Цифровой автомобиль

Prology iMap-525MG: не помог ГЛОНАСС, поможет GPS

Это третий двухсистемный навигатор подряд в наших тестах — и последний из ГЛОНАСС-аппаратов на процессорах MStar, которые сейчас есть в свободной продаже. В принципе, должна появиться ещё модель под брендом Digma, но о ней пока ничего не слышно определённого. Так что, описывая Prology iMap-525MG, мы даём полную «картину рынка» в этом сегменте на данный момент.

В том, что первые конкурентоспособные PND с ГЛОНАСС появились именно на процессорах и приёмниках тайваньской фирмы MStar, почти нет случайности. Всего два фактора определяют востребованность рынком новых электронных компонентов — то, как быстро компания может организовать массовое (хотя бы на уровне 70-90 тысяч штук в месяц) производство и какую цену сможет предложить. По этим параметрам «новейшие российские разработки» не будут конкурентоспособны, пожалуй, никогда. Достаточно сказать, что знаменитый чип NV08C от КБ НАВИС, который, хоть и с натяжкой, мог вписаться в конструкцию автонавигаторов, до сих пор не выпускается в запланированных объёмах (а ведь с момента презентации прошло более года — вечность с точки зрения скорости прогресса в микроэлектронике), а то, что есть, продаётся по совсем нескромным ценам (видимо, в расчёте на производителей трекингового оборудования, сбываемого по заведомо завышенным ценам в рамках госконтрактов). Удивительно, но и братья-китайцы из UniStar тоже не спешат с крупносерийным выпуском чипа DSP 4307, не сильно веря в его рыночные перспективы. Так рынок долгое время и существовал под знаком вопроса: что будет раньше — курица или яйцо? Кто первым рискнёт — «навигаторщики» начнут скупать дорогие и некачественные ГЛОНАСС-приёмники в расчёте на то, что следующие партии будут лучше и дешевле, или электронщики выбросят на рынок элементы должного уровня по нормальным ценам?

MStar не сделал технической революции, его приёмники — отнюдь не передний край прогресса. Но он рискнул — и инвестировал в крупную партию чипов. Есть подозрение, что и продаёт он свои процессоры и ГЛОНАСС-приёмники ниже себестоимости, исключительно в маркетинговых целях, чтобы «застолбить поляну». И не очевидно, что это верная тактика: никто пока не может с уверенностью предсказать уровень спроса на ГЛОНАСС-навигаторы. Даже если Россия мерами тарифного регулирования — как уже неоднократно обещалось — закроет рынок для односистемных Navstar-устройств и MStar останется на этом рынке в гордом одиночестве, не факт, что инвестиции «отобьются»: для этого нужен общемировой рынок и производство чипов на уровне нескольких миллионов штук в год. Но сложность ещё и в том, что сам рынок PND имеет весьма невнятные перспективы. С одной стороны, его здорово поджимают смартфоны, особенно на Android, с другой — грядёт конкуренция с нарождающимся классом мини-планшетов с экранами в 6-7 дюймов. А для этих категорий гаджетов компоненты MStar совершенно не подходят, там нужны другие габариты и другая функциональность. Если кто и «впишется» в требования времени, так это Qualcomm с сериями чипсетов MSM7х30 и MSM8х60, сделанных по топологии 28 нм. Кстати, раз уж зашла речь о Qualcomm: есть кулуарная информация, что фирма подготовила новую серию многофункциональных чипсетов под условным индексом MSM8ххх. Все они, кроме Navstar/ГЛОНАСС/Galilleo/Compass, GSM и Full HD-видео, поддерживают сети 4G (LTE и HSPA+) и имеют модуль Wi-Fi с вшитой программой навигации по хот-спотам. Получается, Qualcomm реализовал предложенную им самим год назад концепцию навигации по всем возможным на сегодняшний день технологиям — спутникам, LBS и Wi-Fi. Вот такие устройства — да, имеют однозначно хорошую коммерческую перспективу. А MStar… С имеющимися моделями он обречён балансировать на грани рентабельности из-за ограниченного (в сравнении с другими гаджетами) спроса на PND.

Почему мы так много говорим об MStar? А потому, что сравнивая навигаторы на базе приёмников и процессоров этой марки, мы де-факто сравниваем конкретные решения по их применению. В основном — программные, ибо аппаратные платформы, в кои интегрируются MStar, похожи более чем близнецы. В двух предыдущих тестах (Explay GN-510 и Lexand SG-555) выяснилось, что, имея два почти одинаковых набора деталек, можно построить довольно непохожие навигаторы. Непохожие ни по «поведению», ни по внешнему виду и функциональности. Сегодня весовая планка, застывшая в равновесии между значениями «плохо» и «хорошо», должна качнуться в одну из сторон. Так что у Prology iMap-525MG ныне почётная миссия — стать судьей приёмникам и процессорам MStar.

Для начала — традиционное описание навигатора.

iMap-525MG — это PND с пятидюймовым дисплеем стандартного разрешения, 480х272 пикселя. Аппарат получился очень тяжёлым, 240 граммов, сейчас для «пятидюймовок» хорошим показателем считается масса до 190 граммов.

Судя по всему, основной вес приходится на 1100-мА*ч батарею, с которой заявленное время автономной работы составляет 5 часов. У нас в режиме навигации получилось в полтора раза меньше, около 3 часов, но это тоже неплохо. Модным металлом в декоре Prology не злоупотребляет, из алюминия сделана только торцевая рамка по периметру, всё остальное из пластика. Сам пластик очень высокого качества и приятен на ощупь. И это не маркая и недолговечная «обрезинка», это сам пластик имеет приятную фактуру, на которой не остаются следы от ногтей и которая не станет со временем щеголять псевдоблагородными потёртостями.

Передняя панель сделана заподлицо с краями, нет никакой дополнительной отбортовки, что приятно. Увы, вписать корпус в размеры дисплея не получилось и экран обрамляет чёрная рамка шириной чуть менее сантиметра. На этой рамке, в левом верхнем углу притулился едва заметный индикатор включения питания.

Задняя панель богата всякими значками и надписями, самой интересной из которых является «Manufactured by SHT Group AG… Switzerland».

Но пользователь не обязан впадать в пиетет перед фирмой «из самой Швейцарии!», чуть левее ясно сказано: «Сделано в Китае». Да и сама «SHT Group AG» имеет к Швейцарии отношение не большее, чем, допустим, к Конго или Эквадору. У компании SHT («Сатурн ХайТек») абсолютно русские владельцы, те же, что у фирмы ММС, крупного поставщика автосигнализаций на наш рынок. Так что Prology вполне справедливо считать отечественным брендом, и зачем его маскируют под швейцарский, не очень понятно.

На задней же панели имеется квадратный «наплыв» высотой 4 мм, под которым скрывается керамическая Navstar/ГЛОНАСС-антенна, знакомая нам по предыдущим тестам. Увы, углубить её в корпус пока не получается. Не то чтобы это было технологически сложно, нет. Это просто дорого. Навигаторы ведь собираются из стандартного набора узлов и компонентов, и если антенну размещать на основной плате, то это потребует серьёзных инвестиций в её производство. Думается, когда тиражи таких навигаторов станут соотносимыми с «мировыми», китайцы быстренько подсуетятся и антенну спрячут.

Под антенной расположена совершенно миниатюрная кнопочка перезагрузки, а в левом нижнем углу — решётка встроенного динамика. Он такой же, как у всех, с плёночной мембраной, диаметром около сантиметра. В данном случае производитель не стал гнаться за красивыми цифрами выходной мощности, более-менее скромно сообщив, что она составляет 1 Вт. Это уже ближе к правде, чем 4 Вт у других навигаторов, но всё равно малореально. Впрочем, методик замера мощности множество, равно как и стандартов. Если ориентироваться не на звуковое давление, а на подводимую мощность, при которой наступает физическое разрушение громкоговорителя, — то почему бы и нет? Если к этой пимпочке подвести честный ватт, то она сгорит, к гадалке не ходи…

Весь нехитрый аппаратный интерфейс навигатора находится на его левой грани, а это спорное решение с точки зрения подвода питания.

С одной стороны, так проще вставлять вилку питания в розетку, с другой — кабель мешает больше, иногда до того, что путается в подрулевых переключателях. Кроме разъёма питания (miniUSB), на левом торце есть только выход для наушников (3,5 мм) и слот для SD-карты. Карточка в комплекте идёт знатная, аж на 4 Гбайт. Понятно, навигационных карт много даётся.

Общее впечатления от «держания в руках» такое: сделано очень качественно, из хороших материалов, с минимальными зазорами. Но повторимся: навигатор избыточно тяжёл, и это главный негатив, сформировавшийся до нажатия кнопки «Вкл».

Комплектация — минимальная, так уж в данном ценовом сегменте принято: сам навигатор, установочный кронштейн, автозарядник и USB-кабель. Ещё есть скромный чехольчик из мягкой, похожей на фланель ткани. Ни диска с ПО и инструкциями, ни сетевого зарядного устройства нет. Соответственно, можно предположить, что производитель вложил в коробочку с Prology iMap-525MG исчерпывающие инструкции на бумаге — и это действительно так. Обе книжечки сделаны в удобном для хранения в машине формате — размером примерно с сам навигатор, только тоньше, естественно.

Руководство к «Навителу 5.0» (а комплектуется аппарат именно этой программой, вместе с пакетом карт «Содружество») на пятнадцати текстовых страничках довольно подробно рассказывает о функциях ПО, но, как обычно бывает, излагает это совершенно чудовищным языком, который не будет понятен неофиту. В погоне за лапидарностью составители текста выплеснули не только воду, но и ребёнка — прочитать это чертовски сложно, понять — ещё сложнее.

Другое дело — руководство к самому навигатору. При том же формате оно напечатано в два раза меньшим шрифтом, примерно «четвёркой». Поэтому текста влезло много, но чисто физически прочесть его тяжело, глаза разъезжаются в поисках точки опоры. Если мелкость шрифта читателя не испугает, то тут он найдёт почти полную информацию об аппарате, нормально и удобочитаемо изложенную. Могут же.

Держатель на стекло выполнен из двух частей, со съёмным кредлом (типичная конструкция).

Стилус, кстати, крепится не в корпусе навигатора, а на тыльной части кредла. Это тоже тенденция: так выходит дешевле. Но и потерять такой стилус проще простого, ведь если навигатор мы бережно храним в чехле, то кронштейну место в «бардачке», а то и под сиденьем. Я, например, потерял стилус примерно через час после начала пользования, и это, пожалуй, рекорд, обычно они хоть пару дней, да живут.

Соединить кредл с кронштейном можно только в одном положении, там предусмотрены направляющие и дополнительный фиксатор. Присоска на стекле держится довольно плохо, несколько раз навигатор падал, несмотря на намеренно-тщательный прижим. Дело, возможно, в самой конструкции прижима, которой смело можно давать сразу два приза — за неудобство и за тотальную распространённость. Нечего и думать о том, чтобы зафиксировать присоску одной рукой, справиться бы двумя, всем телом налегая на кронштейн, а правым большим пальцем стараясь совершить неестественное движение по полуокружности. Особенно достаёт это зимой, когда за ночь присоска замерзает до каменного состояния, а ты вынужден ломать пальцы о предельно неудобный рычажок фиксатора. К сожалению, такие кронштейны дёшевы и потому они почти совсем вытеснили иные типы креплений.

То же справедливо для витого кабеля (а-ля телефонный шнур), вытесненного обычным проводом. Что ж, эти упрощения и неудобства можно только принять, как скверную погоду, бороться с которой бессмысленно.

Маленькая конструктивная неожиданность: Prology iMap-525MG использует процессор и приёмник MStar, но не те, что мы видели в двух предыдущих навигаторах с ГЛОНАСС. Там была связка из MStar MSB2320 и MSB2501, а Prology построен на приёмнике MSR 102 и процессоре MSB 2200. Точной спецификации на эти микросхемы сходу найти не удалось, но, судя по всему, они мало отличаются от вышеприведённой диады. Более того, упоминания об MSR 102 и MSB 2200 вообще встречаются только в связи с навигаторами Prology!

Программный интерфейс навигатора изобилует упоминаниями фирмы «Сатурн Хай-Тек»: что ж, хоть какая-то адаптация под российский рынок… Функционал традиционен: видео- и аудиоплееры, фоторамка, калькулятор.

Ещё есть не очень удобный блокнот, функции которого сводятся к отображению текстов, самому записать ничего нельзя.

И для тех, кому совсем делать нечего, игры, количеством четыре штуки (хорошая новость: тетрис есть).

Навигация по меню довольно проста, заглядывать в инструкцию желания не возникает. Возникает другое желание: добавить чувствительности сенсорной резистивной подложке дисплея, уж больно она «тупит». Порой срабатывания происходят лишь с третьего-четвёртого нажатия. И, как часто бывает в недорогих матрицах, на периферии чувствительность заметно меньше, чем в центре.

Версия навигационной программы в Prology стояла такая: 5.0.0.1246, то есть значительно более свежая, чем у упомянутых выше «Лександа» и «Эксплея». Мелких улучшений в этой версии довольно много, есть доработки по интерфейсу, по скорости роутинга, по алгоритмам построения маршрутов.

К нашему традиционному тесту в городе мы добавили поездку за город, по магистрали М9 «Балтия». Дело в том, что на этом шоссе недавно ввели в строй две новые развязки — с МКАД и на повороте на Нахабино, близ Княжьего озера. Надо отдать должное «Навителу» и навигатору Prology — эти развязки они знают и безошибочно ориентируются в их многополосности.

В принципе, дорожный граф «Навитела» знает больше, чем может отобразить его графическая оболочка. Сам дизайн этого ПО не позволяет внятно показывать разделение по полосам, только по направлениям. Этого бывает недостаточно для предварительного перестроения, особенно если в навигаторе деактивировано голосовое ведение (а это первое, что стоит делать, включая навигатор с «Навителом»). Программе явно не хватает автоматического укрупнения сложных участков дорог до пополосной навигации, как это сделано в «СитиГиде», «ПроГороде» или «Навигоне». Но есть у «Навитела» и приятные особенности, проявляющиеся на развязках и в туннелях. Например, выделение цветом того участка, где нет и не должно быть приёма сигналов со спутников плюс обозначение этого участка стрелочкой, направленной против движения.

В принципе, как пояснили навителовцы, эта стрелочка показывает движение не только в тоннелях, но вообще на любом нижнем уровне многоуровневой развязки.

Теперь главное — навигация в городе. Prology по характеру прокладки и перекладки маршрутов оказался гораздо ближе к «Лександу», чем к «Эксплею». То есть задержки реакции не выходили за рамки приличий, а позиционирование было достаточно точным. Впрочем, в сретенских переулках Prology таки подвирал, можно было проехать поворот, остановиться в 15-20 метрах после него, а навигатор всё настойчиво предлагал повернуть. Минутное выжидание восстанавливало статус-кво, Prology спохватывался и предлагал разворот или новый маршрут. Именно такие задержки характерны для несовершенного алгоритма обработки сигналов от двух спутниковых систем. Не в «Навителе» — ему всё равно, а в самом приёмнике. Но, повторюсь, точность Prology достаточно велика в сравнении с Explay.

Интересно дело обстояло на тестовых развязках на Проспекте Мира. Разворот под эстакадой близ Ростокинского акведука (паркуемся строго в центре разворота!)

выдал такую картинку:

То есть ГЛОНАСС-спутников навигатор не увидел вообще, а Navstar — аж семь штук. Из их данных и выстроились координаты — если судить по Google, весьма приблизительные.

Существенно более точно определились координаты в центре тоннеля около памятника «Рабочему и колхознице».

Здесь были видны спутники обеих систем, что и обусловило большую точность позиционирования. Хотя «срез» тоннеля от приёмника располагался дальше.

На тестовых маршрутах Prology повторил все нюансы поведения двух предыдущих навигаторов с ГЛОНАСС: здесь всё определяется навигационной программой, а ничего революционного в «Навителе» не появилось. Самое главное, что создатели его дорожного графа так и не внесли коррективу в участок, на котором расположена улица Вешних Вод. По-прежнему навигаторы стремятся проложить маршрут по односторонней части улицы, навстречу движению. Будьте бдительны!

Маршрут Прокладка маршрута Наличие на карте информации о конечном пункте
От ул. Молодцова, 2-4 до пр. Шокальского, 22 да да
От пр. Шокальского, 27-1 до пр. Шокальского, 29-4 да нет
От Заревого пр., 2 до ул. Грекова, 3-3 да да
От Широкой ул., 18 до пр. Шокальского, 61-1 да да
От Студёного пр., 10 до Широкой ул., 5-1 да да
От ул. Менжинского, 28-1 до Енисейской ул., 30 нет да
От ул. Менжинского, 28-1 до Староватутинского пр., 7 да да
От Староватутинского пр., 7 до Л.Бабушкина, 31 да да
От Осташковской ул., 15 до Осташковской ул., 7-4 да нет
От ул. Коминтерна, 16 до Анадырского пр., 17 да нет
Маршрут Прохождение теста Описание затруднения «Знание» конечной точки маршрута

От Енисейской ул., 2, стр. 2 до Уржумской ул., 3-1

да Поворот налево на Уржумскую запрещён да
От Староватутинского пр., 15 до пр. Дежнёва да Знак «Въезд воспрещён» на Олонецком проезде да
От Уржумской ул., 3-1 до пр. Серебрякова, 20 да Поворот налево на ул. Амундсена запрещён — одностороннее движение да
От ул. Вешних Вод, 8-1 до Ярославского ш., 42 нет Знак «Въезд воспрещён» в середине ул. В.Вод да
От Радужной ул., 5-1 до ул. Лётчика Бабушкина, 12 да Поворот налево с Радужной запрещён да
От Изумрудной ул., 44 до ул. Малыгина, 8 да Прямой проезд разрешён — убрали знак «Въезд воспрещён» да
От ул. Лётчика Бабушкина, 11 до ул. Коминтерна, 12 да Поворот налево с Л.Бабушкина запрещён да
От Ватутинского пер. до Осташковской ул., 10 да Поворот налево с Ватутинского запрещён да
От Заревого пр., 4 до ул. Тихомирова, 14-2 да Поворот налево с Заревого недавно разрешён нет
От Анадырского, 17 до Менжинского, 32 да Полоса только для общественного транспорта по ул. Менжинского да

Итак, Prology iMap-525MG подтвердил в очередной раз, что двухсистемность в сложных условиях может быть полезна. Но он же подтвердил и то, что приёмники MStar с ГЛОНАССом работают менее корректно, нежели с Navstar, создавая иллюзию меньшей чувствительности для ГЛОНАСС, чем не в полной мере реализуют преимущества двухсистемности. Хотелось бы думать, что эта «сырость» будет вскоре изжита по мере накопления опыта работы с двумя системами навигации.

Тут тайваньцам неплохо бы познакомиться с работами российских инженеров, из тех же «Нависа» или «СПИРИТ-Телекома», которые создали собственные алгоритмы обработки сигналов, в ряде аспектов значительно более совершенные.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥