В отличие от 2010 года год 2011-й стал для индустрии портативных компьютеров действительно ярким и богатым на события. Нельзя сказать, что постарались одновременно все производители. Но многие из них действительно постарались — и благодаря этому в уходящем году ноутбуки стали действительно лучше, причем едва ли не по всем параметрам сразу. В первую очередь следует отметить отличную работу производителей основного компонента любого компьютера — процессора. Собственно, с них и начнем.
Компания AMD чрезвычайно долго тянула с внедрением своей самой разрекламированной инициативы — «гибридного» процессора, сочетающего в себе и ЦП, и графическую систему. Слоган The Future is Fusion за последние пять лет стал в чем-то сродни знаменитому «Коммунизм не за горами». Но, в отличие от советской власти, AMD — коммерческая организация и любые обещания вынуждена выполнять. Так что в этом году компания AMD таки реализовала Fusion. И сделала это достаточно успешно.
Первой, в январе 2011-го, вышла ультрамобильная платформа Brazos, основным предназначением которой были нетбуки, неттопы и наиболее компактные ноутбуки. Главным ее козырем стало как раз то, ради чего все и затевалось, — достаточно серьезное графическое ядро, интегрированное прямо в процессор. Благодаря этому факту вкупе с неплохой производительностью ЦП-части и крайне умеренным энергопотреблением AMD смогла весьма уверенно обставить Intel в сегменте недорогих и наиболее компактных устройств.
Спустя почти полгода вышла более производительная версия Fusion — платформы-близнецы Lynx и Sabine, предназначенные для полноразмерных ноутбуков и настольных компьютеров соответственно. Разумеется, производительность как ЦП, так и ГП в чипах Llano была существенно повышена по сравнению с Zacate/Ontario.
Однако и конкурировать данной платформе пришлось совсем с другим продуктом. Если в противостоянии Brazos vs Atom победа осталась за AMD, то поединок Llano vs Sandy Bridge оказался компании не по зубам. Даже несмотря на то, что ей удалось провести чрезвычайно плодотворную работу по оптимизации энергопотребления своих чипов.
Для успешной конкуренции AMD пришлось использовать привычный инструмент — низкие цены. А это, в свою очередь, вылилось в то, что чипы Llano производители стали устанавливать в довольно скучные модели ноутбуков. Нельзя сказать, что Fusion в полноразмерных ноутбуках полностью провалилась. Но выстрелила она не так хорошо, как в ультракомпактных устройствах.
Впрочем, история еще не закончилась. В 2012 году в «сплав» Fusion будет внесена новая добавка — процессорная архитектура Bulldozer. Посмотрим, что из этого выйдет.
А вот, собственно, и причина, по которой процессоры Lynx не смогли забороть продукцию Intel. Появись Fusion годом раньше, все могло сложиться совсем по-другому. Но в 2011-м компания Intel приняла на вооружение новую архитектуру: процессоры Sandy Bridge получились зверски производительными и были нечеловечески тщательно оптимизированы в плане энергопотребления, так что от первых результатов тестов буквально захватывало дух.
Выбрать какой-то один ноутбук, который бы лучше других демонстрировал возможности новой платформы Intel, не представляется возможным — практически все портативные компьютеры, выпущенные на ней, получились выдающимися. Как в плане производительности, так и в плане энергопотребления. И это подводит нас к основному «тектоническому сдвигу», который произошел в 2011 году.
Несмотря на то, что емкость среднестатистического аккумулятора по сравнению с прошлым годом практически не изменилась, время работы ноутбуков от батареи в 2011 году выросло крайне существенно. Причем произошло это не только в сегменте мобильных моделей. Полноразмерные ноутбуки с четырехъядерными процессорами и серьезной графикой тоже стали работать существенно дольше.
За это следует сказать отдельное спасибо производителям видеоадаптеров, форсировавшим внедрение автоматического переключения графики. В 2011 году львиная доля ноутбуков с адаптерами NVIDIA поддерживала технологию Optimus. Альтернативная система AMD/ATI в портативных компьютерах на базе процессоров Intel получила несколько меньшее распространение. Зато ноутбуки на Fusion практически все поддерживали автоматическое переключение.
Помимо всего прочего, современные платформы стали существенно компактнее — соответственно, компактнее стали и материнские платы ноутбуков. В свою очередь, это позволило освободить место в корпусе — и некоторые производители не преминули использовать образовавшееся в корпусе свободное пространство для установки более крупных и более емких аккумуляторов. Собственно, именно такие модели и стали чемпионами нашей тестовой лаборатории по части времени автономной работы.
Итак, от стандартных аккумуляторов ноутбуки в 2011 году стали работать очень долго, а от расширенных батарей — чертовски долго. В свою очередь, от малоёмких плоских аккумуляторов портативные компьютеры на Sandy Bridge могут проработать примерно столько же, сколько прошлогодние модели на прошлогодней же платформе с обычными батарейками.
Добавьте к этому повысившуюся компактность материнской платы, сравнительно доступные твердотельные накопители — и вы получите все предпосылки для звездного часа по-настоящему тонких и невесомых портативных компьютеров. До этого года в мире существовал всего лишь один «протоультрабук», Apple MacBook Air. А в 2011-м ультрабуки посыпались как из рога изобилия.
Впрочем, существующие на данный момент ультрабуки следует считать скорее артподготовкой. Уже через несколько месяцев должны быть анонсированы новые процессоры Intel семейства Ivy Bridge. Если верить предварительной информации, энергопотребление этих ЦП будет значительно ниже даже по сравнению с уже вполне удачными Sandy Bridge.
Так что если время работы нынешних ультрабуков многим может показаться все-таки недостаточным, то в следующем году оно должно стать приемлемым для подавляющего большинства пользователей. Конечно, ноутбуки со стандартными батареями будут все равно работать дольше — но есть надежда, что разница перестанет быть качественной.
Еще одно направление развития, которое стало доступным благодаря стараниям производителей железа, — появление портативных компьютеров, построенных по формуле «ноутбук с диагональю дисплея N+1 в корпусе N-дюймового». Вместо того чтобы делать корпус ноутбука более тонким, можно уменьшить его горизонтальные размеры. Конечно, ограничивающим фактором тут является дисплей — но если сделать рамку максимально узкой, то вполне можно сэкономить сантиметр-другой.
Первым из протестированных нами ноутбуков такого рода стал вышеупомянутый Acer TravelMate 8481T — 14 дюймов в габаритах «тринашки». Потом подоспели еще две интересные модели от корейского гиганта электроники: «пятнашка» Samsung 700Z5A, не сильно превосходящая по габаритам типичный 14-дюймовый ноутбук, и 12,5-дюймовый Samsung 350U2B, выполненный в корпусе 11,6-дюймовой модели.
Кстати, эти три ноутбука, помимо всего прочего, были оборудованы дисплеями с матовым покрытием. И это еще один очень приятный тренд: после нескольких лет тотального засилья «стеклянных» экранов в 2011 году в ноутбуки стали возвращаться матовые дисплеи — чем ближе к концу года, тем чаще они встречались. Есть информация, что в следующем году эта тенденция наберет обороты и «мата» в ноутбуках станет еще больше. Ура, товарищи, глянцевый маразм потихоньку отступает!
Что касается игровых ноутбуков, то и с ними в этом году дела обстояли неплохо. Лучше, чем в прошлом году, и на пару порядков лучше, чем в позапрошлом. Похоже, что благодарить за это надо компанию MSI. Тайваньцы второй год не перестают радовать нас мощными ноутбуками за сравнительно небольшие деньги. И за ними подтягиваются другие производители. Может быть, это всего лишь совпадение. Однако факт остается фактом: до того, как в MSI нащупали тему лоукост-геймерских ноутбуков, с мощной графикой в портативных компьютерах дела обстояли на порядок хуже. По крайней мере, на российском рынке.
Теперь же до нас добрался даже флагманский ноутбук Alienware M18x с процессором Core i7 Extreme и двумя видеоадаптерами, работающими в режиме CrossFireX. Конечно, стоит это счастье немало, но еще пару лет назад такие ноутбуки в России официально вообще не продавались.
Год был на редкость богат событиями — по-хорошему, тех изменений, которые в нем произошли, хватило бы на два полновесных года.
- Одновременно оба производителя процессоров умудрились представить платформы, существенно улучшенные по сравнению с прошлогодними. Весь цимес именно в словах «оба» и «существенно». Раньше-то было «один из двух» и «в некоторой степени», что, согласитесь, заметно скучнее.
- Благодаря их не то чтобы совместным, но однонаправленным усилиям время автономной работы ноутбуков в этом году значительно выросло. Причем только за счет снижения энергопотребления, элементы питания за год практически не прибавили в емкости (что, кстати, печально и заставляет задуматься).
- Производительность «в среднем по палате» тоже серьезно повысилась. Пожалуй, тут отдельно стоит отметить ULV- и LV-процессоры Intel: раньше они были существенно урезаны относительно «полноценных» мобильных ЦП, а в этом году разрыв сократился до совершенно некритичного.
- Благодаря повсеместному внедрению автоматического переключения графики отпал вопрос, устанавливать ли в ноутбук внешний видеоадаптер или не устанавливать. Конечно, устанавливать — вреда энергопотреблению от него теперь никакого. Отныне вопрос исключительно в цене.
- Компактные и энергоэффективные компоненты позволили компании Intel сделать акцент на ультратонких и ультралёгких портативных компьютерах — ультрабуках. Они уже сейчас смотрятся неплохо, но по-настоящему, похоже, выстрелят в следующем году, с появлением Ivy Bridge.
- Помимо официального движения Intel «Ультрабуки, вперед!», в 2011 году появилась не менее интересная инициатива с мест: вместо уменьшения толщины корпуса некоторые производители предпочли уменьшить ширину и глубину. Что характерно, эти движения друг другу не противоречат: и ультратонкие ноутбуки, и портативные компьютеры «на дюйм больше, чем кажется» выпускали в основном одни и те же производители.
- Наконец, самый удивительный тренд года: матовые дисплеи возвращаются. В 2011 году они встречались на порядок чаще, чем в предыдущем. А в 2012-м их, похоже, станет еще больше.