Цифровой автомобиль

Alpine + NAVTEQ: ТМС-пробки для встроенного навигатора

Если попытаться классифицировать автомобильные навигационные системы, то главным критерием неизбежно будет условный «уровень встраиваемости». Стопроцентно встроенные — это навигаторы, интегрированные в автомобиль самим автопроизводителем. В абсолютном большинстве случаев такие навигаторы имеют оригинальную навигационную программу, а вот карты для них поставляет тот же NAVTEQ, его доля на этом рынке более чем значительна. Характерная черта штатных систем — оторванность от Интернета, отсутствие хотя бы кратковременного коннекта. Соответственно, пользователям таких навигаторов недоступны онлайн-сервисы и обновления по запросу.

Уровнем ниже (по степени «встроенности») находятся навигаторы, именуемые некорректной аббревиатурой ШГУ. Собственно, это расшифровывается как «штатное головное устройство», но на самом деле к штатному (то есть установленному производителем) такие аппараты прямого отношения не имеют, это чистый aftermarket. Такие аппараты повторяют конфигурацию штатных и могут заменить их в приборной панели без ущерба для дизайна салона. По функциям условные «ШГУ» богаче штатных, иначе не было бы смысла менять одно на другое, хотя по качеству изготовления и базовым характеристикам чаще всего уступают заводским. Почти всё, что поставляется в Россию под названием «ШГУ», комплектуется отечественным же навигационным софтом (чаще всего «Навителом») и возможностью выхода в Интернет для закачки информации о пробках.

Ещё ступенькой ниже стоят универсальные головные устройства, по установочному формату равные 1-2 DIN или близкие к тому. Их делают как гранды car audio, так и многочисленные китайские фирмочки. И, пожалуй, это будут разные подгруппы универсальных ГУ. Те, что производят авторитетные компании (Sony, JVC, Kenwood и прочие), оснащены оригинальными программами навигации без выхода в Интернет, а те, что продаются под отечественными брендами (Prology, Mistery, Supra etc), используют тот же «Навител» и (в ряде случаев) имеют выход в Сеть.

Портативные автонавигаторы (PND) — самые многофункциональные устройства, даром что к машине они не привязываются. Для них создано великое множество программ навигации, в том числе и отечественных. Выход в Сеть для PND сейчас уже норма, без этой функции продают только самые дешёвые навигаторы. К этой же категории можно отнести смартфоны с GPS и MID, последнее время именуемые планшетами.

Столь много вводных слов понадобилось для того, чтобы читатель понял специфику рынка: существует несколько сегментов, развивающихся по своим правилам и не особо претендующих на лавры соседних. Не сказать, что между ними выстроены непреодолимые барьеры, но и интенсивного стирания различий не наблюдается. Естественно, таким незамысловатым образом мы подводим к мысли, что Alpine INA-W910R рушит барьеры и стирает различия. Но так ли это? Давайте посмотрим.

Alpine INA-W910R, на первый взгляд, совершенно типичный двухдиновый мультимедийный комбайн. Почти всю переднюю панель занимает семидюймовый сенсорный экран относительно высокого (800х400 пикселей) разрешения. DVD-привод спрятан за отъезжающей вниз панелью с экраном. Тут, как говорится, «всё в одном» — проигрыватель дисков, FM-тюнер, усилитель мощности, навигатор, связь с сотовым телефоном по Bluetooth. Но встроенного TV-тюнера нет, равно как нет и Wi-Fi и вообще какого-нибудь устройства для соединения с Интернетом. Казалось бы, коннект можно наладить через Bluetooth, но тут и это невозможно, операционная система «закрыта», браузера нет.

Зато есть USB-вход, через который, кроме прочего, можно управлять iPod и iPhone и даже воспроизводить видео с внешних накопителей. Заявлена поддержка DVD-Audio, но, как выяснилось, это именно «поддержка»: многоканальную фонограмму аппарат микширует до стереофонической и «ужимает» до PCM 16 бит/44,1 кГц (вместо 24 бит/96 кГц, присущих DVD-Audio). То есть на выходе получается звук CD-качества, не более. К сожалению, это тренд: Alpine несколько лет тому назад в одном из своих «топовых» аппаратов сделала полноценное воспроизведение DVD-Audio, но пользователь этого не оценил и рублём за прогресс не проголосовал. Теперь в автотехнике форматы высокого разрешения если и встречаются, то только «на чтение» — на выходе будет всё тот же CD-DA.

Кстати, объяснить абсолютную неприживаемость DVD-Audio и SACD в автомобилях можно не только маркетинговыми соображениями, но и сугубо техническими: для полноценной реализации 24 бит/96 кГц (не говоря уже про 192 кГц) акустика вверху диапазона должна «отыгрывать» хотя бы 60-70 кГц. На таких частотах излучение получается слишком узконаправленным. Даже если строить аудиосистему только в расчёте на водителя, всё равно не получается поставить «пищалки» так, чтобы донести до слушателя весь диапазон (скептики скажут, что на таких частотах вообще нет полезного сигнала и что столь высокая частота дискретизации выбрана исключительно для того, чтоб отодвинуть границу фильтрации, — и будут неправы).

Ладно, вернёмся к «Алпайну». Навигационная его ипостась зиждется на программе iGo Prima и картографической базе NAVTEQ. И если с ПО всё понятно, то про NAVTEQ стоит рассказать подробнее. Сейчас NAVTEQ стремительной поступью уходит от имиджа исключительно картографической фирмы, теперь она делает всё или почти всё для навигации — собирает адресные базы, сама создаёт дорожные графы и даже визуализирует их, «прикручивает» к навигации всякие сервисы… Собственно говоря, «Навтеку» до своего собственного навигационного ПО осталось меньше шага. Как скоро будет этот шаг сделан, «навтековцы» не говорят, но очевидно, что работа такая идёт. Да и как картограф NAVTEQ завоёвывает новые для себя рынки, фигурируя уже даже в PND, благо ближайший конкурент — TeleAtlas — «сдувается» не по дням, а по часам.

Так вот, в сотрудничестве с Alpine NAVTEQ представил то, что именно рушит барьеры и стирает различия: теперь афтемаркет-навигатор солидного бренда может показывать «пробки». Но без выхода в Интернет — по каналу RDS TMC. Это вообще первое головное устройство «постпродакшн», которое использует TMC.

Сейчас пробочный сервис работает в трёх городах — Москве, Питере и Екатеринбурге, но в самое ближайшее время к ним добавятся ещё несколько крупных городов России. В Москве в качестве партнёра выбрана радиостанция «Романтика» (98,8 МГц). Ввиду «узости» канала TMC, передаются только сведения о пробках, другой информации нет. Но, как сказали представители «Навтека», «будем работать». В смысле передавать не только «пробки», но и другие полезные данные — наличие мест на парковках, цены на бензин… В конце концов, «Навикому» через тот же TMC ничто не мешает передавать ещё и сервисную информацию.

Очень хорошо, что у Alpine INA-W910R два встроенных УКВ-тюнера. Это значит, что пользователь не привязан к одной радиостанции и может слушать любую другую, продолжая принимать данные о пробках. Также это можно делать, слушая музыку и просматривая видео.

Есть ещё одна интересная аппаратная особенность — возможность подключения к датчику скорости. То, что в продвинутых навигаторах делают гироскопы, в Alpine INA-W910R эмулируется программно. То есть: в момент потери сигналов от спутников система начинает прогнозировать движение автомобиля, ориентируясь на его текущую скорость. Допустим, при въезде в тоннель. Если на карте именно в этом месте есть тоннель и пропадает связь со спутниками, навигатор начинает вести машину исключительно по скорости. И при выезде из тоннеля он точно будет знать свои координаты, чем исключит флуктуации позиционирования, свойственные моменту поиска спутников. Особенно это будет полезно в тех случаях, когда выездов из тоннеля несколько и нужно чёткое позиционирование в любой момент времени. В России, наверное, эта функция не очень актуальна, а вот в Европе — вполне.

По поводу источника пробочной информации полной ясности нет. Директор по развитию бизнеса NAVTEQ Сергей Одинец мастерски ушёл от ответа на вопрос о происхождении данных: дескать, «мы сотрудничаем со многими фирмами-агрегаторами».

Сергей Одинец

При этом он отрицал взаимодействие с российскими создателями навигационного ПО, мониторящими «пробки», — «СитиГидом», «Навителом», «ПроГородом» и «Яндексом». А кто, кроме них, ещё обладает такой информацией, что это за агрегаторы? На прямой вопрос о том, может ли он назвать конкретные фирмы, мы получили не менее прямой ответ: нет.

Единственное, что было сказано чётко: NAVTEQ Traffic в своей работе использует данные о передвижении телефонов Nokia, ведь именно финской компании с недавних пор принадлежит NAVTEQ. Но это не технология «датчиков», когда пользователь устанавливает в смартфон дополнительное приложение, выходящее время от времени в сеть и передающее данные о скорости на конкретном участке. Нет, телефоны индексируются только в тот момент, когда пользователь активирует одно из встроенных приложений, связанных с GPS, прежде всего OVI Maps. В обычном режиме данные о телефоне доступны только оператору сотовой связи, а таких услуг NAVTEQ пока не оказывает.

При всём этом NAVTEQ утверждает, что его «пробки» — самые скоростные и достоверные. По поводу скорости не поспоришь — передача данных по RDS занимает микросекунды, тут не надо всякий раз коннектиться и скачивать некий объём информации. А вот с достоверностью ввиду вышеизложенного всё совсем не очевидно: если NAVTEQ действительно покупает информацию о пробках у агрегаторов, то эти агрегаторы просто по определению не могут сравниться с тем же «Навителом», у которого только по Москве в хороший день ездит до 100 тыс. «датчиков».

Помимо «пробок», NAVTEQ представил ещё несколько новшеств, среди которых особое место отведено визуализации карты. Речь идёт о трёхмерной модели городской застройки, позволяющей с большей точностью «привязать» себя к местности.

Это, по словам Одинца, чисто российское требование, европейские пользователи вполне удовлетворяются схематичностью обычной карты. Увы, пока в трёхмерном варианте оцифрованы всего несколько улиц в центре Москвы. То же относится и к визуализации развязок: работа эта находится в самом начале. А вот пополосные схематические рекомендации на сложных перекрёстках и развязках NAVTEQ выдаёт уже сейчас. И есть ещё одна любопытная функция — точечная адресация. Суть в том, что навигатор может привести не только к конкретному дому, но и даже к конкретной точке, символизирующей подъезд. Пока, правда, NAVTEQ не умеет работать с многоподъездными домами, так что есть куда стремиться…

Обновления у NAVTEQ платные, стоят в среднем 1 500 рублей (меньше, если обновлять только карты отдельных регионов). Обновления выходят раз в квартал. Сам процесс не совсем прост: нужно скачать обновления с сайта, записать их на SD-карту, перенести в навигатор, запустить специальное приложение… На фоне «СитиГида», обновляющегося автоматически и бесплатно, это уже выглядит устаревшим.

Итак, что же такое Alpine INA-W910R — прорыв в навигационных технологиях или дитя множества компромиссов? Думается, что в нём есть признаки и того, и другого. Самое главное: сотрудничество Alpine Electronics с NAVTEQ находится в самом начале и перспектив у альянса двух гигантов очень много. NAVTEQ потенциально способен создать законченную навигационную систему с полным набором сервисов, не уступающую по удобству Shturmann, «СитиГиду» и «Навителу». Но сейчас связка iGo- NAVTEQ сильно отстаёт по функциональности от отечественных навигационных ПО, особенно в части онлайн-сервисов.

Как аппарат Alpine INA-W910R — тоже не шедевр электроники, это обычное головное устройство, без особых претензий. Его козырь — качество изготовления и, соответственно, надёжность, таким качеством не могут похвастаться «молодые китайские львы», представленные в России под множеством эрзац-отечественных брендов. Пропасть между двумя этими сегментами рынка совершенно космическая, всё-таки Alpine — это Alpine. Но после продолжительного разговора с Ингмаром Хеком, менеджером по продажам и маркетингу Alpine Electronics Europe, сложилось впечатление, что японская фирма не очень-то стремится внедрять инновационные решения. ГЛОНАСС у Alpine нет и не будет (по крайней мере до тех пор, пока это допускает российское законодательство), навигация по Wi-Fi не планируется, связь с Интернетом — тоже. И это в то время, когда мир стремится выложить в Сеть вообще всё, оставив пользователю только инструмент доступа (речь идёт об облачных технологиях, первый пример внедрения которых в автонавигацию продемонстрировал «ПроГород», перенеся прокладку маршрутов на сервер).

Ингмар Хек

Возврата к полноценному воспроизведению аудиоформатов высокого разрешения от Alpine тоже ждать не стоит, это оказалось коммерчески невыгодным делом. Однако Ингмар Хек сказал, что идёт работа над внедрением форматов сжатия без потерь, вероятнее всего, это будет FLAC. Думают и над внедрением Blu-ray, но, разумеется, для показа «картинки» на внешнем мониторе.

По словам «алпайновцев», в отрасли вообще и в фирме Alpine в частности сейчас всё в полном порядке, кризис преодолён, уже по результатам 2011 года они надеются превзойти объём продаж 2008 года. Российский рынок для Alpine приоритетен, и ему фирма будет уделять всё больше внимания. В ответ на вопрос, как приоритетность согласуется с почти полным отсутствием русификации, г-н Хек произнёс дежурное: «Мы работаем над этим».

Alpine сейчас занимает лидирующие позиции в России по звуковым процессорам и второе место (после Pioneer) по головным устройствам средней ценовой категории (это данные самой компании). В планах — укрепление позиций на рынке ГУ с навигаторами, и INA-W910R тут только первый опыт, скоро последуют и другие модели. А вот на рынок PND компания возвращаться не планирует: у неё уже был неудачный опыт производства персональных навигаторов, они не выдержали конкуренции с более дешёвыми китайскими моделями.

И последнее: цена на INA-W910R определена совершенно неприличная. Как гласит пресс-релиз, у дистрибьютора Alpine Electronics в России этот аппарат стоит 75 890 рублей! Но рынок — на то и рынок, чтобы всё расставить по своим местам: уже сейчас на «Яндекс.Маркете» INA-W910R можно найти за 60 тыс. Тоже много, но всё-таки не безумно.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥