⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Тест флагманской системной камеры Olympus OM-D E-M5 — долой зеркала
⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейсВ камере установлен сенсорный OLED-дисплей с разрешением 610 тыс. точек. Конечно, по разрешению дисплея камера уступает многим «беззеркалкам», но зато OLED-матрица имеет ряд преимуществ перед обычными ЖК-экранами. Понятие углов обзора тут вообще неприменимо, изображение не то что читается под любым углом, но и цвета при этом отображаются корректно, особенно тёмные, да и насыщенность картинки гораздо лучше, к тому же на солнце дисплей почти не слепнет. Тут среди камер с ЖК-матрицами хоть как-то могут конкурировать разве что фотоаппараты Sony NEX. Видоискатель у OM-D E-M5 замечательный… конечно, если принять во внимание, что он цифровой. Разрешение в 1,44 млн пикселей дает гладкую картинку, частота развертки в 120 Гц нивелирует мерцание при освещении лампами дневного света, а цветопередача просто радует глаз. Но есть и недостатки. При резком перемещении или повороте камеры изображение в видоискателе размывается, плывёт, поэтому иногда довольно сложно быстро поймать необходимый ракурс и композицию. Также есть замечания и к прорисовке элементов интерфейса. На экране всё отображается безупречно, чётко, с отличным сглаживанием элементов и шрифтов, но в видоискателе почему-то выглядит совсем не так — угловато, сглаживание есть, но эффект от него нулевой. Возникает впечатление, что интерфейс, заточенный под разрешение 614 тыс. точек, натянули на поле с разрешением 1,44 млн точек, не позаботившись о перерисовке. В целом меню практически такое же, как в «беззеркалках» серии PEN, которые довольно часто бывают у нас на тестировании. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана. ⇡#Особенности камерыОдна из особенностей комплекта, а не камеры — это объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL 12-50 mm 1/3,5-6,3. И особенность не в перекрываемом диапазоне фокусных расстояний или светосиле, а в системе управления. Объектив интересен, во-первых, постоянной длиной независимо от установленного фокусного расстояния. Во-вторых — способом изменения ФР: управлять им можно как вручную, так и при помощи электрического привода, причём в обоих случаях — используя одно и то же кольцо, которое нужно лишь немного сдвинуть для смены способа управления. Подобный подход позволяет чрезвычайно быстро изменять ФР в ручном режиме и избегать «шевелёнки» при видеосъёмке. Однако есть и недочёты. Например, при использовании электронного привода доступно всего две скорости трансфокации — медленная и очень медленная, к тому же нащупать самую медленную скорость довольно сложно. Зато у объектива есть дополнительная программируемая клавиша. Одна из главных фишек камеры, о которой представители компании никогда не забывают напоминать, — это новый оптический стабилизатор изображения, основанный на пятиосном датчике (опять же производителем не забыто пресловутое «первый в мире»). Стабилизатор действительно уникален: он работает гораздо лучше, чем у любой другой современной камеры. Благодаря данной особенности можно смело делать кадры на выдержке в 1/10 секунды, что, разумеется, позволяет здорово снизить уровень чувствительности при недостаточной освещённости и, как следствие, значительно уменьшить уровень шумов. Тестируемая камера считается одной из самых быстрых в плане серийной съёмки: максимальная скорость составляет 9,2 кадра/с. Правда, это не рекорд даже в классе «беззеркалок», ведь Sony NEX-7 отстреливает ровно 10 кадров в секунду. Но об этом мы еще поговорим ниже. OM-D E-M5 (все же это не совсем произносимое название. — прим. ред.) умеет снимать 3D-фото, но склейка двух кадров происходит только после сведения первого — полупрозрачного снимка и второго — текущего, причём съёмка второго кадра происходит не автоматически, а вручную, поэтому за удобство работы с камерой в режиме создания 3D-снимков можно поставить троечку, и то с натяжкой. Также стоит отметить фильтры автоматической обработки ART, количество которых постепенно растёт от модели к модели. В OM-D E-M5 их 11. Интересно то, что на одной из пояснительных фотографий к режиму ART отображён отечественный, а точнее родом из СССР, автомобиль ЗАЗ-968М (также известен как ушастый «запорожец». — прим. ред.). К сожалению, не удалось выяснить, является ли это особенностью локализации (всё же камера должна вызывать ностальгические чувства) или же с таким интерфейсом флагман Olympus поставляется по всему миру. ⇡#Съёмка и впечатления от работыПо скорости включения современные «беззеркалки» постепенно приближаются к классическим камерам зеркального типа. Исключения из этого правила крайне редки и в основном связаны с ошибками в прошивке. Тестируемая камера к исключениям не относится, но и рекордов не ставит — 0,36 секунды. Изменение фокусного расстояния на «китовом» объективе может производиться как в ручном режиме, так и при помощи электронного привода, причём на двух скоростях. На первой скорости трансфокатор проходит от края к краю за 1,68 секунды, а на медленной — за 5,48 секунды. В общем, результат неплохой, а уж если возникнет необходимость более быстрого перемещения, можно воспользоваться ручным режимом. Только вот плохо, что пониженная скорость лишь одна, тогда как у недавно рассмотренной камеры Panasonic Lumix DMC-GX1X, оснащённой объективом с электронным приводом трансфокации, их масса. Скорость серийной съёмки замерялась в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии (SDHC Class 10). Фокусировка была переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. В камере предусмотрено два режима протяжки при серийной съёмке. Обычный режим с автофокусом, но при этом максимальная скорость серийной съёмки составляет 4 кадра/с (возможен выбор из значений 1, 2, 3 и 3,5 кадра/с). В быстром режиме автофокус срабатывает лишь единожды, но максимальная скорость составляет 9,2 кадра в секунду (также доступны значения 5, 6, 7 и 8 кадров/с). Заявленные цифры подтвердились на практике. Удивительно, но длительность серии на максимальной скорости оказалась одинаковой для всех используемы форматов сохранения — 12 кадров. Впрочем, данного результата более чем достаточно для фиксирования важного момента. Согласно нашим измерениям, камера Sony NEX-7 снимает со скоростью 10 кадров/с, причём для формата JPEG длительность серии ограничена 13 кадрами, для RAW — 12, а для RAW+JPEG — 11 кадрами. В общем, тут приблизительный паритет. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта съемки использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. «Беззеркалки» на ранних этапах фокусировались очень долго, что отталкивало потенциальных покупателей, но новое поколение камер в этом отношении обгоняет даже некоторые бюджетные зеркалки. Конечно, первым игроком сегмента, который существенно увеличил скорость фокусировки «беззеркалок», стала именно компания Olympus, но Sony NEX-7 показал столь хороший результат, что превзойти его весьма сложно. При использовании зум-объектива 18-55 мм камере Sony NEX-7 на фокусировку требуется от 0,11 секунды в широкоугольном положении до 0,22 в телеположении, а с «фиксом» 16 мм и того меньше — от 0,09 до 0,13 секунды. Для тестируемой камеры в нашем распоряжении имелся только «китовый» зум-объектив 12-50 мм, с которым и были произведены замеры. Результаты серьёзно удивили. Лучший показатель — всего 0,06 секунды (пресс-релиз не врёт — Olympus OM-D E-M5 действительно самый быстрый), но худший результат — 0,21 секунды, причём скорость фокусировки практически не зависит от фокусного расстояния. Также стоит отметить одну небольшую оплошность разработчиков — двойной сигнал, сообщающий о корректной фокусировке, срабатывает с огромной задержкой после завершения процесса. Если же нажать клавишу спуска затвора сразу до упора, то нередко камера «пищит» уже в процессе съёмки, а то и после срабатывания затвора. Фокусировка производится автоматически по 35 зонам (с покрытием всего кадра 7х5 зон), либо по блоку в 9 зон (3х3 стандартные зоны) с возможностью выбора места расположения блока в кадре. Кроме того, предусмотрен и 1-зонный режим, разумеется, с возможностью выбора зоны. Но и это ещё не всё. Стоит напомнить: экран сенсорный, что подразумевает возможность простейшего выбора зоны — достаточно просто ткнуть пальцем в необходимую точку на экране. Разумеется, есть и режим определения лиц. Таковыми камера считает только собственно лица либо портреты, причём держит их довольно цепко. А вот в плане дополнительного функционала режим определения лиц как был примитивным, так и остался — нет ни возможности создания списка избранных лиц с указанием имени/возраста, ни режима определения морганий, ни возможности автоматического спуска затвора при появлении на лице улыбки. Правда, производитель позиционирует камеру не только как любительскую, но и как походную для профи, поэтому таким функциям тут не место. Режимы работы фокусировки стандартны для «беззеркалок» Olympus — покадровый, постоянный, покадровый + ручной, следящий и ручной режим. Отдельного внимания заслуживает следящий режим, который нередко представляет собой не более чем фикцию. Казалось бы, процессор у тестируемой камеры такой же, как и у рассмотренной ранее Olympus PEN E-PL3, но режим ведения объекта работает намного лучше, причём разница сразу же бросается в глаза — объекты, в том числе мелкие, удерживаются в рамке автофокуса даже на слабоконтрастном фоне и при их быстром перемещении. В общем, из всех камер, побывавших у нас на тестировании, героя материала можно смело назвать лучшим в отношении следящего автофокуса. Пару слов стоит сказать и о режиме макро. Тут камера преподносит небольшой сюрприз — фокусное расстояние в данном режиме блокируется на 86 мм, но визуально это незаметно, ведь размеры объектива не зависят от фокусного расстояния. В общем, происходит то же самое, что и в большинстве компактов Olympus. В данном режиме съёмка возможна с 20 см, тогда как в обычном режиме — лишь с 35 см. Ручная фокусировка производится путём вращения кольца на объективе, но связь кольца с оптической системой не механическая, а электрическая, поэтому ходы довольно большие, что оценят начинающие фотографы, а вот для опытных это может стать существенным ограничением скорости работы. В отличие от большинства конкурентов, да и всех камер других производителей, у фотоаппаратов Olympus, помимо трёх стандартных режимов эскпозамера, доступны два дополнительных: «зона света» и «зона тени». К сожалению, возможность раздельного управления эксподвигом для каждого режима экспозамера в тестируемой камере не реализована. А жаль, ведь задумка была весьма интересной. Дополнительные режимы экспозамера довольно часто оказываются весьма полезными. Например, при съёмке крупных, сильно затенённых объектов большинство камер чересчур вытягивают тени, из-за чего выбиваются светлые участки. OM-D EM-5 тут не исключение, но благодаря фирменным режимам экспозамера эту проблему легко устранить. Кроме того, возможно введение экспосдвига в диапазоне от -3 до +3 с шагом в 1/3, 1/2 или 1 ступень. Также предусмотрена съёмка с автоматическим брекетингом экспозиции по 2, 3, 5 кадров (+/- 1/3, 2/3, 1 ступени EV) и 7 кадров (+/- 1/3 и 2/3 ступени EV). При хорошем флуоресцентном освещении камера показала достойный результат — ошибка находилась в пределах -0,11…+0,11 ступени, а нередко и вовсе отсутствовала. Немножко хуже ситуация при галогенном освещении — ошибка колеблется в пределах -0,07…-0,20 ступени, но это тоже весьма неплохо, и главное — лучше, чем у Sony NEX-7. Примечательно также, что при росте чувствительности промахи экспозамера не увеличиваются, как это было во многих камерах семейства Olympus PEN. В настройках баланса белого доступно множество пресетов: солнечно, тень, облачно, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, а также вспышка, подводный режим, режим ручной установки цветовой температуры от 2000 до 14000 кельвин. Кроме того, доступна ручная установка (2 контейнера) и тонкая настройка отдельных установок по шкале A-B/G-M (+/-6 позиций). Возможна и съёмка с брекетингом баланса белого, но меню настройки данного режима неудобно — начинающий пользователь может и не разобраться. Традиционно тестирование проводится при освещении парой флуоресцентных осветителей с цветовой температурой 5600 К, а также лампой накаливания. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24, которая фотографировалась при автоматическом определении баланса белого. Результаты тестирования приведены ниже. На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|