Навигаторов с семидюймовым дисплеем на рынке немного, это узкий сегмент, рассчитанный на потребителя со специфическими запросами. Столь крупные гаджеты владельцы легковых машин почти не покупают — «семидюймовик» довольно ощутимо перекрывает обзор, да и в карман его не очень-то положишь, выходя из автомобиля. Целевая аудитория семидюймовых навигаторов — водители «маршруток» и грузовиков, разного другого крупного транспорта, где много пространства. А ещё их используют те, кто по роду своей деятельности вынужден коротать время, — персональные водители, дальнобойщики, экспедиторы. Дело в том, что на таком большом экране удобно смотреть кино и ТВ (если оно есть), играть в игры, выходить в Интернет…
Тут мы вступаем на скользкий путь терминологических неочевидностей: дело в том, что по современным меркам «семидююймовик» — это уже форм-фактор планшетного компьютера, устройства более многофункционального, чем автонавигатор. Главное отличие планшетника от PND — «открытая» операционная система с возможностью выбора и установки большого количества приложений. Цена уже ничего не определяет: средняя стоимость семидюймового PND в Москве — 6 500 рублей (Lexand ST-7100, Explay PN-970, NeolineSeven, MioMoov S700 и им подобные), в то время как «небрендированный» планшетник можно купить за 4 000-5 000 руб. Очевидно, что последний по функциональности положит навигатор на обе лопатки. И у потребителя возникает резонный вопрос: зачем покупать специальный гаджет, если за те же деньги продаётся более универсальный? Ну, может, придётся подобрать крепление на стекло и автозарядник, но некоторые планшеты комплектуются ими уже штатно.
Ответ лежит в практической плоскости: не все водители готовы возиться с покупкой и установкой навигационных программ, не всем нужна многофункциональность, не все, в конце концов, горят желанием разбираться в интерфейсе Android и мириться с его «фирменными болячками». Поразительно, но некоторые немногочисленные попытки окончательно стереть границы между двумя обсуждаемыми типами гаджетов понимания у потребителей не нашли. То есть навигаторы остались навигаторами, а планшеты — планшетами, и часто можно видеть, как у одного владельца спокойно уживаются оба устройства. Правда, в этом случае планшетник, как правило, выбирается на один-два размера побольше, а навигатор, напротив, поменьше. Из этого наблюдения рождается другой вопрос: где проходит граница целесообразной функциональности для семидюймового навигатора, какой набор функций можно считать оптимально-достаточным, таким, чтобы он не стал плохим планшетником, а остался хорошим PND? Вот на этот вопрос мы и попытаемся сегодня ответить, взяв в качестве точки отсчёта один из самых недорогих семидюймовых навигаторов на нашем рынке — Digma DS700BN. На «Маркет 3DNews» его цена начинается с 4 200 рублей (по состоянию на 27 декабря 2011 года).
Навигатор Digma DS700BN сделан по «планшетным» канонам: дисплей заподлицо с корпусом, без разделительных канавок или отбортовки.
КПД использования площади передней панели хоть и невыдающийся, но сравнительно высокий, чёрная рамка между дисплеем и срезами корпуса имеет толщину 10 мм и только в нижней части увеличивается до 15 мм. Поверхность экрана блестит прохладным глянцем, а пластик корпуса, напротив, вызывающе матов и приятно лежит в руке.
Навигатор Digma DS700BN для своего форм-фактора поразительно компактен: толщина составляет всего 13,5 мм, этот показатель сделал бы честь и 4,3-дюймовому аппарату! Масса тоже относительно невелика — 250 грамм. И это, заметим, при наличии встроенного аккумулятора ёмкостью 1500 мА*ч, чем могут похвастаться далеко не все модели семидюймовых PND. Чаще производители на АКБ экономят, попутно обеспечивая хорошие габаритные характеристики. Создатели «Дигмы», напротив, экономить не стали, сделав модель с аккумулятором компактнее иных моделей без оного!
Здесь мы наблюдаем иной, нежели у создателей планшетов, подход: батарея в навигаторе нужна только для оперативных задач — поддержания режима «сна» или сохранения программной конфигурации в момент кратковременного отключения от сети, например когда вышел владелец на пару минут газет купить, спрятав навигатор под сиденье… Использовать его для пешей навигации неудобно, так что ёмкость встроенной батареи — параметр не самый важный, ему «жить» в автомобиле. Digma DS700BN от встроенной АКБ может реально работать в режиме навигации 61 минуту. Очевидно, что для переносного компьютера это непозволительно мало, поэтому производители планшетников ставят батареи минимум втрое более энергоёмкие, 4500-4800 мА*ч, с которыми время автономной работы увеличивается до приемлемых 4-5 часов, а масса — до 380-400 граммов.
Аппаратный интерфейс Digma DS700BN совершено традиционный: на левом торце расположились miniUSB, видеовход (2,5 мм), аудиовыход (3,5 мм) и слот для карты памяти microSD.
USB-хоста нет, этот вход используется только для передачи данных и подзарядки аккумулятора. Удивительно, но для «Дигмы» это несовместные режимы, почему-то навигатор отказывается заряжаться от компьютера, предпочитая только сетевые зарядники.
Возле того же торца притулилось гнездо с коротким (нераскладным) пластиковым стилусом, необходимость которого тут вообще вызывает сомнение. Ну хорошо, пусть будет. Там же находится кнопка принудительной перезагрузки. Решётка 10-миллиметрового динамика расположилась в левом нижнем углу тыльной стороны корпуса.
Дисплей у «Дигмы» имеет разрешение 800х480 пикселей. Заметим, что большая часть равных по размеру планшетников ограничивается таким же разрешением. Но есть в дисплеях и принципиальное различие: планшеты комплектуются емкостной мультисенсорной подложкой, в то время как навигаторы довольствуются более простой (но и более стойкой к низким температурам) резистивной.
Кронштейн крепления сделан с большим запасом по «грузоподъёмности», особенно это касается присоски, диаметром раза в два большей, чем на пятидюймовых навигаторах. Она так добротно липнет к стеклу, что даже неприжатое гибкое основание трудно оторвать! Реально трудно, и это скорее недостаток, чем достоинство. Мы помним, что масса «Дигмы» меньше, чем у иных 5-дюймовых моделей, так что присоску можно было бы взять и поскромнее.
Кредл кронштейна может выполнять функцию подставки: у него по центру расположена откидывающаяся «ножка», позволяющая навигатору стоять на столе под оптимальным для обзора углом. В легковом автомобиле такая подставка вряд ли найдёт применение, а вот дальнобойщики на стоянке будут признательны фантазии безвестного инженера.
Программный интерфейс «Дигмы» универсально-типичен, эту «картинку» можно наблюдать во множестве навигаторов «made in China».
У основного меню 9 пунктов: «Навигация», FM (работа в режиме FM-модулятора), «Книги» («читалка» текстовых форматов и DJVU),
«Фото» (просмотр фотографий),
Bluetooth (связь с мобильным телефоном для звонков через «хэндс-фри» и выхода в Интернет по протоколу DUN),
«Развлеч.» (аудиовидеопроигрыватель), «Настройки», «Игры» (минёр, пары и гомоку) и «Утилиты». На последнем пункте стоит остановиться. Кроме калькулятора и просмотра уровня приёма сигналов со спутников, тут есть возможность войти в Windows.
Происходит это с обязательной перезагрузкой (то есть с выходом изо всех работающих программ),
после чего открывается программная оболочка Windows СЕ 6.0.
Она содержит набор базовых офисных приложений, браузер (IE, естественно), медиаплеер, просмотрщик. То есть чисто теоретически «Дигму» можно использовать как КПК, но на практике вряд ли кто-то воспользуется этой возможностью. Обрезанные версии программ столь неудобны и столь мало адаптированы к управлению с помощью сенсорного экрана, что работа с ними превращается в сущее мучение. Тут как раз стилус и понадобится, ибо ни Word, ни Exсel не рассчитаны на такой крупный экран, их панели инструментов неразличимо малы, а масштабирование не поддерживается. Более-менее работать можно только с браузером, и это единственная причина, по которой вообще стоит выходить в Windows. Но если нужен нормальный сёрфинг, от IE лучше отказаться, заменив его чем-нибудь более удобным и функциональным, например Opera Mobile или SkyFire. И где хотя бы есть русская клавиатура для набора поисковых запросов.
Возвращаемся в главное меню аппарата. Из всего списка функций (кроме навигации, разумеется) реальный интерес представляет, пожалуй, только видеопроигрыватель, ведь отличный экран «Дигмы» просто напрашивается на сеанс кинопоказа. Каковы оптимальные параметры видеофайлов — в инструкции к навигатору не сказано. Что ж, выясним это опытным путём.
Итак, после активации соответствующего приложения навигатор предложит список автоматически найденных видеофайлов — как на карте, так и во встроенной памяти. Двойной клик по строке запускает воспроизведение.
Для начала — щадящий тест, нарезка из роликов 320х240. «Дигма» играючи справилась с wmv, avi, mpgdvd и mpgsvcd. А вот mov, SWF, VOB, FLY и vcd проигнорировала, равно как и 3GPP (что странно — формат-то распространённый). На разрешении 480х276 (25 кадров в секунду, 2457 Kbps) уже появились «затыки»: при отменном качестве картинки поток получался дрожащим, а временами и рваным. Попытка же использовать все возможности экрана и проиграть видео 720х576 (AVI MPEG-4 1036 Kbps) закончилась полным провалом — процессор не смог обработать такой поток, выдав лишь тёмный экран со звуком.
Да, про звук. На встроенный динамик звуковая дорожка воспроизводится так себе, если смотреть кино в машине да при работающем двигателе, громкости может и не хватить. Тут есть три выхода: использовать FM-модулятор, наушники или проводное подключение к «магнитоле» через AUX. FM-модулятор — худшее решение, работает он через пень-колоду и временами жутко фонит.
Лучше всего подключаться к штатной аудиосистеме проводом, качество звука получается довольно высоким. Специально проверил на нескольких музыкальных роликах — слушается с удовольствием.
Встроенной памяти здесь целых 4 Гбайт, но примерно половина занята «Навителом» и его картами. Кроме того, «Дигма» может работать с картами памяти ёмкостью до 8 Гбайт, чего, в принципе, достаточно: в разрешении 320х240 туда поместится не один десяток фильмов или приличная фонотека. Напоминаем, что карты microSD чрезвычайно чувствительны к статике и перепадам напряжения на контроллере, поэтому после записи на компьютере всегда нужно использовать их остановку и «безопасное извлечение». Сам навигатор тоже может работать как внешний накопитель, а ещё им можно управлять через программу Microsoft Active Sync. К сожалению, эта программа работает только на ХР, на Windows 7 её не запустишь. А с преемником «АктивСинка» — Microsoft Windows Mobile Device Center — навигатору «подружиться» не удалось.
Знаете, что самое главное при использовании семидюймового навигатора в автомобиле? Правильно подобрать место установки! Сразу исключаем традиционное «по центру», в этом случае перекрытие обзора становится просто пугающим. Смещение навигатора в самый низ лобового стекла проблему обзора почти снимает, но вызывает другую — становится недоступным фиксатор присоски.
В принципе, неплохое место возле левой стойки, в самом низу, но так, чтобы к фиксатору имелся доступ. Однако шнур питания пройдёт поверх рулевой колонки и наверняка будет мешать манипуляциям с подрулевыми рычагами. Напомним, кабель у «Дигмы» традиционно невитой, да к тому же разъём питания расположен на грани, максимально отдалённой от розетки прикуривателя. Так что по результатам опытов наилучшим местом оказалась верхняя часть стекла, справа от зеркала.
Тут и фиксатор доступен, и провод питания ничего не загораживает. Да и само восприятие визуальной информации с экрана сложностей не представляет, несмотря на то, что в периферическое зрение экран почти не попадает. Да, приходится переводить взгляд, но по оптимальной для глаз траектории (по горизонтали). Соответственно, происходит это с минимальными затратами энергии и без потери фокусировки зрачка. Недаром всё большую популярность приобретают приборные панели, расположенные в центре «торпедо».
В качестве навигационного софта у Digma DS700BN работает «Навител Навигатор 5», причём в штатный комплект уже входят карты России, Украины и Белоруссии. Саму программу мы описывать и оценивать не будем, так как все её особенности пользователям отлично известны. Ещё бы: самая популярная программа навигации в России. Отметим лишь то, что при наборе названий улиц (не городов!) у «Навитела» есть проблема с логикой. На примере Ярославского шоссе: нужно набрать первые девять букв, чтобы правильно сработал предикатив и выдал-таки искомое. На протяжении всего набора «Навител» упорно старается подсунуть Ярославскую улицу, хотя, казалось бы, очевидно: если пользователь не выбирает предложенный вариант, продолжая набор по буквам, нужно предложить ему весь список вариантов, а не только одну улицу. И, к сожалению, в дорожный граф по-прежнему не внесены некоторые коррективы, о которых мы писали в предыдущих тестах навигаторов с «Навителом».
На большом экране управлять «Навителом» — одно удовольствие, кнопки получаются крупными, не промахнёшься даже в движении. Стилус не нужен абсолютно! Столь же приятно смотреть на карту, с одного взгляда понимая диспозицию. Семь дюймов, господа — это вещь! При найденном нами положении навигатора на стекле, экран находится в оптимальной близости как для просмотра, так и для управления, лучшего и желать нельзя. «Навител» часто критикуют за кучность, перенасыщенность карты, изобилие (не всегда оправданное) второстепенной информации… Так вот, на большом экране всё это переходит из разряда «информационный шум» в категорию «полезная информация».
К сожалению, качество реакции навигатора на команды управления, мягко скажем, небезупречное. А проще говоря, он «тупит». Иногда — весьма ощутимо. Нажимаешь на экранную кнопку, получаешь звуковой сигнал подтверждения нажатия — и всё, более никакой реакции долгие 10-12-15 секунд. Приходится нажимать второй, третий, четвёртый раз, ибо непонятно, отработает он первое нажатие или проигнорирует. Временами, правда, реакция осуществляется почти мгновенно, но чаще — с изматывающим ожиданием. Ресурсов навигационного процессора SIRF ATLAS V не хватает, хотя по объективным параметрам он должен обеспечивать работу «на лету». Мы уже неоднократно сталкивались с таким поведением пятых «Атласов» и вообще всех совмещённых навигационно-прикладных процессоров. Любопытно, что раздельные решения, уступающие по объективным характеристикам «Атласу» (например, связка SiRFStar III + Samsung SC-2440A 400MHz), как правило, работают шустрее.
Итак, в данном конкретном решении все иные функции, кроме навигационных, оказываются относительно ущербными, если сравнивать их с реализацией на планшетном компьютере с процессором, скажем, Marvell PXA166 800 МГц и ОС Android. Если нужны офисные приложения, нормальный интернет-сёрфинг, игры, то выбор Digma DS700BN не будет оптимальным. Как походный медиакомбайн он тоже неидеален, электронная начинка просто не соответствует разрешающей способности экрана.
А вот навигатором Digma работает вполне успешно, огорчая лишь непредсказуемой заторможенностью реакций на команды управления. Но это можно простить за шикарную картинку, за прекрасную адаптацию «Навитела» именно под этот экран. К тому же Digma — аппарат очень лёгкий и тонкий, тут планшетнику сложно с ним состязаться. Помните, в самом начале мы говорили об ограниченном круге потребителей семидюймовых навигаторов? Так вот, Digma DS700BN способен эту аудиторию существенно расширить, аппарат однозначно может быть интересен и владельцам обычных легковых автомобилей. Только не надо требовать от него иного: планшетника, даже с префиксом «эрзац», из «Дигмы» не вышло. Он остался просто навигатором.