Фото и видео

Отсебятина: личные впечатления от Nikon J1

⇣ Содержание

Компания Nikon одной из последних вышла на рынок системных камер — самый динамично развивающийся в данный момент сектор цифрового фото (впрочем, опередить основного конкурента — Canon — ей в этом все-таки удалось). В конце прошлого года Nikon представила сразу две системные камеры серии Nikon 1 — модели J1 (младшего уровня) и V1 (чуть более продвинутую). Такая неторопливость отчасти объясняется тем, что для своих системных камер компания подготовила не только новый байонет и серию объективов 1 Nikkor, но и новую светочувствительную матрицу. Изготовленный по технологии CMOS 10-Мп сенсор имеет достаточно скромные размеры — 1 дюйм (13,2x8,8 мм, кроп-фактор х2,7), уступая по этому параметру и формату Micro Four Thirds (17,3x13 мм), и еще более крупному APS-C.

Что касается объективов, то чаще всего в рознице встречаются комплекты либо с одним компактным объективом 10-30 мм (эффективное значение соответственно 27-71 мм) примерно за 15 тыс. рублей, либо с двумя — за 19 тыс. рублей. Во втором случае покупатель получает также «телевик» 30-110 мм (эквивалент 71-297 мм). Мы же для тестирования, помимо двух базовых оптических систем, использовали еще и ориентированное на съемку видео «стекло» 10-100 (читай: 27-270 мм) с электрическим приводом трансфокатора. Оно продается только отдельно и стоит около 26 тыс. рублей.

На нашем сайте уже опубликованы подробные обзоры и Nikon 1 J1, и V1. Но результаты строгого тестирования мы решили дополнить личными впечатлениями сотрудников редакции. Этой публикацией мы открываем новый формат обзоров на 3DNews — «Отсебятина».

#В остальном она — прелесть


Денис Нивников,
Главный редактор 3DNews.
Снимает на Nikon D90

Из всей редакции я, наверное, скептичнее всех отношусь к идее системных камер. Единожды разочаровавшись в их возможностях, я хотя и понимаю, что фотоаппараты этого типа за прошедшие два года сделали большой шаг вперед, но согласиться с тем, что компакты со сменной оптикой убьют рынок зеркалок вообще и мой любимый Nikon D90 в частности, — никак не могу.

Однако, собираясь на музыкальный фестиваль Kubana, я решил провести эксперимент — и взял с собой не зеркалку, а удачно оказавшуюся в редакции “системку” Nikon 1. Буду честным: мною руководили исключительно практичные соображения — я не был готов таскать с собой в 30-градусную жару 2-3 кило фототехники, равно как не был готов лишиться их в разгильдяйской атмосфере фестиваля. Да, довод о зеркалочном качестве в карманном формате — один из главных в пользу системных камер, и здесь он сработал.

Я прихватил с собой и все три имевшихся у нас в наличии объектива: 10-30/3,5-5,6, 30-110/3,8-5,6 и 10-100/4,5-5,6. Но пользовался в основном самым компактным — 10-30: с ним камера легко помещается в карман шорт, а его диапазон (эффективное фокусное расстояние составляет 27-81 мм) отлично закрывает ежедневные потребности. Огромный (особенно в сравнении с размерами камеры) 10-100 я устанавливал лишь по вечерам, чтобы снимать выступающих на сцене музыкантов, да пару раз на пляже — телевик позволяет фотографировать симпатичных девчонок, не слишком их смущая. С настройками не заморачивался вовсе — во-первых, для постоянных игр с выдержкой и диафрагмой органы управления этой камеры явно не предназначены, во-вторых, мне показалось концептуально правильным довериться автомату, ведь именно так и поступит большинство пользователей этой камеры.

Спустя неделю пользования Nikon 1 в более чем походных условиях (палатка на пляже — песок, жара, песок и снова песок) я все с тем же огромным снобизмом рассказываю о том, что нет камеры, кроме зеркалки. Но при этом не просто не жалею, что взял с собой именно Nikon 1, а очень этому рад. Качество фотографий меня устраивает полностью. Больше того — с зеркалкой мне было бы гораздо сложнее снимать в таком широком диапазоне условий, а Nikon 1 в полностью автоматическом режиме справился на отлично. При этом камеру я таскал с собой повсюду: компактный и неприметный аппарат можно оставить даже под полотенцем на пляже.

Впрочем, совсем без нареканий, конечно же, не обошлось: если яркости ЖК-дисплея под прямыми солнечными лучами хоть и впритык, но хватает, то скорость работы аппарата огорчила весьма. И время срабатывания автофокуса, и задержка после нажатия кнопки затвора, и пауза при записи снятого кадра на карточку — слишком велики, при такой неторопливости удачный кадр может и убежать.

«А в остальном она — прелесть». Так что в моем случае тенденции рынка проявились в полной мере. И как бы я ни любил свой D90, а о покупке системной камеры в качестве второго аппарата я задумался всерьез.

#По оптике, качеству снимков и скорострельности — плюсую


Владимир Романченко,
научный редактор 3DNews.
Снимает на Sony NEX-5N

По работе мне достаточно много приходится делать репортажи, а порой работать сразу двумя аппаратами, снимая фото и видео. Вот почему одним из самых важных критериев при выборе фотокамеры считаю возможность съёмки одной рукой — второй в это время можно отмахиваться от собак, жестикулировать для привлечения внимания или снимать то самое видео.

Беззеркалке Nikon в этом плане не помешали бы дополнительные "округлости" для надёжного хвата, зато малый вес и общая компактность не утомляют — попробуй подержи тот же NEX с нормальным объективом два часа на вытянутой руке.

Спасает общая продуманность новой системы Nikon: сколько я ни пробовал в деле разные беззеркалки, у всех проблемы со сбалансированностью, но мало кто, как Nikon, догадался использовать корпус непосредственно объектива для размещения дополнительных органов управления. И оно работает! Очень понравилась конструкция и расположение навигационных колёс, особенно удобно нижнее.

Вообще же, на мой взгляд, Nikon сразу взяла очень высокую планку по оптике, очень приличной оптике, да и адаптер для зеркальных объективов вышел одновременно с камерами, так что никонисты должны быть довольны: и овцы целы — все «стекла» в деле, и волки сыты — дальше по жизни с любимым брендом. Я, как вы уже наверно поняли, "сижу" на другой системе, но хорошие объективы и достаточно быстрый автофокус новинки — мимо этого никто не пройдёт равнодушным.

Автофокус, в том числе на автомате, — отличный, специально для этих целей ходил и "настреливал" серии, точно могу сказать: "мажет" на удивление редко, камере бы ещё такой же быстрый и не тормозной дисплей! Как большой любитель ситуационной видеосъёмки не могу не похвалить отдельную кнопку для записи видео. Идея и исполнение встроенной вспышки интересные, но, господа, а где же «башмак» для внешней вспышки, как снимать с телевиками?

Словом, по оптике, качеству снимков и скорострельности — с удовольствием плюсую, а вот по удобствам и эргономике я уже, видимо, зажрался и следующую камеру в серии хотел бы видеть более продвинутой.

#За элегантность пришлось поплатиться удобством


Алексей Дроздов,
эксперт тестовой
лаборатории 3DNews.
Снимает на Canon EOS 7D

Определялся я, определялся — и не определился. С одной стороны, в Nikon 1 меня привлек стильный минималистичный дизайн и компактный корпус, позволяющий спрятать камеру в любой карман так, что она не будет заметной. Потом достанешь камеру — и любуешься: выглядит аппарат восхитительно.

С другой стороны, как только берешь Nikon 1 в руки, понимаешь, что за элегантность устройства придется поплатиться удобством: фотокамера банально норовит выскочить из рук, поскольку рукоятки для хвата у неё нет (а если бы была, то Nikon J1 стал бы более пухленьким). Поэтому без нашейного ремешка «единичку» использовать просто нельзя, а надевать его на себя любят далеко не все.

Управление откровенно странное: все ручные режимы съемки спрятаны глубоко в меню, несмотря на то, что аппаратный диск-переключатель пустует на две трети и туда без проблем могли бы поместиться заветные буковки P, A, S и M.

И с этими недостатками можно было бы смириться, если бы получаемое изображение могло похвастаться чем-то особенным. Но примерно то же самое дают остальные беззеркалки подобного класса. Как говорится, ничего особенного. С другой стороны — это тоже неплохо: размер матрицы у «единички» поменьше, чем у конкурентов, а качество — на уровне. Правда, Nikon 1 не во всех случаях может «прицелиться» (в темных помещениях взять фокус — настоящая проблема).

Странно получается: и аппарат красивый, и картинку дает хорошую, а использовать его я не хочу. Потому что не готов променять удобство и точный фокус на красоту и компактность. Не мой это вариант — я еще потаскаю верную «семерку» и рюкзак с оптикой. Мне не тяжело.

#Этого ли вы хотели от фотоаппарата?


Игорь Осколков,
редактор рубрики
«Мастерская».
Снимает на Sony NEX-C3

Похоже, что на каком-то моменте в Nikon вдруг, внезапно так, поняли: у других производителей беззеркалки уже есть, а мы всё никак свою не сделаем. Непорядок! И срочно-срочно, пускай и постаравшись принять во внимание чужие ошибки, сделали. Что вышло?

Начнём разбор полётов со внешности. Симпатичный с виду корпус несомненно привлечёт внимание потенциального покупателя. Он правда по-настоящему красив, насколько может быть красивой железка. Вот только уже после покупки, несмотря на лёгкость тушки, новоиспеченный владелец поймёт, что держать аппарат в руках неудобно. Лично мне гладкий металлический корпус без каких-либо выступов просто не позволяет нормально ухватиться ладонью. Но это ладно — ладони у всех разные.

Вспышку на тоненькой ножке, кажется, можно без особых усилий отломать. Элементы управления тоже слегка непривычны. Колёсико, которое обычно отвечает за выбор режимов съёмки (приоритет выдержки, диафрагмы и прочая, прочая), сильно упрощено: видео, фото, автоматические настройки фото и съемка движущихся объектов — вот и все режимы. Остальные доступны через меню настроек, перемещаться по которому с помощью гиперчувствительного джойстика, скажем так, непросто.

Ручной режим съёмки есть, но каких-то дополнительных настроек, что присутствуют даже в зеркалках начального уровня, не ждите. Качество снимков и видео неплохое, только не забывайте про размер матрицы — один дюйм и есть один дюйм. Встроенный шумодав наличествует (куда же без него), но задачи на него с учетом того же размера матрицы возложены непосильные: он безуспешно пытается вытянуть картинку, но в итоге бессильно опускает руки.

А вот что можно отнести к несомненным плюсам, так это неплохую и недорогую оптику. Есть и мелкие объективы 10-30 или 30-110 с блокировкой в походном режиме (“Поверните кольцо зуммирования для удлинения объектива”) и приятной мелочью — при разблокировке автоматически включается тушка. Есть и настоящая «дура» 10-100, под которую впору иметь ещё один штатив, ибо весит она по сравнению с самой камерой немерено. Те, кому этого мало, могут прикупить переходник с байонета Nikon 1 на Nikon F и пользоваться “взрослой” оптикой. В нём как раз есть разъём под штатив.

В общем, странное устройство Nikon J1. Вроде и беззеркалка, да только обладатели зеркальных камер, которые берут подобные аппараты на подхват, будут расстроены таким неразнообразием опций. Обычные пользователи предпочтут взять за те же деньги какую-нибудь хорошую мыльницу или ультразум с несъёмным объективом. А то и вовсе сэкономить, взяв что-то сильно подешевле, или, наоборот, чуть-чуть добавить и получить камеру со значительно большим количеством возможностей и крупной матрицей. Зато Nikon J1 красивый, да. Но этого ли вы хотели от фотоаппарата?

#У Nikon 1 есть единственная беда


Александр Перекалин,
заместитель главного
редактора 3DNews.
Снимает на Sony NEX-3

Мысль о покупке беззеркалки у меня появилась тогда, когда я с ужасом понял, что половину собранного в трехдневную командировку рюкзака занимают фотоаппарат и объективы к нему. Аппарат, правда, был пожилой, хорошая оптика его не спасала, так что любая современная беззеркалка на его фоне казалась пределом мечтаний. Так у меня появилась первая нормальная камера без зеркала.

Прошло два года — и теперь меня можно считать эдаким евангелистом беззеркалок: я готов на каждом углу проповедовать, что зеркальные громадины вам больше не нужны, компактной системной камеры более чем достаточно.

Nikon 1 — пожалуй, самая миниатюрная и легкая из тех беззеркалок, что мне доводилось держать в руках. И главное — размеры оптики соответствуют габаритам тушки, потому что тот же NEX громоздкостью своих объективов только расстраивает. Понятно, что это напрямую связано с размером матрицы, но все же. При этом на крошечную тушку уместилось достаточное количество органов управления: есть и диск с режимами, и колесико, которым так удобно пользоваться в меню и быстро менять параметры, — места хватило даже для нескольких отдельных кнопок. Эталоном в плане удобства управления среди беззеркалок для меня были аппараты Panasonic, но Nikon оказалась примерно на том же уровне — разве что на диске с режимами действительно не хватает заветных P, A, S, M. Правда, всегда можно выбрать в меню заветное A и больше из него не вылезать.

Радует оптика: как я уже сказал, она компактная (за исключением 10-100) — и это огромный плюс. Теперь в рюкзак, помимо Nikon J1 с ворохом объективов, влезает комплект одежды на неделю и ноутбук — к очередной выставке готов, багажом не пользуюсь из принципа. Она дает приятную картинку — еще плюс. Она недорогая (опять-таки за исключением 10-100) — можно не переживать за свой кошелек, если фотосъемка станет серьезным увлечением. Камеры Micro Four Thirds ценами на оптику отпугивают иногда даже «зеркальщиков». Правда, ассортиментом объективов Nikon пока не балует — не хватает нормальных фиксов для портретной съемки.

Но у Nikon J1 есть единственная беда, из-за которой я ее до сих пор не купил: шумы. Понятно, что от дюймовой матрицы не стоит ждать качества среднеформатника, но я часто, очень часто снимаю в помещениях. И с этим Nikon J1 не справляется — шумит и нещадно размазывает моих ненаглядных спикеров и представителей компаний в неразборчивую цветастую кашу. Вот если бы мне надо было цветочки или архитектуру снимать — взял бы J1 или J2, но мне делом надо заниматься — так что я по-прежнему выбираю из камер с более крупными матрицами. Разве что про зеркалки больше не задумываюсь.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥