, были объявлены ещё 22 марта. В жюри конкурса вошли: Фрэнсис Ходжсон (Francis Hodgson), британский фотокритик и председатель почетного жюри; Эндрю Сондерс (Andrew Saunders), вице-президент по направлению «креативные изображения» компании Getty Images; Жозеф Жан Ролан Дюбе (Joseph Jean Rolland Dubé), вице-президент iStockphoto по развитию контента; Ян Сэлмон-Леганье (Yann Salmon-Legagneur), старший менеджер Sony Europe по маркетингу; а также Пол Джендж (Paul Genge) из отдела технического маркетинга Sony-Великобритания. Шорт-листы по всем категориям открытого конкурса составлялись iStockphoto— крупнейшим в мире интернет-фотобанком безгонорарных изображений, а также объектов для медиа и дизайна. Среди более чем 51 тысячи фотографий, присланных из 148 стран, лучшими были признаны работы следующих фотографов:
Снимки победителей будут опубликованы в каталоге работ лауреатов, каждый из победителей открытого конкурса получит в качестве награды среди прочего однообъективный зеркальный цифровой фотоаппарат Sony. Вот она, работа под названием «Движение» — абсолютный победитель Открытой категории, сделанная фотографом Чань Квок Хун (Chan Kwok Hung) из Гонконга. К сожалению, в этом году ни в шорт-лист, ни в список финала не вошли фотографы из России и стран СНГ. Напомню, в прошлом году в любительской категории Fashion победил россиянин Алексей Чеботарь. Но здесь же также стоит напомнить, что участие в открытом конкурсе Sony World Photography Awards может принять любой, кто интересуется фотографией, представив один из своих снимков. Это вам такой прозрачный намёк: не упустите возможность принять участие в Sony World Photography Awards 2012. Поскольку имена победителей уже названы, и каждый желающий может посмотреть их работы на сайте World Photography Organisation в совершенно открытом доступе, к тому же никакой фотоотчёт не в состоянии вместить в себя работы всех участников и победилелей, мы ограничимся воспроизведением лишь избранных работ победителей и участников, занявших второе/третье места. Дело в том, что по сложившейся традиции мнение участников церемонии награждения, в частности, вашего покорного слуги, отнюдь не всегда совпадало с мнением судей: порой занявшая третье или второе место работа казалась настоящим шедевром на фоне первого места. Разумеется, не нам, любителям, спорить с профессионалами, но раз уж это репортаж со всеми вытекающими из этого субъективностями... Итак, шедевры Открытого конкурса Sony World Photography Awards 2011 по версии 3DNews. Теперь — финальная часть Sony World Photography Awards 2011, присуждение главной премии — «Золотого ириса» (L’Iris D’Or), вручение ежегодной награды за выдающийся вклад в развитие фотографии, а также награждение победителей в профессиональных категориях. Наши постоянные читатели помнят, что фотографии победителя прошлогоднего SWPA 2010 мы даже не стали выкладывать на страницах 3DNews. Какими бы благими ни были соображения уважаемого судейского жюри, но публиковать постановочные фото с живодёрни, где живой барашек смотрит на истекающие кровью трупы своих братьев, — знаете ли, если и есть в этом какой-то гуманный призыв, то очень уж он замаскирован под толстым слоем садистических ноток. Один из снимков лауреата «Золотого ириса» 2011 года, аргентинца Алехандро Часкильберга (Alejandro Chaskielberg) из Буэнос-Айреса, правда, тоже не блещет улыбками, но хотя бы обошлось без постановочных извращений. Работы конкурсантов оценивало жюри из 12 судей. Помимо призовых в размере $25 000 долларов и зеркальной фотокамеры Sony, Алехандро, как и победители предыдущих лет Дэвид Циммерман (David Zimmerman), Ванесса Уиншип (Vanessa Winship) и Томмазо Аусили (Tommaso Ausili), удостоился членства во Всемирной фотоакадемии. Алехандро Часкильберг с 18 лет начал работать фотокорреспондентом в местной газете и к нынешнему 34-летнему возрасту добился выдающихся успехов как фотограф. Снимки, принесшие Алехандро «Золотой ирис», это возможность заглянуть в мир людей острова дельты Параны. В рамках проекта High Tide («Высокая вода») Часкильберг провел с островитянами два года. По второму снимку победителя хорошо видно, что он действительно с удовольствием и очень удачно экспериментирует со съёмками при слабом освещении. А также с неожиданно смелой глубиной зоны расфокусировки. Кстати сказать, снимки Алехандро были представлены в профессиональной категории фотожурналистики и документальной съёмки, в категории «Люди». Второе место в этой категории занял Дени Рувр (Denis Rouvre) из Франции, третье место заняла Лусия Эрреро (Lucia Herrero) из Испании. Вот вам один из снимков Лусии её финальной серии, и покончим на этом. Одним из важнейших событий церемонии награждения SWPA 2011 стало вручение награды за выдающийся вклад в развитие фотографии. В этом году её получил 77-летний Брюс Дэвидсон (Bruce Davidson), фотограф от Бога с более чем полувековой творческой биографией, один из самых известных фотографов Америки. Работы Дэвидсона были представлены на выставке в Сомерсет-Хаус, в рамках Международного фестиваля фотографии, и отбирал их для экспозиции сам Брюс Дэвидсон вместе с Саймоном Бейкером (Simon Baker), куратором секции фотографии и мирового искусства галереи Тейт. Среди представленных работ — самые знаменитые снимки Дэвидсона из серий East 100th Street и Circus. Брюс Дэвидсон — один из самых выдающихся фотографов Америки. Отслужив в армии, в 1957 году он стал фотографом в журнале Life, а уже в 1958 году Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) пригласил его в агентство Magnum Photos, активным членом которого Дэвидсон остается по сей день. В 1958 году, чтобы делать снимки, он отправился вслед за цирком, в 1959 году фотографировал жизнь бруклинской банды, в 1961-1965 годах стал летописцем движения за гражданские права, а в 1966-1968 годах запечатлел быт трущоб в Восточном Гарлеме. В 1980 году Дэвидсон открыл краски в сумрачном мире нью-йоркской подземки и затем с 1992 по 1995 год изучал Центральный парк. Работы Брюса Дэвидсона выставляются во многих крупных галереях и музеях, включая Музей современного искусства, Смитсоновский музей американского искусства, Международный центр фотографии, Музей фотографического искусства в Сан-Диего, Европейский дом фотографии в Париже, фонд Aperture в Нью-Йорке, фонд Картье-Брессона в Париже и лондонскую галерею Тейт Модерн. Его фотографии публикуются на страницах множества изданий, а работы приобретают ведущие музеи мира. Кроме того, он выступил в роли режиссера, сняв три фильма. Сейчас, в возрасте 77 лет, Дэвидсон продолжает читать лекции, проводить семинары и делать поразительные снимки. Он живет в Нью-Йорке со своей женой Эмили. Теперь мы переходим к оглашению списка финалистов и победителей Sony World Photography Awards 2011 в профессиональных номинациях. ФОТОЖУРНАЛИСТИКА И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ Актуальные события
Вопросы современности
Люди
Спорт
Искусство и культура
КОММЕРЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ Реклама
Путешествия
Стиль жизни
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ Архитектура
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Концептуальное фото
Разумеется, публиковать все эти снимки в рамках репортажной статьи было бы излишеством, к тому же, напомним, все эти работы можно посмотреть на сайте по адресу www.worldphotographyawards.org. Здесь мы также опубликуем избранные снимки, и не во всех разделах. Например, снимки Сая Сьюз из Германии, победителя в номинации «Стиль жизни» публиковать не хотелось бы по той причине, что наш сайт читают несовершеннолетние. Нет, мы не ханжи и не собираемся морализаторствовать по поводу "обнажёнки", но даже она порой принимает, мягко говоря, невероятные формы. Впрочем, в упомянутой выше категории в финал вышли более чем странные фотографии на все три места. Вот, например, занявшая третье место работа Фабрицио Честари (Fabrizio Cestari) из Италии. Думаете, смело? А мне вот показалось, что сюжет давненько избит десятками предшественников, не говоря уж об Оригинале. В разделе коммерческой фотографии в номинации "Реклама" интересными показались фотографии занявшей третье место Тун Мэн (Tomg Meng), Китай, вот одна из них. Запомнилась работа Эндрю МакКоннела (Andrew McConnell) из Ирландии, в номинации «Путешествия». В номинации «Архитектура» художественной фотографии удивил серией своих работ Алнис Стакле (Alnis Stakle) из Латвии. А как вам работа занявшей второе место в номинации «Концепции» Аны Коп (Ana Cop) из Канады? Серия на самом деле большая, и везде — монументальная архитектура с монументальной дамой пропорций Эпохи Возрождения. Вот это почему-то пошлым не кажется, напротив, заставляет задуматься... В категории «Пейзаж» все фотографии были чудо как хороши, но больше всего понравились работы занявшего третье место Фрэнка Дэя (Frank Day) из США. В категории «Натюрморт» вновь мне больше понравились необычные работы занявшего третье место Чарльза Эмерсона (Charles Emerson) из Великобритании. В категории «Портреты» все работы были просто бесподобны, можно только представить, как сложно было судьям выбрать победителя. Но мне опять хотелось бы отметить не победителя, а занявших второе и третье место Давида Кретшмера (David Kretschmer) из Германии и Паоло Верцоне (Paolo Verzone) из Италии. Работы первого восхитительны своей концептуальностью, выразительностью и законченностью образов. Работы итальянца, в то же время — вы только представьте себе целую серию портретов пожилых дам, это просто волшебный гимн неувядающей красоте и оптимизму! В этих работах просто огромный заряд позитивной энергии, которую всего лишь необходимо заметить, не пройти мимо. В разделе «Фотожурналистика и документальная фотография», если честно, за душу задели работы даже не во всех категориях. Но в категории «Вопросы современности» нельзя равнодушно пройти мимо работ занявшего второе место Кристиана Лутца (Christian Lutz) из Швейцарии, не находите? При подведении итогов в номинации «Спорт» жюри явно не удержалось от шутки юмора, и это чувство с ними полностью хотелось бы разделить, отметив работы победителя Павла Вольберга (Pavel Wolberg) из Израиля. Уже выйдя из «Одеона» по завершении церемонии награждения финалистов фотоконкурса Sony World Photography Awards 2011, мне совершенно неожиданно удалось выхватить из общего настенного выставочного коллажа и сфотографировать работу Дмитрия Русака из Беларуси. Она, как видно из подписи, попала в шорт-лист номинации «Реклама» коммерческого фото. После этого, как говорится, долго думал. О выборе категорий, о кричащей тишине, о королях и капусте. И как-то само собой и получилось, что в этот фоторепортаж не попали многочисленные фото финалистов и победителей, особенно в категории фотожурналистики, посвящённые Африке. Да уж, Африка... Подводя итог умозаключениям, сделанным по итогам этой поездки, хотелось бы вот о чём написать. Пролистывая странички в социальных сетях, нам ежедневно приходится видеть самые настоящие фотошедевры наших френдов и просто друзей. А сколько таких фоторабот хранится в собственных собраниях, уверен, практически у каждого в компьютере? Но на фотоконкурсы мы почему-то отсылать свои труды пока мало приучены. Забывчивость, лень, стеснительность, неверие в свои силы? Я не знаю, но каким бы ни был ответ, всё же зря многие из нас, кому есть что сказать, не участвуют в SWPA и подобных мировых состязаниях фотографов. Ведь не боги горшки обжигают — вы сами можете это видеть по представленным работам. К тому же, и призы победителям достаются весьма серьёзные. И, главное, помните: совсем необязательно, чтобы славу стране приносили заслуженные спортсмены или годами тренированные балерины, это под силу каждому — нужно только правильно выбрать категорию. Ведь это так здорово, попробовать свои силы, принять участие и сказать себе — да, я сделал что смог, но сделал, и этм горжусь. А начать можно с малого — зайти на сайт World Photography Organisation, посмотреть работы прежних лет, запомнить начало следующего конкурса SWPA 2012. И не прозевать его начало. Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|